Том 22, № 3.2 (2016)

Весь выпуск

ДИНАМИЗМ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ РЕЧИ

Сиротинина О.Б.

Аннотация

В статье доказывается увеличение скорости изменения речи в XXI в. под действием разнонаправленных тенденций и роль в этом СМИ и Интернета. Определена и показана роль тенденции к точности информации и тенденции к экономии речевых усилий, которая в XXI в. побеждает. Это вызывает тревогу за судьбу русского языка из-за усиливающегося влияния СМИ и интернет-общения на массы, выявлены процессы диффузации значений слов, приводящих к обеднению лексической системы, усиление неопределенности сообщений в СМИ во избежание судебных рисков. Многолетний мониторинг нескольких центральных газет и новостных теле и радиопередач разных каналов и станций позволил проследить соотношение нормативных и ненормативных употреблений ряда лексем (нелицеприятный – неприятный, довольно – достаточно) в качестве интенсификатора признака сходный – похожий – подобный – схожий и т. д.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):9-14
pages 9-14 views

ДИНАМИКА СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ПРОИЗВОДНЫХ СЛОВ И ЕЕ КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНАЯ ОСНОВА (НА МАТЕРИАЛЕ МОДЕЛЕЙ ВТОРИЧНЫХ ДИМИНУТИВОВ)

Крючкова О.Ю.

Аннотация

В статье на примере исторического развития моделей вторичной диминутивной деривации развивается положение о том, что динамика структурно-семантических образцов словообразования дает ценные сведения о развитии как языка, так и мышления. Изменения могут касаться каждого из компонентов структурно-семантической модели словопроизводства: мотивирующей базы данной группы производных слов, словообразовательных средств, участвующих в их образовании, словообразовательного значения результирующих единиц словопроизводственного процесса. В работе рассматривается историческая динамика на уровне каждого из названных компонентов в моделях образования вторичных диминутивов, дается когнитивная интерпретация наблюдаемых структурно-семантических изменений.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):15-20
pages 15-20 views

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ КАК ИНТЕРФЕЙС РЕЧЕВЫХ СФЕР АВТОРА И ПЕРСОНАЖА В МИКРОЭПИЗОДЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДИСКУРСА

Сигал К.Я.

Аннотация

Cтатья посвящена функционально-дискурсивному анализу словосочетания. В статье показано, что словосочетание может становиться интерфейсной структурой, в которой взаимодействуют речевые сферы автора и персонажа.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):21-23
pages 21-23 views

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИЯХ УСТНОГО НАРРАТИВА В ОНТОГЕНЕЗЕ

Юрьева Н.М.

Аннотация

Статья обращена к опыту зарубежных исследований, опирающихся на когнитивный подход, в области изучения такой сложной и во многом еще не ясной проблемы, как становление устного нарратива у детей. На основе анализа зарубежных исследований, проводимых в русле когнитивного направления современной науки, и выявленных фактов, указывающих на значение освоения ребенком ментального компонента деятельностной ситуации «цель – действие – результат», а также концептуальной репрезентации устной истории как специфической формы дискурса в статье высказывается предположение о психолингвистическом механизме порождения устного нарратива в онтогенезе.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):24-27
pages 24-27 views

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СТРУКТУРЕ КОНЦЕПТОВ БИБЛЕЙСКОГО ИСТОКА: НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА

Орлова Н.М.

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы, связанные с библейским текстом как прецедентным феноменом в русской литературе и культуре. В центре внимания автора находится Ветхозаветная ситуация «Неопалимая купина» и формирующиеся на ее основе концепты. Смысловая эволюция концептов изучалась при помощи метода сравнения когнитивной матрицы библейского текста и написанных в разное время художественных произведений. В результате проведенного анализа установлено, что при значительных деформациях в структуре когнитивной матрицы библейского текста в процессе реализации его прецедентного потенциала отмечается как концептуальная связь с исходным текстом Библии, так и универсальный межкультурный характер ключевых концептов «Неопалимая купина», «Бог», «свет». Сделан вывод о том, что представляется перспективной их дальнейшая смысловая эволюция в языке и лингвокультуре.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):28-33
pages 28-33 views

ДИНАМИКА ЮЖНОРУССКОЙ ДИАЛЕКТНОЙ СИСТЕМЫ НА ТЕРРИТОРИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Мурзаева Т.И.

Аннотация

В статье исследуется современное состояние южнорусского говора Саратовской области, рассматриваются его фонетические и грамматические диалектные особенности. Сопоставляются записи диалектной речи, сделанные в 2015 году и в 1990 году в одном из сел Саратовской области, а также данные «Атласа русских говоров Среднего и Нижнего Поволжья» Л.И. Баранниковой. Сравнение материалов, полученных в разное время от информантов различного возраста и уровня образования, дает возможность обнаружить в развитии рассматриваемого говора действие нескольких тенденций, общих для современных диалектов. Среди них упрощение системы предударного вокализма, вариантность морфологических форм, устойчивость грамматических особенностей широкого распространения, постепенная утрата диалектной лексики.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):34-38
pages 34-38 views

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ НЕОЛОГИЗАЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

Карева О.М.

Аннотация

На основе анализа данных неологической картотеки Института лингвистических исследований РАН отмечены основные тенденции в динамике словарного состава русского языка текущего десятилетия: реализация его словообразовательных средств как основной источник обновления и пополнения лексики; преобладание при этом различных видов сложения, а также развитие аналитических форм и моделей, распространение в печатных СМИ новых слов, пререданных в иноязычной графике; активизация глагольного словообразования. В качестве иллюстративного материала представлены неолексемы разных типов, в том числе новая социально-политическая лексика, а также совокупность неологизмов, связанных с феноменом селфи.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):39-43
pages 39-43 views

МЕТОНИМИЯ И КОГНИТИВНАЯ МЕТАФОРА КАК РЕЗУЛЬТАТЫ ВОПЛОЩЕНИЯ КОНЦЕПТА-СЦЕНАРИЯ В РЕЧИ (НА ПРИМЕРЕ СЦЕНАРИЯ ПОНИМАНИЯ)

Илюхина Н.А.

Аннотация

В статье рассматривается роль типа концепта в образовании когнитивной метафоры и метонимии. Предметом исследования является механизм образования когнитивной метафоры и лексической метонимии на базе концепта-сценария и параллелизм их возникновения и использования в речи при отражении одной и той же ситуации действительности, в данном случае при номинации и метафорической концептуализации ситуации понимания как ментального акта. Генезис метафоры и метонимии связан с сокращением словесной или синтаксической цепочки при репрезентации процесса понимания в речи. Показана обусловленность когнитивной метафоры сценарного типа и сценарной метонимии структурой сценария как разновидности концепта на фоне других способов воплощения концепта сценарного типа в речи.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):44-50
pages 44-50 views

ДИНАМИКА ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ «ВЗЯТКА» В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Плотникова А.М., Старикова К.В.

Аннотация

В статье рассматривается семантика слов, образующих лексикосемантическое поле «взятка», активно пополняемое в современном русском языке. Дается обзор лексических и фразеологических единиц, отраженных в различных лексикографических источниках и служащих обозначению такого социального порока, как взяточничество. Показано, как расширяется словообразовательное гнездо с корнем взятк-, как формируется состав лексических единиц данного поля в разговорной речи и как представлено это поле в юридическом языке. Соотношение терминологической лексики и разговорного бытования слов данного поля показывает различия в объеме значений ряда единиц. На материале Национального корпуса русского языка представлен анализ сочетаемости слова взятка, позволяющий реконструировать социальный портрет данного явления. Особое внимание уделено системе эвфемистических номинаций, выполняющих различные прагматические функции: сокрытие сущности действий, изменение знака оценки с отрицательной на положительную, снятие коммуникативного дискомфорта. Рассматривается, как осуждение взяточничества сменяется амбивалентным отношением к этому явлению в современных публицистических текстах.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):51-56
pages 51-56 views

О ПРОИСХОЖДЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМА ЧИЖИКА СЪЕЛ И ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИИ В СОВРЕМЕННОМ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

Коваль В.И.

Аннотация

Происхождение русского фразеологизма чижика съел – ‘о том, кто добился минимальных, ничтожных результатов, первоначально рассчитывая на значительно большее’, рассматривается в статье как результат смысловой и вербальной «конденсации» авторского текста, содержащего реальные языковые и этнокультурные предпосылки для формирования и дальнейшего функционирования данного устойчивого словосочетания. Отмечается моделируемый характер рассматриваемого фразеологизма, его соответствие одной из продуктивных деривационных закономерностей, характерных для живой разговорной речи. Выявляются особенности употребления фразеологизма чижика съел в различных публицистических текстах, его значительный экспрессивный потенциал, способствующий обрисовке негативно осмысливаемых ситуаций.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):57-60
pages 57-60 views

К ВОПРОСУ ПЕРЕВОДА МОНГОЛЬСКИХ РЕАЛИЙ НА РУССКИЙ ЯЗЫК

Цэдэнжав Д.

Аннотация

В статье исследуется перевод традиционного монгольского счисления времени по суткам. Автор статьи считает, что в переводе романа монгольского писателя Ч. Лодойдамбы «Прозрачный тамир» традиционное монгольское счисление времени по суткам обозначено неточно. Это счисление времени, связанное с традиционным укладом жизни монголов, передано на русский язык разными способами выражения времени: по расположению солнца на небосводе, с помощью приблизительного времени, с помощью современного времясчисления. Некоторые неточности перевода временного счисления повлияли на качество перевода.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):61-65
pages 61-65 views

ПРИСТАВКА ПРО- В ДРЕВНЕРУССКОМ ТЕКСТЕ ЗАДОНЩИНЫ

Саккини М.

Аннотация

В статье исследуются соотношения между категорией вида глагола и семантикой древнерусской приставки про- в тексте Задонщины. Хотя данный текст не имеет оригинала, но на основе Кирилло-Белозерского и Ундольского списка, которые являются соответственно его единственным вариантом в краткой редакции и лучшим вариантом в пространной редакции, можно создать его прототекст. С опорой на научную литературу для приставочных глаголов на про- в Задонщине, после определения их семантического типа (только-пространственной, пространственно-результативной, временно-результативной, только-результативной), определяются их возможные видовые пары. Формальные средства их образования и датировка устанавливаются по словарям древнерусского языка, а их функциональное содержание предопределяется отношением производности между способами действия их членов. Выделены тенденции в формировании разных типов пар с разной семантикой

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):66-72
pages 66-72 views

ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА: ТЕКСТ И ДИСКУРСИВНЫЙ КОНТЕКСТ

Чумак-Жунь И.И., Щербак Ж.А.

Аннотация

Рассматривается специфика формирования смыслов слова в художественном тексте. Основная мысль: в художественной речи каждая номинативная единица языка реализует свои импликациональные связи, актуализируя в этноязыковом сознании дискурсивные, когнитивные, ситуационные и другие ассоциации. Авторская концепция ориентирована на исследование формирования смыслов языковых знаков с учетом их основных отношений: синтактики (дискурсивного контекста), семантики (оценочности языковой единицы и ее образности), прагматики (творческой задачи автора и реализации ее в авторских метафорических моделях). Каждый аспект обладает особым предметом исследования.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):73-77
pages 73-77 views

СЕМИОТИЧЕСКАЯ ГРАДУАЛЬНОСТЬ ОБРАЗНО-МЕТАФОРИЧЕСКИХ ПОСТРОЕНИЙ В РУССКИХ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ

Кураш С.Б.

Аннотация

В статье анализируются различные типы образно-метафорических построений, характерных для русской поэзии ХХ–ХХІ вв., отражающих градуальный характер метафорики как лингвосемиотического механизма, лежащего в основе поэтического моделирования картины мира. Для решения поставленной задачи использован метод трансформации высказывания с позиции его синтаксической деривации (по Л.Н. Мурзину и Т.В. Симашко). Анализируются случаи совпадения / несовпадения интродуктивной и базовой структур высказывания при создании метафорического образа. В результате выявлены и интерпретированы виды образно-метафорических построений – семиотически «слабая» и «сильная» метафора, а также ряд конструкций, занимающих промежуточное положение между ними, – представленные случаями количественной и качественной асимметрии интродуктивной и базовой структур при создании результирующего словесного образа.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):78-84
pages 78-84 views

О ПРОЕКТЕ ТОЛКОВО-АСПЕКТУАЛЬНОГО СЛОВАРЯ РУССКИХ ГЛАГОЛОВ

Карпухин С.А.

Аннотация

В статье излагается идея создания толково-аспектуального словаря русских глаголов, для русской лексикографии – словаря нового типа. В работе также выдвигаются принципы реализации предлагаемой идеи, выработанные на основе двухкомпонентной семантической модели глагольного вида и на опыте аспектуального описания более 200 глаголов совершенного вида.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):85-91
pages 85-91 views

ПРИНЦИП ДИНАМИЧЕСКОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

Карпенко Л.Б.

Аннотация

В статье рассматриваются современные подходы к обучению русскому языку как иностранному, обосновывается принцип динамического развертывания речевой деятельности как синтез наиболее продуктивных подходов – коммуникативнодеятельностного и когнитивного. Принцип динамического развертывания речевой деятельности предполагает последовательное расширение и усложнение учебного материала. Продвижение в освоении языка достигается за счет многократного повторения, наращивания речевых моделей, развертывания диалогических ситуаций. Раскрывается содержание основных прогрессий в преподавании русского языка как иностранного: фонетико-орфоэпической, лексической, грамматической, прогрессии устного и письменного высказывания.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):92-95
pages 92-95 views

СТРУКТУРА «ПОЛЯ ПОНИМАНИЯ» В РЕФЛЕКСИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Данилова Н.К.

Аннотация

Статья посвящена описанию языковых процессов, формирующих «поле понимания» в рефлексивной коммуникации. Основное внимание в статье уделено выявлению и описанию комплексных способов представления в дискурсе модусных смыслов, отражающих интенциональные состояния субъектов общения.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):96-100
pages 96-100 views

АССОЦИАТИВНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА: К ВОПРОСУ О ДЕФИНИЦИИ ПАРАДИГМЫ

Слива Т.В.

Аннотация

В статье представлен анализ научных изысканий в области лексико-семантической парадигматики. Парадигматические отношения (омонимия, синонимия, антонимия, гипергипонимия, меронимия и т. п.) рассматриваются как отношения, построенные на смысловых ассоциациях. Определяется типология данных ассоциаций, выявляется их роль в формировании лексических парадигм, а также в образовании переносных значений слов. Особое внимание уделяется ассоциативно-семантической группе: обосновывается возможность существования такой парадигмы, описан принцип ее формирования, рассмотрены различные подходы к ее определению. Дальнейшие исследования в данном направлении будут способствовать более глубокому осмыслению принципов формирования лексическо-семантических парадигм, а также механизма взаимодействия единиц лексической системы.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):101-106
pages 101-106 views

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В УРБАНОНИМИЧЕСКОЙ НОМИНАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ НАЗВАНИЙ ЖИЛЫХ КОМПЛЕКСОВ)

Разумов Р.В.

Аннотация

В статье рассматривается история появления в ономастическом пространстве Российской Федерации названий жилых комплексов. Автор относит данный тип собственных имен к одной из разновидностей урбанонимов – ойкодомонимам. Названия жилых комплексов выполняют не только адресную, но и рекламную функции, поэтому они занимают промежуточное положение между классическими урбанонимами и рекламными именами. Названия жилых комплексов возникают в результате искусственной номинации; они отражают вкус номинаторов, не ограниченный юридическими нормами. Автор анализирует структуру названий жилых комплексов, выделяет в них две части: урбанонимический термин и онимическую часть. В российских городах преобладают два урбанонимических термина: жилой комплекс и микрорайон. Автор выделяет 3 основных принципа номинации жилых комплексов: указание на расположение объекта, отражение особенностей внешнего вида, подчеркивание престижности объекта. Отмечается необходимость выработки общих принципов создания и экспертизы названий жилых комплексов.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):107-112
pages 107-112 views

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБОЗНАЧАЮЩИХ ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА

Веселкова Т.В.

Аннотация

В статье представлен фрагмент предварительных выводов, полученных при анализе слов, принадлежащих одному лексико-семантическому полю, с точки зрения их словообразовательных возможностей и лексико-семантического потенциала. Выявлено, что гнезда цветовых прилагательных имеют различный состав производных: от 8 (оранжевый) до 145 (красный). Установлено, что наиболее продуктивными способами в образовании производных в гнездах цветовых прилагательных являются суффиксация, сложение и сращение; основное значение (значение цвета) остается преобладающим в гнездовых производных прилагательных. В статье отмечено, что набор производных по их частеречной принадлежности может быть разным, но имеет сходную модель образования слов той или иной части речи; словообразовательные модели, выбор словообразовательных формантов зависят от принадлежности слова лексико-семантическому разряду.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):113-117
pages 113-117 views

ФУТУР I: ОСОБЕННОСТИ СЕМАНТИКИ И ДИНАМИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Боднарук Е.В.

Аннотация

В статье анализируется одна из самых спорных форм немецкой временной системы – футур I. Характеризуются особенности ее использования, определяется ее семантический статус. Футур I рассматривается как форма, основным значением которой является значение будущего времени. При выражении футуральной семантики обычно проявляются также модальные значения (волитивное или эпистемическое). Когда продуцент речи опирается при выражении эпистемического значения на определенный источник информации, футур I эксплицирует также эвиденциальное значение. В последние десятилетия доля употребления формы футура I в речи снижается, что в сочетании с некоторыми другими факторами может способствовать повышению уровня субъективности высказывания с данной формой, например, подчеркиванию важности предстоящего действия / события или акцентированию внимания на личности говорящего.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):118-122
pages 118-122 views

ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ДИАЛЕКТНЫХ РАЗЛИЧИЙ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «ПИТАНИЕ» В САМАРСКИХ ГОВОРАХ

Баженова Т.Е.

Аннотация

В статье рассматривается проблема системного описания тематической группы «Питание» в русских народных говорах Самарской области. Используются лексические материалы диалектологических экспедиций, пополняющие поволжский атлас. Определена типология диалектных соответствий. Констатируется наличие диалектных вариантов общенародных слов и диалектных лексем, отсутствующих в литературном языке и его разновидностях; преобладание наименований продуктов питания, горячих блюд, выпечных изделий. Делается вывод о том, что лексика питания расширяет представление о типологии самарских говоров и обладает диагностическими возможностями, которые наряду с фактами других уровней языка могут быть использованы в комплексной характеристике вторичных говоров.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):123-129
pages 123-129 views

ЧТО ВЫ ЧИТАЕТЕ? ИЗДАТЕЛЬСКИЕ ВАРИАНТЫ ТЕКСТОВ СОВРЕМЕННЫХ РОМАНОВ

Шталь П.

Аннотация

В данной статье описывается проект по сравнению 11 различных изданий известного романа Томаса Манна «Волшебная гора» (1924 г.). Целью является разработка компьютеризированного инструментария, который дает возможность автоматизированной обработки текстов только с небольшой долей их дополнительной ручной обработки. После сканирования секвенций из нескольких глав романа изображения преобразуются в текстовые файлы. В текстах исправлены дефисные написания, а т. н. OCR-ошибки исправляются автоматически. Для сравнения текстов все различия между ними выявляются: различия пунктуации, орфографии и лексические модификации. Текст первого издания романа Т. Манна 1924 года и варианты, найденные во всех других переизданиях, объединены в новое критическое издание текста.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):130-142
pages 130-142 views

СПОСОБЫ ДЕКОДИРОВАНИЯ СЕМАНТИКИ НОВЫХ АНГЛОАМЕРИКАНИЗМОВ В ТЕКСТАХ СМИ

Шайхутдинова Х.А.

Аннотация

Активное употребление на страницах немецких и русских СМИ новых заимствованных англоамериканизмов отражает процесс глобализации и интеллектуализации языка, вместе с тем усложняет восприятие и понимание читателем содержания текста. Декодирование новых знаний, заключенных в семантике неологизмов, становится возможным благодаря различным приемам, используемым авторами текстов для интерпретации новых слов. В статье иллюстрируются способы декодирования читателем семантики новых заимствованных слов в контексте благодаря применению различных средств – графических, лексических, синтаксических и других.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):143-148
pages 143-148 views

ТЕКСТ И ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Трофимович Т.Г.

Аннотация

В статье рассматривается место и роль текста в филологическом образовании младших школьников Республики Беларусь. Автор формулирует основные требования к тексту как дидактическому и воспитательному инструменту. Текст, оказывающийся компонентом образовательного процесса, должен быть дидактически ценным, являться образцом грамотной, качественной речи, соответствовать современным представлениям о мире и его устройстве, обладать воспитательным потенциалом. Как показывает практика, только привлечение в образовательный процесс текстов, соответствующих этим требованиям, оправданно и целесообразно.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):149-152
pages 149-152 views

ВОЕННЫЙ РАЗГОВОРНИК ДЛЯ СОЛДАТ ВЕРМАХТА: ДИНАМИКА ТЕКСТОТИПА

Дубинин С.И.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности содержания и лексический состав переизданного в 1938 году для нужд нацистской армии Третьего рейха популярного немецко-русского разговорника времен Первой мировой войны под редакцией Ф. Зульцбергера. Военный разговорник Зульцбергера образца 1938 года рассматривается как связный текст в совокупности с материальными, идеологическими, жизненными, этно- и социокультурными, психологическими факторами. Он являет собой особый прагматически ориентированный текст в событийном аспекте конкретной военной ситуации и милитаристской доктрины германского вермахта накануне Второй мировой войны. Военный разговорник как разновидность, активный тип (жанр) переводного идеографического (тематического) словаря с преобладающей функцией перевода ориентирован на коммуникативные интересы пользователя: обеспечение минимума общения в определенных ситуациях.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):153-161
pages 153-161 views

ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОНЦЕПТА «КРУГ»: ОПЫТ СТРУКТУРИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ОБРАЗ-СХЕМЫ

Резникова Е.В.

Аннотация

Статья посвящена моделированию семантической структуры концепта «круг» в динамическом аспекте. Анализ метафор, воплощающих образ движения по кругу, показал многообразие воплощаемых смыслов, разнородных, а зачастую и диаметрально противоположных, которые трудно объединить в общую структуру. В статье предлагается оригинальный способ выстраивания системы смыслов геометрического концепта «круг» – на основе образ-схемы, т.е. такого типа концепта, который обобщает информацию о действительности в виде элементарного образа, представляющего собой схематически обобщенное чувственно-наглядное представление этого фрагмента действительности. Отдельные значения метафорических единиц возводятся к осмыслению тех или иных аспектов прототипического действия – кругового движения.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):162-165
pages 162-165 views

ПРОЯВЛЕНИЕ ПАРЦЕЛЛЯЦИИ В ТЕКСТАХ ЭССЕ

Курбанова И.С.

Аннотация

В статье рассматривается синтактическое явление, называемое парцелляцией. Показано, что парцелляция возникает как проявление разговорного языка. Существенными отличительными признаками синтаксиса разговорного языка являются планирование, естественность, линейное развитие и спонтанность речи –сохранение «необусловленных» изменений. Парцелляция выступает в качестве речевой единицы. Парцеллированные единицы придают текстам эссе особую красоту, маркируют ряд дополнительных рассуждений, формируют двуплановые или многоплановые синтактические конструкции. Главная мысль сосредоточена в основном тексте, дополнительная информация отражается в парцеллах, которые продолжают главную мысль. Основная фраза в семантическом отношении имеет автосемантический характер, а соединение обладает синсемантическим значением, обладающим большей интенсивностью.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):166-170
pages 166-170 views

ДИСКУРСИВНЫЕ МАРКЕРЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Харьковская А.А.

