Ideology of rap music and its linguistic representation in the lyrics of English song discourse

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article gives characteristics of rap as a music style and considers the process of its birth and formation of its ideology in late 1970-ies – early 1980-ies within the framework of a wider subcultural trend known as hip-hop. The main ideological principles of the early rap in the interpretation of one of its principal ideologists Africaa Bambaataa, as well as their linguistic representation in song lyrics are given. Further on, the article discusses such an important principle of rap ideology as its protest nature, which is also illustrated with fragments from song lyrics. Special emphasis is laid on anti-commercial nature of rap, which is also reflected in its lyrics. After that the principle of reliance on one’s community, also extremely important for understanding the ideological foundation of this music style, is discussed and provided with examples. Then the article presents and illustrates the principle of freedom, which has a very broad understanding in rap ideology. Distinction between «conscious rap» and «gangster rap» is made and the ideological principles of «gangsta rap» are presented and illustrated with examples from song lyrics. The final part discusses the reasons for rap’s popularity and the conclusion summarise the main points of the article.

Full Text

Введение

Целью данной работы было выявить основные идеологические положения текстов речетатива в стиле «рэп» на основе анализа текстов англоязычного песенного дискурса и семантического анализа данных текстов.

Песни в стиле «рэп» (в переводе с английского «эмоционально нагруженная речь» или просто «болтовня») представляют собой не столько песни, сколько речитатив, положенный на ритмическую основу. Рэп, по сути, не самостоятельный музыкальный стиль, а компонент афроамериканского, изначально субкультурного, течения хип-хоп, к которому также относятся граффити, ди-джеинг и брейк-данс. В силу ряда своих специфических характеристик, о которых речь пойдет ниже, рэп на данный момент является самым влиятельным музыкальным стилем, давно перешагнувшим национальные границы США, где он появился в конце 1970-х – начале 1980-х годов в чернокожих кварталах Нью-Йорка, прежде всего в Бронксе. В тот период рэп, да и хип-хоп вообще, были исключительно нишевыми субкультурными явлениями и пользовались популярностью только среди молодых афроамериканцев. Рэп стал глобальным культурным феноменом в 1990-х и 2000-х годах, превратившись из субкультурного явления в явление поп-культуры, войдя в моду среди совершенно разных социальных и культурных страт в разных странах и испытав значительное влияние коммерциализации, свойственной музыкальной индустрии. Как указывает А. Чистякова, «по данным Spotify [считается крупнейшим в мире музыкальным интернет-ресурсом – Ю. П.], в 2021 году самой востребованной музыкой стала рэп-музыка» [Чистякова 2023, с. 196].

 

Зарождение идеологии хип-хопа

История зарождения хип-хопа и рэпа как его музыкального компонента позволяет лучше понять ключевые идеологические положения данного направления

В основе идеологии хип-хопа и, соответственно, рэпа лежит учение так называемой Zulu Nation (то есть нации зулусов), хотя к этой народности, живущей на территории ряда стран Южной Африки, данное учение, по характеру приближающееся к религии, отношения не имеет. У истоков данного учения стоял ди-джей из Бронкса, взявший псевдоним Afrika Bambaataa, причем он не только разработал основополагающее идеологическое учение культуры хип-хоп, но и создал организацию Universal Zulu Nation, существующую по сей день. Основными ценностными составляющими идеологии Zulu Nation являются взаимоуважение, равенство, антирасизм, вера в единого Бога, саморазвитие и знание. Как мы видим, данные ценности находятся в русле традиционных общечеловеческих норм и носят вполне позитивный характер. Вот как из уст самого Африка Бамбаатаа звучит кредо его организации: «Наша задача развивать и совершенствовать состояние ума взрослых и молодых людей всего мира и распространять идеи любви, правды, мира, свободы и справедливости. А также сохранять культуру хип-хопа и все формы искусства, вышедшие из нее… Цель Universal Zulu Nation – в повышении социальной ответственности людей, их духовного развития и самосознания, находящегося через разные каналы в постоянной связи со Вселенной. Так же мы за то, чтобы все проблемы и недопонимания люди решали не насильственным образом, а с помощью публичных дискуссий» [Толкунов 2019]. Эти идеологические воззрения нашли свое отражение в песенных текстах Африка Бамбаатаа. Рассмотрим текст песни Planet Rock (1986 г.), в котором среди стандартных призывов танцевать и веселиться звучат также и мысли о свободе, искренности, понимании мира: It’s time to chase your dreams Up out your seats, make your body sway Socialize, get down, let your soul lead the way Shake it now, go ladies, it’s a livin’ dream Love, life, live Come play the game, our world is free Do what you want but scream… You’re in a place where the nights are hot Where nature’s children dance and set a chance On this mother Earth, which is our rock The time has come, and work for soul, show you really got soul… Every piece of the world Rate the message of our world All men, women, boys, and girls Hey, our Planet Rock is superb, get on it…

 

Идеологема «протест» и ее языковая репрезентация

Одной из основных причин такого сильного влияния рэпа на музыкальную аудиторию стал его ярко выраженный протестный характер, к сожалению, утерянный к окончанию прошлого тысячелетия рок-музыкой. По справедливому замечанию М. Вершинина и Е. Макаровой, «рэп утвердился как форма протеста» [Вершинин, Макарова 2007]. Стержнем этого протеста было и до сих пор остается неравенство в положении афроамериканского и белого населения США, несмотря на определенный прогресс, достигнутый в этой области в ходе контркультурной революции конца 1960-х годов. Это касается различных сфер социального устройства США. По мнению Д. Крото и У. Хойнса: «Рэп предлагает альтернативную версию интерпретации того, как власть и господство структурированы в современной Америке. Критический пафос рэпа во многом направлен на отрицание существующих социальных институтов, таких как полиция, судебная система, образование, играющих основополагающую роль в поддержании нынешнего социального порядка. С позиции рэперов, именно эти социальные институты ответственны за воспроизводство расового неравенства, которое они категорически не приемлют» [Крото, Хойнс 2007, с. 35]. Данное соображение позволяет нам констатировать, что одним из ключевых положений идеологии рэпа является несогласие с окружающей действительностью и стремление изменить ее. В силу специфики рэпа как речетатива авторы текстов зачастую не утруждают себя созданием сложных метафор или образов, а говорят открытым текстом, часто прибегая к грубостям и даже обсценной лексике. В песне Fight The Power (1989 г.) американской группы Public Enemy, лирика которой носит ярко выраженный антирасистский характер, певец подвергает нападкам американскую культуру, в частности, таких ее идолов, как Элвис Пресли и Джон Уэйн, обвиняя их в расизме: Elvis was a hero to most Elvis was a hero to most Elvis was a hero to most But he never meant shit to me you see Straight up racist that sucker was Simple and plain Mother f****r him and John Wayne ‘Cause I’m Black and I’m proud… Стилистически данный текст ближе к бытовому дискурсу и содержит грубую и обсценную лексику, посредством которой выражается авторская оценка. Данный отрывок содержит антитезу общепринятой и авторской точек зрения, которая реализуется посредством противопоставления лексем hero – racist.

 

Антикоммерческий характер рэпа и его языковая репрезентация

Другим важным положением идеологии рэпа является изначально антикоммерческий характер, хотя с течением времени многие рэперы стали финансово успешными. Американская колумнистка К. Зейденберг на сайте онлайн-издания Bull and Bear говорит, что коммерциализация компрометирует принципы, на которые изначально ориентировался рэп: While it’s easy to see that there is money to be made by hip-hop, its original purpose and function is undermined when its driving purpose is profitability [Seidenberg 2019]. В лирике песни «Mo Money Mo Problems» (1997 г.) американского рэппера The Notorious B.I.G. позиция автора амбивалентна – с одной стороны, он долго перечисляет атрибуты богатой жизни, такие как часы Ролекс, яхты и повышенное женское внимание, с другой же стороны, как видно из названия песни, чем больше денег, тем больше проблем: I don’t know what they want from me It’s like the more money we come across The more problems we see… Данный текст с языковой точки зрения, как и большинство текстов рэпа, является крайне многословным и перенасыщенным количеством деталей, представляя собой, по сути, зарифмованную разговорную речь. Кроме того, вряд ли стоит использовать в этом случае понятие «лирический герой», поскольку автор повествует от своего лица и использует свое имя: …Lyrically, niggas see B.I.G be flossing Jig on the cover of Fortune, 5 double O…

 

Идеологема «приверженность своему сообществу» и его языковая репрезентация

Следующий важный идеологический аспект музыки рэп – это очевидная приверженность своему «community», то есть сообществу, куда обычно входят сверстники, живущие по соседству и разделяющие общие взгляды, и более узкий круг близких друзей, который в некоторых случаях обозначается как homies (земляки) и crew (команда, экипаж). Один из примеров, где красной нитью проходит тема верности своей «команде», это песня Clique (2012 г.), написанная рэпером Джей Зи, хотя он использует для этого слово «clique» (один из вариантов перевода с французского «банда»). Типичные языковые особенности рэпа проявляются и здесь, а именно многословие, постоянная смена темы и обилие обсценной лексики: OK ain’t nobody f**king with my clique, clique, clique, clique, clique

Ain’t nobody fresher than my mothaf**kin’ clique, clique, clique, clique, clique As I look around, they don’t do it like my clique, clique, clique, clique, clique And all these bad bitches, man, they want the They want the, they want the… we top of the totem pole

It’s the Dream Team meets the Supreme Team And all our eyes green it only means one thing You ain’t f*****g with my clique… Стоит еще отметить обилие повторов и параллельных конструкций, аллюзию на культурные традиции первобытных сообществ, в частности индейцев, в которых было принято помещать тотемное животное на вершину столба и поклоняться ему. Таким образом автор текста декларирует, что он и его банда являются объектом поклонения окружающих. Что касается встречи Dream team («Команда мечты», это название закрепилось за лучшей в истории баскетбола сборной США) и Supreme team («Лучшая команда», так назывался американский преступный синдикат, который орудовал в Нью-Йорке в 1980-х годах), то не вполне понятно, с кем он ассоциирует себя и своих товарищей. Интересно также утверждение, что все они имеют зеленый цвет глаз, что также призвано подтвердить их исключительность, поскольку зеленые глаза имеют всего 1,6 % жителей Земли.

Эта же тема приверженности старым друзьям и отношениям отмечена и в тексте песни No New Friends (2013 г.) рэпера Ди Джея Халеда, где автор подчеркивает, что ему не нужны новые друзья, так как старые – это лучшее, что может быть: Still here with my day one niggas, so you hear me say No new friends, no new friends, no new friends, no, no new I still ride with my day one niggas, I don’t really need No new friends, no new friends, no new friends, no, no new… Интересно, что в этом тексте друзья названы «niggas» («негритосы»), что считается оскорбительным со стороны белых жителей США, но вполне допустимо среди представителей чернокожего населения по отношению друг к другу. Следует заметить, что антитеза является достаточно частотным стилистическим приемом, в данном случае это day one niggas – new friends.

 

Идеологема «свобода» и ее языковая репрезентация

Следующее важное положение идеологии рэпа – провозглашение свободы во всем, в том числе свободы самовыражения. Понятно, что очевидное гуманитарное требование в контексте истории чернокожего населения США приобретает особую актуальность. Как утверждает А. Черных, «… рэп-культура – это и борьба за право быть услышанным, и за место в публичной сфере» [Черных 2007, с. 143]. В уже упоминавшейся выше песне Fight The Power американской группы Public Enemy подчеркивается важность свободы слова и содержатся призывы к борьбе с властью: …Got to give us what we want Gotta give us what we need Our freedom of speech is freedom or death We got to fight the power that be Lemme hear you say Fight the power… С языковой точки зрения в данном тексте использованы повторы и параллельные конструкции, стилистически же он комбинирует публицистический и разговорный стили.

В лирике песни Freedom of Speech (1990 г.) группы Above the Law автор говорит о том, что, вопреки принципам свободы, на которых были основаны США, современные СМИ (в то время ведущим средством для трансляции музыки было радио) не позволяют ему свободно высказываться, о чем он хочет, так, как он хочет: When you can’s say (shit) and you can’t say (f**k) I really think you wanna hear it But the radio stations, you see, they still gonna fear it Yo, I thought this country was based upon freedom of speech Freedom of press, freedom of your own religion To make your own decision, now that’s baloney Cause if I gotta play by your rules, I’m bein phoney… В тексте называются базовые демократические свободы, такие как свобода слова, свобода прессы, свобода вероисповедания и свобода в принятии решений. Следует отметить, что свобода слова, в понимании автора, включает, помимо всего прочего, использование обсценной лексики.

В песне Mystery Of Inequity (2015 г.) американской рэперши Лорин Хилл проблема свободы рассматривается в социальном ключе посредством обличения лживой и коррумпированной, по ее мнению, судебной системы США, которая легко лишает человека свободы посредством лжесвидетельства судей, игнорирования свидетельских показаний и продажных адвокатов: Ya’ll can’t handle the truth in a courtroom of lies Perjures the jurors Witness despised Crooked lawyers False Indictments publicized… Black-robe crooked-balance Souls bought and sold and paroled for thirty talents Court reporter catch the surface on the paper… Интересно отметить библейскую аллюзию на 30 сребреников, символизирующих в данном случае продажность американского суда.

 

Идеология «gangsta rap»

Идеологема «мизогиния» и ее языковая репрезентация

Следует оговориться, что рэп, начинавший развиваться как conscious rap, то есть «сознательный рэп» с позитивными ценностями и идеологией, направленной главным образом на достижение равенства и мирное существование внутри общины, со временем утратил интерес публики, а ему на смену пришел так называемый gangsta rap, то есть «гангстерский рэп», чье название говорит само за себя. Тематика свелась к воспеванию алкоголя, наркотиков, драк с полицией и насилия в целом. Звукозаписывающие компании весьма заинтересованы в таких провокационных и маргинальных текстах, героем которых является мачо, готовый к насилию.

 В этом контексте следует признать еще одним идеологическим положением рэпа мизогинию, или женоненавистничество. Презрение к женщинам и принижение их роли в обществе относятся к атрибутам «крутого мачо», которым представляет себя лирический герой текстов, зачастую неотделимый от реального исполнителя. По мнению Р. Вайтцера и Ч. Рубрина, презрительное отношение и насилие по отношению к женщинам служат своего рода каналом для реализации мускулинности в негритянском гетто, где другие способы сделать это зачастую отсутствуют [Weitzer, Rubrin 2009, с. 8]. Очень ярким примером мизогинии может послужить песня самого известного белого рэпера Эминема So Much Better (2013 г.), где лирический герой рассылает проклятия изменившей ему девушке, называет ее шлюхой и желает ей смерти: Bitch, where the f**k were you Tuesday? With who you say? I wasn’t at the studio bitch, what’d you do? Screw Dre?... But you’re too two-faced for me…My life would be so much better If you just dropped dead (dead)… I’m back on my “f**k hoes”, with a whole new hatred for blondes But bias? I hate all bitches the same baby, come on Excuse the pun, but bitch is such a broad statement… Рэпер Snoop Dog в своей песне Ain’t No Fun (1993 г.) пошел еще дальше, делая обобщения по поводу того, что женщины все шлюхи и все продажны: “And this one goes out to the ladies, from all the guys…I have no love for hoes That’s somethin’ I learned in the pound… Now as the sun rotates and my game grows bigger How many bitches wanna f**k this nigga named Snoop Doggy, I’m all the above… In my Chevy, six-fo’ Rad to be exact With bitches on my side, and bitches on back So back up bitch cuz i’m strugglin, so get Off your knees and then start jugglin… При всем обилии непристойностей, физиологических подробностей и обсценной лексики данный текст не оставляет сомнений в том, что автор придерживается убеждения о мужском превосходстве и более низком положении женщины по отношению к мужчине.

 

Идеологема «криминальность» и ее языковая репрезентация

В свете этого преображения «сознательного» рэпа в «гангстерский» следует рассматривать и воспевание криминального образа жизни, проявлениями которого являются употребление наркотиков, культ насилия и бандитские разборки. Очень ярким примером такого рода является лирика песни As the World Turns (1999 г.) Эминема. В этом тексте лирический герой сначала рассказывает о своем делинквентном поведении в подростковом возрасте (нападение на учителей, публичная мастурбация и прочее), а затем признается, что грабит и насилует женщин, чтобы добыть денег на наркотики: Slappin’ teachers and jackin’ off in front of my counsellors… Class clown freshman, dressed like Les Nessman F**k the next lesson, I’ll pass the test guessin’ And all the other kids said, «Eminem is a thizz head»… (Thizz – жаргонное обозначение наркотика MDMA, или «экстази»)”. Далее детально описывается не вполне удачная попытка ограбления женщины: Plus, I’m a rapist and a repeated prison escapist So give me all your money and don’t try nothin’ funny ‘Cause you know your stinking ass is too fat to try to outrun me I went to grab my gun, that’s when her ass put it on me (Stop) With an uppercut, hit me with a basket of laundry (Ooh)… thank God I was smokin’ crack All day, and doped up on coke and smack All I wanted to do was rape the bitch and snatch her purse Now I wanna kill her, but yo, I gotta catch her first… Опуская непристойные детали, можно констатировать, что данный текст очень важен идеологически, так как отражает и презрение к женщинам, и культ насилия, и криминальный образ жизни с его постоянным употреблением наркотиков, а в тексте упоминаются экстази, кокаин, крэк (разновидность героина) и марихуана.

Еще один очень резонансный текст – лирика песни The Race (2017 г.) рэпера Tay-K, где лирический герой практически признается в убийстве, причем судебные органы даже использовали эту песню в качестве доказательства его вины: I woke up too moody, who gon’ die today? (Skrt) Shoot a f**kboy in his motherf**kin’ face (rah)… Pop a nigga then I go out my way (skrrt) Do the dash then I go out the way Rob a nigga shoes, rob a nigga lace (gimme that shit) We see a hunnid bands in our face… В песне рэпер говорит от своего лица о том, что убил и ограбил человека, причем было ему на тот момент всего 16 лет. Название песни объясняется тем, что рэпер находился в бегах, скрываясь от полиции, но его нашли и он получил огромный тюремный срок – 55 лет. Таковы кумиры «гангстерского» рэпа, а их популярность подтверждается огромным (233 млн) числом просмотров музыкального видео к данной песне на ресурсе YouTube. Впрочем, и сами пропагандисты насилия в лице рэперов нередко становятся его жертвами, достаточно вспомнить убитых Тупака Шакура, The Notorious B.I.G и многих менее известных исполнителей.

 

Идеологические корни популярности рэпа

Причин глобальной популярности рэпа несколько, причем армия его поклонников выходит далеко за рамки темнокожего населения планеты. На начальном этапе своего развития, в 1970–1980-х годах, рэп и хип-хоп в целом представляли собой субкультурные феномены, известные исключительно афроамериканской публике и не вызывающие интереса у белых американцев, не говоря о Европе, где рэп утвердился как полноценный музыкальный жанр лишь в 1990-х.

Ключевой причиной того, что рэп стал популярен и среди «белой» публики, стала потеря протестного потенциала рок-музыкой, которая, вслед за кризисом 1980-х годов и весьма недолгим взлетом «гранжа» в конце 1980-х – начале 1990-х перестала быть выразителем идей молодежи и полностью утратила социальное и политическое звучание, свойственное ей в 1960–1970-х годах. Если посмотреть на брит-поп и стиль «инди», ставшие популярными в 1990–2000-х годах, они, по сути, просто успешно использовали музыкальные идеи прошлых поколений рок-музыкантов. С дискурсивной точки зрения тексты песен таких групп, как Coldplay, Oasis или Keane, не содержат никаких маркеров несогласия или протеста против войны, полицейского насилия и прочих уродливых явлений действительности. Рэп, наоборот, просто полон этого пафоса, пусть и выражаемого посредством зачастую грубостей и обсценной лексики. Это крайне важно для молодой аудитории, для которой несогласие в «миром отцов» является важнейшим аспектом социализации и адаптации к окружающей действительности. Рэп популярен среди абсолютно любой молодежной аудитории, независимо от страны проживания или цвета кожи. Разумеется, молодым слушателям весьма импонируют нарочитая грубость, агрессия и брутальность текстов рэп-композиций, исполнители которых не только не скрывают негативных черт реальности, но и всячески их подчеркивают.

Не следует сбрасывать со счетов и те гигантские усилия и миллионы долларов, которые тратятся на «раскрутку» рэп-исполнителей, их видео, PR и рекламу всего, что связано с рэпом, включая стиль в одежде и прически. Хотя, разумеется, этот фактор вторичен, и звукозаписывающие компании никогда не стали бы вкладывать деньги в то, что наверняка будет иметь успех.

В плане восприятия публикой рэп как музыкальный стиль является крайне доступным. Мелодия как таковая не имеет особого значения и зачастую вообще отсутствует, уступая место гармоническому образованию, или гармонии. Ритмически все просто до предела: стандартные четыре четверти с синкопой, исполняемые в среднем темпе. Особенно подкупающим является тот факт, что любой, кто имеет хотя бы приблизительное представление о стихосложении и соответствующие программы на компьютере, может записать собственную рэп-композицию, тем более что сложные образы и метафоры для текстов рэпа являются редкостью. С учетом всего вышесказанного можно сделать вывод, что рэп небезосновательно столь популярен столь долгий период времени и в таком огромном количестве стран и стал поистине глобальным феноменом массовой культуры последних 30 лет.

 

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, мы можем констатировать, что музыка в стиле «рэп» не случайно стала самым влиятельным музыкальным феноменом на планете с начала 1990-х годов. Причиной прежде всего стала потеря протестного потенциала рок-музыкой, а он необходим молодой аудитории. В составе идеологии «сознательного» рэпа важны такие компоненты, как протестный характер, антикоммерческая направленность, приверженность своей социальной группе и стремление к свободе во всех ее проявлениях, что реализуется посредством антитезы как стилистического приема. Gangsta рэп в качестве своей идеологии избрал мизогинию и различные антисоциальные проявления, такие как пропаганда алкоголизма, наркомании, преступности и всех форм насилия. К сожалению, второе направление является более популярным у молодежи.

×

About the authors

Yu. E. Plotnitskiy

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: yuriplo@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1155-5928

Candidate of Philological Sciences, assistant professor of the Department of Foreign Languages and Russian as a Foreign Language

Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation

References

  1. Seidenberg 2019 – Seidenberg K. (2019) The commercialisation of hip-hop. The Bull & Bear. McGill’s Student-Run News Magazine. February 19. Available at: https://bullandbearmcgill.com/the-commercialization-of-hip-hop/ (accessed 15.01.2023).
  2. Weitzer, Rubrin 2009 – Weitzer R., Rubrin C. (2009) Misogyny in Rap Music. Men and Masculinities, vol. 12, issue 1, pp. 3–29. DOI: https://doi.org/10.1177/1097184X08327696.
  3. Vershinin, Makarova 2007 – Vershinin M., Makarova E. (2007) Contemporary youth subcultures: rappers. Available at: https://psyfactor.org/rap.htm?ysclid=lrt328mg45487654257 (accessed 05.01.2023). (In Russ.)
  4. Croteau, Hoynes 2007 – Croteau D., Hoynes W. (2007) Media and ideology. Pine Forge Press.
  5. Tolkunov – Tolkunov D. Africa Bambaataa: Following the True School on the wave of Futurism. Available at: https://all-andorra.com/ru/afrika-bambaataa-sleduya-istinnoj-shkole-na-volne-futurizma/?ysclid=lrt3hby9zu159741997 (accessed 11.03.2023). (In Russ.)
  6. Tchernykh 2007 – Tchernykh A.I. (2007) The world of modern media: monograph. Moscow: Territoriya budushchego, 312 p. Available at: https://studylib.ru/doc/2551418/mir-sovremennyh-media. (In Russ.)
  7. Chistyakova 2023 – Chistyakova A.A. (2023) Linguistic personality of a modern rap artist (based on texts by Juice WRLD, Travis Scott, 21 Savage, ASAP Rocky). Issues in Journalism, Education, Linguistics, vol. 42, no. 1, pp. 195–200. DOI: https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-1-195-200. EDN: https://elibrary.ru/mgwayf. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Plotnitskiy Y.E.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies