История и особенности складывания системы гражданско-патриотического воспитания в Приднестровье в условиях непризнанного государства

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Гражданско-патриотическое сознание и воспитание является неотъемлемым элементом любого государства, претендующего на суверенитет и независимость. С его помощью формируется самосознание населения, доверие к органам власти и государству, обеспечивается легитимность власти. Императивы концепции гражданско-патриотического воспитания в государствах с «дефицитом» международного признания, истории государственности, финансовых ресурсов, актуализируют мобилизационный характер гражданско-патриотической идеологии и ее дифференциации на материнское государство и государство-патрона. Такая идеологическая позиция актуальна для Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Карабаха и Приднестровья, где государство-патрон (в лице России) является опорой непризнанного государства в идеологическом противостоянии материнскому. В статье рассматривается история формирования и развития системы гражданско-патриотического воспитания в Приднестровье. Она тесно связана с историей развития государства, построением системы национальной безопасности и возникающих угроз государственности самоопределившейся республики. Исследование выполнено с использованием методов исторического, историко-политического анализа, сущностно-содержательного, хронологического и системно-структурного методов. Анализ гражданско-патриотического воспитания в Приднестровье показал, что оно представляет собой комплексную систему нормативно-правовых, институциональных и функциональных элементов, тесно входящих в систему национальной безопасности Приднестровской Молдавской Республики.

Полный текст

Введение

В современных условиях глобализации и информатизации общества гражданско-патриотические позиции общественности постоянно подвергаются атакам противоречивых установок, ценностных ориентаций, новых стереотипов и идеалов, не соответствующих интересам государственности. Поэтому перед приднестровским государством стоит важная задача – формирование активной гражданской позиции и чувства патриотизма у молодежи и подрастающего поколения приднестровцев. Как реализуется эта задача в Приднестровье, как складывается система гражданско-патриотического воспитания в условиях непризнанного государства, будет исследовано в данной статье.

Как правило, подобного рода задачи реализуются через систему образовательных, культурных и воспитательных государственных учреждений при поддержке общественных движений, творческих союзов и средств массовой информации. Поэтому основу работы составляет исследование и анализ нормативно-правовых источников в сфере гражданско- и военно-патриотического воспитания молодежи, таких как стратегии, концепции, распорядительные акты органов власти и информационные сообщения СМИ об их реализации.

Историографическая часть исследования представлена работами приднестровских историков о политике гражданско-патриотического воспитания в республике и роли в нем русского мира Н.В. Бабилунги и Л.Е. Петраковой. Проблема наследия русской цивилизации на постсоветском пространстве и ее влияние на культурный код народов показаны в работах Т.В. Беспаловой, М.М. Ларионцева,  С.В. Голунова.

Исследование выполнено с использованием методов исторического и историко-политического анализа процесса формирования системы гражданско-патриотического воспитания, сущностно-содержательного метода для анализа ее институтов и совокупности хронологического и системно-структурного методов в изучении целостной картины заявленной проблемы и формирования выводов исследования. 

 

Концептуализация и формирование правового поля гражданско-патриотического воспитания

Основы формирования гражданско-патриотического сознания приднестровцев заложены в концептуальных и нормативно-правовых актах Приднестровья, нацеленных на формирование социально активной, ответственной личности с четкой гражданской позицией, устойчивой ценностной системой и личностными характеристиками. Эта цель была обозначена в Концепции воспитания детей и молодежи (Указ Президента ПМР № 201, 2003) и Концепции развития детского и молодежного общественного движения, (Указ Президента ПМР № 362, 2003). К их реализации привлекалась семья, учебные заведения, Церковь, государственные ведомства и общество при доминанте общеобразовательной школы и СМИ (Указ Президента ПМР № 362, 2003). 

Но, так как непризнанная ПМР постоянно находится в условиях перманентной угрозы, первичной стала Концепции военно-патриотического воспитания молодежи 2001 г., нацеленная на «развитие гражданственности, патриотизма… умений и готовности активного проявления в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней видов государственной службы…» (Указ Президента ПМР № 233, 2001). Военно-патриотическая компонента воспитания выразилась в проведении специальных уроков, организации военно-спортивных клубов, лагерей, соревнований [Голунов 2021].

Курс на создание условий для наиболее полного и качественного развития молодежи и реализации ее потенциала в интересах Приднестровской Республики был обозначен в 2014 г. в Стратегии молодежной политики (Постановление Правительства ПМР № 228, 2013), где были определены государственные задачи создания таких социально-экономических, правовых, правовых условий, при которых молодое поколение приднестровцев могло включиться и проявить гражданскую активность во всех сферах жизни общества и государства.

На основании Стратегии была принята Государственная программа гражданско-патриотического воспитания «Мы – народ Приднестровья». Так как в ней особое внимание было уделено культуре межнациональных отношений как основе стабильности и безопасности республики, к ее реализации были привлечены министерства обороны и внутренних дел, государственные администрации, СМИ, а также общественные организации Союз молдаван Приднестровья, Союз русских общин «Русский дом» и Союз украинцев ПМР (Приказ Министерства просвещения ПМР № 1136 2014).

Такие аспекты гражданско-патриотического воспитания, как сохранение духовных и природных ценностей, историко-культурного наследия, популяризация истории и национальной культуры народов Приднестровья, формировались через Целевую программу по охране культурного и экологического наследия «Наш дом – Приднестровье» [Турчак 2010, с. 160–167]. 

Стратегической целью государства в молодежной политике на 2019–2026 гг. стало приложение всех усилий на улучшение положения молодежи и увеличение степени ее вовлеченности во все сферы жизнедеятельности Приднестровского государства, активизация общественной и гражданской деятельности молодежи, привлечение ее к участию в делах государства и общества (Указ Президента ПМР № 460 2018).  

Стратегические цели молодежной политики, отвечающие современным геополитическим, информационным и политическим вызовам, нашли свое отражение в Концепции гражданско-патриотического воспитания на 2020–2026 гг. (Постановление Правительства ПМР № 20 2020) с выделением гражданско-патриотического, героико-патриотического, историко-просветительского, военно-патриотического воспитания. Главная цель концепции – формирование личности гражданина, осознающего свою причастность к приднестровской общности, знающего и уважающего историю и культуру народов Приднестровья и России, способного отстаивать интересы Родины и свои интересы, – должна быть достигнута через проведение тематических мероприятий, конкурсов, конференций, семинаров, экспозиций и выставок, посвященных историческим и культурным событиям, знаменательным датам и видным деятелям Приднестровья и России, а также программ, внеклассных уроков, создание программ и рубрик в СМИ. 

Наряду с указанными актами действуют положения «О подготовке граждан ПМР к военной службе» и «О начальной военной подготовке молодежи» (Постановление Правительства ПМР № 316 1993; Указ Президента ПМР № 450 (Д) 2000).

 

Институты гражданско-патриотического воспитания

К реализации нормативных актов гражданско-патриотического воспитания привлечены Государственная служба по культуре и историческому наследию, министерства обороны, внутренних дел, просвещения, общественные организации «Наследники Побед», «Боевое братство», «Звезда», «Общество ветеранов труда», «Союз защитников Приднестровья», «Союз ветеранов Афганистана», Черноморское казачье войско, Тираспольско-Дубоссарская епархия, школы и другие образовательные учреждения республики, СМИ. В 2017 г. из представителей этих институтов под руководством И.Н. Смирнова создана Комиссия по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, которая и стала главным разработчиком предложений по созданию единой, эффективной системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, мониторинга ее качества и разработки предложений по совершенствованию (Указ Президента ПМР № 169 2017).

Совершенствование также коснулось серьезного реформирования и модернизация армии Приднестровья, повышения ее боеспособности и уровня жизни военнослужащих, усиления идеологического, патриотического и духовно-нравственного воспитания военнослужащих (Указ Президента ПМР № 460 2018).

Важным шагом в данном направлении стало открытие в 2017 г. под началом Министерства обороны ПМР и РФ Тираспольского Суворовского военного училища (Указ Президента ПМР № 79 2017). Наряду с обучением военному делу его воспитанникам прививаются такие качества, как патриотизм, честь, долг, гражданственность, отвага, чувство верности своей Родине и готовность отстаивать ее интересы, при необходимости быть готовым и уметь защитить свое Отечество с оружием в руках.

Также в 2017 г. под началом министерств просвещения, обороны и внутренних дел был взят курс на объединение молодежных гражданско-патриотических сил в Республиканское патриотическое детско-юношеское и молодежное общественное движение «Юный патриот Приднестровья» (Приказ Министерства просвещения ПМР № 853/242/359 2017). Это позволило более эффективно реализовывать государственную молодежную политику; повысить престиж и авторитет воинской службы; физически и морально подготовить призывников к призыву; историческому просвещению молодежи; формированию патриотических традиций (Приказ Министерства просвещения ПМР № 853/242/359 2017).

Наряду с ОД «Юный патриот Приднестровья» военно-спортивная организация «Лутич» и Молодежный спортивно-патриотический клуб «Наследники Побед» (МВПО «Наследники Побед») организуют массовые и популярные мероприятия военно-патриотического характера, исторические реконструкции, спортивные состязания, экологические и гражданско-патриотические акции и пр.

 

Российский фактор в гражданско-патриотическом воспитании приднестровцев

Особенностью гражданско-патриотического воспитания в Приднестровье является его неразрывность и наполненность аспектами российской истории и культуры. Связано это с тем, что: во-первых, в основе политической культуры Приднестровья лежит русская идея, исторически объединяющая население данной территории с Российским государством; во-вторых, внешнеполитический курс Приднестровского государства ориентирован на тесное сотрудничество во всех сферах и дальнейшую интеграцию с Россией; в-третьих, Стратегия национальной безопасности России содержит положения по ее укреплению посредством внешнеполитической деятельности в области культуры и образования, что непосредственным образом влияет на гражданско-патриотическое воспитание в странах-партнерах России.

Обеспечение национальной безопасности через сферу образования Россия осуществляет посредством воспитания молодежи как ответственных граждан России, обладающих традиционными российскими духовно-нравственными и культурно-историческими ценностями, и внедрения особого эффективного подхода к качеству преподавания гуманитарных предметов – истории, русского языка, литературы (Указ Президента РФ № 683 2015). Так как Приднестровье находится в российском образовательном пространстве и в сфере влияния русского мира, гражданско-патриотическое воспитание приднестровцев имеет пророссийские ориентиры и принимает ценности российской культуры. В Приднестровье наряду с историей России школьники и студенты изучают историю Приднестровья по учебникам выдающихся приднестровских историков Н.В. Бабилунги и Б.Г. Бомешко [Петракова 2013, с. 174–179].

В 2018 г. президент ПМР В.М. Красносельский на Международном форуме российских соотечественников «Вместе с Россией» заявил, что в Приднестровье проживает самая большая диаспора российских граждан – более 220 тыс. человек, а русская национальная идея присутствует в политическом сознании большинства приднестровцев. Приднестровцы считают «своим гражданским долгом и желают выражать благодарность России, которая с 1992 г. осуществляет здесь миротворческую миссию и поддерживает мир на обоих берегах Днестра, оказывает Приднестровью гуманитарную помощь, и, наконец, потому, что ощущают себя частью русского народа и России [Русо 2020]. 

Это подтверждает и приднестровский историк Н.В. Бабилунга тезисом, что «русская национальная идея является реальной политической силой для народа республики, сознательным или подсознательным выбором каждого приднестровца. Одним фактом своего существования республика доказывает жизнеспособность и эффективность толерантного и неконфликтного сосуществования различных этносов и культур в одном пространстве. Ведь и в России живут не менее двух сотен различных народов и национальностей» [Бабилунга 2018].

Таким образом, русская идея и внедрение ее в содержание гражданско-патриотического воспитания приднестровцев представляются залогом стабильности государства и одним из столпов национальной безопасности Приднестровья, способом выстоять в «культурной войне», самой незаметной и опасной, по мнению А. Гобара, одним из орудий которой является… формирование «нового» человека, озабоченного исключительно собственными интересами и/или узкого круга своей семьи, не ответственного перед обществом, неготового встать на защиту своего государства, не знающего своего исторического и культурного прошлого и отрицающего традиции своего народа [Беспалова 2018].

Сохранить связь приднестровского народа с Большой Родиной удается при посредничестве «Россотрудничества» и через культурные мероприятия в тематике российского и советского наследия, такие как Республиканский фестиваль патриотической и афганской песни «Караван», День Победы, День Великой Октябрьской революции и День народного единства, годовщина 55-го Подольского пехотного полка, День России, День российского флага. Ежегодно также проводятся памятные мероприятия по случаю начала Великой Отечественной войны, трагедии Чернобыльской АЭС, реконструкции исторических событий (Как воспитать патриота 2017) и др. 

Одной из задач гражданско-патриотического воспитания приднестровцев является формирование приднестровской гражданской идентичности, закрепленной сначала в ст. 2 Конституции ПМР 1991 г. (Конституция ПМР 1991), а позднее в преамбуле Конституции ПМР 1995 г. (Конституция ПМР 1995). Основой идеи является факт сплочения приднестровцев в деле создания многонационального государства и отражении вооруженной агрессии Республики Молдова в 1992 г. [Янковский 2017, с. 91–98].

 

Военно-патриотическое воспитание

Значительное место в гражданском воспитании занимает военно-патриотическое. С 2000 г. для старших школьников возобновлено преподавание начальной военной подготовки. Цель дисциплины – подготовить молодых людей к службе в армии (Указ Президента ПМР № 450 (Д) 2000).

Для популяризации службы в армии с 2017 г. в городах и районах Республики Министерством обороны созданы спортивные клубы армии, в мероприятиях которых участвуют воспитанники Суворовского училища, военнослужащие и члены их семей, отставные военные, допризывная молодежь и спортсмены (У Спортивного клуба… 2022). Ежегодно проводятся республиканские акции спортивного и культурно-просветительского характера «Армия против наркотиков».

В 2014 г. инициативной молодежью Приднестровья было принято решение о создании при ДОСААФ ПМР Молодежного движения «Звезда». При поддержке Российского института стратегических исследований «Звезда» вовлекает молодых приднестровцев в спортивные федерации, укрепляет общественные связи с государствами-соседями, странами СНГ и особенно с Россией, устанавливает тесные контакты с военно-патриотическими организациями стран постсоветского пространства (В Приднестровье создана… 2014); активно участвует в деятельности по формированию гражданско-патриотической позиции молодежи Приднестровья, реализует проекты по культурному, историческому, образовательному, воспитательному направлению, здравоохранению и здоровому образу жизни, как, например, проекты «Я бы в армию пошел, пусть меня научат!» [Бегунов 2016], «Живая память Победы – 75» («Звезда» запускает… 2020) и акции «Георгиевская ленточка» (В Приднестровье стартовала… 2015), «Меняем сигареты на конфеты», «Розовая лента» (Волонтеры Приднестровья 2022), «Чистый берег» (Молодежное движение «Звезда») и др.

Масштабным проектом стала ежегодная игра «Юный патриот Приднестровья» (по примеру советской «Зарницы»), на которой участники осваивают азы военной подготовки, приучаются к дисциплине, учатся полезной деятельности в коллективе. Игра целенаправленно воспитывает любовь к Родине, формирует морально-нравственные качества, чувства патриотизма, ответственности за Родину, гражданственности, популяризирует военно-прикладные виды спорта, дает знания, навыки и умения начальной военной подготовки и др. (Приказ Министерства просвещения ПМР № 1293 2017).

Отдельно следует отметить Патриотический клуб «Наследники Побед», созданный в 2018 г. по инициативе и под патронажем Президента ПМР В.Н. Красносельского. Объединив молодежь вокруг идеи сохранения истории и воспитания чувства патриотизма, клуб организует множество исторических реконструкций, выставок, музейных экспозиций, концертов и много других мероприятий военно-патриотической направленности (Радио 1 2018).

Особую роль в гражданском и военно-патриотическом воспитании играет Министерство обороны ПМР, выделяя ресурсы, средства и техническое оснащение на проведение мероприятий, оказывая поддержку ветеранам, выдвигая новые инициативы и др. (Армия Приднестровья в цифрах). Совместно с Приднестровским государственным университетом Министерство организует научные мероприятия и мониторинги по проблеме военно-патриотического воспитания молодежи.

Мониторинг 2017–2019 гг. показал, что политика государства и усилия руководства Республики в деле формировании гражданско- и военно-патриотического сознания дали результаты – отношение граждан к приднестровской армии и к службе в армии значительно улучшилось. Если в 2017 г. на авторитетность армии указывали 45,3 % опрошенных, то в 2019 г. это уже 71 % респондентов, представления о престижности службы в армии выросли с 33,2 до 54,6 %, представления о роли армии в обеспечении безопасности государства улучшились – с 79,6 до 90,5 %. Опрошенные также указали на значительное увеличение внимания государства к патриотическому воспитанию молодежи. Если в 2017 г. почувствовали на себе наличие патриотического воспитания 25,8 %, то в 2019 г. – уже 50 % участников опроса (Результаты опроса общественного мнения). 78 % респондентов отметили, повышение уровня боеспособности Вооруженных сил, а 85 % положительно оценили правительственный курс на изменение и реформирование армии (Воспитание гражданина 2020).

Повысить уровень патриотического сознания подрастающего поколения, нивелировать страх перед службой в армии, сформировать позитивный облик военной службы армейцам помогают другие институты, ответственные за духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Так, систематически для школьников Черноморское казачье войско и Министерство обороны проводят трехдневные полевые сборы для школьников. В полевых условиях они изучают исторические события, учатся военно-прикладному искусству. Традицией стало привлечение суворовцев и солдат срочной службы к молебнам в дни церковных праздников и проповеди, конференциям, духовное наставничество военнослужащих и помощь со стороны последних в делах Церкви (В Тирасполе обсудили 2020).

Продвижение политики гражданско-патриотического воспитания и «престижность» воинской службы обеспечивается СМИ (На повестке дня 2017). Еще с 1992 г. в республике выпускается газета Вооруженных сил «За Приднестровье», где публикуются материалы занятий по общей государственной военной подготовке, о начальной военной подготовке в общеобразовательных учреждениях, мероприятиях военно-патриотического характера, а также о ветеранах военных действий СССР и Приднестровья (Газете Вооруженных сил… 2022).

Военно-патриотическое воспитание, формирование позитивных представлений о службе в армии обеспечиваются курируемой Министерством обороны телепередачей «Служу Отечеству», где рассказывается об армейской службе, родах войск, видах вооружения, профессиях, событиях в армии Приднестровья и других государств.

 

Заключение

Анализ системы гражданско-патриотического воспитания в Приднестровье показал, что она является разносторонней и направлена на формирование у приднестровцев чувства гражданственности, ответственности за судьбу общества и государства, патриотизма и гордости за историю приднестровского и российского народа.

Приднестровская система гражданско-патриотического воспитания постоянно находится в процессе модернизации, отвечающей вызовам общественного развития и политической ситуации вокруг непризнанного государства, задачам внутренней политики, и представляет собой совокупность концептуальных, институциональных и функциональных элементов, направленных на формирование личности гражданина, знающего и способного защищать свои права, готового стать на защиту Отечества и интересов общества, бережно относящегося к историческому и культурному наследию, природным ресурсам государства. Ключевое место в гражданско-патриотическом воспитании в условиях непризнанности Приднестровского государства занимает военно-патриотический блок.

Эффективность системы гражданско-патриотического воспитания доказывает общественно-политическая стабильность Приднестровского государства, устойчивость его общества к внешнеполитическому воздействию, успешное функционирование системы национальной безопасности.

×

Об авторах

А. А. Спринчан

Курский государственный университет

Email: andrey-s.1980@bk.ru
ORCID iD: 0009-0005-6099-2181

аспирант кафедры истории России

Россия, 305000, Российская Федерация, г. Курск, ул. Радищева, 33

А. В. Третьяков

Курский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: dr_tretiyakov@mail.ru

доктор исторических наук, профессор кафедры истории России

Россия, 305000, Российская Федерация, г. Курск, ул. Радищева, 33

Список литературы

  1. Бабилунга 2018 – Бабилунга Н.В. Русская национальная идея и Приднестровье // Культурологический журнал. 2018. № 4. URL: http://cr-journal.ru/files/file/12_2018_14_46_47_1544021207.pdf.
  2. Бегунов 2016 – Бегунов В. Патриотическое воспитание // Приднестровье. Информационно-новостной ресурс ПМР. 2016. 31 января. URL: http://newspmr.com/novosti-pmr/obshhestvo/14243.
  3. Беспалова 2018 – Беспалова Т.В., Ларионцев М.М. Национальная память, служение и границы русской цивилизации // Журнал Института Наследия. 2018. № 2. URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/25/199.html.
  4. Голунов 2021 – Голунов С.В. Патриотическое воспитание в постсоветских де-факто государствах: идентичности и практики // Известия Алтайского государственного университета. Исторические науки и археология. 2021. № 6. С. 62–66. DOI: http://doi.org/10.14258/izvasu(2021)6-09.
  5. Петракова 2013 – Петракова Л.Е. Пути формирования патриотических ценностей у старших подростков в процессе преподавания истории родного края // Русин. 2013. № 3. С. 174–179. DOI: http://doi.org/10.17223/18572685/33/13.
  6. Русо 2020 – Русо С. Референдум по Конституции: Как получился рекордный результат в Приднестровье // ПолитНавигатор. 2020. 02 июля. URL: https://www.politnavigator.net/pridnestrove-progolosovalo-za-putina-i-silnuyu-rossiyu.html.
  7. Турчак 2010 – Турчак С.К. Система духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Приднестровья // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. № 1. С. 160–167. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-i-molodezhi-pridnestrovya/viewer.
  8. Янковский 2017 – Янковский В.В. 10 лет референдуму в Приднестровье: вызовы 2006 года как факторы становления гражданской идентичности // Власть. 2017. Т. 25, № 1. С. 91–98. URL: https://www.isras.ru/index.php?page_id=2384&id=4885&ysclid=lsiphxf0ji997211674.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Спринчан А.А., Третьяков А.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах