Review for a set of textbooks for masters, focusing on the development of independent and research skills

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Глобализационные процессы во всех сферах жизнедеятельности современного человека задают ситуации неопределенности при выполнении профессиональных задач. Выбор адекватных способов их решения требует от специалистов способностей к научному поиску, получению эмпирического материала, его осмыслению, критической оценке и внедрению в практику.

Трансформационные процессы в образовании вызвали ряд противоречий, их разрешение требует исследований, результат которых задает стратегию профессиональной подготовки обучающихся в вузе. На основе комплексного исследования, проведенного в научной школе профессора Т.И. Рудневой, доказано, что специалист любого направления подготовки должен обладать методологической культурой, предполагающей навыки грамотной работы с научной информацией, реферования научных источников.

Full Text

Глобализационные процессы во всех сферах жизнедеятельности современного человека задают ситуации неопределенности при выполнении профессиональных задач. Выбор адекватных способов их решения требует от специалистов способностей к научному поиску, получению эмпирического материала, его осмыслению, критической оценке и внедрению в практику.

Трансформационные процессы в образовании вызвали ряд противоречий, их разрешение требует исследований, результат которых задает стратегию профессиональной подготовки обучающихся в вузе. На основе комплексного исследования, проведенного в научной школе профессора Т.И. Рудневой, доказано, что специалист любого направления подготовки должен обладать методологической культурой, предполагающей навыки грамотной работы с научной информацией, реферования научных источников.

Профессором Т.И. Рудневой создано два учебных пособия для магистров. В первом «Научно-исследовательская работа магистра» научная работа рассматривается как вид учебной деятельности. Предлагаемые автором творческие задания позволяют обучающимся включиться в процесс научного поиска, знакомиться с видами научного текста (аннотация, рецензия, отзыв, реферат, научная статья), стилем письменной научной речи, который сложился под влиянием академического этикета. В пособии описывается предмет научной работы – это получение нового научного знания, что требует специальных умений. Предлагаются творческие задания для их развития у магистров, обучающихся по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование.

Правомерно автором пособия в тезаурус проблемы «профессионально-педагогическая деятельность» включается комплекс понятий «педагогическое мастерство», «педагогическое творчество», «педагогический профессионализм», «педагогическая техника», «педагогический стиль» и «педагогический почерк». Каждая из этих личностных характеристик отражает меру владения методологической грамотой для разрешения возникших в педагогическом процессе противоречий в ходе педагогического исследования. Ценным является представленная в пособии структура исследовательского процесса, ориентирующая на продуктивную педагогическую деятельность.

Актуальность идей, содержащихся во втором учебном пособии «Методология педагогического исследования (сборник заданий по практической методологии)», подтверждается исследовательско-поисковым характером педагогической деятельности. Содержание данного пособия базируются на результатах исследований в области профессиональной педагогики, выполненных под руководством профессора Т.И. Рудневой. В первом разделе «Методология» автор ориентирует исследователя на реализацию требований научного анализа при проведении педагогического исследования, обращается к уровням методологии. Во втором отделе «Модернизация и реформирование образования» автор обращает внимание на смысл понятий, характеризующих развитие современного образования, а также задающих особые требования к исследованию педагогических проблем. В разделе «Педагогическое исследование» обращается внимание на научную новизну исследования, востребованную новой парадигмой образования, за которую исследователь несет индивидуальную ответственность, владея алгоритмами применения методологических характеристик, логикой научного поиска (Раздел IV. Методологическая грамота). Практически значимым является предлагаемый магистрам тест для самооценки уровня сформированности методологической компетентности исследователя. Каждый раздел учебного пособия сопровождается заданиями, выполнению которых способствуют логические схемы.

Оба учебных пособия рекомендуются в систему профессиональной подготовки специалистов, выполняющих инновационные виды деятельности, а также в систему повышения квалификации преподавателей вузов, выполняющих педагогические исследования.

 

×

About the authors

N. V. Solovova

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: solovova.nv@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-3280-3380

Doctor of Pedagogical Sciences, head of the Department of Human Resources Management

Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Solovova N.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies