Development of soft skills in higher education: students' opinion


Cite item

Full Text

Abstract

The need to systematize and formalize soft skills in curricula makes the study relevant. This becomes especially important in the context of a fundamental reform of the national education system in Russia. The reliance on the world's best educational practices will allow creating effective training programs in order to increase the demand for university graduates. In the article the research conducted to assess the satisfaction of university students (on the example of MGIMO MFA of Russia) with the development of soft skills during the mastering of academic disciplines is presented. At the first stage of the research, scientific articles in which the authors classify soft skills were selected and analyzed, and a list of the most professionally significant soft skills was compiled and used as a basis for the developed questionnaire. At the second stage, a survey of students was conducted. There were 135 students who participated in the survey. It was found out that a high percentage of the respondents find soft skills important for their future career. However, according to the students, insufficient attention is paid to the development of soft skills in the process of higher education, so young people mostly do not associate their mastery of certain skills with their studies at university. Despite the fact that in recent years researchers have paid attention to the study of soft skills, university curricula do not regulate the improvement of skills. The missing formalization of soft skills in university curricula creates obstacles for their development in the process of studying at the university. This study confirms the relevance of updating the curriculum and educational framework

Full Text

Введение

Современные изменения на рынке труда приводят к модификации системы приема новых сотрудников, которая в настоящее время ориентируется на soft skills соискателя.

В зарубежной научной литературе понятие soft skills имеет большое количество синонимов: employability skills (навыки трудоустройства); penetrating skills (проникающие навыки); basic skills (основные навыки); non-professional skills (непрофессиональные навыки) и др. В отечественной науке soft skills определяются как «мягкие навыки», «гибкие навыки», «надпредметные навыки», «базовые навыки», «сквозные навыки», «мягкие компетенции». В силу многообразия вариантов создаются определенные сложности для понимания этого понятия, что не позволяет выбрать одно наименование (в настоящей статье наряду с термином soft skills используется термин «навыки трудоустройства»). Данный эквивалент был выбран как максимально понятный респондентам при проведении опроса.

В последние годы увеличилось количество научной литературы, посвященной soft skills: рассматриваются общие направления исследований, касающиеся soft skills [Малова 2019; Раицкая, Тихонова 2019; Румянцева 2021]; обсуждаются вопросы перевода термина на русский язык и классификации этих навыков [Зеер, Степанова 2019; Цаликова, Пахотина 2019; Игумнова 2019]; затрагиваются проблемы практического обучения этим навыкам [Микиденко, Сторожева 2017; Меньшенина 2019; Каталкина, Богданова 2020]. 

Однако, несмотря на научные изыскания, неразработанность теоретического аппарата soft skills сохраняется. В связи с этим замедляется процесс изменения учебных программ российских вузов, а рынок труда страдает от недостатка высококвалифицированных кадров. Проведенный в 2019 году опрос показал, что ¾ работодателей с трудом находят молодых специалистов, обладающих soft skills [Wilkie 2019], что свидетельствует о несовершенстве системы подготовки всесторонне развитых специалистов, готовых приступить к выполнению рабочих обязанностей без дополнительного обучения.

Осознавая недостатки вузовской подготовки, студенты находят различные курсы и тренинги, способствующие быстрому развитию того или иного навыка, необходимого для успешного построения карьеры. Стратегией модернизации академических программ вузов должно стать включение обучения soft skills, чтобы повышать качество образовательных услуг и выпускать готовых к профессиональной деятельности специалистов. Эта проблема актуальна в условиях широкомасштабной реформы высшего образования и вероятного отхода от компетентностного подхода как основы участия России в Болонском процессе.

С учетом обозначенных проблем обратимся к точке зрения студентов вузов: какие soft skills они считают важными для своей будущей профессиональной жизни и насколько учеба в вузе способствует их развитию. 

Исследование, проведенное в МГИМО МИД России, позволяет корректировать учебные программы, повышая качество подготовки специалистов. 

 

Процедура и методы исследования

В исследовании приняли участие 135 студентов, обучающихся в бакалавриате МГИМО (19 мужчин – 14,1% и 116 женщин – 85,9 %). Участие в опросе было добровольным и анонимным, цели исследования были объяснены испытуемым. Понятие «навыки трудоустройства» было представлено участникам опроса в самом общем виде: навыки, не связанные с конкретной профессией, но необходимые для успешного трудоустройства, выполнения рабочих обязанностей наилучшим образом. 

Для ответа на исследовательские вопросы был разработан опросный лист для студентов, состоящий из трех частей: выбрать из навыков трудоустройства те, которые наиболее важны для построения карьеры, по мнению респондента; определить, насколько развиваются те или иные навыки во время учебы в университете; оценить себя как молодого специалиста, указав, какими навыками владеет испытуемый, а также приобрел ли он их в процессе обучения в вузе или в другом месте. 

Исследование проводилось в два этапа. Этап 1 заключался в отборе литературы и ее анализе, проведенных с целью выявления оптимальной классификации навыков трудоустройства, которая должна была быть положена в основу анкеты. По ключевому слову soft skills отбирались статьи, входящие в научную электронную библиотеку e-Library, а также проиндексированные в международной реферативной базе данных Scopus за период 10 лет (с 2012 по 2021 год) в области образования. Были отобраны статьи с высоким уровнем цитируемости по тематике soft skills в сфере образования, содержащие классификации soft skills. Далее для включения в опросный лист отбирались наиболее профессионально значимые навыки, которые, на наш взгляд, поддаются анализу и корректировке в процессе обучения в университете. 

Во время этапа 2 проводилось анкетирование участников через Google-формы после получения информированного согласия, а также разъяснения терминов, на которых основано исследование. 

 

Результаты исследования 

Для изучения классификаций soft skills были отобраны наиболее цитируемые публикации как зарубежных, так и российских исследователей за период 2012–2021 годов. Анализ статей показал, что интенсивное развитие теории гибких навыков началось со сферы менеджмента и управления, поэтому первые попытки систематизации навыков велись в этой области. 

Навыки, необходимые для работы менеджеров, были разделены на три категории: технические навыки, человеческие навыки и концептуальные навыки. По мере продвижения по управленческой иерархии концептуальные и человеческие навыки играли доминирующую роль в эффективности менеджера по сравнению с техническими навыками. С развитием представлений о soft skills стали выделяться следующие навыки: коммуникация, забота о клиентах и лидерство как важнейшие компетенции, необходимые менеджерам среднего звена. Такие компетенции, как личное стремление, принятие решений и коммерческая заинтересованность, считались сравнительно менее важными для менеджеров среднего звена, чем для генеральных менеджеров [Finch, Hamilton, Baldwin, Zehner 2013].

Следующий этап научных изысканий был обращен к soft skills офисных сотрудников. Исследователи выделяли главные и второстепенные навыки. Важными были признаны такие навыки, как коммуникация, забота о клиентах и лидерство, личное стремление, принятие решений и коммерческая заинтересованность. Все навыки были сгруппированы по трем высшим категориям: деловая хватка, профессиональная смекалка и самосознание. Деловая хватка включала в себя умение планировать, принимать стратегические решения, системное мышление, которые способствуют эффективной работе и повышению прибыли. Умение работать с людьми связывалось с навыками межличностного общения и включало коммуникативные навыки, командную ориентацию, наставничество и обучение. Третья категория сосредоточена вокруг самоуправления и развития и включает такие навыки, как ответственность, профессионализм, саморазвитие и тайм-менеджмент [Bharwani, Talib 2017]. 

Перенос понятия soft skills на разные профессиональные и научные сферы привел к выделению большого количества различных навыков, необходимых для той или иной профессиональной деятельности. Исследователями были описаны конкретные мягкие навыки, которые могут повлиять на возможность трудоустройства, включающие следующие типы коммуникативных навыков: письменные коммуникативные навыки [Baram-Tsabari, Lewenstein 2013; Moore, Morton 2017]; навыки вербального общения [Li, Pyrkova, Ryabova 2017; Ghosh 2016]; навыки слушания [Berman, Chutka 2016]. Особо были отмечены навыки межличностного общения: способность эффективно работать в команде [Martín-Pérez, Martín-Cruz, Pérez-Santana 2013; García, López, Molina, Casas, Morales 2016; Lohmann, Pratt, Benckendorff, Strickland, Reynolds, Whitelaw 2019]. Исследование, проведенное малазийскими учеными в 2015 году, позволило разработать индекс навыков, включающий 40 пунктов, распределенных по восьми обширным сферам. Наиболее важными были признаны коммуникативные навыки, навыки межличностного общения и деловые навыки [Shariff, Abidin 2015].

В российской науке достаточно подробные классификации в сфере бизнес-обучения представлены В.И. Шипиловым, О.Л. Чулановой. Выделены четыре основных блока: базовые коммуникативные навыки, навыки self-менеджмента, навыки эффективного мышления, управленческие навыки. В рамках каждого блока автор определяет составные единицы, в результате получая 40 позиций, необходимых для развития и совершенствования [Шипилов 2016]. О.Л. Чуланова представляет аналогичную классификацию soft skills, добавляя пятый блок – эмоциональные компетенции. Убедительно доказывается необходимость эмоциональных компетенций в управленческой сфере. Система гибких навыков выглядит следующим образом: коммуникативные навыки, управленческие навыки, самоорганизационные навыки, мыслительные навыки и эмоциональные компетенции. Внутри указанных блоков выделяется 47 конкретных навыков [Чуланова 2017].

Социологическое исследование 2019 года, проведенное среди сотрудников завода, выполняющих различные крупные производственные проекты, позволило выделить 17 навыков [Горьковая, Козловский, Матыкина, Петров 2019]. Все навыки были разделены на четыре категории: навыки взаимодействия в коллективе, личностные навыки, навыки планирования, навыки жизнестойкости. 

Обобщенную систематизированную классификацию soft skills дают в исследовании Е.В. Тихонова и Л.К. Раицкая. По их мнению, soft skills включают в себя социально-коммуникативные навыки; когнитивные навыки; атрибуты личности и составляющие эмоционального интеллекта [Раицкая, Тихонова 2018].

Особый интерес представляют разработки структуры гибких навыков для специалиста международного профиля. Некоторые авторы анализируют политическую деятельность, определяя навыки политического мастерства: социальную проницательность, межличностное влияние, сетевые способности и очевидную искренность. Авторы убедительно доказывают существование национальных отличий в понимании soft skills, что связано непосредственно со спецификой вербального управления людьми в разных странах. Перечень политических навыков, в представлении авторов, состоит из 18 пунктов и сформулирован в форме «я-установок» [Lvina, Johns, Treadway 2012].

Ю.В. Слезко выделяются гибкие навыки для формирования в курсе иностранного языка у студентов международного профиля: «самосознание и самоконтроль, эмпатию, критическое мышление, самостоятельность в принятии решений, навыки тайм-менеджмента, личностное развитие, самомотивацию и стремление к достижению поставленной цели, ответственность, гибкость, профессионализм, позитивный настрой, этику (профессиональную этику, этические нормы вежливого общения), четкость ценностных ориентаций, готовность к компромиссу». Межличностные профессиональные способности: «навыки взаимодействия с инокультурными собеседниками, коммуникабельность, способность преодолевать трудности в общении, лидерские качества, способность работать в команде, в том числе интернациональной, способность убеждать, культурную чуткость, умение вести переговоры» [Слезко 2019].

Коммуникативные и когнитивные навыки признаются наиболее важными: в основу опросного листа были положены именно они (см. табл.). Анкета состояла из трех частей, в каждой из которых было представлено 14 позиций, по которым студенты выражали свое мнение. В первой части участники выбирали наиболее важные, с их точки зрения, навыки. Во второй части респонденты оценивали целенаправленное развитие этих навыков в процессе учебы в университете. Третья часть предполагала самооценку с указанием места приобретения навыка – вуз или другое мест).

×

About the authors

O. V. Rumyantseva

MGIMO University

Author for correspondence.
Email: o.rumyantseva@my.mgimo.ru
ORCID iD: 0000-0001-9483-7052

lecturer of the Department of Russian Language, section «Russian Language for Foreign Students»

Russian Federation, 76, Vernadskogo Avenue, Moscow, 119454, Russian Federation

References

  1. Baram-Tsabari, Lewenstein 2013 – Baram-Tsabari A., Lewenstein B.V. (2013) An instrument for assessing scientists' written skills in public communication of science. Science Communication, vol. 35, issue 1, pp. 56–85. DOI: http://doi.org/10.1177/1075547012440634.
  2. Berman, Chutka 2016 – Berman A., Chutka D.S. (2016) Assessing effective physician-patient communication skills: «are you listening to me, doc?». Korean Journal of Medical Education, vol. 28, issue 2, pp. 243–249. DOI: http://dx.doi.org/10.3946/kjme.2016.21.
  3. Bharwani, Talib 2017 – Bharwani S., Talib P. (2017) Competencies of hotel general managers: A conceptual framework. International Journal of Contemporary Hospitality Management, vol. 29, issue 1, pp. 393–418. DOI: http://doi.org/10.1108/IJCHM-09-2015-0448.
  4. Finch, Hamilton, Baldwin, Zehner 2013 – Finch D.J., Hamilton L.K., Baldwin R., Zehner M. (2013) An exploratory study of factors affecting undergraduate employability. Education and Training, vol. 55, no. 7, pp. 681–704. DOI: http://dx.doi.org/10.1108/ET-07-2012-0077.
  5. García, López, Molina, Casas, Morales 2016 – García M.G., López C.B., Molina E.C., Casas E.E., Morales Y.A.R. (2016) Development and evaluation of the team work skill in university contexts. Are virtual environments effective?. International Journal of Educational Technology in Higher Education, vol. 13, no. 1. DOI: http://doi.org/10.1186/s41239-016-0014-1.
  6. Ghosh 2016 – Ghosh S. (2016) Communication skills teaching: How and when?. Medical Journal of Dr. D.Y. Patil Vydiapeeth, vol. 9, issue 5, pp. 585–586. DOI: http://dx.doi.org/10.4103/0975-2870.192142.
  7. Li, Pyrkova, Ryabova 2017 – Li N., Pyrkova K.V., Ryabova T.V. (2017) Teaching communication skills and decision-making to university students // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, vol. 13, issue 8, pp. 4715–4723. DOI: http://dx.doi.org/10.12973/eurasia.2017.00950a.
  8. Lohmann, Pratt, Benckendorff, Strickland, Reynolds, Whitelaw 2019 – Lohmann G., Pratt M. A., Benckendorff P., Strickland P., Reynolds P., Whitelaw P.A. (2019) Online business simulations: Authentic teamwork, learning outcomes, and satisfaction. Higher Education, vol. 77, issue 3, pp. 455–472. DOI: http://doi.org/10.1007/s10734-018-0282-x.
  9. Lvina, Johns, Treadway 2012 – Lvina E., Johns G., Treadway D.C., Blickle G., Liu Y. (Lucy), Liu J., Atay S., Zettler I., Solga J., Noethen D., Ferris G.R. (2012) Measure invariance of the Political Skill Inventory (PSI) across five cultures. International Journal of Cross Cultural Management, vol. 12, no. 2, pp. 171–191. DOI: http://doi.org/10.1177/1470595812439870.
  10. Martín-Pérez, Martín-Cruz, Pérez-Santana 2013 – Martín-Pérez V., Martín-Cruz N., Pérez-Santana M.P. (2013) Learning teamwork knowledge, skills and abilities: Business simulation vs. case studies. International Journal of Management in Education, vol. 7, no. 4, pp. 376–392. DOI: http://dx.doi.org/10.1504/IJMIE.2013.056657.
  11. Moore, Morton 2017 – Moore T., Morton J. (2017) The myth of job readiness? Written communication, employability, and the ‘skills gap’ in higher education. Studies in Higher Education, vol. 42, issue 3, pp. 591–609. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03075079.2015.1067602.
  12. Shariff, Abidin 2015 – Shariff N.M., Abidin A.Z. (2015) Developing an Index of the Malaysian Tourism and Hospitality Graduates Competencies. International Journal of Business and Society, vol. 16, no. 3, pp. 422–435. DOI: http://dx.doi.org/10.33736/ijbs.577.2015.
  13. Wilkie 2019 – Wilkie D. (2019) Employers Say Students Aren’t Learning Soft Skills in College. In: SHRM – The Voice of All Things Work. Available at: https://www.shrm.org/ResourcesAndTools/hr-topics/employee-relations/Pages/Employers-Say-Students-Arent-Learning-Soft-Skills-in-College.aspx.
  14. Gorkovaya, Kozlovsky, Matykina, Petrov 2019 – Gorkovaya O.P., Kozlovsky N.V., Matykina V.S., Petrov A.V. (2019) «Soft skills»: in search of universal interpretations of «Soft» skills of modern workers. Society. Environment. Development, no. 4 (53), pp. 20–25. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/soft-skills-v-poiske-universalnyh-traktovok-gibkih-navykov-sovremennyh-rabotnikov/viewer; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42332480. EDN: https://www.elibrary.ru/vjuiqj. (In Russ.)
  15. Zeer, Stepanova – Zeer E.F., Stepanova L.N. (2019) Soft skills as predictors of students' life self-fulfillment. Education and Science Journal, vol. 21, no. 8, pp. 65–89. DOI: http://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-65-89. EDN: https://www.elibrary.ru/sqyixp. (In Russ.)
  16. Igumnova 2019 – Igumnova O.V. (2019) Students’ «ife» and «flexible» skills: limits to the applicability of terms in pedagogy. Teoriya i praktika sotsiogumanitarnykh nauk, no. 4 (8), pp. 25–38. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennye-i-gibkie-navyki-obuchayuschihsya-granitsy-primenimosti-ponyatiy-v-pedagogike; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41652086. EDN: https://www.elibrary.ru/vdmhka. (In Russ.)
  17. Katalkina, Bogdanova 2020 – Katalkina N.A., Bogdanova N.V. (2020) Methods of forming soft skills in a foreign language lesson in high school. In: Professional-oriented learning languages: reality and prospects: collection of articles of participants of the annual All-Russian research and practical conference with international participation. Saint Petersburg: Izd-vo SPbGEU, pp. 192–198. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42990096. EDN: https://www.elibrary.ru/dhedlv. (In Russ.)
  18. Malova 2019 – Malova M.M. (2019) The meaning of soft skills in the modern professional career. Vestnik of Samara State Technical University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences, no. 4 (44), pp. 150–165. DOI: http://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2019.4.10. EDN: https://www.elibrary.ru/zojcqi. (In Russ.)
  19. Menshenina, Labzina 2019 – Menshenina S.G., Labzina P.G. (2019) Educational potential of “foreign language” course to develop soft skills of technical students. Vestnik of Samara State Technical University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences, no. 2 (42), pp. 105–118. DOI: http://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2019.2.8. EDN: https://www.elibrary.ru/mkflvl. (In Russ.)
  20. Mikidenko, Storozheva 2017 – Mikidenko N.L., Storozheva S.P. (2017) The role of scientific research work in the formation of soft competences of students. Business. Education. Right, no. 4 (41), pp. 366–372. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30681035. EDN: https://www.elibrary.ru/zvkfmb. (In Russ.)
  21. Raitskaya, Tikhonova 2018 – Raitskaya L.K., Tikhonova E.V. (2018) Perceptions of soft skills by Russia’s university lecturers and students in the context of the world experience. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, vol. 15, no. 3, pp. 350–363. DOI: http://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363. EDN: https://www.elibrary.ru/ybjiff. (In Russ.)
  22. Raitskaya, Tikhonova 2019 – Raitskaya L.K., Tikhonova E.V. (2019) Skills and competences in higher education and beyond. Journal of Language and Education, vol. 5, no. 4, pp. 4–8. DOI: http://doi.org/10.17323/jle.2019.10186. (In Russ.)
  23. Rumyantseva 2021 – Rumyantseva O.V. (2021) Soft skills research in higher education: top-100 Scopus-indexed publications. Integration of Education, vol. 25, no. 4, pp. 593–607. DOI: http://doi.org/10.15507/1991-9468.105.025.202104.593-607. (In Russ.)
  24. Slezko 2019 – Slezko Yu.V. (2019) Soft skills formation in the process of teaching professionally oriented foreign language to international relations students. Philology. Theory & Practice, vol. 12, issue 9, pp. 417–423. Available at: http://doi.org/10.30853/filnauki.2019.9.84. (In Russ.)
  25. Uskova, Fominykh 2022 – Uskova B.A., Fominykh M.V. (2022) The methods of forming soft skills of university students: theoretical and practical aspects. Vestnik of Samara State Technical University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences, vol. 19, no. 1, pp. 77–92. DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.1.6. EDN: https://www.elibrary.ru/itbpnu. (In Russ.)
  26. Tsalikova, Pakhotina 2019 – Tsalikova I.K., Pakhotina S.V. (2019) Scientific Research on the Issue of Soft Skills Formation (Review of the Data In International Databases of Scopus, Web of Science). Education and Science Journal, no. 21 (8), pp. 187–207. DOI: http://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-187-207. (In Russ.)
  27. Chulanova 2017 – Chulanova O.L. (2017) The socio-psychological aspects of management: emotional competence leader in the structure of soft skills (the value approach, diagnosis and development methods). Bulletin of Eurasian Science, no. 1 (38). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-aspekty-upravleniya-emotsionalnaya-kompetentnost-rukovoditelya-v-strukture-soft-skills-znachenie-podhody. (In Russ.)
  28. Shipilov 2016 – Shipilov V.I. (2016) List of soft skills and ways to develop them. Available at: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Rumyantseva O.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies