Исследование средней профессиональной школы в контексте реалий модернизационных изменений в позднеимперской России. Рецензия на книгу: Магсумов Т.А. Средняя профессиональная школа Казанского учебного округа в условиях модернизации отечественного образования конца XIX – начала XX в. Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2022. 535 с.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлена рецензия на книгу Т.А. Магсумова «Средняя профессиональная школа Казанского учебного округа в условиях модернизации отечественного образования конца XIX – начала XX в.». Авторы пришли к выводу, что данное исследование является достойным научным вкладом в изучение среднего профессионального образования позднеимперской России. Актуальность работы обуславливается не только недостаточной изученностью ряда вопросов, касающихся сферы профессионального образования в условиях модернизационных изменений, но и в потенциальной возможности использовать образовательный опыт, накопленный в Российской империи на рубеже XIX–XX вв., для решения существующих в настоящее время проблем в сфере профессионального образования. Т.А. Магсумов последовательно и обстоятельно представляет развитие среднего профессионального образования в контексте общеимперских модернизационных процессов в исследуемый период.

Полный текст

Введение

Монография Т.А. Магсумова посвящена актуальной теме, связанной с изучением модернизационных изменений, происходивших в системе средней профессиональной школы (СПШ) Казанского учебного округа на рубеже ХIХ–ХХ вв. В современных условиях реформирования образования это исследование особенно значимо, поскольку позволяет использовать опыт средней профессиональной школы периода заката имперской истории в решении существующих в настоящее время проблем в сфере профессионального образования, что в дальнейшем даст возможность повышать его качество и конкурентоспособность.

Актуальность данной работы также обусловлена тем, что большинство исследователей обращались к анализу состояния в период имперской модернизации преимущественно общеобразовательной школы и высших учебных заведений и в меньшей степени среднего профессионального образования, несмотря на его важную роль в развитии экономики, культуры, общественных отношений на рубеже XIX–XX вв. [Володькова 2020; Любичанковский 2023 а; 2023 б; Рогатко 2021; Симонова 2020]. Многие аспекты исторического развития системы среднего профессионального образования в позднеимперский период по-прежнему требуют всестороннего изучения.

Опираясь на принципы научной объективности как методологическую основу исследования и используя диалектический, структурно-системный, ретроспективный, историко-генетический, сравнительный и типологический методы исследования, Т.А. Магсумов провел историческую реконструкцию средней профессиональной школы Казанского учебного округа конца XIX – начала XX столетия, который характеризовался значительной территорией и постоянным ростом количества новых учебных заведений.

 

Ход исследования

В первой главе автор грамотно обосновывает хронологические и территориальные рамки исследования, описывает основополагающие источники и историографию заявленной проблемы. Т.А. Магсумов использует солидную и разноплановую источниковую базу, которая представлена архивными материалами; опубликованными источниками, в частности, нормативными правовыми актами; материалами делопроизводства; статистикой; периодической печатью; источниками личного происхождения; публицистикой; произведениями художественной литературы; справочными изданиями.

Автор в своем исследовании опирается как на документы из федеральных архивов, например Российского государственного исторического архива (РГИА), так и, учитывая прежде всего территориальные рамки, на материалы по истории среднего профессионального образования, хранящиеся в фондах региональных архивов: Государственного архива Республики Татарстан (ГАРТ), Государственного архива Саратовской области (ГАСО), Центрального государственного архива Самарской области (ЦГАСО) и др.

Модернизационные изменения потребовали обязательной перестройки профессионального образования и существенно изменили его. Результатом стало формирование общих принципов организации среднего профессионального образования, кроме того, начал реализовываться переход к стандартизации и унификации в данной сфере. Одновременно с этим учитывались особенности экономического развития регионов империи. Это нашло отражение в нормативных документах, регламентирующих среднее профессиональное образование, первым из которых стали «Основные положения о промышленных училищах» (1888 г.).

Во второй главе автор анализирует организационные условия становления и функционирования средних профессиональных учебных заведений Казанского учебного округа, включая обобщение процесса создания сети школ, характеристику особенностей их управления и структуры финансирования, определение состояния материальной базы. На начальном этапе реформирования профессионального образования отчетливо видна тенденция к увеличению количества преимущественно сельскохозяйственных учебных заведений, что в целом является отражением аграрно-индустриального характера развития Российской империи исследуемого периода, а также насущной необходимости подготовки квалифицированных кадров для аграрного сектора экономики. К началу XX в. на этот процесс оказали также значительное влияние столыпинские реформы.

Как отмечают авторы исследования, посвященного имперской модернизации, «если оценивать развитие России в имперский период с точки зрения динамики исторического процесса, то очевидно становится эпохальное столкновение традиционной, аграрной цивилизации, с новой, индустриальной, перед которой невозможно устоять, и все попытки это сделать были обречены на провал» [Акторы… 2016, с. 55].

Исследуя вопрос создания и организации первых средних профессиональных учебных заведений в позднеимперской России и привлечения в них обучающихся из простых сословий, Т.А. Магсумов приходит к важному выводу, что «принципиальным здесь мы считаем привязку повышения социальной позиции не к полученному образованию, точнее, к диплому как документу о нем, свойственную практически для всей позднеимперской школы и воспринимаемую населением как вертикальный социальный лифт, а как раз обязательную именно для этого случая двухканальную мобильность, то есть лишь временное повышение статуса при получении диплома, и его пожизненное закрепление с перспективами роста после определенного срока работы по полученной специальности» [Магсумов 2022, с. 92]. Д.Л. Сапрыкин отмечает, что «высокая мобильность обеспечивалась за счет возможности переходов между школами одного уровня, но разных типов (например, «высшей начальной» школой и первыми классами гимназий, общеобразовательными и специальными учебными заведениями)» [Сапрыкин 2009, с. 26].

В работе отмечается немаловажный факт, что, несмотря на активную реализацию политики государства по созданию и расширению сети различных средних профессиональных учебных заведений, оно при этом не имело финансовых возможностей открывать большое количество учебных заведений, поэтому в решении данного вопроса стала особую роль приобретать общественная и частная инициатива. Одним из итогов общественной и частной инициативы стало значительное расширение сети коммерческих школ и училищ водного транспорта как в общем по империи, так и в рамках Казанского учебного округа.

«Особенностью российской системы образования по сравнению с другими европейскими странами являлся ее “институциональный плюрализм”, то есть многообразие форм образовательных организаций, их организационно-правовой формы, ведомственной подчиненности, состава учредителей и источников финансирования» [Сапрыкин 2009, с. 27].

Развитие системы среднего профессионального образования в Российской империи на рубеже XIX–XX веков действительно сильно зависело от участия в этом процессе органов местного самоуправления, педагогического сообщества, благотворителей, активных представителей буржуазных слоев населения. В исследуемый период создаются предпосылки для формирования государственно-общественного управления, что и отмечает Т.А. Магсумов в рецензируемой монографии, обращая внимание, в частности, на появление попечительных советов, усиление коллегиальных начал в деятельности педагогических советов и т. д.

Финансирование и состояние материальной базы рассматриваются как наиболее проблемные зоны в общем состоянии средних профессиональных школ. Государственное финансирование в полной мере получали только средние сельскохозяйственные учебные заведения. Остаточный принцип финансирования профессионального образования со стороны государства, к сожалению, являлся характерной тенденцией для того времени, что, в свою очередь, требовало активного обращения учебных заведений к такому источнику доходов, как плата за обучение.

Исследуя финансовые стороны жизнедеятельности средних профессиональных учебных заведений, автор делает немаловажный вывод, что именно негосударственные школы, находясь в ситуации постоянного поиска источников денежных поступлений, вступали в активное взаимодействие с местным сообществом. Можно сказать, что такие задачи, как работа по набору обучающихся, выстраивание необходимой коммуникации для поиска финансовых средств, гораздо лучше реализовывались представителями общественных и частных учебных заведений, поскольку в этом была их прямая заинтересованность.

Итак, представители негосударственного сектора профессионального образования являлись по своей сущности более гибкими, адаптивными и инициативными по сравнению с сотрудниками государственных учебных заведений. Как следствие, педагоги общественных и частных школ имели возможность получать за свою работу высокие оклады. Но государственные школы гарантировали для преподавательского состава определенные права, уверенность в завтрашнем дне, поэтому мы согласимся с утверждением автора, что «стабильность и уровень финансирования вместе с последующими социальными гарантиями в виде пенсионного обеспечения цементировали педагогические составы государственных школ» [Магсумов 2022, с. 151].

В третьей главе автором выявляются организационно-педагогические проблемы функционирования средней профессиональной школы в условиях модернизационных изменений; подвергаются подробному анализу акторы образовательного процесса – педагогические и руководящие работники, учащиеся профессиональных школ, родительские и благотворительные организации; показывается участие обучающихся в общественном движении конца XIX – начала XX в.

Т.А. Магсумов подчеркивает, что одной их актуальных проблем в среднем профессиональном образовании являлось формирование постоянного качественного преподавательского состава, что не всегда успешно реализовывалось на практике. Для данной сферы, особенно для негосударственных учебных заведений, была характерна высокая текучесть и дефицит квалифицированных преподавательских кадров. Одна из ключевых причин, вызывавших такую ситуацию с кадрами, – непростое материальное положение педагога среднего профессионального образования, несмотря на то что государство периодически обращалось к решению данного вопроса.

