Том 15, № 1 (2016)

Весь выпуск

АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Анализ параметров отделения группы наноспутников при кластерном запуске с орбитальной ступени ракеты-носителя «Союз»

Аваряскин Д.П., Щербаков М.С.

Аннотация

Сформулирована задача анализа возможности возникновения опасного сближения наноспутников друг с другом и каждого из наноспутников с орбитальной ступенью ракеты-носителя «Союз» после их отделения. Рассмотрена задача формирования начальных условий движения после отделения, обеспечивающих непревышение заданного расстояния между наноспутниками на протяжении двух витков полёта. Получены выражения для определения математического ожидания и дисперсии начальных условий отделения наноспутников от орбитальной ступени (проекции вектора скорости отделения на оси орбитальной системы координат) и выражения для определения математического ожидания и дисперсии координат положения наноспутников. Построена область допустимых параметров отделения наноспутников, исключающих возможность опасного сближения двух наноспутников как с орбитальной ступенью, так и друг с другом. Построена область параметров отделения, исключающих разлёт наноспутников друг относительно друга на расстояние более 10 км на протяжении двух витков полёта. Сформированы рекомендации по выбору начальных условий отделения наноспутников.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2016;15(1):9-17
pages 9-17 views

Влияние системы упругого вывешивания на точность результатов модальных испытаний летательных аппаратов

Бернс В.А., Долгополов А.В., Жуков Е.П., Маринин Д.А.

Аннотация

Модальные испытания являются эффективным инструментом проверки и уточнения расчётных динамических моделей летательных аппаратов. На время испытаний объекты исследований фиксируются специальными системами упругого вывешивания. Характеристики жёсткости таких систем определяются из условия, что влияние подвески на собственные тона упругих колебаний свободного летательного аппарата не должно превышать заранее оговоренного уровня. Поэтому считается, что частота колебаний конструкции как твёрдого тела на подвеске должна быть в несколько раз ниже собственной частоты первого упругого тона. Причём разные источники рекомендуют различные соотношения между этими частотами. Если говорить о модальных испытаниях крупногабаритных трансформируемых космических конструкций, то задача создания такой подвески усложняется многократно, так как такие конструкции могут иметь очень низкие собственные частоты упругих колебаний. Влияние системы упругого вывешивания на точность результатов модальных испытаний летательных аппаратов проявляется двояко. С одной стороны, использование подвески приводит к росту всех собственных частот объекта исследований. С другой стороны, появление тонов колебаний объекта как твёрдого тела с ненулевыми частотами приводит к смещениям частот фазовых резонансов летательного аппарата, по которым определяются собственные частоты тонов упругих колебаний. В статье изложена методика коррекции расчётной динамической модели летательного аппарата с учётом системы упругого вывешивания. Эта коррекция основана на том, что погрешности измерения перемещений в модальных испытаниях (то есть и форм собственных колебаний) более чем на порядок превышают погрешности определения собственных частот. Исследовано влияние тонов колебаний объекта как жёсткого тела на упругой подвеске на точность определения собственных частот, обобщённых масс и обобщённых коэффициентов демпфирования тонов упругих колебаний.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2016;15(1):18-27
pages 18-27 views

Системно-математическое моделирование пневмогидравлических средств двигательной установки

Горюнова Н.Р., Горюнов А.А.

Аннотация

В статье рассматривается проектирование пневмогидравлической системы подачи (ПГСП) компонентов топлива к жидкостному ракетному двигателю (ЖРД), основанная на математических моделях и системном подходе. Выделено три уровня проектирования: первый уровень – отдельных элементов ПГСП – рассматриваются физические процессы в элементах ПГСП, моделируются их характеристики и внешние взаимосвязи; второй уровень – подсистем – рассматривается процесс взаимодействия между элементами ПГСП, моделируются внутренние связи между элементами и внешние взаимосвязи подсистем ПГСП; третий уровень – ПГСП в целом – рассматривается процесс взаимодействия между подсистемами, моделируются внутренние связи между подсистемами и внешние взаимосвязи с ЖРД и другими системами. В результате получена многоуровневая математическая модель ПГСП, на основе которой проведено моделирование нештатной ситуации (отказа одного элемента) и замены элемента с изменением его характеристик в подсистеме подачи окислителя к двигателю; получена зависимость параметров продувки демпфера от скорости изменения расхода на входе в ЖРД в процессе его запуска. Математическая модель ассоциирована с результирующими документами, что позволяет автоматически получить изменённый комплект документации при внесении изменений в ПГСП.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2016;15(1):28-37
pages 28-37 views

Моностатический радиолокационный комплекс Р-диапазона для перспективного малого космического аппарата

Горячкин О.В., Женгуров Б.Г., Маслов И.В.

Аннотация

В настоящее время создание радиолокационных систем космического базирования, работающих в  P-диапазоне частот,  является актуальной задачей в развитии систем дистанционного зондирования Земли. Создание таких систем позволяет решать вопросы мониторинга растительного покрова  поверхности Земли, проводить анализ почв, обнаруживать объекты, укрытые в листве, но оно затруднено необходимостью использования антенных систем с большой площадью апертуры. Наиболее распространёнными являются раскладывающиеся активные фазированные антенные решётки (АФАР) и гибридно-зеркальные антенны. Такие конструкции обладают значительной массой и габаритами, что не позволяет рассматривать для них в качестве носителя малые космические аппараты. В статье предлагается вариант использования антенной системы на основе решётки из четырёх приёмо-передающих антенн с излучателями типа Уда-Яги. Показано, что данные системы обладают достаточными характеристиками для решения целевых задач. Простота конструкции позволяет устанавливать их на малые космические аппараты, что резко снижает стоимость и сроки изготовления.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2016;15(1):38-45
pages 38-45 views

К задаче об оптимальной стабилизации углового движения малого космического аппарата при развёртывании орбитальной тросовой системы

Заболотнов Ю.М., Лобанков А.А.

Аннотация

Рассматривается задача стабилизации движения относительно центра масс малого космического аппарата (КА) при развёртывании орбитальной тросовой системы (ОТС). Стабилизация осуществляется относительно направления троса и характеризуется классическими углами Эйлера (прецессии, нутации и собственного вращения). Предлагаемый метод приближённо-оптимального управления основывается на совместном применении принципа динамического программирования Беллмана и метода усреднения. Используется интегральный квадратичный критерий оптимальности, зависящий от ошибок регулирования и малых управляющих воздействий. Синтез управления осуществляется по модели углового движения, записанной для малых углов нутации. Приводится пример расчёта оптимального управления при  развёртывании ОТС с целью спуска с орбиты на Землю малого КА. Эффективность найденного оптимального управления подтверждается численными расчётами по исходной нелинейной модели движения ОТС. 

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2016;15(1):46-54
pages 46-54 views

Анализ эффективности применения электрореактивных двигателей для задач поддержания околокруговых орбит

Ишков С.А.

Аннотация

В статье рассматривается проблема выбора типа и основных проектных параметров корректирующей энергодвигательной установки космического аппарата (КА), функционирующего на  низких околокруговых орбитах спутника Земли. Анализируется эффективность применения для этих целей химических (импульсных) двигателей и электрореактивных двигателей (ЭРД) малой тяги. Для критерия относительной массы полезного груза и введённого допущения о постоянстве ускорения от тяги получены аналитические соотношения для расчёта проектных параметров КА и областей эффективного применения ЭРД. Приведены результаты расчётов областей эффективного применения и проектных параметров КА для различных высот орбит. 

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2016;15(1):55-63
pages 55-63 views

Моделирование процессов управления развёртыванием орбитальной тросовой системы с ограничениями на скорость выпуска троса

Ишков С.А., Филиппов Г.А., Сяое С.

Аннотация

В статье рассматривается задача моделирования работы стенда, предназначенного для отработки развёртывания орбитальной тросовой системы. При развёртывании используется программа управления силой натяжения троса, учитывающая ограничение на скорость его выпуска. Для программы управления развёртыванием орбитальной тросовой системы с ограничением скорости выпуска троса решается параметрическая краевая задача. Составлена кинематическая схема стенда, состоящего из двигателя, имитирующего притяжение Земли, и механизма выпуска троса. На основе кинематической схемы стенда составлена динамическая схема стенда с добавлением обратных связей по каналам управления скоростью выпуска троса, длиной троса и по каналу управления силой натяжения троса. Реализован принцип управления по отклонению: управление осуществляется по отклонению действительного значения рассматриваемого параметра от его программного значения. В качестве регулируемой величины при оптимизации переходных процессов используется коэффициент усиления величины отклонения регулируемых величин от их программных значений. Проведённое численное моделирование работы стенда, выполненное в среде MapleSim 7, показало приемлемое качество переходного процесса регулирования скорости выпуска троса и силы его натяжения.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2016;15(1):64-72
pages 64-72 views

Анализ влияния схемы полёта ступени с ракетно-динамической системой спасения на энергетические характеристики двухступенчатой ракеты-носителя среднего класса

Кузнецов Ю.Л., Украинцев Д.С.

Аннотация

В статье на примере скомпонованной по результатам баллистического проектирования кислородно-керосиновой двухступенчатой ракеты-носителя среднего класса, аналогичной по своим энергомассовым характеристикам ракете-носителю «Falcon-9», рассмотрены возможные схемы полёта отделяющейся части первой ступени, оснащённой ракетно-динамической системой спасения. Приводятся результаты оценки изменения массы полезной нагрузки, выводимой ракетой-носителем на низкую околоземную орбиту, оценки изменения значения относительной массы системы спасения ракетного блока первой ступени и предельных значений аэродинамических и тепловых нагрузок ступени на участке спасения в зависимости от схемы полёта. Проведено сравнение значений относительной массы ракетно-динамической системы спасения в зависимости от схемы полёта со значением относительной массы системы спасения самолётного типа. Указаны достоинства ракетно-динамического способа по сравнению с самолётной схемой. Обоснована необходимость введения дополнительного тормозного импульса, отрабатываемого путём повторного включения маршевой двигательной установки ступени перед входом в плотные слои атмосферы с целью снижения аэродинамических и тепловых нагрузок на конструкцию. Показано, что ракетно-динамический способ спасения может быть реализован при приемлемых потерях в энергетике только с использованием промежуточной посадки на комплексе, расположенном по трассе полёта.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2016;15(1):73-80
pages 73-80 views

Тепловой режим малого космического аппарата «АИСТ»

Куликов Д.С., Ерилкин Я.Н.

Аннотация

В статье рассмотрен тепловой режим малого космического аппарата (МКА) «АИСТ». Для расчёта теплового режима разработана детализированная тепловая математическая модель МКА «АИСТ» в программном комплексе Siemens NX с интегрированным специализированным модулем NX Space Systems Thermal Simulation. Анализ, проведённый при помощи математического моделирования, показал достаточность пассивной системы обеспечения теплового режима МКА «АИСТ». В целях улучшения тепловых радиационных связей между панелями МКА на все внутренние поверхности было нанесено покрытие с высокой степенью черноты. Внешние поверхности МКА (за исключением площадей, занятых фото-электрическими преобразователями (ФЭП)) были оклеены алюминиевой фольгой. Графики изменения температур посадочных мест бортовой аппаратуры на орбитальном участке показывают, что все параметры удовлетворяют требованиям технического задания на систему обеспечения теплового режима. 

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2016;15(1):81-88
pages 81-88 views

Моделирование процесса демпфирования угловых скоростей наноспутника SamSat-218Д после выхода из транспортно-пускового контейнера

Мельник М.Е.

Аннотация

В работе описывается алгоритм демпфирования начальных угловых скоростей наноспутника SamSat-218Д после выхода из транспортно-пускового контейнера. В качестве исполнительных органов, обеспечивающих демпфирование начальных угловых скоростей наноспутника, используются три взаимно ортогональные магнитные катушки. В качестве алгоритма демпфирования используется традиционный алгоритм B-dot. Для алгоритма B-dot возможны два варианта работы: непрерывный и дискретный. Поскольку непрерывный режим работы магнитных катушек на наноспутнике в орбитальном полёте нецелесообразен из-за необходимости измерения вектора напряжённости магнитного поля Земли, проведён анализ дискретного режима работы алгоритма демпфирования начальных угловых скоростей, приобретаемых наноспутником при выходе из транспортно-пускового контейнера. Приведены результаты математического моделирования при анализе выбора интервалов дискретизации в алгоритме демпфирования начальных угловых скоростей наноспутника SamSat-218Д.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2016;15(1):89-96
pages 89-96 views

Математическая модель управляемого углового движения наноспутника с инерционными исполнительными органами

Молдабеков М.М., Ахмедов Д.Ш., Елубаев С.А., Сухенко А.С., Бопеев Т.М., Алипбаев К.А., Михайленко Д.Л.

Аннотация

В статье рассматривается проблема разработки системы управления ориентацией наноспутника с помощью трёх маховиков, установленных вдоль его главных центральных осей инерции. В основу разработки закона управления ориентацией наноспутника положен PD-регулятор. Проведено исследование устойчивости процесса управления ориентацией наноспутника с помощью метода функций Ляпунова, позволившее доказать, что полученный закон управления ориентацией обеспечивает асимптотическую устойчивость вращательного движения наноспутника. В дальнейшем, основываясь на выведенной математической модели динамики маховиков, получен вид функции управляющего напряжения для электродвигателей маховиков с учётом их технических характеристик. Проведены численные исследования управляемого вращательного движения для наноспутника типа CubeSat3U с маховиками на базе коммерческого электродвигателя постоянного тока. В ходе численных экспериментов рассмотрено несколько случаев управления поворотом наноспутника на различные углы. Результаты численных экспериментов показали адекватность разработанной математической модели.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2016;15(1):97-106
pages 97-106 views

Результаты работы научной аппаратуры «Космическая система компенсации микроускорений»

Сёмкин Н.Д., Пияков И.В.

Аннотация

В статье рассматриваются результаты эксперимента с помощью научной аппаратуры (НА) «Космическая система компенсации микроускорений» (КСКМ). НА КСКМ была разработана и изготовлена в институте космического приборостроения СГАУ с участием АО «РКЦ «ПРОГРЕСС» и эксплуатировалась на космическом аппарате (КА) «Фотон-М» №4 в период с 18 июля по 1 сентября 2014 г. Эксперимент посвящён сбору информации о значениях магнитного поля Земли и компенсации микроускорений по результатам сравнения измеренных значений с расчётными по модели IRGF. Приведены характеристики научной аппаратуры КСКМ и основные данные, полученные в ходе анализа телеметрической информации. Построена усреднённая картина распределения магнитного поля Земли за время проведения эксперимента.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2016;15(1):107-114
pages 107-114 views

Малый космический аппарат для регистрации микрометеороидов и частиц космического мусора

Сёмкин Н.Д., Телегин А.М., Видманов А.С.

Аннотация

В процессе полёта малого космического аппарата (МКА) в условиях космической среды он подвергается воздействию потоков микрометеороидов и частиц космического мусора. Эти воздействия могут привести к разрушению МКА. В статье описана конструкция МКА для регистрации микрометеороидов и частиц космического мусора. МКА состоит из системы ориентации, датчиков регистрации микрометеороидов и частиц космического мусора на основе микроканальных пластин. Разработана 3D-модель МКА и изготовлен его макет в натуральную величину. Метод измерения регистрации микрометеороидов и частиц космического мусора основан на измерении ионного тока ударной плазмы, которая образуется при высокоскоростном соударении частицы с мишенью детектора (солнечными батареями и плёнкой, натянутой между ними). Большая площадь мишени детектора повышает вероятность её взаимодействия с высокоскоростными микрочастицами и повышает эффективность работы детектора.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2016;15(1):115-121
pages 115-121 views

Определение взаимного положения и ориентации наноспутников по анализу видеоизображений

Симаков С.П., Устюгов Е.В.

Аннотация

В статье рассмотрено использование видеоизображений для определения ориентации и положения второго наноспутника (НС) относительно первого по серии фотокадров, сделанных первым НС. В качестве измерительных средств на первом НС используются коммерческие оптические камеры. Для решения поставленной задачи разработан подход, включающий в себя: алгоритм обработки изображений, генетический алгоритм дифференциальной эволюции и модель движения относительно центра масс. При этом учитываются требования к аппаратуре НС, которая накладывает ограничения по вычислительным ресурсам бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ) и по качеству изображения, получаемого с оптической камеры. Разработанный подход более экономичный, чем известные методы определения относительного положения и ориентации. Верификация подхода проводилась на модельной задаче разделения двух НС, рассматриваемого на коротком интервале времени. Выявлена зависимость координат центра масс второго НС от текущей ориентации и пиксельных координат ориентира на фотокадре. Приведены графики погрешности определения ориентации и положения центра масс второго НС относительно первого. Подход показывает приемлемую точность на интервалах до 10 секунд для рассматриваемой задачи. При этом точность значительно падает с увеличением расстояния до второго НС.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2016;15(1):122-131
pages 122-131 views

Мониторинг состояния ионосферы Земли группировкой малых спутников

Филонин О.В., Николаев П.Н.

Аннотация

Существующие радиолокационные средства исследования ионосферы и ионозонды позволяют проводить лишь локальную диагностику ионосферы. Создание достаточно плотной сети традиционных средств радиозондирования ионосферы весьма сложно и дорого. Использование группировок низкоорбитальных спутников в задачах радиотомографии ионосферы является на сегодняшний день перспективным направлением исследования ионосферы, позволяющим получать оперативную информацию о её состоянии. Требуется разработка новых, высокопроизводительных методов и средств для решения задач этого класса. В статье рассматривается подход по реконструкции вертикального распределения электронной концентрации в ионосфере путём обработки радиосигналов спутник-спутник. Определён облик перспективной орбитальной группировки малых спутников, позволяющей получать сечения электронной концентрации ионосферы в плоскости орбиты. Установлено, что задачу 2D-реконструкции вертикального распределения электронной концентрации в кольцевом слое ионосферы можно решить за период обращения спутников группировки, количество спутников в которой составляет от 5 до 7 в зависимости от высоты орбиты. Показано, что при увеличении количества аппаратов в группировке до объёмов, заполняющих орбиту, время реконструкции можно уменьшить до 10 минут. Показано, что задача сводится к малоракурсной томографической задаче с применением метода фильтрации свёрткой.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2016;15(1):132-138
pages 132-138 views

Технологии снижения техногенного воздействия пусков ракет космического назначения на окружающую среду

Шатров Я.Т., Баранов Д.А., Трушляков В.И., Куденцов В.Ю., Ситников Д.В., Лемперт Д.Б.

Аннотация

Приведены технологии снижения техногенного воздействия пусков ракет космического назначения на окружающую среду на основе управляемого спуска с орбит и траекторий выведения отработанных ступеней, сжигания в атмосфере отделившихся створок головного обтекателя и хвостового отсека. Управляемый спуск отработанной ступени осуществляется за счёт установки активной бортовой системы спуска, использующей невыработанные остатки жидких компонентов ракетного топлива в баках. Сжигание головного обтекателя и хвостового отсека основано на введении в состав их конструкций пиротехнических составов. На примере ракеты космического назначения «Союз-2.1в» показана практическая возможность реализации приведённых технологий, позволяющая не только обеспечить решение базовых экологических требований, но и повысить тактико-технические характеристики ракет космического назначения, перейти на новый технический уровень их проектирования и эксплуатации. Использование технологии газификации жидких остатков ракетного топлива позволяет обеспечить управляемый спуск отделяющихся ступеней ракет с разбросом точек падения менее1 км, смещение дальности падения до 15% и обеспечить приращение массы выводимого полезного груза за счёт манёвра нижней ступени ракеты в заданный район падения до 5% от исходной массы полезного груза. Масса дополнительного оборудования, необходимого для реализации данной технологии, может составлять до 3–5% от массы «сухой» конструкции отделяющейся части ракеты.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2016;15(1):139-150
pages 139-150 views

МАШИНОСТРОЕНИЕ И ЭНЕРГЕТИКА

Совершенствование пневматической системы управления платформы Стюарта

Грешняков П.И.

Аннотация

Приведены результаты совершенствования системы управления платформы Стюарта введением в регуляторы пневматических приводов закона регулирования второго порядка и преобразования управляющего сигнала для функционирования клапанов в линейной зоне расходной характеристики. Для исследования эффективности предложенных мероприятий использованы методы математического и численного моделирования с использованием программных пакетов MatLab/Simulink и AMESim. Особое внимание уделено исследованию динамических характеристик пневмопривода. Рассчитаны динамические характеристики системы управления пневматическими приводами в составе платформы Стюарта, показывающие эффективность предложенных методов её совершенствования. При использовании пневматического привода в составе платформы Стюарта величина нагрузки на выходном звене может достигать нескольких сотен килограммов, что позволяет использовать её как для динамических испытаний систем, так и для позиционирования объектов, например, подвижных тренажёров.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2016;15(1):151-162
pages 151-162 views

Совершенствование методики определения матрицы податливости «беличьего колеса» в опорах роторов авиационных газотурбинных двигателей

Дегтярев С.А., Леонтьев М.К., Попов В.В.

Аннотация

В статье приводится методика определения  матрицы податливости упругой втулки типа «беличье колесо» с прямыми стержнями с учётом скруглений пазов. «Беличье колесо» - распространённый элемент упругодемпферных опор авиационных газотурбинных двигателей. Определение матрицы податливости необходимо для построения математических моделей авиационных газотурбинных двигателей при решении задач роторной динамики.  Методика построена на основе применения интеграла Мора для балочных конструкций. Результаты, полученные с помощью разработанной методики, сравниваются с результатами расчёта в конечно-элементном комплексе и с результатами расчёта без учёта скруглений, а также с результатами работ других авторов. 

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2016;15(1):163-170
pages 163-170 views

ЭЛЕКТРОНИКА, ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СВЯЗЬ

Анализ возможности использования низковысотных спутниковых систем связи для оперативного обмена данными

Давыдов Д.Д.

Аннотация

В статье проводится анализ возможности использования информационного ресурса низковысотной спутниковой системы связи (НССС) Globalstar для оперативного обмена данными по каналам: ЦУП– Globalstar – НС; НС – Globalstar – НС. Целью является получение с наноспутников (НС) телеметрической информации и передача на борт НС из центра управления полётом (ЦУП) необходимых команд и информации, а также обмена данными между двумя НС. Показана принципиальная возможность передачи данных с использованием НССС Globalstar. Исследована продолжительность сеансов связи по каналу ЦУП – Globalstar – НС и продолжительность сеансов связи по каналу НС – Globalstar – НС, выполнена оценка возможных объёмов передаваемых данных между двумя НС. Проведён стохастический анализ возможности передачи данных между двумя НС и оценена вероятность передачи данных в зависимости от объёма данных и загруженности системы Globalstar.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2016;15(1):171-179
pages 171-179 views

Системный подход к выбору пропускной способности высокоскоростной радиолинии для современных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли

Кащеев А.А.

Аннотация

В статье рассматриваются основные принципы выбора пропускной способности высокоскоростной радиолинии для современных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли с учётом переполнения бортового запоминающего устройства; длительности сеансов связи космического аппарата с наземными пунктами приёма информации; необходимой ширины полосы пропускания и надёжности радиолинии. Получены математические ограничения для условий переполнения бортового запоминающего устройства целевой информации и величины объёма информации, передаваемой на наземные пункты приёма информации в течение сеанса связи космического аппарата с наземными пунктами приёма информации. На основе формулы Шеннона с учётом энергетических соотношений для линий спутниковой связи, необходимой ширины полосы пропускания и вероятности ошибки передачи информации предложено выражение для оценки пропускной способности радиолинии. Исследовано влияние вероятности ошибки передачи информации и основных параметров радиосигнала (скорость помехоустойчивого кодирования и индекс фазовой манипуляции сигнала) на величину пропускной способности высокоскоростной радиолинии. Проведён анализ изменения пропускной способности радиолинии в ретроспективе на ближайшие годы в соответствии с прогнозируемой величиной потребного объёма космической информации дистанционного зондирования Земли для разной надёжности радиолинии.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2016;15(1):180-186
pages 180-186 views

УПРАВЛЕНИЕ, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ИНФОРМАТИКА

Осцилляторы Ван дер Поля, Рэлея, Дюффинга в динамике с дискретным временем

Зайцев В.В., Нураев Д.Б., Шилин А.Н.

Аннотация

Для дискретизации времени в нелинейных моделях колебательных систем предложено использовать сочетание метода инвариантности импульсных характеристик динамических систем с методом параметрического синтеза. В основу решения задачи проектирования нелинейной дискретной системы (дискретного отображения) положены разностное уравнение движения и структурная схема линейного диссипативного осциллятора. Таким способом в качестве объектов нелинейной динамики с дискретным временем в рассмотрение введены отображения осцилляторов Ван дер Поля, Рэлея, Дюффинга. Проведено сопоставление характеристик автоколебаний дискретного и аналогового осцилляторов Ван дер Поля, установлено их сходство и различие при высоких уровнях возбуждения. По результатам численного эксперимента с дискретным осциллятором Ван дер Поля – Дюффинга установлено существование у него двух режимов автоколебаний, различающихся амплитудами и частотами. Показано, что при вариациях параметров системы переход между режимами может сопровождаться генерацией хаотических автоколебаний. Определены возможные области применения описанных в статье дискретных динамических систем.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2016;15(1):187-196
pages 187-196 views

Юстировка и исследование макетного образца гиперспектрометра по схеме Оффнера

Карпеев С.В., Хонина С.Н., Мурдагулов А.Р., Петров М.В.

Аннотация

Проведены испытания макетного образца гиперспектрометра по схеме Оффнера. Разработаны чертежи и изготовлены основные зеркальные элементы гиперспектрометра, в том числе дифракционная решётка на выпуклой сферической поверхности. Измерен профиль штриха изготовленной дифракционной решётки и проведено моделирование распределения энергии света по дифракционным порядкам в зависимости от длины волны. Разработана и изготовлена оптомеханика для необходимых юстировок элементов гиперспектрометра. Проведена юстировка макетной оптической схемы и получены изображения точки для трёх длин волн монохроматического излучения. Распределения энергии света по дифракционным порядкам и координаты максимумов согласуются с результатами моделирования. Проведены испытания спектрометра на тестовых изображениях в полихроматическом излучении под управлением разработанного программного обеспечения.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2016;15(1):197-206
pages 197-206 views

Математическая модель колебания топлива в измерительном канале системы управления расходованием топлива

Крюков Ю.А.

Аннотация

Рассматривается задача о колебаниях топлива в измерительном цилиндрическом канале системы управления расходованием жидкого топлива в баке. Система представляет собой бак, внутри которого располагается вертикальная цилиндрическая труба – измерительный канал. При израсходовании топлива по его уровню в измерительном канале, фиксируемом датчиками внутри канала, определяют уровень топлива в баке. Построена математическая модель движения топлива в канале на основе параболического уравнения типа теплопроводности. Приведено численное решение модели на схеме с весами Кранка-Никольсона. Для подтверждения результатов, полученных по модели, предложенная задача решена альтернативным методом с помощью полных уравнений Навье-Стокса и модели Volume of Fluid в пакете Ansys Fluent. Описано построение геометрической и структурированной (блочной) сеточной моделей в пакете ICEM CFD. Решение задачи проведено на различных по объёму сетках. Сопоставление результатов показывает удовлетворительное совпадение и свидетельствует о квазипериодических колебаниях топлива в канале. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что равномерно расположенные по длине канала датчики уровня будут давать искажённую информацию. Предложенная модель может быть использована для оценки колебаний жидкого топлива в измерительных каналах системы управления расходованием топлива и для разработки более сложных моделей.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2016;15(1):207-217
pages 207-217 views

Унифицированный доступ к универсальному хранилищу данных

Яблоков Д.Е.

Аннотация

В статье рассматривается возможность применения обобщённых концепций, основанных на применении нескольких парадигм программирования, для организации унифицированного доступа к универсальному хранилищу данных. Исследование проводится на примере разработки библиотеки программных компонентов в рамках проекта создания экспертной системы с использованием информационной базы программного комплекса ToposPro. Целью статьи является проверка возможности формирования механизмов для конструирования самостоятельных компонентов доступа и обработки данных, позволяющих создавать программные продукты с максимальной независимостью частей программы. При этом эти части должны быть довольно сильно связаны на уровне внутренних отношений компонентов, чтобы конкретная реализация отличалась идейной целостностью и обеспечивала лучшее понимание в процессе проектирования. Структуры хранения и средства доступа к данным должны быть связаны с тем, что рассматривается в статье как обобщённые концепции адаптеров контейнерных классов и итераторов. Это позволяет представлять код программы в виде набора элементарных независимых примитивов, дающих основу для проектирования логики приложений в терминах явно выраженных обобщённых абстракций, предусматривающих процесс расширения компонентов библиотеки и их адаптации к понятиям предметной области. Подход с использованием нескольких парадигм программирования в сочетании с возможностью расширения и настройки вновь создаваемых компонентов на базе библиотечных абстракций обеспечивает новый уровень осмысления программирования. Главными инструментами такого подхода становятся обобщённые концепции, а реализации конкретных классов на их основе могут настраиваться за счёт перегрузки, агрегирования, наследования и спецификации требований к абстрактному типу данных. После предварительной реализации некоторых библиотечных компонентов, а также конкретных классов доступа к универсальной модели данных можно сделать вывод о том, что направление взаимодействия с универсальным хранилищем на основе обобщённых концепций выбрано правильно. К основным достоинствам выбранной стратегии относятся: уменьшение уровня сложности, сокращение количества кода и возможность сосредоточения разработчика только на бизнес-логике приложений, осуществляющих доступ к базам данных, поддерживающим универсальную модель хранения.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2016;15(1):218-227
pages 218-227 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах