Развитие soft skills в вузе: взгляд студентов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность изучения soft skills обусловлена необходимостью их систематизации и оформления в учебных программах, что становится особенно важным в условиях масштабного реформирования национальной системы образования в России. Опора на лучшие мировые образовательные практики позволит создать эффективные программы обучения, чтобы повысить востребованность выпускников вуза. В статье представляется исследование, проведенное для оценки удовлетворенности студентов вуза (на примере МГИМО МИД России) развитием soft skills во время освоения учебных дисциплин. На первом этапе были отобраны и проанализированы научные статьи, в которых авторы приводят классификации soft skills, а также был составлен список наиболее профессионально значимых soft skills, который лег в основу разработанного опросного листа. На втором этапе проводился опрос студентов, в котором приняло участие 135 человек. Выявлено, что высокий процент респондентов находит soft skills важными для своей будущей карьеры. Однако, по мнению студентов, в процессе получения высшего образования недостаточно внимания уделяется их развитию, поэтому молодые люди преимущественно не ассоциируют свое владение теми или иными навыками с учебой в вузе. Несмотря на то что в последние годы пристальное внимание исследователей направлено на изучение soft skills, учебные программы вузов не регламентируют совершенствование навыков. Отсутствие формализации soft skills в учебных программах вузов создает препятствия для их развития в процессе обучения. Исследование подтверждает необходимость обновления учебной программы и образовательной базы.

Полный текст

Введение

Современные изменения на рынке труда приводят к модификации системы приема новых сотрудников, которая в настоящее время ориентируется на soft skills соискателя.

В зарубежной научной литературе понятие soft skills имеет большое количество синонимов: employability skills (навыки трудоустройства); penetrating skills (проникающие навыки); basic skills (основные навыки); non-professional skills (непрофессиональные навыки) и др. В отечественной науке soft skills определяются как «мягкие навыки», «гибкие навыки», «надпредметные навыки», «базовые навыки», «сквозные навыки», «мягкие компетенции». В силу многообразия вариантов создаются определенные сложности для понимания этого понятия, что не позволяет выбрать одно наименование (в настоящей статье наряду с термином soft skills используется термин «навыки трудоустройства»). Данный эквивалент был выбран как максимально понятный респондентам при проведении опроса.

В последние годы увеличилось количество научной литературы, посвященной soft skills: рассматриваются общие направления исследований, касающиеся soft skills [Малова 2019; Раицкая, Тихонова 2019; Румянцева 2021]; обсуждаются вопросы перевода термина на русский язык и классификации этих навыков [Зеер, Степанова 2019; Цаликова, Пахотина 2019; Игумнова 2019]; затрагиваются проблемы практического обучения этим навыкам [Микиденко, Сторожева 2017; Меньшенина 2019; Каталкина, Богданова 2020]. 

Однако, несмотря на научные изыскания, неразработанность теоретического аппарата soft skills сохраняется. В связи с этим замедляется процесс изменения учебных программ российских вузов, а рынок труда страдает от недостатка высококвалифицированных кадров. Проведенный в 2019 году опрос показал, что ¾ работодателей с трудом находят молодых специалистов, обладающих soft skills [Wilkie 2019], что свидетельствует о несовершенстве системы подготовки всесторонне развитых специалистов, готовых приступить к выполнению рабочих обязанностей без дополнительного обучения.

Осознавая недостатки вузовской подготовки, студенты находят различные курсы и тренинги, способствующие быстрому развитию того или иного навыка, необходимого для успешного построения карьеры. Стратегией модернизации академических программ вузов должно стать включение обучения soft skills, чтобы повышать качество образовательных услуг и выпускать готовых к профессиональной деятельности специалистов. Эта проблема актуальна в условиях широкомасштабной реформы высшего образования и вероятного отхода от компетентностного подхода как основы участия России в Болонском процессе.

С учетом обозначенных проблем обратимся к точке зрения студентов вузов: какие soft skills они считают важными для своей будущей профессиональной жизни и насколько учеба в вузе способствует их развитию. 

Исследование, проведенное в МГИМО МИД России, позволяет корректировать учебные программы, повышая качество подготовки специалистов. 

 

Процедура и методы исследования

В исследовании приняли участие 135 студентов, обучающихся в бакалавриате МГИМО (19 мужчин – 14,1% и 116 женщин – 85,9 %). Участие в опросе было добровольным и анонимным, цели исследования были объяснены испытуемым. Понятие «навыки трудоустройства» было представлено участникам опроса в самом общем виде: навыки, не связанные с конкретной профессией, но необходимые для успешного трудоустройства, выполнения рабочих обязанностей наилучшим образом. 

Для ответа на исследовательские вопросы был разработан опросный лист для студентов, состоящий из трех частей: выбрать из навыков трудоустройства те, которые наиболее важны для построения карьеры, по мнению респондента; определить, насколько развиваются те или иные навыки во время учебы в университете; оценить себя как молодого специалиста, указав, какими навыками владеет испытуемый, а также приобрел ли он их в процессе обучения в вузе или в другом месте. 

Исследование проводилось в два этапа. Этап 1 заключался в отборе литературы и ее анализе, проведенных с целью выявления оптимальной классификации навыков трудоустройства, которая должна была быть положена в основу анкеты. По ключевому слову soft skills отбирались статьи, входящие в научную электронную библиотеку e-Library, а также проиндексированные в международной реферативной базе данных Scopus за период 10 лет (с 2012 по 2021 год) в области образования. Были отобраны статьи с высоким уровнем цитируемости по тематике soft skills в сфере образования, содержащие классификации soft skills. Далее для включения в опросный лист отбирались наиболее профессионально значимые навыки, которые, на наш взгляд, поддаются анализу и корректировке в процессе обучения в университете. 

Во время этапа 2 проводилось анкетирование участников через Google-формы после получения информированного согласия, а также разъяснения терминов, на которых основано исследование. 

 

Результаты исследования 

Для изучения классификаций soft skills были отобраны наиболее цитируемые публикации как зарубежных, так и российских исследователей за период 2012–2021 годов. Анализ статей показал, что интенсивное развитие теории гибких навыков началось со сферы менеджмента и управления, поэтому первые попытки систематизации навыков велись в этой области. 

Навыки, необходимые для работы менеджеров, были разделены на три категории: технические навыки, человеческие навыки и концептуальные навыки. По мере продвижения по управленческой иерархии концептуальные и человеческие навыки играли доминирующую роль в эффективности менеджера по сравнению с техническими навыками. С развитием представлений о soft skills стали выделяться следующие навыки: коммуникация, забота о клиентах и лидерство как важнейшие компетенции, необходимые менеджерам среднего звена. Такие компетенции, как личное стремление, принятие решений и коммерческая заинтересованность, считались сравнительно менее важными для менеджеров среднего звена, чем для генеральных менеджеров [Finch, Hamilton, Baldwin, Zehner 2013].

Следующий этап научных изысканий был обращен к soft skills офисных сотрудников. Исследователи выделяли главные и второстепенные навыки. Важными были признаны такие навыки, как коммуникация, забота о клиентах и лидерство, личное стремление, принятие решений и коммерческая заинтересованность. Все навыки были сгруппированы по трем высшим категориям: деловая хватка, профессиональная смекалка и самосознание. Деловая хватка включала в себя умение планировать, принимать стратегические решения, системное мышление, которые способствуют эффективной работе и повышению прибыли. Умение работать с людьми связывалось с навыками межличностного общения и включало коммуникативные навыки, командную ориентацию, наставничество и обучение. Третья категория сосредоточена вокруг самоуправления и развития и включает такие навыки, как ответственность, профессионализм, саморазвитие и тайм-менеджмент [Bharwani, Talib 2017]. 

Перенос понятия soft skills на разные профессиональные и научные сферы привел к выделению большого количества различных навыков, необходимых для той или иной профессиональной деятельности. Исследователями были описаны конкретные мягкие навыки, которые могут повлиять на возможность трудоустройства, включающие следующие типы коммуникативных навыков: письменные коммуникативные навыки [Baram-Tsabari, Lewenstein 2013; Moore, Morton 2017]; навыки вербального общения [Li, Pyrkova, Ryabova 2017; Ghosh 2016]; навыки слушания [Berman, Chutka 2016]. Особо были отмечены навыки межличностного общения: способность эффективно работать в команде [Martín-Pérez, Martín-Cruz, Pérez-Santana 2013; García, López, Molina, Casas, Morales 2016; Lohmann, Pratt, Benckendorff, Strickland, Reynolds, Whitelaw 2019]. Исследование, проведенное малазийскими учеными в 2015 году, позволило разработать индекс навыков, включающий 40 пунктов, распределенных по восьми обширным сферам. Наиболее важными были признаны коммуникативные навыки, навыки межличностного общения и деловые навыки [Shariff, Abidin 2015].

В российской науке достаточно подробные классификации в сфере бизнес-обучения представлены В.И. Шипиловым, О.Л. Чулановой. Выделены четыре основных блока: базовые коммуникативные навыки, навыки self-менеджмента, навыки эффективного мышления, управленческие навыки. В рамках каждого блока автор определяет составные единицы, в результате получая 40 позиций, необходимых для развития и совершенствования [Шипилов 2016]. О.Л. Чуланова представляет аналогичную классификацию soft skills, добавляя пятый блок – эмоциональные компетенции. Убедительно доказывается необходимость эмоциональных компетенций в управленческой сфере. Система гибких навыков выглядит следующим образом: коммуникативные навыки, управленческие навыки, самоорганизационные навыки, мыслительные навыки и эмоциональные компетенции. Внутри указанных блоков выделяется 47 конкретных навыков [Чуланова 2017].

Социологическое исследование 2019 года, проведенное среди сотрудников завода, выполняющих различные крупные производственные проекты, позволило выделить 17 навыков [Горьковая, Козловский, Матыкина, Петров 2019]. Все навыки были разделены на четыре категории: навыки взаимодействия в коллективе, личностные навыки, навыки планирования, навыки жизнестойкости. 

Обобщенную систематизированную классификацию soft skills дают в исследовании Е.В. Тихонова и Л.К. Раицкая. По их мнению, soft skills включают в себя социально-коммуникативные навыки; когнитивные навыки; атрибуты личности и составляющие эмоционального интеллекта [Раицкая, Тихонова 2018].

Особый интерес представляют разработки структуры гибких навыков для специалиста международного профиля. Некоторые авторы анализируют политическую деятельность, определяя навыки политического мастерства: социальную проницательность, межличностное влияние, сетевые способности и очевидную искренность. Авторы убедительно доказывают существование национальных отличий в понимании soft skills, что связано непосредственно со спецификой вербального управления людьми в разных странах. Перечень политических навыков, в представлении авторов, состоит из 18 пунктов и сформулирован в форме «я-установок» [Lvina, Johns, Treadway 2012].

Ю.В. Слезко выделяются гибкие навыки для формирования в курсе иностранного языка у студентов международного профиля: «самосознание и самоконтроль, эмпатию, критическое мышление, самостоятельность в принятии решений, навыки тайм-менеджмента, личностное развитие, самомотивацию и стремление к достижению поставленной цели, ответственность, гибкость, профессионализм, позитивный настрой, этику (профессиональную этику, этические нормы вежливого общения), четкость ценностных ориентаций, готовность к компромиссу». Межличностные профессиональные способности: «навыки взаимодействия с инокультурными собеседниками, коммуникабельность, способность преодолевать трудности в общении, лидерские качества, способность работать в команде, в том числе интернациональной, способность убеждать, культурную чуткость, умение вести переговоры» [Слезко 2019].

Коммуникативные и когнитивные навыки признаются наиболее важными: в основу опросного листа были положены именно они (см. табл.). Анкета состояла из трех частей, в каждой из которых было представлено 14 позиций, по которым студенты выражали свое мнение. В первой части участники выбирали наиболее важные, с их точки зрения, навыки. Во второй части респонденты оценивали целенаправленное развитие этих навыков в процессе учебы в университете. Третья часть предполагала самооценку с указанием места приобретения навыка – вуз или другое мест).

×

Об авторах

О. В. Румянцева

Московский государственный институт международных отношений

Автор, ответственный за переписку.
Email: o.rumyantseva@my.mgimo.ru
ORCID iD: 0000-0001-9483-7052

старший преподаватель кафедры русского языка секции «Русский язык для иностранных учащихся»

Россия, 119454, Российская Федерация, г. Москва, пр-т Вернадского, 76

Список литературы

  1. Baram-Tsabari, Lewenstein 2013 – Baram-Tsabari A., Lewenstein B.V. An instrument for assessing scientists' written skills in public communication of science // Science Communication. 2013. Vol. 35, issue 1. P. 56-85. DOI: http://doi.org/10.1177/1075547012440634.
  2. Berman, Chutka 2016 – Berman A., Chutka D.S. Assessing effective physician-patient communication skills: «are you listening to me, doc?» // Korean Journal of Medical Education. 2016. Vol. 28, issue 2. P. 243–249. DOI: http://dx.doi.org/10.3946/kjme.2016.21.
  3. Bharwani, Talib 2017 – Bharwani S., Talib P. Competencies of hotel general managers: A conceptual framework // International Journal of Contemporary Hospitality Management. 2017. Vol. 29, issue 1, pp. 393–418. DOI: http://doi.org/10.1108/IJCHM-09-2015-0448.
  4. Finch, Hamilton, Baldwin, Zehner 2013 – Finch D.J., Hamilton L.K., Baldwin R., Zehner M. An exploratory study of factors affecting undergraduate employability // Education and Training. 2013. Vol. 55, no. 7. P. 681–704. DOI: http://dx.doi.org/10.1108/ET-07-2012-0077.
  5. García, López, Molina, Casas, Morales 2016 – García M.G., López C.B., Molina E.C., Casas E.E., Morales Y.A.R. Development and evaluation of the team work skill in university contexts. Are virtual environments effective? // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2016. Vol. 13, no. 1. DOI: http://doi.org/10.1186/s41239-016-0014-1.
  6. Ghosh 2016 – Ghosh S. Communication skills teaching: How and when? // Medical Journal of Dr. D.Y. Patil Vydiapeeth. 2016. Vol. 9, issue 5. P. 585–586. DOI: http://dx.doi.org/10.4103/0975-2870.192142.
  7. Li, Pyrkova, Ryabova 2017 – Li N., Pyrkova K. V., Ryabova T. V. Teaching communication skills and decision-making to university students // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13, issue 8. P. 4715–4723. DOI: http://dx.doi.org/10.12973/eurasia.2017.00950a.
  8. Lohmann, Pratt, Benckendorff, Strickland, Reynolds, Whitelaw 2019 – Lohmann G., Pratt M.A., Benckendorff P., Strickland P., Reynolds P., Whitelaw P.A. Online business simulations: Authentic teamwork, learning outcomes, and satisfaction // Higher Education. 2019. Vol. 77, no. 3. Р. 455–472. DOI: http://doi.org/10.1007/s10734-018-0282-x.
  9. Lvina, Johns, Treadway 2012 – Lvina E., Johns G., Treadway D.C., Blickle G., Liu Y. (Lucy), Liu J., Atay S., Zettler I., Solga J., Noethen D., Ferris G.R. Measure invariance of the Political Skill Inventory (PSI) across five cultures // International Journal of Cross Cultural Management. 2012. Vol. 12, issue 2. Р. 171–191. DOI: http://doi.org/10.1177/1470595812439870.
  10. Martín-Pérez, Martín-Cruz, Pérez-Santana 2013 – Martín-Pérez V., Martín-Cruz N., Pérez-Santana M.P. Learning teamwork knowledge, skills and abilities: Business simulation vs. case studies // International Journal of Management in Education. 2013. Vol. 7, no. 4. Р. 376–392. DOI: http://dx.doi.org/10.1504/IJMIE.2013.056657.
  11. Moore, Morton 2017 – Moore T. Morton J. The myth of job readiness? Written communication, employability, and the ‘skills gap’ in higher education // Studies in Higher Education. 2017. Vol. 42, issue 3. P. 591–609. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03075079.2015.1067602.
  12. Shariff, Abidin 2015 – Shariff N.M., Abidin A.Z. Developing an index of the Malaysian tourism and hospitality graduates competencies // International Journal of Business and Society. 2015. Vol. 16, no. 3, Р. 422–435. DOI: http://doi.org/10.33736/ijbs.577.2015.
  13. Wilkie 2019 – Wilkie D. Employers Say Students Aren’t Learning Soft Skills in College. // SHRM – The Voice of All Things Work. 2019. URL: https://www.shrm.org/resourcesandtools/hr-topics/employee-relations/pages/employers-say-students-arent-learning-soft-skills-in-college.aspx.
  14. Горьковая, Козловский, Матыкина, Петров 2019 – Горьковая О.П., Козловский Н.В., Матыкина В.С., Петров А.В. «Soft skills»: в поиске универсальных трактовок «гибких» навыков современных работников // Общество. Среда. Развитие. 2019. № 4 (53). С. 20–25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soft-skills-v-poiske-universalnyh-traktovok-gibkih-navykov-sovremennyh-rabotnikov/viewer; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42332480. EDN: https://www.elibrary.ru/vjuiqj
  15. Зеер, Степанова – Зеер Э.Ф., Степанова Л.Н. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. С. 65–89. DOI: http://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-65-89. EDN: https://www.elibrary.ru/sqyixp.
  16. Игумнова 2019 – Игумнова О.B. «Жизненные» и «гибкие» навыки обучающихся: границы применимости понятий в педагогике // Теория и практика социогуманитарных наук. 2019. № 4 (8). С. 25–38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennye-i-gibkie-navyki-obuchayuschihsya-granitsy-primenimosti-ponyatiy-v-pedagogike; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41652086. EDN: https://www.elibrary.ru/vdmhka.
  17. Каталкина, Богданова 2020 – Каталкина Н.А., Богданова Н.В. Методика формирования soft skills на уроке иностранного языка в высшей школе // Профессионально-ориентированное обучение языкам: реальность и перспективы: сб. ст. участников Ежегодной всерос. научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭУ. 2020. С. 192–198. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42990096. EDN: https://www.elibrary.ru/dhedlv.
  18. Малова 2019 – Малова М.М. Роль «мягких» навыков в современной профессиональной деятельности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019. № 4 (44). C. 150–165. DOI: http://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2019.4.10. EDN: https://www.elibrary.ru/zojcqi.
  19. Меньшенина, Лабзина 2019 – Меньшенина С.Г., Лабзина П.Г. Потенциал дисциплины «иностранный язык» для формирования гибких навыков студентов технических вузов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019. № 2 (42). С. 105–118. DOI: http://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2019.2.8. EDN: https://www.elibrary.ru/mkflvl.
  20. Микиденко, Сторожева 2017 – Микиденко Н.Л., Сторожева С.П. Роль научно-исследовательской работы в формировании «мягких» компетенций студентов // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 4 (41). С. 366–372. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30681035. EDN: https://www.elibrary.ru/zvkfmb.
  21. Раицкая, Тихонова 2018 – Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15, № 3. С. 350–363. DOI: http://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363. EDN: https://www.elibrary.ru/ybjiff.
  22. Раицкая, Тихонова 2019 – Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Навыки и компетенции в высшем образовании и за его пределами // Язык и образование. 2019. № 5 (4). С. 4–8. DOI: http://doi.org/10.17323/jle.2019.10186.
  23. Румянцева 2021 – Румянцева О.В. Исследования soft skills в высшем образовании: топ-100 в международной базе Scopus // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 4. С. 593–607. DOI: http://doi.org/10.15507/1991-9468.105.025.202104.593-607.
  24. Слезко 2019 – Слезко Ю.В. Формирование «мягких» навыков в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов – международников // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12, вып. 9. С. 417–423. URL: http://doi.org/10.30853/filnauki.2019.9.84.
  25. Ускова, Фоминых 2022 – Ускова Б.А., Фоминых М.В. Методика формирования soft skills у студентов вузов: теоретический и практический аспекты // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2022. Т. 19, № 1. С. 77–92. DOI: http://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.1.6. EDN: https://www.elibrary.ru/itbpnu.
  26. Цаликова, Пахотина 2019 – Цаликова И.К., Пахотина С.В. Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science) // Образование и наука. 2019. № 21 (8). С. 187–207. DOI: http://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-187-207.
  27. Чуланова 2017 – Чуланова О.Л. Социально-психологические аспекты управления: эмоциональная компетентность руководителя в структуре soft skills (значение, подходы, методы диагностики и развития) // Вестник евразийской науки. 2017. № 1 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-aspekty-upravleniya-emotsionalnaya-kompetentnost-rukovoditelya-v-strukture-soft-skills-znachenie-podhody.
  28. Шипилов 2016 – Шипилов В.И. Перечень навыков soft-skills и способы их развития. 2016. URL: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Румянцева О.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах