Том 28, № 4 (2022)
История
КНР: история регионального неравенства
Аннотация
История КНР характеризуется региональным неравенством провинций, автономных районов и городов центрального подчинения основных регионов КНР: Восточного, Северо-Восточного, Центрального и Западного. В работах таких китайских исследователей, как Ван Фэн, Ван Юньхуэй, Гань Чуньхуэй, Лян Лунбинь, Сяо Цзиньчэн, Чжань Чжан, представлены результаты комплексного анализа причин и эволюции регионального неравенства до и после начала политики «реформ и открытости». С опорой на китаеязычный материал в статье представлена попытка рассмотрения исторических тенденций регионального неравенства КНР в период до и после начала политики «реформ и открытости» (1978 г.). Особое влияние на региональное неравенство в Китае оказала последовательная реализация стратегий региональных пространственных преобразований. После основания КНР в 1949 г. была официально начата индустриализация. Происходило усиление Восточного и Северо-Восточного регионов при отставании Центральной и Западной частей Китая. В середине 1960-х гг. с учетом подготовки к войне Мао Цзэдун предложил провести «трехлинейное строительство», которое предполагало размещение основных производственных мощностей КНР в Центральном и Западном Китае. После начала политики «реформ и открытости» в 1978 г. экономическое развитие Китая вступило в стадию быстрого роста. Однако экономический рост территории КНР был крайне неравномерен и темпы экономического роста в разных регионах значительно различались. Анализ показателей регионального неравенства с 1978 по 2000 г. свидетельствует, что 1990 г. стал поворотным моментом эволюции регионального неравенства. Только в 2003 г. диспропорциональность в КНР продемонстрировала тенденцию к сокращению.
Гора Иремель в сакральной топографии башкир
Аннотация
Иремель – один из самых значимых объектов ландшафта Южного Урала в сакральной топографии башкир. Несмотря на это, конкретных сведений о формах почитания горы в источниках очень мало. Возможно, высокий уровень сакральности является одной из причин, по которой местное население не раскрывало информацию о ней чужим. Однако в непосредственной близости к горе мало башкирских населенных пунктов, так как многие башкирские деревни перестали существовать в результате развития горнозаводской промышленности в XVIII в. Немногочисленные сохранившиеся сведения о почитании горы в источниках в целом соответствуют устоявшимся у башкир проявлениям культа гор: на нее нужно подниматься с чистыми помыслами; перед восхождением необходимо продержать пост, прочитать молитву и т. д. Значимость Иремеля для башкир отражена во многих фольклорных произведениях, в том числе в эпосе «Урал-батыр», где раскрывается история его появления. В фольклоре Иремель выступает, с одной стороны, как одна из заметных локаций, географический ориентир, с другой – как место родовых сборов-йыйын. В источниках неоднократно зафиксировано, что почитание горы связано с находящимися на ней могилами святых-аулия, однако более конкретных сведений об этом нет. В настоящее время Иремель больше известен как туристическая локация и в то же время как популярный объект поклонения в эзотерическом туризме
Особенности изучения генеалогии однодворческих родов XVIII в. (на примере рода Астафьевых)
Аннотация
В данной статье авторами представлены итоги историко-генеалогического исследования рода служилых людей Астафьевых из Чернавского уезда, чьи потомки во второй половине XVIII в. стали однодворцами. Одним из результатов реформ Петра I стало изменение сословной организации населения страны, что отразилось в первую очередь на служилых людях, одни из которых впоследствии стали дворянами, а другие превратились в однодворцев – мелких помещиков. Исследование актуально, поскольку возникновение и формирование сословия однодворцев, их культура, модели поведения, переселенческая мобильность часто выступают объектами изучения современных исследователей, а генеалогия и микроистория однодворцев не в полной мере представлены в научных публикациях. Авторы отмечают, что изучение микроистории конкретного рода позволяет нам увидеть и проанализировать влияние происходивших в определенный исторический период событий, процессов и реформ на жизнь представителей сословия однодворцев. Источниковая база работы основана прежде всего на использовании комплекса неопубликованных архивных источников из фондов Российского государственного архива древних актов и региональных архивов. Авторы, с одной стороны, конкретизировали материал, опираясь на информацию, касающуюся рода Астафьевых, с другой стороны, выявили и проанализировали ключевые особенности в изучении генеалогии однодворческих родов. В результате ряд архивных документов был впервые введен в научный оборот. Таким образом, историко-генеалогическое исследование, проведенное на примере служилого рода, в XVIII в. превратившегося в однодворческий род Астафьевых, позволило авторам показать влияние исторических процессов и реформ на эволюцию отдельных сословий, дать характеристику основным источникам, необходимым для исследований подобного типа, а также показать специфику изучения генеалогии однодворцев
Особенности цензурной политики во время Крымской войны 1853–1856 гг.
Аннотация
Статья посвящена анализу новых источников, обнаруженных в Национальном архиве Республики Татарстан в Казани, которые уточняют картину цензурной политики царского правительства в военные годы. Исследование проведено с опорой на современные разработки модернизационной концепции истории России, в которой печатное слово предстает одним из главных двигателей модернизации, а также на приемы интеллектуальной истории, в рамках которой книгоиздание и пресса изучаются в тесной взаимосвязи с вопросами цензурной политики. Современная историография Крымской (Восточной) войны продолжает обогащаться новыми работами, в том числе посвященными российской общественной жизни, а ее изучение очень тесно связано с историей печати, а следовательно, и историей цензуры. Истории русской периодической печати и журналистики посвящена богатая литература, но детальная разработка цензурной политики Российской империи с выявлением ее обоснования и целей в историографии отсутствует. В статье рассмотрен ряд циркуляров Министерства народного просвещения, которое было ведущим государственным органом в осуществлении цензурной политики, но в условиях войны внимательно учитывало требования Военно-цензурного комитета при Генеральном штабе. В цензурные вопросы, особенно в связи с публикацией в прессе литературных произведений, активно вмешивался император. Судя по «Самарским губернским ведомостям», заметки и сообщения о войне в провинциальной прессе представляли собой в основном перепечатки «столичных известий», уже прошедших цензурную проверку. Несмотря на отбор информации, в этих сообщениях не скрывались сведения о потерях русских войск
Граф Н.А. Толстой в цикле очерков Н.Г. Гарина-Михайловского «В сутолоке провинциальной жизни»
Аннотация
Внимание автора статьи сосредоточено на цикле очерков Н.Г. Гарина-Михайловского «В сутолоке провинциальной жизни», первом и одном из ключевых произведений, вместе составляющих «самарский текст». Поскольку очерки Гарина носят биографический характер, за многими выведенными в них персонажами стоят исторические фигуры, реальные лица. Выводя на страницах очерков представителей самарского общества, писатель стремился показать самых ярких и узнаваемых из них. Одним из таких ярких и узнаваемых персонажей, выведенных Гариным, является уездный предводитель дворянства Проскурин, изображая которого писатель сохранил несколько примет, позволяющих безошибочно определить, кто из самарцев стоял за этой фигурой. Тщательно анализируя текст гаринских очерков и исторические документы, хранящиеся в фондах Центрального государственного архива Самарской области, автор статьи обнаруживает и доказывает, что прототипом Проскурина стал предводитель дворянства Самарского уезда граф Н.А. Толстой, отец писателя А.Н. Толстого. В заключение статьи делается вывод, что портрет графа Толстого, нарисованный Н.Г. Гариным-Михайловским, является ценным с нескольких точек зрения – и как историческое свидетельство о Самаре конца XIX столетия, и как историко-литературный документ, проясняющий некоторые обстоятельства рождения и жизни сына Проскурина-Толстого писателя А.Н. Толстого
«Нефтеразведки Волжского района должны будут остановиться на полпути» (О горном инженере Н.С. Обуховском, возглавлявшем их)
Аннотация
Статья посвящена жизни и судьбе незаслуженно забытого горного инженера Николая Степановича Обуховского, репрессированного в 30-е гг. XX столетия, и раскрытию деятельности Волжских нефтеразведок, управление которых он возглавлял в 1919–1924 гг. Потеря основных нефтедобывающих районов России в годы Гражданской войны, разразившийся топливный кризис поставили на повестку дня поиск нефти в других районах, в том числе в Поволжье, где до революции уже велось разведочное бурение. В результате было создано Управление Волжских нефтеразведок и положено начало разведочным работам на нефть. Задачи исследования – восстановить жизненный путь горного инженера Н.С. Обуховского, раскрыть основные направления его руководства Волжскими нефтеразведками и публицистической деятельности, направленной на заострение внимания к теме волжской нефти. Также авторы выясняют и анализируют особенности и основные направления деятельности нефтепромыслов в экстремальных условиях голода, хронической нехватки финансов и материально-технических ресурсов, кадрового голода. В статье доказывается, что срыв геолого-разведочных работ на нефть в Поволжье был обусловлен целым рядом негативных факторов, в первую очередь крайне слабым финансированием проводившихся работ, острой нехваткой продовольствия, кадровым дефицитом и «конкуренцией» старых нефтедобывающих южных районов. Делается вывод, что Волжские нефтеразведки, которыми в 1919–1924 гг. руководил Н.С. Обуховский, стали первой попыткой решить вопрос о наличии волжской нефти на государственном уровне, а имя его руководителя должно войти в плеяду советских нефтяников, сделавших первые шаги на пути к большой нефти Второго Баку
Языкознание
Функциональный синергизм текста как объект функциональной лингвосинергетики
Аннотация
Статья посвящена изучению феномена текста с позиций функциональной лингвосинергетики. Актуальность исследования обусловлена необходимостью переосмысления базовых лингвистических понятий в терминах актуальных научных подходов, в частности таких, которые направлены на целостное видение объекта изучения в аспекте его системности, вариативности и функциональности при погруженности во внешнюю среду. Авторы рассматривают текст как синергийную смысловую систему, обладающую ингерентными свойствами открытости, нелинейности, неравновесности и способности к самоорганизации. Процесс становления смысловой системы текста, в ходе которого происходит трансформация текста в дискурс, трактуется как функционально-смысловая самоорганизация, заключающаяся в циклической смене фазы выхода системы из состояния динамического равновесия с последующим упорядочиванием смыслового конструкта (то есть его возвращением к равновесному состоянию) за счет слаженного, когерентного взаимодействия разноуровневых элементов системы на пути ее продвижения к коммуникативной цели – функциональному аттрактору. Авторы приходят к выводу, что понимание механизмов реализации функционального синергизма текста позволяет качественно повлиять на эффективность реализации прагматической задачи конечного текстового продукта
Стратегический медиафрейминг и атрибутивная повестка
Аннотация
В центре рассмотрения находятся анализ и деконструкция медийных сообщений в массмедийном дискурсе. Обоснование подходов в продвижении стратегического медиафрейминга объясняется реализационными потенциями медиатекстов посредством лингвокогнитивного, жанрового и контекстуального анализа с целью выявления в них паттернов медийной и атрибутивной повестки. Механизмы медиафреймирования активно участвуют в конструировании медиатекста, притом что этаблирование медиафрейма напрямую связано с необходимостью структурирования реальности в сознании аудитории-реципиента. Конструирование медиафреймов связывается также с поиском когнитивно-оценочных и аффективных координат для рецепции и интерпретации событийный ситуаций, социокультурных сценариев, ценностных отношений и т. д. Теоретическая значимость исследуемой проблематики заключается в базовом понимании сути медиафреймирования (социально-политических и экономических) процессов, а также его роли в формировании «повестки дня» на основе рефлексии современных медиатекстов в отечественной качественной прессе. В сочетании с обращением к теории установления атрибутивной повестки это позволяет получить более полное представление о редакционной политике изданий. Атрибутивные повестки у различных медиаресурсов могут не совпадать, но анализ тематических сюжетов может быть весьма показательным, чтобы понять, насколько тот или иной медиаресурс лоялен власти, как он отражает специфику редакционной политики и его тематическую специализацию. Формирование атрибутивных повесток представляет собой более высокий уровень интерпретации действительности, возникающий на основе традиционной медийной повестки (agenda setting). В целом интенциональное структурирование информации и рецепция окружающей действительности, а также выработка механизмов информационного взаимодействия как поведенческая матрица вполне укладываются в современную медийную практику коммуникативных действий индивидов и социальных групп
Два типа словакизации чешских текстов в Средневековье и Новое время
Аннотация
Целью статьи является рассмотрение характера словакизации чешских текстов, создававшихся в Словакии в Средневековье и в Новое время. Сопоставление текстов, созданных авторами, относящимися к разным конфессиям, позволило выделить основной, наиболее распространенный тип, типичный для текстов прежде всего в среде католиков, и другой тип, представленный в текстах авторов-лютеран. Первый, католический, тип словакизации берет свое начало в текстах XVI в. и развивается по нарастающей. Его завершающим этапом становится кодификация словацкого литературного языка католическим священником А. Бернолаком (1787–1790). Возникает он первоначально в Юго-Западной Словакии, а затем распространяется на всей территории Словакии. В связи с этим словацкие элементы, представленные в нем, имеют западнословацкое и общесловацкое происхождение. Второй тип, возникающий в XVII в., имел довольно ограниченное функционирование и не стал ведущим даже в среде лютеран. Заметим, что в словакистике преобладает точка зрения, что словацкие лютеране в духовной литературе использовали чешский язык без каких-либо изменений, но это не совсем так, что доказывает рассмотренное сочинение Д. Прибиша. При этом лютеранский тип словакизации имел отличия от католического, в том числе и генетического характера, так как представленные в нем словакизмы характеризовали прежде всего северные говоры среднесловацкого диалекта. При этом общесловацкие элементы, представленные в нем, не во всем совпадали с общесловацкими элементами, характеризовавшими язык католиков. Более того, использование этого типа словакизации в духовной литературе в начале XVIII в. было официально запрещено лютеранским суперинтендантом Д. Крманом. Тем не менее именно среднесловацкий диалект был избран базой нового литературного языка, предложенного в 1844 г. лютеранином Л. Штуром
Интертекстуальные включения из бардовской песни как явление имплицирования в газетно-публицистической речи
Аннотация
В статье рассматривается редукция как способ трансформации цитат и крылатых выражений из бардовской песни. Материалом для исследования послужили общественно-политические публикации с фрагментами текстов песен Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Галича, Ю. Визбора, Ю. Кукина. Представлены разные способы вариантообразования на основе сокращения компонентного состава высказываний, а также даны семантико-стилистическая и лексико-грамматическая характеристики редукции цитат и крылатых выражений из песенных текстов. Установлено, что редуцирование цитат и крылатых выражений из бардовской песни является одним из продуктивных видов их модификации в прессе, характеризующихся широкой вариативностью. Выделены разные виды сокращения компонентного состава – редукция начала и конца фразы, стяжение, вычленение ключевых компонентов. Определено, что редуцирование приводит к семантическому обновлению фразы, что выражается в смещении семантического центра или изменении смысла высказывания. Импликационные модификации фраз, представленных в заголовках, часто характеризуются семантикой незавершенности. Лексико-грамматическими маркерами незавершенности выступают служебные слова, местоимения, синтаксические распространители, а также многоточие. Отдельному рассмотрению подверглось импликационное вычленение. Результатом данного вида редукции в рассматриваемом материале стало образование фразем субстантивно-адъективного, субстантивно-субстантивного и глагольно-субстантивного типов. Вычленение фразем сопровождается грамматическим варьированием компонентов, являющимся результатом адаптации к новому синтаксическому окружению. Помимо этого, вычленение может сопровождаться изменением внутренних синтаксических связей между компонентами. Материал исследования позволяет уточнить данные лексикографических работ и углубить представление о бардовской песне как источнике логоэпистем и прецедентных феноменов в современной языковой практике
Фразеологические образы движения в наивной концептуализации смерти
Аннотация
В настоящей статье представлены результаты исследования образной репрезентации концепта DEATH английскими фразеологическими единицами с глаголами движения. Актуальность работы определяется необходимостью моделирования человеческого опыта и реконструкции наиболее ценностно значимых фрагментов картины мира на материале языковых единиц. Изучение структуры и содержания концепта DEATH позволяет определить стереотипные культурные установки в отношении данного феномена, углубить понимание своеобразия наивно-мифологического мышления при осмыслении вопросов экзистенциального характера. Кроме этого, актуальным также представляется исследование особенностей взаимодействия различных концептуальных областей, что позволяет представить понятийную систему человека как комплексную взаимообусловленную структуру. В данной статье концепт DEATH рассматривается в связи с концептом MOTION, который не только конструирует представления о механическом перемещении тела, но и служит источником осмысления более абстрактных сфер жизнедеятельности человека. В работе также проводится глубинный анализ семантики фразеологических единиц, в результате которого в семантической структуре выделяются несколько метафорических или метонимических, а также смешанных, метафоро-метонимических, моделей. Анализ осуществляется в рамках широко культурного контекста: для изучения материала привлекаются данные, полученные в области культуроведения, мифологии, танатологии и других наук. Основные методы исследования включают этимологический анализ, компонентный анализ, метод семантического описания, интерпретационный метод. В результате исследования в семантической структуре рассматриваемых фразеологических единиц выделяются различные образные модели, определяется их количественное соотношение, устанавливается специфика концептуализации смерти в англоязычной лингвокультуре и выявляются концептуальные связи между сферой движения и танатологической тематикой
Средства языковой экономии в современном англоязычном образовательном дискурсе на разных уровнях языковой экономии
Аннотация
В настоящем исследовании рассматривается действие закона языковой экономии в современной университетской англоязычной среде в условиях институционального образовательного дискурса. В виртуальное пространство вовлечено сегодня огромное количество людей, среди которых как студенты, так и профессорско-преподавательский состав, а мода на активное использование этого медийного канала приобретает межкультурный характер, адаптируя англоязычные тенденции к условиям иностранной коммуникативной реальности. Исходя из этого, следует признать актуальной проблему выявления и систематизации структурно-семантических особенностей текстов, выполненных на английском языке, который сегодня доминирует в различных чатах и на форумах высших образовательных учреждениях. Следует отметить повышенную информативность и сжатость текста в языке интернет-чатов, где объективно существуют условия и причины для языковой экономии. В данной работе используются следующие общенаучные методы исследования: описательный метод, метод наблюдения, методы количественной оценки и классификации, сопровождаемые такими специальными методами, как системный подход к лингвистическому и семантическому анализу, элементы дискурсивного анализа. В результате лингвостилистического анализа интернет-текстов на информационно-образовательных площадках университетов Великобритании и США было обнаружено, что интернет-коммуникация стремится противостоять громоздкости и излишествам; а также были выявлены и описаны специализированные лингвистические средства экономии на разных уровнях языковой системы. На лексическом уровне малоформатные послания пользователей университетских чатов характеризуются присутствием различных видов аббревиаций и неологизмов, что сопровождается различными способами образования новых языковых единиц в современном английском языке. На синтаксическом уровне стремление к экономии печатного текста находит вербальное выражение в обилии кратких предложений, однородных членов предложения, пассивных и вторично-предикативных конструкций. На фонетическом уровне проявляется действие закона экономии в количественном росте примеров ассимиляции
Тезаурусное моделирование английской мифологической терминологии (на примере семантического поля термина «god» (бог))
Аннотация
Обнаружено, что в мифологическом дискурсе англоязычных стран существует много концептов, которые представлены в сознании людей, изучающих английский язык, в виде нечеткого множества изолированных понятий. Это приводит к сложностям, которые препятствуют пониманию и правильному использованию мифологической терминологии. Цель проводимого исследования заключается в систематизации англоязычного мифологического дискурса и его терминов с помощью тезаурусного подхода, предполагающего конструирование семантических полей и выявление информационно-семиотической природы изучаемой терминологии. Для выявления значения изучаемых терминов был выбран семиотический подход, поскольку в нем каждый языковой знак рассматривается как знак, состоящий из означаемого или содержательной стороны языкового знака и означающего (иначе называемого выражением). Именно в означаемом языкового знака заложены компоненты значения, позволяющие раскрыть семантическую природу термина. Таким образом, именно информационно-семиотическая природа терминологии «Греческая мифология» выступает в качестве предмета исследования. В ходе исследования было сконструировано семантическое поле «god» с двумя схемами семантических отношений, для каждого термина этого поля была написана словарная статья. Исследование показало, что выявление информационно-семиотической природы английской мифологической терминологии не только способствовало разграничению нюансов в значении мифологических терминов благодаря созданию новых словарных статей, но и помогло наглядно проиллюстрировать связь терминов внутри поля посредством построения схем, предназначенных для заглавного термина «God». Полученные результаты могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки специалистов-лингвистов, а также для разработки лекционных курсов и для проведения семинарских занятий
Педагогика
Определение предмета фундаментальной акмеологии
Аннотация
В статье отмечается своевременность рождения акмеологии, обусловленного поисками закономерностей теории качества образования и методов его измерения. Предмет акмеологии определяется в результате обобщения факторов достижения зрелыми людьми вершин качества в разных видах созидательной деятельности. Выявленные связи и зависимости проверены и подтверждены кандидатскими и докторскими диссертациями (более двухсот). Акмеология представляется как новая фундаментальная гуманитарная наука, а акмеологический подход к исследованию факторов достижения вершин в любом виде профессиональной деятельности – как стратегия и технология самодвижения к вершинам продуктивности и профессионализма. Акмеология рассматривается как фундамент современной педагогической культуры, культуры осмысления качества результатов собственной деятельности
Развитие продуктивности субъектов образования средствами психологического тренинга
Аннотация
В статье обращается внимание на то, что современность требует повышения продуктивности деятельности выпускников высших учебных заведений для самостоятельного формулирования и решения профессиональных задач. Значимым является обучение культуре общения, речи (устной, письменной), культуре установления профессионально целесообразных взаимоотношений между субъектами образования, обеспечивающих их продуктивное личностное становление. Одним из признаков продуктивности деятельности является создание инновационных образовательных технологий. Целями данного исследования стали разработка, обоснование и апробация системы психолого-педагогических методов для выявления показателей продуктивности деятельности субъектов образования в профессионально-образовательной и научной среде вуза. Гипотеза заключается в том, что психологический тренинг личностного роста и продуктивного взаимодействия субъектов образования развивает активность в общении, уверенность, эмоциональную стабильность, интернальный локус-контроль. Выборку представили 3440 человек, из них 290 преподавателей высшей школы и 3150 студентов психолого-педагогических, экономических, информационных технологий, сервиса, технических, сельскохозяйственных специальностей, а также специальности по физической культуре и спорту (18–60 лет) за период 2001–2022 гг. Для выявления показателей продуктивности субъектов образования применялся комплекс методик: анкета на определение коммуникативного потенциала (Р.А. Максимова); экспресс-диагностика САН (В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников); тест-опросник уровня субъективного контроля (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд). Результаты исследования подтвердили целесообразность психологического тренинга, доказали значимость инновационных образовательных технологий для интенсификации личностного роста и продуктивного взаимодействия субъектов образования
Тьюторская деятельность в системе образования
Аннотация
Актуальность исследования определяется повышением важности и необходимости тьюторской деятельности в условиях цифровой трансформации образования, в том числе в образовательном процессе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В статье дается ретроспективный анализ тьюторской деятельности в зарубежной и отечественной системах образования. Рассматриваются различные подходы к определению понятия «тьютор» и содержанию тьюторской деятельности на различных исторических этапах, смена роли тьютора в условиях институциональных и социальных изменений в обществе, методических аспектов организации разных типов образования. Выделяются основные проблемы профессиональной подготовки тьюторов, указываются перспективы развития тьюторской деятельности
Педагогическое мастерство как уровень профессиональной компетенции
Аннотация
В статье обосновываются философские причины возникновения педагогического мастерства как уровня профессиональной компетентности педагога. Еще со времен Древней Греции, когда философов и мыслителей занимал вопрос о творческой природе человека, проблема мастерства являлась важным педагогическим вопросом: мастерство – это искусство или ремесло, теоретические знания или опытный итог практической деятельности? Разрешение конфликта между пониманием педагогического мастерства как искусства на основе теоретических знаний и практической деятельности как проявления ремесла выявило необходимость определения сущности педагогического мастерства как главного критерия профессиональной компетентности педагога, а также уровня его профессиональных умений и навыков. В статье анализируются античные представления древнегреческих философов о мастерстве, среди которых наибольший интерес вызывают рассуждения об искусстве в трудах таких известных мыслителей Древней Греции, как Аристотель и Платон. Рассуждая о мастерстве, технике и созидательном труде, Аристотель ввел понятие, которое наиболее точно отражает суть искусства и которое впоследствии стало основой возникновения педагогического мастерства – «технэ». В более позднее время уже в трудах философов и первых педагогов и вместе с развитием педагогики как отдельной отрасли знания педагогическое мастерство стало одним из главных предметов для размышления видных мыслителей Нового времени. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости понимания педагогического мастерства, формирование которого возможно с опорой на научную и практическую подготовку педагога. Полученные выводы являются основной для дальнейших исследований педагогического мастерства и открывают более широкое поле для обсуждения вопроса о том, что является первостепенным для формирования педагогического мастерства – теория или практика
Специфика профессиональной деятельности вертолетчиков морской авиации
Аннотация
Важным компонентом военно-профессиональной подготовки курсантов – военных летчиков в военных авиационных вузах является формирование готовности к практической деятельности в войсках. При этом качество их подготовки не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым заказчиками военных кадров. Причина этого несоответствия заключается в недостаточно выраженной методологической стратегии военно-профессиональной подготовки. Современные военно-политические условия и тенденции развития морской авиации требуют наличия у вертолетчиков личностных новообразований, способствующих качественному выполнению профессиональных задач во всех видах деятельности. Проведенный генезис военно-профессиональной подготовки вертолетчиков морской авиации выявил ряд существенных проблем, решение которых требует особых условий для их профессиональной подготовки. В ходе исследования на основе деятельностного подхода и принципа идентификации установлена ведущая роль взаимодействия во всех видах профессиональной деятельности, что определяет ее специфику. Контент-анализ профессиональных задач с опорой на функциональный подход выявил особенность профессиональной деятельности, заключающуюся в их совокупности, соответствующей показателям в структуре готовности к взаимодействию. На основе системно-структурного подхода с учетом специфики и особенности деятельности предложены структура готовности к взаимодействию (мотивационно-ценностный, деятельностный и когнитивный компоненты) и критерии сформированности ее компонентов (слетанность экипажа, воинская сплоченность и летно-тактическое мышление). Приведены аргументы относительно необходимости формирования у вертолетчиков морской авиации в период их обучения в военном авиационном вузе готовности к взаимодействию как интегративного свойства личности, включающего не только совокупность способностей к решению профессиональных задач, но и ряд профессионально важных качеств
Система формирования проектной культуры будущих менеджеров государственного и муниципального управления
Аннотация
Глобальные вызовы, присущие современному российскому обществу, в том числе вызванные внешним санкционным давлением, требуют от государственных и муниципальных служащих решения ряда задач, направленных на их нивелирование. Инструментом для их решения все чаще выступают проекты, что диктует необходимость формирования у будущих менеджеров государственного и муниципального управления проектной культуры. В статье структура системы формирования проектной культуры будущих менеджеров государственного и муниципального управления в вузе сопоставляется со структурой педагогической системы, системно-педагогический подход к интерпретации которой позволяет выделить целевой, содержательный, инструментальный и технологический компоненты. Определен технологический компонент системы формирования проектной культуры будущих менеджеров государственного и муниципального управления, включающий следующие этапы: вводный, формирующий, результативный. На каждом этапе были определены курсы и разработано их содержание. Формировать проектную культуру у будущих менеджеров государственного и муниципального управления следует активными методами обучения. Системный, личностно-деятельностный, культурологический подходы были выделены как приоритетные методологические подходы к формированию проектной культуры будущих менеджеров государственного и муниципального управления. Проанализированы междисциплинарный и трансдисциплинарный подходы, и описана их роль при формировании проектной культуры у будущих менеджеров государственного и муниципального управления. Обеспечению системности и последовательности в изучении дисциплин способствовали междисциплинарные связи (учебные междисциплинарные и ментально-опосредованные связи), благодаря которым знания, полученные по одной дисциплине, применяются в предметном поле другой дисциплины. Трансдисциплинарный подход позволяет преподавателям выстраивать длинные цепочки связей, затрагивающих больший перечень дисциплин, а также практику, что способствует формированию проектной культуры у будущих менеджеров государственного и муниципального управления
Развитие soft skills в вузе: взгляд студентов
Аннотация
Актуальность изучения soft skills обусловлена необходимостью их систематизации и оформления в учебных программах, что становится особенно важным в условиях масштабного реформирования национальной системы образования в России. Опора на лучшие мировые образовательные практики позволит создать эффективные программы обучения, чтобы повысить востребованность выпускников вуза. В статье представляется исследование, проведенное для оценки удовлетворенности студентов вуза (на примере МГИМО МИД России) развитием soft skills во время освоения учебных дисциплин. На первом этапе были отобраны и проанализированы научные статьи, в которых авторы приводят классификации soft skills, а также был составлен список наиболее профессионально значимых soft skills, который лег в основу разработанного опросного листа. На втором этапе проводился опрос студентов, в котором приняло участие 135 человек. Выявлено, что высокий процент респондентов находит soft skills важными для своей будущей карьеры. Однако, по мнению студентов, в процессе получения высшего образования недостаточно внимания уделяется их развитию, поэтому молодые люди преимущественно не ассоциируют свое владение теми или иными навыками с учебой в вузе. Несмотря на то что в последние годы пристальное внимание исследователей направлено на изучение soft skills, учебные программы вузов не регламентируют совершенствование навыков. Отсутствие формализации soft skills в учебных программах вузов создает препятствия для их развития в процессе обучения. Исследование подтверждает необходимость обновления учебной программы и образовательной базы.