Том 22, № 2 (2016)
- Год: 2016
- Статей: 33
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/issue/view/207
Весь выпуск
СМЕЩЕНИЕ ВЕКТОРА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ТУРЦИИ С ЕВРОПЕЙСКОГО АРЕАЛА НА КАВКАЗСКИЙ ПЛАЦДАРМ В НАЧАЛЕ XVIII ВЕКА. ПОРАЖЕНИЕ ОСМАНО-КРЫМСКИХ ВОЙСК В КАБАРДЕ В 1708 Г.
Аннотация
Статья посвящена политике Российской империи в Крымском регионе, в частности смещению политики Турции с европейского ареала на кавказский плацдарм. Рассматривается османо-крымская агрессия с северо-запада в Дагестан, которая позволила отсечь волны ирано-турецких нашествий с юго-востока. Важными промежуточными базами борьбы с восточными завоевателями служили также Адыгея, Черкесия, Карачай, Балкария, Осетия, Чечня и Ингушетия. В этой связи стало уместно осветить поход османо-турецких войск в Кабарду, которые, естественно, доставляли неисчислимые бедствия местным народам и встречали решительный отпор, поэтому потерпели поражение.
Весомое место в статье уделено русско-турецким взаимоотношениям, а также месту и роли Крыма в нем. Так как Крымский регион был в исследуемое время составной частью Турции, он был втянут во все распри, где участником была Порта.
Таким образом, внешнеполитическое положение Крыма было продиктовано внешней политикой Турции, так как Крым находился под протекторатом Османской империи. Нередко крымские османы совершали разбойничьи набеги на соседей, однако многие из них не увенчались успехом. Одним из неудачных походов гереев стал поход в Кабарду в 1708 году.
МЕЖЕВЫЕ ДЕЛА СЕЛЕНИЙ НАДЫРОВСКОЙ ВОЛОСТИ СЕРЕДИНЫ XVIII – XIX ВВ. И ИСТОРИЯ ТЮРКСКИХ ДЕРЕВЕНЬ САМАРСКОГО ПОВОЛЖЬЯ
Аннотация
Статья написана на основе анализа архивных документов и материалов. В ней предпринята попытка реконструкции истории тюркских поселений Самарской области, входивших в XVIII–XIX вв. в состав Надыровской волости (Уфимского уезда; позднее Бугурусланского уезда Оренбургской губернии, а с 1851 года – Самарской губернии). На основании широкого круга архивных документов рассматриваются вопросы социально-экономического, демографического развития тюркских сел северо-восточного ареала территории будущей Самарской губернии, входившего в состав особой административно-территориальной единицы – Надыровской волости. Данная волость являлась одним из наиболее густозаселенных полиэтничных ареалов с явным преобладанием тюркского этноэлемента. Впервые рассматриваются особенности землевладения различных этносословных групп (тептяри, бобыли, ясачные татары, служилые татары, чуваши, башкиры), выявляется специфика их хозяйственного и демографического развития. Особое внимание уделяется вопросам хронологии и ойконимии тюркских селений Надыровской волости
ТОРГОВЛЯ ЧАЕМ В УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX В.)
Аннотация
Основным напитком многонационального населения Южного Урала в XIX в. стал чай, привозившийся из Китая через Сибирь. Главным центром чайной торговли сначала был Мензелинск, потом Уфа, где проводились большие ярмарки. Чай также продавался на всех более мелких ярмарках Оренбургской губернии. В конце XIX в. возросли поставки чая из морских портов, но в начале XX в. снова доминировал китайский чай из Сибири. Обороты чайного рынка в Уфимской губернии составляли миллионы рублей. К началу XX в. сложилась система региональной чайной торговли, в сельской местности она совмещала в основном продажу чая с сахаром. Уфа стала одним из важнейших в России центров оптовой чайной торговли. Здесь действовали крупнейшие чаеторговые фирмы Высоцкого, Грибушиной, «Караван» и Кузнецова, была открыта чаеразвесочная фабрика.
Показано, что к началу XX в. среди многонационального населения Южного Урала сформировалась устойчивая и массовая культура потребления чая. Силу этой традиции даже пытались использовать в борьбе с пьянством, открывая народные чайные по всей Уфимской губернии.
ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОРОДСКОГО ГОЛОВЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX В.
Аннотация
В статье представлен анализ региональной историографии, в которой содержатся оценки деятельности руководителей городских дум Симбирска, Саратова и Самары во второй половине XIX – начале XX в. Выявлены этапы в изучении этой проблемы, установлено, что в советский период история городского самоуправления практически не изучалась. Между тем городские думы и их руководители внесли большой вклад в развитие экономического потенциала городов Российской империи. Анализ законодательства русской императрицы Екатерины II, Городового положения 1870 г., Городового положения 1892 г. позволил выявить изменения в правовом статусе руководителей городских дум, их функции и компетенции. В статье отмечено изменение полномочий городского головы в связи с принятием городовых положений 1870, 1892 гг. Эффективная работа органов городского самоуправления во многом зависела от профессионализма, личных качеств и авторитета городского головы. В этой связи обращено внимание на необходимость создания социокультурного портрета городского головы губернских городов Поволжья.
ПРОЦЕСС БОЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПАРТИИ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ
Аннотация
Статья посвящена «Процессу Боевой Организации партии эсеров», проходившему с 18 по 25 февраля 1904 г. и ставшему заметным явлением общественной жизни России начала XX в. За его ходом с напряженным вниманием следили власти, включая членов императорской фамилии и самого Николая II, консерваторы, либералы и революционеры.
Анализируется поведение лидеров и рядовых членов Боевой Организации партии социалистов-революционеров на следствии, во время суда и после вынесения приговора. Показано, что от дачи показаний на допросах отказалось меньшинство привлеченных к процессу террористов, большинство, в их числе Г.А. Гершуни, и во время следствия, и на суде отрицали свою причастность к Боевой Организации; все подсудимые отказались от заключительного слова. Почти все осужденные по процессу подавали прошение о помиловании как сразу после оглашения приговора, так и во время отбывания наказания. Все это во многом не соответствовало прокламируемому кодексу поведения революционера на суде.
СОВЕТСКАЯ РОССИЯ 1920-Х ГОДОВ НА СТРАНИЦАХ ДВОРЯНСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ
Аннотация
На основе анализа воспоминаний представителей дворянского сословия, как эмигрантов, так и оставшихся в Советской России, в статье представлены оценки повседневной жизни 1920-х годов. Дан анализ новейших исследований историков, в которых освещаются изменения в сознании и поведении представителей дворянства в 1920–1930-х гг. Показаны особенности восприятия повседневности, отмечается их зависимость от степени адаптации «бывших» к новой социальной реальности. Сравнительный анализ воспоминаний показал общность культурных стереотипов, мешающих социальной адаптации. Подчеркивается, что первоначально политика правящей власти была нацелена на социальное, культурное и психологическое отторжение представителей дореволюционной элиты, а в начале 1930-х гг. на физическое уничтожение потенциальной оппозиции; на исключение потенциальной возможности передачи культурных стереотипов от «дореволюционных» поколений к поколению детей и молодежи.
РАДИОУНИВЕРСИТЕТ В СИСТЕМЕ УСТНОЙ АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ ПРОПАГАНДЫ В 1930-Е ГГ. (НА ПРИМЕРЕ ТАССР)
Аннотация
Деятельность радиоуниверситета как устной формы антирелигиозной пропаганды была довольно обширно представлена в советской историографии, однако в связи с идеологической обусловленностью последней объективность трактовки материала вызвала сомнения в кругах современных исследователей, вследствие чего эта тема приобрела дискуссионный характер. Поворот к микроистории породил особый интерес к локальному аспекту проблемы, который до рубежа веков почти не затрагивался. Этнорелигиозная специфика ТАССР, отличавшая ее от остальных регионов советского государства, обособляет республиканский радиоуниверситет на фоне общесоюзной системы антирелигиозной пропаганды в 1930-е гг. В данной статье рассматривается разнообразие применявшихся форм устной антирелигиозной пропаганды в ТАССР, а также ставится вопрос о роли радиоуниверситета в вышеназванной системе. Особое внимание уделено анализу эффективности его воздействия на малограмотное население республики. В итоге автор приходит к выводу об устойчивости религиозного сознания верующих, проявивших сопротивление идеологическому давлению власти.
ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ И ГРУПП ПРОДЛЕННОГО ДНЯ В РАМКАХ РЕФОРМЫ ШКОЛЫ 1958 ГОДА (НА ПРИМЕРЕ КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о причинах и начале возникновения таких форм организации образовательного процесса, как школы-интернаты и группы продленного дня. Отмечена связь системы образования с изменениями в социально-экономической сфере, которые, в свою очередь, приводят к изменениям в мотивациях поведения людей, в частности родителей. На основе анализа материалов областного архива исследован процесс становления школ-интернатов и групп продленного дня в Куйбышевской области в 50–60-е гг. ХХ века. Сделан вывод, что группы продленного дня были в свое время важным социально значимым начинанием. В рассматриваемый период производственная база страны расширялась, нужны были рабочие руки, начался массовый выход на производство женщин. В этой ситуации группы продленного дня оказались востребованными советскими семьями и настолько прижились в школе, что существуют по сей день, правда, уже не на общественных началах.
ПЕТР СЕРАФИМОВИЧ КАБЫТОВ: К ЮБИЛЕЮ ИСТОРИКА
Аннотация
В статье рассмотрены основные вехи научного пути известного российского историка П.С. Кабытова, освещены ключевые направления его исследовательской и научно-организаторской работы. Охарактеризован его вклад в разработку вопросов аграрной истории России второй половины XIX – начала ХХ в. Предметом анализа историка были не только социально-экономические отношения в российской деревне, но и психологический облик крестьянства, его менталитет, восприятие крестьянами тех перемен, которые совершались в пореформенной России. П.С. Кабытов стал одним из основателей и неформальных лидеров сообщества историков-аграрников Среднего Поволжья. Особое внимание уделено вкладу исследователя в создание обобщающей картины развития и конкретно-исторического исследования обширного региона на Юго-Востоке Европейской России, составной частью которого являлось и Самарское Поволжье. Показано, что под руководством П.С. Кабытова в Самаре сложилась историческая школа, интенсивно разрабатывающая проблемы общероссийской и региональной истории, историографии и методологии исторической науки.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КАК КОНТЕКСТ ОСМЫСЛЕНИЯ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается методология организации научной деятельности, результат которой выражается содержательным и ценностным аспектами. Принципы общенаучной методологии переносятся в область профессиональной педагогики: представляется алгоритм поэтапного решения педагогической задачи по определению результативной характеристики выпускника вуза на основе механизма идентификации структур в виде совокупности методологических принципов.
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И РАЗВИТИЕ АДАПТАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Аннотация
Статья посвящена проблеме выявления взаимосвязи снижения удовлетворенности жизнью и развития скрытых возможностей, определяющих успех процесса адаптации взрослых людей к условиям социально-экономического кризиса.
ПЛАНИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ОТКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Аннотация
В статье рассматривается задача планирования самостоятельной работы студентов, реализуемой в условиях открытой информационно-образовательной среды с учетом увеличения объема обрабатываемой информации, разной скорости ее обработки во время сбора материала, его интеллектуального осмысления и оформления результатов, а также существующих санитарных норм выполнения работ подобного вида.
КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ У ДЕТЕЙ: РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Аннотация
В статье обосновывается необходимость психолого-педагогической работы с родителями в период проявлений кризиса возрастного развития детей трехлетнего возраста. В контексте этой работы представлены данные о результативности программы по формированию психологической готовности родителей к возрастному кризису детей трех лет. Исходя из возрастных особенностей детей, автор обосновывает и предлагает направление подготовки родителей в процессе тренинговой работы с ними. В статье акцентируется внимание на содержании деятельности психологов по подготовке родителей к кризису трех лет у детей.
СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В статье представлена система формирования готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения в рамках тенденции модернизации образования; описаны элементы системы формирования готовности, методологические подходы, принципы и основные педагогические технологии, применяемые в курсе повышения квалификации преподавателей. Рассмотрена структура готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения. Обоснована эффективность работы системы: приведены результаты динамики значений компонентов готовности преподавателей вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности. Сделан вывод о росте показателей направленности преподавателей на применение средств электронного обучения для решения педагогических задач по организации учебного процесса.
ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ГИДА-ПЕРЕВОДЧИКА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Аннотация
В статье рассматривается понятие операциональной компетентности гида-переводчика, представляющейся определенным набором стратегий, т. е. упорядоченной последовательностью действий и операций по осуществлению профессиональной деятельности: стратегией восприятия текста; стратегией «перекодировки» сообщения; стратегией построения нового текста на языке перевода; стратегией предварительного создания сообщения; стратегией трансляции готового сообщения; стратегией контроля индивидуального и группового взаимодействия. Приведены тактики их реализации.
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье рассматривается актуальная для высшего образования задача формирования речевой культуры студента, необходимой для грамотного предъявления профессиональному сообществу своих достижений в форме устной или письменной коммуникации. Описывается опыт формирования речевой грамотности студентов Тольяттинской академии управления традиционными средствами (специальные дисциплины) и с помощью современных образовательных технологий.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ
Аннотация
В данной статье представлены результаты исследования особенностей связи креативности и стрессоустойчивости у профессиональных дизайнеров и студентов-дизайнеров. Анализ полученных данных позволяет определить условия, при которых учебно-профессиональная деятельность студентов-дизайнеров является продуктивной.
СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы подготовки квалифицированных кадров как стратегическое направление экономического развития страны; выделяются компоненты готовности к управленческой деятельности в соответствии с функциональными обязанностями руководителя учреждения среднего профессионального образования. Обосновывается роль и значение каждого компонента готовности к управленческой деятельности в формировании конкурентоспособных специалистов.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования успешности обучения учащихся, изучаются особенности восприятия субъектами образовательного процесса проблемы успешности обучения. Определяется специфика рассмотрения данной проблемы со стороны родителей, учащихся и учителей. Восприятие успешности является схожим во всех трех группах, опрошенные согласились с тем, что в основе успешности лежат результаты учащегося, но также респондентами подчеркивался социальный фактор успешности. Опрошенные отмечали, что современная образовательная система не способствует формированию успешности учащихся, что подчеркивает актуальность исследуемой темы.
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ АКТА ИЗОЛЯЦИИ В ИСКУССТВЕ
Аннотация
Изоляция рассматривается как творческий акт, в котором происходит переход границы значений, заданных знаковыми системами культуры и создающих новое видение объекта. Это видение заключает в себе динамику формирования новых значений, вступающих в противоречие и конфликт с заданностями системы культуры. Эта динамика структурно близка процессам, порождающим эффекты т. н. эпифании, а также возвышенного, смешного и пародийного.
ПОЭТИЧЕСКИЙ И ПРОЗАИЧЕСКИЙ ТИПЫ СТРОЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ
Аннотация
В статье рассматриваются понятия поэтический и прозаический типы строения художественной целостности (М.М. Гиршман), прозаический образ и образ в поэзии (Н.Д. Тамарченко). С опорой на работу М.М. Гиршмана «Ритм художественной прозы» выделяются признаки, определяющие строение художественного образа в поэзии и прозе и применяются при анализе рассказов А.А. Темникова «Снящийся лес» и «Другие Шестьдесят», представляющих прозу, в которой доминирует поэтический тип строения целостности. В статье также выдвигается предположение, что движение прозы к поэтическому типу строения целостности связано с проблемой аутентичности художественного высказывания, разрабатываемой в исследованиях Н.Т. Рымаря.
СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОТИВА МНИМОСТИ В РУССКОЙ ПРОЗЕ 1920-Х ГОДОВ
Аннотация
В статье идет речь о таком важном компоненте смыслового пространства культурного кода отечественной литературы, как мотив мнимости. Активная разработка этого мотива в искусстве связывается с особенностями человеческого сознания, постоянно сталкивающегося с противоречием между кажимостью и действительностью. Описываются разные виды реализации мотива мнимости в литературном произведении: изображение мнимого персонажа, введение мнимого события в структуру фабулы, акцент на чертах мнимости в хронотопе. Эти варианты художнической тактики рассматриваются на материале прозы П. Романова, С. Кржижановского, А. Чаянова, С. Заяицкого, Ю. Слезкина.
СТИЛЕВАЯ МНОГОСЛОЙНОСТЬ ДНЕВНИКА К.И. ЧУКОВСКОГО
Аннотация
Настоящая статья посвящена рассмотрению вопроса о стиле литературных дневников. В статье описываются два основных подхода к понятию «стиль», а также приводится разработанная на материале XIX века классификация теоретика жанра О.Г. Егорова. При опоре на дневниковое наследие XX века было выдвинуто предложение расширить классификацию ученого импрессионистическим и эссеистическим стилями.
Предметом непосредственного анализа становится дневник К.И. Чуковского, отличающийся стилевой многослойностью, которая обусловлена, с одной стороны, многомерностью сознания автора, а с другой – неизбежной эволюцией содержания дневника, который писатель вел на протяжении 69 лет (с 1901 по 1969 гг.). Особое внимание уделяется такой стилевой особенности жанра дневника, как присутствие «чужого» слова. В статье описываются способы включения в повествовательную ткань дневника «чужого» слова, характерные для записей К.И. Чуковского.
СОВРЕМЕННАЯ ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ПРОЗА В ПОИСКАХ НОВЫХ ИСТОЧНИКОВ ЧУДЕСНОГО
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению вопроса о том, как современная фантастическая литература меняет свое отношение к необычному, в чем начинает искать источники чудесного. Материалом для наблюдений служит проза известного фантаста Марии Галиной.
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ХРОНОТОПА В РОМАНАХ СТРУГАЦКИХ («ПОЛДЕНЬ, XXII ВЕК», «ГРАД ОБРЕЧЕННЫЙ»)
Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности функционирования жанров утопии и антиутопии в творчестве братьев Аркадия и Бориса Стругацких. Основное внимание уделяется изучению структуры взаимоотношений пространства и времени в художественном целом, в частности роли хронотопа как формально-содержательного явления прозаического текста. Сложная комбинация литературной утопии и антиутопии в исследуемых романах Стругацких инициирует использование анализа хронотопа для определения доминантного жанра. Выяснение характера временных и пространственных компонентов хронотопа позволяет установить признаки, имманентные определенным жанрам. Рассматриваются романы «Полдень, XXII век» и «Град обреченный». В названных произведениях братьев Стругацких специфика хронотопа дает возможность исследовать трансформацию номинальных признаков утопии и антиутопии в контексте влияния авторского замысла.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ КОМПОНЕНТОВ В НОМИНАТИВНЫХ ГРУППАХ
Аннотация
Статья посвящена изучению сочетаемости лексем, которые обозначают «часть целого». Лексическая сочетаемость рассматривается на основе анализа структурного типа ein Stück Fleisch и ein Stück frisches Fleisch в текстах прессы Германии, так как сочетания с существительным Stück обнаруживают наибольшее разнообразие лексического наполнения. Синонимические лексико-семантические варианты различаются разной употребительностью, разной сферой сочетаемости, особенностями сочетаемости (в которых проявляется смысловая направленность того или иного варианта). Согласно полученным данным, индивидуальная сочетаемость синонимичных существительных различна.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ИРОНИИ В АНГЛИЙСКОМ ДЕЛОВОМ ДИСКУРСЕ
Аннотация
На примере иронии в статье рассматривается одна из актуальных тенденций бизнес-коммуникации – все активнее проявляющаяся деконвенционализация и функциональная дерегламентация английского делового дискурса. Анализируется роль иронии как средства повышения образности, которое способствует порождению в дискурсе новых смысловых компонентов. Автор приходит к выводу: так как в деловых кругах англоязычные модели коммуникации воспринимаются как авторитетные и закрепляются в стиле общения представителей других наций, этому речевому средству следует уделять особое внимание при обучении деловой коммуникации. Таким образом, ирония как прием деловой риторики заслуживает серьезного изучения с точки зрения его использования для повышения эффективности общения и для более глубокого освоения иноязычной культуры.
МАТЕРИАЛЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К МЕЖДУНАРОДНЫМ ЭКЗАМЕНАМ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ: ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ
Аннотация
В настоящей статье предлагается анализ материалов по подготовке к международным экзаменам по немецкому языку в рамках образовательного дискурса. Особое внимание уделяется аспектам «участники» и «хронотоп», а также необходимым компетенциям участников. Автор приходит к выводу о том, что особенностью данного образовательного дискурса является погружение участника экзамена одновременно в два хронотопа с целью решения двух задач – собственно коммуникативной (совершить какое-либо речевое действие – запросить или сообщить информацию, дать совет и т. п.) и экзаменационной (структурировать свое высказывание таким образом, чтобы оно соответствовало определенным экзаменационным критериям).
НАИМЕНОВАНИЯ ЛЖИВОЙ И ПРАВДИВОЙ РЕЧИ В РУССКИХ ГОВОРАХ
Аннотация
Статья посвящена семантическому анализу лексических выражений концептов «Правда» и «Ложь» на материале диалектной лексики и фразеологии, связанных с речью. Выявлены основные компоненты смысла, регулярно дополняющие значение лживой речи в семантеме диалектного слова. Абстрактность понятий «правда» и «ложь», а также содержательных и коммуникативных признаков речевого акта при вербализации порождает большое количество метафорических наименований. Анализ метафорических моделей концептуализации понятий «Правда» и «Ложь» показал, что они имеют экстралингвистическую природу и в диалектной речи характеризуются высокой степенью лексического варьирования, при этом реализующиеся метафорические модели являются общеязыковыми.
НОВГОРОДСКИЕ БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ СУФФИКСОВ СУБСТАНТИВНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В ДРЕВНЕРУССКОМ ЯЗЫКЕ
Аннотация
В статье показана значимость новгородских берестяных грамот как источника изучения истории языка. Затрагивается фундаментальный вопрос о жанровой природе новгородских берестяных грамот. Рассматриваются словообразовательные средства выражения оценки. Анализируются оценочные суффиксы, на материале новгородских берестяных грамот определяются их линии развития.
«ЧЕЛОВЕК СКУЧНЫЙ» В МИРОВОЗЗРЕНИИ А.П. ЧЕХОВА (СЕМАНТИКО-КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ)
Аннотация
В фокусе внимания статьи находится рассмотрение репрезентации концепта «Скука» дериватами, которые в его структуре занимают приядерную зону. Семантика анализируемой концептуальной области связана с концепцией человека и вербализуется преимущественно адъективными лексемами, способными одновременно выразить эмоционально-оценочное отношение и обозначить ценностные критерии в подходе к объекту характеризации. Результаты анализа позволяют выделять в содержании концепта взаимосвязанные признаки «оценочность» и «ценностность», принадлежащие его аксиологической стороне. Через семантическую противопоставленность репрезентантов выявлена группа ценностно-ориентированных признаков концептуального понятия «человек скучный» в системе писателя.
КОНЦЕПТ «ХИНКАЛ» В КАВКАЗСКИХ ЯЗЫКАХ (НА МАТЕРИАЛЕ КАРТВЕЛЬСКИХ, АБХАЗО-АДЫГСКИХ И НАХСКИХ ЯЗЫКОВ)
Аннотация
В статье проводится лексический анализ термина «хинкал», имеющего дагестанскую этимологию, и лингвокультурологический анализ концепта «хинкал», обнаруживающего параллели в южнокавказских, северо-западнокавказских и нахских языках.
КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ И КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕРМИНА
Аннотация
В статье исследуется проблема понимания и объяснения коммуникативно-прагматического аспекта изучения ЯСЦ. Терминотворчество рассматривается как вид деятельности. Выявлены основополагающие принципы номинализации в авторском терминотворчестве. Когнитивный подход позволяет объяснить возникновение и эволюцию специальных понятий, обозначить причины и механизмы динамических процессов в профессиональной номинации. Ставится вопрос о влиянии языковой личности на процесс развития научного знания в связи с меняющимися когнитивно-коммуникативными потребностями ученых. Определяются актуальные задачи лексикографического описания терминов.