Как следствие, преподаватели средних профессиональных учебных заведений вынуждены были брать максимальную педагогическую нагрузку, а также занимать дополнительные оплачиваемые должности, что, естественно, часто негативно отражалось на качестве обучения. Исходя из представленного в монографии материала, касающегося педагогического состава, можно провести определенные аналогии с современным состоянием кадрового обеспечения среднего профессионального образования.

Автор выделяет и тот аспект, что, несмотря на существующие сложности в профессиональной деятельности, преподаватели занимались общественной, просветительской и научной работой, а также являлись действующими практиками. Это, несомненно, способствовало профессиональному развитию педагогов и положительно влияло на качество преподавания в целом и особенно специальных дисциплин. Как отмечает Т.А. Магсумов, «высокий потенциал преподавателей СПШ позволил им добиться значимых успехов и в годы советской власти» [Магсумов 2022, с. 186]. В книге он приводит конкретные примеры для подтверждения данного положения (Н.М. Пауткин, К.Ю. Зоргаф, В.Т. Решетников, М.И. Гринберг и др.).

Один из положительных аспектов в освещении кадрового состава среднего профессионального образования связан с тем, что автор дает обстоятельную характеристику руководителей – директоров учебных заведений. Достаточно часто в научных исследованиях по истории образования рассматриваются только педагогические работники, а характеристика управленцев практически не представлена. К директорам профессиональных учебных заведений предъявлялись высокие требования, они несли огромную административную нагрузку, на них ложилась ответственность за организацию учебного и воспитательного процесса. Т.А. Магсумов делает важный вывод, и трудно с ним не согласиться, что директора находились в глубокой антиномии между наличием достаточно широких административных полномочий в своем учебном заведении в аспекте руководства школой и фактическим отсутствием возможностей для реализации самостоятельной политики в учебном заведении, внедрении инновационных идей, поскольку значительно зависели от профильных министерств, местных властей, политических деятелей и т. д.

Автор уделяет внимание учащимся средних профессиональных школ, так как учебное заведение представляет собой единство руководящих работников, педагогического состава и обучающихся. Важно то, что профессиональные школы по сравнению с другими типами учебных заведений были гораздо доступнее в плане необходимых требований для поступающего и оплате обучения, что привлекало в них выходцев из широких слоев населения, в т. ч. из крестьянского сословия, и приводило к росту количества обучающихся.

 Выпускники таких учебных заведений получали не только профессиональное образование, но и определенные права, льготы и привилегии. Государство было напрямую заинтересовано в воспроизводстве квалифицированных кадров для экономики, поэтому расширяло спектр потенциальных возможностей для выпускников профессиональных школ. Несмотря на многие положительные аспекты в развитии системы среднего профессионального образования, выразившиеся в итоге в увеличении количества обучающихся, его большей доступности для различных социальных слоев, формировании некоторых элементов проявления гендерного равенства в получении данного типа образования, автор выделяет и значительное количество проблем, с которыми столкнулись профессиональные школы: снижение качества образования; низкий образовательный ценз многих абитуриентов; невысокая мотивация обучающихся к получению знаний; большой отсев обучающихся в процессе обучения; высокая наполняемость классов и т. д.

Образование обеспечивало позитивную вертикальную мобильность в сочетании с другими факторами. На рубеже XIX–XX вв. профессиональное образование и особенно диплом, подтверждающий его получение, становились для многих молодых людей одним из существенных факторов социальной мобильности. В этом контексте можно провести определенные параллели с получением дипломов о высшем образовании в 1990-х – начале 2000-х гг. в России, когда было абсолютно неважно, по какой специальности обучается студент, но знаковым и символичным становился сам документ.

В четвертой главе автор делает акцент на исследовании основных направлений деятельности средних профессиональных учебных заведений, раскрывая сюжеты теоретического и практического обучения, воспитательной работы, религиозного образования, ставшие предметом острых дискуссий современников и получившие неоднозначную оценку в историографии; дает характеристику нововведений в образовательных практиках среднего профессионального образования конца XIX – начала XX в., потенциал которых был подтвержден их ретрансляцией в советской и современной профессиональной школе.

Несмотря на имеющиеся недостатки в организации теоретического и практического обучения, Т.А. Магсумов приходит к важному выводу, что «в дореволюционной школе были внедрены все базовые традиционные методы и формы производственного обучения, используемые в современном профессиональном образовании» [Магсумов 2022, с. 314]. Так, одной из положительных характеристик профессионального образования выступала его относительная свобода от догматизма и формализма. Можно говорить также о расширении со временем форм организации воспитательной работы в профессиональной школе, что выразилось в постоянном проведении экскурсий, участии обучающихся в различного рода торжественных мероприятиях. В системе профессионального образования применялись различные виды воспитательных практик – религиозно-нравственные, гражданские, патриотические, эстетические.

В заключении автор делает выводы, опирающиеся на основные положения, представленные в содержании рецензируемой работы, и носящие обобщающий и аналитический характер. Нам импонирует тот факт, что Т.А. Магсумов намечает перспективы дальнейшего изучения темы, которые «связывает с проблемами преемственности практик функционирования средней профессиональной школы в антропологическом измерении, а также со сравнительными исследованиями процессов становления и развития профессионального образования в России и за рубежом (в Европе, Северной Америке и Азии) во второй половине XIX – начале XX в.» [Магсумов 2022, с. 412]. В приложениях представлены таблицы, иллюстрирующие и обобщающие теоретический материал.

 

Заключение

Таким образом, считаем, что монография Т.А. Магсумова является достойным научным вкладом в изучение среднего профессионального образования периода позднеимперской России. Она адресована историкам, краеведам, практическим работникам сферы образования. Тема, представленная и разработанная автором, характеризуется актуальностью и несомненной научной новизной. Результаты, полученные исследователем, убеждают в практической значимости данной работы, поскольку могут быть использованы при организации образовательного процесса средней профессиональной школы, при разработке соответствующих разделов дисциплин образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования, а также в музейной, краеведческой и просветительской работе.

 

×

Об авторах

Д. А. Астафьев

Оренбургский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: astafev25@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8374-0498

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России

Россия, 460014, Российская Федерация, г. Оренбург, ул. Советская, 19

Е. В. Годовова

Оренбургский государственный педагогический университет

Email: godovova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5798-3413

доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории России

Россия, 460014, Российская Федерация, г. Оренбург, ул. Советская, 19

Список литературы

  1. Акторы… 2016 – Акторы российской имперской модернизации (XVIII – начало XX в.): региональное измерение / В.В. Алексеев и др.; отв. ред. И.В. Побережников / Институт истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2016. 316 с. URL: http://www.ihist.uran.ru/files/aktori-maket_v_pechat.pdf; https://elibrary.ru/item.asp?id=32298458. EDN: https://elibrary.ru/ymcvbl.
  2. Володькова 2020 – Володькова Е.Н. Развитие ремесленного образования в Ставропольской губернии во второй половине XIX века (на примере Ставропольского Михайловского ремесленнего училища) // Гуманитарные и юридические исследования. 2020. № 2. С. 28–34. URL: https://humanitieslaw.ncfu.ru/jour/article/view/167.
  3. Любичанковский 2023 а – Любичанковский С.В. Русско-башкирские школы Оренбургской губернии в пореформенный период // Самарский научный вестник. 2023. Т. 12, № 2. С. 168–173. DOI: http://doi.org/10.55355/snv2023122207.
  4. Любичанковский 2023 б – Любичанковский С.В. Русско-казахские школы Оренбургского края и их выпускники в условиях пореформенной трансформации (конец XIX в.) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Исторические науки. 2023. Т. 5, № 1 (17). С. 47–53. DOI: http://doi.org/10.37313/2658-4816-2023-5-1-47-53.
  5. Магсумов 2022 – Магсумов Т.А. Средняя профессиональная школа Казанского учебного округа в условиях модернизации отечественного образования конца XIX – начала XX в. Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2022, 535 с. DOI: https://doi.org/10.47581/2022/Magsumov.01. EDN: https://elibrary.ru/ymzrqc.
  6. Рогатко 2021 – Рогатко С.А. Развитие среднего и низшего коммерческого образования в пищеперерабатывающих отраслях России второй половины ХIХ – начала ХХ в. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2021. № 2 (58). С. 13–27. DOI: http://doi.org/10.21685/2072-3024-2021-2-2.
  7. Сапрыкин 2009 – Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской империи. Москва: ИИЕТ РАН, 2009. 176 с. URL: http://ihst.ru/files/saprykin/book-education-pote.pdf.
  8. Симонова 2020 – Симонова Е.В. Провинциальное образование в условиях модернизации (XIX – начало ХХ в.): динамика, люди, результаты // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 4 (56). С. 38–45. URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3800/; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44450369. EDN: https://elibrary.ru/ejmtoo.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Астафьев Д.А., Годовова Е.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах