Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология

В журнале публикуются результаты оригинальных научных исследований по разделам: история, педагогика, языкознание, рецензии.

Миссия журнала - распространение в России и за рубежом новых научных идей и результатов оригинальных исследований в области истории, педагогики и языкознания как базовых наук гуманитарного цикла, обладающих традиционными эвристическими взаимосвязями, создающими особый синергетический исследовательский  эффект как в освоении новых тенденций развития этих наук, так и в раскрытии особенностей различных языков, истории, культуры, традиций образования в России и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Цели и задачи журнала: привлечение в журнал авторитетных авторов; публикация результатов оригинальных научных исследований (статьи, обзоры, рецензии и отзывы на научную литературу) в области исторических, педагогических наук и языкознания; создание условий для развития и укрепления интеграции российских и зарубежных ученых в сфере социально-гуманитарных исследований; продвижение журнала на российском и международном рынке, в том числе путем расширения возможностей распространения и индексации научных работ в основных базах данных в России и за рубежом.

Журнал  включен ВАК РФ в Перечень ведущих научных журналов и изданий, выпускаемых в РФ, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук и кандидата наук с 2003 г., последняя перерегистрация – 1 декабря 2015 г.

Журнал включен в библиографические базы данных ВИНИТИ, Сrossref, Киберленинка и Лань, с 2005 г. включен в РИНЦ ( НЭБ eLIBRARY.ru).

В журнале все статьи проходят проверку по системе "Антиплагиат" и внешнее независимое двойное слепое рецензирование.

Бизнес-модель: финансирование журнала осуществляется учредителем, все статьи публикуются на бесплатной основе.

 ПОСМОТРЕТЬ | ТЕКУЩИЙ ВЫПУСК | РЕГИСТРАЦИЯ| ШАБЛОН СТАТЬИ


Текущий выпуск

Том 30, № 1 (2024)

Обложка

Весь выпуск

История

Между королем и императором: послания римских пап арльским епископам в период Спора о трех главах
Владимиров К.А.
Аннотация

Статья посвящена анализу посланий римских пап Вигилия и Пелагия I арльским епископам в период Спора о трех главах. Дискуссия, развернувшаяся вокруг посмертного осуждения Феодора Мопсуестийского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, занимает важное место в церковной истории VI в. Попытка примирения с монофизитами, предпринятая Юстинианом, не только не достигла изначальной цели, но и привела к новому расколу. Для поддержки своей инициативы император обратился к римским епископам, что поставило их в непростую ситуацию: с одной стороны, Юстиниан требовал от пап поддержки осуждения трех глав, с другой – церкви западных провинций отнеслись к этой инициативе с осуждением и недоверием, видя в ней подрыв авторитета римской Церкви и всего института вселенских соборов. Одной из тесно связанных с Римом епископских кафедр был Арль (Арелат), важный церковный центр Галлии. Анализ посланий пап арльским епископам, а также франкским королям позволяет прийти к выводу, что галльское духовенство было достаточно слабо осведомлено о сути противоречий, сложившихся вокруг осуждения трех глав: папы неоднократно направляли послания с подтверждением своей приверженности канонам, но при этом не касаясь самой сути разногласий. Такая обтекаемая позиция также свидетельствует о сложном положении римской кафедры, которая была вынуждена учитывать позицию как Юстиниана, так и западных церквей. Чтобы донести свою точку зрения до галльского духовенства, папы использовали епископов Арля, обладавших серьезным региональным влиянием, которое Вигилий и Пелагий дополнительно укрепили предоставлением им статуса папских викариев. Назначение и деятельность викария активно обсуждались со светскими властями – византийской правящей четой и франкскими королями, что также говорит о слабости папских позиций в данный период

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024;30(1):8-14
pages 8-14 views
У истоков русского промыслового предпринимательства в Понизовом Поволжье (конец XV – начало XVII века)
Дубман Э.Л.
Аннотация

В статье рассмотрены особенности развития русского промыслового рыболовства в Понизовом Поволжье в эпоху складывания единого Русского государства. Для изучения этого процесса избрана акватория реки от впадения в нее Б. Черемшана до волго-донской Переволоки. Исследователи рыбных ресурсов европейского Юго-Востока России считают, что по своим богатствам ценными сортами рыбы эти промысловые угодья уступали только низовьям Волги и Северному Каспию. Хронологические рамки работы охватывают период от первых попыток проникновения русских рыболовов в акваторию Волги в конце XV в. и продолжавшийся вплоть до появления регулярного промыслового предпринимательства после присоединения Среднего и Нижнего Поволжья к Московскому государству. Источниковой базой для изучения темы являются архивные материалы из фондов Российского государственного архива древних актов, а также уже введенные в научный оборот и опубликованные письменные источники. К последним относятся описания иностранных и русских путешественников, летописные материалы, законодательный и актовый материал, делопроизводственные документы и т. д. Специальному системному изучению в избранных хронологических рамках данная проблема практически не подвергалась. Автор приходит к выводу, что даже во второй половине XVI – начале XVII века в прибрежной зоне реки практически не наблюдалось формирования постоянного населения, занимающегося промыслами и земледелием. Государство в данный период только приступало к упорядоченному распределению рыболовных угодий и нормированию правил их эксплуатации. Полученные в ходе работы выводы позволяют представить начальную эволюцию промыслового освоения этого пространного региона

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024;30(1):15-23
pages 15-23 views
Иностранцы и представители старой аристократии в российской правящей элите в период правления Анны Иоанновны: проблема динамики количественного соотношения
Столяров О.Д., Заводюк С.Ю.
Аннотация

В статье рассматривается внутренняя структура российской правящей элиты периода правления Анны Иоанновны. Предложены критерии, в соответствии с которыми следует относить тех или иных государственных деятелей данной эпохи к этой группе. Выделены две ключевые ее части – иностранцы и представители старой знати. Показано, что в 1730-е гг. увеличение численности первых происходило в основном за счет последних. На основании количественных данных определена динамика изучаемого процесса. Кроме того, выявлено численное соотношение между иноземцами и выходцами из старой аристократии в пределах ряда групп, примыкавших к правящей элите – военно-сухопутного генералитета, кавалеров орденов Андрея Первозванного и Александра Невского, а также камергерского корпуса. Показано, что в наибольшей степени количество иноземцев возросло среди, во-первых, представителей верхнего слоя правящей элиты, во-вторых, кавалеров высших орденов, притом в последней группе численность иноземцев увеличилась при сохранении позиций старой знати. В то же время в рамках правящей элиты в целом, а также генералитета процесс роста влияния иностранцев носил более умеренный характер. Таким образом, выявлено две стороны развития изучаемой тенденции, одна из которых представляла собой увеличение численности иноземцев в высших эшелонах государственного аппарата, армии, а также при дворе, тогда как другая заключалась в росте влияния иностранцев в пределах узкого верхнего слоя политической элиты и в связанном с этим престиже, которым обладали иноземцы, получавшие вследствие этого соответствующие пожалования.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024;30(1):24-33
pages 24-33 views
Александр и Мстислав Толстые: попытка биографий
Перепелкин М.А.
Аннотация

В статье предпринята попытка реконструкции биографий двух видных исторических деятелей первых десятилетий ХХ века – графов Александра и Мстислава Толстых, старших братьев писателя А.Н. Толстого. Начавшие свой путь по служебной лестнице в Самаре и в Самарской губернии, где оба поочередно возглавляли самарское уездное дворянство, они сделали прекрасные карьеры (один из братьев встретил революцию 1917 года губернатором Вильно, а другой – вице-губернатором Санкт-Петербурга), много и продуктивно трудились на благо их родного города Самары и страны в целом, но после революции были забыты и вычеркнуты из российской истории, медленное возвращение в которую началось около трех десятилетий назад, но до сих пор не состоялось полностью. Настоящая статья представляет собой попытку именного такого возвращения, где на основе редких и уникальных документов из семейных собраний потомков графов Толстых, мемуаров, газетных публикаций и др. восстанавливаются их биографии, включающие в себя как служебные, общественные, так и личные, семейные моменты. Предпринятая попытка биографической реконструкции интересна и значима как в историко-краеведческом плане, так и в плане историко-литературном – в качестве контекста для исторической трилогии младшего брата героев настоящей статьи А.Н. Толстого – трилогии «Хождение по мукам».

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024;30(1):34-43
pages 34-43 views
Пионерская организация в Самаре: от казуса к знаку
Титова О.А.
Аннотация

В статье на основе неопубликованных ранее архивных источников исследуется процесс организации первых пионерских отрядов в Самаре, а также их деятельность в 1922–1923 гг. с помощью сравнительно-исторического метода и микроисторического подхода, методов социального конструктивизма, политико-правового и системного подходов. Исследование построено на изучении отдельных казусов. Авторы доказывают, что в начале 1920-х гг. на улицах Самары было много «неорганизованных» детей, которые и составили основную массу первых пионерских отрядов города. пионерское движение формировалось с распоряжения ЦК РКСМ, имело идейное содержание и внедрялось «сверху». В Самаре детей с улиц привлекали играми на спортивных площадках, пением песен, а затем и внешними атрибутами детской пионерии – флагом, красным знаменем, значками, барабанным боем. Во-вторых, за кажущейся простотой детского отношения к пионерии скрывался значительный результат: вместе с красным галстуком со временем входили в привычку, становились частью жизни имена вождей и политиков, революционные атрибуты, разговоры о коммунизме, четкая организация коллективной отрядной деятельности, стенгазеты, соцсоревнования. Пионерия предоставляла детям пространство волеизъявления и самостоятельного существования – в определенных границах, строго прописанных в Уставе и клятве, которую давали ребята, повязывая красный галстук. Система ценностей «нового человека», спроектированная властью, приобрела дуалистический характер. В ней были соединены ценности социоцентристской и антропоцентристской природы. Также в связи, в-третьих, с отсутствием методического сопровождения со стороны партии руководством для инструкторов-вожатых служили случайно попадавшиеся книжки и брошюры о бойскаутах, выпущенные в дореволюционное время. Из этих книжек было много взято в пионерскую организацию как по методическим, так и по практическим вопросам. Делается вывод о важности этих трех аспектов при становлении пионерской организации в Самаре.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024;30(1):44-48
pages 44-48 views
Закрытие Царицынского орудийного завода летом 1918 г.
Шумаков М.Д.
Аннотация

В данной статье с помощью сравнительно-исторического и историко-генетического методов предпринято исследование истории Царицынского орудийного завода в переломный момент его существования – лето 1918 г. Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи: рассмотреть обстоятельства принятия решения о закрытии завода, проследить его реализацию, а также выяснить, использовался ли завод в дальнейшем и внес ли вклад в оборону Царицына летом-осенью 1918 г. Актуальность темы заключается в том, что поскольку в закрытии завода принимали участие ключевые государственные деятели первых десятилетий советской власти, а завод в целом являлся важным стратегическим объектом, постольку изучение этого вопроса важно для понимания политических процессов времен Гражданской войны. Основным материалом стала хранящаяся в областном архиве Волгограда документация завода, использован ряд материалов из сборников документов, а также источники личного происхождения, к примеру воспоминания А.Г. Шляпникова. В ходе исследования, в том числе на основании новых архивных материалов, были установлены уточняющие обстоятельства закрытия Царицынского завода: прослежен процесс принятия решения как в Москве, так и в Царицыне, установлена точная дата отъезда А.Г. Шляпникова, в связи с которым он не смог принять участие в процессе закрытия завода, выявлен конфликт при закрытии завода между И.В. Сталиным и П.В. Филипповым, посредником в котором стал С.К. Минин. Наконец, найдены точные данные, позволяющие говорить о вкладе предприятий, устроенных на базе Царицынского завода, в оборону города в 1918 г.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024;30(1):49-54
pages 49-54 views
История и особенности складывания системы гражданско-патриотического воспитания в Приднестровье в условиях непризнанного государства
Спринчан А.А., Третьяков А.В.
Аннотация

Гражданско-патриотическое сознание и воспитание является неотъемлемым элементом любого государства, претендующего на суверенитет и независимость. С его помощью формируется самосознание населения, доверие к органам власти и государству, обеспечивается легитимность власти. Императивы концепции гражданско-патриотического воспитания в государствах с «дефицитом» международного признания, истории государственности, финансовых ресурсов, актуализируют мобилизационный характер гражданско-патриотической идеологии и ее дифференциации на материнское государство и государство-патрона. Такая идеологическая позиция актуальна для Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Карабаха и Приднестровья, где государство-патрон (в лице России) является опорой непризнанного государства в идеологическом противостоянии материнскому. В статье рассматривается история формирования и развития системы гражданско-патриотического воспитания в Приднестровье. Она тесно связана с историей развития государства, построением системы национальной безопасности и возникающих угроз государственности самоопределившейся республики. Исследование выполнено с использованием методов исторического, историко-политического анализа, сущностно-содержательного, хронологического и системно-структурного методов. Анализ гражданско-патриотического воспитания в Приднестровье показал, что оно представляет собой комплексную систему нормативно-правовых, институциональных и функциональных элементов, тесно входящих в систему национальной безопасности Приднестровской Молдавской Республики.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024;30(1):55-62
pages 55-62 views

Педагогика

Системный подход к формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся профессиональных образовательных организаций: региональный опыт
Акопьян В.А.
Аннотация

Функциональная грамотность как педагогическая категория рассматривается в контексте ее сформированности у студентов в системе среднего профессионального образования (далее – СПО). Известно, что для успешного развития личностной характеристики обучающихся учителю необходимо глубокое понимание ее сути и контекста. В статье представлено описание процесса формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся профессиональных образовательных организаций на основе системного подхода, который рассматривается как методологическая основа разработки и функционирования процесса развития функциональной грамотности у студентов СПО, а также представлен опыт профессионального развития педагогов СПО для реализации системного подхода. Акцент делается на развитии общих компетенций профессионала, которые основываются на ключевых составляющих функциональной грамотности и связаны с характеристиками будущей деятельности студентов СПО. Содержание работы образовательного сообщества Самарского региона в области функциональной грамотности на уровне СПО, описанное автором, отражает этапность процесса, региональную специфику, особенности профессионального развития педагогов СПО и реализацию принципов системного подхода (целостности, иерархичности, планомерности, динамичности, адаптивности и структуризации) в формировании и оценке функциональной грамотности обучающихся профессиональных образовательных организаций.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024;30(1):63-70
pages 63-70 views
Концептуальные основы интеграционных процессов в образовании
Проценко Е.Г.
Аннотация

Актуальность темы связана с назревшей в современных общественно-политических реалиях необходимостью применения интегративного технологического инструментария при решении образовательных задач. Согласно Посланию Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 21 февраля 2023 года, «необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий». Перед преподавателями высшей школы поставлены серьезные цели по разработке эффективных практик интеграции новых регионов Российской Федерации в культурно-образовательное пространство России. Интеграция – есть процесс и результат становления целостности, выполняющей приоритетную роль по отношению к своим частям. Возникновение интеграции тесно связано с необходимостью удовлетворения фундаментальной потребности человека в наследовании опыта предшествующих поколений, а в дальнейшем и его передачи, что и являет собой механизм педагогической деятельности: интеграцию опыта поколений и интеграцию педагогической и производственной деятельности. В статье автор рассматривает дефиницию основного термина исследования; опирается на классификацию источников исследования интеграционных процессов в педагогике, предложенной профессором Н.К. Чапаевым; анализирует современные интегративно-педагогические концепции. В настоящее, стремительно развивающееся время необходимы специалисты, открытые к взаимодействию, готовые интегрировать в свою специфичную деятельность профессионалов, казалось бы, совсем из других областей: интеграция становится основой развития образовательной сферы. 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024;30(1):71-76
pages 71-76 views
Технология смешанного обучения в высшей школе на основе принципов цифровой дидактики
Широколобова А.Г.
Аннотация

В статье рассматриваются технология и организация смешанного обучения в вузе в условиях цифровой трансформации образования, которая ставит новые образовательные задачи. Цель исследования заключается в описании алгоритма последовательной организации образовательного процесса в высшей школе с использованием технологии смешанного обучения «Перевернутый класс» на основе принципов цифровой дидактики. В исследовании используется метод теоретического анализа, направленный на изучение и обобщение работ зарубежных и российских исследователей по вопросам смешанного обучения. Актуальность исследования заключается в насущности последовательного описания организации образовательного процесса с использованием технологии смешанного обучения в высшей школе с учетом принципов цифровой дидактики, которая обусловлена на сегодняшний день слабым организационно-дидактическим сопровождением образовательного процесса. В статье дается авторское определение понятия «смешанное обучение». Научная новизна исследования состоит в обосновании предложенной автором версии дефиниции понятия «Смешанное обучение» и во внедрении технологии смешанного обучения в образовательный процесс для всех уровней подготовки студентов высшей школы на основе принципов цифровой дидактики на уровне преподавателя и администрации образовательной организации. Анализируются принципы цифровой дидактики с точки зрения их целесообразности. Обосновывается выбор модели смешанного обучения «Перевернутый класс» для организации образовательного процесса в высшей школе. Описывается алгоритм интеграции смешанного обучения на принципах цифровой дидактики в вузе на уровне преподавателя и администрации вуза.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024;30(1):77-86
pages 77-86 views
Инновационная профессиональная компетентность студента в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории
Калмыкова Д.А.
Аннотация

В статье авторами рассматривается проблема формирования инновационной профессиональной компетентности студента в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории в образовательной организации высшего образования. Актуальность исследования определена трансформацией условий функционирования высшей школы в обществе знаний, увеличением потребности работодателей в выпускниках, обладающих совокупностью необходимых убеждений, знаний, умений и навыков для разработки и внедрения новшеств с учетом существующих особенностей и изменяющихся тенденций профессиональной среды. Основными методами исследования являются анализ и синтез научной информации, результатов исследований в областях трансформации образовательных организаций высшего образования и индивидуализации процесса обучения; обобщение и систематизация научных фактов и положений. В результате исследований авторами раскрыто понятие и предложена структура инновационной профессиональной компетентности студента в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории, интегрирующая ценностно-мотивационный, инструментально-технологический, исследовательский, креативно-рефлексивный, интерактивно-коммуникационный и академическо-предпринимательский компоненты. Выделенные авторами показатели в структуре компетентности позволят оценить сформированность каждого из компонентов для их дальнейшего развития у обучающихся.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024;30(1):87-95
pages 87-95 views
Формирование профессиональной надежности специалистов электроснабжения железных дорог
Белов Д.О.
Аннотация

Высокий уровень технологических, технических, логистических, организационных и экономических изменений, происходящих в железнодорожной отрасли, определяет траекторию развития профессиональной подготовки специалистов. Приоритетность вопросов безопасности в условиях комплексного влияния профессиональных рисков актуализирует научное осмысление проблемы, связанной с обоснованием результативной характеристики, позволяющей противостоять совокупному влиянию профессиональных рисков, эффективно развиваться в профессиональном сообществе, сохраняя устойчиво равновесное состояние системы «человек – техника – производственная среда». Анализ научно-методической литературы, опыта профессионально-прикладной физической подготовки в университетах путей сообщения РФ позволил выделить направления исследований, ориентированных на приведение в соответствие показателей психофизической пригодности специалистов с условиями реализации их профессиональной деятельности. В структуре профессиональной компетентности специалистов железнодорожного транспорта исследователи выделяют готовность к профессиональной деятельности. Вместе с тем в современных быстро меняющихся условиях профессионального мира необходимо сформировать не только актуальные (базисные) профессионально значимые качества будущего специалиста, но и создать условия для развития потенциальных профессиональных способностей, что позволит эффективно противостоять ситуациям риска и обеспечить становление механизмов саморегуляции. Качество, которое обеспечивает мобилизацию, приведение в действие имеющихся в наличии средств, запасов, источников для достижения поставленных целей, решения задач, раскрытия возможностей в определенной области, – это надежность. В статье показано, что сближение игры с учением определяет развивающий эффект игрового метода. Комплексный характер игрового метода позволяет формировать показатели в структуре профессиональной надежности специалистов электроснабжения железных дорог.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024;30(1):96-102
pages 96-102 views
Развитие творческого мышления студентов при обучении стихосложению на иностранном языке
Градалева Е.А., Полухина М.О.
Аннотация

Работа посвящена изучению и разработке стратегий развития творческого мышления студентов посредством обучения стихосложению на иностранном языке. В профессиональной деятельности творческое мышление проявляется, когда необходимо действовать в ситуации неопределенности, отсутствия стандартных способов решения задачи, неожиданно меняющихся условий. Предложена и апробирована система упражнений по подготовке студентов к созданию поэтических текстов. Применяются как стандартные методы и средства развития творческого мышления, так и новые, основанные на теоретических положениях Д. Ханауэра, обеспечивающие качественный подготовительный этап, мотивирующие студентов к самопознанию и самовыражению. Эксперимент показал, что 100 % испытуемых продемонстрировали не только свою способность самостоятельно выполнить финальное задание с использованием изученных художественных приемов, но и глубокую вовлеченность в процесс написания стихотворений. Они сумели соединить содержание романа с собственными воспоминаниями и эмоциями, создавая уникальные и эмоционально насыщенные поэтические произведения. Полученные результаты имеют практическое применение для развития творческого мышления студентов при изучении иностранного языка.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024;30(1):103-112
pages 103-112 views
Жанроведение как эффективный инструмент повышения коммуникативной компетенции менеджера образования
Янгирова В.М., Яковлева Е.А., Ахмад Д.
Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме оптимизации программ, связанных с обучением менеджера образования с целью повышения его коммуникативной компетенции, а также «сюжетному» объяснению важности в этом процессе курса жанроведения. Проанализировав существующие в современной педагогической науке учебники и программы курса менеджмента в образовании на предмет формирования коммуникативной компетенции менеджеров, авторы отметили, что анализ их речевого поведения остается неосвещенным. Таким образом, наличествует определенный дисбаланс между возрастающими потребностями в квалифицированных кадрах и отсутствием инновационных подходов при подготовке менеджеров, способных управлять задачами, ресурсами, людьми, информацией, качеством, проектами и организационными изменениями в данной сфере. В плане речевого развития менеджера в лучшем случае предлагаются такие дисциплины, как «культура речи», «педагогическая риторика», или обучение отдельным видам речевых жанров в педагогическом дискурсе. Делается вывод, что с позиции методологии исправлению сложившейся ситуации должно помочь обязательное включение в программы менеджмент в образовании курса жанроведения, связанного с совершенствованием речевой деятельности менеджера и повышением статуса его языковой личности как главного инструмента его информационно-аналитической и практической деятельности.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024;30(1):113-121
pages 113-121 views

Языкознание

Влияние типа ударения на степень коартикуляции гласных после мягких согласных
Баталин С.В.
Аннотация

Анализируется влияние типа ударения (нейтральное vs эмфатическое) в СГ-слогах на степень коартикуляции русских гласных низкого, среднего и высокого подъема с предыдущими мягкими согласными различного места образования. Актуальность исследования определяется практическими задачами синтеза и распознавания звучащей речи, а также недостаточным объемом исследований в данной области на материале русского языка. Количественная оценка коартикуляции выполнена с использованием метода линейных уравнений первого порядка. Экспериментальный материал представлен псевдословами со структурой СГСГ с ударением на первом слоге, при этом согласные и гласные реализовывались одними и теми же звуками. В качестве согласных выступали мягкие губно-губной [рj], переднеязычный [tj] и заднеязычный [kj] согласные; в качестве гласных – гласные различного подъема – [i], [e] и [æ]. Акустический анализ выполнялся с использованием программы Praat. Установлено, что значения коэффициентов наклона регрессионной прямой и свободных членов линейных уравнений практически совпадают для мягких согласных различного места образования, произнесенных с одинаковым типом ударения. Степень коартикуляции в СГ-слогах различна, если слоги реализуются с нейтральным или эмфатическим ударением. Методами факторного анализа и использованием t-критерия Стьюдента выявлена различная динамика значений форманты F2 на переходных и целевых участках гласных различного подъема в зависимости от типа ударения. Полученные результаты интерпретируются исходя из артикуляторных особенностей гласных: степени свободы перемещения языка в горизонтальной плоскости в зависимости от подъема языка.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024;30(1):122-130
pages 122-130 views
Семантика лексем свобода и воля в древнерусском языке как отражение ценностных доминант исторической эпохи (на материале словарей)
Киселева Л.А.
Аннотация

Статья посвящена выявлению связи значений в рамках семантической структуры слов свобода и воля в древнерусском языке, опосредованно отражающих систему ценностных установок соответствующей исторической эпохи. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью закономерностей интерпретации абстрактных понятий в русском языке старшей поры. Автором использован комплекс лингвистических методов, таких как анализ словарных дефиниций, метод семантического поля, контекстуальный анализ и т. д. Семантика лексем свобода и воля в древнерусском языке характеризуется синкретизмом, который обусловливает сложную связь значений этих единиц. Так, слово свобода отражает ряд соотнесенных друг с другом представлений о данном феномене: внутреннее (психологическое) состояние свободы; социальное состояние свободы; каузация социальной свободы; каузация внутренней свободы; лицо – носитель состояния. Соответствующее семантическое поле, ядром которого выступает слово свобода, в древнерусском языке имеет изоструктурную организацию. Семантическая структура слова воля является менее объемной, однако она также репрезентирует связь данного понятия с внутренней (психологической), социальной и религиозной сферами. Показано, что свобода и воля интерпретируются в древнерусском языке как значимые аксиологические феномены, определяющие самосознание личности и нормы ее поведения в различных сферах жизнедеятельности. В семантике слов свобода и воля отражаются представления о тесном взаимодействии двух начал: сакрального (религиозного) и профанного (психологического и социального). При этом данные лексемы акцентируют тот или иной указанный аспект: свобода прежде всего соотносится с социальной и религиозной сферами, тогда как воля оказывается связанной с внутренней (психологической) сферой желания.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024;30(1):131-138
pages 131-138 views
Географический компонент хронотопа англоязычного научного дискурса и формы его репрезентации
Церковнов С.А., Свойкин К.Б.
Аннотация

В статье рассматривается географический компонент хронотопа англоязычного научного дискурса. Авторы выявляют формы географической репрезентации хронотопа научного дискурса, определяют степень идентифицируемости данных форм, а также исследуют значимость географического компонента хронотопа при категоризации научного дискурса. В качестве практического материала используются 112 англоязычных научных статей из четырех дисциплинарных областей (лингвистики, литературоведения, экономики, биологии), опубликованных в научной периодике. В ходе исследования авторы обнаруживают три вида географических маркеров в текстах научного дискурса: топос публикации научной работы, топос написания научной работы и топос объекта, предмета и материала исследования (внутритекстовый топос). Авторы анализируют степень идентифицируемости каждого вида маркеров в научных текстах, а также проводят сравнительный анализ данных маркеров. Изучается уровень совпадения топоса публикации, топоса написания и топоса объекта исследования. В результате анализа авторы наблюдают низкий уровень взаимозависимости географических маркеров, что дает основания полагать, что географический компонент хронотопа малосущественен для категоризации научного текста. Исходя из полученных данных, авторы полагают, что географические маркеры научного текста стоит воспринимать как элементы формально-технического оформления научного текста, а не как его конституэнтную характеристику. В заключение авторы приводят ряд перспективных направлений рассмотрения конституэнтного топоса в хронотопе научного дискурса, в частности его дисциплинарно-тематический компонент.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024;30(1):139-148
pages 139-148 views
Языковая репрезентация концепта БЕРЛИНСКАЯ СТЕНА немецкими эонимами
Туманова Е.О.
Аннотация

Статья посвящена исследованию языковой репрезентации концепта БЕРЛИНСКАЯ СТЕНА в современном немецком языке. Основная цель работы – выявление и описание эонимов (ключевых слов эпохи), хранящих историческую память о Берлинской стене, отраженную в современном немецком языке. Материалом исследования послужили эонимы, отобранные из рейтинговых списков лингвистической акции «Общества немецкого языка» (Gesellschaft für deutsche Sprache e. V / GfdS.) «Слово года» за период с 1978 по 2020 год, вербализующие концепт БЕРЛИНСКАЯ СТЕНА. Применение сравнительно-исторического и описательного методов позволило выявить эонимы, представляющие собой результат языковой рефлексии важнейшего общественно-политического феномена в современной истории Германии. В статье проводится лингвокультурологический анализ отобранных эонимов в синхронном и диахронном аспектах. Автор описывает влияние концепта БЕРЛИНСКАЯ СТЕНА на восприятие гражданами Восточной и Западной Германии друг друга, анализирует языковую рефлексию изменений в политической и социальной жизни страны в переломную эпоху после объединения ФРГ. Описание социально-исторических контекстов появления эонимов как репрезентантов концепта БЕРЛИНСКАЯ СТЕНА позволяет охарактеризовать существующие стереотипы в немецком языке. В результате анализа выделены эонимы и их дериваты, возникающие с определенной цикличностью, связывая исторические события между собой, характеризуя динамическое развитие социума и языка. Развертывание проецируемых в эонимах смыслов позволяет определить наиболее значимые исторические события, отражающиеся в концепте БЕРЛИНСКАЯ СТЕНА, интерпретировать различия в коммуникативном поведении между жителями Восточной и Западной Германии.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024;30(1):149-160
pages 149-160 views
Идеология музыки «рэп» и ее языковая репрезентация в лирике англоязычного песенного дискурса
Плотницкий Ю.Е.
Аннотация

В статье дается характеристика рэпа как музыкального течения, освещается процесс его зарождения и формирования его идеологии в конце 1970-х – начале 1980-х годов в рамках более широкого субкультурного течения хип-хоп. Изложены основные идеологические положения раннего рэпа в трактовке одного из его главных идеологов Африка Бамбаатаа, и дается их языковая репрезентация в песенной лирике. Представлено также такое важнейшее положение идеологии рэпа, как протестный характер, что иллюстрируется фрагментами песенных текстов. Обращается внимание на антикоммерческий характер рэпа, что тоже нашло отражение в его песенной лирике. Далее описан и проиллюстрирован принцип опоры на свое сообщество (community), крайне важный для понимания идеологической основы данного музыкального течения. После этого излагается и иллюстрируется ключевой для рэпа принцип свободы, понимаемый очень широко. Проводится различие между так называемыми conscious rap и gangsta rap и описываются и иллюстрируются примерами из текстов идеологические принципы gangsta rap. В финальной части изложены причины популярности музыки рэп, а в заключении обобщаются основные положения работы.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024;30(1):161-166
pages 161-166 views
Дискурсивные характеристики отрицательной манипулятивной коммуникативной демонстративности
Тисленкова И.А.
Аннотация

Статья посвящена определению понятия «отрицательная манипулятивная коммуникативная демонстративность» и выявлению средств ее реализации в речи. В процессе работы использовались междисциплинарный подход и метод психолингвистического анализа речевой продукции коммуникантов. Материалом для анализа послужили высказывания героев из произведений русской литературы XIX века. Устанавливается, что отрицательная манипулятивная коммуникативная демонстративность является тональностью общения, характеризующейся утрированно негативной самопрезентацией в процессе самопрояснения, акцентированием доминирующей деструктивной эмоции, реализуемых с целью получения выгоды от реципиента и выражаемых средствами семиотической полимодальности. Исследование показывает, что отрицательная манипулятивная коммуникативная демонстративность выполняет аттрактивную, экспрессивную, воздействующую, развлекательную, прагматическую и конативную функции, реализует коммуникативные стратегии саможалости, эпатажа, юродства, шутовства, самоумаления и самобичевания. Выявляются лингвистические средства выражения данной тональности: метафорическая литота, синекдоха с негативной коннотацией, возрастающая негативная градация, интенсифицирующие частицы-фразеологизмы религиозного содержания, отрицательные прилагательные в уменьшительно-ласкательной форме, эмотивные междометия с компонентом «Господи», молитвенные ритуальные высказывания, риторические вопросы, антитеза (саможалость); парадокс с негативным коннотативным значением, усиленный антитезой (эпатаж); негативные гиперболические тропы, лексический повтор, восклицательные предложения (юродство); гиперболическое сравнение (шутовство); отрицательные эпитеты и просодические единицы, включающие тихий голос, речь с напором, приподнятый тон и частую паузацию (самоумаление); отрицательные существительные, повелительные предложения и клишированные фразы с отрицательной коннотацией (самобичевание). Указываются паралингвистические средства актуализации данной тональности: фонационные и кинетические демонстративы. Научная новизна исследования определяется неизученностью рассматриваемого феномена.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024;30(1):167-174
pages 167-174 views
Состав российского армонимического поля и его динамика
Романова Т.П.
Аннотация

Статья посвящена изучению истории формирования российских собственных наименований авиационной и бронированной военной техники. Исследование показало, что главная функция российских армонимов – собственных наименований российских вооружений – репрезентативная идентификация произведенных на государственных предприятиях видов и марок вооружений или же уникальных механизмов. Армонимы как словесные идентификаторы сложных военно-технических механизмов функционируют в профессиональном или общественно-публицистическом дискурсе. Структура армонимического поля включает словесно-индексальные знаки, маркирующие типы и серии вооружений, которые соответствуют термину «прагматонимы» (Т-90М «Прорыв»), и собственные имена уникальных объектов вооружения – «хрематонимы» (Ту-160 «Илья Муромец»). Номинации отдельных боевых единиц могут образовывать армонимические комплексы, например, один из стратегических бомбардировщиков Ту-160 серии «Белый лебедь» имеет индивидуальное имя «Николай Кузнецов». В процессе официального наречения российских высокотехнологичных боевых единиц центральное место традиционно занимают условно-символический и меморативный принципы номинации. В составе армонимии доминирует условно-символический тип имен, не мотивированных, как правило, свойствами называемого объекта (БПЛА «Герань»), хотя некоторые наименования и сохраняют ассоциативную связь с объектами номинации (БПЛА «Ланцет» – высокоточный дрон-камикадзе); меморативный тип онимов характерен для индивидуальных имен военных машин (Ту-160 «Игорь Сикорский»). В составе российского армонимического поля основное место занимают официальные номинации; однако некоторая часть имен может иметь неофициальный статус, например прозвища танка Т-80БВ «Алеша» «Дед Мороз», или «Дед». Армонимы не являются инструментом рекламного продвижения оружия, они не имеют аттрактивной и прагматической функции, однако выбор слов далеко не случаен – в целом он отражает символические ценностные ориентиры коллектива номинаторов.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024;30(1):175-185
pages 175-185 views
Аббревиатуры в медицинской документации: аргументы за и против
Барбашёва С.С., Рожкова Т.В.
Аннотация

В медицинской сфере часто возникает потребность в быстрой и эффективной коммуникации, а время имеет решающее значение при оказании помощи нескольким пациентам. Медицинские аббревиатуры являются одной из форм стенографии, которая позволяет специалистам в области здравоохранения легко общаться друг с другом. Однако время и затраты на написание аббревиатур сокращаются лишь в том случае, если они понятны и знакомы всем участникам коммуникации. Недопонимание между членами медицинского персонала часто приводит к неверной трактовке аббревиатур и причинению вреда здоровью и жизни пациентов. Целью настоящего исследования стали выявление и анализ таких взаимосвязанных явлений, как положительные и отрицательные стороны употребления аббревиации в качестве способа терминообразования в медицине, аргументов каждой из позиций для снижения негативных последствий использования аббревиатур в современной медицинской документации. Материалом исследования послужили аббревиатуры, используемые в современной медицинской практике. Использовался метод сплошной выборки медицинских сокращений из научной литературы и медицинской документации. Результаты исследования показали, что наиболее распространенными ошибками, связанными с использованием медицинских сокращений, были ошибки при назначении, неправильная доза/количество и неправильное приготовление лекарства. Около 80 % аббревиатур, содержащихся в записях и выписках, которые выдаются на руки, неясны пациентам и требуют разъяснения медицинскими работниками. Медицина должна основываться на точной и корректной информации, грамотности профессиональных действий, а также на чувстве высочайшей ответственности. В связи с этим необходимо использовать только стандартные аббревиатуры и ввести запрет на применение сокращений с двояким толкованием. Информация в рецептах, инструкциях и выписках должна быть четкой и однозначной во избежание неловких и казусных ситуаций, влияющих на качество восприятия информации пациентами. Все эти факторы будут способствовать повышению качества медицинского обслуживания и качества жизни пациента соответственно.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024;30(1):186-191
pages 186-191 views

Рецензии

Исследование средней профессиональной школы в контексте реалий модернизационных изменений в позднеимперской России. Рецензия на книгу: Магсумов Т.А. Средняя профессиональная школа Казанского учебного округа в условиях модернизации отечественного образования конца XIX – начала XX в. Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2022. 535 с.
Астафьев Д.А., Годовова Е.В.
Аннотация

Представлена рецензия на книгу Т.А. Магсумова «Средняя профессиональная школа Казанского учебного округа в условиях модернизации отечественного образования конца XIX – начала XX в.». Авторы пришли к выводу, что данное исследование является достойным научным вкладом в изучение среднего профессионального образования позднеимперской России. Актуальность работы обуславливается не только недостаточной изученностью ряда вопросов, касающихся сферы профессионального образования в условиях модернизационных изменений, но и в потенциальной возможности использовать образовательный опыт, накопленный в Российской империи на рубеже XIX–XX вв., для решения существующих в настоящее время проблем в сфере профессионального образования. Т.А. Магсумов последовательно и обстоятельно представляет развитие среднего профессионального образования в контексте общеимперских модернизационных процессов в исследуемый период.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024;30(1):192-197
pages 192-197 views
Описание поездки А.Н. Минха с Волги на Кавказ в 1868 г. как источник по истории российских регионов и повседневности
Смирнов Ю.Н.
Аннотация

Представлен отзыв на публикацию «Поездки в Пятигорск 1868 года» известного краеведа, деятеля культуры и просвещения А.Н. Минха, рукопись которой хранится в Государственном архиве Саратовской области. До этого она была доступна лишь узкому кругу исследователей. Теперь же, благодаря стараниям работников указанного архива и их помощников, с ней могут детально ознакомиться многочисленные историки и специалисты в других областях научного знания, сотрудники музеев, библиотек и других учреждений культуры, учащиеся высшей и средней школы, все те, кого интересует и увлекает история России и ее регионов. Сочинение Минха сочетает признаки личного дневника и путеводителя, статистического, географического, исторического и этнографического исследования. Оно служит интересным источником и дает пищу для размышлений всем, кто занимается историей российских регионов (Саратовского и Волгоградского Поволжья, Донского и Ставропольского края, Пятигорска, Кисловодска, Ессентуков и всего района Кавказских Минеральных Вод), историей повседневности и культуры (особенно связанной с путешествиями, курортным лечением и отдыхом). По затронутым в новой публикации вопросам имеется обширная литература, но книга Минха уточняет и дополняет уже накопленные сведения важными деталями. Они были получены в результате личных наблюдений, бесед с современниками, внимания к материалам фольклора и «устной истории», изучения архивных документов, книг и периодики, осмотра музейных собраний, исторических и природных достопримечательностей. Публикация дает возможность для изучения сочинения Минха широкому кругу специалистов и читателей.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024;30(1):198-203
pages 198-203 views
Рецензия на материалы комплексного исследования педагогической деятельности в условиях инновационных изменений
Агуреева А.В., Аникеева И.Г., Арюткина А.Н., Баканова И.Г., Беришвили О.Н., Вандышева Л.В., Васельцова И.А., Зарубина О.Б., Карникова О.П., Козырева М.П., Куриленко Л.В., Курина В.А., Меркулова Л.П., Никулина И.В., Овсянникова М.Н., Поднебесова М.И., Подулыбина О.И., Помельникова Е.А., Родина Л.И., Савельев А.И., Санько А.М., Соколова Ю.А., Соловова Н.В., Стрекалова Н.Б., Троицкая Ю.В., Шиханова Е.Г., Юдина О.В., Поветьева Л.И., Сысоева Е.Ю., Руднева Т.И.
Аннотация

представлена рецензия на материалы комплексного исследования факторов успешной педагогической деятельности в период реформирования и модернизации российского образования. На заседании круглого стола, посвящённого двадцатилетию научного наследия кафедры теории методики профессионального образования Самарского университета (28 февраля 2024 г.), обсуждены его результаты. Отмечается теоретическая значимость результатов для развития педагогической науки, закономерности которой служат основанием для определения средств решения актуальных задач для развития современного образования в России. Авторами уделяется особое внимание практической значимости научных материалов, содержащих доказательства внедрения разработанных дидактических систем в образовательные учреждения участниками комплексного исследования. 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024;30(1):204-211
pages 204-211 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах