Student`s innovative professional competence in the context of the implementation of an individual educational trajectory

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The problem of student`s innovative professional formation in the context of the implementation of an individual educational trajectory in a higher educational organization is considered in the paper. The relevance of the study is determined by the transformation of the conditions of functioning of higher education in the knowledge society; an increase in need of employers for graduates with a set of necessary beliefs, knowledge, skills and abilities for the development and implementation of innovations, taking into account existing features and changing trends of the professional environment. The main research methods are the analysis and synthesis of scientific data, research results in the fields of transformation of higher educational institutions and individualization of the learning process; generalization and systematization of scientific facts and statements. As a result of the research, the authors have revealed the concept of student`s innovative professional competence and proposed the structure in the context of the implementation of an individual educational trajectory, integrating value-motivational, instrumental-technological, research, creative-reflective, interactive-communication and academic-entrepreneurial components. The indicators highlighted by the authors in the competence structure will allow assessing the formation of each of the components for their further development.

Full Text

Введение

Современный период развития общества характеризуется высоким уровнем значимости и востребованности новых знаний в профессиональной, социально-экономической, общественной, досуговой деятельности человека и всеобщее включение людей в познавательную активность. Закономерным следствием информационной революции, в результате которой новое знание явилось главным источником непрерывного развития организации в условиях постоянно изменяющегося окружения и возрастающей конкуренции в большинстве отраслей, стало пристальное внимание к формированию интеллектуального капитала организации. Сложившаяся в настоящей момент социально-экономическая ситуация определила одной из приоритетных целей для высшей школы подготовку выпускников, которые будут способны не столько использовать полученные знания и сформированные умения в своей профессиональной деятельности, сколько генерировать новое междисциплинарное знание, использовать, распространять и коммерциализировать его [Калмыкова, Соловова 2019].

В настоящее время государство в полной мере выступило основным заказчиком на услуги, оказываемые образовательными организациями высшего образования в отношении подготовки обучающихся к инновационной деятельности. Согласно Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике», инновацией называют «введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услугу, процесс) или новый метод продаж, организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях», тогда как инновационная деятельность ‒ это «деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую), направленная на реализацию комплекса мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности». (Федеральный закон 1996).

За последние два десятилетия в нашей стране был принят ряд федеральных нормативно-правовых актов, регулирующих меры государственной поддержки научно-практической деятельности в университетах, формирования «инновационной инфраструктуры» и повышения активности инновационной деятельности студентов в образовательном пространстве высшей школы. Так, в 2012 году Государственной думой был принят Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закрепляющий право обучающихся «принимать участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций» (Федеральный закон 2012). Основываясь на представленных определениях, в рамках нашего исследования под инновационной деятельностью обучающегося мы понимаем форму активности личности в процессе обучения в образовательной организации, направленную на разработку и совершенствование продуктов, услуг и технологий и осуществляемую под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций или самостоятельно. Инновационная профессиональная деятельность обучающихся предполагает индивидуальную и групповую генерацию новых знаний и разработку новшеств в процессе обучения, применение которых в профессиональной деятельности учитывает ее специфику и может способствовать ее развитию, преобразованию и совершенствованию.

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2021 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» среди главных задач страны определяет возможности для саморазвития и развития талантов, что предполагает создание эффективной системы высшего образования (Указ 2020). В настоящее время популяризацию инновационной деятельности курирует Департамент стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России, он согласует и реализует документы стратегического планирования в инновационной сфере Российской Федерации.

Приоритет включения обучающихся в научную, научно-техническую деятельность и формирование у них инновационной компетентности также определяются задачами программы «Приоритет-2030» Минобрнауки России, в результате осуществления которой к 2030 году планируется сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов и обеспечить кадрами приоритетные направления развития науки, технологий, техники, отраслей экономики и социальной сферы. Использование научного, образовательного и инновационного потенциала университетов сократит срок внедрения инноваций в экономику страны. Создание научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций, развитие передовой инфраструктуры для проведения научных исследований позволят организовать целостную систему подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров (Распоряжение 2020).

Указанные предпосылки определили целью образовательной политики современного университета формирование у обучающихся компетенций, обеспечивающих самостоятельную «знаниепорождающую» деятельность, что требует от каждого преподавателя и образовательной организации в целом направленных усилий для развития инициативности и самостоятельности студентов, поддержания их творческих и креативных способностей, актуализируя проблему совершенствования процесса подготовки студентов к инновационной профессиональной деятельности. Одним из педагогических средств подготовки студентов к творчеству, новаторству и самостоятельному выбору в образовательном пространстве, а затем в профессиональной деятельности является индивидуальная образовательная траектория (ИОТ), в соответствии с которой происходит его движение в пространстве высшей школы. Идея «индивидуализации обучения» не нова, но если ранее в нашей стране она носила фрагментарный характер, то в настоящий момент построение персональных маршрутов становится массовым и масштабным явлением.

 

Степень научной разработанности проблемы

Вопросы изменения роли и природы знания в обществе, его влияния на непрерывный процесс развития образовательных систем широко представлены в научных трудах В.П. Беспалько, Н.В. Кузьминой, И.Я. Лернер и других ученых. В работах А.Ю. Андреева, В.С. Ефимова, С.В. Иванова, А.В. Лаптевой, Е.В. Неборского, В.М. Родачина, К. Ясперса содержатся результаты исследований процесса становления и трансформации университета, расширения его ключевых функций, методов и средств обучения в соответствии с изменяющимися потребностями и ожиданиями общества от выпускника образовательной организации высшего образования.

Анализ научной литературы и изучение педагогической практики свидетельствуют о высоком уровне разработанности проблемы подготовки обучающихся к инновационной деятельности среди отечественных авторов (М.И. Алдошина, С.А. Богомаз, Т.Ф. Бородина, Н.А. Буравлева, А.З. Воцкий, Н.В. Гавриленко, О.В. Гукаленко, И.В. Дмитриева, М.И. Дьяченко, Е.М. Землина, Л.А. Кандыбович, Е.А. Лаврова, Н.И. Лапин, Н.В. Лежнева, Е.В. Максименко, В.Л. Моложавенко, О.В. Царькова и другие). Исследователи Г.Я. Гревцева, И.О. Котлярова, Г.Н. Сериков, А.В. Фахрутдинова, М.В. Циулина в своих работах раскрывают сущность и принципы различных методологических подходов к подготовке студентов к профессиональной инновационной деятельности [Гревцева, Котлярова, Сериков, Фахрутдинова, Циулина 2021]. В.И. Горовой и Н.Г. Пьянковой разработана дидактическая модель подготовки студентов к инновационной профессиональной деятельности, определены методы обучения студентов с учетом особенностей их деятельности [Горовая, Пьянкова 2008].

В работах отечественных педагогов (Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, А.Ж. Жафярова, Е.А. Климова, В.А. Сластенина И.С. Якиманской и других) представлены дидактические основы индивидуализации обучения, механизмом реализации которого в высшей школе может стать индивидуальная образовательная траектория. Так, в научных трудах современных авторов широко освещаются подходы к определению понятия [Лабунская 2002; Логинова 2006], проблемы и методы ее построения [Вьюшкина, Щербакова 2021; Гафиятуллина, Торкунова 2023; Шапошникова 2016]; изменение роли преподавателя в контексте выбора ИОТ обучающимися [Бочкарева 2011; Гончарова, Шевченко 2012].

Результаты анализа научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящий период в педагогической науке накоплены обширный теоретический материал и практический опыт управления образовательными организациями в период их трансформации, опыт индивидуализации образовательной среды, опыт формирования инновационной профессиональной компетентности у обучающихся по различным направления подготовки и специальностям. Однако опыт построения индивидуальной образовательной траектории с целью формирования инновационной профессиональной компетентности студента университета не получил достаточного отражения в научных исследованиях.

 

Результаты исследования

В настоящее время развитие высшего образования происходит под влиянием разнообразных тенденций: цифровизации, гуманизации, индивидуализации, доступности, расширения процессов интеграции образования, науки и производства. Каждая из этих тенденций предопределяет трансформацию университетов в соответствии с изменением цели образовательной деятельности организации с сохранением и трансляцией знания на формирование у обучающихся инновационной профессиональной компетентности, которая представляет собой важную характеристику специалиста в современном мире, где изменения и новации осуществляются стремительно и непрерывно.

Опираясь на результаты исследования [Неборский 2017] провели сравнительный анализ моделей университета «Университет 1.0» ‒ «Университет 3.0», учитывающий изменение и расширение миссии высшего образования на разных стадиях социально-экономического развития, изменение запроса общества на выпускников университета (см. таблицу).

В контексте представленных изменений роль преподавателя претерпевает неизбежную трансформацию. Функция реализации инновационных процессов становится основной в деятельности преподавателя вуза [Руднева 2020]. Он больше не ограничивается ролью транслятора знаний, а становится координатором познавательных процессов, тьютором-экспертом, который стимулирует студентов к самостоятельному обучению и исследовательской деятельности. В действующей модели университета работа преподавателя со студентами строится на обучении через постановку проблемной ситуации и поиск направлений и вариантов решения актуальных проблематик, в основе которых заложено противоречие между имеющимися знаниями и практическими задачами, требующими разработки новшеств для их решения. Подготовка специалистов, ведущих профессиональную деятельность в непрерывно изменяющемся современном обществе, требует от профессорско-преподавательского состава создания специальных условий для проявления активности, инициативности, самостоятельности и творчества обучающимися.

Подготовка обучающегося к производству инноваций возможна только при его погружении в образовательную среду, которая сама существует и развивается на основе нововведений. Для того чтобы после завершения обучения в университете выпускник оказался готов к инновационной профессиональной деятельности, образовательная организация должна предусмотреть педагогические средства, создающие условия для развития умений генерировать и реализовывать новые идеи, выявлять и предопределять проблемы, формулировать цели и задачи, демонстрировать способности к саморазвитию и рефлексии.

Важным условием для подготовки обучающихся высшей школы к инновационной профессиональной деятельности является обучение на основе личностно развивающего подхода, что предполагает взаимодействие преподавателя и студента с опорой на его собственный познавательный опыт; поддержку интересов, способностей и стремлений обучающегося; создание условий для его вовлечения в учебную и научно-исследовательскую деятельность [Сериков 2016]. Одним из основополагающих принципов личностно развивающего подхода является принцип индивидуализации, который подразумевает учет индивидуальных образовательных потребностей каждого студента и предоставление помощи в определении его уникального образовательного пути: тематические модули, темпы обучения, уровни входных знаний и интересы обучающегося.

Широкие возможности индивидуализации образовательного процесса в высшей школе открываются при создании условий для построения индивидуальной образовательной траектории в университете, что способствует более эффективному обучению, повышает мотивацию студентов. Индивидуальная образовательная траектория выступает как целенаправленная стратегия, обеспечивающая возможность выбора содержательной, деятельностной, процессуальной области образовательного процесса и создающая условия для развития личностных качеств, умений и навыков, необходимых для разработки и внедрения инноваций в ходе профессиональной деятельности. Образовательная траектория определяется личностными и профессиональными целями студента и может быть ориентирована на углубленное изучение отдельных специальных дисциплин или совершенствование социальных и управленческих навыков, развитие творческих способностей. Возможность выбора образовательных дисциплин и модулей позволяет получить знания, умения и навыки, отобранные на основании собственных представлений о будущей профессиональной карьере, а их междисциплинарный характер становится основой для развития инновационной профессиональной компетентности. Выстроенный индивидуальный маршрут носит пролонгированный характер и отражает процесс изменения в непрерывном развитии обучающегося, что дает возможность корректировать компоненты педагогического процесса [Соловова, Калмыкова, Суханкина 2023].

Обнаружено, что в настоящее время в педагогической практике сложились предпосылки для решения обучающимися инновационных задач в условиях научно-технического развития страны, однако успешная интеграция в профессиональную среду требует инновационной профессиональной компетентности студента – совокупности устойчивых черт личности обучающегося, способствующих успешной разработке и применению новшеств в профессиональной деятельности. Повышению эффективности формирования инновационной профессиональной компетентности в процессе обучения в высшей школе способствует высокий уровень мотивации обучающегося, достижение и поддержание которого возможно при учете уникальных личностных особенностей студента, поддержке его интересов и профессиональных целей. Инновационная профессиональная компетентность студента в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории – это развивающаяся интегративная характеристика личности обучающегося, являющаяся результатом целенаправленной профессиональной подготовки, представляющая собой совокупность качеств и умений по управлению знаниями, созданию и применению новшеств в профессиональной деятельности в условиях познавательной активности, самоорганизации и самореализации студента при выборе содержательной, деятельностной и процессуальной области образовательного процесса.

Соотнесение на основе принципа идентификации этапов инновационной деятельности (осознание и восприятие инноваций, проведение исследований и разработок, технологическая подготовка и организация производства, внедрение и модификация, вывод на рынок и продвижение) и ее видов позволило раскрыть структуру инновационной профессиональной компетентности студента университета в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории (рис. 1).

  1. Ценностно-мотивационный компонент. Несмотря на многообразие видов профессиональной деятельности, большинство исследователей выделяют в структуре инновационной профессиональной деятельности различных специалистов ценностно-мотивационный компонент. Его значимость для нашего исследования обусловлена не только содержательной стороной, но и осознанием необходимости получения нового знания в ходе профессиональной деятельности.
  2. Инструментально-технологический компонент. Технологической базой для развития общества знаний являются достижения цифровой сферы, которые дают возможность организации поиска новых знаний и ведения научно-исследовательской деятельности. Инструментально-цифровой компонент интегрирует спектр умений, связанных с применением оптимальных цифровых инструментов в профессиональной деятельности.
  3. Исследовательский компонент. Перспектива становления общества знаний обуславливает высокую востребованность специалистов, способных определять актуальную проблематику научных исследований и генерировать новые идеи на основе анализа и обобщения передового научного опыты, что обусловило выделение научно-исследовательского компонента в структуре инновационной профессиональной компетентности.
  4. Креативно-рефлексивный компонент. В любой профессиональной среде инновация – это практический результат творческой деятельности человека или группы, который приводит к качественным изменениям, что позволяет считать объективным условием инновационной деятельности творчество и креативность как «способность к творчеству, принятию и созданию нового, нестандартному мышлению, генерированию большого числа оригинальных и полезных идей» [Рындак 2012, с. 44]. Креативно-рефлексивный компонент в структуре инновационной профессиональной компетентности студента представляется способностью предлагать оригинальные решения поставленных проблем в ситуации высокой неопределенности, отказываться от традиционных профессиональных практик и практик стереотипов, оценивать пригодность, реализуемость и эффективность предложенных новшеств.
  5. Интерактивно-коммуникационный компонент. Ключевым требованием успешной инновационной деятельности является процесс свободного распространения и непрерывного обмена знаниями, что соответствует концепции открытой инновации [Ставропольский 2018]. Интерактивно-коммуникационный компонент представляет совокупность профессионально значимых личностных качеств, установок и навыков, которые, с одной стороны, позволяют использовать современные коммуникативные средства для осуществления эффективного взаимодействия, а с другой – нейтрализуют личностные мотивы, затрудняющие распространение знаний.
  6. Академическо-предпринимательский компонент. Экономический подход к образовательной деятельности высшей школы рассматривает знание как один из важнейших активов образовательной организации, считая научные разработки основой инновационного развития стран и регионов в условиях мировой глобализации. Приоритетным способом включения университета в инновационную деятельность является академическое предпринимательство – интеллектуальная деятельность, стимулирующая генерацию знаний, практическое использование которых обеспечивает организации социально-экономический рост. Предпринимательская деятельность ставит целью коммерциализацию новшеств, разработанных обучающимися под руководством преподавателей [Хегай, Бабак, Филаткина И.Д., Филаткина М.Д. 2015]. Высокие показатели академическо-предпринимательского компонента позволят обучающемуся успешно участвовать в деятельности научно-образовательных центров, бизнес-инкубаторов, технопарков и стартап-центров.

Для каждого из выделенных компонентов инновационной профессиональной компетентности студента университета в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории были отобраны показатели, выявленные на основе анализа научной литературы, запросов стейкхолдеров образовательного процесса и опроса научно-педагогических работников (рис. 2). Совокупность показателей в структуре инновационной профессиональной компетентности позволит оценить сформированность каждого из компонентов для их дальнейшего развития.

 

Заключение

Подготовка выпускников современного университета, способных осуществлять инновационную профессиональную деятельность в современном обществе, требует изменения форматов обучения и создания условий для проявления их активности, инициативности, самостоятельности и творчества. Образовательный процесс высшей школы должен осуществляться в условиях персонализированного выбора образовательной траектории, что способствует подготовке обучающегося к инновационной деятельности. Интеграция ценностно-мотивационного, инструментально-технологического, исследовательского, креативно-рефлексивного, интерактивно-коммуникационного и академическо-предпринимательского компонентов представляет собой структуру инновационной профессиональной компетентности студента в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории.

×

About the authors

D. A. Kalmykova

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: kalmikova.da@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-3426-7048

senior lecturer of the Department of Human Resource Management

Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation

References

  1. Bochkareva 2011 – Bochkareva S.M. (2011) Model of tutoring activity as a means of supporting the individual development trajectory of students. Higher Education Today, no. 2, pp. 71–72. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=16751600. EDN: https://elibrary.ru/ocoytb. (In Russ.)
  2. Vyushkina, Shcherbakova 2021 – Vyushkina E.G., Shcherbakova O.V. (2021) Individual educational trajectory: building the future today. PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin, no. 4, pp. 101–111. DOI: https://doi.org/10.15593/2224-9389/2021.4.9. EDN: https://elibrary.ru/grnbtd. (In Russ.)
  3. Gafiyatullina, Torkunova 2023 – Gafiyatullina A.R., Torkunova J.V. (2023) Problems and methods of constructing an individual educational trajectory of a university graduate in the context of industry 4.0. Vestnik RIAT, no. 1, pp. 37–41. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-metody-postroeniya-individualnoy-obrazovatelnoy-traektorii-vypusknika-vuza-v-usloviyah-industrii-4-0/viewer; https://www.rmat.ru/wyswyg/file/2023_dokymentt/dokymentt/2023-1.pdf. (In Russ.)
  4. Goncharova, Shevchenko 2012 – Goncharova E.V., Shevchenko T.S. (2012) Assistance to guide students’ individual learning trajectories. Bulletin of Nizhnevartovsk State University, no. 2, pp. 12–18. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/soprovozhdenie-individualnoy-obrazovatelnoy-traektorii-obucheniya-studentov/viewer (accessed 16.12.2023); https://elibrary.ru/item.asp?id=17735085. EDN: https://elibrary.ru/oycnin. (In Russ)
  5. Gorovaja, Piankova 2008 – Gorovaja V.I., Piankova N.G. (2008) On preparing students for innovative professional activities. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, vol. 14, no. 2, pp. 51–57. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=20275896. EDN: https://elibrary.ru/rbsdhn. (In Russ.)
  6. Grevtseva, Kotlyarova, Serikov, Tsiulina, 2021 – Grevtseva G.Ya., Kotlyarova I.О., Serikov G.N., Fakhrutdinova A.V., Tsiulina M.V. (2021) Methodological Approaches to Preparing Students for Professional Innovative Activity. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta – Tomsk State University Journal, no. 462, pp. 181–191. DOI: https://doi.org/10.17223/15617793/462/22. EDN: https://elibrary.ru/sxkadl. (In Russ.)
  7. Kalmykova, Solovova 2019 – Kalmykova D.A., Solovova N.V. (2019) Readiness of a university teacher to knowledge management. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, vol. 25, no. 2, pp. 76–83. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-2-76-83. EDN: https://elibrary.ru/wtbttm. (In Russ.)
  8. Labunskaya 2002 – Labunskaya N.A. (2002) The student’s individual route: approaches to the concept. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 2 (3), pp. 79–90. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnyy-obrazovatelnyy-marshrut-studenta-podhody-k-raskrytiyu-ponyatiya/viewer. (In Russ.)
  9. Loginova 2006 – Loginova Yu.N. (2006) The concept of an individual educational route and an individual educational trajectory and the problem of their design. Metodist, no. 9, pp. 4–7. (In Russ.)
  10. Neborskiy 2017 – Neborskiy Е.V. (2017) Reconstruction of the university model: transition to the 4.0 format. World of Science. Pedagogy and Psychology, vol. 5, no. 4. DOI: https://doi.org/10.15862/26PDMN417. URL: https://doi.org/10.15862/26PDMN417. (In Russ.)
  11. Rudneva 2020 – Rudneva T.I. (2020) Activities of a teacher in innovative conditions of the educational process. In: Education in the modern world: achievements, challenges, prospects: Collection of scientific papers of the All-Russian research and methodological conference with international participation, Samara, February 20, 2020. Samara: Vash Vzglyad, pp. 111–115. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=42966437. EDN: https://elibrary.ru/qlgdyj. (In Russ.)
  12. Ryndak 2012 – Ryndak V.G. (2012) Pedagogy of creativity. Moscow: Universitetskaya kniga, 284 p. (In Russ.)
  13. Serikov 2016 – Serikov V.V. (2016) Personality developing education as one of the culturological educational models. Izvestia of the Volgograd State Pedagogical University, no. 2 (106), pp. 30–35. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26021575. EDN: https://elibrary.ru/vxleob. (In Russ.)
  14. Solovova, Kalmykova, Sukhankina 2023 – Solovova N.V., Kalmykova D.A., Sukhankina N.V. (2023) Individual educational trajectories: design and educational outcomes. I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, no. 2 (119), pp. 160–169. DOI: http://doi.org/10.37972/chgpu.2023.119.2.020. (In Russ.)
  15. Stavropolskiy 2018 – Stavropolskiy Yu.V. (2018) Noospheric mode of professional and personal self-development in innovative activity. Economics and the paradigm of the new time, no. 3 (5), pp. 22–29. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/noosfernyy-modus-professionalno-lichnostnogo-samorazvitiya-v-innovatsionnoy-deyatelnosti/viewer. (In Russ.)
  16. Khegay, Babak, Filatkina I.D., Filatkina M.D. 2015 – Khegay E.V., Babak L.N., Filatkina I.D., Filatkina M.D. (2015) Motivation and factors of academic entrepreneurship. Journal of Economy and entrepreneurship, no. 11–1 (64), pp. 1075–1085. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25061728. EDN: https://elibrary.ru/vclbqd. (In Russ)
  17. Shaposhnikova 2016 – Shaposhnikova N.Yu. (2016) The state of the problem of students’ individual educational paths realization in Russian universities. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, no. 2 (24), pp. 105–111. DOI: http://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2016.24.105. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Kalmykova D.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies