Том 25, № 3 (2019)

Весь выпуск

ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ПУБЛИКАЦИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКОГО СОСТАВА КАЗАЧЬИХ ВОЙСК

Годовова Е.В., Васильев И.Ю.

Аннотация

Представлен обзор современных публикаций, посвященных изучению этнического состава Донского, Кубанского, Терского, Оренбургского, Уральского, Сибирского, дальневосточных казачьих войск. Этноконфессиональным ядром казачества выступало православное восточнославянское население, но в него также входили представители тюрко-монгольских и кавказских народов, исповедовавших ислам и буддизм. В обзорном исследовании приводятся сведения российских, украинских и казахских ученых об основных этнических группах, которые составляли население казачьих войск к концу ХIХ в., когда по своему правовому статусу казачество представляло собой военно-служилое сословие. Показана специфика структурирования своей идентичности, характерная для казаков-неславян разных войск, организационная основа этой идентичности. Также дано описание взаимодействия этноязыкового и конфессионального факторов в формировании различных идентичностей внутри казачьих войск. Анализ исследований в этой проблемной области показал, что научные изыскания в большей степени направлены на изучение этнического состава войск на этапе их формирования и развития. Авторы научного обзора приходят к выводу, что исследователям, во-первых, необходимо обратить внимание на установление причин вступления представителей различных этносов в ряды казачества, коллективность либо индивидуальность принятия казачьего статуса. Во-вторых, проанализировать, являлись ли группы иноэтничных казаков структурными единицами локальной социальной организации восточных славян либо не зависели от нее. В-третьих, насколько организация общества разных групп казаков была унифицирована либо имела различия. Это особенно важно в условиях абсолютного количественного и организационного преобладания восточнославянского казачества в указанное время. В-четвертых, как проходила аккультурация в казачьих войсках и какие социальные институты и группы реализовывали этот процесс.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(3):7-15
pages 7-15 views

«ЧЕРНАЯ ЧЕЛОБИТНАЯ» ДЕСЯТНИКА В. ЗОРИНА В СТРЕЛЕЦКОМ ВОССТАНИИ 1698 Г.: ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПЕРЕСМОТРА ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОГО СТАТУСА ДОКУМЕНТА

Заплетин В.В.

Аннотация

В статье исследуется вопрос о правомерности сложившейся начиная с XVII в. историографической традиции отнесения документа «черная челобитная Петру I» десятника В. Зорина в событиях восстания 1698 г. к виду челобитных. Продолжительное время документ рассматривался как челобитная на основании соотнесения социального статуса авторов документа – стрельцов и его адресата – царя Петра I. Автор выдвигает и обосновывает гипотезу о правомерности пересмотра источниковедческого статуса документа и придания ему статуса письма. Процедура верификации проводится в соответствии с имеющимися источниковедческими классификациями на основе детального анализа формуляра документа. С привлечением источников фактического материала верифицируются приводимые составителем документа в качестве исторических фактов сведения. Исследование основано на принципах историзма и многофакторности исторического процесса. В рамках историко-антропологического анализа использованы сравнительно-исторический, сравнительно-аналитический и диалектический методы исследования. Предприняв сущностно-содержательное рассмотрение текста «черной челобитной», автор констатирует отсутствие в нем обязательных, характерных для челобитных и сказок конца XVII в., признаков и приходит к выводу о наличии оснований для отнесения документа к виду писем. Вольный стиль письма наилучшим образом соответствовал скрытым намерениям и позволил десятнику В. Зорину придать документу задуманный смысл «бунташного» манифеста. Автор приводит аргументы, позволяющие интерпретировать указанное в аппрекации Аминь как подтверждение намерения исполнить обет, с которым и следует соотносить текст документа. Как итог исследования автор формулирует новое название документа.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(3):16-22
pages 16-22 views

ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ XVII–XVIII ВВ. В РАКУРСЕ КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ САМОБЫТНОСТИ РОССИИ

Кутищев А.В.

Аннотация

Статья посвящена военной истории периода позднего феодализма. В центре исследования – марши, перемещения и передислокации войск. Эта обыденная и вместе с тем неотъемлемая сторона любой войны в исследовании приобретает несколько необычное для военно-исторической науки освещение. Традиционные взгляды – в военно-политическом или утилитарно-профессиональном ракурсе – остаются за рамками настоящей статьи. Исследование явлений и фактов походно-полевой реальности, объяснение причинно-следственных связей в военной среде, попытки постигнуть смысл войн и военного дела осуществляются с позиции культурно-цивилизационного подхода.
Из методического инструментария автор в большей степени опирается на сравнительный анализ, систематизацию и сопоставление основных маршевых показателей в ходе Великой Северной войны (1700–1721 гг.) и Войны за испанское наследство (1701–1714 гг.).
Исследование военных походов основано на обширной и разносторонней историографической базе, представленной архивными материалами, отечественными и иностранными источниками, мемуарами очевидцев событий, перепиской и корреспонденцией непосредственных участников, описаниями войн и походов и т. д. В статье анализируются военные кампании русской армии Алексея Михайловича и Петра Великого, войск Карла XII, Людовика XIV, Евгения Савойского, Дж. Мальборо. Протяженность коммуникаций, погодно-климатические особенности, социально-экономическая инфраструктура, состояние дорог и другие маршевые факторы рассматриваются через призму цивилизационной рефлексии. Как результат складывается отношение к общему и особенному в походно-полевой обыденности войск как к специфическому проявлению самобытности разных культур и цивилизаций. Оно отражается в многообразии форм и образов: в готовности к преодолению трудностей полевой жизни, в суровости или относительном комфорте условий службы, в степени обеспеченности, в настроениях солдатской массы. Формируется особенный культурно-ментальный климат внутри военного социума. В конечном счете военная сфера, являясь производной от культурного, исторического, этнического многообразия, помогает познать смыслообразующие характеристики цивилизации, роль культур и обществ в развязывании войн, в стремлении к миру, их отношение к добру и злу, к месту человека в этом мире.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(3):23-34
pages 23-34 views

ИНОСТРАНЦЫ В РОССИЙСКОЙ ПРАВЯЩЕЙ ЭЛИТЕ В ПЕРИОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I И АННЫ ИОАННОВНЫ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Столяров О.Д.

Аннотация

В статье рассматриваются группы иноземцев, входивших в российскую правящую верхушку при Петре I и Анне Иоанновне. Под иноземцами понимаются лица иностранного происхождения, либо родившиеся за пределами России, либо в пределах страны, но в семьях, сохранивших свою идентичность. Правящая элита определяется как группа лиц, официальное и неофициальное положение которых позволяло им влиять на принятие политических решений. В статье проводится сравнительный анализ групп иностранцев, входивших в российскую правящую элиту при Петре I и Анне Иоанновне по ряду параметров – численность, степень влияния, степень интегрированности в русское общество и т. д. Анализируются причины, по которым в некоторых отношениях положение иностранцев в правящей группе было одинаковым в обе исследуемые эпохи, а в других – кардинально различным. Сделан вывод, что количество иноземцев в правящей верхушке во второй четверти XVIII в. медленно, но неуклонно увеличивалось, особенно в 1730-е гг. Это было связано по преимуществу с причинами конъюнктурного характера, прежде всего с тем, что в аннинское царствование российская правящая верхушка пополнилась представителями курляндского окружения императрицы. Также с рядом оговорок сделан вывод, что в обстоятельствах возвышения иностранцев при Анне Иоанновне большую роль, чем в правление Петра I, играл фаворитизм, а степень интеграции этих иноземцев в русское общество уменьшалась.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(3):35-40
pages 35-40 views

«ОСОБОЕ МНЕНИЕ» МЕНЬШИНСТВА СОВЕТА МИНИСТРОВ ПО ПОЛЬСКОМУ ВОПРОСУ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Плещеева А.В.

Аннотация

С началом Первой мировой войны польский вопрос для Российского государства вновь превратился в серьезную внешнеполитическую проблему, которая потребовала поиска новых путей для его решения. Интерес России к Польше носил стратегический характер и определялся близостью этого государства к театру военных действий, что могло вызвать серьезные осложнения у российского правительства. Задача России в Первой мировой войне в общем виде была выражена в воззвании Верховного Главнокомандующего великого князя Николая Николаевича к полякам. Но в среде российского правительства оно было встречено неоднозначно. Обсуждению польского вопроса было посвящено пять заседаний Совета министров. Мнения по этой проблеме были запрошены у различных правительственных ведомств. Острые дискуссии по польскому вопросу вызвали раскол в правящих кругах России. При этом представители различных ведомств не хотели прислушиваться к точке зрения противоположной стороны. В целом можно выделить две резко противостоящие друг другу группы внутри царского правительства. Одна из них объединялась вокруг министра иностранных дел С.Д. Сазонова и выступала за изменения в курсе Российского государства в отношении Польши. Другая группа, состоящая из Н.А. Маклакова, И.Г. Щегловитова и М.А. Таубе, была противником уступок полякам. В статье анализируется специальная записка, которая формулировала их «особое мнение» по польскому вопросу. Эта записка представляет особый интерес, так как определяет военные цели в Первой мировой войне по степени их важности для России.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(3):41-47
pages 41-47 views

ВООБРАЖАЯ М. ГОРЬКОГО: ШТРИХИ К СОВЕТСКОМУ МИФУ О «БУРЕВЕСТНИКЕ РЕВОЛЮЦИИ»

Кознова И.Е.

Аннотация

В момент появления в прессе «Песня о Буревестнике» М. Горького адресовалась широким демократическим кругам. Однако большевики, используя близость Горького к своей партии, монополизировали многозначные образы этого произведения, закрепив за писателем звание «Буревестника пролетарской революции». Наиболее полно оно было представлено в книжном очерке известного журналиста М. Кольцова «Буревестник. Жизнь и смерть Максима Горького» (1938). Описывая жизнь Горького, Кольцов соединил в ней соцреалистический канон о «выходце из народа» и «борце пролетариата» с модерным представлением о просветителе и энциклопедисте, о человеке, который «сделал себя сам». Хотя влияние культа вождя и политических репрессий на идейную и содержательную концепцию книги было сильным и она предлагала нужную «верхам» версию гибели Горького, а Кольцов в своей журналистской практике сам способствовал формированию горьковского мифа, он благодаря личному дружескому общению с Горьким, их тесному творческому сотрудничеству и своему литературному таланту затронул аспекты, особенно волновавшие писателя в его поисках нового человека – антипода мещанина. Горький предстает культурным героем эпохи в апофеозе молодости, энергии, движения. При этом Кольцов интегрировал в очерк важные для общественной практики своего времени вопросы поиска прошлого, отвечающего потребностям социалистического строительства, и способов повествования о нем. Очерк отразил выдвижение на первый план в политике национально-патриотической версии прошлого и переход на второй план его революционной версии.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(3):48-57
pages 48-57 views

СОЗДАНИЕ КООПЕРАТИВНОЙ ГРУППЫ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РОССИИ (1912–1915 ГГ.)

Коновалов И.Н.

Аннотация

В статье исследуется проблема участия представителей кооперативного движения дореволюционной России в политической жизни страны. Этот вопрос до сих пор остается дискуссионным среди специалистов, тем более что сами кооператоры неоднократно заявляли о своей аполитичности и нейтралитете.
Целью данной статьи является анализ эпизода, связанного с участием кооператоров в создании кооперативной группы в Государственной думе России. Данный сюжет из истории кооперативного движения представляет несомненный интерес для исследователей. Затрагивая малоизвестные сюжеты непосредственного участия кооператоров в избирательном процессе, он расширяет и дополняет наши представления о недостаточно известных аспектах деятельности кооперации по созданию кооперативной группы в Государственной думе.
Для достижения поставленной цели были выявлены и рассмотрены архивные источники, проанализированы мнения теоретиков кооперации и высказывания представителей кооперативных организаций по этому вопросу. Исследована подготовительная работа кооператоров, приведены примеры отношения политических партий к созданию кооперативной группы в Государственной думе России. В основу статьи положены общенаучные принципы познания, такие как историзм и объективность. Указанные принципы помогли оценить суть исследуемой проблемы, учитывая различные точки зрения как ученых, так и современников изучаемых событий. Анализ политики государственных учреждений по отношению к кооперативному движению показал, что система государственной власти традиционно была направлена против возникавших общественных ассоциаций и движений, правительство не желало передавать хотя бы малую часть своих полномочий в руки кооперативных учреждений, в то время как все время возраставшая роль кооперации в экономической жизни страны одновременно увеличивала и ее политические притязания. К участию в работе Государственной думы кооператоров склоняли и политические партии, которые всячески поддерживали оппозиционные настроения кооператоров.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(3):58-62
pages 58-62 views

СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Галина Г.Ф.

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы международного сотрудничества в сфере развития медицинской отрасли Республики Казахстан после распада СССР. Обострение социально-экономических проблем на постсоветском пространстве вызвало кризис и в сфере здравоохранения. На основе анализа материалов в статье показывается обоснованность вовлечения разных ресурсов для улучшения ситуации в системе медицинского обслуживания населения, в том числе сотрудничество с международными организациями в процессе формирования национальной системы здравоохранения, ориентированной на мировой уровень. Выделяются основные направления сотрудничества зарубежных государств и организаций в процессе реформирования и адаптации системы здравоохранения к новым социально-экономическим условиям переходного периода. Утверждается, что Казахстан как одно из крупных государств на постсоветском пространстве сумел выстроить стабильные и взаимовыгодные отношения с Россией и многими другими странами, не нанося ущерба своим национальным интересам. Автор показывает наиболее значимые направления связи с международными организациями (ВОЗ, структурами ООН, разными иностранными центрами), также межправительственные контакты с иностранными государствами в целях обмена опытом, усовершенствования и развития новых областей в медицине и здравоохранении, которые способствовали вхождению независимого Казахстана в мировое пространство.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(3):63-69
pages 63-69 views

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧЕБНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Руднева Т.И., Соловьева С.В.

Аннотация

Система образования в сфере культуры и искусства имеет исторически сложившуюся структуру. Данная структура является наиболее устойчивой и подвергается наименьшим преобразованиям в отличие от профессиональной подготовки в других сферах социокультурных отношений. Успешность в профессиональной деятельности и самореализация ее выпускников во многом зависят от организации взаимодействия всех участников образовательных отношений. На руководителей структурных подразделений образовательной организации в сфере культуры возлагается основная ответственность за эффективность деятельности всей образовательной организации в целом независимо от того, какой уровень образования данная организация реализует.
Министерством культуры Российской Федерации были разработаны критерии оценки эффективности деятельности подведомственных образовательных организаций, включающие все аспекты ее деятельности: критерии по основной деятельности образовательной организации; критерии по финансово-экономической деятельности, исполнительской дисциплине образовательной организации; показатели для определения размеров стимулирующих выплат для работников образовательных организаций исполнительского искусства. Кроме того, Министерством труда и социального развития РФ разработан профессиональный стандарт, определяющий трудовые функции руководящих работников образовательных организаций. Наличие данных нормативных документов позволило обосновать правомерность компетентностного подхода к определению результативной характеристики руководителей учебных подразделений образовательных организаций в сфере культуры (управленческая компетентность) и разработать ее структуру с учетом принятого в управлении поведенческого подхода к определению сути понятий «компетентность» и «компетенция». В статье обосновываются условия, которые определяют эффективность деятельности любого коллектива в долгосрочной перспективе, а сформированность пороговых и глубинных компетенций, входящих в структуру управленческой компетентности руководителя, будет способствовать развитию художественного и социокультурного образования в Российской Федерации.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(3):70-74
pages 70-74 views

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Капранова В.А., Соловова Н.В.

Аннотация

В статье авторы анализируют проблему подготовки профессорско-преподавательского состава вузов к осуществлению организационно-управленческой деятельности. Данная проблема рассматривается в контексте современных тенденций развития высшего образования (демократизации, интернационализации, повышения открытости образовательных систем, расширения интеграционных процессов, информатизации, перехода от моно- к меж- и трансдисциплинарным исследованиям), которые выдвигают новые требования к образовательным программам высшего образования и обуславливают их трансформационные изменения. Показано, что на смену традиционному подходу к управлению образовательными программами приходит инновационный, предполагающий делегирование полномочий руководителя образовательной программы отдельному специалисту, компетентному в вопросах прогнозирования, реализации, рефлексии и принятия эффективных управленческих решений. В связи с этим происходят не только содержательное изменение и усложнение традиционных видов профессиональной деятельности преподавателя, но и появление в ней элементов бизнес-процесса, в частности увеличение «доли» организационно-управленческих функций в процессах проектирования, дизайна, реализации, оценки качества и гарантии конкурентоспособности образовательной программы. В управлении образовательными программами высшего образования заметно разделение контуров управления на академическое управление (руководитель образовательной программы и академический совет программы) и административное управление (учебный офис и менеджер образовательной программы).

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(3):75-81
pages 75-81 views

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Резниченко М.Г., Помельникова Е.А.

Аннотация

Подготовка специалистов информационной безопасности является одной из первоочередных государственных задач в связи с расширением областей применения информационных технологий, что обуславливается рядом факторов. Успешность профессиональной деятельности специалиста информационной безопасности является характеристикой его профессиональной деятельности в случае признания обществом и им самим полного обеспечения режима защиты информации от информационных угроз. Дается анализ уже проведенных исследований, посвященных подготовке специалистов информационной безопасности в вузе, и доказывается необходимость формирования интегративного свойства личности специалиста информационной безопасности (готовности к успешной профессиональной деятельности) как основы для реализации профессиональных функций (информационно-аналитической, проектной, технологической, интерактивной, рефлексивной). Адекватно функциям определяются компоненты готовности (ориентационный, целеполагающий, операционный, коммуникативный, оценочный), качества личности (ответственность, субъектность, профессиональная мобильность, коммуникабельность, творческая активность), составляющие основу данных компонентов, и критерии их сформированности (этическое сознание, профессиональное самосознание, профессиональная, социальная и акмеологическая направленность).  Описывается процесс формирования компонентов готовности к успешной профессиональной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода. На базе его принципов (индивидуализации, субъектности, самоактуализации, доверия и поддержки, творчества и успеха) определяются методы (наглядные и вербальные, индуктивные и дедуктивные, репродуктивные и проблемно-поисковые, методы стимулирования интереса) формирования личностных качеств специалиста информационной безопасности.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(3):82-88
pages 82-88 views

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Никулина И.В., Снежкова А.Э.

Аннотация

Мотивация учебной деятельности является одним из ключевых аспектов обучения. Проведенные психологические, педагогические исследования доказали значимую роль мотивационных переменных в эффективности учебной деятельности. Актуальность проблемы мотивации учебной деятельности обусловлена, с одной стороны, возрастающим интересом государства к реализации потенциала личности для ее дальнейших достижений, которые являются основой развития современного информационного и высокотехнологичного общества, а с другой стороны, снижением внутренней учебной мотивации в процессе обучения. Внутренняя мотивация учебной деятельности гарантирует успешность и значительные достижения обучающегося в учебном процессе, что, в свою очередь, напрямую связано с дальнейшим прогрессом не только его лично, но и в совокупности людей – всего общества в целом. Внутренняя мотивация учебной деятельности определяется системой мотивов, находящих отражение в интересе к содержанию учебной деятельности, в создании продуктивного результата, в получаемом удовольствии от процесса познания, от решения  интеллектуальных задач. Внутренняя учебная мотивация обуславливает академические достижения, позитивную динамику успеваемости, а также является условием психологического благополучия. Методы исследования: анализ и синтез научных идей и результатов исследований в сфере мотивации; обобщение и систематизация фактов и положений о мотивации учебной деятельности; изучение мотивации учебной деятельности обучающихся.
В статье представлено определение мотивации учебной деятельности, дан сравнительный анализ понятий «мотивация» и «мотив». Рассмотрены мотивы, относящиеся к внешней (мотив социального одобрения, боязнь наказания, мотив общения, внеучебная школьная мотивация) и внутренней (познавательный интерес, мотивация достижения, осознание социальной необходимости, мотив самореализации) мотивации учебной деятельности. Проанализированы результаты анкетирования обучающихся 5–11 классов, выделены ведущие мотивы учебной деятельности на каждом из возрастных этапов.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(3):89-94
pages 89-94 views

СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГЛАГОЛОВ ФИНАЛЬНО- ОТРИЦАТЕЛЬНОГО СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Годизова З.И., Цянь В.

Аннотация

Статья посвящена глаголам финально-отрицательного способа действия, выражающим семантику негативных последствий действия.
Глаголы финально-отрицательного способа действия не привлекали активного внимания исследователей. Представляется интересным и актуальным рассмотреть указанные глаголы с точки зрения функционально-стилистической; определить, за счет чего создается семантика негативных последствий действия в этих глаголах: в какой степени она выражена самим глаголом, а в какой степени определяется контекстом; следует уточнить само понятие «негативные последствия действия».
В процессе исследования были использованы следующие методы: наблюдения, описания, функционально-семантического анализа, при анализе и обобщении языковых явлений применялась количественная методика.
Материалом исследования послужили примеры из произведений русских писателей (Ф.М. Достоевского, В.П. Астафьева, М.М. Зощенко, В.И. Шукшина), выделенные из Национального корпуса русского языка.
В статье рассматривается широкий круг проблем, связанных с принципами выделения словообразовательного значения, определения его сущности, закономерностями  взаимодействия аффиксов и мотивирующей основы и др. На основании проведенного исследования установлено, что в создании значения негативных последствий действия большую роль играет сама семантика словообразовательной модели до-…-ся, использование в качестве мотивирующих глаголов стилистически маркированных слов (разговорных или просторечных); кроме того, семантика отрицательного результата действия создается в значительной степени контекстом и ситуацией. Определены функционально-стилистические особенности глаголов финально-отрицательного способа действия, установлено, что характерным для них является функционирование в разговорной речи. Выявлено, что имперфективы от данных глаголов образуются редко, препятствием к их образованию является несочетаемость значения несовершенного вида с семантикой чрезмерной интенсивности и длительности действия, крайней степени проявления действия, вызывающей негативные последствия действия.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(3):95-102
pages 95-102 views

О СИТУАТИВНОЙ ИРОНИИ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ДИСКУРСЕ

Овшиева Н.Л., Поштанова М.С.

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблем, связанных
с анализом ситуативной иронии. Цель проводимого исследования состоит в выявлении языковых особенностей иронического стиля литературного дискурса в соответствии с представлением
о ситуативной иронии как стиле литературного дискурса. В соответствии с указанной целью в работе ставятся следующие задачи: 1) рассмотреть подходы к анализу ситуативной иронии в современной лингвистике; 2) исследовать характерные черты иронических ситуаций; 3) рассмотреть типы ситуативной иронии в англоязычных коротких рассказах. Анализ языкового материала осуществляется посредством жанрового подхода, прагмалингвистического и линвостилистического методов исследования.
В настоящем исследовании выявление принципа организации короткого рассказа опирается на классификацию событий Дж. Лукариелло, представляющих собой 7 типов скриптов. В основе принципа организации рассказа лежит определенное несоответствие иронического скрипта сценарию в общепринятом понимании. В этой связи классификацию иронических событий Дж. Лукариелло скорее можно назвать классификацией нарушений или отклонений.
Анализ материала показал, что в литературном дискурсе доминантными являются скрипты несоответствия. В рассказах преобладают эмотивная лексика, лексический повтор, синтаксический параллелизм и стратегии косвенности. Их функция состоит в том, чтобы создать иронический эффект, вовлекая читателя тем самым в диалог с автором. Кроме того, посредством ситуативной иронии писатель передает некое моральное послание читателю. Указанные языковые особенности коротких рассказов характеризуют их как образец иронического стиля литературного дискурса.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(3):103-111
pages 103-111 views

СИСТЕМА КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ИХ ИМПЛИКАЦИИ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ МЕДИАДИСКУРСЕ

Свойкин К.Б., Арестова Е.В.

Аннотация

В настоящее время проблема анализа заречевых компонентов текстов экономической тематики в рамках медиадискурса как никогда актуальна в силу того, что затрагивает наиболее злободневные темы и насущные проблемы, как экономические, так и смежные с ними – общественные
и общественно-политические. При этом работы, посвященные анализу внекоммуникативных и неэксплицированных компонент медиадискурса, встречаются редко, в то время как именно надтекстовый и затекстовый компоненты высказывания приобретают особую актуальность в силу того, что медиадискурс получает в современном информационном пространстве открытые и интерактивные формы. В данной статье пойдет речь о компонентах (а именно эксплицитных и имплицитных отражениях систем конвенциональных и индивидуальных ценностей авторов), содержащихся в письменных англоязычных текстах из интернет-источников, освещающих экономические и сопряженные с ними явления. Часть исследуемых медиатекстов рассматривается в изолированном виде, часть – в дистрибуции с ответными комментариями, реализуемыми на интерактивных форумах. Известная роль будет отведена исследованию конвенциональной системы ценностей (как мотивационной компоненты дискурса, связывающей личности авторов в едином оценочном поле) в ракурсе заданной в медиадискурсе тематики как хронотопического контекста субъективных импликаций автора и отражаемого им явления/объекта. Вопрос субъективности/объективности оценки представлен в статье в когнитивном ракурсе и в терминах объективного/субъективного аргумента оценочного характера, при этом в расчет принимается максимальная вариативность оценочных суждений. Материалом послужил англоязычный медиадискурс различного формата: статьи в интернет-изданиях, блоги политических и экономических деятелей, твиты, форумы, отражающие диалогический интерактивный компонет медиакоммуникации.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(3):112-122
pages 112-122 views

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО И ПЕСЕННОГО ДИСКУРСОВ (НА МАТЕРИАЛЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВИДЕО ГРУППЫ MUSE)

Плотницкий Ю.Е.

Аннотация

В статье рассматривается специфика воздействия кинематографического дискурса на визуальный компонент видеоклипов британской группы Muse. Видеоклип трактуется как семантически осложненный текст, в котором визуальный и вербальный компонент связаны друг с другом,
и характер этих связей – тоже предмет исследования.
Рассмотрены характеристики видеоряда, или визуального компонента сложного текстового поликодового единства, которым является музыкальное видео, а также характер корреляции вербального и визуального компонентов. Проанализированы тематические характеристики лирики и то, как это тематическое своеобразие реализуется в визуальном компоненте при очевидном воздействии кинематографического дискурса.
Производится обзор основных подходов к понятию «поликодовый текст», и сравниваются точки зрения российских и зарубежных специалистов на специфические особенности текстов этого типа.
Влияние кинематографического дискурса на песенный дискурс в рамках проанализированного нами материала рассматривается как на формальном, так и на содержательном уровне
В рамках исследования выявлены некоторые популярные сценарии, сформировавшиеся в кинематографическом дискурсе и оказывающие влияние на песенный дискурс посредством привлечения их элементов в визуальный компонент музыкальных видео. Кроме этого, среди результатов исследования следует упомянуть определение источников заимствования для элементов, являющихся компонентами картины мира, представленной в музыкальных видео группы Muse.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(3):123-129
pages 123-129 views

ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВ ВЫВЕСОК КАК ФРАГМЕНТА СЕМИОТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО КИТАЙСКОГО ГОРОДА

Котельникова Н.Н.

Аннотация

В рамках медиаурбанистики, исследующей разные аспекты человеческой коммуникации в городской среде, город трактуется как сложное коммуникативное образование, находящее отражение в знаках различных семиотических систем. Одной из таких систем, формирующих семиотическое пространство города, являются вывески, репрезентирующие наименования объектов городской инфраструктуры.
Настоящая статья посвящена изучению текстов китайских городских вывесок как неотъемлемой составляющей медиаурбанистического дискурса. Тема исследуется с позиций социолингвистики
с применением соответствующих научных методов (этнографического метода и семиотического анализа), также  использованы элементы дистрибутивного анализа. Материалом исследования послужили тексты вывесок пяти китайских мегаполисов: Пекин, Тяньцзинь, Шанхай, Ханчжоу и Гуанчжоу. В статье дается краткий ретроспективный обзор развития языка китайских городских вывесок, рассмотрена структура текстов вывесок и определены особенности ее идентифицирующего, квалифицирующего и дифференцирующего компонентов. Выявлена лингвокультурная специфика использования в текстах вывесок иноязычной графики, топонимов и антропонимов, описаны характерные национальные приемы: игра слов, основанная на омофонии, использование преимуществ иероглифической письменности и текстов древней китайской поэзии.
Автор приходит к выводу, что тексты городских вывесок являются ценным источником информации, демонстрирующим не только признаки влияния на медиаурбанистический дискурс китайских городов глобализационных процессов, но и прежде всего наглядно подчеркивающим их уникальные характеристики, особый колорит и самобытность языкового портрета этих городов.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(3):130-138
pages 130-138 views

ВЗАИМНОЕ РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ПИСЬМЕННЫХ ЗАДАНИЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ: КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ

Домышева С.А., Копылова Н.В.

Аннотация

В статье рассматривается проблема использования взаимного рецензирования письменных заданий в преподавании английского языка как иностранного в российских университетах. Хотя данный метод был признан эффективным для совершенствования навыков письма, в России этой теме посвящено очень незначительное количество публикаций.
Целью данного исследования стало выявление того, как часто взаимное рецензирование используется на занятиях по обучению письму на английском языке в российских университетах, каково отношение преподавателей и студентов к этому методу, а также определение степени влияния культурных факторов на это отношение. Данные для анализа были получены в результате проведения анонимных онлайн- и офлайн-опросов в ряде российских университетов среди преподавателей и студентов в формате случайной выборки.
На основании опросов авторы делают вывод, что в России взаимное рецензирование не находит широкого применения, хотя этот метод оценивается преимущественно положительно как преподавателями, так и студентами. Проведенное исследование также показывает, что ограниченное использование взаимного рецензирования обусловлено такими культурными особенностями, как высокий уровень коллективизма и высокий индекс дистанции власти. Эти культурные ценности, характеризующие русских как нацию, проявляются в образовательном контексте. Тем не менее среди опрошенных преподавателей и студентов нет единой точки зрения относительно степени их проявления. Кроме того, существуют значительные расхождения между мнениями преподавателей и студентов по поводу того, должно обучение быть центрировано на студентах или на преподавателях.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(3):139-147
pages 139-147 views

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИНГВИСТА-ПЕРЕВОДЧИКА: ЕЕ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Горбунов Ю.И., Горбунова О.Ю.

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос о сущности и содержании профессиональной компетентности лингвиста-переводчика. Авторы статьи полагают, что профессиональная компетентность представляет собой сложную многомерную категорию, которая раскрывается в виде спектра отдельных ключевых компетенций, среди которых на первом месте стоит коммуникативная компетенция со всеми ее составляющими компонентами. Коммуникативная компетенция определяется как способность правильно использовать язык в разнообразных социально детерминированных ситуациях. Коммуникативная компетенция состоит из нескольких составляющих компетенций, среди которых в первую очередь выделяются и составляют ее основное ядро: лингвистическая компетенция, дискурсивная компетенция, социокультурная компетенция.
Наряду с коммуникативной компетенцией в структуре профессиональной компетентности лингвиста-переводчика выделяется ряд особых компетенций, отражающих специфику его переводческой деятельности. Среди них: текстообразующая компетенция, техническая компетенция и информационно-технологическая компетенция, которые предполагают владение современными информационными технологиями, связанными с автоматической переработкой иноязычного текста, автоматическим аннотированием, реферированием и переводом иноязычного текста.
В статье предлагается модель формирования профессиональной  компетентности будущих лингвистов-переводчиков, которая включает, помимо перечисленных компетенций, учебно-методический комплекс, состоящий из рабочей программы практического курса технического перевода, обучающего двуязычного автомобильного тезауруса и специального учебного пособия по техническому переводу с французского языка на русский. Основная цель разработанной педагогической модели состоит в том, чтобы в процессе ее внедрения в учебный процесс обеспечить  эффективность формирования профессиональной компетентности будущего лингвиста-переводчика.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(3):148-155
pages 148-155 views

ТИПЫ ДЕОНТИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕЧИ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ)

Сытько А.В.

Аннотация

Исследование посвящено проблеме семантической и функциональной вариативности деонтических конструкций. Как отношение говорящего к действиям по непременному изменению положения дел в реальности данная модальность выражается высказыванием. В нем имеются два плана: содержательный (действие для выполнения) и деонтический, включающий информацию о различного рода факторах, требующих создания иного положения дел, о характере модального отношения к действию (обязательный, запрещенный или разрешенный) и об исполнителе действия, то есть, соответственно, о модальном источнике, модальной силе и модальных агентах. Функциональные особенности деонтических высказываний и различные комбинации и варианты их компонентов зависят от типа дискурса.
В статье с привлечением контекстуального анализа описаны типы модальных агентов в ядерном жанре политического дискурса – в политических речах в немецкой и русской лингвокультурах.
В ходе исследования установлено, что набор деонтических агентов предопределен данной дискурсивной практикой, ее функциональными и системообразующими характеристиками и имеет сходство в реализации модального агента независимо от лингвокультуры. Метод функционально-семантического описания позволил выявить, что различные типы деонтических агентов, их вариативность и семантическая гибкость позволяют деонтическим высказываниям реализовывать разные функции, определяя специфику деонтики в политическом дискурсе.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(3):156-164
pages 156-164 views

КОНТАКТНЫЕ СТРАТЕГИИ В ЭЛЕКТРОННЫХ СТАТЬЯХ И КОММЕНТАРИЯХ (НА ПРИМЕРЕ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МЕДИАДИСКУРСА)

Черезова М.А.

Аннотация

Статья посвящена определению места и роли контактных стратегий в интерактивном парном комплексе «электронная  статья – электронный комментарий» в немецкоязычной дискурсивной практике политической направленности. В качестве материала настоящего исследования были выбраны первичные сообщения на политическую тему из ведущих газет ФРГ «ZEIT ONLINE», «Süddeutsche Zeitung» и журнала «SPIEGEL ONLINE», а также вторичные тексты в виде комментариев их читательской аудитории. В ходе проведенного языкового анализа доказывается, что стратегическая деятельность в выбранном виде дискурса представляет собой сложный многоаспектный процесс, обусловленный, с одной стороны, интенциями отправителя сообщения, а с другой, – условиями интерактивного взаимодействия в рамках интернет-пространства.

Актуальность предлагаемого исследования определяется рассмотрением языковой реализации одной или совокупности выделенных в рабочую классификацию контактных стратегий. Автор делает акцент на участии средств, принадлежащих различным уровням немецкого языка, а также невербальных составляющих в процессах наложения, интенциональной смены или подмены стратегий. Отмечено, что стратегическая программа отправителя электронного сообщения не всегда правильно распознается реципиентом и находит продолжение в электронном комментарии: часто вторичный продукт кардинально противоречит первичному тексту.

Научная новизна проводимого исследования видится автору в том, что в политическом дискурсе электронных немецких СМИ комментаторы, выбирая определенные стратегические модели, могут перевести полемику на основе прочитанного в электронной статье в совершенно новое русло, ориентируясь на собственный заданный стратегический курс. Контактные стратегии, организующие взаимодействие и взаимопонимание участников опосредованной, но близкой в электронном пространстве к непосредственной, коммуникации, оказываются важным ключом в постижении заложенной авторской стратегии, а зачастую стратегии немецкоязычного издания в целом.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(3):165-171
pages 165-171 views

Рецензии

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: РОДНОВ М.И. "ПЕРВЫЕ УФИМСКИЕ АВТО" (УФА: АЛЬФА-РЕКЛАМА, 2018. 200 С.)

Кабытов П.С.

Аннотация

Рецензия посвящена анализу монографии М.И. Роднова, который, опираясь на законодательные материалы, нормативные документы городской Думы Уфы, делопроизводственные материалы, используя центральную и региональную прессу (в том числе и рекламу), предпринял реконструкцию процесса автомобилизации губернского города Уфы в начале ХХ в. Эта проблема рассматривается автором через призму ускорения модернизационных процессов в Российской империи.

В монографии выделены три этапа автомобилизации, которая внесла существенные коррективы в повседневную жизнь городского общества и стала важнейшим фактором, влиявшим на развитие транспорта и формирование новой инфраструктуры.

Научный анализ литературы и комплекса разнообразных источников, подкреплен новыми выводами и наблюдениями, что придает книге М.И. Роднова статус современного исследования повседневной жизни провинциального городского общества, вступившего в эру автомобилизации.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019;25(3):172-175
pages 172-175 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах