Pioneer organization in Samara: from incident to sign

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article, based on previously unpublished archival sources, examines the process of organizing the first pioneer detachments in Samara, as well as their activities in 1922–1923 using the comparative historical method and microhistorical approach, methods of social constructivism, political-legal and systemic approaches. The study is based on the study of individual incidents. Firstly, the authors prove that in the early 1920-ies there were many «disorganized» children on the streets of Samara, who made up the bulk of the first pioneer detachments of the city. The pioneer movement was formed by order of the Central Committee of the RKSM, had an ideological content and was introduced «from above». In Samara, children from the streets were attracted by playing on sports grounds, singing songs, and then by the external attributes of the children’s pioneer – a flag, a red banner, badges, and drumming. Secondly, behind the apparent simplicity of the children’s attitude towards the pioneers, a significant result was hidden: along with the red tie, over time, the names of leaders and politicians, revolutionary attributes, conversations about communism, a clear organization of collective detachment activities, wall newspapers, and socialist competitions became a habit, becoming part of life. The pioneer provided children with a space of expression and independent existence – within certain boundaries, strictly prescribed in the Charter and the oath that the children took when tying a red tie. The value system of the «new man», designed by the government, has acquired a dualistic character. It combined the values of sociocentric and anthropocentric nature. Also, thirdly, due to the lack of methodological support from the party, the guidance for the instructors-counselors was provided by random books and pamphlets about Boy scouts released in pre-revolutionary times. Many of these books were taken to the pioneer organization, both on methodological and practical issues. The conclusion is drawn about the importance of these three aspects in the formation of a pioneer organization in Samara.

Full Text

Введение

Детство представляет собой объективную развивающуюся реальность с наличием собственных ценностных ориентиров, своими потребностями и специфической «энергией» детского мира, которая является основой детского движения. Объективная характеристика пионерского движения позволяет выявить специфический воспитательный потенциал и определить особенности создаваемых воспитательных пространств.  Категория «детства» представляет собой особый род действительной и вымышленной революционной трансформации, которая была осуществлена в Советской России в первой половине XX в. Пионерское движение постепенно обретало черты особой субъективной целенаправленной социальной реальности. Субъективность в данном случае можно определить несколькими факторами: временем и пространством, идеологией, культурой, политикой советской власти по отношению к детям и т. д. Изучение истории детства позволяет определить взаимоотношения «взрослого общества» с «детским обществом» в 1920-х гг., в том числе и на провинциальном уровне.

Современные отечественные исследователи ставят своей задачей показать «реальное» советское детство в 1920-х гг., избавив его от пропагандистских и агитационных задач. К 1990-м гг. появились работы, в которых оспаривается ведущая роль партии в организации пионерии [О состоянии и перспективах исследования истории пионерской организации 1990]. Значимые результаты были получены В.А. Кудиновым, который всесторонне исследовал организацию пионерских отрядов и руководящую деятельность ЦК комсомола на всесоюзном уровне [Кудинов 2017]. Пособие Н.Ф. Басова интересно с точки зрения изучения теории и методологии детского общественного движения (Басов 1987).

Большинство диссертаций начала XXI в. посвящены истории детских организаций на региональном уровне. Например, Д.Ю. Листопадов изучал становление и развитие пионерского движения региона Верхнего Поволжья в 1922–1929 гг. (Листопадов 2014). А.В. Бустубаева исследовала процесс становления и развития детских организаций на Южном Урале в 1918–1941 гг. (Бустубаева 2015). Автору удалось проследить, как подростки проходили социализацию в изменяющихся исторических условиях. Интерес представляет работа Л.В. Алиевой «Становление и развитие отечественного детского движения как субъекта воспитательного пространства» (Алиева 2002). Автор рассматривает детскую организацию как специфическую воспитательную систему, а ребенка как субъекта воспитания и самовоспитания (Алиева 2002, c. 106).

Одним из мало разработанных в исторической литературе является вопрос о социальном конструировании в 1920-е гг. В связи с этим особое значение имеет сборник трудов «Раннесоветское общество как социальный проект (1917–1930-е гг.)» [Раннесоветское общество как социальный проект (1917–1930-е гг.) 2018]. В труде исследованы вопросы становления и эволюции раннесоветского общества в контексте проектного подхода, что позволяет концептуально переосмыслить историю советского общества в 1917–1936 годах, рассмотреть процессы «социалистического строительства».

Первые значимые работы, посвященные пионерской организации Самары, были изданы после 1950-х гг. Так, была опубликована «Летопись Самарской-Куйбышевской организации юных пионеров им. В.И. Ленина» (СОГАСПИ. Ф. 651. Оп. 7. Д. 106. Л. 1–8).  Летопись содержит фактическое изложение материала в хронологическом порядке с 1917 по 1939 г. В 1970-е гг. было опубликовано несколько статей в местных газетах (Агин 1978; Евилевич 1978; Седова 1978). Наиболее содержательно на основании архивных источников процесс организации первых пионерских отрядов города отражен в статье Е.М. Малинкина «Образование пионерской организации в Самаре в воспоминаниях первых пионеров» [Малинкин 2012]. Признавая важность этих работ, все же следует отметить, что в них практически не анализируются детская повседневность и реакция детей на изменяющийся «взрослый» мир. Реконструкция социальных практик на микроуровне, позволяет уделять особое внимание восприятию повседневной жизни (в том числе символическому и эмоциональному) самими рядовыми людьми.

Научная направленность исследования – историческая антропология. Ведущими в данной работе являются принципы историзма и объективности. В связи с проблематикой исследования необходимым стало обращение к микроисторическому подходу. Микроанализ отдельных сюжетов позволяет восстановить глобальную/тотальную историю [Бродель 1986, с. 39]. В работе используются методы социального конструктивизма. Социальное конструирование детства связано с идеей о том, что детство – это не только биологическая стадия развития человека, но и социальная и культурная концепция, формируемая обществом. Идею социальной идентичности, то есть «того, как человек позиционирует себя в социальном или групповом контексте», развивала Ш. Фицпатрик [Фицпатрик 2011, с. 13].

Также в рамках исследования было необходимым обращение к политико-правовому – для анализа документов Самарского губернского комитета Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ) (СОГАСПИ. Ф. 53) – и системному подходам.

Научная новизна исследования определяется тем, что в границах г. Самары к теме «детского движения» 1920-х гг. с сочетанием исследовательского взгляда «снизу» и «сверху», со стороны «маленького человека» и со стороны власти ранее никто не обращался.

 

Создание первых пионерских отрядов в Самаре

Организация первых пионерских отрядов в Самаре проходила без специального методического, материально-технического и кадрового сопровождения. Губернский комитет Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ) в июне 1922 г. приступил к созданию в городе пионерских отрядов по примеру московских комсомольцев. Сергей Демидов, один из организаторов первого пионерского отряда в городе, был инструктором физкультуры. В июне 1922 г. он получил предложение от Райкома РКП(б) «поработать с детьми, привлекая их к спорту» (СОГАСПИ. Ф. 651. Оп. 7. Д. 102. Л. 17). В связи с отсутствием методической литературы и инструкций организация детей проходила интуитивно. Спустя несколько занятий дети были официально записаны в два «спортивных» отряда, которые впоследствии разбили на звенья. В каждом отряде были проведены беседы, на которых объясняли, что такое пионерская организация и почему она так называется. В своих воспоминаниях Сергей Демидов отмечал: «Из-за отсутствия специальной литературы по созданию пионерских отрядов за основу были взяты случайно попавшиеся книжки и брошюры о бойскаутах, выпущенные в дореволюционное время» (СОГАСПИ. Ф. 651. Оп. 7. Д. 102. Л. 46).

В начале сентября 1922 г. штаб дружины запланировал первую экскурсию для пионеров в Самаре. Было решено поехать за р. Волгу 17 сентября 1922 г., провести военизированную игру, организовать спортивные игры и соревнования (СОГАСПИ. Ф. 651. Оп. 7. Д. 102. Л. 52). В назначенный день дружина выступила в поход, и под барабанный бой прошла по улице Льва Толстого: «Юный пионер, лет одиннадцати, с барабаном на груди встал впереди дружины. “Шагом марш!” – и вся дружина, рядами по четыре человека, под звуки барабана двигалась к Волге» (СОГАСПИ. Ф. 651. Оп. 7. Д. 106. Л. 54). После пионеры переправились на правый берег реки и провели игру «Разведчики»: «Лагерные отряды зорко следили за границей своего лагеря, не подпуская близко “врага”, который старался к ним незаметно пробраться. Некоторые патрули делали обходы лагеря сзади, пробирались по кустам в лесу и даже ползли по траве на животе. В этот момент каждый из них представлял собой настоящих разведчиков. В конечном итоге игра закончилась вничью» (СОГАСПИ. Ф. 651. Оп. 7. Д. 106. Л. 55).  Горнист и барабанщик сыграли сбор, и вся дружина собралась к месту лагеря, где развели костры, а получив хлеб, рис и молоко, начали варить себе обед (СОГАСПИ. Ф. 651. Оп. 7. Д. 106. Л. 56). К вечеру патрули и отряды вернулись в город. Секретарь Райкома приветствовал пионеров: «Юные товарищи! Помните ваш девиз “Будьте готовы!” и выполняйте его». Громким криком «Всегда готовы!» ответили юные пионеры (СОГАСПИ. Ф. 651. Оп. 7. Д. 106. Л. 57).  На следующий день было решение Городского комитета РКП(б), что «день 17 сентября 1922 года считать днем рождения организации юных пионеров в Самаре» (СОГАСПИ. Ф. 651. Оп. 7. Д. 102. Л. 21–22).

Отметим, что политические проекты и реальная человеческая жизнь не всегда соответствовали друг другу. Непосредственное воспитательное воздействие на детей оказывали взрослые, которые были воспитаны в императорской России. Кроме этого, сами дети как личности и члены семей с определенными традициями и ценностными установками далеко не полностью поддавались переделке со стороны пионервожатых, комсомольцев и учителей. «Когда мы шли, во след нам сыпались проклятия – “безбожники”, “собачьи ошейники одели”, “нехристи”. И даже находились такие, которые кидали в нас кирпичи», – вспоминает один из самарских пионеров (СОГАСПИ. Ф. 651. Оп. 7. Д. 106. Л. 8). На окраинах города значение имел религиозный фактор (СОГАСПИ. Ф. 651. Оп. 7. Д. 106. Л. 54).

К лету 1923 г. при Райкомах ВЛКСМ были полностью сформированы три дружины юных пионеров г. Самары. Организаторы дружин не проходили специального обучения и не были знакомы с пионерской вожатской литературой: «…руководства не было никакого, кроме небольшой брошюры “Юные пионеры”, которую руководством и нельзя было назвать» (СОГАСПИ. Ф. 651. Оп. 7. Д. 32. Л. 47). До января 1923 г. при Самарском Губкоме РКСМ на пионерской работе находился бывший скаутский деятель Герценберг. А вторая самарская дружина вообще тесно взаимодействовала со скаутскими отрядами. В качестве основной литературы для вожатых использовали книгу В.А. Попова «Бой-скауты» (1917 г.), Р. Баден-Пауэлля «Юный разведчик» (1910 г.), а позднее – Н.К. Крупской «Бойскауты и РКСМ» (1923 г.) (СОГАСПИ. Ф. 651. Оп. 7. Д. 32. Л. 51). Юные пионеры приняли за основу многие атрибуты и структуру бойскаутов. Например, в отрядах работа с пионерами проводилась по трехразрядной системе, как и у бойскаутов (СОГАСПИ. Ф. 651. Оп. 7. Д. 32. Л. 48).

 

Первые курсы пионервожатых в Самарской губернии

Спустя год после создания самарской пионерии детское коммунистическое движение стояло перед новой задачей: оно должно было охватить всех детей. В работу пионерских отрядов Самары активно включились партийные ячейки (СОГАСПИ. Ф. 651. Оп. 7. Д. 102. Л. 33). Для реализации задач в июле-августе 1923 г. были организованы первые губернские курсы вожатых отрядов (СОГАСПИ. Ф. 651. Оп. 7. Д. 107. Л. 2). К этому времени уже были сформированы законы и обычаи юных пионеров. По этой теме проводились беседы с подробным объяснением сути. Много внимания уделялось играм, культуре, навыкам походно-туристического порядка (СОГАСПИ. Ф. 651. Оп. 7. Д. 107. Л. 3).

В фонде Самарского губернского комитета ВЛКСМ № 53 был обнаружен документ, представляющий собой школьную тетрадь Маши Колесовой (СОГАСПИ. Ф. 53. Оп. 1. Д. 56.). Кто эта девушка – неизвестно. Исходя из ее записей, возможно сделать вывод, что она посещала курсы вожатых осенью 1923 г. В конспектах приводятся сравнения пионерской и скаутской организаций: «Скаутская организация преследует индивидуальное воспитание, а пионерская – коллективное. Скаутская организация – буржуазная оттого, что туда могут входить дети от 12 до 18 лет. Многие же дети рабочих с 10 лет работают на фабриках… Скауты преследуют цели: за веру, царя и Отечество… Скаутская и пионерская организации – диаметрально противоположны» (СОГАСПИ. Ф. 53. Оп. 1. Д. 56. Л. 25–26). Итак, казалось, обычная лекция будущей или действующей вожатой. Если бы не одно «но»: лекции были опубликованы. В фондах Самарской областной универсальной научной библиотеки обнаружено издание 1924 г. с названием «Самарский комсомол. История коммунистического юношеского движения в Самарской губернии (1918–1922)» под авторством Г. Котова (Котов 1924). Издание труда принадлежит Самарскому Губкому РКСМ, о чем свидетельствует запись на титульном листе. Детскому движению посвящено всего 3 страницы из 124, но эти 3 страницы полностью отражают содержание лекции Маши Колесовой о скаутах и пионерах. По всей видимости, лекции для пионервожатых носили характер официальной литературы, которая, возможно, и была выпущена Самарским Губкомом РКСМ.

Таким образом, несмотря на, казалось бы, идеологически освещенную в отечественной историографии советского периода тему создания пионерских организаций на местах, в регионах, в Самарском областном государственном архиве социально-политической истории (СОГАСПИ) содержатся интересные сведения об этом раннем этапе существования пионерской организации, ранее не вводимые в научный оборот.

 

Заключение

Исходя из методологических позиций, мы сформулировали следующие выводы. Ряд архивных микроисторий, связанных с описанием первых этапов создания пионерской организации в городе, позволяет, во-первых, говорить о тех «декорациях», в границах которых возникала пионерия в Самаре. «Декорации» – это социально-политическая обстановка в городе. В 1922 г. на улицах Самары было много «неорганизованных» детей, которые остались сиротами, имели проблемы в школе и проводили свой досуг на улицах города. Именно они и составили основную массу первых пионерских отрядов города. Власти города, которые приступили к созданию первых пионерских отрядов в Самаре, не могли предоставить организации необходимое материально-техническое обеспечение и здания, выделив подвальные помещения для сборов отрядов.

Во-вторых, пионерское движение формировалось с распоряжения ЦК РКСМ, имело идейное содержание и внедрялось «сверху». В Самаре детей с улиц привлекали играми на спортивных площадках, пением песен, а затем и внешними атрибутами детской пионерии – флагом, красным знаменем, значками, барабанным боем. Сами дети принимали многие формы воспитания за новую игру, которая не выглядела идейным насилием над личностью. С другой стороны, за кажущейся простотой детского отношения к пионерии скрывался значительный результат: вместе с красным галстуком со временем входили в привычку, становились частью жизни имена вождей и политиков, революционные атрибуты, разговоры о коммунизме, четкая организация коллективной отрядной деятельности, стенгазеты, соцсоревнования. Пионерия предоставляла детям пространство волеизъявления и самостоятельного существования – в определенных границах, строго прописанных в Уставе и клятве, которую давали ребята, повязывая красный галстук. Система ценностей «нового человека», спроектированная властью, приобрела дуалистический характер. В ней были соединены ценности социоцентристской (жертвенность, коллективизм) и антропоцентристской (инициативность, эффективность, открытость инновациям) природы.

В-третьих, в связи с отсутствием методического сопровождения со стороны партии руководством для инструкторов-вожатых служили случайно попадавшиеся книжки и брошюры о бойскаутах, выпущенные в дореволюционное время. Из этих книжек было много взято в пионерскую организацию как по методическим, так и по практическим вопросам. Организационная структура была почти целиком взята из бойскаутов, и только к 1923 г. пионерская организация начала принимать все более организованные формы.

×

About the authors

O. A. Titova

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: karevaolga.smr@mail.ru
ORCID iD: 0009-0003-3083-4831

postgraduate student of the Department of Russian History

Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation

References

  1. Bessmertnyi 1997 – Bessmertnyi Y.L. (1997) What kind of «Incident»?. In: Incident. Individual and unique in history. Moscow, pp. 7–28. Available at: https://igh.ru/system/publications/texts/000/000/141/original/6b359e596a8ec988f024a2def86371b6edd35566.pdf. (In Russ.)
  2. Braudel 1986 – Braudel F. (1986) Material civilization, economy and capitalism, XV–XVIII centuries. Vol. 1: Structures of everyday life. Moscow, 624 p. Available at: https://djvu.online/file/pk1Alzog22R0O?ysclid=lscurm5dk8918498766. (In Russ.)
  3. About the state and prospects of the study of the history of the pioneer organization 1990 – About the state and prospects of the study of the history of the pioneer organization (1990). In: Point of view (materials of the All-Union scientific conference «State and development of the science of the pioneer organization: problems and prospects»). Ivanovo. (In Russ.)
  4. Kudinov 2017 – Kudinov V.A. (2017) The history of the children's and youth movement in Russia. Timonin L.I. (Ed.). Kostroma: Izd-vo Kostrom. gos. un-ta, 290 p. Available at: https://z-library.se/book/22276366/71ccb0. (In Russ.)
  5. Malinkin 2012 – Malinkin E.M. (2012) Formation of a pioneer organization in Samara in the memoirs of the first pioneers. Retrieved from the official website of the Department of the State Archival Service of the Samara region. Available at: https://regsamarh.ru/info_act/publication/24.09.2012/all/111/19102/?ysclid=lscvhdmza6425963602 (accessed 29.09.2023). (In Russ.)
  6. Early Soviet society as a social project (1917–1930-ies) 2018 – Mazur L.N. (Ed.) Early Soviet society as a social project (1917–1930-ies) (2018): monograph: in 2 parts. Part 1. The country of the Soviets: space, power, economy. Yekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 468 p. Available at: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/65993/1/978-5-7996-2468-2_2018.pdf?ysclid=lscvluvzgy618246284. (In Russ.)
  7. Fitzpatrick 2011 – Fitzpatrick Sh. (2011) Tear off the masks! Identity and imposture in Russia of the XX century. Moscow: ROSSPEN: Fond «Prezidentskii tsentr B.N. El'tsina», 375 p. Available at: https://www.universalinternetlibrary.ru/book/69849/chitat_knigu.shtml?ysclid=lscvyxuv4e302908113. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Titova O.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies