Specificity of the professional activity of naval aviation helicopter pilots
- Authors: Savelev A.I.1, Valov S.N.1
-
Affiliations:
- branch of Military Educational and Scientific Center of the Air Force N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy (Syzran) the Ministry of Defence of the Russian Federation
- Issue: Vol 28, No 4 (2022)
- Pages: 85-91
- Section: Pedagogics
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/11005
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2022-28-4-85-91
- ID: 11005
Cite item
Full Text
Abstract
An important component of the military-professional training of cadets-military pilots in military aviation universities is the formation of readiness for practical activities in the troops. At the same time, the quality of training of aviation specialists does not fully meet the requirements of customers for military personnel. It is possible that the reason for this discrepancy lies in the insufficiently expressed methodological strategy of military professional training. Modern military-political conditions and trends in the development of naval aviation require that helicopter pilots have personality neoplasms that contribute to the high-quality performance of professional tasks in all types of activities. The conducted genesis of the military professional training of helicopter pilots of naval aviation revealed a number of significant problems, the solution of which is facilitated by methodological approaches of professional pedagogy. In the course of the study, based on the activity approach and the principle of identification, the leading role of interaction in all types of professional activity was established, which determines its specificity. Content- analysis of professional tasks based on a functional approach revealed a feature of professional activity, which consists in a set of professional tasks corresponding to indicators in the structure of readiness for interaction. On the basis of a system-structural approach, taking into account the specifics and features of activity, the structure of readiness for interaction (motivational-value, activity and cognitive components) and the criteria for the formation of its components (crew flight, military cohesion and tactical flight thinking) are proposed. Arguments are given regarding the need to develop readiness for interaction among helicopter pilots of naval aviation during their training at a military aviation university, as an integrative personality trait, which includes not only a set of abilities to solve professional problems, but also a number of professionally important qualities
Full Text
Введение
Современные геополитические реалии подчеркивают важнейшую роль Вооруженных сил как гаранта обеспечения национальной безопасности России. Тенденции развития военной организации государства актуализируют задачи формирования ее кадрового потенциала, в том числе совершенствование военно-профессиональной подготовки курсантов в военных авиационных вузах. Российская авиационная школа представляет собой уникальное явление мирового масштаба и национальное достояние, она аккумулирует 100-летний опыт подготовки военных авиационных кадров и соответствует тенденциям обновления. За последние восемь лет система военного образования страны вышла на высокий уровень стабильности. Военные вузы нацелены на повышение качества обучения курсантов при значительном росте практической направленности, военно-профессиональной и научно-исследовательской подготовки [Зибров 2020, с. 5–8].
Вертолетная авиация широко и эффективно применяется на всех театрах военных действий. Существует мнение, кто будет владеть морем – тот будет владеть миром. Поэтому исследователи подчеркивают важнейшую роль и место военной морской авиации как боевой системы Военно-морского флота в вооруженной борьбе на море [Кожин, Малый 2021, с. 49–57]. В настоящее время вертолетная морская авиация решает целый комплекс боевых задач: противолодочное охранение кораблей, поисково-спасательное обеспечение, поддержку морского десанта с воздуха, воздушные перевозки. Существуют вертолеты радиолокационного дозора, обнаружения радиационного и химического заражения. Действуя самостоятельно и в составе различных групп, вертолеты могут решать задачи тактической разведки и целеуказания. Корабельные вертолеты в составе отряда боевых кораблей на боевом дежурстве привлекаются для поддержания контакта с судами, осуществляющими морскую экономическую деятельность, проходящими в районе вероятного захвата морскими пиратами; обзора акватории и поиска по характерным признакам террористических групп захвата морских судов. Недавние события (диверсия на «Северных потоках» и террористический акт на Крымском мосту) показали необходимость совершенствования охраны морских коммуникаций.
В мирное время вертолеты применяются для оперативной оценки катастроф техногенного и природного характера и ликвидации их последствий. Задачи поиска и спасения людей в труднодоступных местах решаются оперативно и с высокой эффективностью. Учитывая то, что 70 % населения земли проживает в пределах 300 км от береговой черты, можно предположить, что корабельные вертолеты будут привлекаться для борьбы с последствиями катастроф. Задача освоения территории и разработка недр Арктики расширяет сферы деятельности морской авиации. Однако, основная задача палубных вертолетов в противолодочном варианте – поиск и уничтожение атомных ракетных подводных лодок противника с баллистическими ракетами на боевом патрулировании в различных частях Мирового океана.
Тенденция развития авиации обусловлена ее многофункциональностью. Это значит, что, меняя модули или вооружение, один и тот же вертолет будет решать разные задачи. Вертолетчики морской авиации должны быть способны решать множество задач, это требует разработки новых тактических приемов, применения современных систем обнаружения, наведения, передачи данных и других. Весь экипаж должен быть обучен летать во всех условиях и днем и ночью с корабля на ходу, с различных площадок кораблей. Многообразие профессиональных задач экипажа корабельного вертолета и безусловная необходимость их выполнения актуализируют задачи совершенствования военно-профессиональной подготовки вертолетчиков для их соответствия кадровым потребностям морской авиации.
Степень разработанности проблемы
Центром и кадровой основой военной авиационной системы является человек, авиационный персонал, прежде всего военный летчик. Важнейшей задачей российской авиационной школы от начала ее зарождения до сегодняшнего дня была подготовка летного состава. Готовить необходимо летчиков очень серьезно, по-другому нельзя, ведь от подготовки экипажа, его умения выполнять задачи зависит жизнь людей, целых городов и регионов (Алексеев 2013). Подготовка вертолетчиков для авиации Военно-морского флота – знаменательные страницы истории и современности Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков. Осенью 1986 года в училище была начата работа по подготовке летного и технического состава для обучения курсантов на вертолетах морской авиации. Летно-инструкторский состав в короткие сроки переучился на новую авиационную технику и смог с высоким качеством привить курсантам прочные навыки управления морским вертолетом Ка-27. Уже через год 40 выпускников училища пополнили ряды летчиков морской авиации всех флотов. Отсутствие стабильности в сложные 90-е годы привело в 1998 году к принятию решения о нецелесообразности подготовки летчиков морской авиации непосредственно в стенах училища. Время показало ошибочность данного решения и потребовало исправления сложившейся ситуации.
В состав экипажа противолодочного вертолета входят командир экипажа (летчик), штурман (навигатор) и штурман-оператор (поисково-прицельного комплекса). В настоящее время штурманские кадры готовит Челябинский филиал Военно-воздушной академии. Очевидно, что подготовка членов экипажа вертолета в разных учебных заведениях требует особого внимания к достижению согласованности совместных действий в полете. Дальнейшее теоретическое обучение по программам дополнительного профессионального образования и практическое переучивание авиационных специалистов проводится в Центре боевого применения и переучивания летного состава (морской авиации Военно-морского флота).
Исследователи (В.В. Алексеев, Н.П. Бездетнов, И.В. Голубев и др.) отмечают ряд проблем, влияющих на качество подготовки летного состава морской авиации. Ситуация конца 90-х годов, когда корабли стояли «у стенки», а для боевой подготовки в авиационных частях не хватало топлива, сказывается до сегодняшнего времени. В совокупности со снижением количественного состава парка вертолетов это отрицательно влияет на качество подготовки и поддержание уровня боевой готовности экипажей. Следующая проблема подготовки, по мнению автора, это отсутствие полноценных тренажеров-симуляторов для вертолетчиков морской авиации [Голубев 2011, с. 99–102]. В условиях настоящего времени, когда Правительством предпринят ряд мер, направленных на модернизацию авиационной техники, взято направление на разработку многофункциональных вертолетных комплексов, использование тренажеров и авиационных симуляторов особенно необходимо. Заданием различных условий игра-симулятор должна направлять обучаемого (контролируемого) в нужное русло. Задачи могут быть репродуктивные (самые простые), поисковые и логически-поисковые (средний уровень трудности), творческие (высший уровень трудности). Это особенно актуально для подготовки вертолетчиков-противолодочников по задачам «навигация» и «боевое применение». Эффективность тренажей, проводимых на «холодной» технике, значительно ниже, чем в условиях обстановки, максимально приближенной к реальной. Важнейшая проблема взаимодействия, по мнению авторов (Бездетнов, Алексеев 2014), не всегда прослеживается при решении задач с базового «домашнего» аэродрома. Однако на корабле после летной смены «разойтись по домам» не получается. Летный и технический состав находятся в тесном контакте продолжительное время. Длительное пребывание в замкнутой, с ограниченным объемом системе, навязанное межличностное общение, потенциальная опасность во время дальних походов создают специфическую сферу жизнедеятельности, к которой предъявляются особые требования. Исследователи проблемы приходят к выводу, что на сегодняшний день в противолодочной авиации не существует четкой системы критериев, позволяющей объективно оценить профессиональный уровень вертолетчиков-противолодочников, а действующая система объективного контроля допускает субъективизм в оценке выполнения задач вертолетчиками [Голубев 2011, с. 99–102].
Согласимся, что военно-профессиональная подготовка выпускников военных авиационных вузов должна осуществляться с учетом их готовности к военно-профессиональной деятельности в соответствии с потребностями войск, однако это не всегда выполняется в полной мере. Существующая система военно-профессиональной подготовки вертолетчиков испытывает потребность в средствах, способствующих развитию профессиональных способностей и личностных качеств.
Деятельность вертолетчиков морской авиации относится к военно-профессиональной деятельности офицеров, которая характеризуется наличием у них многосторонних устойчивых умений, навыков и способностей, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в различных условиях сложной и непредсказуемой обстановки (Колодовский 2016; Иванов 2016). На взгляд А.А. Ломакина, военно-профессиональная деятельность офицера – это процесс мотивированного разрешения им профессиональных проблемных ситуаций, возникающих в войсковой практике в мирное время и при подготовке и ведении боевых действий в военное время, при помощи методов, приемов и средств взаимодействия (воздействия) руководителя и подчиненного [Ломакин 2014]. В качестве существенной характеристики деятельности офицера автор отмечает проявление взаимодействия во всех ее видах. Рассматривая взаимодействие, как согласованные по целям, задачам, месту, времени и способам выполнения задач действия войск (сил) для достижения цели боя (операции), важно отметить существующую точку зрения (В.И. Вдовюк, В.М. Коровин, Ю.С. Синкевич), что взаимодействие занимает исключительно важное место в деятельности каждого офицера и проявляется в зависимости от обстановки, должностного предназначения и поставленной цели.
Изучение проблемы обозначило потребность вертолетчиков морской авиации в личностном новообразовании, которое обеспечивает профессиональную направленность и готовность к выполнению всех видов военно-профессиональной деятельности. В научной литературе отмечается, что успешность формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности требует учета ее специфики и особенности как взаимосвязанных компонентов [Поднебесова 2017, с. 92–96]. Решая задачи совершенствования военно-профессиональной подготовки вертолетчиков морской авиации, в первую очередь необходимо определить специфику их будущей военно-профессиональной деятельности.
Результаты исследования
Войны, вооруженные конфликты, необходимость обеспечения военной безопасности государства показывают востребованность профессии военного летчика, профессиональные задачи которой обусловлены развитием форм вооруженной борьбы, военной техники и вооружения. На основе изучения научной литературы и нормативных правовых актов, регламентирующих требования к военно-профессиональной подготовке выпускников военных авиационных вузов, сделан вывод, что военно-профессиональная деятельность военного летчика представляет собой вооруженное противоборство с противником в военное время и всестороннюю подготовку к нему в мирное.
Нами изучены Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников по военной специализации «Применение вертолетных подразделений авиации сил флота», которые являются дополнением к федеральному государственному образовательному стандарту по специальности 25.05.04 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов. В соответствии с ними выпускник предназначен для прохождения службы на должностях летчик-оператор вертолета, летчик-штурман вертолета, командир вертолета и должен быть готов к выполнению совокупности видов военно-профессиональной деятельности, содержащих профессиональные задачи. Эксплуатационно-технологическая деятель-
ность: летная эксплуатация авиационных комплексов при выполнении боевых полетов в соответствии с руководящими документами по подготовке, обеспечению и ведению боевых действий; взаимодействие летных экипажей, тактических групп, вертолетных подразделений авиации сил флота с группировками разнородных противолодочных сил. Служебная (боевая и повседневная) деятельность: организация повседневной деятельности и проведение боевой подготовки в вертолетных подразделениях авиации сил флота. Военно-педагогическая (воспитательная): обучение и воспитание подчиненных, формирование и них высоких морально-психологических и боевых качеств. Выполнение профессиональных задач во всех видах деятельности требует наличия совокупности способностей к взаимодействию на всех должностных уровнях. Однако среди проектируемых результатов военно-профессиональной подготовки выпускников обнаружена недостаточная доля компетенций, характеризующих способности к взаимодействию, и критериев, подтверждающих их сформированность.
При выполнении сложных полетов особое значение имеет слётанность экипажа, характеризующаяся одинаково верным восприятием и оценкой окружающей, постоянно меняющейся обстановки всеми членами экипажа. Тогда между ними устанавливается особое, высшее качество общения с быстрым и безошибочным взаимопониманием,
а действия становятся несуетливыми и точными в любой ситуации, даже непредвиденной. Так выигрываются драгоценные в полете секунды, часто определяющие судьбу всего экипажа. Быстро и качественно это достигается не столько большим количеством совместных полетов, сколько целенаправленными усилиями командира экипажа. Это прежде всего правильно организованная теоретическая подготовка. В любое свободное от полетов время – целевые тематические разговоры, обсуждения, споры, бескомпромиссный анализ чужих и своих действий в различных давних и недавних ситуациях. Обсуждение независимо от количества их повторяемости. Если разговор на одну и ту же тему завязывается вновь и вновь, значит, она раскрыта и осознана не полностью и уходить от нее нельзя. Иногда некоторые понимания приходят через много лет. Кроме того, весомое значение имеет предполетный розыгрыш действий каждого члена экипажа при наиболее ожидаемых или наиболее опасных отказов техники. При таком подходе, даже когда в полете происходит что-то очень нежелательное, архисложное, но ожидаемое, шансы благополучного исхода всегда остаются достаточно высокими (Бездетнов, Алексеев 2014).
Изучение боевого опыта показывает высокую значимость фактора сплоченности экипажа как воинского коллектива. Уставные и неформальные отношения между военнослужащими, социально-психологические процессы, протекающие в подразделении, безусловно, влияют на выполнение боевых и повседневных задач. Воинская сплоченность – это мера единства воинского коллектива, проявляющаяся в активном и организованном участии каждого военнослужащего в совместной деятельности. В боевых действиях сплоченность коллектива выражается социальным взаимодействием, способствующим эффективному ведению боя [Бобков, Фаизова, Бобкова, Лукьянов 2021, с. 232–236]. Нахождение компромисса между воинским долгом (выполнением боевой задачи) и стремлением выжить имеет больше шансов в слаженном и сплоченном коллективе.
Эмоционально-волевые и познавательные процессы (развитость восприятия, внимания, памяти, речи, быстрота и точность реакций, эмоционально-волевая устойчивость) формируют особый тип профессионального мышления. Профессиональным мышлением военного летчика является летно-тактическое мышление, которое помимо общих интеллектуальных возможностей и способностей включает принятие решений, контроль и оценку управляющих действий, способность мыслить системно, охватывая суть основных связей проблемы, находить на основе системного анализа оптимальное решение, что очень важно в аварийной обстановке, в сложной альтернативной ситуации, в условиях современного воздушного боя.
Исследования показали, что для успешной профессиональной деятельности важны не сами профессиональные качества или психологические свойства, а их сочетание, способствующее достижению наилучших результатов. Для этого необходимо создание здоровой, рабочей атмосферы при продолжительном решении задач с авианесущих кораблей. Поэтому при утверждении состава экипажа и авиагруппы необходимо учитывать межличностные отношения и проводить коллективное психологическое тестирование. Доказано, что совместная деятельность, скрепленная взаимопониманием и коллективным анализом выполнения задач вертолетчиками во время дальних походов, повышает эффективность не менее чем на 10 % по сравнению с индивидуальной работой [Голубев 2011, с. 99–102].
Изучение литературных источников показало, что деятельность (в широком смысле) является динамической системой взаимодействий субъекта с окружающей действительностью для подчинения ее своим целям; преобразовательная активность человека, направленная на результат. Такой способ отношения к окружающему миру является аргументом относительно важнейшей роли взаимодействия в деятельности. Сущность специфики отражает известное определение, что это «отличное, свойственное только данному предмету, представляющееся особенностью или совокупностью особенностей» (Руднева 2008, с. 78). Научный и боевой опыт военно-профессиональной деятельности вертолетчиков морской авиации выявил присущие ей отличия. Экипаж корабельного вертолета должен взлетать в жестких условиях океана с корабля в любых условиях дня и ночи, иногда даже за пределами человеческих и технических возможностей и ограничений вертолета и корабля, так требует обстановка. Необходимо выполнять поставленные задачи, как правило, на больших удалениях от корабля. Особенности палубного базирования авиации заключаются в том, что единственный основной и запасной аэродром – это корабль в море, площадка 10 на 10 метров и ограничения по времени полета из-за небезграничного запаса топлива на борту. Корабль, вертолет и океан становятся для летчика родным домом на многие месяцы, экипаж – одна семья на всю жизнь (Алексеев 2013).
Исследование видов военно-профессиональной деятельности и профессиональных задач с опорой на деятельностный подход и принцип идентификации [Руднева 2016, с. 78–82] позволило определить специфику военно-профессиональной деятельности вертолетчиков морской авиации. Установлено, что специфика военно-профессиональной деятельности вертолетчиков морской авиации определяется вооруженной борьбой как особым видом деятельности людей и заключается в доминировании взаимодействия во всех видах военно-профессиональной деятельности, включающих профессиональные задачи, которые выражаются в мирное время в организации повседневной деятельности и боевой подготовки, обучении и воспитании подчиненных, а в военное – в вооруженном противоборстве с противником в воздухе и на море. Специфика отражает крайне сложные и многообразные задачи, их взаимозависимость требует наличия совокупности способностей и личностных качеств, которые интегрирует готовность к взаимодействию во всех видах деятельности. Применение функционального подхода раскрывает главную особенность военно-профессиональной деятельности вертолетчиков морской авиации, заключающуюся в совокупности профессиональных задач как показателей в структуре готовности к взаимодействию. Таким образом, результаты исследования позволяют конкретизировать специфику и особенность военно-профессиональной деятельности вертолетчиков морской авиации (см. рис.).
Выводы
Таким образом, виды и задачи профессиональной деятельности требуют сформированности у вертолетчика готовности к взаимодействию как интегральной критериальной характеристики личности, которая проявляется в поиске личностного смысла взаимодействия, в осознании конечного результата совместной деятельности. В ходе исследования установлено, что готовность к взаимодействию как комплексное новообразование интегрирует мотивационные, эмоциональные, познавательные и волевые процессы личности. Системно-структурный подход позволяет представить ее структуру, объединяющую мотивационно-ценностный, деятельностный и когнитивный компоненты. Показатели компонентов включают совокупность способностей к выполнению профессиональных задач во все видах деятельности. В качестве критериев компонентов готовности к взаимодействию предложены: слётанность экипажа, воинская сплоченность и летно-тактическое мышление. Ведущая роль взаимодействия как специфика военно-профессиональной деятельности вертолетчиков морской авиации предполагает формирование у них готовности к взаимодействию путем разработки и реализации новых идей, концепций, педагогических систем, отбора педагогических средств, способствующих развитию показателей компонентов готовности. Эта задача должна стать частью процесса военно-профессиональной подготовки вертолетчиков в военном авиационном вузе.
About the authors
A. I. Savelev
branch of Military Educational and Scientific Center of the Air Force N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy (Syzran) the Ministry of Defence of the Russian Federation
Author for correspondence.
Email: savandrew010871@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0190-236X
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Combat Use of Aviation Weapons
Russian Federation, 1, Marshal Zhukov Street, Syzran, 446007, Russian FederationS. N. Valov
branch of Military Educational and Scientific Center of the Air Force N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy (Syzran) the Ministry of Defence of the Russian Federation
Email: padresergej@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0190-236X
senior lecturer of the Department of Combat Use of Aviation Weapons
Russian Federation, 1, Marshal Zhukov Street, Syzran, 446007, Russian FederationReferences
- Bobkov, Faizova, Bobkova, Lykyanov 2021 – Bobkov O.B., Faizova V.B., Bobkova T.S., Lykyanov V. (2021) The influence of the cohesion of the military collective on the behavior of servicemen in battle (based on the analysis of foreign experience). In: Problems and modern ways of developing education in the field of air navigation: collection of materials of the VI All-Russian pedagogical research and methodological conference (April 22, 2021, Syzran). Kirov: Izd-vo MTsITO, pp. 122–130. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=46243001&pff=1. EDN: https://elibrary.ru/nuntau. (In Russ.)
- Golubev 2011 – Golubev I.V. (2011) Problems of training helicopter pilots of the navy and ways to solve them. In: Military-historical analysis of the construction of army aviation, its place and role in ensuring the defense capability of the state: materials of the All-Russian military and scientific conference (April 29, 2011, Syzran). Syzran, pp. 99–102. (In Russ.)
- Zibrov 2020 – Zibrov G.V. (2020) We work for the future. Bulletin of the Military Education, no. 5 (26), pp. 5–8. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=44139205. EDN: https://elibrary.ru/ptcczs. (In Russ.)
- Lomakin 2014 - Lomakin A.A. (2014) Military professional training of students of higher education institutions of the Armed Forces of the Russian Federation in modern conditions: monograph. Moscow: VU MO, 186 p. (In Russ.)
- Kozhin, Maly 2021 – Kozhin I.S., Maly A.N. (2021) The role of naval aviation in the armed struggle at sea in contemporary conditions. Voyennaya mysl', no. 3, pp. 49–57. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=45623096. EDN: https://elibrary.ru/kzzvzg. (In Russ.)
- Podnebesova 2017 – Podnebesova M.I. (2017) The specificity of professional activity of future bachelors of mechanical engineering. Discussion, no. 2 (76), pp. 92–96. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=28911162. EDN: https://elibrary.ru/yirfxr. (In Russ.)
- Rudneva 2016 – Rudneva T.I. (2016) Methodical approaches as the context of pedagogical research outcome quality understanding. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya = Vestnik of Samara University. History, pedagogy, philology, no. 2, pp. 78–82. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27670166. EDN: https://elibrary.ru/xhndzn. (In Russ.)