Аннотация

В настоящей работе содержится краткое описание дискуссионных позиций специалистов в области межкультурной коммуникации по поводу роли и статуса современного английского языка в сфере делового общения, которое сопровождается систематизацией иллюстративного материала из глоссариев ‘модных’ слов и выражений английского языка. Обнаруженные в ходе исследования дискурсивные маркеры отражают приоритеты современного дискурсивного пространства англоязычной деловой коммуникации.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):171-174
pages 171-174 views

СПОСОБЫ АДРЕСАЦИИ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ РОССИЙСКОЙ КОНДИТЕРСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Романова Т.П.

Аннотация

В статье рассматриваются российские торговые марки кондитерских товаров в качестве носителей коммерческой информации. Данные рекламные наименования представляют собой микротесты, построенные в соответствии с рекламными стратегиями определенного типа. В данной области номинации реализуются различные типы рационалистических стратегий (родовая стратегия, стратегия преимущества и стратегия позиционирования), в соответствии с которыми характеризуется вкус продукта или направленность на определенный сегмент целевой аудитории. Активно используются также и проекционные стратегии, включающие стимулы эмоционального характера и ценностные ориентиры современного адресата: стратегия «резонанс», аффективная стратегия и стратегия внутреннего драматизма марки.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):175-179
pages 175-179 views

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЗАИМСТВОВАННЫХ АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ РУБЕЖА ХХ—ХХI ВВ. (НА МАТЕРИАЛЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТА МЕДИА-)

Безрукова А.А.

Аннотация

В статье представлен анализ новых тенденций в употреблении заимствованного аналитического прилагательного медиа-. Контексты конца 1990-х — начала 2000-х гг. демонстрируют его новые возможности, а именно — способность к изолированному употреблению, что позволяет говорить об изменении статуса даного элемента в современном русском языке. Факты использования элемента медиа- как самостоятельной лексемы наглядно демонстрируют его уверенное перемещение из группы морфем, имеющих промежуточное положение между аффиксами и корнями, в группу корней. При этом словообразовательная активность элемента медиа- продолжает оставаться высокой на протяжении последних 25 лет, что фиксируют не только словари неологизмов, но и нормативные словари. Производные с этим корнем употребительны в русском языке и отличаются многообразием значений.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):180-184
pages 180-184 views

ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС КАК СФЕРА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ДОМОХОЗЯЕК (АНАЛИЗ С ПОЗИЦИИ ТИПОЛОГИИ ТЕКСТА)

Гончарова М.А.

Аннотация

Настоящая статья представляет собой попытку анализа типов текста интернет-дискурса по теме «домоводство» – инструкции и комментариев. Инструкция в интернет-коммуникации в целом сохраняет свою типичную структуру и языковое оформление, однако отличается персональной окраской. В комментариях к инструкциям в Интернете эмоциональная информация преобладает над когнитивной. Прагматический характер сохраняют в основном комментарии, которые фактически являются вопросами или предложениями. Автор приходит к выводу, что отличия данных типов текста в интернет-дискурсе от их «бумажных» аналогов обусловлены стремлением авторов приобщиться к сообществу пишущих тексты и к сообществу читающих тексты и тем самым реализовать себя как членов социума.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):185-189
pages 185-189 views

ОБРАЗНАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ В ОТРАЖЕНИИ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ

Кириллова Н.О.

Аннотация

В статье проводится анализ образной интерпретации голосообразования – коммуникативно значимого элемента речевой ситуации, связанного с ее центральным компонентом (субъектом речи). В репрезентации голоса прослеживается взаимодействие метафорической и метонимической моделей, проявляющееся в регулярной метонимической замене наименований говорящего субъекта номинациями, связанными с голосом; подтверждается обусловленность метафорической модели «живое существо» метонимической логикой концептуализации денотата. В интерпретации говорящего субъекта эта модель обладает большими возможностями – любая характеристика конкретного субъекта, которая так или иначе воплощается через речь, может быть передана голосовыми номинациями.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):190-195
pages 190-195 views

ОТ ЗНАЧЕНИЯ К СМЫСЛУ

Лисовицкая Л.Е.

Аннотация

В статье рассматривается смысл художественного текста как совокупный результат понимания читателем континуального речевого потока, в котором авторский замысел (смысл) формализуется благодаря доязыковым смыслам, аккумулированным в языковых значениях разного уровня, символах, а также ассоциациях, потенцированных организацией речевого потока. Автор оперирует понятиями «элементарный смысл» как минимальная единица смысла и «смысловой поток» как некий конструкт, возникающий из однородных элементарных смыслов. Элементарные смыслы рассматриваются с точки зрения лингвистических и экстралингвистических источников, моделей извлечения (порождения), функций и радиуса действия; на примере одной строки демонстрируется неразделимое смысловое единство речевого континуума, взаимодействие осознаваемых и не осознаваемых реципиентом источников и моделей смыслопорождения. Средством верификации элементарного смысла в художественном тексте признано его соотношение (корреляция) с другими смыслами в составе смысловых потоков (парадигм), объединенных кореференцией или концептуальной однородностью.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):196-201
pages 196-201 views

СТЕРЕОТИП «DER HÄSSLICHE SCHWABE» В МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ ФРГ

Пичкур А.И.

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы этнических стерeотипов и их использование в массмедийном дискурсе. С точки зрения когнитивной этнолингвистики стереотип неотделим от механизмов категоризации действительности, он является элементом лингвокультурной картины мира. Главное внимание уделяется основным авто- и гетеростереотипам этнической группы «швабы». Именно швабы находятся сегодня в фокусе медийного дискурса в Германии в связи с ростом межкультурной напряженности в определенных регионах страны, особенно в Берлине. Несмотря на преимущественно экономические причины напряженности, этот социальный конфликт ошибочно трактуют как этнический, что приводит к проявлению ксенофобии.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):202-207
pages 202-207 views

МЕТОНИМИЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ СУБЪЕКТА В СПОНТАННОЙ РЕЧИ

Чернявская Н.А.

Аннотация

В статье исследуются метонимические номинации субъекта в спонтанной речи. Рассматриваются когнитивные, референциальные и прагматические факторы, определяющие специфику профилирования значимого компонента ситуации. Установлено, что профилирование места или объекта действия обусловлено потребностью охарактеризовать человека в функционально-деятельностном аспекте. Профилирование процесса или состояния связано с необходимостью выражения субъективно-модальной оценки. Решающее значение при этом имеют такие параметры, как определенность / неопределенность и единичность / множественность референта.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):208-212
pages 208-212 views

ОЦЕНОЧНЫЕ НАРЕЧИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЗНАКОВ

Усачева О.А.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности взаимодействия категорий интенсивности и оценочности. Анализу подвергаются оценочные наречия, используемые в контексте в роли интенсификаторов различных признаков. Изучаются механизмы формирования семы интенсивности в структуре лексического значения наречий и анализируются особенности их семантики. Выявляется специфика использования в качестве интенсификаторов общеоценочных наречий и наречий с семантикой этической оценки, определяются закономерности в лексической сочетаемости рассматриваемых наречий. Отмечается тенденция к утрате оценочными наречиями качественной семантики.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):213-217
pages 213-217 views

РИТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В РУССКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ XVIII ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ СТАТЬИ Н. МОТОНИСА В ЯНВАРСКОМ НОМЕРЕ ЖУРНАЛА «ТРУДОЛЮБИВАЯ ПЧЕЛА» [1759])

Сложеникина Ю.В., Растягаев А.В.

Аннотация

«Трудолюбивая пчела» – уникальное для XVIII столетия издание. Автором «Рассуждения…» о добродетелях сочинителя истории явился Николай Николаевич Мотонис, соратник А.П. Сумарокова, блестящий ритор, сотрудник Академии наук. Писатель развивает риторические положения М.В. Ломоносова в поэтологическом аспекте: учит, как надо писать, и в то же время сам дает образец риторического сочинения. Коммуникативная модель Мотониса предполагает активного читателя, а само чтение видится ему сложной деятельностью. Создавая пересечение дискурсов автора и читателя, Мотонис активно использует приемы, выработанные античной риторикой и «реабилитированные» практикой писателей-просветителей XVIII столетия.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):224-229
pages 224-229 views

ГЕОЦЕНТРИЗМ СОВРЕМЕННОГО ДИАЛЕКТОНОСИТЕЛЯ И ОТРАЖЕНИЕ ЕГО В СЛОВАРЕ АКТИВНОГО ТИПА

Харламова М.А.

Аннотация

Статья посвящена новому электронному словарю активного типа, репрезентирующему базовые константы традиционной речевой культуры. В центре внимания – исследование деривационно-мотивационых, синтагматических, парадигматических связей заглавного слова словарной статьи Земля и выявление актуализованных в диалектных высказываниях смыслов и значений репрезентантов концепта в народной речи полиэтнического региона. Семантико-когнитивный анализ, как показано в работе, предваряет лексикографирование ключевых слов традиционной культуры в новом словаре. В статье демонстрируется, как традиционная речевая культура Среднего Прииртышья объективирует семантику, восходящую к этимологии ключевого слова, и формирует главное значение заглавного слова земля – ‘почва’ в языковом сознании современного диалектоносителя, выявляя геоцентричность взглядов сельских жителей и коренные свойства народной ментальности в целом.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):230-235
pages 230-235 views

О ФУНКЦИЯХ УСТУПИТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Бакалова З.Н., Краснова Е.А.

Аннотация

Статья выполнена в русле функционализма как одного из методологических направлений современной лингвистики текста и методических установок педагогики сотрудничества. Содержание статьи посвящено анализу художественных функций уступительных высказываний в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» в двух аспектах: теоретическом и методическом. Уступительные союзы рассматриваются как одно из средств кодирования и декодирования текстовых смыслов. В основу положено предположение, что служебная часть речи в тексте мастера слова может стать выразительной художественной деталью – одним из средств типизации, материализации авторской идеи и авторского отношения, выразительности и создания читательского впечатления.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):236-242
pages 236-242 views

КОГНИТИВНЫЕ ДОМИНАНТЫ В ДИСКУРСЕ

Шевченко В.Д., Шевченко Е.С.

Аннотация

Статья посвящена изучению взаимодействия между контекстуальным содержанием цитаты и принимающего текста. В настоящее время вопрос взаимодействия дискурсов остается еще недостаточно изученным. Анализ цитаты и принимающего текста, принадлежащих разным дискурсам, предполагает обращение к предметно-референтным ситуациям и их когнитивным моделям, которые хранятся в памяти говорящих и во многом определяют семантику и прагматику взаимодействующих текстов. Авторы, в частности, обращаются к проблеме взаимодействия между когнитивными структурами дискурсов, связь между которыми устанавливается в результате включения цитаты в публицистический текст. В подобных случаях происходит сравнение когнитивных моделей ситуаций, передаваемых включенным и принимающим текстами. Один из компонентов модели выдвигается на первый план, становится доминантой, что оказывает особое влияние на интерпретацию принимающего текста и отраженной в нем ситуации.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):243-248
pages 243-248 views

ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ НЕОЛОГИЗМЫ КАК МАТЕРИАЛ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Семеновская С.А.

Аннотация

В статье рассматривается вопрос об использовании авторского словотворчества как школьного дидактического материала, помогающего осмыслить сложные вопросы словообразования, а также делается обзор современных школьных учебников русского языка с позиции наличия в них теоретических сведений и практических заданий по авторской неологии. Проанализированы школьные учебники русского языка для 10–11 классов, составленные в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования. В статье делаются выводы о пригодности авторской неологии в качестве материала по словообразованию и его дидактическом потенциале, на сегодняшний день оставшемся практически невостребованным в школьной практике.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):249-254
pages 249-254 views

КИНОФИЛЬМ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ

Шумкина И.В.

Аннотация

В статье обсуждается дидактический потенциал художественных кинофильмов на занятиях по коммуникативным курсам в высшей школе. Кинофильм не только выступает как средство,обеспечивающее наглядность обучения, но и является богатым материалом для коммуникативного анализа, позволяющего студентам осознать сложные феномены коммуникативной науки. В статье дается описание поэтапной работы с фильмами-экранизациями, направленной на рассмотрение разных аспектов коммуникативного взаимодействия (вербального, невербального и паравербального) в их взаимосвязи. Представлен опыт использования художественных кинофильмов-экранизаций по роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» на занятиях по курсу «Введение в теорию коммуникации».

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):255-259
pages 255-259 views

ОНОМАСИОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ В КОММУНИКАЦИИ КАК ДИНАМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Кручинкина Н.Д.

Аннотация

В статье ономасиологическая стратегия предлагается в качестве методологической основы презентации коммуникативной функции языка с позиции номинатора – инициатора коммуникативного процесса, в том числе и для обучения владения языком как средством общения. Нами показаны этапы ономасиологического процесса, которыми следует номинатор – адресант информации, начиная от источника гносеологического процесса – объективной действительности. Перед проецированием воспринятых фрагментов действительности на языковое выражение номинатор-адресант классифицирует воспринятое в соотношении с имеющимися в его языковом сознании прототипами и концептуализирует их. В проекции на языковое выражение, сформированное концептуальное содержание становится означаемым знакового языкового выражения. Поиск адекватной формы выражения – языкового означающего – производится номинатором, исходя из степени его владения языком со всей системой средств выражения.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):260-264
pages 260-264 views

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ВИДОВ НОМИНАЦИИ ИЗВЕСТНЫХ ЛИЦ В ПЕЧАТНЫХ СМИ

Зарипова В.М.

Аннотация

В статье рассматривается функционирование различных видов номинаций известных лиц в публицистическом дискурсе. Материалом послужили именования известных лиц, зафиксированные в современной прессе. Затрагиваются вопросы контекстуального варьирования официальных и неофициальных наименований, выявляются закономерности их употребления в современной газетной речи. В работе отмечаются стилистические особенности функционирования газетных номинаций. Выявляется специфика употребления разных видов наименований лиц в различных коммуникативных ситуациях. Отмечается последовательное использование двучленной номинации по имени и фамилии в официальной коммуникации, употребление в качестве неофициальных обозначений именований с помощью прозвищ.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):265-269
pages 265-269 views

МЕРОНИМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СИСТЕМНОСТИ ЛЕКСИКИ

Колодько Д.А.

Аннотация

Статья посвящена описанию меронимических отношений в языке, а также семантической классификации холонимов и партонимов. Специфика данных отношений заключается в их смысловом разнообразии. Меронимические отношения устанавливаются между сущностями различных типов: биологическими и физическими объектами, процессами и действиями, географическими регионами, свойствами и состояниями, коллекциями и множествами, абстрактными сущностями и т.п. В связи с этим выделяются различные подтипы в семантической классификации холонимов и партонимов, выявляются экстралингвистические и семантические признаки, которые могут быть положены в основу данной классификации. Анализ этих признаков позволяет выделить четкие критерии дифференциации меронимов как компонентов лексико-семантической системы, что будет способствовать расширению представления о семантической природе меронимии. Кроме того, предложенная классификация может стать основой для дальнейшего изучения холо-партитивных отношений.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):270-275
pages 270-275 views

КОРПУС ЛЕКСИКИ С ЭТИМОЛОГИЧЕСКИМ КОРНЕМ *SЬRD-, ВХОДЯЩЕЙ В МИКРОПОЛЕ «ПРОМЕЖУТОК», В ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Тимошина Д.В.

Аннотация

В статье описывается корпус лексики с этимологическим корнем *sьrd-, которая входит в микрополе «промежуток». Выявляются основные значения, которые выражали как однокорневые лексемы, так и композиты в истории русского языка. Отмечается, что некоторые языковые единицы обнаружили синкретические значения и принадлежали одновременно нескольким семантическим микрополям, например «промежуток» и «центр», «промежуток» и «посредничество». В диахронии слова, имевшие в своем значении семантический инвариант «промежуток», указывали на средний признак по величине, свойствам, качествам; называли объект, располагавшийся в средней части чего-либо (страны, местности, реки и т. д.) или составлявший средний период в жизни, истории, развитии и т. п.; обозначали среднее каких-либо величин.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):276-279
pages 276-279 views

СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ОДНОКОРЕННЫХ ЛЕКСЕМ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭЗИИ Б.А. АХМАДУЛИНОЙ)

Урядникова Е.В.

Аннотация

В статье анализируются семантические отношения между словами с повторяющимися корнями в поэтических произведениях Б.А. Ахмадулиной. Такие лексемы с семантической точки зрения часто занимают промежуточное положение между языковыми синонимами и антонимами, при этом иногда являясь паронимами.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):280-284
pages 280-284 views

СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА НОВЕЙШЕГО АНГЛИЦИЗМА ИНДИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОЯЗЫЧНОМ ДИСКУРСЕ

Гуськова А.С.

Аннотация

В статье на основе контекстуального анализа моделируется и описывается семантическая структура новейшего англоязычного заимствования инди. Проведенный анализ контекстов показывает сферы, в которых англицизм инди функционирует наиболее активно. Сравнение значений, зафиксированных в толковых словарях английского языка, и значений, в которых рассматриваемая лексема употребляется в русскоязычном дискурсе, позволяет сделать вывод об изменениях семантики заимствования. В ходе исследования было обнаружено усложнение семантической структуры заимствования инди: выявлены новые значения лексемы инди, сформированные в русском языке: «жанр кинематографа» и «жанр видеоигр».

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):285-288
pages 285-288 views

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРЕЗЕНТАЦИОННОЙ СТАТЬИ И ИХ ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Важдаева Е.А.

Аннотация

В данной работе рассматривается презентационная статья как новый жанр PR-текста. Особое внимание уделено композиции текста обозначенного жанра. Выявлены и проанализированы основные структурные элементы презентационных статей и их прагмалингвистические особенности. Сделаны выводы о необходимости формирования каждого структурного элемента в зависимости от целевой аудитории и в соответствии с общими целями и задачами текста.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):289-293
pages 289-293 views

МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА НА ОСНОВЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЕСЕ ОБЪЕКТА (НА МАТЕРИАЛЕ ДИСКУРСА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ)

Рахимова А.Р.

Аннотация

Статья посвящена специфике функционирования концептуальной метафоры в дискурсе социальной психологии. Концептуальная метафора понимается как лингвокогнитивный процесс, участвующий в осмыслении и репрезентации нового знания по аналогии с уже известным. В частности, рассмотрен процесс метафорического моделирования психики человека в процессе социализации, социальном и межличностном взаимодействии на основе представления о весе объекта. Результаты исследования показали, что языковые маркеры «тяжести-легкости» участвуют в структурировании знания об отношении человека к социальным явлениям, в метафорическом моделировании его коммуникативных и адаптивных способностей. Процесс уменьшения веса объекта лежит в основе представления знания об эмоциональном фоне личности и когнитивных процессах, связанных с восприятием и обработкой информации.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):294-299
pages 294-299 views

ОБРАЗ ФИЗИЧЕСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ КАК СПОСОБ МЕТАФОРИЧЕСКОЙ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ СЛОВЕСНОГО ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ И ОЦЕНКИ В РУССКИХ ГОВОРАХ

Баженов Н.Ю.

Аннотация

Статья посвящена концептоцентрическому исследованию лексики, объектом которого является метафорическое моделирование эмоционального отношения и оценки в русских диалектных наименованиях речи. Описываемая понятийная сфера является в русских говорах чрезвычайно разработанной и представлена обширным количеством номинаций, из которых большая часть связана с выражением негативных эмоций и оценок, в основном в ситуации конфликта. Соответственно, большая часть метафорических образов закреплена именно за выражением семантики ссоры, упреков. Особенную продуктивность обнаруживает образ физического противостояния, который характеризуются обширностью лексической реализации.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):300-303
pages 300-303 views

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ АДЕКВАТНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И АВТОРСКОГО ПЕРЕВОДОВ (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА И. МЕЛЕЖА «МІНСКІ НАПРАМАК»)

Никитина Н.Е.

Аннотация

В статье предпринята попытка сравнения белорусскоязычного оригинала романа И. Мележа «Мінскі напрамак» («Минское направление»), его авторизованного перевода, выполненного Л. Раковским, и авторского перевода. На основании анализа более 300 лингвистических трансформаций в обоих переводах автор классифицирует их, выделяя лексические и стилистические замены, замены грамматической формы слова и грамматических конструкций, опущение либо добавление лексемы, изменения в структуре предложений. Результатом проведенного исследования являются выводы о большей близости оригинала и авторизованного перевода. В статье обосновывается предположение, что обратиться к авторскому переводу писателя побудило желание усовершенствовать оба языковых варианта романа.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):304-308
pages 304-308 views

КОННОТАТИВНЫЙ И ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЦВЕТОВОЙ НОМИНАЦИИ В ПРАГМАТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

Стручалина Г.В.

Аннотация

Цветовая номинация является индикатором не только физических возможностей человека (чувствительность глаза к волнам определенного характера) и когнитивных способностей (выбор ведущей характеристики для создания имени цвета); изучение процесса и его результатов дает возможность представить систему ценностей общества и получить «культурный срез» на том или ином этапе развития языка. Среди колоронимов можно выделить исторически устойчивые группы: «драгоценности», «красители», «материалы», «названия из мира природы», «здоровье», «продукты питания и пряности», «социально маркированные колоронимы». Изначальная прагматическая направленность цветообозначений и тесная связь с психобиологическими и культурными стереотипами делают их важным компонентом рекламных стратегий и маркетинговой политики.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):309-314
pages 309-314 views

ДВОЙСТВЕННАЯ ПРИРОДА ЗАГЛАВИЙ ГАЗЕТНО-ЖУРНАЛЬНЫХ СТАТЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕССЫ)

Чертоусова С.В.

Аннотация

В настоящем исследовании рассматриваются свойства заголовков статей экономических изданий на немецком языке, указывающие на их двойственную природу. Заглавие может иметь статус самостоятельного речевого произведения или зависеть от озаглавливаемого текста. Процесс интерпретации смысла заголовка иллюстрируется на основе интригующего заглавия. Заголовок включает в себя как индивидуальные черты продуцента-журналиста, так и специфический стиль и концепцию издания. Присутствие заглавия в пространстве газетно-журнального текста не является обязательным в современном немецкоязычном экономическом дискурсе. В качестве примера приводятся небольшие газетные сообщения, помещенные на газетную полосу под одной рубрикой.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):315-318
pages 315-318 views

КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ ЖЕНСКОГО ПОЛА СОВРЕМЕННОГО БРИТАНСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

Леонович Л.М.

Аннотация

Статья посвящена исследованию и систематизации основных гендерных маркеров в коммуникативном пространстве персонажей современного британского и американского драматургического дискурса. Динамика гендерных маркеров выявляет тенденции когнитивной системы в аксиологической парадигме современного британского и американского драматургического дискурса. Исследования речевого поведения субъекта в русле антропоцентрической парадигмы позволяют лингвистам изучать процессы, происходящие в момент создания речевого явления, в котором отражены культурные, половые, социальные и возрастные факторы. Любой из перечисленных аспектов влияет на коммуникативные стратегии субъекта, что позволяет исследовать языковую деятельность говорящего с точки зрения лингвокультурологического, концептуального и гендерного подходов.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(3.2):319-323
pages 319-323 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах