A study of secondary vocational school in the context of the realities of modernization changes in late imperial Russia. Review of the book: Magsumov T.A. Secondary vocational school of the Kazan educational district in the conditions of modernization of domestic education at the end of the XIX – beginning of the XX century. Kursk: Zakrytoe aktsionernoe obshchestvo «Universitetskaya kniga», 2022, 535 p.

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

A review of the book by T.A. Magsumov: «Secondary vocational school of the Kazan educational district in the conditions of modernization of domestic education at the end of the XIX – beginning of the XX centuries». The authors concluded that this study is a worthy scientific contribution to the study of secondary vocational education of late imperial Russia. The relevance of the work is determined not only by the insufficient knowledge of a number of issues relating to the field of vocational education in the context of modernization changes, but also by the potential opportunity to use the educational experience accumulated in the Russian Empire at the turn of the XIX – XX centuries to solve currently existing problems in the field of vocational education. T.A. Magsumov consistently and thoroughly presents the development of secondary vocational education in the context of imperial modernization processes during the period under study.

Full Text

Введение

Монография Т.А. Магсумова посвящена актуальной теме, связанной с изучением модернизационных изменений, происходивших в системе средней профессиональной школы (СПШ) Казанского учебного округа на рубеже ХIХ–ХХ вв. В современных условиях реформирования образования это исследование особенно значимо, поскольку позволяет использовать опыт средней профессиональной школы периода заката имперской истории в решении существующих в настоящее время проблем в сфере профессионального образования, что в дальнейшем даст возможность повышать его качество и конкурентоспособность.

Актуальность данной работы также обусловлена тем, что большинство исследователей обращались к анализу состояния в период имперской модернизации преимущественно общеобразовательной школы и высших учебных заведений и в меньшей степени среднего профессионального образования, несмотря на его важную роль в развитии экономики, культуры, общественных отношений на рубеже XIX–XX вв. [Володькова 2020; Любичанковский 2023 а; 2023 б; Рогатко 2021; Симонова 2020]. Многие аспекты исторического развития системы среднего профессионального образования в позднеимперский период по-прежнему требуют всестороннего изучения.

Опираясь на принципы научной объективности как методологическую основу исследования и используя диалектический, структурно-системный, ретроспективный, историко-генетический, сравнительный и типологический методы исследования, Т.А. Магсумов провел историческую реконструкцию средней профессиональной школы Казанского учебного округа конца XIX – начала XX столетия, который характеризовался значительной территорией и постоянным ростом количества новых учебных заведений.

 

Ход исследования

В первой главе автор грамотно обосновывает хронологические и территориальные рамки исследования, описывает основополагающие источники и историографию заявленной проблемы. Т.А. Магсумов использует солидную и разноплановую источниковую базу, которая представлена архивными материалами; опубликованными источниками, в частности, нормативными правовыми актами; материалами делопроизводства; статистикой; периодической печатью; источниками личного происхождения; публицистикой; произведениями художественной литературы; справочными изданиями.

Автор в своем исследовании опирается как на документы из федеральных архивов, например Российского государственного исторического архива (РГИА), так и, учитывая прежде всего территориальные рамки, на материалы по истории среднего профессионального образования, хранящиеся в фондах региональных архивов: Государственного архива Республики Татарстан (ГАРТ), Государственного архива Саратовской области (ГАСО), Центрального государственного архива Самарской области (ЦГАСО) и др.

Модернизационные изменения потребовали обязательной перестройки профессионального образования и существенно изменили его. Результатом стало формирование общих принципов организации среднего профессионального образования, кроме того, начал реализовываться переход к стандартизации и унификации в данной сфере. Одновременно с этим учитывались особенности экономического развития регионов империи. Это нашло отражение в нормативных документах, регламентирующих среднее профессиональное образование, первым из которых стали «Основные положения о промышленных училищах» (1888 г.).

Во второй главе автор анализирует организационные условия становления и функционирования средних профессиональных учебных заведений Казанского учебного округа, включая обобщение процесса создания сети школ, характеристику особенностей их управления и структуры финансирования, определение состояния материальной базы. На начальном этапе реформирования профессионального образования отчетливо видна тенденция к увеличению количества преимущественно сельскохозяйственных учебных заведений, что в целом является отражением аграрно-индустриального характера развития Российской империи исследуемого периода, а также насущной необходимости подготовки квалифицированных кадров для аграрного сектора экономики. К началу XX в. на этот процесс оказали также значительное влияние столыпинские реформы.

Как отмечают авторы исследования, посвященного имперской модернизации, «если оценивать развитие России в имперский период с точки зрения динамики исторического процесса, то очевидно становится эпохальное столкновение традиционной, аграрной цивилизации, с новой, индустриальной, перед которой невозможно устоять, и все попытки это сделать были обречены на провал» [Акторы… 2016, с. 55].

Исследуя вопрос создания и организации первых средних профессиональных учебных заведений в позднеимперской России и привлечения в них обучающихся из простых сословий, Т.А. Магсумов приходит к важному выводу, что «принципиальным здесь мы считаем привязку повышения социальной позиции не к полученному образованию, точнее, к диплому как документу о нем, свойственную практически для всей позднеимперской школы и воспринимаемую населением как вертикальный социальный лифт, а как раз обязательную именно для этого случая двухканальную мобильность, то есть лишь временное повышение статуса при получении диплома, и его пожизненное закрепление с перспективами роста после определенного срока работы по полученной специальности» [Магсумов 2022, с. 92]. Д.Л. Сапрыкин отмечает, что «высокая мобильность обеспечивалась за счет возможности переходов между школами одного уровня, но разных типов (например, «высшей начальной» школой и первыми классами гимназий, общеобразовательными и специальными учебными заведениями)» [Сапрыкин 2009, с. 26].

В работе отмечается немаловажный факт, что, несмотря на активную реализацию политики государства по созданию и расширению сети различных средних профессиональных учебных заведений, оно при этом не имело финансовых возможностей открывать большое количество учебных заведений, поэтому в решении данного вопроса стала особую роль приобретать общественная и частная инициатива. Одним из итогов общественной и частной инициативы стало значительное расширение сети коммерческих школ и училищ водного транспорта как в общем по империи, так и в рамках Казанского учебного округа.

«Особенностью российской системы образования по сравнению с другими европейскими странами являлся ее “институциональный плюрализм”, то есть многообразие форм образовательных организаций, их организационно-правовой формы, ведомственной подчиненности, состава учредителей и источников финансирования» [Сапрыкин 2009, с. 27].

Развитие системы среднего профессионального образования в Российской империи на рубеже XIX–XX веков действительно сильно зависело от участия в этом процессе органов местного самоуправления, педагогического сообщества, благотворителей, активных представителей буржуазных слоев населения. В исследуемый период создаются предпосылки для формирования государственно-общественного управления, что и отмечает Т.А. Магсумов в рецензируемой монографии, обращая внимание, в частности, на появление попечительных советов, усиление коллегиальных начал в деятельности педагогических советов и т. д.

Финансирование и состояние материальной базы рассматриваются как наиболее проблемные зоны в общем состоянии средних профессиональных школ. Государственное финансирование в полной мере получали только средние сельскохозяйственные учебные заведения. Остаточный принцип финансирования профессионального образования со стороны государства, к сожалению, являлся характерной тенденцией для того времени, что, в свою очередь, требовало активного обращения учебных заведений к такому источнику доходов, как плата за обучение.

Исследуя финансовые стороны жизнедеятельности средних профессиональных учебных заведений, автор делает немаловажный вывод, что именно негосударственные школы, находясь в ситуации постоянного поиска источников денежных поступлений, вступали в активное взаимодействие с местным сообществом. Можно сказать, что такие задачи, как работа по набору обучающихся, выстраивание необходимой коммуникации для поиска финансовых средств, гораздо лучше реализовывались представителями общественных и частных учебных заведений, поскольку в этом была их прямая заинтересованность.

Итак, представители негосударственного сектора профессионального образования являлись по своей сущности более гибкими, адаптивными и инициативными по сравнению с сотрудниками государственных учебных заведений. Как следствие, педагоги общественных и частных школ имели возможность получать за свою работу высокие оклады. Но государственные школы гарантировали для преподавательского состава определенные права, уверенность в завтрашнем дне, поэтому мы согласимся с утверждением автора, что «стабильность и уровень финансирования вместе с последующими социальными гарантиями в виде пенсионного обеспечения цементировали педагогические составы государственных школ» [Магсумов 2022, с. 151].

В третьей главе автором выявляются организационно-педагогические проблемы функционирования средней профессиональной школы в условиях модернизационных изменений; подвергаются подробному анализу акторы образовательного процесса – педагогические и руководящие работники, учащиеся профессиональных школ, родительские и благотворительные организации; показывается участие обучающихся в общественном движении конца XIX – начала XX в.

Т.А. Магсумов подчеркивает, что одной их актуальных проблем в среднем профессиональном образовании являлось формирование постоянного качественного преподавательского состава, что не всегда успешно реализовывалось на практике. Для данной сферы, особенно для негосударственных учебных заведений, была характерна высокая текучесть и дефицит квалифицированных преподавательских кадров. Одна из ключевых причин, вызывавших такую ситуацию с кадрами, – непростое материальное положение педагога среднего профессионального образования, несмотря на то что государство периодически обращалось к решению данного вопроса.

Как следствие, преподаватели средних профессиональных учебных заведений вынуждены были брать максимальную педагогическую нагрузку, а также занимать дополнительные оплачиваемые должности, что, естественно, часто негативно отражалось на качестве обучения. Исходя из представленного в монографии материала, касающегося педагогического состава, можно провести определенные аналогии с современным состоянием кадрового обеспечения среднего профессионального образования.

Автор выделяет и тот аспект, что, несмотря на существующие сложности в профессиональной деятельности, преподаватели занимались общественной, просветительской и научной работой, а также являлись действующими практиками. Это, несомненно, способствовало профессиональному развитию педагогов и положительно влияло на качество преподавания в целом и особенно специальных дисциплин. Как отмечает Т.А. Магсумов, «высокий потенциал преподавателей СПШ позволил им добиться значимых успехов и в годы советской власти» [Магсумов 2022, с. 186]. В книге он приводит конкретные примеры для подтверждения данного положения (Н.М. Пауткин, К.Ю. Зоргаф, В.Т. Решетников, М.И. Гринберг и др.).

Один из положительных аспектов в освещении кадрового состава среднего профессионального образования связан с тем, что автор дает обстоятельную характеристику руководителей – директоров учебных заведений. Достаточно часто в научных исследованиях по истории образования рассматриваются только педагогические работники, а характеристика управленцев практически не представлена. К директорам профессиональных учебных заведений предъявлялись высокие требования, они несли огромную административную нагрузку, на них ложилась ответственность за организацию учебного и воспитательного процесса. Т.А. Магсумов делает важный вывод, и трудно с ним не согласиться, что директора находились в глубокой антиномии между наличием достаточно широких административных полномочий в своем учебном заведении в аспекте руководства школой и фактическим отсутствием возможностей для реализации самостоятельной политики в учебном заведении, внедрении инновационных идей, поскольку значительно зависели от профильных министерств, местных властей, политических деятелей и т. д.

Автор уделяет внимание учащимся средних профессиональных школ, так как учебное заведение представляет собой единство руководящих работников, педагогического состава и обучающихся. Важно то, что профессиональные школы по сравнению с другими типами учебных заведений были гораздо доступнее в плане необходимых требований для поступающего и оплате обучения, что привлекало в них выходцев из широких слоев населения, в т. ч. из крестьянского сословия, и приводило к росту количества обучающихся.

 Выпускники таких учебных заведений получали не только профессиональное образование, но и определенные права, льготы и привилегии. Государство было напрямую заинтересовано в воспроизводстве квалифицированных кадров для экономики, поэтому расширяло спектр потенциальных возможностей для выпускников профессиональных школ. Несмотря на многие положительные аспекты в развитии системы среднего профессионального образования, выразившиеся в итоге в увеличении количества обучающихся, его большей доступности для различных социальных слоев, формировании некоторых элементов проявления гендерного равенства в получении данного типа образования, автор выделяет и значительное количество проблем, с которыми столкнулись профессиональные школы: снижение качества образования; низкий образовательный ценз многих абитуриентов; невысокая мотивация обучающихся к получению знаний; большой отсев обучающихся в процессе обучения; высокая наполняемость классов и т. д.

Образование обеспечивало позитивную вертикальную мобильность в сочетании с другими факторами. На рубеже XIX–XX вв. профессиональное образование и особенно диплом, подтверждающий его получение, становились для многих молодых людей одним из существенных факторов социальной мобильности. В этом контексте можно провести определенные параллели с получением дипломов о высшем образовании в 1990-х – начале 2000-х гг. в России, когда было абсолютно неважно, по какой специальности обучается студент, но знаковым и символичным становился сам документ.

В четвертой главе автор делает акцент на исследовании основных направлений деятельности средних профессиональных учебных заведений, раскрывая сюжеты теоретического и практического обучения, воспитательной работы, религиозного образования, ставшие предметом острых дискуссий современников и получившие неоднозначную оценку в историографии; дает характеристику нововведений в образовательных практиках среднего профессионального образования конца XIX – начала XX в., потенциал которых был подтвержден их ретрансляцией в советской и современной профессиональной школе.

Несмотря на имеющиеся недостатки в организации теоретического и практического обучения, Т.А. Магсумов приходит к важному выводу, что «в дореволюционной школе были внедрены все базовые традиционные методы и формы производственного обучения, используемые в современном профессиональном образовании» [Магсумов 2022, с. 314]. Так, одной из положительных характеристик профессионального образования выступала его относительная свобода от догматизма и формализма. Можно говорить также о расширении со временем форм организации воспитательной работы в профессиональной школе, что выразилось в постоянном проведении экскурсий, участии обучающихся в различного рода торжественных мероприятиях. В системе профессионального образования применялись различные виды воспитательных практик – религиозно-нравственные, гражданские, патриотические, эстетические.

В заключении автор делает выводы, опирающиеся на основные положения, представленные в содержании рецензируемой работы, и носящие обобщающий и аналитический характер. Нам импонирует тот факт, что Т.А. Магсумов намечает перспективы дальнейшего изучения темы, которые «связывает с проблемами преемственности практик функционирования средней профессиональной школы в антропологическом измерении, а также со сравнительными исследованиями процессов становления и развития профессионального образования в России и за рубежом (в Европе, Северной Америке и Азии) во второй половине XIX – начале XX в.» [Магсумов 2022, с. 412]. В приложениях представлены таблицы, иллюстрирующие и обобщающие теоретический материал.

 

Заключение

Таким образом, считаем, что монография Т.А. Магсумова является достойным научным вкладом в изучение среднего профессионального образования периода позднеимперской России. Она адресована историкам, краеведам, практическим работникам сферы образования. Тема, представленная и разработанная автором, характеризуется актуальностью и несомненной научной новизной. Результаты, полученные исследователем, убеждают в практической значимости данной работы, поскольку могут быть использованы при организации образовательного процесса средней профессиональной школы, при разработке соответствующих разделов дисциплин образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования, а также в музейной, краеведческой и просветительской работе.

 

×

About the authors

D. A. Astafyev

Orenburg State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: astafev25@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8374-0498

Candidate of Historical Sciences, associate professor of the Department of History of Russia

Russian Federation, 19, Sovetskaya Street, Orenburg, 460014, Russian Federation

E. V. Godovova

Orenburg State Pedagogical University

Email: godovova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5798-3413

Doctor of Historical Sciences, associate professor, professor of the Department of History of Russia

Russian Federation, 19, Sovetskaya Street, Orenburg, 460014, Russian Federation

References

  1. Actors… 2016 – Alekseev V.V. et al. (2016) Actors of Russian imperial modernization (XVIII – early XX centuries): regional dimension; Poberezhnikov I.V. (Ed.). Yekaterinburg: Bank kul'turnoi informatsii, 316 p. Available at: http://www.ihist.uran.ru/files/aktori-maket_v_pechat.pdf; https://elibrary.ru/item.asp?id=32298458. EDN: https://elibrary.ru/ymcvbl. (In Russ.)
  2. Volodkova 2020 – Volodkova E.N. (2020) The development of vocational education in Stavropol province in second half of XIX century (by the example of Stavropol Mikhailovsky vocational school). Humanities and law research, no. 2, pp. 28–34. URL: https://humanitieslaw.ncfu.ru/jour/article/view/167. (In Russ.)
  3. Lyubichankovskiy 2023 а – Lyubichankovskiy S.V. (2023) Russian-Bashkir schools in the Orenburg province in the post-reform period. Samara Journal of Science, vol. 12, issue 2, pp. 168–173. DOI: http://doi.org/10.55355/snv2023122207. (In Russ.)
  4. Lyubichankovsky 2023 b – Lyubichankovskiy S.V. (2023) Russian-Kazakh schools of the Orenburg region and their graduates in the conditions of post-reform transformation (end of the 19th century). Izvestia of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Historical Sciences, vol. 5, no. 1 (17), pp. 47–53. DOI: http://doi.org/10.37313/2658-4816-2023-5-1-47-53. (In Russ.)
  5. Magsumov 2022 – Magsumov T.A. (2022) Secondary vocational school of the Kazan educational district in the conditions of modernization of domestic education at the end of the XIX – beginning of the XX century. Kursk: Zakrytoe aktsionernoe obshchestvo «Universitetskaya kniga», 535 р. DOI: https://doi.org/10.47581/2022/Magsumov.01. EDN: https://elibrary.ru/ymzrqc. (In Russ.)
  6. Rogatko 2021 – Rogatko S.A. (2021) The development of secondary and primary commercial education in the food processing industries in Russia in the second half of the 19th – early 20th century. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki = University proceedings. Volga region. Humanities, no. 2 (58), pp. 13–27. DOI: http://doi.org/10.21685/2072-3024-2021-2-2. (In Russ.)
  7. Saprykin 2009 – Saprykin D.L. (2009) Educational potential of the Russian Empire. Moscow: IIET RAN, 176 p. Available at: http://ihst.ru/files/saprykin/book-education-pote.pdf. (In Russ.)
  8. Simonova 2020 – Simonova E.V. (2020) Provincial education in the conditions of modernization (XIX – early XX centuries): dynamics, people, results. Uchenye zapiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 4 (56), pp. 38–45. Available at: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3800; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44450369. EDN: https://elibrary.ru/ejmtoo. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Astafyev D.A., Godovova E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies