Том 29, № 3 (2023)

Обложка

Весь выпуск

ПАМЯТИ ПРОФЕССОРА АНТОНИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ХАРЬКОВСКОЙ

Конев В.А.

Аннотация

21 июля 2023 года кафедра английской филологии Самарского университета, Социально-гу-
манитарный институт и весь лингвистический мир Самарского региона понесли невосполни-
мую утрату – ушла из жизни кандидат филологических наук, профессор, профессор кафедры
английской филологии Антонина Александровна Харьковская. Именно она стояла у истоков
развития англистики в Куйбышеве / Самаре. Она создала свою научную школу и сделала ее
известной не только в пределах Российской Федерации, но и далеко за рубежом.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023;29(3):8-10
pages 8-10 views

История

Пензенская засечная черта: история создания и изучения

Лебедева Л.В., Ставицкий В.В.

Аннотация

Статья посвящена истории изучения Пензенской засечной черты, которая насчитывает более двух с половиной столетий, но до сих пор не становилась предметом историографического анализа. В ее изучении можно выделить три основных этапа. Интерес к укреплениям засечной черты проявился в последнюю четверть XVIII в., когда информация о них попадает на страницы записок путешественников и писателей: П.С. Палласа, П.И. Сумарокова. Со второй половины XIX в. сбором архивных документов о Пензенской засечной линии начинают заниматься архивисты и краеведы. Их усилия были направлены на локализацию земляных валов, установление времени создания воинских поселений, публикацию текста древних актов. Наряду с документами они использовали данные легенд и местных преданий. Начало второго этапа относится к середине XX в., когда исследования Пензенской засечной черты приобрели систематический характер. Основным ее исследователем становится В.И. Лебедев. Помимо широкого использования архивных данных, он обращается к проведению полевых исследований, которые позволили восполнить пробелы, имеющиеся в документах, утраченных в результате пожаров архивов приказа Казанского дворца. Большая работа по поиску древних актов была проделана пензенскими архивистами и краеведами: Г.В. Ереминым, С.Л. Шишловым и В.М. Шаракиным – при подготовке издания «Город-крепость Пенза» по поручению второго секретаря Пензенского обкома КПСС Г.В. Мясникова. В результате общих усилий укрепления Пензенской черты были локализованы на местности, установлены точные даты их строительства, определен состав служилых людей. Итоги исследований были подведены в двух изданиях монографии В.И. Лебедева 1986 и 2006 гг. На современном этапе изучение оборонительных сооружений засечной черты ведется в основном с помощью археологических методов, но их результаты достаточно скромные.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023;29(3):11-16
pages 11-16 views

Опыт лечения и профилактики холеры в XIX веке (по материалам отчетов и публикаций врачей Саратовской губернии)

Варфоломеев А.Ю.

Аннотация

Статья посвящена изучению медицинской практики и методов лечения, применявшихся саратовскими врачами в борьбе с эпидемиями холеры в XIX веке. Актуальность проведенного исследования определяется повышенным интересом широких слоев российского общества и представителей властных структур к поиску эффективных практик в лечении и противодействии распространению опасных инфекционных заболеваний (к их числу относится и холера). Эпидемии и пандемии инфекционных болезней представляют серьезную потенциальную опасность жизни и здоровью людей, а также создают повышенную рискогенность и социально-экономические угрозы современному человечеству. Эти вызовы актуализируют обращение к избранной теме. В данной статье рассматривается многоаспектная проблема, касающаяся способов и методов лечения, которые применяли врачи в борьбе с наводящим ужас и самым смертоносным заболеванием того времени – холерой. Данная проблематика рассматривается на примере эпидемий холеры 1847 и 1892 гг. и борьбы с ними на территории Саратовского Поволжья. Основной исследовательский ракурс сосредоточен на анализе выявленных автором архивных источников – дневников саратовских врачей, на страницах которых они не только представляли официальный отчет губернской врачебной управе, но и делились опытом лечения больных холерой. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что в результате многолетней медицинской практики городских и уездных врачей Саратовской губернии, а также обобщения эмпирических материалов на основе их дневниковых записей вырабатывались оптимальные решения по профилактике и борьбе с эпидемиями холеры, а вместе с тем постепенно формировались и общие методики лечения больных холерой в XIX веке не только на территории Саратовского Поволжья, но и по всей стране.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023;29(3):17-23
pages 17-23 views

Организация и состав партии эсеров в начале XX в.

Леонов М.И.

Аннотация

Представление об организационном состоянии и составе одной из самых значимых в дореволюционной России партии – партии социалистов-революционеров – дает чрезвычайно многое для понимания ее сущности. Соглашение о создании партии было совершено в духе традиций нелегальных заговорщических организаций. Партия явилась как крайне аморфное образование. До рубежа 1905–1906 гг. ее организационные принципы не были сформулированы и утверждены общепартийным форумом. Компетенции структурных подразделений, критерии членства были для всех неясны. Партийная структура складывалась стихийно, в духе традиций революционных организаций России 70–90-х гг. XIX в. Одновременно существовавшие «непартийные» и «партийные» комитеты и группы характеризовали два измерения: общественно-политическое движение и политическая партия. Консолидация в общих чертах завершилась к концу 1905 г. В начале XX в. основная часть эсеровских организаций располагалась в губерниях Европейской России. В основном эсеровские организации действовали в интеллектуальных и индустриальных центрах страны, районах сосредоточения интеллигенции. Значительную часть руководства партии составляли представители генерации 40–60-х гг. XIX в. рождения, в комитетах преобладала молодежь 70–80-х гг. XIX в. рождения. В партию входили представители различных социальных групп, в первую очередь интеллигенция, затем рабочие и крестьяне. Внутрипартийные связи были слабыми и прерывистыми, главным объединяющим центром выступала «Революционная Россия». Теоретические, тактические и организационные проблемы обсуждались кулуарно. В структуре партии отчетливо проявлялись черты нелегальной кружковой организации.

 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023;29(3):24-31
pages 24-31 views

Киноработа Самарского губернского союза потребительских обществ в 1926–1928-е годы

Дианова Е.В.

Аннотация

В данной статье рассматривается киноработа Самарского губернского союза потребительских обществ в 1926–1928 годы. Актуальность темы исследования состоит в том, что на примере деятельности регионального кооперативного союза по кинообслуживанию населения можно выявить общественные факторы и механизмы социокультурной динамики. В качестве источника использованы материалы журналов «Сеятель правды» Самарского губернского союза потребительских обществ и «Кооперативный путь» Средне-Волжского областного и окружного союза потребкооперации. В журналах печатались анонсы фильмов, объявления о маршруте кинопередвижек, отчеты инструкторов о кинорейсах, отзывы зрителей. Основная научная проблема заключается в изучении способов организации кинообслуживания и результатов работы кооперативных передвижек Самарского губернского союза потребительских обществ. Методология исследования базируется на теории коммуникации. Для объективного количественного анализа содержания коммуникации используется контент-анализ. Также применялись нарративный, историко-генетический, историко-сравнительный, типологический методы научного познания. В ходе проведенного исследования удалось выяснить, что самарские кооператоры применили грамотную стратегию по привлечению зрителей, сделав ставку на активных пайщиков, полностью внесших паевые взносы, подписчиков журнала «Сеятель правды». Во время киносеансов, до и после показа фильмов шла вербовка новых членов кооперации и абонентов журнала «Сеятель правды», принимались паевые взносы. Данная политика губсоюза обеспечила окупаемость проката лент и кинорейсов. Организация киновечеров увязывалась с различными общественно-политическими и кооперативно-просветительными кампаниями. 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023;29(3):32-39
pages 32-39 views

Проблемы экономической эффективности совхозов в 1940–1952 годах (по материалам рассекреченных архивных материалов)

Чирков М.С.

Аннотация

В статье на основе архивных источников, многие годы находившихся под грифом секретности, анализируются проблемы экономической эффективности советских хозяйств (совхозов) в первые годы после окончания Великой Отечественной войны. Огромные людские и материальные потери, понесенные сельским хозяйством, предопределили сложности восстановительного периода. Анализ различных статистических данных показал следующие результаты. Слабо росла урожайность кормовых, технических и зерновых культур, не удавалось значительно приумножить поголовье скота. Увеличение заработной платы в совхозах не сопровождалось повышением производительности труда. Несмотря на улучшение технической оснащенности совхозов, не удавалось добиться применения достижений агрономической науки, наблюдались существенные потери при уборке урожая. Сложившаяся система ценообразования сельскохозяйственной продукции породила значительную разницу в плановой и фактической себестоимости, которые, с свою очередь, превышали государственные цены. Важнейшим механизмом ликвидации этого несоответствия стало дотирование совхозов за счет бюджетов разных уровней. Более 80 % сельскохозяйственных предприятий находились на государственных дотациях, из них около 60 % хозяйств имели убытки, которые не сумели компенсировать даже выделяемые средства. Вместе с тем государство получало экономическую выгоду от деятельности совхозов. Средства, выделенные на финансирование деятельности совхозов, были в два раза меньше, чем государство выручало от продажи сельскохозяйственной продукции. Несмотря на определенные успехи в аграрном производстве, совхозы были не в состоянии к началу 1950-х годов увеличить производительность труда, значительно повысить урожайность и умножить поголовье скота, активно внедрять достижения агрономической науки и рационально использовать технику.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023;29(3):40-50
pages 40-50 views

Коммеморация в управленческих практиках советской элиты в 1960–1970-х гг. (на примере Пензенской области)

Сухова О.А.

Аннотация

Целью исследования является анализ практик коммеморации и мемориальной культуры в Пензенской области в 1960–1970-х гг. Рассматриваются вопросы периодизации развития мемориальной культуры и исторической политики; содержания коллективных воспоминаний; трансформации социальной рефлексии; форм и средств коммеморации. Дана оценка возможности применения методологического инструментария «новой политической истории» на региональном и локальном уровнях разработки проблемы. Отмечен высокий источниковедческий потенциал материалов личного происхождения в деле изучения коммеморативного содержания в нарративах, символах и знаках. В ходе анализа историографии проблемы выявлен плюрализм оценочных суждений относительно «инструментальности» советской исторической политики. Сделаны выводы о необходимости объективного анализа национальной специфики, в том числе и в отношении памяти о прошлом, в поиске универсального контента в структурах мемориальной культуры. Прослеживается эволюция функционала и содержания исторической политики в 1960–1970-е гг.: общим трендом процесса выступают падение интереса к символическим практикам революционной эпохи и утверждение новой «организующей» идеи как проявление социального запроса на  солидарность и общую идентичность. Память о жертвах борьбы за советскую власть как инструмент легитимизации уступает место социально значимым переживаниям (память о Великой Отечественной войне) и идее восстановления единства памяти, толерантного отношения к прошлому в целом, что объединяло и имперское, и советское наследие. Фактором травмирующего порядка выступает память о Сталине. На рассматриваемый период приходится и институциональное оформление системы социально-политического взаимодействия в сфере мемориальной культуры.

 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023;29(3):51-58
pages 51-58 views

Репрезентация моделей семейных отношений на страницах советских журналов конца 1960-х – 1970-х гг.

Губанова Т.С.

Аннотация

Рассмотрение социального института семьи как среды формирования и эволюции гендерных ролей представляет особый интерес применительно к истории советского общества, для которого даже на позднем этапе его развития был характерен контроль над частной сферой со стороны государства. Важным социальным институтом, оказывающим влияние на конструирование представлений о гендере, были средства массовой информации, поскольку в них воспроизводились образы желаемых моделей семейных отношений и гендерного устройства общества. С помощью методов гендерного анализа материалов популярных советских газет и журналов возможно раскрытие общих стереотипов мужественности и женственности, а также гендерных семейных ролей, характерных для позднесоветского общества. В данной работе предпринят анализ материалов советских журналов и газет, издававшихся с конца 1960-х по 1970-е гг.: журнала для родителей и учителей «Семья и школа», научно-популярного журнала «Здоровье», рекламного журнала «Новые товары» и детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки». Разнообразная направленность рассмотренных изданий позволяет получить более полное представление о реальных и желаемых моделях мужественности и женственности в позднесоветском обществе. В результате исследования сделаны выводы о значимых расхождениях между декларируемым равенством женщин и мужчин в советском обществе и реальной гендерной структурой социума. Противоречия особенно ярко были выражены в форме репрезентации стереотипных моделей семейных отношений, в особенностях мужской и женской гендерной социализации, а также в гендерной дифференциации семейно-бытовых функций мужчин и женщин.

 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023;29(3):59-64
pages 59-64 views

Тенденции развития и основные аспекты языковой политики Советского государства в автономиях Северного Кавказа (1920-е – начало 1930-х гг.)

Кокорхоева Д.С.

Аннотация

Актуальность темы в том, что Советское государство целенаправленно формировало правовые и социокультурные нормы языковой политики, добившись массовой грамотности на региональных языках и качественного повышения статуса этих языков. Задачи языковой политики в автономиях Северного Кавказа особенно сложны. Цель работы – определить тенденции развития и основные аспекты языковой политики Советского государства в автономиях Северо-Кавказского края в 1920-х – начале 1930-х гг. Статья основана на методологии конструктивизма, системном и сравнительном анализе. Источниковая база статьи включает в себя неопубликованные документы партийных и государственных органов власти, итоги переписей, выступления политических деятелей, статьи публицистов. Новизна статьи состоит в системном исследовании таких аспектов, как формирование письменности и литературы на языках народов Северного Кавказа, ликвидация неграмотности на родных языках, замена арабского алфавита латинским, перевод делопроизводства с русского на региональные языки, унификация алфавитов языков Северного Кавказа, квоты для носителей региональных языков в органах власти. Оценивается деятельность организаций, внедрявших латинизированный алфавит: Национальной комиссии Северо-Кавказского краевого комитета ВКП(б), Национального совета при краевом исполнительном комитете Советов, Краевого национального издательства и др. Аргументируется вывод о противоречивых результатах и низкой эффективности языковой реформы на Северном Кавказе. Ресурсы внедрения региональных языков как основных в системе образования, пропаганды, официального делопроизводства ограниченны. Это объяснялось низким уровнем грамотности населения, слабостью издательств, нехваткой образованных педагогов и журналистов со знанием региональных языков.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023;29(3):65-73
pages 65-73 views

Педагогика

Цифровая компетентность специалиста по управлению персоналом

Ежков О.Д.

Аннотация

Актуальность исследования определяется необходимостью формирования цифровой компетентности у специалистов по управлению персоналом. Рассматриваются различные подходы к определению понятия «цифровая компетентность» и отбору содержания профессиональной деятельности специалистов по управлению персоналом для выполнения новых трудовых функций в соответствии с ее спецификой и особенностью, что предполагает определенные изменения в образовательной среде в условиях цифровой экономики. В связи с отсутствием программ формирования готовности специалиста по управлению персоналом затрудняется выполнение такой функции, как стратегическое управление трудовым коллективом. Предпринята попытка разрешения противоречия между запросом на данных специалистов и неопределенностью в стратегии определения совокупности компетенций как интегративного свойства личности. 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023;29(3):74-77
pages 74-77 views

Оптимизация методов обучения студентов аэрокосмических специальностей техническому переводу

Власова С.В.

Аннотация

Статья посвящена доказательству необходимости обучения студентов авиационных и ракетных специальностей техническому переводу в современных условиях глобальных вызовов и новых требований государства к подготовке конкурентоспособного инженера. На основе анализа научных работ исследователей теории и практики перевода, а также обобщения методического опыта автора статьи рассматриваются современные тенденции обучения переводу аэрокосмической лексики в техническом вузе. Рассмотрены дидактический, воспитательный, социальный аспекты обучения техническому переводу в контексте практико-ориентированного подхода к формированию коммуникативной компетенции у студентов инженерных специальностей. Предложены упражнения на развитие навыков технического перевода с опорой на принципы дифференцированного подхода к обучению. Даются методические рекомендации.

 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023;29(3):78-83
pages 78-83 views

Наставничество в образовательном учреждении высшего образования

Перминова О.М., Устинова Н.П., Трефилова Е.А.

Аннотация

На сегодняшний день одним из стратегически важных направлений совершенствования деятельности образовательных учреждений становится внедрение технологий наставничества в образовательную систему. Потребность в наставничестве обусловлена тем, что стремительные изменения в системе образования, трансформация организационных процессов требуют от всех участников образовательных отношений гибкой и моментальной реакции. Наставничество позволяет соединить профессиональное развитие, устойчивость к изменениям, формирование новых компетенций, а также взаимный социальный обмен при комплексном подходе к каждому участнику образовательного процесса. Несмотря на активное обсуждение учеными и практиками проблемы наставничества, нет единого методологического подхода к организации наставничества в образовательном учреждении высшего образования как единице инновационно-образовательной системы. В статье приводятся результаты анализа истории развития, принципов и видов наставничества, раскрыто содержание системы наставничества; представлены результаты авторских исследований и предложен механизм организации системы наставничества в образовательном учреждении высшего образования. В качестве инструмента развития системы наставничества в вузе предложено создание сообщества – клуба развития метанавыков в рамках учебного заведения.

 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023;29(3):84-90
pages 84-90 views

Целевой подход к формированию профессиональной готовности будущих рабочих

Данилова Т.В.

Аннотация

Непрерывное обновление требований рынка труда к результатам профессиональной подготовки будущих рабочих актуализирует необходимость конкретизации процесса формирования профессиональной готовности как ключевого качества работника. Целью статьи является процессуальная характеристика формирования профессиональной готовности будущих рабочих с позиции целевого подхода, который выполняет две взаимосвязанные функции. Первая предполагает формулирование цели, соответствующей совокупности определенных требований: терминологическая однозначность, лаконичность, реальность, диагностичность, процессуальность, конкретность. Вторая функция характеризуется профессионально-отраслевой спецификой. Она обеспечивается взаимосвязью идеальной цели с достижением результата. Итогом является сформированная профессиональная готовность будущих рабочих. Данное качество диагностируется критериями и показателями мониторинга его формирования. С позиции целевого подхода содержательный вектор формирования профессиональной готовности будущих рабочих выражается в процессуальной характеристике данного феномена. Он подчинен генеральной цели профессиональной подготовки будущих рабочих, которая декомпозируется на подцели, определяющие ее этапы: ориентационный, операционный и деятельностный. Первый из них связан с целеобразованием, объективной основой которого выступают требования к трудовой деятельности, зафиксированные в профессиональных стандартах. Второй ориентирован на целедостижение, включающее формирование практико-ориентированных умений обучающихся. Третий этап предполагает рефлексию будущими рабочими собственных действий, их выбор и оценивание с позиции целесообразности применения в конкретной профессиональной ситуации. Одним из средств, позволяющих оценить эффективность процесса формирования профессиональной готовности обучающихся, выступает педагогический мониторинг. Он реализуется на основании критериев и показателей, обусловленных целями профессиональной подготовки. Соответственно, результатом освоения ориентационного этапа будущими рабочими и критерием мониторинга выступает предготовность, операционного – репродуктивная готовность, деятельностного – продуктивная готовность. Результаты декомпозиции генеральной цели профессиональной подготовки на подцели, соответствующие им критерии и показатели сформированности профессиональной готовности будущих рабочих представлены в табличном варианте.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023;29(3):91-97
pages 91-97 views

Совершенствование грамматической компетенции будущих учителей английского языка на основе аутентичных текстов

Данько Ю.В.

Аннотация

В настоящей статье рассматривается грамматическая компетенция в английском языке будущих педагогов по программе бакалавриата в виде умений корректного применения морфологических, синтаксических и лексических норм английского языка для решения практических задач. Принимая во внимание обучение английскому языку как педагогической специальности, необходимо рассматривать коммуникативный и педагогический компоненты профессиональной компетентности. На основе теоретических положений в форме анализа педагогических условий организации обучения в настоящем исследовании рассматривается специфика совершенствования морфологических грамматических навыков в виде обучения временным формам английских глаголов на материале аутентичных текстов из классической литературы. В рамках исследования как части педагогического эксперимента по результатам в экспериментальной группе определены трудности в овладении временными формами глаголов. Повышению уровня иноязычной коммуникативной компетенции будет способствовать совершенствование теоретических и лингвистических знаний, формирование практических умений и навыков в виде обучения нормам литературного языка.

 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023;29(3):98-103
pages 98-103 views

Языкознание

Специфика объективации в немецком языке категорий социальной эксклюзии и социальной инклюзии (территориальный аспект)

Шамне Н.Л.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению особенностей объективации в немецком языке категорий социальной эксклюзии и социальной инклюзии в территориальном аспекте на примере понятий Kaff и Einöde. В результате дефиниционного анализа лексем, обозначающих данные понятия, устанавливаются ядерные семантические признаки: отсутствие соответствующих социальных условий, малолюдность / безлюдность обозначаемой территории (Einöde) и небольшая протяженность, бесцельность существования субъекта (Kaff). Названные понятия характеризуются в работе с позиций семантического поля. Установлено, что ядро семантических полей понятий Einöde и Kaff составляют языковые единицы, непосредственно указывающие на ядерные семантические признаки, а периферию – единицы, актуализирующие процессы социальной эксклюзии и в отдельных (редких) случаях социальной инклюзии. В качестве общих ведущих языковых средств, выражающих категорию социальной эксклюзии, выделены единицы, выражающие пространственную удаленность от центра, а также статичность, отсутствие движения, изменений; в качестве различающихся – единицы, указывающие на небольшую пространственную протяженность, глаголы социально обусловленного перемещения с определенными усилиями субъекта (семантическое поле Kaff); глаголы незаметного, бесцельного существования субъекта в рамках данного объекта (семантическое поле Einöde). Сделан вывод о том, что лексема Kaff  в большей степени, по сравнению с лексемой Einöde, объективирует в контексте процессы территориальной социальной эксклюзии. Отмечается, что языковые единицы Kaff и Einöde не имеют однозначных эквивалентов в русском языке. В результате проведенного контекстуального анализа устанавливаются дополнительные семантические признаки, конкретизирующие обозначающие данными лексемами понятия, не нашедшие отражения в толковых словарях немецкого языка.  

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023;29(3):104-113
pages 104-113 views

Словообразовательные особенности лексики высокого стиля в лирике И.А. Бродского и А.А. Тарковского

Карпенко Л.Б., Дмитриева Т.В.

Аннотация

В статье рассматриваются словообразовательные особенности лексики высокого стиля на материале поэзии И.А. Бродского и А.А. Тарковского. Показаны преемственность поэтического языка И.А. Бродского и А.А. Тарковского с наследием А.С. Пушкина и связь лексических ресурсов, используемых этими поэтами, с корпусом славянизмов в русском литературном языке. Прослеживается продуктивность книжного словообразовательного типа отыменных и отадъективных имен со значением отвлеченного признака с суффиксами -ость/- есть, -ство/-ество, лексических апофатизмов, образованных приставочно-суффиксальным способом с приставками без- и не-; продуктивность отглагольных существительных книжно-поэтического характера с суффиксами -ениj-/-ниj-, отглагольных производных имен существительных с суффиксом -тель; активное использование поэтами причастных форм. Сделан вывод об общности в репрезентации стилевого синтеза И.А. Бродским и А.А. Тарковским. Наряду с широко представленной книжной лексикой в их поэзии находит отражение общеупотребительная и экспрессивная лексика разговорного стиля. Стилевой синтез свидетельствует о синкретизие авторского восприятия действительности: субъективный опыт сочетается с коллективным, ценностным началом.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023;29(3):114-120
pages 114-120 views

Языковые средства создания образа антигероя в произведении В. Айгуалса де Иско «Тигр Маэстразго»

Терещук А.А.

Аннотация

Внимание автора статьи сосредоточено на анализе языковых особенностей произведения В. Айгуалса де Иско «Тигр Маэстразго», опубликованного в 1846–1848 гг. и посвященного фигуре Р. Кабреры, одного из лидеров карлистского движения в Испании в 1830-е гг. Актуальность обращения к данному произведению обусловлена как отсутствием научных публикаций о В. Айгуалсе де Иско в отечественной испанистике, так и релевантностью «Тигра Маэстразго» в антикарлистском политическом дискурсе в Испании середины XIX в. Предлагается краткий обзор последних публикаций на тему творчества писателя. Показывается история создания произведения. Делается вывод, что публикация «Тигра Маэстразго» стала реакцией на апологетическую биографию Р. Кабреры, написанную Б. де Кордовой, а также на восстание карлистов в Каталонии, начавшееся в 1846 г. Антигероем произведения является Р. Кабрера, который в романе олицетворяет собой карлизм. В статье рассматривается лексика, использованная для создания его образа. В «Тигре Маэстразго» фиксируется 66 имен прилагательных и 116 имен существительных и субстантивных сочетаний, относящихся к Кабрере и имеющих отрицательные коннотации. Выделяется 4 категории лексем, которые употребляются автором для описания антигероя произведения: обозначения социальной принадлежности; этнонимы; названия животных; слова, относящиеся к лексико-семантическому полю «религия». Автор произведения акцентирует внимание читателей на непрофессионализме Р. Кабреры, не имеющего военного образования. Антигерой сравнивается с «дикарями» из Африки и Нового Света и с хищными животными. В. Айгуалс де Иско подчеркивает, что Р. Кабрера имеет «сатанинскую» природу. Рассказывая о рождении полководца, писатель пародирует евангельский сюжет о рождении Христа. В. Айгуалс де Иско не только создает негативный образ Р. Кабреры, но и критикует все карлистское движение.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023;29(3):121-128
pages 121-128 views

Фрустрационная vs провокационная стратегии: эффективность использования в период пандемии

Исмаилова О.И.

Аннотация

В данной работе рассматриваются особенности новостных заголовков в период массовой заболеваемости коронавирусом, лихорадкой Эбола и оспой обезьян. Цель исследования состоит в выявлении наиболее распространенных речевых стратегий и тактик, языковых средств, применяемых для воздействия на адресата. Автор уделяет особое внимание таким экспрессивным речевым стратегиям, как фрустрационная и провокационная. Фрустрационная стратегия предполагает воздействие на психологическое состояние адресата, касаясь его биологического, социального или экзистенциального страха. Данная речевая стратегия реализуется посредством тактики нагнетания отрицательных эмоций и шокирования «фактами», тактики запугивания, тактики апелляции к статистическим данным и т. д. Провокационная стратегия исследуется как преднамеренное поведение адресанта по отношению к реципиенту, дестабилизирующее его эмоциональное состояние и подстрекающее его к желаемым для автора действиям. Описываемая стратегия зачастую реализуется с помощью тактики выведывания информации или эмоционально дестабилизирующих тактик. В статье анализируются примеры новостных заголовков, демонстрирующие применение фрустрационной и провокационной речевых стратегий, а также тактик и языковых средств, посредством которых реализуются данные стратегии. В ходе исследования автор приходит к выводу, что авторы новостных выпусков/статей используют такие языковые средства, воздействующие на аудиторию, как омонимы, паронимы, окказионализмы, эпифора, метафора, олицетворение, антитеза, многозначность, прецедентные феномены, идиомы, пословицы, парцелляция.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023;29(3):129-136
pages 129-136 views

Утрата звательного падежа и ее отражение в древнерусских и старорусских деловых памятниках письменности

Хадыева Т.В.

Аннотация

Цель статьи – описать процесс разрушения граммемы звательного падежа в истории русского языка на материале памятников деловой письменности древне- и старорусского периодов. Исследование четырех корпусов деловых текстов и количественный анализ встретившихся в них форм вокатива, прежде не проводившийся, позволили заключить следующее. В позднедревнерусский период звательный падеж массово утрачивался с сохранением форм отдельных нарицательных существительных (господине, брате, княже, господо), которые, предположительно из-за частого употребления в документах определенных жанров, становились клишированными выражениями. Кроме того, с опорой на материал памятников был сделан вывод, что на выбор формы звательного или именительного падежа перечисленных лексем могло влиять синтаксическое окружение, а именно наличие зависимых членов предложения. Так, форму звательного падежа чаще удерживают одиночные обращения, а в конструкциях с согласованным определением или с приложением отмечаются формы именительного падежа. Это наблюдение позволило предположить, что появление зависимого слова конкретизировало обращение и возвращало его из разряда формульных, застывших выражений в обращение в прямом смысле. Поскольку граммема звательного падежа уже находилась в стадии разрушения, такое обращение принимало форму именительного падежа. Исследованный материал свидетельствует об утрате звательного падежа к концу старорусского периода.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023;29(3):137-143
pages 137-143 views

Дискурсивная реализация глагола would как маркера эпистемической модальности в англоязычном публицистическом тексте

Морозова А.Н., Караульщикова Ю.В.

Аннотация

В настоящей статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на раскрытие особенностей реализации эпистемической модальности в высказываниях с глаголом would в составе публицистических текстов англоязычных статей ситуативно-аналитического жанра по политической тематике. Актуальность исследования определяется тем, что вопрос о дискурсивных признаках модальных синтагм, реализующих эпистемическое содержание в составе речевого произведения, остается одним из наименее разработанных аспектов в изучении модальности текста. В основу исследования положена идея о том, что в отличие от так называемой «корневой» модальности, связанной с реализацией модальным глаголом своего «вещественного» значения, эпистемическая модальность находит выражение в лексико-синтаксическом способе, что предполагает ее рассмотрение в контексте синтагматики высказывания. Показано, что в анализируемом материале практически не содержится случаев реализации глагола would как лексического средства, тогда как его использование в составе глагольных синтагм, служащих лексико-синтаксическим средством выражения модальности, отличается высокой частотностью. Дискурсивная реализация глагола would характеризуется категорией полярности, которая находит отражение в противопоставлении ожидаемого и реального. Иллокутивными маркерами противопоставления являются синтагмы, которые включают полнозначные лексические единицы с эпистемической семантикой или модальные глаголы, контрастирующие по своей функциональной нагрузке с глаголом would. Основной риторической схемой организации речевых актов при этом является симметрия, обеспечиваемая за счет синтаксически, лексически и фонологически однородных составляющих текста. Наиболее ярко данный принцип текстовой организации проявляется в параллелизме модальных сочетаний с глаголами would, could, should и в паронимической аттракции.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023;29(3):144-152
pages 144-152 views

Лингвокреативные словообразовательные приемы в политических антропонимах на материале англоязычных интернет-мемов

Канашина С.В.

Аннотация

Статья посвящена анализу лингвокреативных словообразовательных приемов в политических антропонимах в дискурсивном пространстве англоязычных интернет-мемов. Актуальность исследования обусловлена необходимостью детального рассмотрения лингвокреатива на словообразовательном уровне в контексте англоязычной интернет-коммуникации. Методология включала сбор и анализ эмпирического материала, словообразовательный анализ, дефиниционный анализ, лингвокреативный анализ, дискурс-анализ, лингвокультурный анализ, семантический анализ. Согласно полученным результатам, в англоязычных интернет-мемах востребованными являются такие лингвокреативные словообразовательные приемы, как генерирование лингвокреативных окказиональных телескопических единиц на базе двух деривационных основ, лингвокреативные трансформации антропонимов по принципу паронимической аттракции и игровая дезаббревиация. Телескопия представляет собой словообразовательный процесс, в результате которого генерируется окказиональная лингвокреативная лексема на основе двух антропонимов, которые выступают как деривационные основы. Лингвокреативные трансформации антропонимов по принципу паронимической аттракции реализуются как искажение антропонима в целях продемонстрировать сходство с созвучной лексемой для создания прагматического эффекта. Игровая дезаббревиация функционирует как лингвокреативная «расшифровка» политического антропонима, в результате чего автор предлагает реципиенту оригинальную, как правило, комическую трактовку прецедентного имени. Как показал анализ, дериваты, образованные с помощью вышеперечисленных приемов, отличаются расширенной семантикой, коннотативностью, прагматической нагруженностью. Опираясь на полученные данные, можно сделать вывод, что англоязычные интернет-мемы становятся полем для активной лингвокреативной словообразовательной игры, при этом наблюдается установка на повышенный лингвокреативный потенциал политических антропонимов. Полученные результаты могут быть успешно применены в образовательном процессе на теоретическом уровне и в практике преподавания английского языка.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023;29(3):153-159
pages 153-159 views

Реализация когнитивных моделей ситуаций посредством ФЕ в англоязычных статьях, посвященных культуре

Асабина А.А.

Аннотация

В настоящее время в медиадискурсе авторы статей активно реализуют свои прагматические интенции посредством прагматического потенциала фразеологических единиц. Актуальность проведенного исследования обусловлена тем фактом, что на текущий момент отсутствуют сведения о том, какие составляющие когнитивных моделей ситуаций могут с наибольшей эффективностью применяться авторами статей для реализации их прагматических интенций посредством прагматического потенциала фразеологических единиц в статьях определенных тематических групп. Целью статьи является определение составляющих когнитивных моделей ситуаций, которые актуализируются и выдвигаются на первый план посредством прагматики фразеологизмов в текстах англоязычного медиадискурса на тему «культура», причин актуализации фразеологизмами именно этих составляющих когнитивных моделей ситуаций, а также установление того, какими прагматическими целями авторов это обусловлено. Исследование проведено на материале медиатекстов – текстов статей, размещенных на сайте газеты The Guardian. В ходе исследования использовались методы дискурс-анализа, семиотического анализа, приемы наблюдения и описания. В результате анализа в статьях на тему «культура» были выявлены составляющие «обстановка» и «обстоятельства» когнитивных моделей, в большинстве примеров выдвигаемых на первый план посредством прагматики ФЕ в статьях на тему, а также определена причина данного явления.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023;29(3):160-169
pages 160-169 views

Ритмико-синтаксическая организация средств создания образа вещного мира в оригинале и переводе романа В. Набокова «Машенька»

Борисова Б.Е., Дайнеко М.В.

Аннотация

В настоящей статье предпринята попытка анализа ритмико-синтаксической структуры параллельных фрагментов текста подлинника и английского перевода, участвующих в создании образа пансиона как части вещного мира в романе В. Набокова «Машенька» и обладающих безусловной антропоцентричностью. Актуальность исследования заключается в том, что, несмотря на обилие работ, посвященных изучению художественного образа и идиостиля писателей, они не исчерпывают всех возможных аспектов их освещения. В частности, практически отсутствуют исследования, специальным предметом которых являются средства создания вещного мира на ритмико-синтаксическом уровне на материале разноязычных произведений одного и того же автора. Кроме того, в отечественной и зарубежной филологии отсутствуют работы, посвященные рассмотрению особенностей ритмико-синтаксической организации работ В. Набокова в сравнительно-сопоставительном плане. Цель данной статьи состоит в том, чтобы выявить ритмико-синтаксическую структуру отрывков оригинала и перевода, создающих образ пансиона. Задачи исследования предполагают выделение характеристик ритмико-синтаксической структуры отрывков романа «Машенька», в которых создается образ эмигрантского пансиона, а также понимание того, насколько переводчику удается передать особенности первичного текста.  В ходе исследования применялись следующие методы: метод тематического расслоения текста, метод научного описания, метод сравнительно-сопоставительного анализа.  В результате исследования удалось установить, что ритмико-синтаксическая организации фрагментов романа В. Набокова «Машенька» характеризуется наличием простых распространенных и нераспространенных предложений, сложных предложений с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью, парентетических внесений, однородных членов предложения и деепричастных оборотов. Ритм отрывков оригинала, выбранных для анализа, варьируется от монотонного к постепенному и переменному.  Ритмико-синтаксические особенности подлинника не всегда были приняты во внимание переводчиком, что обусловлено расхождениями в синтаксическом строе русского и английского языков.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023;29(3):170-176
pages 170-176 views

Фразеологическая номинация в терминосистеме международного права: семантико-когнитивный подход

Пугачевская И.А.

Аннотация

В работе рассматриваются виды терминов-фразеологизмов терминосистемы международного права, а также определяется тип связи между компонентами в их структуре. Актуальность работы вытекает из необходимости развития профессионального языка международных отношений, являющихся одной из важнейших общественных областей правового регулирования. Изучение терминологических единиц в составе терминосистемы международного права в когнитивном аспекте позволяет установить предпосылки, ведущие к способу вербализации профессионального знания этой области. Связь формирования термина с жизненными реалиями помогает понять ход мыслей деятеля, повлекший за собой выбор номинации. Терминология международного права, разработанная с учетом стремительно меняющейся действительности, содействует эффективному решению задач, стоящих перед специалистами в области межгосударственных взаимодействий. Фразеологизмы являются особой формой терминологической номинации. Проблема интерпретации терминов-фразеологизмов вызвана спецификой лексических единиц, объединяющих в своей семантике, с одной стороны, признаки фразеологических единиц, а с другой – профессиональной лексики. Такое сочетание ведет к репрезентации профессионально значимой информации путем слияния обыденного (содержащегося во фразеологических единицах) и профессионального знания. С помощью методов дефиниционного анализа и компонентного анализа удалось раскрыть особенности формирования семантической структуры терминов-фразеологизмов международного права, а также выявить связи различных типов знаний в нем. Фразеологические термины международного права формируются посредством трех моделей, где компоненты в структуре фразеологизмов вступают в различные виды отношений: объединение, пересечение, наложение. При этом наиболее частотным является вид связи, представляющий объединение профессионального и обыденного знания в структуре терминов-фразеологизмов. Концептуальный анализ показал наличие в профессиональной лексике международного права единиц, сформированных посредством наглядно-образного восприятия объекта или явления, что говорит об отсутствии четкой границы между двумя типами знаний – обыденным и профессиональным.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023;29(3):177-185
pages 177-185 views

Полимодальный перцептивный образ и языковые средства его манифестации в англоязычном художественном тексте

Кучер В.В.

Аннотация

Познание окружающего мира является результатом полимодального взаимодействия и интерпретации данных, поступающих от органов чувств. Языковая манифестация полимодальности восприятия понимается как способ выразить языковыми средствами результаты восприятия мира несколькими органами чувств одновременно. Цель настоящей статьи – выявить языковые средства манифестации процессов полимодального восприятия в художественном тексте. Исследование проведено в рамках актуальной на сегодняшний день проблемы изучения перцепции с позиции когнитивной стилистики, т. е. анализа стилистических приемов, манифестирующих  восприятие как особой структуры репрезентации знаний. Методами исследования выступили компонентный анализ, дефиниционный анализ лексики, контекстуальный анализ и лингвостилистический анализ. Источником эмпирического материала послужил роман А. Азимова The Pebble in the Sky, в котором наблюдается т. н. сенсорное напряжение – высокая плотность использования перцептивной лексики в тексте. Результатом проведенного исследования стала классификация перцептивной лексики, участвующей в репрезентации ситуаций полимодального восприятия; результаты проведенного лингвостилистического анализа позволяют судить о включении модальностей восприятия в процесс познания.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023;29(3):186-194
pages 186-194 views

Демонстрация национальной идентичности политика при помощи культурно-маркированной лексики

Елизарьева М.А., Нагуманова В.А., Чигашева М.А., Гончарова Н.А.

Аннотация

Статья посвящена анализу способов актуализации национальной идентичности политического индивидуального субъекта при помощи языковых средств (на материале правительственных заявлений канцлера ФРГ А. Меркель). Поскольку конструирование национальной идентичности происходит в языке, ее основным признаком могут выступать культурно-маркированные единицы. Цель исследования – выявить зависимость между демонстрацией национальной идентичности в речи индивидуального политического субъекта и употреблением языковых национально-специфичных средств. Выдвинута следующая гипотеза исследования: если политический актор употребляет в своей речи больше лексических единиц, отражающих национальную специфику, то существует прямая зависимость между лексическими единицами, употребляемыми политическим актором, и его национальной идентичностью. В процессе исследования применялись общенаучные (описание, метод сплошной выборки) и лингвистические (лингвокультурологический и дискурсивный анализ) методы. Для получения точных результатов и проверки выдвинутой гипотезы использовались статистические методы (тест хи-квадрат и коэффициент Крамера). Материалом исследования послужили тексты 34 правительственных заявлений канцера ФРГ А. Меркель в период 2014–2021 гг. Хронологические рамки обусловлены экстралингвистическими факторами (начало т. н. украинского кризиса и окончание срока полномочий канцлера), учет которых необходим при анализе политического дискурса. Этот жанр политической коммуникации не рассматривался комплексно с точки зрения взаимосвязи языковых средств и демонстрации национальной идентичности политического индивидуального субъекта, поэтому данное исследование обладает новизной. Отобранные из текстов правительственных заявлений лексические единицы были классифицированы по ономастическому принципу (топонимы, антропонимы, политонимы, официонимы, геортонимы, этнонимы) и поделены на две категории: единицы, обозначающие немецкие и иные ономастические реалии. Было выявлено 1902 единицы и 5823 случая их употребления. Полученные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу и свидетельствуют о наличии зависимости, но указывают на слабую степень корреляции между лексическими единицами в речи и национальной идентичностью актора. Предлагаемый подход к анализу языкового материала представляется инновационным, поскольку позволяет комплексно рассмотреть феномен идентичности и может помочь интерпретировать намерения политического индивидуального субъекта, определить усиление или смягчение акцента на демонстрации им национальной идентичности при подготовке текстов публичных выступлений.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023;29(3):195-204
pages 195-204 views

Рецензии

Рецензия на монографию: Широков Г.А. Военные годы Куйбышевского региона: 1941–1945: монография / науч. ред. В.И. Дорофеев, О.Н. Солдатова. Самара: ООО «Научно-технический центр», 2022. 336 с.

Кабытов П.С., Кабытова Н.Н.

Аннотация

В рецензии дан анализ основных проблем, которые нашли отражение в обобщающем исследовании Г.А. Широкова. Опираясь на разнообразный корпус архивных и опубликованных документальных источников, периодическую печать, статистические материалы, а также научную литературу по исследуемой проблеме, автор выделяет два этапа в развитии Куйбышевского региона. Им представлена реконструкция мобилизационных мероприятий, осуществленных в течение первого этапа (1941–1942 гг.). Автором воссоздан процесс формирования новых отраслей экономики региона на основе промышленного оборудования эвакуированных заводов, показана перестройка промышленного производства, что обусловило формирование многоотраслевого экономического потенциала региона. Выявлены факторы, оказавшие негативное влияние на развитие сельскохозяйственного производства. Новые материалы приведены о трудовых буднях и адаптации населения к условиям военного лихолетья. Характеризуя второй этап (1943–1945 гг.), автор приводит сведения о мероприятиях по внедрению новых технологий и конвейеров на промышленных предприятиях, обеспечению кадрами квалифицированных рабочих и служащих, развитии сельского хозяйства и транспортной инфраструктуры. В монографии акцентируется внимание на развитии здравоохранения, системы народного образования и высшей школы, показана общественно-политическая жизнь населения в период Великой Отечественной войны. Центральной проблемой монографии является трудовой подвиг населения Куйбышевской области, обеспечивший единение фронта и тыла и Победу в мае 1945 г.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023;29(3):205-211
pages 205-211 views

Рецензия на монографию: Кабытов П.С., Федорова Н.А. Профессор Иван Михайлович Ионенко: личность и время. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2023. 144 с.

Тюрин В.А., Леонов М.М.

Аннотация

Рецензия представляет собой анализ монографии Кабытова П.С., Федоровой Н.А. «Профессор Иван Михайлович Ионенко: личность и время». Профессор И.М. Ионенко – видный казанский историк, один из основоположников изучения проблематики событий 1917 г. в Поволжье, специалист в области аграрной истории, заведующий кафедрой истории СССР Казанского государственного университета. Книга подготовлена на разнообразной источниковой базе, включающей материалы центральных и региональных архивов, периодику, многочисленные воспоминания учеников и коллег. Особо отметим обращение к обширному личному архиву Ионенко и его публикациям. В монографии представлена реконструкция основных этапов жизненного пути ученого: детские и юношеские годы на Смоленщине, обучение в Ленинградском государственном педагогическом институте, фронтовые годы, работа в Казанском государственном педагогическом институте, Казанском государственном университете. В рецензии авторами монографии дан анализ научной деятельности И.М. Ионенко – проблем Великой российской революции, аграрной истории Поволжья. Кроме того, показаны семейное окружение, педагогическая и административная деятельность ученого.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023;29(3):212-216
pages 212-216 views

Рецензия на монографию: Евграшкина Е. Семиотическая природа смысловой неопределенности в современном поэтическом дискурсе (на материале немецкоязычной и русскоязычной поэзии): NEUERE LYRIK. Interkulturelle und interdisziplinäre Studien. Herausgegeben von Henrieke Stahl, Dmitrij Bak, Hermann Korte, Hiroko Masumoto und Stephanie Sandler. BAND 5. Berlin: Peter Lang, Internationaler Verlag der Wissenschaften, 2019. 173 S. ISBN 978-3-631-78193-7

Кучумова Г.В.

Аннотация

В монографии Е. Евграшкиной проводится творческое исследование семиотических возможностей языка современной поэзии. Инструментальная настройка теоретического поля исследования требует подробного освещения понятий «языковые игры», «поэтический дискурс», «семиотическая реальность», «семиозис». Поэтический дискурс отождествляется с семиотическим процессом, в котором реализуется «подвижный семиозис», вовлекающий читателя в игру видимостей и «мерцание смыслов». Прослеживается развертывание семиотического потенциала индивидуальных лирических текстов немецко- и русскоязычных авторов. Их поэтические тексты обнаруживают сложную композицию знаков, распад синтаксиса, отказ от рифмы, лексические «новшества», изменения конвенциональной графики, игру с пунктуационными знаками и др. Основная значимость монографии Е. Евграшкиной определяется теоретическим осмыслением отдельных поэтических практик, исследованием семиотического потенциала языка и поля его функционирования в современных русско- и немецкоязычных поэтических текстах.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023;29(3):217-220
pages 217-220 views

Рецензия на комплекс учебных пособий для магистров, ориентирующих на развитие навыков самостоятельной и исследовательской деятельности

Соловова Н.В.

Аннотация

Глобализационные процессы во всех сферах жизнедеятельности современного человека задают ситуации неопределенности при выполнении профессиональных задач. Выбор адекватных способов их решения требует от специалистов способностей к научному поиску, получению эмпирического материала, его осмыслению, критической оценке и внедрению в практику.

Трансформационные процессы в образовании вызвали ряд противоречий, их разрешение требует исследований, результат которых задает стратегию профессиональной подготовки обучающихся в вузе. На основе комплексного исследования, проведенного в научной школе профессора Т.И. Рудневой, доказано, что специалист любого направления подготовки должен обладать методологической культурой, предполагающей навыки грамотной работы с научной информацией, реферования научных источников.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023;29(3):221-222
pages 221-222 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах