Том 20, № 9 (2014)

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ И ИММАНЕНТНОЕ В СТРУКТУРЕ МИРА ИСЛАМСКОЙ ОНТОЛОГИИ

Даудов Р.Х., Ярычев Н.У.

Аннотация

В статье раскрываются основные виды взаимосвязи трансцендентного и имманентного в структуре мира исламской онтологии. Рассматриваются все возможные варианты, как трансцендентное (бог, душа, потусторонний мир) связано с имманентным (всем земным, материальным), обосновывается актуальность данного направления для философии ислама. Описываются 4 модели взаимосвязи, указываются затруднения исламских философов при обосновании связи трансцендентного и имманентного, приводятся основания для выделения различных подходов исламских философов к данной тематике. Особое внимание уделяется характеру изменения видов взаимосвязи с течением времени у исламских мыслителей. Акцент делается на единстве онтологии ислама, несмотря на разные подходы исламских философов к объяснению того, каким образом трансцендентное переходит в имманентное и наоборот.



Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):9-13
pages 9-13 views

ФЕНОМЕН ПОНИМАНИЯ В ОСНОВОУСТРОЙСТВЕ БЫТИЯ-ВОТ (ПРИСУТСТВИЯ)

Голенков С.И.

Аннотация

В статье анализируется место и роль феномена понимания
в фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера, его со-
отношение с расположением и речью в конституировании
разомкнутости «бытия-вот» (Dasein).

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):14-20
pages 14-20 views

УНИВЕРСИТЕТ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ: «ОБИТАНИЕ В РУИНАХ» ИЛИ НОВЫЙ ЗОЛОТОЙ ВЕК?

Лехциер В.Л.

Аннотация

Статья поднимает тему утраты университетами стандартных
моделей самообоснования в эпоху транснациональной глобаль-
нойэкономики, «когнитивного капитализма» иинституциональ-
ного прагматизма. Cтавится проблема влияния новых цивили-
зационных факторов на традиционные образовательные фор-
маты университета, способы учебной и научной коммуникации,
описываются отрицательные и положительные стороны этого
влияния. Особое внимание уделено макро- и микроаспектам
влияния на современный университет появившихся и увеличи-
вающихся с каждым днем глобальных открытых многопользо-
вательских и бесплатных учебных площадок и новых техноло-
гий электронных дистанционных коммуникаций

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):21-29
pages 21-29 views

«МОЛОДОСТЬ – ЭТО ВЕНОК НА ГОЛОВЕ ИЗ ПОЛЕВЫХ ЦВЕТОВ»: ТОЧКИ ОТСЧЕТА И КОНСТРУКТЫ СОВЕТСКОЙ МОЛОДОСТИ

Митрофанова С.Ю.

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос конструирования
молодости информантами разных поколений в советском обще-
стве, выделяются точки отсчета и конструкты советской моло-
дости на основе анализа текстов биографических интервью. Ме-
тодологической основой данной работы послужилj конструкти-
вистское направление П. Бергера и Т. Лукмана, а также идеи
социального времени Э. Гидденса и В.И. Ильина, позволя-
ющиеобозначить саммеханизмконструированиямолодостичерез
точки ее отсчета. Ярко звучат в текстах интервью такие точки,
как осознание ответственности и самостоятельности, создание
семьи, смерть родственника, начало трудовой карьеры и первые
самостоятельные заработки, переезды. В качестве точек отсчета
молодости назывались также приобретение огорода, получение
спортивного разряда, значимые для информанта даты. Выявле-
ны точки отсчета, которые являются «эликсиром» молодости.
Сужение или расширение границ молодости по «точкам» выво-
дит на определенные конструкты молодости. Были выделены
конструкты «отсутствующей», «усеченной», «продолженной»,
«вернувшейся» молодости, молодости как периода «решания»,
как «золотого времени», как активности в спорте, пионерии,
комсомоле, стройбригадах и вместе с тем молодости как «раз-
виздяйства», как «sex, drugs, rock and roll».

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):30-39
pages 30-39 views

ГОРОД КАК ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Бедаш Ю.А.

Аннотация

В статье рассматривается городская культура как продукт эмоционального капитализма. Речь идет о культуре, в которой ключевую роль играют визуальное потребление, эстетизация и индустрия иконического (туризм, фотография, дизайн и мода), а экономический и эмоциональный дискурсы сливаются воедино. С принятием всего многообразия процесса эмоционализации фокусируется внимание на особенностях эстетизации города и критическом рассмотрении отдельных ее форм – диверсификации, милитаризации и одомашнивания городского пространства.
Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):40-45
pages 40-45 views

ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ В ЭПОХУ ЕГО ТЕХНИЧЕСКОЙ ВОСПРОИЗВОДИМОСТИ: ДЕИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

Серебрякова З.O.

Аннотация

Предметом рассмотрения в статье является процесс радикального изменения института журналистики. Для его трактовки автор предлагает использовать социологическое понятие деинституциализации. Называются причины этого процесса, в частности свободный доступ к информации и развитие тех- нических средств, позволяющих многократно ретранслировать одно и то же сообщение по разным каналам. Сам процесс деинституциализации трактуется как явление постмодерна, и в наиболее общем приближении он может быть описан классической метафорой перехода от корневого сознания к ризоме. Деинституциализация порождает ряд проблем, таких как проблема авторства текста, проблема непрофессионализма, проблема достоверности информации и т. д., которые могут быть исследованы в русле современных социальных теорий.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):46-54
pages 46-54 views

КОНАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ ЭКОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

Чердымова Е.И.

Аннотация

В статье рассматривается экопрофессиональное сознание
как результат интеграции экологической и профессиональ-
ной подготовки в целях устойчивого развития. Уделяется вни-
мание конативному компоненту экопрофессионального со-
знания студентов, намерению студентов к профессиональной
деятельности в соответствии с экологическим императивом,
вести практические исследования и делать выводы по техно-
генной нагрузке на окружающую среду профессиональной
деятельности

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):55-58
pages 55-58 views

ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА ФРАНЦУЗСКОГО ХОРЕОГРАФА МОРИСА БЕЖАРА НА СОВЕТСКИХ ХОРЕОГРАФОВ ПОКОЛЕНИЯ 1960–1980-Х ГГ.

Володченков Р.Г.

Аннотация

В данной статье выявляются характерные особенности творческого почерка французского хореографа Мориса Бежара, оказавшего влияние на советских хореографов поколения 1960–1980-х гг.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):59-64
pages 59-64 views

РУССКИЙ ВОПРОС В РОССИИ

Молевич Е.Ф.

Аннотация

 В статье исследуется уникальное своеобразие положения русского народа в структуре межнациональных отношений современной России, выясняются исторические – с советских времен, а также современные причины сложившейся в Российской Федерации дискриминируемости русского народа, ее реальная многоплановость и эволюция. Анализируются теоретическое содержание понятия «русский вопрос» и двойственная природа – внутренняя и внешняя – его существования.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):65-72
pages 65-72 views

СЕНГИЛЕЕВСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ВОЛЖСКОГО ТОРГОВОГО ПУТИ

Гисматулин М.Р.

Аннотация

Статья посвящена Сенгилеевскому поселению, расположенному в Ульяновской области. Памятник датируется Х–XIV вв. На поселении найдены клад украшений XI–XII веков, импортные изделия.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):73-77
pages 73-77 views

ИСТОЧНИКОВАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Борзых Н.Е.

Аннотация

В статье рассматриваются исторические источники по изу- чению школьного учебника отечественной истории XIX – начала ХХ вв., предпринята попытка их систематизации по группам, дается обзорная характеристика каждой группы.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):78-83
pages 78-83 views

ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В КАЗАЧЬЕЙ СРЕДЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКИХ КАЗАКОВ)

Годовова Е.В.

Аннотация

В статье представлен такой аспект повседневной жизни орен-
бургских казаков, как школьное образование. Автор отмечает,
что, несмотря на увеличение во второй половине ХIХ века ко-
личества школ, отношение оренбургских казаков к школе, учи-
телям, к научному знанию имело двойственный характер: одни
видели в этом благо, другие обременение и тягость. О процессе
обучения и воспитания в казачьей среде автор повествует с
позиции гендерного подхода. Желание девочек учиться в школе
очень часто подавляли родители, прежде всего матери, для ко-
торых дочери были главными помощницами по хозяйству.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):84-90
pages 84-90 views

ЕФРЕМ ИГНАТЬЕВИЧ МЕДВЕДЕВ

Кабытова Н.Н., Кабытов П.С.

Аннотация

Статья посвящена анализу научного наследия заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора исторических наук, профессора Ефрема Игнатьевича Медведева, который во второй половине 1950-х – до начала 1980-х гг. являлся лидером в изучении аграрной истории Поволжья. Рассмотрен начальный период научной деятельности Е.И. Медведева, который, возглавляя Татарский Центральный архив, инициировал ряд сборников документов и материалов, характеризующих революционное движение в армии в период Первой мировой войны. Отмечено влияние на формирование мировоззрения историка профессоров Н.Н. Фирсова, Н.Н. Эльвова, а также сотрудников Татарского Истпарта Е.И. Чернышова, М.К. Корбута. Авторы указывают, что со второй половины 1950-х гг. главным направлением деятельности Е.И.Медведева становится изучение массового аграрного движения в период второй российской революции и Гражданской войны в Поволжье. Актуальность статьи заключается в изучении концептуальных представлений Е.И.Медведева, которые сформировались на рубеже 1920-х – первой половины 1930-х гг. и в полной мере оформились в ходе работы над докторской диссертацией и написания ряда монографий на материалах Поволжья. Указывается, что его выводы и наблюдения были сформулированы в рамках марксистско-ленинской методологии. Методологическую основу исследования составляют принципы историзма, объективности, системности, комплексности. Базой для исследования послужили историографические исследования российских историков и научные труды Е.И. Медведева. В статье изучено научное наследие Е.И. Медведева по аграрной истории Поволжья периода второй российской революции, показан его вклад в разработку проблем истории поволжского крестьянства.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):91-98
pages 91-98 views

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ТОПЛИВ И МАСЕЛ (ЦИАТИМ) В 30–50-Е ГГ. ХХ ВЕКА: ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Курятников В.Н.

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые аспекты многогранной деятельности Центрального научно-исследовательского института топлив и масел. Вводятся в научный оборот малоизвестные факты о проведенных его сотрудниками исследованиях, имевших важное значение для развития нефтяной промышленности Урало-Поволжья.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):99-103
pages 99-103 views

STUDIA GALLICA: АНГЛИЧАНЕ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПАРИЖА XII В

Гладков А.К.

Аннотация

В статье анализируется роль и значение английских магистров и студентов в интеллектуальной жизни Парижа XII в. Автор исследует «Металогик» и «Энтетик» Иоанна Солсберийского, «Источник философии» Годфруа Сен-Викторского, а также другие оригинальные источники, реконструирует характер научных коммуникаций в латинской культуре XII в.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):104-109
pages 104-109 views

КАНАДСКИЕ КОНСЕРВАТОРЫ В 1990-Е ГГ.: ПЕРЕЛОМНЫЙ ЭТАП В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ

Комаров А.Н.

Аннотация

Статья посвящена переломному этапу в истории развития канадского консерватизма, посвященному борьбе прогрессивных консерваторов за власть на всеобщих выборах 1993, 1997 и 2000 гг. под руководством К. Кэмпбелл, Ж. Шаре и Дж. Кларка. Автор уделяет внимание особенностям избирательных кампаний консерваторов, их попыткам реорганизации партии и пересмотра своих программных установок. В работе подчеркивается, что канадский консерватизм является частью общемировой общественно-политической идеологии.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):110-114
pages 110-114 views

СОСТАВ И СТРУКТУРА ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ «РЕЧЬ» В САМАРСКИХ ГОВОРАХ

Баженов Н.Ю.

Аннотация

В статье описывается фрагмент лексической системы самарских говоров лексико-семантическое поле, включающее обозначения, денотативно связанные с речевой деятельностью. Рассматриваются основные линии семантической дифференциации исследуемого поля, представленные в научной литературе. Опыт семантических исследований диалектной лексики говорения, выполненных на материале разных говоров, показывает, что лексика речи организуется на основе трех базовых аспектов речи – внешнеакустического, содержательного, или концептуального, и коммуникативного. Анализ лексико-семантических объединений обозначений речевого действия в русских говорах и лексико-семантических групп, составляющих ЛСП «Речь» в литературном языке, дает основание судить об общности их системной организации.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):115-121
pages 115-121 views

Грамматические омонимы в словарях иностранных слов

Пашкина О.Ю.

Аннотация

В статье рассматривается вопрос об отражении явления грамматической омонимии в современных словарях. Анализируются способы лексикографической подачи иноязычных слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи; отмечаются новые ряды омонимов. Дается рекомендация по представлению грамматических омонимов в структуре словаря.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):122-127
pages 122-127 views

ВНУТРИЯЗЫКОВАЯ ТРАКТОВКА ЛАКУН

Савицкая Е.В.

Аннотация

В статье критически анализируются принципы межъязыко- вой трактовки лакун и выдвигаются аргументы в пользу их внут- риязыковой трактовки. Имеются веские основания полагать, что межъязыковая трактовка выходит за допустимые пределы толко- вания термина лакуна; она противоречит самой сущности поня- тия ‘лакуна’ (пробел, нехватка элемента). По этой причине автор основывается на платформе внутриязыковой трактовки лакун.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):128-132
pages 128-132 views

ДИСКУРСНЫЕ МАРКЕРЫ КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖАНИЯ, УСИЛЕНИЯ И УТОЧНЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДИСКУРСЕ

Каменский М.В.

Аннотация

В статье подводятся итоги исследования когнитивных возможностей дискурсных маркеров, поддерживающих, усиливающих и уточняющих когнитивные представлений в дискурсивном взаимодействии. В исследовании применен авторский метод автоматизированной обработки текста.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):141-145
pages 141-145 views

СРЕДСТВА ВЕРБАЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММУНИКАНТОВ В ИНТЕРВЬЮ

Нестерюк Ю.В.

Аннотация

В статье предлагаются итоги исследования способов вербальной реализации коммуникативного взаимодействия участников общения в рамках интервью. В основу исследования положен динамический (деятельностный) подход, позволяющий описать факторы, определяющие протекание коммуникативного диалога.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):146-153
pages 146-153 views

ОСОБЕННОСТИ СТИЛИЗАЦИИ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ В СОВРЕМЕННОМ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОМ КОМИКСЕ

Ейкалис Ю.В.

Аннотация

В статье анализируются особенности стилизации разговорной речи в современном немецкоязычном комиксе, описываются используемые стилистические средства всех языковых уровней, определяются функции стилизации в тексте комикса.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):154-160
pages 154-160 views

Основы формирования концептов гиперонимического уровня

Балакин С.В.

Аннотация

В настоящей статье рассматривается принцип формирования концептов суперординатного уровня. Актуальность данного исследования заключается в попытке решить два фундаментальных вопроса об онтологической сущности концептов, о направлении их развития и о естественном ходе концептуализации и категоризации.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):161-164
pages 161-164 views

ФАМИЛИИ ТЮРКСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ В ПАМЯТНИКАХ ПИСЬМЕННОСТИ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО

Гурская Ю.А.

Аннотация

 В статье рассматриваются структурно-семантические особенности антропонимии тюркского происхождения в аспекте этнолингвистических отношений, существовавших на территории Великого княжества Литовского в XIV–XVI вв. Зафиксированы процессы взаимовлияния, унификации антропонимических систем на полиэтнической территории.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):165-170
pages 165-170 views

Философия и литература как пространства эстетических провокаций: и снова о Достоевском и Ницше

Антипов А.А.

Аннотация

 В статье рассматривается эстетическая сторона творчества Достоевского и Ницше, открывающая новые пути их постижения: теория Ницше обнаруживает близость с христианством, а в «великом Пятикнижии» Достоевского открываются явные антихристианские тенденции – оба мыслителя стоят у порога ХХ столетия и по-разному провоцируют человечество на эстетический и мировоззренческий бунт.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):171-178
pages 171-178 views

ИСПОВЕДАЛЬНЫЕ ДИСКУРСЫ В РОМАНАХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» и Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

Бондарчук Е.М.

Аннотация

Исповедальные высказывания героев в «Братьях Карама- зовых» и «Докторе Живаго» рассматриваются как компонен- ты житийного жанра в мультижанровом целом романов. Ис- следуется отличие идейных откровений рациональных героев от откровений души, принадлежащих героям иррациональ- ного склада. Подчеркнута кульминационная роль этих рече- вых фрагментов в сюжетных линиях героев, а также их зна- чимость как способа выражения авторского сознания в рам- ках субъектной формы выражения авторского сознания.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):179-184
pages 179-184 views

ИЛЛЮЗИЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ В ДРАМАТУРГИИ В. СЛАВКИНА

Кислова Л.С.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности драматургии Вик- тора Славкина, отражающей, следуя тенденциям, намети- вшимся в русской драматургии на рубеже 70–80-х годов двад- цатого века, трагическую преемственность поколений сквозь призму сознания героев-«шестидесятников» и молодых пред- ставителей контркультуры восьмидесятых. Деструкция офи- циальных ценностей присутствует в текстах В. Славкина за счет маргинализации центральных персонажей.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):185-189
pages 185-189 views

УТОПИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЛЮБОВЬ В НОВЕЛЛЕ И. БАХМАН «ВСЕ» («ALLES»)

Моросеева Д.Д.

Аннотация

Статья посвящена философским основаниям мировоспри- ятия и поэтики И. Бахман, раскрываемым через проблему взаимодействия языка и сознания. Рассматривается проблема перехода границ между реальностью и утопией как формой ментального эскапизма. Утопии И. Бахман противопоставля- ет любовь как особый язык, способный примирить субъекта с окружающей действительностью.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):190-194
pages 190-194 views

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ГЛЕБА АНФИЛОВА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЛИТЕРАТУРЫ БАМЛАГА

Смыковская Т.Е.

Аннотация

Статья рассматривает судьбу и творчество Глеба Анфилова в контексте литературы БАМлага. Поэтическая судьба Г. Анфи- лова представлена в двух ракурсах. С одной стороны, он попы- тался приспособиться к лагерной реальности и стать частью официальной бамлаговской литературной среды, с другой – оставался верен эстетическим принципам эпохи Серебряного века. В статье использованы ранее не представленные в науч- ном дискурсе архивные данные и стихотворные тексты.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):195-201
pages 195-201 views

СИМВОЛИЗМ ГЕТЕ В ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКЕ М. ХАЙДЕГГЕРА

Саяпова А.М.

Аннотация

В статье рассматривается то, как феноменологическая герменевтика М. Хайдеггера, выявляя подтекстовые уровни в гетевских словах (образах), выходит на их сущностное, онтологическое содержание, что позволяет говорить о схожести типов творческого мышления двух представителей философской мысли в понимании мироздания и человека в нем.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):202-206
pages 202-206 views

СИМВОЛИЗМ ГЕТЕ В ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКЕ М. ХАЙДЕГГЕРА

Саяпова А.М.

Аннотация

В статье рассматривается то, как феноменологическая герменевтика М. Хайдеггера, выявляя подтекстовые уровни в гетевских словах (образах), выходит на их сущностное, онтологическое содержание, что позволяет говорить о схожести типов творческого мышления двух представителей философской мысли в понимании мироздания и человека в нем.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):202-206
pages 202-206 views

ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ИНТЕГРАТИВНОГО ПРОФИЛЯ

Николаева С.В.

Аннотация

В статье представлены алгоритмы выделения структурных компонентов готовности к профессиональной деятельности спе- циалиста интегративного профиля и модель личности специа- листа, способной интегрироваться в различные сферы деятель- ности с учетом региональных социо-экономических условий.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):207-212
pages 207-212 views

СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Куриленко Л.В., Стрельникова В.Н.

Аннотация

Статья посвящена проблеме профессиональной деятельности специалистов социальной работы на современном этапе развития общества. Делается акцент на специфике профессиональной деятельности специалистов социальной работы, позволяющей эффективно решать профессиональные задачи.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):213-216
pages 213-216 views

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ–БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

Баканова И.Г.

Аннотация

В статье рассматривается проблема профессионально-личностного развития студентов-будущих экономистов в соответствии с их возрастными особенностями.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):217-221
pages 217-221 views

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Никулина И.В.

Аннотация

В статье раскрывается сущность понятия конфликтологической компетентности, представлены результаты диагностики отношений преподавателей вуза к конфликту, стратегий реагирования преподавателей в ситуации конфликта, конфликтогенов, свойственных преподавателям вуза.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):222-226
pages 222-226 views

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Черкасова О.В.

Аннотация

В статье анализируются проблемы воспитания детей в семье на современном этапе развития общества, рассматриваются подходы к психолого-педагогической работе с родителями, представлены основные идеи программы Т. Гордона «Тренинг эффективности родителя», основные положения программы А. Адлера–Р. Дрейкурса.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):227-231
pages 227-231 views

ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Егорова У.Г.

Аннотация

В статье обосновывается необходимость просвещения родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков. В контексте этой работы представлены результаты изучения склонности к отклоняющемуся поведению среди подростков. Предлагаются способы просвещения родителей подростков по профилактической деятельности.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):232-236
pages 232-236 views

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ

Шадрин А.А.

Аннотация

 В данной статье изложены результаты изучения взаимосвязи характеристик социальной фрустрированности и субъективного эмоционального благополучия курсантов, выявлены основные фрустраторы, определены наиболее значимые из них. Раскрыты особенности взаимосвязи показателей социальной фрустрированности и субъективного благополучия на разных этапах обучения в военном вузе. Обнаружен рост и снижение взаимосвязей на разных этапах профессиональной социализации.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):237-244
pages 237-244 views

Социокультурный анализ психологии восприятия времени

Горькая Ж.В.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности психологического вос- приятия времени на разных этапах культурно-исторического развития. Описывается влияние особенностей социокультурных отношений на восприятие и переживание психологического времени личности. Обосновывается необходимость использования категории концепта для выявления доминирующей модели времени в культуре. Дается развернутый анализ динамики изменения кон- цепта психологического времени личности в контексте культурных ценностей. Выделяются социокультурные концепты психологического времени личности. Описываются особенности восприятия и переживания концептов «несуществующего времени», «времени как жизни», «времени как возможности», «времени как движения», «времени как капитала», «времени как ресурса».

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):245-250
pages 245-250 views

Наркомания: особенности и взаимосвязь отношения к болезни зависимых и созависимых

Лисецкий К.С., Литягина Е.В.

Аннотация

Cтатья содержит результаты эмпирического исследования отношения к наркомании как болезни у наркозависимых, а также восприятие болезни и отношение к наркозависимому как больному у созависимых родственников и близких.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):251-257
pages 251-257 views

ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ ИНТЕНЦИИ КОНСТИТУЦИИ В ОБЫДЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Мышкина М.С.

Аннотация

Статья посвящена анализу личностных смыслов интенции Конституции в обыденном политическом сознании студентов в условиях вариативности современного российского высшего образования. Анализируются характер совпадений официального значения и личностных смыслов, их содержательные особенности у студентов систем «бакалавриат» и «специалитет». Показано, что личностные смыслы интенции конституции студентов специалитета отличаются от аналогичных у студентов-бакалавров количественным преобладанием, семантической точностью и содержательным разнообразием. Это косвенно характеризует их как значительно более активных участников конкретных содержательных отношений с государственной властью, свидетельствует об их достаточно адекватных представлениях и оценках политических реалий, более широкой, чем у студентов системы «бакалавриат», гражданской позиции, о большем потенциале политического поведения, осознания возможностей и ответственности за их принятие или отвержение, за личностный выбор.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):258-265
pages 258-265 views

ДУХОВНОСТЬ И ЕЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ С ПРАВОСЛАВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

Акопов Г.В., Морозова Е.А., Чернышова Е.Л.

Аннотация

Анализируется специфика значений понятий: духовность, душевность, истинность, познание, сопереживание. В контексте современности, в условиях социализации инновационных практик в их столкновениях с устоявшейся традицией возрастает многосторонне роль информационно подготовленного осознанного выбора в противоборстве либерализации и экстремизации повседневной культуры. Возможности многоконфессионального духовного образования наряду со светским рассматриваются на опыте детского епархиального образовательного центра.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014;20(9):266-271
pages 266-271 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах