Том 26, № 3 (2020)
Научное обоснование стратегии регионального развития КНР во второй половине ХХ века (на материале работ китайских экономистов Ма Хуна и Ли Цзинвэня)
Аннотация
В статье на базе анализа основных произведений известных китайских ученых Ма Хуна и Ли Цзинвэня представлены научные выводы по вопросам реализации стратегии социально-экономического регионального развития КНР во второй половине ХХ в. по следующим направлениям: комплексной оценке политики «реформ и открытости», анализу рационализации систем управления экономикой, исследованию вопросов межрегиональной конкуренции и перспектив развития «социалистической товарной экономики». В китайской историографии вопросы стратегических социально-экономических преобразований находят отражение в монографиях экономистов, географов Ань Хусена, Ван Шэнцзина, Е. Юмин, Жэнь Баопина, Лю Вэйдуна, Сунь Цзювэня, Сунь Шанцина, У Шуцина, Цао Юйхоя, Цзин Юэцзюня, Чжан Вэньчжуна, Чжан Сяолэя и Чэн Бидина, а также на страницах таких журналов, как «Цзинцзи гуаньча» («Экономическое наблюдение»), «Чжунго гуне цзинцзи» («Промышленная экономика Китая»), «Чэнши гуйхуа» («Градостроительство»), «Цюйюй цзинцзи пинлунь» («Региональный экономический обзор»), «Гуоцзи вэньти яньцзю» («Исследования международных вопросов»), «Чжунго бяньцзян ши ди яньцзю» («Исследование истории и географии пограничных районов Китая»). Целью данной статьи стало выявление особенностей научного обоснования социально-экономических преобразований в КНР во второй половине ХХ вв. китайскими учеными-экономистами Ма Хуном и Ли Цзинвэнем. Для достижения данной цели при использовании метода логического и конкретного анализа основных произведений ведущих китайских ученых-экономистов были выявлены закономерности в научном обосновании реализации стратегии социально-экономического регионального развития КНР во второй половине ХХ века.
Горнодобывающая промышленность на землях Оренбургского казачьего войска в конце ХVIII – начале ХХ в.
Аннотация
В статье дается характеристика состоянию горнодобывающей промышленности на территории Оренбургского казачьего войска в конце ХVIII – начале ХХ в. Недра войсковых земель хранили следующие минеральные богатства: россыпи золота, медную и железную руды, каменный уголь и другие полезные ископаемые. На основе архивных данных автор приходит к выводу, что наибольшее развитие получила золотодобыча, хотя она практически не приносила войску дохода. Попытки войсковой администрации увеличить выделяемые государством субсидии за добычу золота в войсковых землях не имели результата. Кроме того, хищническое использование золотопромышленниками мест приисков ухудшало экологическую обстановку. Разработка других месторождений, содержащихся в недрах войсковой территории, находилась в застое. Самым высоким содержанием магнитного железняка славилась Магнитная гора. Несмотря на то что начиная с 1840 г. она находилась в границах Оренбургского казачьего войска, монопольное право на добычу магнитной железной руды практически принадлежало заводовладельцам Пашковым. Все иски с требованием выплаты компенсации за добытую руду, поданные в суд войсковой администрацией, остались без удовлетворения. Сами казаки практически не занимались добычей полезных ископаемых, а ограничивались лишь сдачей земли в аренду, которая регламентировалась в начале ХХ в. как на местном, так и на государственном уровнях. Однако отсутствие или отдаленность железных дорог и городов от мест, богатых природными месторождениями, были причиной нежелания заниматься их разработкой.
Городская периферия. Проблема стихийного роста территории Самары во второй половине XIX – начале XX в.
Аннотация
В статье анализируется эволюция городского пространства губернского центра Среднего Поволжья на примере Самары в ракурсе образования и развития периферии города. Вторая половина XIX – начало XX в. характеризуются стремительным ростом городского населения, что обусловило массовое возникновение рядом с регулярным городом новых поселений. Для Самары характерно стихийное строительство новых пригородных поселков, которое, как правило, велось жителями самовольно без согласования с городскими властями. Целью статьи является анализ воздействия фактора стихийности на формирование и развитие городского пространства. Анализируется влияние стихийных пригородов на городское пространство Самары и на формирование ее социокультурной идентичности. Выявляется роль Самарской городской думы в решении проблем стихийной застройки городской территории Самары на рубеже XIX–XX вв. Исследование проведено в рамках предметного поля исторической урбанистики и опирается на междисциплинарный и социокультурный подходы. В качестве источниковой базы исследования используются делопроизводственная документация, материалы периодической печати и эго-документы. Доказано, что возникновение стихийных пригородов было результатом несвоевременного реагирования власти на заселение городского пространства в период бурного экономического подъема и недальновидности имперской власти в планировании городской территории. Санитарное состояние стихийных поселений было крайне неудовлетворительным, что связано с близостью промышленных предприятий, недоступностью городских коммуникаций и скученной застройкой. В то же время бедность местного населения оказала воздействие на рост девиантных форм поведения. В связи с этим решение проблемы стихийных пригородов для городских властей приравнивалось к оздоровлению городской среды и улучшению качества жизни городского общества.
Дворянский род Буторовых в XIX веке (материалы генеалогического исследования)
Аннотация
Статья посвящена исследованию истории дворянского рода Буторовых в XIX – начале XX века. В статье рассматривается основание дарования им дворянства, реконструируется генеалогическое древо рода, прослеживаются социальные и экономические аспекты семейной истории (образование, служба, земельные владения). Основой методологии исследования являются историко-генетический и историко-сравнительный методы, позволяющие провести генеалогические исследования, проследить изменения в социальном и экономическом статусе рода и понять, насколько типичны они были для российского дворянства. Источниками исследования послужили архивные и опубликованные эго-документы представителей рода Буторовых, актовые материалы и геральдические документы, сохранившиеся в Сызранском филиале ЦГАСО и РГИА. Авторы приходят к выводу, что история рода Буторовых была типична для дворянских родов, произраставших из чиновничьей среды. Не имея большого дохода, Буторовы дважды смогли обзавестись поместьем: первое было куплено, второе досталось в приданое. Оба поместья были экономически рентабельными в те моменты, когда хозяева активно ими занимались, и чрезвычайно успешно приспосабливались к новым экономическим условиям. Нетипичным для столичных дворянских семей был отъезд Буторовых в провинцию – в имение, бывшее ранее частью одного из самых эффективных хозяйств Среднего Поволжья. Однако исследование показало, что это не привело к утрате горизонтальных связей с влиятельными придворными кругами, а, наоборот, укрепило их благодаря успешной учебе в престижных столичных учебных заведениях младшего поколения Буторовых в начале XX века. Буторовы состояли в родстве с такими известными дворянскими фамилиями, как Давыдовы, Татищевы, Хомяковы, Бестужевы, Поливановы; были вхожи в лучшие столичные гостиные и представлены ко двору. Расширение знаний об этом дворянском роде позволяет уточнить как социальные, так и экономические аспекты дворянского быта поздней Российской империи.
Крестьяне в органах самоуправления во второй половине XIX – начале XX в. (по материалам Вятской губернии)
Аннотация
В статье на основе новых выявленных документов фондов Канцелярии вятского губернатора и Вятского губернского присутствия Центрального государственного архива Кировской области исследуется проблема участия крестьян в органах сельского, волостного, земского самоуправления в период 1860–1910-х гг. Отмечается важная роль отмены крепостного права и земской реформы в изменении форм общественной активности среди крестьян. Автор делает вывод об общем подходе крестьянского населения к сельским и земским выборам, а также влиянии состава населения Вятской губернии на их результаты. Изучение рапортов земских начальников и ходатайств избранных должностных лиц позволило утверждать, что большинством крестьян общественная служба воспринималась как обременительная обязанность, отвлекающая от сельскохозяйственного труда. По этой причине в ходе выборов предпочтение отдавалось кандидатам среднего возраста, имеющим крепкое хозяйство. Даже не владея грамотой, они могли использовать свой жизненный и деловой опыт на благо общества без значительного ущерба для своего хозяйства. На основе анализа состава и журналов земских собраний автор приходит к заключению о формировании среди этой части крестьянства интереса к активной общественной деятельности. Выражением такого интереса стала служба в качестве гласного в течение нескольких сроков, избрание в члены и председатели управ, отстаивание своей точки зрения в ходе заседаний земских собраний. Опираясь на архивные документы, автор характеризует позицию земских начальников и других представителей местной администрации в отношении крестьянства как опекающую и покровительственную. Постоянное общение и хорошее знание крестьян помогало им в организации выборов.
Персонализированная профессиональная ориентация школьника: конструирование самореализации в деятельности
Аннотация
В статье авторы рассматривают методология принципиально новой организации подготовки школьников к осознанной ориентации в быстро меняющейся профессиональной среде, суть которой – формирование способности школьника осмысленно конструировать инварианты своей профессиональной деятельности, обеспечивающие актуальное изменение состояния объекта в процессе выдвижения и реализации собственных идей. Доказывают целесообразность введения в учебный план дисциплины «Мир деятельности», содержание которой направлено на формирование целостной параметрической модели профессиональной деятельности субъекта и осмысленную реализацию аксиоматической взаимосвязи изменений в структуре направленности деятельности с изменениями состояния параметров объекта в условиях реальной среды. Описывают механизм развития способности школьника осуществлять трансформацию и конструирование видов деятельности в процессе актуализации взаимосвязи направлений активности: производственное, экологическое, научное, художественное, управленческое, педагогическое, медицинское, физкультурное, потребность, цель, самоопределение, нормы, критерии, содержание, методы, способности, способы деятельности. Утверждают, что осознанное управление выбором актуальных взаимосвязей направлений активности и их контекстным наполнением информацией, отражающей реальное состояние и изменения среды деятельности, позволяет школьнику вырабатывать оригинальные идеи и создавать множество вариантов их реализации, открывать для себя широкий спектр профессиональных траекторий и возможности самореализации в деятельности. Выявляют показатели продуктивности персонализированной профессиональной ориентации школьников: повышение производительности интеллектуальной деятельности, повышение персональной мотивации и потребности в прогнозировании перспективных сфер и видов деятельности, снижение непродуктивной загрузки памяти знаниями об известных сферах деятельности и профессиях, конструирование профессиональной деятельности в выбранной сфере в реальном времени.
Педагогический аспект социальной адаптации подростков
Аннотация
В статье авторы выявляют особенности педагогической деятельности, направленной на оптимизацию социальной адаптации подростков из неполных семей. Определяются внутренние и внешние факторы, способствующие этому виду адаптации. Обращается внимание педагогов на существенные отличия процессов социальной адаптации подростков из полных и неполных семей, что важно учитывать в их педагогических приемах и методах работы, связанной с коррекцией некоторых неблагоприятных последствий социальной дезадаптации подростков из неполных семей.
Критерии развития социальной ответственности у будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации
Аннотация
В данной статье рассматривается ключевая проблема современной образовательной парадигмы – проблема развития личности. Автор выделяет в данной проблеме наличие нескольких противоречий, одним из которых является определение критериев развития. Фундаментальным качеством личности, считает автор, выступает ее социальная ответственность. Проблема социальной ответственности в обществе в настоящее время осознается многими как потенциальная опасность для человечества, что подтверждается активностью в рамках научно-исследовательских работ в данной области. Поэтому понятие социальной ответственности личности как феномена в науке сложилось достаточно устойчиво. Серьезной проблема социальной ответственности является в сфере профессиональной деятельности. Специфика военно-профессиональной деятельности военнослужащего требует разработки собственных критериев для оценки ее развития. Анализ военно-профессиональной деятельности будущего офицера свидетельствует о необходимости рассмотрения социальной ответственности у данной категории лиц с позиции трех ее критериев: отношение к деятельности, отношение к другим людям, отношение к себе самому. Данная гипотеза была проверена и доказана в результате проведенного исследования. Исследование осуществлено в три этапа. На первом этапе был определен ряд личностных признаков, которые относятся к социальной ответственности личности. Второй этап предполагал экспертный опрос по нахождению уровня проявления признаков социальной ответственности в группе курсантов с высоким уровнем социальной ответственности. На завершающем этапе была проведена процедура факторного анализа, по результатам которого установлено, что высокий уровень социальной ответственности личности будущего офицера в равной степени определяют все три группы ее критериев.
Региональная лексикография: зоологическая лексика в тематическом словаре
Аннотация
В статье освещаются результаты работы над одним из разделов тематического словаря самарских говоров. Новизна исследования видится в применении методики идеографического описания к обширному лексическому материалу, извлеченному из неопубликованных картотек диалектологических экспедиций в села Самарской области. Сообщается, что в качестве основного источника тематической группы зоологической лексики используется языковой корпус словарных фиксаций, составленный с применением методики предъявления респондентам тематического вопросника. Осуществляется тематическая классификация зоологической лексики, в результате которой выделяются два основных смысловых блока: «Дикие животные» и «Домашние животные». Подчеркивается, что оба смысловых блока являются сложными системными образованиями с развитой дифференциацией диалектных номинаций. Обращается внимание на то, что в первом блоке преобладают наименования рыб, птиц, насекомых и пресмыкающихся, а большую часть второго блока составили названия животных и птиц, выращиваемых в домашнем хозяйстве. Констатируется разнообразие лексико-словообразовательных диалектных модификаций слов, наличие продуктивных аффиксов. Поднимается вопрос о возможности системного идеографического представления в диалектном словаре иноязычных наименований отдельных представителей животного мира, заимствованных русскими из языков народов Поволжья. Автор статьи утверждает, что материал самарских говоров оптимально отражается в словаре, составленном с применением методики идеографического описания. Делает вывод о том, что выявленные в результате исследования системные связи в тематической группе зоологических наименований могут быть использованы в комплексной характеристике вторичных говоров Поволжья наряду с фактами других уровней диалектного языка.
О некоторых направлениях изучения медиадискурса в современной отечественной лингвистике
Аннотация
В данной статье приводится попытка описания основных современных направлений изучения языка масс-медиа. В связи с глобальным проникновением и влиянием языка СМИ практически на все сферы общения изучение аспектов его функционирования выходит на первый план научных исследований как в зарубежной, так и в отечественной лингвистике. Главенствующий в языкознании подход рассмотрения языка в его использовании в определенной коммуникативной среде и с учетом когнитивных особенностей участников процесса общения дает возможность рассматривать тексты СМИ как медиадискурс, включающий в себя различные формы функционирования языка в печатной и электронной прессе, а также учитывающий влияние канала его передачи: телевидения, радио, печатной прессы, Интернета и др. В результате этого становится необходимым не только определить новые основания для классификации текстов данной сферы, но и разработать методы анализа и описать его влияние на другие сферы функционирования языка. Основной целью данной статьи выступает анализ некоторых направлений изучения языка СМИ, активно разрабатываемых в современной лингвистике и позволяющих получить определенное понимание процессов и тенденций в этой сфере. Автором были выбраны такие направления исследований, как медиалингвистика, медиастилистика и изучение медиаязыка как дискурсосферы. Эти подходы являются наиболее востребованными и известными в научной сфере, что подтверждается огромным количеством опубликованных статей и монографий. Результатом этого исследования становится системное описание основных особенностей данных направлений, описание выдвигаемых типологий и методов исследования.
Сопоставительное исследование коммуникативного поведения русских по сравнению с китайцами
Аннотация
Противоречивая ситуация глобализации и активных деловых контактов между гражданами России и Китая складывается при недостаточном взаимном знакомстве участников общения с лингвокультурными и поведенческими различиями в менталитетах обоих этносов. Изучение данных различий облегчает как непосредственное понимание чужого высказывания, так и создание позитивных контактов, не отягощенных конфликтогенными факторами. В этих условиях особую значимость приобретает знание совокупности вербальных и невербальных средств высказывания русскоязычных и китаеязычных участников коммуникации, включая фразеологические и этикетно-жестовые особенности. Автор подчеркивает важность разграничения и учета пассивной (рецептивной) и активной (продуктивной) стратегий взаимодействия при обучении студентов, которые лишь в совокупности способны обеспечить успешную коммуникацию с использованием неродного языка. Основная концепция кинесики (науки о невербальных средствах коммуникации) заключается в том, что по лицам людей в не меньшей степени, чем по их словам, можно судить о многом, в том числе об актуальном психологическом, эмоциональном состоянии. Изучение невербальных средств коммуникации основывается на идее о том, что каждый из атрибутов тела, будь то форма, размер и т. п., приобретает свое значение при определенных коммуникативных условиях. Автор делает вывод о необходимости сочетать собственно лингвистические и коммуникативные навыки общающихся с творческим их осмыслением, сопоставляя с соответствующими явлениями в родном языке и родной культуре.
Использование семантики новизны в рекламных текстах для презентации качества товара
Аннотация
В статье автор исследует функционирование лексем новый, инновации, новинка, по-новому, обновленный в рекламных текстах, так или иначе сообщающих о высоком качестве рекламируемого продукта. Материалом для настоящей статьи послужили около 500 единиц крупнейшей базы рекламных видеороликов канала Rusreklama на сайте youtube.ru, объектом продвижения которых являются автомобили и смартфоны. Определены наиболее частотные словарные значения слова новый, используемые в рекламных текстах. Выявлены наиболее частотные модели использования лексемы новый, Проведенный анализ показал, что в рекламной коммуникации для продвижения рекламного объекта используются все имеющиеся словарные значения слова новый и семантически соотносительных с ним слов. Выбор тех или иных лексико-семантических вариантов этих слов в том или ином случае зависит от цели, которую преследует рекламодатель, и тактик, которые он при этом использует. Несмотря на исключительно прагматическую направленность рекламного дискурса, как показало исследование лексем со значением новизны, в тексте в полной мере используется семантический потенциал языковых единиц, позволяющий реализовать различные речевые приемы воздействия на потребителя применительно к разным объектам рекламы.
Ономастическое пространство малоформатных англоязычных аннотаций учебной и научной литературы
Аннотация
В статье авторы проводят анализ специфики лексических единиц, формирующих ономастическое пространство текстов специализированной рекламы. Исследование выполнено на материале англоязычных аннотаций, рекламирующих учебные пособия и научные труды в каталогах британских и американских издательств за 2019–2020 гг. Целью работы стало выявление семантических и прагматических параметров имен собственных с точки зрения их роли в реализации прагматической задачи текста. Аннотации учебных и научных изданий рассматриваются как специфические синкретичные образования, характеризующиеся малым объемом текста и одновременно сочетающие прагматику и языковую специфику рекламного и академического дискурсов. В частности, существенное в процентном отношении количество имен собственных в текстах аннотаций рассматривается как проявление научного дискурса, способствующее реализации воздействующей функции рекламного текста. На основе семантического анализа ономастических единиц, а также в результате количественных подсчетов определяются ядерные и периферийные семантические кластеры онимов. Далее, в ходе дискурсивного анализа, выявляется прагматический потенциал имен собственных и описывается механизм осуществления воздействующего эффекта. Так, прагматически нагруженными оказываются имена авторов, упоминания их званий и должностей, названия книжной продукции, названия университетов и их локаций. Кроме того, реализации рекламной функции способствуют названия литературных премий, названия разделов книги, а также имена собственные, конкретизирующие сведения о времени появления издания в продаже. Периферийное положение занимают разнородные по своей семантике имена собственные, обусловленные тематической направленностью конкретного издания. Высокий удельный вес ономастических единиц в малоформатных рекламных аннотациях, а также высокая степень их концентрации в узком тематическом сегменте позволяет сделать вывод, что имена собственные обладают высоким прагматическим потенциалом и являются действенным инструментом реализации прагматической задачи текста в целом за счет одновременной реализации функций информирования и воздействия.
Прецедентные феномены и стереотипы в лингвокультурном пространстве: точки соприкосновения и расхождения
Аннотация
Статья посвящена исследованию двух видов культурных знаков – прецедентных феноменов и стереотипов. Углубление интереса к процессам межкультурной коммуникации, к тому, что предопределяет ее успех или неудачу, что обусловливает ту или иную оценку коммуникативного поведения представителя культурного социума, определило не только стремительное развитие лингвокультурологической парадигмы, но и потребовало нового осмысления вопросов взаимосвязи языка, культуры и сознания. Прецедентные феномены и стереотипы представляют собой благодатную почву для исследования таких вопросов, как культурная маркированность языковых знаков, вербализация когнитивных структур, характеристики, обеспечивающие общность культурно-языкового пространства, многообразие аспектов культурно-языковой личности. Целью данной статьи является сопоставление прецедентных феноменов и стереотипов с тем, чтобы определить их общие черты и линии дифференциации. Исследование осуществляется на материале англоязычных текстов художественной литературы и прессы, что позволяет выявить этнокультурные коннотации прецедентных феноменов и стереотипов, отражающих устойчивые представления носителей английского языка о тех или иных явлениях действительности. Исследование позволило заключить, что характеристиками, разделяемыми прецедентными феноменами и стереотипами, являются социокультурная маркированность обоих анализируемых видов культурных явлений, их надличностный характер, редуцированно-инвариантный способ хранения в сознании представителей лингвокультурного сообщества, ценностная окрашенность и дейктичность. Как показало исследование, различия между прецедентными феноменами и стереотипами пролегают по линиям «эмерджентность – не-эмерджентность», «монореференциальность – полиреференциальность», «метафоричность – не-метафоричность», «степень способности моделировать поведение коммуникантов».
Типы дериватов с префиксом mega- в синхронно-диахроническом описании
Аннотация
В статье описываются дериваты с префиксом mega- в английском языке с точки зрения типов реализуемых в них словообразовательных значений. Изучение функционирования компонента древнегреческого происхождения в синхронно-диахронической перспективе позволило установить причины и описать механизмы его дальнейших деривационных преобразований на материале английского языка. На почве заимствующего языка прилагательное μέγας подвергается межуровневой конверсии и используется в качестве префиксального элемента в составе разнообразных дериватов. Генетически присущая компоненту квантитативная семантика реализуется в составе терминологических единиц, в которых префикс выполняет роль терминоэлемента. В других дискурсивных областях функция количественной идентификации обозначаемого сочетается с функцией оценки. В дериватах, относящихся к научно-популярному или коммерческому дискурсу, префикс mega- выполняет функцию выделения объекта из ряда однотипных и маркирует его как исключительный феномен. Использование в процессе анализа методики профилирования позволило описать внутренний механизм формирования словообразовательных значений производных с префиксом mega-. С помощью контекстуального анализа и анкетирования информантов – носителей английского языка – осуществлена дифференциация между префиксами mega- и super-, используемыми в функции оценки. Установлено, что в английских дериватах префикс mega- маркирует наивысшую степень градации качества характеризуемого объекта и присоединяется к основам, референты которых способны оцениваться на основе количественных признаков. Присоединение префикса super- не связано с наличием в значении корневой морфемы параметрических характеристик, что обусловливает его оценку носителями языка как маркера меньшей степени проявления оцениваемого качества.
Рефлексивный дискурс в проектной деятельности: по итогам межкультурного проекта «Рильке и Россия»
Аннотация
Межкультурный проект осуществлялся совместно кафедрой немецкого языка СГСПУ и коллегами из педагогического института Людвигсбурга (ФРГ). Реализовался проект в двух направлениях: как компактный семинар для немецких и русских студентов и как курс повышения квалификации для учителей немецкого языка Самары. Новизна статьи заключается в когнитивно-прагматическом анализе рефлексивного дискурса в межкультурной проектной деятельности. Рассматриваются два вида рефлексивного дискурса: проспективно-установочный и ретроспективно-оценочный. Разрабатывается понятие ролевого субъекта в межкультурном дискурсе. Основное внимание уделяется критериям, отличающим анализ дискурса от анализа текста, а именно, категориям субъекта и его ролевого статуса, соотнесенности дискурсивных фрагментов друг с другом, а также концептуальным доминантам последних. Концептуальные доминанты определяются по частотности их репрезентантов. Устанавливаются языковые средства выражения рефлексии русскими и немецкими ролевыми субъектами. Оценочные суждения сравниваются в межкультурном плане. Материалом исследования послужили рукописные записи устных проспективных и частично ретроспективных высказываний ролевых субъектов (модераторов и обучаемых) и 28 письменных рефлексивных текстов студентов и учителей. Результаты исследования систематизируют особенности рефлексивного дискурса в межкультурной проектной деятельности: направленность как на собственную деятельность, так и на деятельность обучаемых; расширение рефлексивной сферы обучаемых, формирующих ожидания реципиентов к восприятию готовых проектных продуктов; имплицитно ретроспективный характер проспективных фрагментов, обобщающих предварительный этап работы над проектом; возможность письменной фиксации оценочной рефлексии и межкультурного сопоставления содержания и языкового оформления дискурсивных фрагментов; доминантные концепты в оценке ролевыми субъектами участия в межкультурном проекте.
‘Thare is na leid on life of lordship hym like’: языковые средства изображения короля Артура в поэме «Голагр и Гавейн»
Аннотация
В исследованиях последних лет неоднократно отмечалось, что король Артур в памятниках шотландской словесности – фигура неоднозначная: с одной стороны, он благородный и отважный воитель, с другой – надменный захватчик, стремящийся овладеть всем миром. Противоречивость образа легендарного короля в шотландских памятниках во многом обусловлена историко-политическими различиями и их рефлексами в мифологии Англии и Шотландии: в последней в эпоху позднего Средневековья сложилась своя концепция легендарной истории, а миф об Артуре как законном властителе всей Британии воспринимался в том числе и как угроза собственной национальной независимости. Настоящая статья посвящена изучению языковых средств создания образа Артура в одном из двух сохранившихся шотландских романов артуровского цикла – в романе «Голагр и Гавейн» анонимного автора, созданном в XV в. «Голагр и Гавейн» – памятник, продолжающий традиции возрождения английского аллитерационного стиха в Шотландии на местном языке скотс; язык и стиль поэмы характеризуется использованием таких традиционных средств, как субстантивные эпитеты, формулы, повторяющиеся атрибутивные комплексы с аллитерирующими между собой компонентами. Исследование показало, что в данной поэме легендарный король изображен великодушным и справедливым, практически идеальным правителем, возвращающим Голагру (и Шотландии в его лице) отнятую было независимость. Величие и благородство короля неоднократно подчеркивается в тексте поэмы при помощи традиционных средств аллитерационной поэзии: качества, отраженные в хвалебных эпитетах, повторяются раз за разом, с многочисленными вариациями, в реализациях поэтических формул и закрепляются в субстантивированных прилагательных.
Фразеология Урса Видмера: пример одного произведения
Аннотация
В статье акцентируется внимание на неоднородности терминологии фразеологических исследований и на актуальности понимания фразеологии как совокупности характерных способов языкового выражения у отдельного автора. Цель исследования – выявить особенности фразеологии швейцарского немецкоязычного автора Урса Видмера (1938–2014) на материале конкретного произведения – цикле миниатюр под названием Berufe! («Профессии!»). Объектом исследования являются фразеологические единицы данного текста, а задачами – систематизация фразеологизмов, определение особенностей их модификаций, установление роли фразеологизмов в художественной семантике текста. Систематизация фразеологизмов приводит к выделению двух основных групп – немодифицированных и модифицированных фразеологизмов. Модифицированные фразеологизмы, в свою очередь, в соответствии с классификацией Г. Бургера, разделяются по способам модификации и анализируются на нескольких примерах. Выявляется, что в тексте превалируют немодифицированные фразеологизмы, а среди модифицированных главными оказываются формально-семантический и семантический способы модификаций. Классификация Г. Бургера становится наиболее подходящим способом упорядочить авторские модификации фразеологизмов в литературном произведении, поскольку она, базируясь на принципе семантической маркированности, выделяет формально-семантический тип модификаций, объединяющий как структурные, так и семантические сдвиги. В статье анализируется также влияние фразеологизмов и их модификаций на семантические и стилистические особенности художественного текста. Выявляется, что фразеологизмы способствуют созданию черт разговорного стиля, приема «потока сознания» и формированию общей экспрессивной тональности произведения. Также подтверждается, что фразеологизмы благодаря своей амбивалентной природе становятся генераторами языковой игры, которая возникает при их модификации. Результатами языковой игры являются создание комического эффекта, эффекта иронического дистанцирования и передача экспрессивной оценочной позиции автора. Статья намечает как дальнейшую перспективу исследования возможность определения особенностей «фразеологии автора» в рамках его литературного творчества в целом.
Структурные особенности и специфика функционирования аббревиатур в профессиональном дискурсе (на примере лексики атомной отрасли)
Аннотация
В статье выделяются три основания классификации инициальных и смешанных аббревиатур, относящихся к лексике атомной отрасли: по лексико-грамматическому разряду (апеллятивы, номены, онимы), характеру произношения (алфабетизмы и акронимы) и происхождению (исконные и заимствованные аббревиатуры). Исследование типовых характеристик аббревиатур осуществляется с использованием описательного, контекстуального, прагматического и структурного методов анализа с целью выявления специфических особенностей, свойственных аббревиатурам, функционирующим в профессиональном дискурсе, на языковом материале, относящемся к лексике атомной отрасли. По результатам исследования были сделаны следующие выводы, фиксирующие общие и специфические характеристики аббревиатур в профессиональном дискурсе: 1) с коммуникативно-дискурсивной точки зрения процесс аббревиации обеспечивает успешность коммуникативного акта благодаря экономии объема высказывания, краткому и четкому выражению мысли; 2) в то же время использование аббревиатур вне профессионального дискурса может привести к коммуникативной неудаче из-за существующей дискурсивной антиномии «свой – чужой», определяющей носителей профессионального знания и людей, не включенных в соответствующий профессиональный дискурс; 3) преобладание аббревиатур-апеллятивов объясняется обилием многословных терминов, характерных для развивающейся отрасли и молодой терминологической системы; 4) специфическими особенностями аббревиатур-номенов можно назвать особую смысловую нагрузку их числовой либо буквенной части, мотивированную для профессионалов и неясную для остальных носителей языка; 5) аббревиатуры-онимы, включающие эргонимы и хрематонимы, образуются в соответствии с общеязыковыми тенденциями; 6) преобладание алфабетизмов над акронимами, нехарактерное для современного русского языка, вызвано обилием многословных терминов, зачастую образующих аббревиатуры с труднопроизносимыми сочетаниями звуков, а также стремлением сохранить информационную значимость компонентов и процессами омонимического отталкивания.
Этнокультурный немецкий текст «Kalendergeschichte»: прототипические особенности композиционно-сюжетной организации текстовой структуры
Аннотация
Для лингвистов XXIвека, занимающихся вопросами типологии текстов, особый интерес представляют типы текста, недостаточно изученные с лингвистических позиций. К ним можно отнести немецкоязычные «календарные истории», развившиеся из «календаря» как зарождающегося средства массовой информации в этнокультуре Германии. Занимательные историко-сатирические рассказы сентенционального характера вышли за рамки календаря в начале XIX века и образовали самостоятельный литературный жанр «календарная история» (нем. Kalendergeschichte). С целью выявления прототипических особенностей композиционно-структурной организации данного типа текста автором статьи проводится анализ календарных историй из сборника И.П. Хебеля «Сокровищница рейнского друга дома» (SchatzkästleindesrheinischenHausfreundes). В результате сквозного анализа текстов сборника установлено, что в основе «календарной истории» как особого типа этнокультурного немецкого текста лежит композиционно-речевая форма «повествование», лаконизм текстовой актуализации которой позволяет отнести исследуемый тип текста к малым эпическим жанрам. Литературно-художественный нарратив «календарной истории» отличается наличием единой сюжетной линии, четкой структурно-композиционной организацией текстового целого с прагматическим фокусированием трех «сильных позиций» текста – заглавия, начала и конца. Типичным для «сильной позиции» заголовка является сообщение информации об основном виде деятельности главного героя, характере сюжетного события и месте его действия. К основным видам композиционно-смыслового оформления начальных позиций «календарной истории» относятся, кроме того, экспозиция, авторская ремарка и завязка. Важную композиционную роль в этом типе текста играют анализируемые в статье три типа конечных позиций текста: пуанта, развязка после пуанты и морализаторская авторская ремарка, которая может представлять собой заключительный акт календарной истории, общий совет для практического применения, пространное рассуждение на морально-нравственную тему.