Review on the materials of a comprehensive study of pedagogical activity in the context of innovative changes
- Authors: Agureeva A.V.1, Anikeeva I.G.2, Aryutkina A.N.3, Bakanova I.G.4, Berishvili O.N.5, Vandysheva L.V.1, Vaseltsova I.A.4, Zarubina O.B.6, Karnikova O.P.3,1, Kozyreva M.P.1, Kurylenko L.V.1, Kurina V.A.3, Merkulova L.P.1, Nikulina I.V.1, Ovsyannikova M.N.7, Podnebesova M.I.8, Podublybina O.I.9, Pomelnikova E.A.1, Rodina L.I.1, Savelyev A.I.10, Sanko A.M.1, Sokolova Y.A.11, Solovova N.V.1, Strekalova N.B.9,1, Troitskaya Y.V.1, Shikhanova E.G.1, Yudina O.V.12, Povetyeva L.I.13, Sysoeva E.Y.14, Rudneva T.I.1
-
Affiliations:
- Samara National Research University
- Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Moscow Aviation Institute (National Research University)”
- Samara State Institute of Culture
- Samara State Transport University
- Samara State Agrarian University
- Samara State University of Social Sciences and Education
- Moscow Aviation Institute (National Research University)
- Samara State Technical University branch in Syzran
- Togliatti Academy of Management
- Branch of the Military Educational and Scientific Center of the Air Force “Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin" in Syzran
- Samara State Medical University
- Samara State University of Economics
- MBOU School No. 32
- Moscow City Pedagogical University (Samara branch)
- Issue: Vol 30, No 1 (2024)
- Pages: 204-211
- Section: Reviews
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/27391
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2024-30-1-204-211
- ID: 27391
Cite item
Full Text
Abstract
A review of the materials of a comprehensive study of the factors of successful teaching activity during the period of reform and modernization of Russian education is presented. At a round table meeting dedicated to the twentieth anniversary of scientific heritage of the Department of Theory and Methods of Vocational Education, Samara National Research University (February 28, 2024), its results were discussed. Theoretical significance of the results for the development of pedagogical science is noted, the patterns of which serve as the basis for determining means of solving pressing problems for the development of modern education in Russia. The authors pay special attention to the practical significance of scientific materials containing evidence of the implementation of the developed didactic systems in educational institutions by participants in a comprehensive study.
Full Text
Введение
Сегодня педагогическая наука является зоной повышенной ответственности за результаты российского образования. Глобализационные процессы во всех сферах жизни и действительности современного человека выявили большое число проблем, которые требовали их решения новыми средствами, в том числе и в образовании. Два десятка лет образование функционирует в условиях инновационных изменений, однако время показало, что не все инновации реализуются успешно: приоритет за внутрипредметными инновациями (создано огромное число учебных комплексов); результатами общих методических инноваций стали обучающие программы, дистанционное обучение, информационно-коммуникационные технологии. Трудности вызвали идеологические инновации, потребовавшие обновления сознания о необходимости нововведений в противовес сложившимся традициям и специальной подготовки преподавателей к инновационной деятельности для преодоления образовательных рисков.
Основная часть
Кафедра теории и методики профессионального образования с 2012 года ежегодно проводит всероссийские научно-методические конференции с международным участием, посвященные современным проблемам образования, в сотрудничестве с Российской Академией Образования.
28 февраля 2024 года конференция была посвящена стратегиям его развития в условиях инновационных изменений. В ней приняли участие более 120 человек из различных городов нашей страны. В пленарном заседании приняли участие руководители Самарского университета: проректор по учебной работе А.В. Гаврилов, проректор по воспитательной работе и молодежной политики М.М. Леонов. С докладом выступил министр образования и науки Самарской области В.А. Акопьян. На секционных заседаниях участники конференции обсуждали проблемы личности в цифровой образовательной среде и технологии обучения в условиях инновационных изменений.
Современная продуктивная система национального образования России проектируется на основе результатов педагогических исследований, внедренных в практику. Кафедра теории и методики профессионального образования на протяжении 20 лет выполняла комплексное исследование «Профессионально-педагогическая деятельность: инновации в развитии системы обеспечения качества подготовки специалистов».
Во время конференции был проведен круглый стол, посвященный двадцатилетию научного наследия кафедры, на котором обсуждались результаты комплексного исследования. Участники круглого стола сообщали об их внедрении в педагогический процесс, доказательствах эффективности профессиональной подготовки студентов с помощью полученных закономерностей в каждом из трех направлений научного поиска. Во-первых, была показана этапность доминирования профессионально значимых характеристик, востребованных временем, работодателем и обусловленных спецификой профессиональной деятельности. В период вступление России в Болонский процесс в качестве такой характеристики выделялась мобильность. На различных выборках (аспиранты, обучающиеся колледжа, студенты – будущие переводчики, студенты – будущие инженеры). Доказаны возможности формирования профессиональной мобильности, профессионально-педагогической и социально-технической мобильности (И.В. Никулина, Л.П. Меркулова, Ю.В. Троицкая).
С учетом запросов на специалистов, ориентированных на интеграцию видов деятельности, ведущих к профессиональному успеху, в качестве значимой личностной характеристики становится готовность (интегративное свойство), что было подтверждено на выборках будущих специалистов (переводчики, учителя, специалисты информационной безопасности) исследованиями-преподавателями разных вузов (И.Г. Аникеева, М.П. Козырева, Ю.А. Соколова, М.Н. Овсянникова, Е.А. Помельникова, М.И. Поднебесова).
Внимание качеству образования, зафиксированным в документах его показателям, выразилось значимой характеристикой – компетентностью выпускника вуза, которая изучалась на студентах экономического вуза, гидах-переводчиках, курсантах-военных летчиках, студентах гуманитарных специальностей (О.В. Юдина, Н.Б. Стрекалова, А.В. Агуреева, А.И. Савельев).
Итак, первое направление исследований своими результатами расширяло научное представление о свойствах личности выпускника вуза, доказав ее обусловленность спецификой и особенностями профессиональной деятельности и запросами работодателей. Был разработан алгоритм определения структуры (компонентов) доминирующих характеристик, показателей для измерения уровня их развития.
Во-вторых, результаты комплексного исследования доказали, что смена парадигмы образования, его инновационная направленность требуют внесения корректив в его средства. Инновационные образовательные процессы в зависимости от профиля подготовки студентов потребовали иной направленности деятельности экспериментального образования учреждения, сопровождения обучающегося в ходе профессионально-личностного развития (Л.В. Куриленко, О.Б. Зарубина, Л.И. Поветьева, И.Г. Баканова).
Были разработаны системы профессиональной подготовки в соответствии с квалификационными характеристиками и заданными целевыми образовательными результатами. Программа экспериментов представлялось алгоритмом: от видов профессиональной подготовки к определению педагогических средств и условий сформированности профессионально значимого свойства выпускника вуза. В ходе научного поиска доказано на различных выборках (экономисты, социальные педагоги, инженеры, музыканты), что в зависимости от государственных задач меняется вид профессиональной подготовки: поэтапное формирование профессиональной мотивации; модульное погружение в специфику деятельности; профессионально-прикладная подготовка для профессионального развития; адаптивная – для развития специальных способностей средствами учебного предмета [Педагогические исследования 2004; Психолого-педагогические проблемы 2005; Методологические подходы 2013; Профессиональная педагогика 2012].
Спроектированные системы апробированы в естественных условиях авторами проектов (С.Н. Козлова, Л.И. Родина, В.А. Курина, О.П. Карникова, А.Н. Байгушова, О.Н. Беришвили, И.А. Васельцова).
В-третьих, следующее направление комплексного исследования посвящалось управлению инновационными процессами с учетом особенностей их протекания с установкой на эффективную профессиональную самореализацию выпускников вуза. Полученные закономерности можно было отнести к воспитательным задачам, решаемым с профессиональной целью при подготовке обучающихся различного профиля (студенты педагогического колледжа, будущее учителя, социологи, студенты технического профиля). В ходе исследования разрешалось противоречие между возможностями воспитательного пространства образовательного учреждения и преобладанием традиционных подходов к управлению образовательным процессом. Доказано, что управление становится успешным, когда воспитательное пространство задает условия для продуктивного взаимодействия его субъектов, способствующие формированию профессионально значимых свойств, универсальных личностных характеристик (С.В. Сердюк, Е.Ю. Мотина (Сысоева), А.В. Вандышева, Е.Г. Шиханова). Разработанные образовательные системы обогатили педагогическую практику способами управления профессиональным становлением обучаемых, а теорию профессионального образования обоснованием значимости принципов развивающего управления при решении стратегических задач [Исследования 2008; Управление образовательным учреждением 2016].
Участники комплексного исследования направляли научный поиск на уточнение средств управления для достижения качества образования. В отдельных исследованиях представлены практико-ориентированные концепции управления методической работой вуза, задающие стратегию определения условий функционирования методического пространства, обусловленного требованиями к реализации инновационных методических задач (Н.В. Соловова). В рискогенном обществе, обусловленном глобальной информатизацией, риски приобретают системную основу и сопровождают все виды деятельности и социальные отношения. Для предотвращения их нежелательных последствий, влияющих на качество образования, необходимо управление качеством образовательной деятельности обучающихся в открытой информационно- образовательной среде. Управление качеством отдельных образовательных процессов требует принципиальных методологических позиций, задающих стратегии развития обучающихся в открытом пространстве. Концепция опосредованного педагогического управления самостоятельной работой студентов (Н.Б. Стрекалова), реализованная в вузах Самары, создала предпосылки для проектирования новых педагогических систем, обеспечивающих качество образования в условия инновационных изменений [Соловова 2012; Руднева, Стрекалова 2018].
Участниками конференции по результатам обсуждения представленных сообщений на секциях и на заседании круглого стола, посвященному двадцатилетию научного наследия кафедры теории и методики профессионального образования Самарского университета, сделаны следующие выводы:
- Значительный вклад результатов комплексного исследования кафедры теории и методики профессионального образования внесен в подготовку научно-педагогических кадров в Самарском университете. Развитию университетского образования в Самаре способствовала организация кафедрой сопровождения преподавателей в решении инновационных задач. В системе дополнительного профессионального образования разработано преподавателями кафедры 30 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки; более 400 аспирантов получили квалификацию «Преподаватель высшей школы». При участии преподавателей кафедры были успешно реализованы городские программы «Возрождение», «Педагог 21 века», «Русская школа», «Билингвизм», способствующие решению инновационных педагогических задач образовательными учреждениями разного уровня Самарского региона.
- Материалами комплексного исследования доказана значимость результатов инновационной деятельности, предполагающей специальную подготовку педагогических кадров. Доказано, что наиболее востребованными в современной школе, в частности в Самарской области, является профессия учителя физики и информатики. Кафедра располагает методическими возможностями и кадрами для организации их подготовки на бакалавриате в содружестве с другими кафедрами естественнонаучного института.
- Комплексное исследование, выполняемое в течение 20 лет, внесло определенный вклад в педагогическую науку, что оценено научной общественностью, как значимый, расширивший категориальный аппарат теории и методики профессионального образования: премия во всероссийском конкурсе на соискание премии Д.И. Фельдштейна «За вклад в развитие психолого-педагогической науки в РФ» (2016 год); признание научной школы на кафедре теории и методики профессионального образования Российской академией естествознания (2017 год); золотая медаль за участие в международной выставке научной литературы в Нью-Йорке (2019 год).
По результатам комплексного исследования защищено около 60 диссертаций аспирантами и соискателями, апробировавшими результаты научного поиска в образовательных учреждениях Самары. Отмечается, что на протяжении двух десятилетий кафедра организует работу методологического семинара для исследователей актуальных проблем современного образования. На федеральном уровне за успехи в подготовке научных кадров кафедра признана «Золотой кафедрой России».
About the authors
A. V. Agureeva
Samara National Research University
Email: midalina@mail.ru
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Foreign Languages and Russian as a Foreign Language
Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian FederationI. G. Anikeeva
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Moscow Aviation Institute (National Research University)”
Email: anikeeva@mai.ru
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, head of the Department I-12
Russian Federation, 4, Volokolamskoye shosse, Moscow, 125993, Russian FederationA. N. Aryutkina
Samara State Institute of Culture
Email: baiguw@yandex.ru
Candidate of Pedagogical Sciences, head of the Department of Folk Instruments
Russian Federation, 167, Frunze Street, Samara, 443010, Russian FederationI. G. Bakanova
Samara State Transport University
Email: backanovairina@yandex.ru
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, associate professor of the Department of Linguistics
Russian Federation, 2V, Svobody Street, Samara, 443066, Russian FederationO. N. Berishvili
Samara State Agrarian University
Email: oksana20074@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1714-2542
Doctor of Pedagogical Sciences, associate professor, professor of the Department of Physics, Mathematics and Information Technologies
Russian Federation, 2, Uchebnaya Street, urban settlement Ust-Kinelsky, Kinel, Samara region, 446442, Russian FederationL. V. Vandysheva
Samara National Research University
Email: vandyshevalyudmila@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9894-491X
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Theory and Technology of Social Work
Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian FederationI. A. Vaseltsova
Samara State Transport University
Email: irina_vaseltsova@mail.ru
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, head of the Department of Physical Education and Sports
Russian Federation, 2V, Svobody Street, Samara, 443066, Russian FederationO. B. Zarubina
Samara State University of Social Sciences and Education
Email: zarubina@sgspu.ru
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, associate professor of the Department of English and Methods of Teaching Foreign Languages
Russian Federation, 65/67, M. Gorky Street, Samara, 443099, Russian FederationO. P. Karnikova
Samara State Institute of Culture; Samara National Research University
Email: karnikova.olga@yandex.ru
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, associate professor of the Department of Economics and Management of Social and Cultural Activities; associate professor, Department of Theory and Methodology of Vocational Education
Russian Federation, 167, Frunze Street, Samara, 443010, Russian Federation; 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian FederationM. P. Kozyreva
Samara National Research University
Email: kozyreva-mariya@yandex.ru
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of English Philology
Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian FederationL. V. Kurylenko
Samara National Research University
Email: srludmila@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8602-0659
Doctor of Pedagogical Sciences, professor, head of the Department of Theory and Technology of Social Work
Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian FederationV. A. Kurina
Samara State Institute of Culture
Email: kurina06@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1925-3991
Doctor of Pedagogical Sciences, professor, professor of the Department of Economics and Management of Social and Cultural Activities
Russian Federation, 167, Frunze Street, Samara, 443010, Russian FederationL. P. Merkulova
Samara National Research University
Email: mlp@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-0793-4757
Doctor of Pedagogical Sciences, professor, head of the Department of Foreign Languages and Russian as a Foreign Language
Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian FederationI. V. Nikulina
Samara National Research University
Email: nikulinaiv@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-4716-9650
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, associate professor of the Department of Theory and Methods of Vocational Education
Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian FederationM. N. Ovsyannikova
Moscow Aviation Institute (National Research University)
Email: maroats@yandex.ru
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, Department I-12
Russian Federation, 4, Volokolamskoye shosse, Moscow, 125993, Russian FederationM. I. Podnebesova
Samara State Technical University branch in Syzran
Email: podnebesova_mi@mail.ru
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, associate professor of the Department of Mechanical Engineering Technology
Russian Federation, 45, Sovetskaya Street, Syzran, Samara region, 446001, Russian FederationO. I. Podublybina
Togliatti Academy of Management
Email: podulybina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2435-3770
senior lecturer of the Department of Applied Informatics
Russian Federation, bldg. 5, territory of the health complex «Scarlet Sails», Stavropol District, Samara region, 445144, Russian FederationE. A. Pomelnikova
Samara National Research University
Email: pomelnikov-home@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9207-1716
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Foreign Languages and Russian as a Foreign Language
Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian FederationL. I. Rodina
Samara National Research University
Email: larisa_rodina2010@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2404-4465
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Human Resource Management
Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian FederationA. I. Savelyev
Branch of the Military Educational and Scientific Center of the Air Force “Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin" in Syzran
Email: savandrew010871@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0190-236X
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Combat Use of Aviation Weapons
Russian Federation, 1, Marshal G.K. Zhukov Street, Syzran, Samara region, 446007, Russian FederationA. M. Sanko
Samara National Research University
Email: albina@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0001-5536-5929
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, associate professor of the Department of Theory and Methodology of Vocational Education
Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian FederationYu. A. Sokolova
Samara State Medical University
Email: ysokolovasamara@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4333-3230
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Foreign and Latin Languages
Russian Federation, 226, Tukhachevsky Street, Samara, 443079, Russian FederationN. V. Solovova
Samara National Research University
Email: solovova.nata@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3280-3380
Doctor of Pedagogical Sciences, professor, head of the Department of Human Resource Management
Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian FederationN. B. Strekalova
Togliatti Academy of Management; Samara National Research University
Email: snb_05@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0477-0163
Doctor of Pedagogical Sciences, associate professor, head of the Department of Applied Informatics; associate professor, Department of Theory and Methodology of Vocational Education
Russian Federation, bldg. 5, territory of the health complex «Scarlet Sails», Stavropol District, Samara region, 445144, Russian Federation; 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian FederationYu. V. Troitskaya
Samara National Research University
Email: leastwise@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-4692-6346
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Foreign Languages and Russian as a Foreign Language
Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian FederationE. G. Shikhanova
Samara National Research University
Email: elen69295@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0001-9568-6989
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Social Systems and Law
Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian FederationO. V. Yudina
Samara State University of Economics
Email: ovyudina@yandex.ru
Сandidate of Pedagogical Sciences, associate professor, associate professor of the Department of Applied Informatics
Russian Federation, 141, Sovetskoi Armii Street, Samara, 443090, Russian FederationL. I. Povetyeva
MBOU School No. 32
Email: so_sdo.school_32@samara.edu.ru
Candidate of Pedagogical Sciences, director
Russian Federation, 226a, Stara-Zagora Street, Samara, 443095, Russian FederationE. Yu. Sysoeva
Moscow City Pedagogical University (Samara branch)
Email: eysysoeva@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-1855-9462
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, associate professor of the Department of Pedagogy
Russian Federation, 76, Stara-Zagora Street, Samara, 443081, Russian FederationT. I. Rudneva
Samara National Research University
Author for correspondence.
Email: rudneva.07@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5777-4950
Doctor of Pedagogical Sciences, professor, professor of the Department of Theory and Methodology of Vocational Education, Honored Scientist of the Russian Federation
Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian FederationReferences
- Pedagogical research 2004 – Pedagogical research in education (2004): [collection]. Rudneva T.I. (Ed.). Samara: Univers-grupp (Univers-group LLC), 219 p.; [1] sheet of color portrait: illustrated, diagrams, tables; 20 cm; ISBN 5-467-00030-6. (In Russ.)
- Psychological and pedagogical problems 2005 – Psychological and pedagogical problems of modern professional education (2005): collection of scientific articles. Rudneva T.I. (Ed.) Samara: Univers-grupp (Samara: Univers-grupp), 220 p.: table; 21 cm. (Higher education: collection); ISBN 5-467-00064-0. Available at: http://repo.ssau.ru/bitstream/Sborniki/Psihologopedagogicheskie-problemy-sovremennogo-professionalnogo-obrazovaniya-Elektronnyi-resurs-sb-nauch-st-77473/1/Руднева%20Т.И.%20Психолого-педаг.%20проблемы%20совр.%20проф.%20образ.%20%202005.pdf. (In Russ.)
- Research 2008 – Research in the field of professional pedagogy (2008): [collection]. Rudneva T.I. (Ed.) Samara: Univers-group, 435 p.: illustrated, table; 21 cm; ISBN 978-5-467-00158-6. (In Russ.)
- Professional pedagogy 2012 – Professional pedagogy: problems and search for solutions (2012): collection of scientific works. Rudneva T.I. (Ed.) Samara: Samarskii un-t, 203 p.: illustrated, table; 21 cm; ISBN 978-5-86465-547-4. (In Russ.)
- Solovova 2012 – Solovova N.V. (2012) Management of the methodological work of a university in the context of the implementation of innovative methodological tasks: monograph. Samara: Samarskii un-t, 547 p.: illustrated, table; 21 cm; ISBN 978-5-86465-522-1. (In Russ.)
- Methodological approaches 2013 – Methodological approaches to the study of problems in the field of professional pedagogy (2013): multi-authored monograph. T.I. Rudneva, V.V. Levchenko, N.V. Solovova, N.B. Strekalova. Samara: Samarskii un-t, 163 p.: illustrated, diagram, table; 21 cm; ISBN 978-5-86465-594-8. (In Russ.)
- Management of an educational institution 2016 – Management of an educational institution in innovative conditions (2016): monograph. A.M. Sanko, I.V. Nikulina, A.B. Khramtsova, Z.I. Sarieva. Samara: Samarskii un-t, 2016, 196 p.: illustrated; 21 cm; ISBN 978-5-86465-744-7. (In Russ.)
- Rudneva, Strekalova 2018 – Rudneva T.I., Strekalova N.B. (2018) Educational risks in innovative conditions of pedagogical activity: monograph. Syzran: Vash vzglyad, 193 p.: illustrated, table; 21 cm; ISBN 978-5-6041817-3-7. Available at: http://repo.ssau.ru/bitstream/Monografii/Obrazovatelnye-riski-v-innovacionnyh-usloviyah-pedagogicheskoi-deyatelnosti-Elektronnyi-resurs-monografiya-73224/1/Руднева%20Т.И.%2c%20Стрекалова%20Н.Б.%20Образовательные%20риски%202018.pdf. (In Russ.)