Том 24, № 3 (2018)
- Год: 2018
- Статей: 24
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/issue/view/304
Весь выпуск
СВЯТАЯ ОЛЬГА: НЕЗНАТНАЯ ПСКОВИТЯНКА ИЛИ МОГУЩЕСТВЕННАЯ КНЯГИНЯ ВЫШГОРОДА?
Аннотация
Статья посвящена проблеме происхождения святой княгини Ольги. Автор отмечает противоречие в источниках, содержащих сведения по проблеме. С одной стороны, Ольге приписывается происхождение из Пскова, с другой – она представлена владелицей расположенного недалеко от Киева города Вышгорода. Следовательно, перед нами две взаимоисключающие версии места рождения Ольги.
В статье проанализирована версия псковского происхождения Ольги (как вариант, в котором Ольга принадлежит к местной знати, так и вариант ее рождения в незнатной семье). В результате делается вывод о сомнительности псковской версии. Не менее внимательно проанализированы все возможные варианты приобретения Ольгой Вышгорода. Особое внимание уделено версии о разводе Ольги и Игоря с последующей передачей Игорем Вышгорода бывшей жене. Параллельно поднимается проблема владельческих прав знатных женщин на Руси в X веке. Автор делает вывод, что Вышгород принадлежал Ольге по праву рождения. Объясняются причины появления преданий о происхождении Ольги из Пскова и участии Олега в организации ее брака с Игорем.
Учитывая, что хорошо укрепленный Вышгород вырос в 12–15 км к северу от Киева, и в X в. его территория была примерно равна территории столицы русов, установление факта происхождения княгини Ольги из семьи владельцев Вышгорода позволяет по-новому взглянуть как на причины ее утверждения в Киеве после гибели Игоря, так и на роль женщин в политической жизни Руси середины X века в целом.
ДВА ВЕКА ИМПЕРАТОРА: АЛЕКСАНДР II В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИЧЕСКИХ БИОГРАФИЙ
Аннотация
Статья посвящена сравнительному изучению работ о жизни императора Александра II, создававшихся на протяжении ХХ – начала XXI вв. в жанре исторической биографии. Задача исследования состоит в том, чтобы проследить, как изменялись с ходом времени трактовки правления Александра II и восприятие его как личности. Работа основана на историографических источниках: трудах профессиональных историков, а также научно-популярных, беллетризованных изданиях.
В статье доказывается, что личность Александра II вызывала интерес историков и биографов-беллетристов на тех этапах истории страны, которые можно было сопоставить с эпохой Великих реформ: в эпоху модернизации империи начала ХХ в., в первое послереволюционное десятилетие, в годы «перестройки» и становления новой российской государственности. Биографии Александра II создавались с позиций различных идеологий: монархической, либерально-реформаторской, революционно-радикальной, с точки зрения приоритета гуманистических ценностей. Жанр исторической биографии применительно к императору оборачивался разными гранями: от торжественного панегирика до памфлета или романтической любовной истории. В массиве исторических биографий можно выявить некоторые константы, неизменные составляющие образа императора (чувствительность, сентиментальность, склонность к колебаниям), но в рамках различных дискурсов эти качества получают разную оценку.
Сделан вывод, что в современных историко-биографических работах об Александре II на смену статичным характеристикам императора приходит ситуативный анализ мотивов и инструментария принятия его решений, стремление воссоздать систему политических приоритетов императора.
«ЭТО БЫЛО НЕДАВНО, ЭТО БЫЛО ДАВНО…»: ДЕТАЛИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЖИТЕЛЯ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XX ВЕКА В ДНЕВНИКАХ Л.Н. БОЛЬШАКОВА
Аннотация
В статье дан анализ дневниковых записей почетного гражданина города Оренбурга, ученого и общественного деятеля, писателя Л.Н. Большакова. С 1984 года и вплоть до своей кончины мыслитель вел дневник, который находится сейчас в семейном архиве его дочери, Татьяны Леонидовны Большаковой. В мировой исторической науке с середины XX века осуществляется поворот от истории государств и больших социальных групп к истории отдельного человека, к истории повседневной жизни. Однако в этот же период в российском обществе традиция ведения дневника утрачивается. В связи с этим дневники Л.Н. Большакова представляют особую ценность как исторический источник.
В статье дан анализ дневников Л.Н. Большакова в той их части, которая касается специфики повседневной жизни провинциального российского интеллигента 1980–1990-х гг.: междугородняя телефонная связь, проживание в гостинице, услуги почтовой связи, покупка авиа- и железнодорожных билетов, пишущие ручки. Политический контекст повседневной жизни сознательно оставлен в стороне. Показано значение дневника и эпистолярного наследия Л.Н. Большакова как исторического источника, на основе которого можно анализировать не только аспекты биографии автора, но и особенности повседневной жизни людей его круга общения, интеллигенции поздней советской эпохи.
Сделан вывод, что дневники Л.Н. Большакова являются тем историческим источником, который способен внести важный вклад в реконструкцию жизни обычного россиянина 1980–1990-х гг. со всеми ее нюансами, временными и даже материальными затратами.
«МЫ РАЗБУДИМ СПЯЩИЕ НЕДРА!» (ИЗ ИСТОРИИ ОТКРЫТИЯ НЕФТИ В УРАЛО-ПОВОЛЖЬЕ)
Аннотация
Статья посвящена знаковому событию в истории нефтяной промышленности России – открытию первого нефтяного месторождения на территории Пермского округа Уральской области в селе Верхнечусовские Городки. Наличие здесь нефти было установлено в 1929 году.
Задача исследования – проследить воздействие известия об открытии нефти в Прикамье на Москву и последовавшее на его основании развертывание поисковых работ на нефть на Урале и в Поволжье, которое впоследствии привело к созданию мощной новой второй нефтяной базы Советского Союза, известной как «Второе Баку». Проанализировать различные точки зрения на трактовку некоторых вопросов геологического и производственного характера, связанных с чусовской нефтью. Выяснить, какое влияние оказало открытие нефти на перспективы развития Пермского края, на выдвижение его в число важнейших индустриальных районов СССР. Детально проследить обширную программу по разработке Чусовского месторождения, выявив ее слабые и сильные стороны. Показать крупные изменения в жизни села, приведшие к развитию инфраструктуры, появлению на его территории новых производств и в конечном счете к преобразованию его в поселок городского типа.
В статье доказывается, что во взаимоотношениях с крестьянами доминировало использование административных методов изъятия земель под разработку нефтяного месторождения. Следствием нахождения нефти стало ускорение темпов коллективизации в районе, изменение социальной структуры населения, связанное с переездом сюда нефтяников из южных районов СССР.
Сделан вывод, что значение нефтяного месторождения Чусовские Городки велико не его добычей, а его ролью в истории развития нефтяной промышленности Урала и Поволжья.
ЭСЕРЫ И ПЕРВАЯ РЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ XX ВЕКА В МОСКВЕ
Аннотация
В статье исследуется инициированная эсерами первая вооруженная революционная демонстрация 5–6 декабря 1904 г. в Москве, в ходе которой произошли ожесточенные столкновения и которая по уровню подготовленности, размаху и непосредственным последствиям явилась знаковым событием в жизни древней столицы. Начало эсеровской организации в Москве в конце 1896 г. положили видные деятели основанного в Саратове «Союза социалистов-революционеров»: А.А. Аргунов, М.Е. Аргунова, С.И. Барыков, В.И. Евреинов, А.С. Мартынов, В.Н. Переверзев, А.А. Чепик, Н.М. Чернова. Эсеровская организация Москвы к концу 1904 г. считалась в партии эсеров образцовой. Она вела активную агитацию среди учащихся, студентов, интеллигентов, рабочих. Осенью 1904 г., учитывая обострение общественного напряжения, московский комитет партии эсеров приступил к организации вооруженной демонстрации, назначив ее на 5 и 6 декабря. Особые надежды возлагались на рабочих Прохоровской мануфактуры. 5 декабря 1904 г. в демонстрации участвовало около двух тысяч человек, в основном студентов и интеллигентов. В ходе демонстрации произошли ожесточенные столкновения с применением оружия, при этом было ранено более 30 человек. В демонстрации 6 декабря участвовало около 300 человек.
Демонстрация 5–6 декабря была сочувственно воспринята студентами и интеллигентами. На руководителей разгона демонстрации, великого князя Сергея Александровича и Д.Ф. Трепова, эсеры организовали покушения. Демонстрация 5–6 декабря 1904 г. была первой массовой вооруженной революционной манифестацией в Москве в начале XX в. В 1905 г. вооруженные столкновения демонстрантов и правительственных войск стали обыденным явлением.
САМАРСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА VS ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ КВАРТАЛОВ: ШТРИХИ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА КОМИТЕТА ЧЛЕНОВ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
Аннотация
В Самаре квартальные организации возникли летом 1917 г., весной 1918 г. вошли в конфликт с советской властью и образовали центральный совет. После антибольшевистского переворота Центральный совет кварталов получил от городской думы субсидию и право временно исполнять отдельные ее функции, но претендовал на участие в принятии решений городской думы по более широкому кругу вопросов, активно взаимодействовал с правительственными и военными учреждениями. В конце июля – начале августа 1918 г. городская дума ограничила вмешательство квартальных организаций в свою работу. Комуч противодействовал этому, но не очень решительно, затем поддержал действия городских органов. Лишившись самовольно занятых помещений и субсидий, получив на городских выборах 0,5 % голосов избирателей, Центральный совет кварталов во второй половине августа сошел с политической арены. Общественность и правительство относили Центральный совет кварталов к демократическим организациям, оценивая его позицию, но не правомерность деятельности и легитимность происхождения.
Автор делает вывод, что Комуч не выработал четкой позиции в отношении места общественных организаций в структуре власти и являлся гибридным политическим режимом (диктабланда), функционирующим без внятных нормативных оснований.
КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ФИЛОЛОГОВ-РУСИСТОВ
Аннотация
В статье изложены итоги анализа многолетнего опыта преподавателей кафедры русского языка и массовой коммуникации Самарского университета по формированию профессиональной коммуникативной компетентности в рамках двухуровневой системы обучения при подготовке бакалавров и магистров русской филологии.
В соответствии с требованиями государственных стандартов последнего поколения, которые содержат ряд компетенций, имеющих прямую или косвенную связь с речевой коммуникацией, выстроена двухуровневая модель обучения студентов в рамках программы бакалавриата (профиль «Отечественная филология») и программы магистратуры (профиль «Русский язык и коммуникация в профессиональной сфере»). В основе этой модели лежит принцип преемственности, последовательно воплощенный как в рамках каждого уровня, так и между уровнями бакалавриата и магистратуры. Подробно показана разработанная и апробированная система подготовки филологов, в которой коммуникативная компетентность является одной из приоритетных, формируемых через общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции и обеспечивающих готовность филологов к эффективному профессиональному общению. Этой цели на уровнях бакалавриата и магистратуры подчинены циклы дисциплин, включающие широкий круг теоретических и практикоориентированных учебных курсов, охватывающих разные аспекты коммуникации и разные сферы профессионального общения: педагогическую, экспертную, редакторскую, рекламную и другие.
С учетом приоритетного положения коммуникативной компетентности (особенно в рамках вышеназванной магистерской программы) в процессе преподавания всех учебных дисциплин на разных этапах значительное место занимают различные активные и интерактивные методы и приемы, развивающие навыки разных видов коммуникативной деятельности будущих специалистов в области филологии.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
В информационном обществе в решении профессиональных задач и проблем ценным качеством любого специалиста является способность оперативно реагировать на запросы динамично меняющейся действительности, постоянно совершенствовать и пополнять свои знания. В статье рассматриваются подходы к определению понятия «информационная компетентность» как ключевой квалификационной характеристики современного специалиста, прослеживается ее связь с информационной культурой личности. Сформированность информационной компетентности будущих специалистов сферы культуры – основа для реализации всего комплекса их профессиональных компетенций в организационно-управленческой, проектной, научно-исследовательской и методической, информационно-аналитической, психолого-педагогической и культурно-просветительской сферах деятельности.
Проведено соотнесение компетенций ФГОС 3++ направлений образовательной подготовки, входящих в УГСН 51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты, с задачами формирования информационной компетентности студентов. Отмечается необходимость дифференцированного подхода к выбору состава и форм применения педагогических технологий реализации концепции информационно-культурологического образования в зависимости от целей и содержания профиля подготовки. Приводится обзор опыта использования в учебном процессе когнитивно-ориентированных, деятельностно-ориентированных и личностно-ориентированных педагогических технологий в аспекте создания и развития качеств информационной компетентности студентов. Доказывается эффективность внедрения интерактивных форм занятий, стимулирующих поиск студентами дополнительной информации для анализа и презентации, применения средств визуализации знаний на основе мультимедийных технологий, элементов музейной педагогики, взаимодействия с учреждениями культуры Поволжья.
Личностно-деятельностный аспект информационной компетентности связан с освоением этических норм и критериев оценки современной информационной среды, что в определенной степени закладывает основы экологического культурного мышления студента.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Аннотация
В связи с ухудшением состояния здоровья населения, негативной демографической ситуацией, участившимися в России и во всем мире чрезвычайными ситуациями и др. во все российские вузы была введена дисциплина «Безопасность жизнедеятельности». Модернизация современного образования, происходящая в последние годы в стране, сопровождается изменением стандартов образования. Во ФГОС первого поколения безопасность жизнедеятельности должна была сформировать компетенцию «владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий».
Согласно ФГОС 3+, программа подготовки бакалавра должна была устанавливать общекультурную компетенцию ОК-9 «Способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций». Новые ФГОС ВО 3++ расширяют цели и задачи дисциплины. В результате освоения безопасности жизнедеятельности должна быть сформирована универсальная компетенция УК-8 «Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций».
Таким образом, возникла необходимость формирования у молодых людей мотивации на культуру безопасной жизни. Осознанная потребность общества в безопасном поведении в быту, учебном заведении, на производстве, отдыхе, позволяющая сохранить, укрепить свое здоровье, повысить качество своей жизни и жизни своих родных и близких, должна стать жизненной потребностью каждого человека.
Для формирования универсальной компетенции будущего выпускника вуза в решении реальных проблем, возникающих в жизни, нами используются различные интерактивные методы обучения: разбор ситуационных задач, игровое моделирование, тематические диспуты, мозговые штурмы. Использование различных методических приемов, направленных на активизацию когнитивной и деятельностной функции личности, способствует актуализации ее ценностных ориентаций, саморазвитию и успешной социализации в обществе и в конечном итоге формирует у студентов культуру безопасной жизни.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОИГРОВОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация
Инновационные процессы в образовании вызывают потребность формирования поведенческой модели личности, включающейся после окончания вуза в экономическую, социальную и политическую жизнь общества. Современная образовательная парадигма задает методические риски в силу изменения целей, содержания, средств обучения иностранному языку, который должен адаптировать выпускника к специфике профессиональной деятельности.
Актуализируется проблема формирования творческой личности, способной решать нестандартные задачи, в силу чего ситуативный метод становится доминирующим в методике преподавания иностранного языка. В статье приводятся доказательства эффективности применения средств театральной педагогики для развития профессионально значимых свойств студентов с учетом специфики их будущей профессии. Выборку исследования представляют будущие учителя, архитекторы, переводчики). По результатам формирующего эксперимента выявлены условия становления творческой личности, готовой к социоигровому стилю деятельности в условиях интеграции в международное профессиональное сообщество. Показана значимость деятельности преподавателя иностранного языка, реализующего театральные технологии с опорой на принципы психодраматического подхода.
В ходе экспериментальной работы смоделированы системы формирования творческой личности учителя английского языка с опорой на контекстный подход и развитие творческого воображения будущих архитекторов. Ведущим видом деятельности при изучении иностранного языка будущими архитекторами становится проектировочная деятельность, представляющая собой совокупность информационных, исследовательских, творческих, практико-ориентированных проектов на английском языке. Процессуальный элемент системы может иметь широкое применение в педагогической практике. Результатами формирующего эксперимента подтверждена гипотеза о возможности влияния средствами иностранного языка на подготовку будущего архитектора как творческой личности.
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ ГОТОВНОСТИ К КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования у студентов филологического факультета готовности к ведению разносторонней культурно-просветительской деятельности. Образование не должно замыкаться в узких рамках учебных технологических задач, а должно быть открыто и для осуществления широкого общекультурного просвещения. Литературовед постоянно имеет дело с некими образцами (организации текста, социального поведения личности, читательской рецепции). Многие из них связаны с поведенческими моделями. Художественный текст – это не замкнутая система, он находится в динамичной связи с целым рядом содержательных контекстов, многие из которых изучают и другие гуманитарные науки. Филолог должен учитывать эти точки соприкосновения со смежными научными дисциплинами, ведь литературный текст может профессионально интересовать историка, философа, искусствоведа, социолога, психолога. Нужно уметь посмотреть на текст «глазами» смежных специалистов. Этого требует и система компетенций, имеющаяся в современных образовательных стандартах.
В статье идет речь о таких путях формирования готовности студента-филолога к культурно-просветительской деятельности, как разновариантная проектная работа, выбор наиболее интересных с просветительской точки зрения объектов литературоведческого изучения («толстый» литературно-художественный журнал, книжная серия), традиционное перечитывание текста.
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Аннотация
Социальная сфера, включающая в себя такие важные составляющие. как образование, здравоохранение, систему социальной защиты населения, культуру, предъявляет серьезные требования к уровню подготовки специалистов. Это связано со все более обостряющимися противоречиями между социальным заказом общества на будущих специалистов для социальной сферы и несовершенством системы их подготовки; с необходимостью разработки системы качества подготовки специалистов для социальной сферы и отсутствием конкретных критериев оценки качества подготовки.
В статье исследуется проблема профессиональной подготовки специалистов для социальной сферы, раскрываются ее цели, задачи, особенности, в частности, среди основных называются ее мегатеоретический характер и практико-ориентированная направленность. Проблема качества профессиональной подготовки специалистов для социальной сферы определяется как проблема, требующая тщательного исследования. С этой целью дается определение качества, вскрывается сущность понятия качества образования, что позволяет выявить доминирующие тенденции в оценке качества подготовки специалистов для социальной сферы.
Отмечается, что органическое единство интеллектуальных, эмоциональных, духовных свойств и качеств, коммуникативных, технологических, праксеологических и других знаний, умений и навыков, которые будущий специалист способен эффективно реализовывать в своей профессиональной деятельности, выступает основным показателем качества профессиональной подготовки специалистов для социальной сферы. Кроме того, выделяются объективные и субъективные критерии оценки качества профессиональной подготовки специалистов для социальной сферы. К первым относят реальные изменения положения человека, общества в целом, которое ими же и оценивается. К субъективным критериям можно отнести оценку качества деятельности преподавателей и оценку качества деятельности студентов – будущих специалистов.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В профессиональном образовании актуализируется проблема кадровой политики. Профессионализм работников образовательной организации является стратегическим ресурсом в ситуации конкуренции между вузами. Качественное изменение функций преподавателя вуза в связи с инновационными преобразованиями требует организации системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава на основе принципа непрерывности.
В статье представлены результаты моделирования системы развития кадрового резерва: содержание выражается модулями адекватно формируемым компетенциям преподавателя вуза; результат подготовки к управленческой деятельности описывается совокупностью показателей, формируемых с опорой на принципы компетентностного и рефлексивного подходов. Практически значимыми являются материалы проведенной опытно-экспериментальной работы в связи с созданием университетов новой формации (национальные университеты, опорные и флагманские вузы). На основе сравнения результатов констатирующего и формирующего экспериментов доказывается эффективность разработанной системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ассистенты и старшие преподаватели в возрасте до 35 лет) ростом значений совокупности показателей в структуре готовности.
Материалы статьи базируются на основополагающих государственных нормативных документах федерального уровня, в которых акцентируется внимание на качестве образования, интеграции науки и образования. В ходе исследования определяются оптимальные условия для управления кадровым потенциалом.
РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ XIX ВЕКА И РОЛЬ ГЕРОЯ-ПЛУТА В НЕМ
Аннотация
В статье с позиции исторической поэтики рассматривается проблема драматического сюжета. На материале русской драмы XIX века доказывается, что сюжет является способом выражения авторского видения с позиции «извне» драматической картины как завершенной, целостной и оценки созданного драматического мира.
Важным моментом исследования становится утверждение, что в драме нового времени действие перестает быть главной категорией драматической поэтики, а герой оказывается важен не только как актант, благодаря которому разворачивается действие и выстраивается картина мира, но и как «соглядатай». Он указывает на необходимость восприятия всякого момента драматического действия не с позиции его участника, а «извне», то есть с позиции видения драматической картины ее творцом. Отмечается, что точка зрения персонажа, исходя из которой он оценивает происходящее, а часто – происходившее или только потенциально возможное, – индивидуальная, личностная. Взгляд героя ограничен характерными и ситуативными возможностями персонажа. Но благодаря его точке зрения на мир у читателя/зрителя появляется возможность взаимодействия на диалогической основе с авторской позицией как также индивидуальной, личностной.
Особую роль в доказательстве выдвинутых тезисов играет образ героя-плута. В драме Гоголя, Тургенева, Чехова как драме нового времени он не столько провокатор, обеспечивающий развитие драматического действия, поддерживающий динамику его развития, сколько «соглядатай». Его провокации перестают быть действенными. Автор сосредотачивает свое внимание на парадоксальности позиции героя, его оценке собственной судьбы, на прорисовке потенциально возможных вариантов ее развития.
ИСПАНСКАЯ КАРТИНА МИРА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В АРХЕТИПЕ БЕЗУМИЯ В ИСПАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Аннотация
Автор статьи предлагает исследовать взаимосвязи между картиной мира испанского этноса и архетипом испанской литературы – безумием. Показано, что картина мира каждого этноса состоит из константных и переменных элементов. Константные элементы обусловлены историческим развитием нации и сохраняются на протяжении всего существования этноса, который столетиями вырабатывает соответствующие механизмы защиты – реальные или ритуальные действия. К ритуальному механизму защиты от внешних угроз автор статьи предлагает отнести литературу, которая вырабатывает реакцию читателей при возникновении опасной ситуации.
Актуальность исследования обусловлена отсутствием анализа феномена безумия как визитной карточки испанской картины мира. В статье показано, что историческое развитие испанского этноса обусловило появление такой черты, как агрессивность. Порожденная реконкистой, усиленная покорением Нового Света, деятельностью инквизиции и трансформировавшаяся в итоге в аутоагрессию – подавление собственных чувств и разума, эта черта национального характера привела к появлению многочисленных безумцев в испанском обществе. Это обстоятельство нашло свое отражение в одном из самых известных образов испанской литературы – образе Дон Кихота.
Периоды наивысшего расцвета искусства и литературы Испании приходились на годы самых тяжелых затяжных социально-экономических кризисов – конец XVII и конец XIX вв. Именно в эти периоды испанский этнос прибегает к проверенным механизмам психологической защиты – уходу от реальной жизни в иррационально-химерическую реальность, именно на эти периоды приходится расцвет барокко и сюрреализма с их культом ассоциаций, сложными метафорами, мифологическими и античными символами, неологизмами, сложной игрой образов, агрессивным проникновением в бессознательное, стиранием границ между мирами, граничащим с безумием. Безумие как результат аутоагрессии и коррелирующий с ним сон разума, уводящий жизнь в категорию сновидений и порождающий такую мифологему, как «жизнь есть сон», становятся архетипами испанской культуры и литературы, определяющими ее идентичность.
«ДОРОГА ШАМАНА»: МОТИВ СНА-ПУТЕШЕСТВИЯ В ПОВЕСТЯХ М. ФРАЯ
Аннотация
В статье с помощью мотивного анализа, мифологического и «метафизического» методов (по терминологии А. Бегена) рассматривается онейросфера в повестях М. Фрая. Актуальность темы обусловлена еще слабой изученностью как самого творчества М. Фрая, так и жанра фэнтези в принципе. Новизна подхода М. Фрая к изображению онейросферы заключается в том, что переживаемое героями состояние сна рассматривается не как пассивное созерцание, а как способ активного преобразования личностей героев и мира, в котором они живут. Мотив сна-путешествия отражает разные этапы шаманского опыта главного героя и его ближайшего окружения. Сон, переживаемый героями, оценивается также с позиции мифологического сознания, носителем которого является шаман. Путешествие во сне может осуществляться как в иную географическую точку, так и в другой мир. Мотив сна-путешествия может носить креативный характер: герои, видящие во сне новые миры, могут воплощать подобные сны в реальность. Главный герой повестей, сэр Макс, с помощью путешествий во сне проходит очередные этапы инициации, овладевая новыми магическими умениями, в частности, спонтанно овладевает умением с помощью сна переносить других людей в иные точки пространства. Подобно шаману, Макс переживает во сне угрозу распада личности: на него оказывают давление иные миры, пытаясь заманить его к себе и уничтожить его нынешнее «Я» в пользу некоего гипотетического будущего нового «Я».
Второстепенные персонажи чаще выполняют функции волшебных помощников главного героя: духов-помощников, животных-тотемов, волшебных дарителей, которые не только оберегают его нынешнюю личность от распада, но и создают ему максимально комфортные условия для дальнейшего саморазвития.
О ПЕРВОМ ПЕРЕВОДЕ «МЕТАМОРФОЗ» ОВИДИЯ В ЖУРНАЛЕ «ТРУДОЛЮБИВАЯ ПЧЕЛА» (1759) А.П. СУМАРОКОВА
Аннотация
В статье исследуются причины появления первого прозаического перевода отрывка из «Метаморфоз» Овидия в мартовском номере журнала А.П. Сумарокова «Трудолюбивая Пчела». «Трудолюбивая Пчела» – принципиально новый для XVIII в. тип ежемесячного издания. Это журнал частный, его редакционная политика не зависела ни от правительства, ни от Академической канцелярии. Сумароков издавал его на правах частного предпринимательства в течение одного года, с января по декабрь 1759 года. Мартовская книжка «Трудолюбивой Пчелы» представляет собой, как и две предыдущие, собрание текстов различной жанровой природы. Это проза и стихотворство, оригинальные произведения и переводы. Ни переводческий репертуар, ни язык источника, ни жанр, ни личности переводчиков не могут дать даже намека на причину появления конкретных текстов в начале январского, февральского и мартовского номеров «Трудолюбивой Пчелы».
В статье общепринятая трактовка обращения редакции сумароковского журнала к античным текстам как следование традиции академической журналистики или общекультурного контекста секуляризации подвергается сомнению. Рассматриваются три вероятные причины появления данного отрывка именно в мартовском номере «Трудолюбивой Пчелы». Одна из них – масонская направленность журнала Сумарокова. Вторая – критика внутренней и внешней политики Елизаветы Петровны и ее окружения. Третья – литературная война, объявленная Сумароковым Ломоносову на страницах журнала. Перевод отрывка, сделанный студентом Крамаренковым, стал семантическим ядром всего мартовского номера «Трудолюбивой Пчелы», а миф о Фаэтоне превратился в ключевой элемент мифологии раннего русского масонства.
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ ОХОТНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКИХ ОХОТНИЧЬИХ САЙТОВ)
Аннотация
В статье рассматривается виртуальная самопрезентация социальной группы охотников Германии. Целью самопрезентации социальной группы является создание положительного образа группы, осуществляемое в виртуальном пространстве с помощью социальной саморекламы. Самопрезентация рассматривается в тесной связи с самоидентификацией. В представлении социальной группы на сайтах проявляется презентационная составляющая дискурса, реализуемая в текстах охотничьего дискурса разных типов, в которых могут быть выделены разноуровневые презентационные единицы – презентемы. Эффективная самопрезентация социальной группы в виртуальном пространстве обеспечивается разнообразием и объемом контента, динамичностью, доступностью, регулярной обновляемостью.
Сообщество охотников Германии объединяет представителей разных возрастных, профессиональных и социальных групп, основными консолидирующими факторами становятся занятие охотой и поддержание охотничьих традиций. Потребностями в самопрезентации выступают необходимость пересмотра социальной роли и социальных задач сообщества, его популяризации в обществе, достижение жизнеспособности социальной группы и формирование культурно значимого имиджа охоты как рода деятельности и культурного феномена. Охотничье сообщество мыслит себя как сообщество любителей природы и рассматривает природоохранные задачи в качестве основных.
Автор анализирует тексты различных типов, отличающиеся разным объемом самопрезентационного компонента. Анализируются способы прямой и косвенной самопрезентации. Описываются способы социальной саморекламы. Прямая самопрезентация осуществляется в текстах правового характера, декларирующих правовые принципы и основы философии сообщества, в публикациях статистических данных о современных охотниках. Косвенная самопрезентация реализуется в новостных текстах, научной, педагогической, узко специальной, культурно-исторической направленности. Позитивный имидж обеспечивается положительной семантикой лексико-семиотических презентем. Основной стратегией является аттрактивное поведение, проявляющееся в отборе и группировке материалов, акцентирующих актуальные для современного сообщества ценности.
ДРЕВНЕФРИЗСКАЯ БРАННАЯ ЛЕКСИКА В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Аннотация
В статье рассматривается древнефризская бранная лексика, а именно 8 симплексов и сложносоставных слов, засвидетельствованных в древнефризских источниках. Древнефризский корпус является малым и с точки зрения жанрового своеобразия включает в себя исключительно правовые тексты. Поскольку в древнефризском обществе широко практиковалась кровная месть и ее компенсации, а понятие чести было одним из центральных для достоинства свободного фриза, ее оскорбление должно было быть компенсировано в суде. При этом оскорблением чести являлось не только нанесение телесных увечий или порча имущества, но и оскорбление достоинства с помощью оскорбительных слов.
В статье исследуются четыре семантические группы: оскорбления, связанные с женщинами; принижение социального статуса; принижение интеллектуальных способностей; сравнение с животными. Для каждого из восьми рассматриваемых ругательств выявляется историко-культурный контекст. Во-первых, засвидетельствованы два оскорбления, применявшиеся по отношению к женщинам или с их упоминанием. Одно из них имеет отношение к общегерманским представлениям о ночных призраках женского пола, душащих спящего, либо указывают на внебрачное рождение адресата ругательства, что непосредственно предопределяло низкий статус этого человека в средневековом обществе. Во-вторых, принижение социального статуса осуществлялось не только с указанием статуса по рождению, но и с помощью отсылки к размерам имущественного владения. В-третьих, оскорбление могло быть построено на принижении интеллектуальных способностей адресата. Наконец, последняя группа ругательств включает в себя обозначения животных, ассоциируемых с агрессией и нечистым существованием.
Рассмотрение древнефризских ругательств в широком контексте позволяет отразить важные лингво-исторические особенности древнегерманского материала на весьма ограниченной лексической выборке.
ЯЗЫКОВЫЕ СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ В ЕВРОПЕ И В РОССИИ: ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Аннотация
Во все времена люди стремились к объективному контролю знаний. В этом отношении тестирование было одним из лучших решений: личное отношение экзаменатора не могло повлиять на выставление оценки. Поэтому идея тестирования как формы контроля знаний появилась еще в древние времена. Активно развивать тестирование продолжили в начале XX века.
Причины разработки языкового тестирования в Европе связаны прежде всего с появлением Европейского Союза. Единое экономическое пространство требовало от работников знания иностранных языков, подтвержденного соответствующими сертификатами. Благодаря распространению языкового тестирования и создания международных организаций, занимающихся развитием тестирования, в странах Европы стало возможным унифицировать языковые экзамены разных стран. В России сложилась другая ситуация. После распада Советского Союза русский язык стали воспринимать в зарубежных странах как еще один иностранный язык наряду с немецким, английским или французским. Следовательно, требовалось создать такую систему языкового тестирования, которая позволит русскому языку интегрироваться в систему европейского образовательного пространства. При создании системы языкового тестирования российские исследователи опирались на европейский опыт, однако учитывалась специфика русского языка и те разработки, которые уже имелись в отечественной методике. В скором времени российская система тестирования встретит свое двадцатилетие, и система ТРКИ продолжает развиваться.
В статье представлена история тестового контроля, этапы развития лингводидактического тестирования. Кроме этого, рассмотрены причины появления систем тестирования, цели и задачи, которые ставили перед собой европейские исследователи и их российские коллеги.
ОТРАЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЛИЦА В ИЗМЕНЕННОМ СОСТОЯНИИ ЕГО СОЗНАНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ)
Аннотация
В представленной статье на материале художественных текстов рассматриваются языковые способы отражения внутреннего мира лица, находящегося в состоянии наркотического опьянения, и восприятия им окружающей действительности с целью оценки этих способов с точки зрения специфики по сравнению со способами отражения разных типов внутреннего состояния лица в норме в русской языковой картине мира. Особое внимание уделяется рассмотрению способов текстового отражения отдельных явлений, характерных для состояния наркотического опьянения: «раздвоения личности», «удвоения пространства», галлюцинаций.
По итогам исследования делается вывод об отсутствии специфических приемов изображения состояния наркотического опьянения и восприятия лицом окружающего мира в этом состоянии: в одних случаях используются метафорические образы, типичные для отображения различных вариантов эмоционального, ментального, физиологического состояния в русской языковой картине мира; в других задействованы типичные способы описания различных форм измененного состояния сознания, известных каждому человеку и широко представленных в разных видах дискурса, в том числе в художественных текстах: сновидений, воспоминаний, фантазий, плохого самочувствия и т. д.
Проведенный анализ выявил различие в оценке некоторых изображаемых аспектов восприятия действительности с позиций человека, переживающего их, и с позиций читателя. В определенных случаях (при описании галлюцинаций и др.) средства, воспринимаемые читателем как образные (метафорические), отражают впечатления, реальные для субъекта этого состояния, воспринимаемые им сенсорно, в этом случае соответствующие средства неодинаково оцениваются говорящим (повествователем) и читателем.
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «ЛЮБОВЬ» В ТЕКСТАХ РОК-КОМПОЗИЦИЙ
Аннотация
Данная статья посвящена исследованию языковых средств реализации концепта «ЛЮБОВЬ» на материале текстов рок-композиций группы Aerosmith. В статье рассматриваются определения концепта, данные в трудах отечественных ученых – Е.С. Кубряковой, Д.С. Лихачева, Ю.С. Степанова и др., а также анализируются языковые средства реализации концепта «ЛЮБОВЬ» в текстах рок-композиций.
Автор детально рассматривает эксплицитные и имплицитные средства реализации данного концепта. Анализ показывает, что элементы разговорного стиля в текстах рок-композиций способствуют сближению исполнителя со своими слушателями, делают тексты песен более понятными для реципиентов, облегчая реализацию их концептуального содержания. Сленговые единицы в составе текстов рок-композиций помогают исполнителю экспрессивно выразить свое отношение к реализуемому концепту «ЛЮБОВЬ», поскольку являются динамичными и экспрессивными средствами выражения авторских идей, а также делают текст песни более понятным для современного поколения слушателей.
В результате проведенного исследования было выявлено, что в текстах рок-композиций с целью экспрессивной передачи концепта «ЛЮБОВЬ» также используются и фразеологические единицы. Анализ показал, что наиболее частотными стилистическими средствами реализации концепта «ЛЮБОВЬ» в текстах рок-композиций являются такие приемы, как метафора, риторический вопрос, а также повтор. Языковые и стилистические средства используются для передачи основной идеи о том, что любовь оказывает значительное влияние на внутренний мир человека.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ «KNOWLEDGE» И «EDUCATION» КАК БАЗОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА И ДИНАМИКА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Аннотация
Статья посвящена изучению англоязычного лингводидактического дискурса, который выступает как специфическая разновидность педагогического дискурса, обладающего своими особенностями, обусловленными его принадлежностью к соответствующей предметной области. Знание и образование рассматриваются в качестве ключевых сущностей данного типа дискурсивной деятельности людей. В лингводидактическом дискурсе знание (knowledge) может быть представлено на уровне различных форматов, особое место среди которых принадлежит лингвистическому знанию, включающему как теоретические основы овладения языком и соответствующей культурой, так и практические навыки в изучаемой области. Рассмотрение особенностей лингводидактического дискурса как части педагогического дискурса вызывает необходимость обращения к его изучению в терминах образовательной деятельности, что обусловливает обращение к анализу концепта «образование» (education).
В англоязычном дискурсе анализируемые концептуальные сущности представлены различными терминологическими единицами, среди которых данные концептуальные содержания и выражающие их языковые значения наиболее емко репрезентируются посредством таких словосочетаний, как, например, general knowledge, knowledge of the world, sociocultural knowledge, с одной стороны, и linguistic knowledge, language knowledge, knowledge of language, knowledge of the language – с другой, а также linguistic education, language education соответственно.
Семантическая специфика данных лингвистических единиц является обусловленной особенностями соответствующего контекста, играющего определяющую роль в ходе смыслового становления языковых значений в речевой действительности.
В процессе анализа лингвистического материала выявляется динамический характер данных концептуальных сущностей, что позволяет рассматривать их как гибкие концептуальные структуры, демонстрирующие диалектическую основу взаимоотношений концепта и понятия, а также специфику взаимодействия языка и речи в их неразрывном единстве.
Наблюдаемая динамика в значительной степени обусловлена особенностями реализации анализируемых концептуальных структур как обладающих культурной ценностью и эпистемологической значимостью образований.
НЕЛИНЕЙНОСТЬ КАК СИСТЕМНОЕ СВОЙСТВО ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА АНГЛИЙСКОГО ДЕЛОВОГО ДИСКУРСА
Аннотация
В статье раскрывается понятие нелинейности в ракурсе функциональных (прагма-семантических) характеристик английского делового дискурса. Авторы поддерживают традиционное представление о линейности структурной организации речи, однако наряду с этим отмечают, что формирование смысловой системы представляет собой гораздо более многогранный процесс, чем последовательное присоединение компонентов в тексте.
Во-первых, в речевой цепи образуется множество связей не только между следующими друг за другом единицами, но и между дистантно расположенными частями текста. Во-вторых, даже последовательно соединенные фразы приобретают дополнительные коннотации и смысловые приращения, так как в процессе развертывания дискурса накапливаются прагматические и семантические компоненты, которые реализуются именно в данном контексте и отсутствуют или преображаются в ином окружении. В-третьих, в результате подобного взаимодействия всех компонентов текста в прагматике и семантике дискурса порождаются «новые смыслы», которые академик Л.В. Щерба считал важнее синтаксиса текста. Таким образом, многосторонние и разнообразные связи дискурса в совокупности создают его нелинейное функциональное пространство, в котором смысловые приращения актуализируются по принципу синергизма (условно говоря, «2 + 2 = 5»).
На примере англоязычного материала авторы анализируют данное явление в разных регистрах деловой коммуникации и приходят к выводу, что вне зависимости от жанра, стиля, национального варианта английского языка свойство функциональной нелинейности всегда реализуется в живом общении коммуникантов. Это свойство необходимо осознанно использовать для повышения эффективности риторического воздействия и гармонизации взаимодействия партнеров, особенно в межнациональном общении.