History and features of formation of the system of civic-patriotic education in Trans-Dniester in condition of an unrecognized state

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Civic-patriotic consciousness and education is an integral element of any state claiming sovereignty and independence. With its help, the self-awareness of the population is formed, trust in the authorities and the state, and the legitimacy of power is ensured. The imperatives of the concept of civil-patriotic education in states with a “deficit” of international recognition, history of statehood, and financial resources actualize the mobilization nature of civil-patriotic ideology and its differentiation into the mother state and the patron state. This ideological position is relevant for Abkhazia, South Ossetia, Nagorno-Karabakh and Trans-Dniester, where the patron state (represented by Russia) is the support of the unrecognized state in ideological opposition to the mother state. In the article the history of formation and development of the system of civic-patriotic education in Trans-Dniester is viewed. It is closely connected with the history of the development of state, the construction of national security system and emerging threats to the statehood of the self-determined republic. The research was carried out using methods of historical, historical-political analysis, essential-substantive, chronological and system-structural methods. Analysis of civic-patriotic education in Trans-Dniester showed that it is a complex system of legal, institutional and functional elements that are closely included in the national security system of the Trans-Dniester Moldavian Republic.

Full Text

Введение

В современных условиях глобализации и информатизации общества гражданско-патриотические позиции общественности постоянно подвергаются атакам противоречивых установок, ценностных ориентаций, новых стереотипов и идеалов, не соответствующих интересам государственности. Поэтому перед приднестровским государством стоит важная задача – формирование активной гражданской позиции и чувства патриотизма у молодежи и подрастающего поколения приднестровцев. Как реализуется эта задача в Приднестровье, как складывается система гражданско-патриотического воспитания в условиях непризнанного государства, будет исследовано в данной статье.

Как правило, подобного рода задачи реализуются через систему образовательных, культурных и воспитательных государственных учреждений при поддержке общественных движений, творческих союзов и средств массовой информации. Поэтому основу работы составляет исследование и анализ нормативно-правовых источников в сфере гражданско- и военно-патриотического воспитания молодежи, таких как стратегии, концепции, распорядительные акты органов власти и информационные сообщения СМИ об их реализации.

Историографическая часть исследования представлена работами приднестровских историков о политике гражданско-патриотического воспитания в республике и роли в нем русского мира Н.В. Бабилунги и Л.Е. Петраковой. Проблема наследия русской цивилизации на постсоветском пространстве и ее влияние на культурный код народов показаны в работах Т.В. Беспаловой, М.М. Ларионцева,  С.В. Голунова.

Исследование выполнено с использованием методов исторического и историко-политического анализа процесса формирования системы гражданско-патриотического воспитания, сущностно-содержательного метода для анализа ее институтов и совокупности хронологического и системно-структурного методов в изучении целостной картины заявленной проблемы и формирования выводов исследования. 

 

Концептуализация и формирование правового поля гражданско-патриотического воспитания

Основы формирования гражданско-патриотического сознания приднестровцев заложены в концептуальных и нормативно-правовых актах Приднестровья, нацеленных на формирование социально активной, ответственной личности с четкой гражданской позицией, устойчивой ценностной системой и личностными характеристиками. Эта цель была обозначена в Концепции воспитания детей и молодежи (Указ Президента ПМР № 201, 2003) и Концепции развития детского и молодежного общественного движения, (Указ Президента ПМР № 362, 2003). К их реализации привлекалась семья, учебные заведения, Церковь, государственные ведомства и общество при доминанте общеобразовательной школы и СМИ (Указ Президента ПМР № 362, 2003). 

Но, так как непризнанная ПМР постоянно находится в условиях перманентной угрозы, первичной стала Концепции военно-патриотического воспитания молодежи 2001 г., нацеленная на «развитие гражданственности, патриотизма… умений и готовности активного проявления в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней видов государственной службы…» (Указ Президента ПМР № 233, 2001). Военно-патриотическая компонента воспитания выразилась в проведении специальных уроков, организации военно-спортивных клубов, лагерей, соревнований [Голунов 2021].

Курс на создание условий для наиболее полного и качественного развития молодежи и реализации ее потенциала в интересах Приднестровской Республики был обозначен в 2014 г. в Стратегии молодежной политики (Постановление Правительства ПМР № 228, 2013), где были определены государственные задачи создания таких социально-экономических, правовых, правовых условий, при которых молодое поколение приднестровцев могло включиться и проявить гражданскую активность во всех сферах жизни общества и государства.

На основании Стратегии была принята Государственная программа гражданско-патриотического воспитания «Мы – народ Приднестровья». Так как в ней особое внимание было уделено культуре межнациональных отношений как основе стабильности и безопасности республики, к ее реализации были привлечены министерства обороны и внутренних дел, государственные администрации, СМИ, а также общественные организации Союз молдаван Приднестровья, Союз русских общин «Русский дом» и Союз украинцев ПМР (Приказ Министерства просвещения ПМР № 1136 2014).

Такие аспекты гражданско-патриотического воспитания, как сохранение духовных и природных ценностей, историко-культурного наследия, популяризация истории и национальной культуры народов Приднестровья, формировались через Целевую программу по охране культурного и экологического наследия «Наш дом – Приднестровье» [Турчак 2010, с. 160–167]. 

Стратегической целью государства в молодежной политике на 2019–2026 гг. стало приложение всех усилий на улучшение положения молодежи и увеличение степени ее вовлеченности во все сферы жизнедеятельности Приднестровского государства, активизация общественной и гражданской деятельности молодежи, привлечение ее к участию в делах государства и общества (Указ Президента ПМР № 460 2018).  

Стратегические цели молодежной политики, отвечающие современным геополитическим, информационным и политическим вызовам, нашли свое отражение в Концепции гражданско-патриотического воспитания на 2020–2026 гг. (Постановление Правительства ПМР № 20 2020) с выделением гражданско-патриотического, героико-патриотического, историко-просветительского, военно-патриотического воспитания. Главная цель концепции – формирование личности гражданина, осознающего свою причастность к приднестровской общности, знающего и уважающего историю и культуру народов Приднестровья и России, способного отстаивать интересы Родины и свои интересы, – должна быть достигнута через проведение тематических мероприятий, конкурсов, конференций, семинаров, экспозиций и выставок, посвященных историческим и культурным событиям, знаменательным датам и видным деятелям Приднестровья и России, а также программ, внеклассных уроков, создание программ и рубрик в СМИ. 

Наряду с указанными актами действуют положения «О подготовке граждан ПМР к военной службе» и «О начальной военной подготовке молодежи» (Постановление Правительства ПМР № 316 1993; Указ Президента ПМР № 450 (Д) 2000).

 

Институты гражданско-патриотического воспитания

К реализации нормативных актов гражданско-патриотического воспитания привлечены Государственная служба по культуре и историческому наследию, министерства обороны, внутренних дел, просвещения, общественные организации «Наследники Побед», «Боевое братство», «Звезда», «Общество ветеранов труда», «Союз защитников Приднестровья», «Союз ветеранов Афганистана», Черноморское казачье войско, Тираспольско-Дубоссарская епархия, школы и другие образовательные учреждения республики, СМИ. В 2017 г. из представителей этих институтов под руководством И.Н. Смирнова создана Комиссия по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, которая и стала главным разработчиком предложений по созданию единой, эффективной системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, мониторинга ее качества и разработки предложений по совершенствованию (Указ Президента ПМР № 169 2017).

Совершенствование также коснулось серьезного реформирования и модернизация армии Приднестровья, повышения ее боеспособности и уровня жизни военнослужащих, усиления идеологического, патриотического и духовно-нравственного воспитания военнослужащих (Указ Президента ПМР № 460 2018).

Важным шагом в данном направлении стало открытие в 2017 г. под началом Министерства обороны ПМР и РФ Тираспольского Суворовского военного училища (Указ Президента ПМР № 79 2017). Наряду с обучением военному делу его воспитанникам прививаются такие качества, как патриотизм, честь, долг, гражданственность, отвага, чувство верности своей Родине и готовность отстаивать ее интересы, при необходимости быть готовым и уметь защитить свое Отечество с оружием в руках.

Также в 2017 г. под началом министерств просвещения, обороны и внутренних дел был взят курс на объединение молодежных гражданско-патриотических сил в Республиканское патриотическое детско-юношеское и молодежное общественное движение «Юный патриот Приднестровья» (Приказ Министерства просвещения ПМР № 853/242/359 2017). Это позволило более эффективно реализовывать государственную молодежную политику; повысить престиж и авторитет воинской службы; физически и морально подготовить призывников к призыву; историческому просвещению молодежи; формированию патриотических традиций (Приказ Министерства просвещения ПМР № 853/242/359 2017).

Наряду с ОД «Юный патриот Приднестровья» военно-спортивная организация «Лутич» и Молодежный спортивно-патриотический клуб «Наследники Побед» (МВПО «Наследники Побед») организуют массовые и популярные мероприятия военно-патриотического характера, исторические реконструкции, спортивные состязания, экологические и гражданско-патриотические акции и пр.

 

Российский фактор в гражданско-патриотическом воспитании приднестровцев

Особенностью гражданско-патриотического воспитания в Приднестровье является его неразрывность и наполненность аспектами российской истории и культуры. Связано это с тем, что: во-первых, в основе политической культуры Приднестровья лежит русская идея, исторически объединяющая население данной территории с Российским государством; во-вторых, внешнеполитический курс Приднестровского государства ориентирован на тесное сотрудничество во всех сферах и дальнейшую интеграцию с Россией; в-третьих, Стратегия национальной безопасности России содержит положения по ее укреплению посредством внешнеполитической деятельности в области культуры и образования, что непосредственным образом влияет на гражданско-патриотическое воспитание в странах-партнерах России.

Обеспечение национальной безопасности через сферу образования Россия осуществляет посредством воспитания молодежи как ответственных граждан России, обладающих традиционными российскими духовно-нравственными и культурно-историческими ценностями, и внедрения особого эффективного подхода к качеству преподавания гуманитарных предметов – истории, русского языка, литературы (Указ Президента РФ № 683 2015). Так как Приднестровье находится в российском образовательном пространстве и в сфере влияния русского мира, гражданско-патриотическое воспитание приднестровцев имеет пророссийские ориентиры и принимает ценности российской культуры. В Приднестровье наряду с историей России школьники и студенты изучают историю Приднестровья по учебникам выдающихся приднестровских историков Н.В. Бабилунги и Б.Г. Бомешко [Петракова 2013, с. 174–179].

В 2018 г. президент ПМР В.М. Красносельский на Международном форуме российских соотечественников «Вместе с Россией» заявил, что в Приднестровье проживает самая большая диаспора российских граждан – более 220 тыс. человек, а русская национальная идея присутствует в политическом сознании большинства приднестровцев. Приднестровцы считают «своим гражданским долгом и желают выражать благодарность России, которая с 1992 г. осуществляет здесь миротворческую миссию и поддерживает мир на обоих берегах Днестра, оказывает Приднестровью гуманитарную помощь, и, наконец, потому, что ощущают себя частью русского народа и России [Русо 2020]. 

Это подтверждает и приднестровский историк Н.В. Бабилунга тезисом, что «русская национальная идея является реальной политической силой для народа республики, сознательным или подсознательным выбором каждого приднестровца. Одним фактом своего существования республика доказывает жизнеспособность и эффективность толерантного и неконфликтного сосуществования различных этносов и культур в одном пространстве. Ведь и в России живут не менее двух сотен различных народов и национальностей» [Бабилунга 2018].

Таким образом, русская идея и внедрение ее в содержание гражданско-патриотического воспитания приднестровцев представляются залогом стабильности государства и одним из столпов национальной безопасности Приднестровья, способом выстоять в «культурной войне», самой незаметной и опасной, по мнению А. Гобара, одним из орудий которой является… формирование «нового» человека, озабоченного исключительно собственными интересами и/или узкого круга своей семьи, не ответственного перед обществом, неготового встать на защиту своего государства, не знающего своего исторического и культурного прошлого и отрицающего традиции своего народа [Беспалова 2018].

Сохранить связь приднестровского народа с Большой Родиной удается при посредничестве «Россотрудничества» и через культурные мероприятия в тематике российского и советского наследия, такие как Республиканский фестиваль патриотической и афганской песни «Караван», День Победы, День Великой Октябрьской революции и День народного единства, годовщина 55-го Подольского пехотного полка, День России, День российского флага. Ежегодно также проводятся памятные мероприятия по случаю начала Великой Отечественной войны, трагедии Чернобыльской АЭС, реконструкции исторических событий (Как воспитать патриота 2017) и др. 

Одной из задач гражданско-патриотического воспитания приднестровцев является формирование приднестровской гражданской идентичности, закрепленной сначала в ст. 2 Конституции ПМР 1991 г. (Конституция ПМР 1991), а позднее в преамбуле Конституции ПМР 1995 г. (Конституция ПМР 1995). Основой идеи является факт сплочения приднестровцев в деле создания многонационального государства и отражении вооруженной агрессии Республики Молдова в 1992 г. [Янковский 2017, с. 91–98].

 

Военно-патриотическое воспитание

Значительное место в гражданском воспитании занимает военно-патриотическое. С 2000 г. для старших школьников возобновлено преподавание начальной военной подготовки. Цель дисциплины – подготовить молодых людей к службе в армии (Указ Президента ПМР № 450 (Д) 2000).

Для популяризации службы в армии с 2017 г. в городах и районах Республики Министерством обороны созданы спортивные клубы армии, в мероприятиях которых участвуют воспитанники Суворовского училища, военнослужащие и члены их семей, отставные военные, допризывная молодежь и спортсмены (У Спортивного клуба… 2022). Ежегодно проводятся республиканские акции спортивного и культурно-просветительского характера «Армия против наркотиков».

В 2014 г. инициативной молодежью Приднестровья было принято решение о создании при ДОСААФ ПМР Молодежного движения «Звезда». При поддержке Российского института стратегических исследований «Звезда» вовлекает молодых приднестровцев в спортивные федерации, укрепляет общественные связи с государствами-соседями, странами СНГ и особенно с Россией, устанавливает тесные контакты с военно-патриотическими организациями стран постсоветского пространства (В Приднестровье создана… 2014); активно участвует в деятельности по формированию гражданско-патриотической позиции молодежи Приднестровья, реализует проекты по культурному, историческому, образовательному, воспитательному направлению, здравоохранению и здоровому образу жизни, как, например, проекты «Я бы в армию пошел, пусть меня научат!» [Бегунов 2016], «Живая память Победы – 75» («Звезда» запускает… 2020) и акции «Георгиевская ленточка» (В Приднестровье стартовала… 2015), «Меняем сигареты на конфеты», «Розовая лента» (Волонтеры Приднестровья 2022), «Чистый берег» (Молодежное движение «Звезда») и др.

Масштабным проектом стала ежегодная игра «Юный патриот Приднестровья» (по примеру советской «Зарницы»), на которой участники осваивают азы военной подготовки, приучаются к дисциплине, учатся полезной деятельности в коллективе. Игра целенаправленно воспитывает любовь к Родине, формирует морально-нравственные качества, чувства патриотизма, ответственности за Родину, гражданственности, популяризирует военно-прикладные виды спорта, дает знания, навыки и умения начальной военной подготовки и др. (Приказ Министерства просвещения ПМР № 1293 2017).

Отдельно следует отметить Патриотический клуб «Наследники Побед», созданный в 2018 г. по инициативе и под патронажем Президента ПМР В.Н. Красносельского. Объединив молодежь вокруг идеи сохранения истории и воспитания чувства патриотизма, клуб организует множество исторических реконструкций, выставок, музейных экспозиций, концертов и много других мероприятий военно-патриотической направленности (Радио 1 2018).

Особую роль в гражданском и военно-патриотическом воспитании играет Министерство обороны ПМР, выделяя ресурсы, средства и техническое оснащение на проведение мероприятий, оказывая поддержку ветеранам, выдвигая новые инициативы и др. (Армия Приднестровья в цифрах). Совместно с Приднестровским государственным университетом Министерство организует научные мероприятия и мониторинги по проблеме военно-патриотического воспитания молодежи.

Мониторинг 2017–2019 гг. показал, что политика государства и усилия руководства Республики в деле формировании гражданско- и военно-патриотического сознания дали результаты – отношение граждан к приднестровской армии и к службе в армии значительно улучшилось. Если в 2017 г. на авторитетность армии указывали 45,3 % опрошенных, то в 2019 г. это уже 71 % респондентов, представления о престижности службы в армии выросли с 33,2 до 54,6 %, представления о роли армии в обеспечении безопасности государства улучшились – с 79,6 до 90,5 %. Опрошенные также указали на значительное увеличение внимания государства к патриотическому воспитанию молодежи. Если в 2017 г. почувствовали на себе наличие патриотического воспитания 25,8 %, то в 2019 г. – уже 50 % участников опроса (Результаты опроса общественного мнения). 78 % респондентов отметили, повышение уровня боеспособности Вооруженных сил, а 85 % положительно оценили правительственный курс на изменение и реформирование армии (Воспитание гражданина 2020).

Повысить уровень патриотического сознания подрастающего поколения, нивелировать страх перед службой в армии, сформировать позитивный облик военной службы армейцам помогают другие институты, ответственные за духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Так, систематически для школьников Черноморское казачье войско и Министерство обороны проводят трехдневные полевые сборы для школьников. В полевых условиях они изучают исторические события, учатся военно-прикладному искусству. Традицией стало привлечение суворовцев и солдат срочной службы к молебнам в дни церковных праздников и проповеди, конференциям, духовное наставничество военнослужащих и помощь со стороны последних в делах Церкви (В Тирасполе обсудили 2020).

Продвижение политики гражданско-патриотического воспитания и «престижность» воинской службы обеспечивается СМИ (На повестке дня 2017). Еще с 1992 г. в республике выпускается газета Вооруженных сил «За Приднестровье», где публикуются материалы занятий по общей государственной военной подготовке, о начальной военной подготовке в общеобразовательных учреждениях, мероприятиях военно-патриотического характера, а также о ветеранах военных действий СССР и Приднестровья (Газете Вооруженных сил… 2022).

Военно-патриотическое воспитание, формирование позитивных представлений о службе в армии обеспечиваются курируемой Министерством обороны телепередачей «Служу Отечеству», где рассказывается об армейской службе, родах войск, видах вооружения, профессиях, событиях в армии Приднестровья и других государств.

 

Заключение

Анализ системы гражданско-патриотического воспитания в Приднестровье показал, что она является разносторонней и направлена на формирование у приднестровцев чувства гражданственности, ответственности за судьбу общества и государства, патриотизма и гордости за историю приднестровского и российского народа.

Приднестровская система гражданско-патриотического воспитания постоянно находится в процессе модернизации, отвечающей вызовам общественного развития и политической ситуации вокруг непризнанного государства, задачам внутренней политики, и представляет собой совокупность концептуальных, институциональных и функциональных элементов, направленных на формирование личности гражданина, знающего и способного защищать свои права, готового стать на защиту Отечества и интересов общества, бережно относящегося к историческому и культурному наследию, природным ресурсам государства. Ключевое место в гражданско-патриотическом воспитании в условиях непризнанности Приднестровского государства занимает военно-патриотический блок.

Эффективность системы гражданско-патриотического воспитания доказывает общественно-политическая стабильность Приднестровского государства, устойчивость его общества к внешнеполитическому воздействию, успешное функционирование системы национальной безопасности.

×

About the authors

A. A. Sprinchan

Kursk State University

Email: andrey-s.1980@bk.ru
ORCID iD: 0009-0005-6099-2181

postgraduate student at the Department of Russian History

Russian Federation, 33, Radishcheva Street, Kursk, 305000, Russian Federation

A. V. Tretyakov

Kursk State University

Author for correspondence.
Email: dr_tretiyakov@mail.ru

Doctor of Historical Sciences, professor of the Department of Russian History

Russian Federation, 33, Radishcheva Street, Kursk, 305000, Russian Federation

References

  1. Babilunga 2018 – Babilunga N.V. (2018) Russian National idea and Transnistria. Journal of Cultural Research, no. 4. Available at: http://cr-journal.ru/files/file/12_2018_14_46_47_1544021207.pdf. (In Russ.)
  2. Begunov 2016 – Begunov V. (2016) Patriotic education. Retrieved from Transnistria. Information and news resource of the PMR. 2016. January 31. Available at: http://newspmr.com/novosti-pmr/obshhestvo/14243. (In Russ.)
  3. Bespalova 2018 – Bespalova T.V., Lariontsev M.M. (2018) National Memory, Service and Borders of Russian Civilization. The Heritage Institute Journal, no. 2. Available at: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/25/199.html. (In Russ.)
  4. Golunov 2021 – Golunov S.V. (2021) Patriotic Education in Post-Soviet De Facto States: Identities and Practices. Izvestiya of Altai State University. Historical Sciences and Archaeology, no. 6, pp. 62–66. DOI: http://doi.org/10.14258/izvasu(2021)6-09. (In Russ.)
  5. Petrakova 2013 – Petrakova L.E. (2013) Ways of formation patriotic values of teenagers during the course of teaching History of the Native land. Rusin, no. 3, pp. 174–179. DOI: http://doi.org/10.17223/18572685/33/13. (In Russ.)
  6. Ruso 2020 – Ruso S. (2020) Referendum on the Constitution: How the record result turned out in Transnistria. Retrieved from PolitNavigator, July 02. Available at: https://www.politnavigator.net/pridnestrove-progolosovalo-za-putina-i-silnuyu-rossiyu.html. (In Russ.)
  7. Turchak 2010 – Turchak S.K. (2010) Ethic upbringing for youth and children in Transdniestria. Izvestia of the Volgograd State Pedagogical University, no. 1, pp. 160–167. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-i-molodezhi-pridnestrovya/viewer. (In Russ.)
  8. Yankovskiy 2017 – Yankovskiy V.V. (2017) 10 years of the referendum in Transnistria: challenges of 2006 as the factors of formation of civil identity. Vlast’, vol. 25, no. 1, pp. 91–98. Available at: https://www.isras.ru/index.php?page_id=2384&id=4885&ysclid=lsiphxf0ji997211674. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Sprinchan A.A., Tretyakov A.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies