Рецензия на материалы комплексного исследования педагогической деятельности в условиях инновационных изменений

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

представлена рецензия на материалы комплексного исследования факторов успешной педагогической деятельности в период реформирования и модернизации российского образования. На заседании круглого стола, посвящённого двадцатилетию научного наследия кафедры теории методики профессионального образования Самарского университета (28 февраля 2024 г.), обсуждены его результаты. Отмечается теоретическая значимость результатов для развития педагогической науки, закономерности которой служат основанием для определения средств решения актуальных задач для развития современного образования в России. Авторами уделяется особое внимание практической значимости научных материалов, содержащих доказательства внедрения разработанных дидактических систем в образовательные учреждения участниками комплексного исследования. 

Полный текст

Введение

Сегодня педагогическая наука является зоной повышенной ответственности за результаты российского образования. Глобализационные процессы во всех сферах жизни и действительности современного человека выявили большое число проблем, которые требовали их решения новыми средствами, в том числе и в образовании. Два десятка лет образование функционирует в условиях инновационных изменений, однако время показало, что не все инновации реализуются успешно: приоритет за внутрипредметными инновациями (создано огромное число учебных комплексов); результатами общих методических инноваций стали обучающие программы, дистанционное обучение, информационно-коммуникационные технологии. Трудности вызвали идеологические инновации, потребовавшие обновления сознания о необходимости нововведений в противовес сложившимся традициям и специальной подготовки преподавателей к инновационной деятельности для преодоления образовательных рисков.

 

Основная часть

Кафедра теории и методики профессионального образования с 2012 года ежегодно проводит всероссийские научно-методические конференции с международным участием, посвященные современным проблемам образования, в сотрудничестве с Российской Академией Образования.

28 февраля 2024 года конференция была посвящена стратегиям его развития в условиях инновационных изменений. В ней приняли участие более 120 человек из различных городов нашей страны. В пленарном заседании приняли участие руководители Самарского университета: проректор по учебной работе А.В. Гаврилов, проректор по воспитательной работе и молодежной политики М.М. Леонов. С докладом выступил министр образования и науки Самарской области В.А. Акопьян. На секционных заседаниях участники конференции обсуждали проблемы личности в цифровой образовательной среде и технологии обучения в условиях инновационных изменений.

Современная продуктивная система национального образования России проектируется на основе результатов педагогических исследований, внедренных в практику. Кафедра теории и методики профессионального образования на протяжении 20 лет выполняла комплексное исследование «Профессионально-педагогическая деятельность: инновации в развитии системы обеспечения качества подготовки специалистов».

Во время конференции был проведен круглый стол, посвященный двадцатилетию научного наследия кафедры, на котором обсуждались результаты комплексного исследования. Участники круглого стола сообщали об их внедрении в педагогический процесс, доказательствах эффективности профессиональной подготовки студентов с помощью полученных закономерностей в каждом из трех направлений научного поиска. Во-первых, была показана этапность доминирования профессионально значимых характеристик, востребованных временем, работодателем и обусловленных спецификой профессиональной деятельности. В период вступление России в Болонский процесс в качестве такой характеристики выделялась мобильность. На различных выборках (аспиранты, обучающиеся колледжа, студенты – будущие переводчики, студенты – будущие инженеры). Доказаны возможности формирования профессиональной мобильности, профессионально-педагогической и социально-технической мобильности (И.В. Никулина, Л.П. Меркулова, Ю.В. Троицкая).

С учетом запросов на специалистов, ориентированных на интеграцию видов деятельности, ведущих к профессиональному успеху, в качестве значимой личностной характеристики становится готовность (интегративное свойство), что было подтверждено на выборках будущих специалистов (переводчики, учителя, специалисты информационной безопасности) исследованиями-преподавателями разных вузов (И.Г. Аникеева, М.П. Козырева, Ю.А. Соколова, М.Н. Овсянникова, Е.А. Помельникова, М.И. Поднебесова).

Внимание качеству образования, зафиксированным в документах его показателям, выразилось значимой характеристикой – компетентностью выпускника вуза, которая изучалась на студентах экономического вуза, гидах-переводчиках, курсантах-военных летчиках, студентах гуманитарных специальностей (О.В. Юдина, Н.Б. Стрекалова, А.В. Агуреева, А.И. Савельев).

Итак, первое направление исследований своими результатами расширяло научное представление о свойствах личности выпускника вуза, доказав ее обусловленность спецификой и особенностями профессиональной деятельности и запросами работодателей. Был разработан алгоритм определения структуры (компонентов) доминирующих характеристик, показателей для измерения уровня их развития.

Во-вторых, результаты комплексного исследования доказали, что смена парадигмы образования, его инновационная направленность требуют внесения корректив в его средства. Инновационные образовательные процессы в зависимости от профиля подготовки студентов потребовали иной направленности деятельности экспериментального образования учреждения, сопровождения обучающегося в ходе профессионально-личностного развития (Л.В. Куриленко, О.Б. Зарубина, Л.И. Поветьева, И.Г. Баканова).

Были разработаны системы профессиональной подготовки в соответствии с квалификационными характеристиками и заданными целевыми образовательными результатами. Программа экспериментов представлялось алгоритмом: от видов профессиональной подготовки к определению педагогических средств и условий сформированности профессионально значимого свойства выпускника вуза. В ходе научного поиска доказано на различных выборках (экономисты, социальные педагоги, инженеры, музыканты), что в зависимости от государственных задач меняется вид профессиональной подготовки: поэтапное формирование профессиональной мотивации; модульное погружение в специфику деятельности; профессионально-прикладная подготовка для профессионального развития; адаптивная – для развития специальных способностей средствами учебного предмета [Педагогические исследования 2004; Психолого-педагогические проблемы 2005; Методологические подходы 2013; Профессиональная педагогика 2012].

Спроектированные системы апробированы в естественных условиях авторами проектов (С.Н. Козлова, Л.И. Родина, В.А. Курина, О.П. Карникова, А.Н. Байгушова, О.Н. Беришвили, И.А. Васельцова).

В-третьих, следующее направление комплексного исследования посвящалось управлению инновационными процессами с учетом особенностей их протекания с установкой на эффективную профессиональную самореализацию выпускников вуза. Полученные закономерности можно было отнести к воспитательным задачам, решаемым с профессиональной целью при подготовке обучающихся различного профиля (студенты педагогического колледжа, будущее учителя, социологи, студенты технического профиля). В ходе исследования разрешалось противоречие между возможностями воспитательного пространства образовательного учреждения и преобладанием традиционных подходов к управлению образовательным процессом. Доказано, что управление становится успешным, когда воспитательное пространство задает условия для продуктивного взаимодействия его субъектов, способствующие формированию профессионально значимых свойств, универсальных личностных характеристик (С.В. Сердюк, Е.Ю. Мотина (Сысоева), А.В. Вандышева, Е.Г. Шиханова). Разработанные образовательные системы обогатили педагогическую практику способами управления профессиональным становлением обучаемых, а теорию профессионального образования обоснованием значимости принципов развивающего управления при решении стратегических задач [Исследования 2008; Управление образовательным учреждением 2016].

Участники комплексного исследования направляли научный поиск на уточнение средств управления для достижения качества образования. В отдельных исследованиях представлены практико-ориентированные концепции управления методической работой вуза, задающие стратегию определения условий функционирования методического пространства, обусловленного требованиями к реализации инновационных методических задач (Н.В. Соловова). В рискогенном обществе, обусловленном глобальной информатизацией, риски приобретают системную основу и сопровождают все виды деятельности и социальные отношения. Для предотвращения их нежелательных последствий, влияющих на качество образования, необходимо управление качеством образовательной деятельности обучающихся в открытой информационно- образовательной среде. Управление качеством отдельных образовательных процессов требует принципиальных методологических позиций, задающих стратегии развития обучающихся в открытом пространстве. Концепция опосредованного педагогического управления самостоятельной работой студентов (Н.Б. Стрекалова), реализованная в вузах Самары, создала предпосылки для проектирования новых педагогических систем, обеспечивающих качество образования в условия инновационных изменений [Соловова 2012; Руднева, Стрекалова 2018].

Участниками конференции по результатам обсуждения представленных сообщений на секциях и на заседании круглого стола, посвященному двадцатилетию научного наследия кафедры теории и методики профессионального образования Самарского университета, сделаны следующие выводы:

  1. Значительный вклад результатов комплексного исследования кафедры теории и методики профессионального образования внесен в подготовку научно-педагогических кадров в Самарском университете. Развитию университетского образования в Самаре способствовала организация кафедрой сопровождения преподавателей в решении инновационных задач. В системе дополнительного профессионального образования разработано преподавателями кафедры 30 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки; более 400 аспирантов получили квалификацию «Преподаватель высшей школы». При участии преподавателей кафедры были успешно реализованы городские программы «Возрождение», «Педагог 21 века», «Русская школа», «Билингвизм», способствующие решению инновационных педагогических задач образовательными учреждениями разного уровня Самарского региона.
  2. Материалами комплексного исследования доказана значимость результатов инновационной деятельности, предполагающей специальную подготовку педагогических кадров. Доказано, что наиболее востребованными в современной школе, в частности в Самарской области, является профессия учителя физики и информатики. Кафедра располагает методическими возможностями и кадрами для организации их подготовки на бакалавриате в содружестве с другими кафедрами естественнонаучного института.
  3. Комплексное исследование, выполняемое в течение 20 лет, внесло определенный вклад в педагогическую науку, что оценено научной общественностью, как значимый, расширивший категориальный аппарат теории и методики профессионального образования: премия во всероссийском конкурсе на соискание премии Д.И. Фельдштейна «За вклад в развитие психолого-педагогической науки в РФ» (2016 год); признание научной школы на кафедре теории и методики профессионального образования Российской академией естествознания (2017 год); золотая медаль за участие в международной выставке научной литературы в Нью-Йорке (2019 год).

По результатам комплексного исследования защищено около 60 диссертаций аспирантами и соискателями, апробировавшими результаты научного поиска в образовательных учреждениях Самары. Отмечается, что на протяжении двух десятилетий кафедра организует работу методологического семинара для исследователей актуальных проблем современного образования. На федеральном уровне за успехи в подготовке научных кадров кафедра признана «Золотой кафедрой России».

×

Об авторах

А. В. Агуреева

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: midalina@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и русского как иностранного

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

И. Г. Аникеева

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»

Email: anikeeva@mai.ru

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой И-12

Россия, 125993, Российская Федерация, г. Москва, Волоколамское шоссе

А. Н. Арюткина

Самарский государственный институт культуры

Email: baiguw@yandex.ru

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой народных инструментов

Россия, 443010, Российская Федерация, г. Самара, Фрунзе, 167

И. Г. Баканова

Самарский государственный университет путей сообщения

Email: backanovairina@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры лингвистики

Россия, 443066, Российская Федерация, г. Самара, ул. Свободы, 2 В

О. Н. Беришвили

Самарский государственный аграрный университет

Email: oksana20074@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1714-2542

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Физика, математика и информационные технологии»

Россия, 446442, Российская Федерация, Самарская область, г. Кинель, п.г.т. Усть-Кинельский, ул. Учебная, 2

Л. В. Вандышева

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: vandyshevalyudmila@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9894-491X

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работы

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

И. А. Васельцова

Самарский государственный университет путей сообщения

Email: irina_vaseltsova@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Физическое воспитание и спорт»

Россия, 443066, Российская Федерация, г. Самара, ул. Свободы, 2В

О. Б. Зарубина

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: zarubina@sgspu.ru

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры английского языка и методики преподавания иностранных языков

Россия, 443099, Российская Федерация, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67

О. П. Карникова

Самарский государственный институт культуры;
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: karnikova.olga@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления социально-культурной деятельностью; доцент кафедры теории и методики профессионального образования

Россия, 443010, Российская Федерация, г. Самара, ул. Фрунзе, 167; 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

М. П. Козырева

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: kozyreva-mariya@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской филологии

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Л. В. Куриленко

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: srludmila@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8602-0659

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и технологии социальной работы

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

В. А. Курина

Самарский государственный институт культуры

Email: kurina06@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1925-3991

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления социально-культурной деятельностью

Россия, 443010, Российская Федерация, г. Самара, ул. Фрунзе, 167

Л. П. Меркулова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: mlp@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-0793-4757

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков и русского как иностранного

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

И. В. Никулина

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: nikulinaiv@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-4716-9650

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики профессионального образования

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

М. Н. Овсянникова

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет

Email: maroats@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент, кафедры И-12

Россия, 125993, Российская Федерация, г. Москва, Волоколамское шоссе, 4

М. И. Поднебесова

Самарский государственный технический университет филиал в г. Сызрани

Email: podnebesova_mi@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры Технология машиностроения

Россия, 446001, Российская Федерация, Самарская область, г. Сызрань, ул. Советская, 45

О. И. Подулыбина

Тольяттинская академия управления

Email: podulybina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2435-3770

старший преподаватель кафедры прикладной информатики

Россия, 445144, Российская Федерация, Самарская область, Ставропольский район, территория оздоровительного комплекса «Алые паруса», здание 5

Е. А. Помельникова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: pomelnikov-home@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9207-1716

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и русского как иностранного

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Л. И. Родина

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: larisa_rodina2010@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2404-4465

кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления человеческими ресурсами

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

А. И. Савельев

Филиал военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани

Email: savandrew010871@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0190-236X

кандидат педагогических наук, доцент кафедры боевого применения авиационного вооружения

Россия, 446007, Российская Федерация, Самарская область, г. Сызрань, ул. Маршала Г.К. Жукова, 1

А. М. Санько

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: albina@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0001-5536-5929

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики профессионального образования

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Ю. А. Соколова

Самарский государственный медицинский университет

Email: ysokolovasamara@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4333-3230

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных и латинского языков

Россия, 443079, Российская Федерация, г. Самара, ул. Тухачевского, 226

Н. В. Соловова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: solovova.nata@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3280-3380

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления человеческими ресурсами

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Н. Б. Стрекалова

Тольяттинская академия управления; Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: snb_05@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0477-0163

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой прикладной информатики; доцент кафедры теории и методики профессионального образования

Россия, 445144, Российская Федерация, Самарская область, Ставропольский район, территория оздоровительного комплекса «Алые паруса», здание 5; 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Ю. В. Троицкая

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: leastwise@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-4692-6346

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и русского как иностранного

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Е. Г. Шиханова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: elen69295@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0001-9568-6989

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных систем и права

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

О. В. Юдина

Самарский государственный экономический университет

Email: ovyudina@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры прикладной информатики

Россия, 443090, Российская Федерация, г. Самара, ул. Советской Армии, 141

Л. И. Поветьева

МБОУ Школа № 32 г.о. Самара

Email: so_sdo.school_32@samara.edu.ru

кандидат педагогических наук, директор 

Россия, 443095, Российская Федерация, г. Самара, ул. Стара-Загора, 226а

Е. Ю. Сысоева

Московский городской педагогический университет (Самарский филиал)

Email: eysysoeva@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-1855-9462

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики

Россия, 443081, Российская Федерация, г. Самара, ул. Стара-Загора, 76

Т. И. Руднева

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: rudneva.07@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5777-4950

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики профессионального образования, Заслуженный деятель науки РФ,

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. Педагогические исследования 2004 – Педагогические исследования в образовании: [сборник] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Самар. гос. ун-т»; [отв. ред.: Т. И. Руднева]. Самара: Универс-групп, 2004 (ООО Универс-групп). 219 с., [1] л. цв. портр.: ил., схемы, табл.; 20 см.; ISBN 5-467-00030-6.
  2. Психолого-педагогические проблемы 2005 – Психолого-педагогические проблемы современного профессионального образования: сб. науч. ст. / [отв. ред. Т.И. Руднева]. Самара: Универс-групп, 2005 (Самара: Универс-групп). 220 с.: табл.; 21 см. (Высшее образование: сборник / Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Самар. гос. ун-т»); ISBN 5-467-00064-0. URL: http://repo.ssau.ru/bitstream/Sborniki/Psihologopedagogicheskie-problemy-sovremennogo-professionalnogo-obrazovaniya-Elektronnyi-resurs-sb-nauch-st-77473/1/Руднева%20Т.И.%20Психолого-педаг.%20проблемы%20совр.%20проф.%20образ.%20%202005.pdf.
  3. Исследования 2008 – Исследования в области профессиональной педагогики: [сборник] / Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Самарский гос. ун-т»; [отв. ред. Т.И. Руднева]. Самара: Универс-групп, 2008. 435 с.: ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-467-00158-6.
  4. Профессиональная педагогика 2012 – Профессиональная педагогика: проблемы и поиск решений: сборник научных трудов / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Самарский гос. ун-т»; под общ. ред. Т. И. Рудневой. Самара: Самарский ун-т, 2012. 203 с.: ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-86465-547-4.
  5. Соловова 2012 – Соловова Н.В. Управление методической работой вуза 2012 – Управление методической работой вуза в условиях реализации инновационных методических задач: монография / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Самарский гос. ун-т», Каф. теории и методики проф. образования. Самара: Самарский ун-т, 2012. 547 с.: ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-86465-522-1.
  6. Методологические подходы 2013 – Методологические подходы к исследованию проблем в области профессиональной педагогики: коллективная монография / [Т.И. Руднева, В.В. Левченко, Н.В. Соловова, Н.Б. Стрекалова]; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Самарский гос. ун-т». Самара: Самарский ун-т, 2013. 163 с.: ил., диагр., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-86465-594-8.
  7. Управление образовательным учреждением 2016 – Управление образовательным учреждением в инновационных условиях: монография / А.М. Санько, И.В. Никулина, А.Б. Храмцова, З.И. Сариева; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. авт. образовательное учреждение высш. образования «Самарский нац. исслед. ун-т им. акад. С.П. Королева, Каф. теории и методики проф. образования. Самара: Самарский ун-т, 2016. 196 с.: ил.; 21 см.; ISBN 978-5-86465-744-7.
  8. Руднева, Стрекалова 2018 – Руднева Т.И., Стрекалова Н.Б. Образовательные риски в инновационных условиях педагогической деятельности: монография. Сызрань: Ваш взгляд, 2018. 193 с.: ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-6041817-3-7 Соловова, Наталья Валентиновна. URL: http://repo.ssau.ru/bitstream/Monografii/Obrazovatelnye-riski-v-innovacionnyh-usloviyah-pedagogicheskoi-deyatelnosti-Elektronnyi-resurs-monografiya-73224/1/Руднева%20Т.И.%2c%20Стрекалова%20Н.Б.%20Образовательные%20риски%202018.pdf.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Агуреева А.В., Аникеева И.Г., Арюткина (Байгушева) А.Н., Баканова И.Г., Беришвили О.Н., Вандышева Л.В., Васельцова И.А., Зарубина О.Б., Карникова О.П., Козырева М.П., Куриленко Л.В., Курина В.А., Меркулова Л.П., Никулина И.В., Овсянникова М.Н., Поднебесова М.И., Подулыбина О.И., Помельникова Е.А., Родина Л.И., Савельев А.И., Санько А.М., Соколова Ю.А., Соловова Н.В., Стрекалова Н.Б., Троицкая Ю.В., Шиханова Е.Г., Юдина О.В., Поветьева Л.И., Сысоева (Мотина) Е.Ю., Руднева Т.И., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах