Инновационная профессиональная компетентность студента в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье авторами рассматривается проблема формирования инновационной профессиональной компетентности студента в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории в образовательной организации высшего образования. Актуальность исследования определена трансформацией условий функционирования высшей школы в обществе знаний, увеличением потребности работодателей в выпускниках, обладающих совокупностью необходимых убеждений, знаний, умений и навыков для разработки и внедрения новшеств с учетом существующих особенностей и изменяющихся тенденций профессиональной среды. Основными методами исследования являются анализ и синтез научной информации, результатов исследований в областях трансформации образовательных организаций высшего образования и индивидуализации процесса обучения; обобщение и систематизация научных фактов и положений. В результате исследований авторами раскрыто понятие и предложена структура инновационной профессиональной компетентности студента в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории, интегрирующая ценностно-мотивационный, инструментально-технологический, исследовательский, креативно-рефлексивный, интерактивно-коммуникационный и академическо-предпринимательский компоненты. Выделенные авторами показатели в структуре компетентности позволят оценить сформированность каждого из компонентов для их дальнейшего развития у обучающихся.

Полный текст

Введение

Современный период развития общества характеризуется высоким уровнем значимости и востребованности новых знаний в профессиональной, социально-экономической, общественной, досуговой деятельности человека и всеобщее включение людей в познавательную активность. Закономерным следствием информационной революции, в результате которой новое знание явилось главным источником непрерывного развития организации в условиях постоянно изменяющегося окружения и возрастающей конкуренции в большинстве отраслей, стало пристальное внимание к формированию интеллектуального капитала организации. Сложившаяся в настоящей момент социально-экономическая ситуация определила одной из приоритетных целей для высшей школы подготовку выпускников, которые будут способны не столько использовать полученные знания и сформированные умения в своей профессиональной деятельности, сколько генерировать новое междисциплинарное знание, использовать, распространять и коммерциализировать его [Калмыкова, Соловова 2019].

В настоящее время государство в полной мере выступило основным заказчиком на услуги, оказываемые образовательными организациями высшего образования в отношении подготовки обучающихся к инновационной деятельности. Согласно Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике», инновацией называют «введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услугу, процесс) или новый метод продаж, организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях», тогда как инновационная деятельность ‒ это «деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую), направленная на реализацию комплекса мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности». (Федеральный закон 1996).

За последние два десятилетия в нашей стране был принят ряд федеральных нормативно-правовых актов, регулирующих меры государственной поддержки научно-практической деятельности в университетах, формирования «инновационной инфраструктуры» и повышения активности инновационной деятельности студентов в образовательном пространстве высшей школы. Так, в 2012 году Государственной думой был принят Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закрепляющий право обучающихся «принимать участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций» (Федеральный закон 2012). Основываясь на представленных определениях, в рамках нашего исследования под инновационной деятельностью обучающегося мы понимаем форму активности личности в процессе обучения в образовательной организации, направленную на разработку и совершенствование продуктов, услуг и технологий и осуществляемую под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций или самостоятельно. Инновационная профессиональная деятельность обучающихся предполагает индивидуальную и групповую генерацию новых знаний и разработку новшеств в процессе обучения, применение которых в профессиональной деятельности учитывает ее специфику и может способствовать ее развитию, преобразованию и совершенствованию.

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2021 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» среди главных задач страны определяет возможности для саморазвития и развития талантов, что предполагает создание эффективной системы высшего образования (Указ 2020). В настоящее время популяризацию инновационной деятельности курирует Департамент стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России, он согласует и реализует документы стратегического планирования в инновационной сфере Российской Федерации.

Приоритет включения обучающихся в научную, научно-техническую деятельность и формирование у них инновационной компетентности также определяются задачами программы «Приоритет-2030» Минобрнауки России, в результате осуществления которой к 2030 году планируется сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов и обеспечить кадрами приоритетные направления развития науки, технологий, техники, отраслей экономики и социальной сферы. Использование научного, образовательного и инновационного потенциала университетов сократит срок внедрения инноваций в экономику страны. Создание научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций, развитие передовой инфраструктуры для проведения научных исследований позволят организовать целостную систему подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров (Распоряжение 2020).

Указанные предпосылки определили целью образовательной политики современного университета формирование у обучающихся компетенций, обеспечивающих самостоятельную «знаниепорождающую» деятельность, что требует от каждого преподавателя и образовательной организации в целом направленных усилий для развития инициативности и самостоятельности студентов, поддержания их творческих и креативных способностей, актуализируя проблему совершенствования процесса подготовки студентов к инновационной профессиональной деятельности. Одним из педагогических средств подготовки студентов к творчеству, новаторству и самостоятельному выбору в образовательном пространстве, а затем в профессиональной деятельности является индивидуальная образовательная траектория (ИОТ), в соответствии с которой происходит его движение в пространстве высшей школы. Идея «индивидуализации обучения» не нова, но если ранее в нашей стране она носила фрагментарный характер, то в настоящий момент построение персональных маршрутов становится массовым и масштабным явлением.

 

Степень научной разработанности проблемы

Вопросы изменения роли и природы знания в обществе, его влияния на непрерывный процесс развития образовательных систем широко представлены в научных трудах В.П. Беспалько, Н.В. Кузьминой, И.Я. Лернер и других ученых. В работах А.Ю. Андреева, В.С. Ефимова, С.В. Иванова, А.В. Лаптевой, Е.В. Неборского, В.М. Родачина, К. Ясперса содержатся результаты исследований процесса становления и трансформации университета, расширения его ключевых функций, методов и средств обучения в соответствии с изменяющимися потребностями и ожиданиями общества от выпускника образовательной организации высшего образования.

Анализ научной литературы и изучение педагогической практики свидетельствуют о высоком уровне разработанности проблемы подготовки обучающихся к инновационной деятельности среди отечественных авторов (М.И. Алдошина, С.А. Богомаз, Т.Ф. Бородина, Н.А. Буравлева, А.З. Воцкий, Н.В. Гавриленко, О.В. Гукаленко, И.В. Дмитриева, М.И. Дьяченко, Е.М. Землина, Л.А. Кандыбович, Е.А. Лаврова, Н.И. Лапин, Н.В. Лежнева, Е.В. Максименко, В.Л. Моложавенко, О.В. Царькова и другие). Исследователи Г.Я. Гревцева, И.О. Котлярова, Г.Н. Сериков, А.В. Фахрутдинова, М.В. Циулина в своих работах раскрывают сущность и принципы различных методологических подходов к подготовке студентов к профессиональной инновационной деятельности [Гревцева, Котлярова, Сериков, Фахрутдинова, Циулина 2021]. В.И. Горовой и Н.Г. Пьянковой разработана дидактическая модель подготовки студентов к инновационной профессиональной деятельности, определены методы обучения студентов с учетом особенностей их деятельности [Горовая, Пьянкова 2008].

В работах отечественных педагогов (Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, А.Ж. Жафярова, Е.А. Климова, В.А. Сластенина И.С. Якиманской и других) представлены дидактические основы индивидуализации обучения, механизмом реализации которого в высшей школе может стать индивидуальная образовательная траектория. Так, в научных трудах современных авторов широко освещаются подходы к определению понятия [Лабунская 2002; Логинова 2006], проблемы и методы ее построения [Вьюшкина, Щербакова 2021; Гафиятуллина, Торкунова 2023; Шапошникова 2016]; изменение роли преподавателя в контексте выбора ИОТ обучающимися [Бочкарева 2011; Гончарова, Шевченко 2012].

Результаты анализа научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящий период в педагогической науке накоплены обширный теоретический материал и практический опыт управления образовательными организациями в период их трансформации, опыт индивидуализации образовательной среды, опыт формирования инновационной профессиональной компетентности у обучающихся по различным направления подготовки и специальностям. Однако опыт построения индивидуальной образовательной траектории с целью формирования инновационной профессиональной компетентности студента университета не получил достаточного отражения в научных исследованиях.

 

Результаты исследования

В настоящее время развитие высшего образования происходит под влиянием разнообразных тенденций: цифровизации, гуманизации, индивидуализации, доступности, расширения процессов интеграции образования, науки и производства. Каждая из этих тенденций предопределяет трансформацию университетов в соответствии с изменением цели образовательной деятельности организации с сохранением и трансляцией знания на формирование у обучающихся инновационной профессиональной компетентности, которая представляет собой важную характеристику специалиста в современном мире, где изменения и новации осуществляются стремительно и непрерывно.

Опираясь на результаты исследования [Неборский 2017] провели сравнительный анализ моделей университета «Университет 1.0» ‒ «Университет 3.0», учитывающий изменение и расширение миссии высшего образования на разных стадиях социально-экономического развития, изменение запроса общества на выпускников университета (см. таблицу).

В контексте представленных изменений роль преподавателя претерпевает неизбежную трансформацию. Функция реализации инновационных процессов становится основной в деятельности преподавателя вуза [Руднева 2020]. Он больше не ограничивается ролью транслятора знаний, а становится координатором познавательных процессов, тьютором-экспертом, который стимулирует студентов к самостоятельному обучению и исследовательской деятельности. В действующей модели университета работа преподавателя со студентами строится на обучении через постановку проблемной ситуации и поиск направлений и вариантов решения актуальных проблематик, в основе которых заложено противоречие между имеющимися знаниями и практическими задачами, требующими разработки новшеств для их решения. Подготовка специалистов, ведущих профессиональную деятельность в непрерывно изменяющемся современном обществе, требует от профессорско-преподавательского состава создания специальных условий для проявления активности, инициативности, самостоятельности и творчества обучающимися.

Подготовка обучающегося к производству инноваций возможна только при его погружении в образовательную среду, которая сама существует и развивается на основе нововведений. Для того чтобы после завершения обучения в университете выпускник оказался готов к инновационной профессиональной деятельности, образовательная организация должна предусмотреть педагогические средства, создающие условия для развития умений генерировать и реализовывать новые идеи, выявлять и предопределять проблемы, формулировать цели и задачи, демонстрировать способности к саморазвитию и рефлексии.

Важным условием для подготовки обучающихся высшей школы к инновационной профессиональной деятельности является обучение на основе личностно развивающего подхода, что предполагает взаимодействие преподавателя и студента с опорой на его собственный познавательный опыт; поддержку интересов, способностей и стремлений обучающегося; создание условий для его вовлечения в учебную и научно-исследовательскую деятельность [Сериков 2016]. Одним из основополагающих принципов личностно развивающего подхода является принцип индивидуализации, который подразумевает учет индивидуальных образовательных потребностей каждого студента и предоставление помощи в определении его уникального образовательного пути: тематические модули, темпы обучения, уровни входных знаний и интересы обучающегося.

Широкие возможности индивидуализации образовательного процесса в высшей школе открываются при создании условий для построения индивидуальной образовательной траектории в университете, что способствует более эффективному обучению, повышает мотивацию студентов. Индивидуальная образовательная траектория выступает как целенаправленная стратегия, обеспечивающая возможность выбора содержательной, деятельностной, процессуальной области образовательного процесса и создающая условия для развития личностных качеств, умений и навыков, необходимых для разработки и внедрения инноваций в ходе профессиональной деятельности. Образовательная траектория определяется личностными и профессиональными целями студента и может быть ориентирована на углубленное изучение отдельных специальных дисциплин или совершенствование социальных и управленческих навыков, развитие творческих способностей. Возможность выбора образовательных дисциплин и модулей позволяет получить знания, умения и навыки, отобранные на основании собственных представлений о будущей профессиональной карьере, а их междисциплинарный характер становится основой для развития инновационной профессиональной компетентности. Выстроенный индивидуальный маршрут носит пролонгированный характер и отражает процесс изменения в непрерывном развитии обучающегося, что дает возможность корректировать компоненты педагогического процесса [Соловова, Калмыкова, Суханкина 2023].

Обнаружено, что в настоящее время в педагогической практике сложились предпосылки для решения обучающимися инновационных задач в условиях научно-технического развития страны, однако успешная интеграция в профессиональную среду требует инновационной профессиональной компетентности студента – совокупности устойчивых черт личности обучающегося, способствующих успешной разработке и применению новшеств в профессиональной деятельности. Повышению эффективности формирования инновационной профессиональной компетентности в процессе обучения в высшей школе способствует высокий уровень мотивации обучающегося, достижение и поддержание которого возможно при учете уникальных личностных особенностей студента, поддержке его интересов и профессиональных целей. Инновационная профессиональная компетентность студента в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории – это развивающаяся интегративная характеристика личности обучающегося, являющаяся результатом целенаправленной профессиональной подготовки, представляющая собой совокупность качеств и умений по управлению знаниями, созданию и применению новшеств в профессиональной деятельности в условиях познавательной активности, самоорганизации и самореализации студента при выборе содержательной, деятельностной и процессуальной области образовательного процесса.

Соотнесение на основе принципа идентификации этапов инновационной деятельности (осознание и восприятие инноваций, проведение исследований и разработок, технологическая подготовка и организация производства, внедрение и модификация, вывод на рынок и продвижение) и ее видов позволило раскрыть структуру инновационной профессиональной компетентности студента университета в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории (рис. 1).

  1. Ценностно-мотивационный компонент. Несмотря на многообразие видов профессиональной деятельности, большинство исследователей выделяют в структуре инновационной профессиональной деятельности различных специалистов ценностно-мотивационный компонент. Его значимость для нашего исследования обусловлена не только содержательной стороной, но и осознанием необходимости получения нового знания в ходе профессиональной деятельности.
  2. Инструментально-технологический компонент. Технологической базой для развития общества знаний являются достижения цифровой сферы, которые дают возможность организации поиска новых знаний и ведения научно-исследовательской деятельности. Инструментально-цифровой компонент интегрирует спектр умений, связанных с применением оптимальных цифровых инструментов в профессиональной деятельности.
  3. Исследовательский компонент. Перспектива становления общества знаний обуславливает высокую востребованность специалистов, способных определять актуальную проблематику научных исследований и генерировать новые идеи на основе анализа и обобщения передового научного опыты, что обусловило выделение научно-исследовательского компонента в структуре инновационной профессиональной компетентности.
  4. Креативно-рефлексивный компонент. В любой профессиональной среде инновация – это практический результат творческой деятельности человека или группы, который приводит к качественным изменениям, что позволяет считать объективным условием инновационной деятельности творчество и креативность как «способность к творчеству, принятию и созданию нового, нестандартному мышлению, генерированию большого числа оригинальных и полезных идей» [Рындак 2012, с. 44]. Креативно-рефлексивный компонент в структуре инновационной профессиональной компетентности студента представляется способностью предлагать оригинальные решения поставленных проблем в ситуации высокой неопределенности, отказываться от традиционных профессиональных практик и практик стереотипов, оценивать пригодность, реализуемость и эффективность предложенных новшеств.
  5. Интерактивно-коммуникационный компонент. Ключевым требованием успешной инновационной деятельности является процесс свободного распространения и непрерывного обмена знаниями, что соответствует концепции открытой инновации [Ставропольский 2018]. Интерактивно-коммуникационный компонент представляет совокупность профессионально значимых личностных качеств, установок и навыков, которые, с одной стороны, позволяют использовать современные коммуникативные средства для осуществления эффективного взаимодействия, а с другой – нейтрализуют личностные мотивы, затрудняющие распространение знаний.
  6. Академическо-предпринимательский компонент. Экономический подход к образовательной деятельности высшей школы рассматривает знание как один из важнейших активов образовательной организации, считая научные разработки основой инновационного развития стран и регионов в условиях мировой глобализации. Приоритетным способом включения университета в инновационную деятельность является академическое предпринимательство – интеллектуальная деятельность, стимулирующая генерацию знаний, практическое использование которых обеспечивает организации социально-экономический рост. Предпринимательская деятельность ставит целью коммерциализацию новшеств, разработанных обучающимися под руководством преподавателей [Хегай, Бабак, Филаткина И.Д., Филаткина М.Д. 2015]. Высокие показатели академическо-предпринимательского компонента позволят обучающемуся успешно участвовать в деятельности научно-образовательных центров, бизнес-инкубаторов, технопарков и стартап-центров.

Для каждого из выделенных компонентов инновационной профессиональной компетентности студента университета в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории были отобраны показатели, выявленные на основе анализа научной литературы, запросов стейкхолдеров образовательного процесса и опроса научно-педагогических работников (рис. 2). Совокупность показателей в структуре инновационной профессиональной компетентности позволит оценить сформированность каждого из компонентов для их дальнейшего развития.

 

Заключение

Подготовка выпускников современного университета, способных осуществлять инновационную профессиональную деятельность в современном обществе, требует изменения форматов обучения и создания условий для проявления их активности, инициативности, самостоятельности и творчества. Образовательный процесс высшей школы должен осуществляться в условиях персонализированного выбора образовательной траектории, что способствует подготовке обучающегося к инновационной деятельности. Интеграция ценностно-мотивационного, инструментально-технологического, исследовательского, креативно-рефлексивного, интерактивно-коммуникационного и академическо-предпринимательского компонентов представляет собой структуру инновационной профессиональной компетентности студента в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории.

×

Об авторах

Д. А. Калмыкова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: kalmikova.da@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-3426-7048

старший преподаватель кафедры управления человеческими ресурсами

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. Бочкарева 2011 – Бочкарева С.М. Модель тьюторской деятельности как средство сопровождения индивидуальной траектории развития студентов // Высшее образование сегодня. 2011. № 2. С. 71–72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16751600. EDN: https://elibrary.ru/ocoytb.
  2. Вьюшкина, Щербакова 2021 – Вьюшкина Е.Г., Щербакова О.В. Индивидуальная образовательная траектория: готовим будущее сегодня // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2021. № 4. С. 101–111. DOI: https://doi.org/10.15593/2224-9389/2021.4.9. EDN: https://elibrary.ru/grnbtd.
  3. Гафиятуллина, Торкунова 2023 – Гафиятуллина А.Р., Торкунова Ю.В. Проблемы и методы построения индивидуальной образовательной траектории выпускника вуза в условиях индустрии 4.0 // Вестник РМАТ. 2023. № 1. С. 37–41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-metody-postroeniya-individualnoy-obrazovatelnoy-traektorii-vypusknika-vuza-v-usloviyah-industrii-4-0/viewer; https://www.rmat.ru/wyswyg/file/2023_dokymentt/dokymentt/2023-1.pdf.
  4. Гончарова, Шевченко 2012 – Гончарова Е.В., Шевченко Т.С. Сопровождение индивидуальной образовательной траектории обучения студентов // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. 2012. № 2. С. 12–18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soprovozhdenie-individualnoy-obrazovatelnoy-traektorii-obucheniya-studentov/viewer (дата обращения: 16.12.2023); https://elibrary.ru/item.asp?id=17735085. EDN: https://elibrary.ru/oycnin.
  5. Горовая, Пьянкова 2008 – Горовая В.И., Пьянкова Н.Г. О подготовке студентов к инновационной профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. Т. 14, № 2. С. 51–57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20275896. EDN: https://elibrary.ru/rbsdhn.
  6. Гревцева, Котлярова, Сериков, Фахрутдинова, Циулина 2021 – Гревцева Г.Я., Котлярова И.О., Сериков Г.Н., Фахрутдинова А.В., Циулина М.В. Методологические подходы к подготовке студентов к профессиональной инновационной деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 462. С. 181–191. DOI: https://doi.org/10.17223/15617793/462/22. EDN: https://elibrary.ru/sxkadl.
  7. Калмыкова, Соловова 2019 – Калмыкова Д.А., Соловова Н.В. Готовность преподавателя вуза к управлению знаниями // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25, № 2. С. 76–83. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-2-76-83. EDN: https://elibrary.ru/wtbttm.
  8. Лабунская 2002 – Лабунская Н.А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2002. № 2 (3). С. 79–90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnyy-obrazovatelnyy-marshrut-studenta-podhody-k-raskrytiyu-ponyatiya/viewer.
  9. Логинова 2006 – Логинова Ю.Н. Понятие индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Методист. 2006. № 9. С. 4–7.
  10. Неборский 2017 – Неборский Е.В. Реконструирование модели университета: переход к формату 4.0 // Интернет-журнал «Мир науки. Педагогика и психология». 2017. Т. 5, № 4. DOI: https://doi.org/10.15862/26PDMN417. URL: https://doi.org/10.15862/26PDMN417.
  11. Руднева 2020 – Руднева Т.И. Деятельность преподавателя в инновационных условиях образовательного процесса // Образование в современном мире: достижения, вызовы, перспективы: сборник научных трудов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, Самара, 20 февраля 2020 года. Самара: Ваш Взгляд, 2020. С. 111–115. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42966437. EDN: https://elibrary.ru/qlgdyj.
  12. Рындак 2012 – Рындак В.Г. Педагогика креативности. Москва: Университетская книга, 2012. 284 с.
  13. Сериков 2016 – Сериков В.В. Личностно-развивающее образование как одна из культурологических образовательных моделей // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 2 (106). С. 30–35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26021575. EDN: https://elibrary.ru/vxleob.
  14. Соловова, Калмыкова, Суханкина 2023 ‒ Соловова Н.В., Калмыкова Д.А., Суханкина Н.В. Индивидуальные образовательные траектории: конструирование и образовательные результаты // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2023. № 2 (119). С. 160–169. DOI: http://doi.org/10.37972/chgpu.2023.119.2.020.
  15. Ставропольский 2018 – Ставропольский Ю.В. Ноосферный модус профессионально-личностного саморазвития в инновационной деятельности // Экономика и парадигма нового времени. 2018. № 3 (5). С. 22–29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/noosfernyy-modus-professionalno-lichnostnogo-samorazvitiya-v-innovatsionnoy-deyatelnosti/viewer.
  16. Хегай, Бабак, Филаткина И.Д., Филаткина М.Д. 2015 ‒ Хегай Е.В., Бабак Л.Н., Филаткина И.Д., Филаткина М.Д. Мотивация и факторы академического предпринимательства // Экономика и предпринимательство, 2015. № 11-1 (64). С. 1075–1085. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25061728. EDN: https://elibrary.ru/vclbqd.
  17. Шапошникова 2016 – Шапошникова Н.Ю. Состояние проблемы реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов в высшей школе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 2 (24). С. 105–111. DOI: http://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2016.24.105.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Калмыкова Д.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах