Genre studies as an effective tool for increasing the communicative competence of an education manager
- Authors: Yangirova V.M.1, Yakovleva E.A1, Akhmad J.1
-
Affiliations:
- Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla
- Issue: Vol 30, No 1 (2024)
- Pages: 113-121
- Section: Pedagogics
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/27360
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2024-30-1-113-121
- ID: 27360
Cite item
Full Text
Abstract
The article is devoted to the topical issue of optimizing programs related to the training of an education manager in order to increase his communicative competence, as well as a “plot” explanation of the importance of the genre studies course in this process. Having analyzed the textbooks and educational management course programs existing in modern pedagogical science with a view to developing the communicative competence of managers, the authors noted that the analysis of their speech behavior remains unexamined. Thus, there is a certain imbalance between the increasing needs for qualified personnel and the lack of innovative approaches in training managers capable of managing tasks, resources, people, information, quality, projects and organizational changes in this area. In terms of speech development of a manager, at best, such disciplines as «speech culture», «pedagogical rhetoric», or training in certain types of speech genres in pedagogical discourse are offered. It is concluded that from a methodology perspective, the mandatory inclusion in management education programs of a genre studies course related to improving the manager’s speech activity and increasing the status of his linguistic personality as the main tool of his information, analytical and practical activities should help correct the current situation.
Full Text
Введение
В статье затрагивается вопрос оптимизации программ курса менеджмента в образовании в связи с ориентацией социума на переход от единообразных по сути программ к предоставлению вариативных образовательных услуг вплоть до выстраивания «индивидуальных образовательных траекторий».
Данная позиция определяет необходимость переосмысления отдельных положений теории управления педагогическими системами и поиск эффективного инструментария, который может способствовать результативному управлению образовательной сферой в условиях современного российского общества.
Установившийся дисбаланс между растущими потребностями в квалифицированных кадрах менеджмента и отсутствием современных подходов в подготовке управленца, задействованного в образовательных процессах, стал причиной создавшейся ситуации. Именно поэтому реформирование системы подготовки связано с тем, что современный менеджер должен обладать концептуальным видением складывающейся ситуации в области образовательного менеджмента, так называемой «организаторской интуицией», поскольку призван мобилизовать материальные, экономические и интеллектуальные ресурсы с целью организации педагогического коллектива для его действенного функционирования. Однако, на наш взгляд, для решения организационно-технических, финансово-экономических и психолого-педагогических задач в современных учебниках по менеджменту [Мандель 2018] и программах подготовки менеджера зачастую не хватает таких методологических инструментов, которые способствуют воспитанию соответствующей современным требованиям языковой личности управленца. А ведь его обучение должно быть направлено в том числе и на становление и развитие индивида как субъекта речи и общения, способного к эмпатии, как профессионала, эффективно включающегося во все виды коммуникативной деятельности и ориентированного на применение знаний в конкретных жизненных ситуациях. Именно такая задача утверждается и в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС, ФГОС-3+) нового поколения по соответствующей специальности.
Касаясь учебников и образовательных программ, отметим, что в плане речевого развития менеджера в лучшем случае предлагаются такие дисциплины, как «культура речи», «педагогическая риторика», или преподавание отдельных видов речевых жанров в конкретном учебном дискурсе. В то же время с позиции методологии исправлением сложившейся ситуации может стать обязательное включение в учебники и программы менеджмент в образовании курса жанроведения, связанного с совершенствованием языковой личности менеджера, что в целом приведет и к повышению статуса его профессиональной подготовки.
Обобщая изложенное, отметим, что программа менеджмент в образовании должна представлять собой комплекс организационных форм, технологических приемов управления образовательными системами, а также дисциплин, ориентированных на повышение их результативности, что соответствует стратегическим целям принятых законов (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Проект приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта руководителя образовательной организации» (по состоянию на 2019 г.) и др.). Учитывая тот факт, что в образовательном менеджменте представлены такие функции управления, как «информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая и регулятивно-коррекционная» [Третьяков, Митин, Бояринцев 2003, с. 66], и то, что все эти функции взаимосвязаны, их осуществление, на наш взгляд, предполагает действенное использование «богатого репертуара устных и письменных речевых жанров», о чем писал русский филолог М.М. Бахтин, утверждавший: «Мы говорим только определенными речевыми жанрами, то есть все наши высказывания обладают определенными и относительно устойчивыми типическими формами построения целого. Мы обладаем богатым репертуаром устных (и письменных) речевых жанров. Практически мы уверенно и умело пользуемся ими, но теоретически мы можем и вовсе не знать об их существовании» [Бахтин 1996, с. 179–180].
Основная часть
О важности обращения к языку. Русский педагог К.Д. Ушинский, заложивший основы национальной дидактики, утверждал, что подлинно научная теория образования и обучения в России должна создаваться и развиваться только на почве народности и только на родном языке, поскольку язык – «один из могущественнейших воспитателей человека, чья сила обнаруживается в его способности ускорять и облегчать приобретение знаний». Будучи «органическим созданием народа, имея динамичный характер и закономерным образом отображая все процессы, происходящие в обществе», язык является базисом всего педагогического процесса [Ушинский 1948]. Именно поэтому изучению речевой деятельности, конкретно в менеджменте в образовании следует придать особое значение, так как в сфере языка мы открываем для личности «мир народной мысли, народной жизни, народной поэзии, народной логики, <…> народного духа». Родной язык, замечал педагог, не только учит многому, но учит «удивительно доступно и легко» [Ушинский, с. 104], в том числе и речевому поведению в различных коммуникативных ситуациях.
Таким образом, внимание Ушинского к речи педагога, к тому, что мы сейчас называем образовательным дискурсом, велико. Отсюда следует, что на современном этапе речедеятельностный подход должен быть реализован с помощью жанроведения, лингвистической дисциплины, основным инструментом которой считаются речевые жанры, организующие «нашу речь почти так же, как ее организуют грамматические формы <...>. Если бы речевых жанров не существовало <...>, речевое общение было бы почти невозможно» [Бахтин 1979, с. 257–258].
Обращение к курсу жанроведения при формировании учебной программы менеджмент в образовании было обусловлено также переходом во второй половине ХХ века от системоцентричной лингвистики к антропоцентричной, то есть от языка к речи, когда во главу угла языкознания был поставлен homo loquens (человек говорящий), а в аспекте лингвопрагматики широко задействованы термины говорящий, слушающий, речевое поведение, речевое событие, речевой жанр (акт), дискурс и т. п. Об этом мы можем говорить, имея в виду и использование жанроведения (генристики) в других гуманитарных сферах [Яковлева 2010; Яковлева 2017]. Таким образом, акцентирование внимания лингвистов на речи не нечто «новое», а скорее «хорошо забытое старое». Еще Аристотель заявлял, что способность к речи отличает человека от животных, она создает и семью, и государство. Благодаря речи человек приобретает уникальную возможность передавать знания и развивать их совместно с другими людьми.
Если проанализировать квалификационные требования работодателей к будущему работнику, то обнаружим, что среди профессионально важных лидирует коммуникативная компетенция. Умение логично мыслить, говорить грамотно, четко и рационально, способность регулировать свое речевое поведение в соответствии с ситуацией общения – все это становится «жизненно необходимым» на высококонкуретном рынке труда. Следовательно, усилия методистов необходимо концентрировать на разработке эффективных моделей обучения речевой деятельности. Этому и призван способствовать курс жанроведения, внесенный в список изучаемых в менеджменте образования дисциплин, поскольку он не только напрямую связан с функционированием образовательного дискурса, но и обеспечивает полнозначное формирование коммуникативной компетенции менеджера в сфере управления образованием.
О термине образовательный дискурс. Здесь также важно подчеркнуть, что мы используем в качестве одного из базовых понятий термин образовательный дискурс, ставший объектом изучения лингвистики, философии, педагогики, психологии, социологии. Ученые (Н.Д. Арутюнова, В.И. Карасик и др.) интерпретируют дискурс в рамках конкретной речевой ситуации и связывают его с определенным адресатом. В большинстве работ отечественных лингвистов под термином дискурс понимается «вербализованная речемыслительная деятельность, реализованная в целостном речевом поведении, которая включает лингвистические и экстралингвистические компоненты» [Карасик 1999; Арутюнова 1988].
Опираясь на подобные разработки, отметим, что образовательный дискурс рассматривается в данной статье как «институциональный тип дискурса», обладающий собственным инструментарием (в нашем смысле – речевыми жанрами). При этом образовательный дискурс для нас шире такого понятия, как педагогический дискурс, поскольку концептуально он опирается на всю исторически сложившуюся национально ориентированную систему образовательных учреждений и органов управления и совокупность сложившихся идеологических, правовых, социальных, экономических и культурных отношений» (Руденко 2022). В образовательном дискурсе представлен «богатый репертуар» устных и письменных речевых жанров, потенциал которых позволяет управленцу правильно выбирать модель своего речевого поведения, уверенно вступая в коммуникацию в различных профессиональных обстоятельствах и продуктивно работая в сфере педагогического процесса.
Речевое поведение. Известный лингвист Т.Г. Винокур писала, что «речевое поведение предстает как визитная карточка человека в обществе, отражающая регулярное взаимодействие лингвистических и экстралингвистических факторов» [Винокур 1993, с. 29]. И конечно, особенно важна эта «визитная карточка» для менеджера, занятого в сфере педагогического общения. Его языковую личность («речемыслительный статус»), а вместе с тем и профессионализм подтверждают и умение четко передавать свои мысли партнеру, и язык составленных документов, и речевое поведение в деловой беседе или телефонном разговоре, и эффективное взаимодействие с коллегами в конфликтной ситуации, когда сталкиваются мнения людей.
Итак, каждая из социальных ролей в возникающих при профессиональном общении коммуникативных сценариях, должна базироваться на заранее продуманной и специально сформированной модели речевого поведения менеджера, который использует конкретно подобранный, «удачный» речевой жанр. Это подтверждается тем, что с возникновением новых экономических отношений программа менеджмент в образовании являет собой динамичную, активно развивающуюся теоретическую и практическую дисциплину, которая доказывает, что типы речевого поведения управленца подверглись конкретной модификации. К примеру, признанные в прошлом директивные речевые жанры важны в основном в организационно-распорядительной документации: приказах, постановлениях, распоряжениях. В остальных же случаях сегодня «принципу категоричности» предпочтителен «принцип кооперации». Согласно теориям Г.П. Грайса и Дж Лича, таковыми являются максимы релевантности высказывания, полноты информации, такта, великодушия, симпатии, согласия, скромности [Грайс 1985; Leech 1983].
Таким образом, исходя из наших установок, определим речевой жанр как «первичную форму существования языка, данную нам в употребление», как «высказывание, или обладающую смысловой завершенностью единицу коммуникации, используемую в определенной ситуации и в определенной сфере общения» (образовательном дискурсе). Речевому жанру свойственны «устойчивые тематические, композиционные, стилистические и функциональные особенности» [Бахтин 1996, с. 159–206].
Коммуникативные компетенции менеджера образования и их связь с речежанровой методикой в сфере образовательного дискурса. Ведущие исследователи-психологи (Л.И. Уманский и др.), отмечая личностные качества управленца, называют: практичность ума (способность использовать теоретические знания, учитывать особенность ситуации); общительность (потребность, постоянная готовность и умение контактировать с людьми); активность (умение действовать настойчиво, активно, самостоятельно выходить на выполнение служебных задач); инициативность (активное проявление творчества, выдвижения идей, деловитость); настойчивость (умение доводить до логического завершения начатое дело); самообладание (способность к самоконтролю чувств, проявление выдержки в сложных ситуациях); работоспособность (выносливость, способность длительное время напряженно работать без ощущения усталости); наблюдательность (умение замечать выдающееся, сохранять в памяти детали); организованность (способность подчиняться определенным режимным моментам, проявлять последовательность в поступках); самостоятельность (способность работать в автономном режиме и уметь отстаивать собственное мнение) [Уманский 2010, с. 66]. Однако, как видим, здесь не упомянута речедеятельная способность, то есть умение действенно пользоваться устными и письменными речевыми жанрами, без которых все перечисленные качества не смогли бы целиком и полностью проявиться у специалиста: «Заговори – и я скажу, кто ты», – напоминал Сократ.
Итак, еще раз напомним, что «речевые жанры даны нам почти так же, как нам дан родной язык» [Бахтин 1996]. И то, что говорящий интуитивно с самого рождения отдает себе отчет в том, с какой целью и какой речевой жанр он использует, подчеркивают, по мнению В.В. Дементьева, материалы «Нового объяснительного словаря синонимов русского языка», в котором целый ряд статей посвящен фактически именам речевых жанров (беседа, брань, брюзжание, ворчание, высмеивание, дерзость, доказательство, жалоба, извинение, капризничание, ликование, молва, молчание, мольба, негодование, оправдание, осуждение, порицание, похвальба, предсказание, придирки, пророчество, просьба, прощение, разрешение, раскаяние, рекомендация, ругань, рыдание, слухи, совет, убеждение, уверение, угроза, укор, упрек, ябедничество и др.) [Дементьев 2022, с. 6–20; Дементьев 2010].
В стандартных коммуникативных ситуациях общающиеся берут на себя определенную «поведенческую» роль, в рамках которой целенаправленно применяют конкретное высказывание. Нарушение данной «конвенции», ее предписаний, влечет за собой реплики, типа «А ты мне не указывай», «В советах не нуждаюсь», «Надо не требовать, а просить», «А где же ваша благодарность» и др. Таким образом, нарушение социально установленных стереотипов речевого поведения ведет к коммуникативным неудачам. В принципе «правильное» использование речевых жанров, соответствующих данной речевой ситуации и ожиданию общающихся, диктует и модель эффективного речевого поведения коммуникантов, в сознании которых реально, как это подчеркивает Т.В. Шмелева, присутствуют образцы (модели) говорения и письма. «Речевой жанр не конструкт (не только конструкт), не продукт отвлеченного теоретизирования лингвистов, а реально присущие речевой компетенции носителей языка образцы (модели) говорения и письма» [Шмелева 1997].
Умение менеджера образования «вести речь», правильно и четко выстраивать свое речевое поведение, проявляется в трех видах деятельности, о которых упоминал еще К.Д. Ушинский, – административной, учебной и воспитательной. И все три базовые образовательные сферы напрямую связаны со словом, с речевыми жанрами, формирующими и управляющими сложными педагогическими процессами образовательного дискурса. Например, для речевого события урока важны речевые жанры этикета, сообщения, объяснения, рассуждения, совета, оценки, домашнего задания; для конференции характерны речевые жанры научной статьи, доклада, тезисов, аннотации, вопроса, ответа, дискуссии; для экзамена – жанры вопроса, ответа, аргумента, похвалы, порицания, оценки и т. д. [Ушинский 1948].
Еще раз, почему именно жанроведение? После выхода в 70-х годах статьи М.М. Бахтина «Проблема речевых жанров» лингвистика, осваивавшая идеи структурализма, базировавшегося на изучении языка как системы, начала переориентироваться в сторону изучения homo loquens и его речевой деятельности, речевого поведения, признав за «речью» «системность» и наличие особых единиц, представленных в виде речевых жанров. Так появились названия данного направления, разрабатываемого разными школами, – теория речевых жанров (ТРЖ), жанроведение и генристика.
Один из авторитетных ученых, работающих в этой области, В.В. Дементьев, особо выделяет и дифференцирует два направления: генристику, в которой речевой жанр понимается как отечественный аналог речевого акта; и жанроведение, когда речевой жанр рассматривается преимущественно в аспекте лингвопрагматики [Дементьев 2010].
Таким образом, отметим, что, поскольку «орудием труда» менеджера образования являются слово, речь, дисциплина жанроведение должна быть включена в состав программы менеджмента в образовании, поскольку она целиком и полностью вписывается в систему базовых теоретических основ профессионального направления «Современный менеджмент в образовании» наряду с курсами «Педагогика», «Теория обучения и воспитания», «Социальная педагогика», «Педагогика и психология профессионального образования». Идеи жанроведения не новы и доказали свою состоятельность: американский лингвист, философ, социолог Ноам Хомский, более полувека назад введший термин «языковая компетенция», разграничивал понятия «использование языка» и «применение языка в речевой деятельности» как знание «своего языка говорящим – слушающим» и применение языка в практике говорения, общения соответственно [Хомский 1998]. Недаром структура прототипа глагола «говорить» живет в сознании человека «как триединство, в котором может активизироваться каждая из его акциональных частей», а именно: a) произносить, b) вербализовать, c) сообщать [Телия 1994, с. 93–99.].
Приведем еще одну цитату М.М. Бахтина в плане поддержки идеи включения жанроведения в соответствующие программы: «Мы говорим только определенными речевыми жанрами, то есть все наши высказывания обладают определенными и относительно устойчивыми типическими формами построения целого. Мы обладаем богатым репертуаром устных (и письменных) речевых жанров. Практически мы уверенно и умело пользуемся ими, но теоретически мы можем и вовсе не знать об их существовании. <…> Даже в самой свободной и непринужденной беседе мы отливаем нашу речь по определенным жанровым формам, иногда штампованным и шаблонным, иногда более гибким, пластичным и творческим (творческими жанрами располагает и бытовое общение). Эти речевые жанры даны нам почти так же, как нам дан родной язык, которым мы свободно владеем и <без> теоретического изучения грамматики. Родной язык – его словарный состав и грамматический строй – мы узнаем не из словарей и грамматик, а из конкретных высказываний, которые мы слышим и которые мы сами воспроизводим в живом речевом общении с окружающими нас людьми. Формы языка мы усваиваем только в формах высказываний и вместе с этими формами. Формы языка и типические формы высказываний, то есть речевые жанры, приходят в наш опыт и в наше сознание вместе и в тесной связи друг с другом» [Бахтин 1996, с. 180–181].
Речевой жанр и его «анкета». Итак, ключевые понятия коммуникативная компетенция, речевая деятельность менеджера образования, образовательный дискурс, речевое поведение, речевой жанр заставляют нас обратиться к жанроведению, поскольку в аспекте коммуникации без знания этой дисциплины нельзя обойтись ни при «организации деятельности педагогического коллектива», ни при потребности «оперативно ориентироваться в сложных случаях и эффективно использовать виды и формы современных деловых коммуникаций», ни при поиске «методического инструментария в воспитательно-образовательном процессе», как это требуют многочисленные программы данного образовательного направления. Только подключив базовые «речежанровые» знания можно рассматривать менеджмент как центр, объединяющий интеллектуальные, материальные и финансовые средства для управления инновационным образованием, которое основано на «новом знании», полученном средствами современной науки, изобретательности, «интегрального синтеза».
Говоря о речевом жанре, отметим, что «анкета речевого жанра», ставшая одной из самых востребованных жанроведческих описаний, была предложена Т.В. Шмелевой еще 30 лет тому назад. Анкета включает семь пунктов, или «жанрообразующих признаков», необходимых и достаточных, по мнению ученого, для опознания, характеристики, конструирования речевого жанра: «коммуникативная цель жанра», «концепция автора», «концепция адресата», «событийное содержание», «фактор коммуникативного прошлого», «фактор коммуникативного будущего», «языковое воплощение» [Шмелева 1997].
В качестве первостепенного из конститутивных признаков речевого жанра Т.В. Шмелева выделяет коммуникативную цель, что согласуется с пониманием М.М. Бахтиным «высказывания» как «обладающей смысловой завершенностью единицы общения, отграниченной в потоке речи с двух сторон сменой речевых субъектов». На этом основании противопоставляют четыре типа речевых жанров: 1) информативные – их цель различные операции с информацией: ее предъявление или запрос, подтверждение или опровержение; императивные – их цель – вызвать осуществление/неосуществление событий, необходимых, желательных, опасных для кого-то из участников общения; этикетные (в других работах Т.В. Шмелевой – «перформативные»), их цель – осуществление особого события, поступка в социальной сфере, предусмотренного этикетом данного социума: извинения, благодарности, поздравления, соболезнования и т. д.; оценочные, их цель – изменить самочувствие участников общения, соотнося их ступки, качества и все другие манифестации с принятой в данном обществе шкалой ценностей [Шмелева 1997]. «Актуальность различения этих четырех типов РЖ подтверждается тем, – пишет Т.В. Шмелева, – что для некоторых из них языком выработаны особые грамматические формы, например императив, интонационные показатели». Если учесть и разнообразные лексические показатели жанров, а также систему их наименований, составляющих целый словарь, то окажется, что на службу языковому воплощению РЖ привлечен огромный массив разнообразных языковых средств [Шмелева 1997, с. 92–93].
Типология речевых жанров. Наличие «инвентарного списка» речевых жанров в обыденном языковом сознании, как мы отметили в сюжете 5, определяется по ряду оснований: а) присутствия у речевого жанра специального наименования в повседневной речи; б) фиксации речевого жанра в метажанровой рефлексии при применении метода лингвистического эксперимента (опроса, анкетирования); в) выявления отдельной информации о речевом жанре в интернет-ресурсах. В нашем случае, говоря о речевых жанрах, стоит вспомнить также высказывание В.С. Выготского: «Мысль не выражается в слове, но совершается в слове».
Первую жанровую типологию предложил сам М.М. Бахтин, разделив жанры на первичные (простые) и вторичные (сложные). Первичными он назвал краткие жанры непосредственного речевого общения, а вторичными – жанры, возникающие «в условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного общения» [Бахтин 1996, с. 159]. Согласно этой типологии, исследователь М.Ю. Федосюк к первичным педагогическим жанрам отнес приветствие, прощание, представление студента / исследователя и преподавателя аудитории, вопрос, ответ, просьбу, требование, совет, предупреждение, пожелание, сожаление, убеждение, поощрение, похвалу, порицание, напутствие. Группа вторичных, или комплексных, жанров представлена сообщением, описанием, объяснением, рассуждением, дискуссией, домашним заданием, лекцией, конспектом лекции, научной статьей, тезисами, аннотацией, рефератом, выпускной квалификационной работой, диссертацией, монографией, учебным пособием, учебником, рабочей программой дисциплины [Федосюк 1997, с. 67].
Кроме того, в современных работах, посвященных вопросам жанроведения, специально рассматриваются коммуникативные концепты, которые также могут интерпретироваться как именования речевых жанров (брань, встреча, застолье, конфликт, критика, обвинение, оскорбление, порицание, приветствие, прощание, расставание, спор) [Дементьев 2022]. В.В. Дементьев назвал также новые речевые жанры (более 280), которые описаны в последнее время, в том числе в электронной коммуникации, типа аргументирование, аська (ICQ), бегущая строка, форум, чат, экзамен, экскурсия по городу, эпитафия, юбилейная речь и др. [Дементьев 2022, с. 294–304].
Здесь важно также отметить, что ученые, изучающие речевые жанры, подчеркивают такие их качества, как универсальность, надежность и состоятельность, то есть говорящий, используя «надежный», «состоятельный» речевой жанр, всегда убежден в «действенности, результативности, успешности, точности речежанровой коммуникации во всей целостной вербальной и невербальной разнородности ее живых ситуативных проявлений». Только применяя конкретный, продуманный речевой жанр, например, совет, вместо приказа, менеджер целиком и полностью добивается поставленной коммуникативной цели [Прозоров 2020]. Таким образом, у менеджера образования, владеющего речежанровой методологией, умеющего выбрать наиболее подходящее слово, повышаются навыки продуктивного взаимодействия с субъектами образовательного дискурса, что свидетельствует об овладении профессионально значимыми коммуникативными компетенциями.
Виды деятельности через призму жанроведения. Еще раз отметим, что в образовательном дискурсе представлены многообразные устные и письменные речевые жанры, несущие различную функциональную нагрузку, и все они систематизированы, взаимосвязаны и действенны. Согласно рекомендациям Ушинского, как мы отмечали, можно выделить в образовательном дискурсе три сферы: административную, образовательную и воспитательную. Ограниченные рамками статьи, наметим некоторые важные речевые жанры, соотносящиеся с этими сферами.
- К административной, или собственно управленческой, деятельности, можно отнести речевые жанры, связанные с документооборотом, обеспечивающим эту сферу. Например, организационные документы: уставы, положения, протоколы, планы работ, отчеты, инструкции; распорядительные документы: приказы, указания, распоряжения, решения, правила, письма, факсы, телеграммы, докладные записки; планово-кадровая документация: автобиография, характеристика, личное дело, личная карточка, трудовая книжка, трудовой договор.
- К образовательной деятельности, например в учебной сфере деятельности, к жанрам речи относятся объяснение преподавателя, педагогический диалог, интернет-лекция, семинар, вебинар, защита курсовой работы, презентация, собеседование, анкетирование, инструктаж, тренинг. Основная цель речевой коммуникации – передача знаний и контроль за их уровнем. Так, к примеру, целью учебной лекции как комплексного речевого жанра является передача знаний обучаемым, а не решение научной проблемы. Не случайно Флоренский назвал лекцию «особым родом словесного произведения дидактического характера».
- Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, которая формирует воспитательную среду в образовательном учреждении и управляет самим процессом воспитания. Здесь также функционируют различные речевые жанры. Разнообразие речевых жанров и средств педагогического взаимодействия неисчерпаемо, как неисчерпаемо и разнообразие личных отношений между людьми: агитационная речь, беседа, притча, характеристика, тестирование, подтверждение, обоснование, размышление, назидание, возражение, требование, порицание и др. [Суханкина 2008; Коренева 2008].
Заключение
Жанроведение как дисциплина, которую мы предлагаем включить в программу курса менеджмента в образовании, напрямую связана с совершенствованием коммуникативной компетенции современного управленца, способного решать задачи высокого уровня сложности, связанные с восприятием новых знаний, «полученных средствами науки, изобретательства и интегрального синтеза». Без включения в программу «когнитивного и аксиологического жанроведения», направленного на осознание механизмов порождения и интерпретации речи, ее формы и стиля, целеполагания, стратегии и тактики речевого поведения в конкретной ситуации, невозможно определить ориентиры на такие векторы современного образования, как «обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация, развитие индивидуальности». Таким образом, коммуникативная компетенция, включенная в практическую сферу деятельности менеджера, становится центром, вокруг которого группируются и активизируются все другие составные элементы его профессиональной компетенции.
About the authors
V. M. Yangirova
Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla
Author for correspondence.
Email: v.yangirova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9206-1227
Doctor of Pedagogical Sciences, professor, professor of the Department of Theory and Methods of Primary Education
Russian Federation, 3a, October Revolution Street, Ufa, 450008, Russian FederationE. A Yakovleva
Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla
Email: e_yakov@mail.ru
ORCID iD: 0009-0008-8736-286X
Doctor of Philological Sciences, professor, professor of the Department of Theory and Methods of Primary Education
Russian Federation, 3a, October Revolution Street, Ufa, 450008, Russian FederationJameel Akhmad
Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla
Email: ahmadpakistan2014@gmail.com
ORCID iD: 0009-0005-3977-8607
postgraduate student
Russian Federation, 3a, October Revolution Street, Ufa, 450008, Russian FederationReferences
- Leech 1983 – Leech Geoffrey Neil. Principles of Pragmatics. London, NY: Longman, 264 p. Available at: https://books.google.ru/books/about/Principles_of_Pragmatics.html?hl=ru&id=2uWXCwAAQBAJ&redir_esc=y.
- Arutyunova 1988 – Arutyunova N.D. (1988) Types of linguistic meanings: Evaluation. Event. Fact. Moscow: Nauka, 341 p. Available at: https://www.booksite.ru/fulltext/arutunova/?ysclid=lsslxi3dbt916166535. (In Russ.)
- Bakhtin 1979 – Bakhtin M.M. (1979) The problem of speech genres. In: Bakhtin M.M. Aesthetics of verbal creativity. Moscow, pp. 237–244. Available at: https://litresp.ru/chitat/ru/Б/bahtin-mihail-mihajlovich/estetika-slovesnogo-tvorchestva/6?ysclid=lsskt939nh123352846. (In Russ.)
- Bakhtin 1996 – Bakhtin M.M. (1996) The problem of speech genres. In: Bakhtin M.M. Collected works in 7 vols. Moscow: Russkie slovari, vol. 5, Works of 1940–1960, pp. 159–206. Available at: https://philologos.narod.ru/bakhtin/bakh_genre.htm?ysclid=lssk55dogq932400790. (In Russ.)
- Bakhtin 1996 – Bakhtin M.M. (1996) The problem of speech genres. From archival records for the work “The problem of speech genres.” Text problem. In: Bakhtin M.M. Collected works in 7 vols. Moscow: Russkie slovari, vol. 5, Works of 1940–1960, pp. 159–206. Available at: https://philologos.narod.ru/bakhtin/bakh_genre.htm?ysclid=lssmmw87fu465945567. (In Russ.)
- Vinokur 1993 – Vinokur T.G. (1993) Speaker and listener. Variants of speech behavior. Moscow, 172 p. Available at: https://studylib.ru/doc/6256708/1vinokur-t-g-govoryashchiy-i-slushayushchiy-varianty-rech...?ysclid=lssm80dql894254461. (In Russ.)
- Grice 1985 – Grice H.P. (1985) Logic and conversation. In: New in foreign linguistics. Issue XVI. Moscow: Progress, pp. 217–237. Available at: https://kant.narod.ru/grice.htm.
- Dementyev 2010 – Dementyev V.V. (2010) Theory of speech genres. Moscow: Znak, 596 p. Available at: https://www.sgu.ru/archive/old.sgu.ru/files/dementev_trzh.pdf. (In Russ.)
- Dementyev 2022 – Dementyev V.V. (2022) About “genres of speech and language of speech”: what has linguistics given to genre studies? Speech Genres, vol. 17, no. 1 (33), pp. 6–20. DOI: https://doi.org/10.18500/2311-0740-2022-17-1-33-6-20. (In Russ.)
- Karasik 1999 – Karasik V.I. (1999) Characteristics of pedagogical discourse. Volgograd: Peremena, 63 p. (In Russ.)
- Koreneva 2008 – Koreneva A.V. (2008) Professionally oriented teaching to speech genres of non-philological students. Vestnik of MSTU, vol. 11, no. 1, pp. 138–144. Available at: https://vestnik.mstu.edu.ru/v11_1_n30/articles/23_koren.pdf?ysclid=lsspobtxla497796370. (In Russ.)
- Mandel 2018 – Mandel B.R. (2018). Modern management in education: textbook for Master’s degree students. Moscow, Berlin: Direkt-Media, 492 p. Available at: https://www.rulit.me/author/mandel-boris-ruvimovich/sovremennyj-menedzhment-v-obrazovanii-download-616405.html. (In Russ.)
- Prozorov 2020 – Prozorov V.V. (2020) On the Reliability and Consistency of Speech-Genre Communication. Speech Genres, no. 3 (27), pp. 195–204. DOI: https://doi.org/10.18500/2311-0740-2020-3-27-195-204. (In Russ.)
- Sukhankina 2008 – Sukhankina E.N. (2008) Requirements and comments as pedagogical speech genres. Retrieved from the portal “Concerning literature”, LITERARY.RU. Revision date: February 26, 2008. Available at: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204029286&archive=1205324254&start_from=&ucat=&&ysclid=lsspew3f40715935835 (accessed 15.07.2023) (In Russ.)
- Telia 1994 – Telia V.N. (1994) “Speaking” in the mirror of everyday consciousness. In: Logical language analysis. Moscow: Indrik, pp. 93–99. Available at: https://libcats.org/book/590854?ysclid=lssnyxk1uw932707179. (In Russ.)
- Tretyakov, Mitin, Boyarintseva 2003 – Tretyakov P.I., Mitin S.N., Boyarintseva N.N. (2003) Adaptive management of pedagogical systems: textbook for students of higher pedagogical institutions; Tretyakov P.I. (Ed.). Moscow: Akademiya, 368 p. ISBN 5-7695-0962-7. (In Russ.)
- Umansky 2010 – Umansky L.I. (2010) Criteria and characteristics of social activity of an individual and a contact group as a collective. In: Socio-psychological aspects of social activity of individuals and groups of schoolchildren and students: a collection of scientific works. Yaroslavl. (In Russ.)
- Ushinskii – Ushinskii K.D. Selected quotations from works. Available at: https://russianclassicalschool.ru/bibl/istoriya-metodik/tsitaty-dnya/item/1990-k-d-ushinskij-1823-1870.html. (In Russ.)
- Ushinskiy 1948 – Ushinskiy K.D. (1948) Collected works. Moscow–Leningrad, Vol. 2, pp. 554–563. Available at: https://workoutcrew.ru/prinimaya-yazyk-za-organicheskoe-sozdanie-narodnoy-mysli. (In Russ.)
- Fedosyuk 1997 – Fedosyuk M.Yu. (1997) Semantics of nouns of speech activity and theory of speech genres. In: Russian word in language, text and cultural environment. Yekaterinburg, 225 p. (In Russ.)
- Chomsky 1998 – Chomsky N.A. (1998) Language and Mind. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 126 p. Available at: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/filosofija_jazyka/khomskij_n_jazyk_i_myshlenie_1972/32-1-0-2409?ysclid=lssnqx1hgj895745273. (In Russ.)
- Shmeleva 1997 – Shmeleva T.V. (1997) Models of speech genres. Speech Genres, no. 1, pp. 88–98. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36422406. EDN: https://elibrary.ru/vlxzcj. (In Russ.)
- яYakovleva 2010 – Yakovleva E.A. (2010) Genre studies, or genre linguistics, as one of the methods for studying conflict texts. In: Golev N.D., Chernysheva T.V. (Eds.) Juridical linguistics-X: cultural linguistics and jurisprudence: Inter-university collection of scientific works. Kemerovo, Barnaul: Izd. Alt. Un-ta, pp. 262–271. Available at: https://rusexpert.ru/public/guild/8.pdf?ysclid=lsskyjx1oi317805211. (In Russ.)
- Yakovleva 2017 – Yakovleva E.A. (2017) Genre poetics as a method of studying the linguistic personality of the poet. In: Golev N.D. (Ed.) Social-cognitive functioning of language: multi-authored monograph; responsible editor Kishin E.V. Kemerovo: FGBOU VO «Kemerovskii gosudarstvennyi universitet», pp. 260–269. (In Russ.)