Том 28, № 2 (2022)
История
Основные направления изучения дворянских корпораций в современной историографии
Аннотация
В статье предпринята попытка выявить основные тенденции современной отечественной и зарубежной историографии в изучении дворянских корпораций в России. Актуальность исследования обусловлена как увеличением интереса научного сообщества к данной тематике, так и возрождением дворянских сообществ на постсоветском пространстве. Определены основные направления и методология исследований, проведена их группировка по проблемному и хронологическому принципу. Отмечено, что традиционно исследователи уделяют внимание проблемам взаимодействия дворянских обществ с государственными учреждениями, социальному-экономическому статусу и общественно-политической деятельности как отдельных представителей корпорации, так и региональных дворянских обществ. Основной тенденцией в изучении данной темы является преобладание региональных исследований. Дан анализ новых тенденций в изучении проблематики. Отмечено, что на современном этапе в отечественной и зарубежной историографии продолжается дискуссия о времени и характере возникновения дворянских корпораций. Прослежена тенденция увеличения числа исследований, в которых уделено внимание анализу состава служителей корпораций, при этом отмечается, что данное направление является слабо изученным. Исследования общественных организаций, созданных в 1990-е гг., направлены на выявление общих черт и специфики по сравнению с дореволюционными институтами, оценку их деятельности в современных реалиях. Показаны перспективы исследований комплексного характера, историко-правовых, генеалогических, микроисторических аспектов проблемы. Дальнейшее изучение корпуса служителей дворянских обществ позволит не только по-новому взглянуть на функционирование дворянских обществ, но и сформировать биографический нарратив, что облегчит поиск своих предков. Немаловажное значение будут иметь исследования, затрагивающие дворянские объединения, сформированные после революции 1917 г.
«Институты памяти» Чехии и Словакии и формирование образов Второй мировой войны
Аннотация
Цель статьи – анализ деятельности институтов памяти в славянских странах Центральной и Восточной Европы в контекстах ревизии истории Второй мировой войны в Чехии и Словакии. Автор анализирует роль институтов памяти в формировании нового мемориального канона об истории войны в национальных версиях исторической памяти. Методологически статья основана на принципах, предложенных в рамках мемориального поворота и анализа политики памяти, принадлежащих к парадигме интеллектуальной истории и истории идей. Новизна исследования состоит в сравнительном анализе активностей институций, которые определяют основные векторы и траектории исторической политики как политики памяти об истории войны. В статье проанализированы: 1) активность Института памяти нации (Ústav pamäti národa) в Словакии как участника ревизии истории Второй мировой войны; 2) роль Института исследования авторитарных режимов (Ústav pro studium totalitních režimů) в Чехии в восприятии войны в чешской исторической памяти; 3) стратегии развития и функционирования моделей памяти о войне в исторических памятях Словакии и Чехии в сравнительной перспективе. В статье показан вклад институтов памяти в ревизию и формирование новых мемориальных канонов о Второй мировой войне. Результаты исследования позволяют предположить, что институты памяти являются важным фактором в развитии современных восприятий войны и ее места в современных национальных идентичностях.
Мещанское сословие: опыт семиотического анализа
Аннотация
В статье анализируется язык мещанских обращений во власть как семиотическая проблема. Культурно-семиотический подход к проблеме мещанской языковой картины мира предполагает апелляцию к внутренней точке зрения самих мещан. Чтобы анализировать картину мира мещанина, отображенную в его письме во власть, приходится учитывать много факторов, связанных с уровнем образования городской мещанской среды, воспитания, принятого в мещанских семьях, круга чтения, возможности получения информации о так называемой «высокой культуре», к которой имели доступ представители высшего сословия. В этом отношении значительную роль играет еще один семиотический фактор – мода. Мода подобна камню, брошенному в воду. Кто-то создает модный знак. И он подхватывается и распространяется в обществе. Романтизм как историко-художественный стиль оказывал воздействие не только на тексты поведения высшего российского привилегированного сословия. Дворяне же не находились в изолированном от остального общества положении. Их жизнь протекала и в русских городах. Эмоциональность эпохи романтизма постепенно, как круги на воде, становилась модой и для горожан. Их «жестокий романс», становясь неким текстом поведения, постепенно охватывал и эпистолярную культуру, следы которой очень трудно обнаружить в традиционных для историка источниках личного происхождения, но можно уловить в обращениях во власть. В статье анализируются культура этих обращений, жесты вежливости, некая надрывность и попытки стирания иерархических границ. Автор приходит к выводу о семиосфере города, находившейся в общей бинарной оппозиции русской культуры XIX столетия: между добром и злом, между властью и обществом.
Единоверческие церковно-приходские школы Самарской губернии во второй половине XIX – начале XX века
Аннотация
В статье представлен исторический обзор возникновения и становления учебных заведений единоверцев Самарской губернии в дореволюционный период. История единоверческих церковно-приходских школ рассматривается в двух основных аспектах. С одной стороны, они являлись неотъемлемой частью системы народного просвещения в Самарской губернии и находились в общем контексте развития «школьного дела» в данном регионе. С другой стороны, «православно-старообрядческие» школы часто возникали по инициативе самих единоверцев не только с целью распространения грамотности, но и в качестве одного из необходимых инструментов сохранения и передачи конфессиональный традиции. В связи с этим обстоятельством единоверческие учебные заведения имели характерные особенности, которые отличали их от остальных церковно-приходских школ губернии. В числе своеобразных признаков образовательных учреждений единоверцев указаны следующие черты: акцент учебной программы на преподавание по «старопечатным» книгам, тесная связь обучения с участием в церковном богослужении и ярко выраженный миссионерский характер деятельности единоверческих церковно-приходских школ. В начале XX в. единоверческие школы сформировались как часть системы народного просвещения Самарской губернии, имея конфессиональную специфику в организации образовательного процесса. В статье приведены статистические данные о количестве единоверческих школ, численности учеников, педагогическом составе и материальном обеспечении учебных заведений. При подготовке статьи использованы метод анализа исторических документов, историко-системный, историко-сравнительный методы. В основу источниковой базы исследования легли архивные документы, а также материалы официальных отчетов школьных наблюдателей и миссионеров, опубликованных как отдельными изданиями, так и на страницах «Самарских епархиальных ведомостей».
Борьба принципов универсализма и специализации в советском высшем медицинском образовании послевоенного периода (на примере Куйбышевского медицинского института в 1945–1955 гг.)
Аннотация
В статье предпринята попытка на основании анализа источников и литературы дать характеристику результатов борьбы между сторонниками универсализма и специализации в сфере высшего медицинского образования в послевоенный период. Сделан вывод, что в 1945–1955 гг. тенденция к специализации оказалась более влиятельной. Выделены основные формы специализации, характерные для данного периода: субординатура, на прохождение которой был отведен шестой курс лечебно-профилактических факультетов, и специализированные факультеты. Выявлены важнейшие факторы, повлиявшие как на процесс усиления специализации в целом, так и на отдельные его формы. В частности, установлена взаимосвязь между реформой Е.И. Смирнова и введением субординатуры, а также усилением консультативной и лечебной работы сотрудников медицинских вузов. Сделан вывод, что формирование военно-медицинских и санитарно-профилактических факультетов в послевоенное десятилетие стало следствием напряженной международной обстановки и государственных преобразований в области контроля над соблюдением санитарно-гигиенических норм соответственно. Кроме того, в статье затронуты вопросы, связанные со сворачиванием курса на специализацию в середине 1950-х гг. Анализируется проблема взаимосвязи между дискуссией об индустриальной и территориальной организации здравоохранения, с одной стороны, и противостоянием тенденций к универсализму и специализации – с другой. Выдвинута гипотеза, согласно которой реорганизация системы охраны здоровья населения в соответствии с идеями сторонников индустриального подхода способствовала усилению специализации в сфере медицинского образования. Изменения, произошедшие в данный период в высшей медицинской школе, рассмотрены на примере развития Куйбышевского государственного медицинского института.
Составы областных советов регионов Среднего Поволжья (1947–1953)
Аннотация
В статье при помощи просопографического метода анализируются составы Куйбышевского и Ульяновского областных советов депутатов трудящихся послевоенного периода II–IV созывов. Анализ составов областных советов был проведен по шести признакам (возрастной, образовательный, партийный, половой, национальный, а также признак, различающий депутатов областных советов по социальному положению). Автором была предпринята попытка проследить динамику повышения образовательного уровня депутатов областных советов II–IV созывов. На примере Ульяновского областного совета было установлено постепенное сокращение депутатов русской национальности в составе областного совета, но данная категория депутатов по-прежнему сохраняла свое подавляющее присутствие в этом органе власти. В ходе исследования было установлено количество женщин-депутатов в процентном исчислении в составах областных советов. Показано количество беспартийных депутатов, рассчитана их доля в процентном исчислении от общего числа депутатов. Следует отметить тот факт, что количество беспартийных депутатов, а также женщин-депутатов в областных советах депутатов трудящихся контролировалось партийными комитетами на местах. При исследовании областных советов была обнаружена тенденция к увеличению количества служащих среди депутатов областных советов, в то же время наблюдается сокращение количества депутатов, являющихся по своему социальному положению рабочими и крестьянами. В статье исследовался также возрастной состав областных советов, в результате была определена самая представительная группа депутатов. Определено количество депутатов, имеющих почетные звания, знаки отличия и награды советского государства. Основываясь на отчетах мандатных комиссий и проведенного нами анализа, был составлен коллективный портрет депутатов областных советов регионов Среднего Поволжья в первых трех послевоенных созывах.
Историко-текстологический анализ проектов нового государственного гимна СССР 1955–1956 гг.
Аннотация
Актуальность данной темы в том, что на основе широкого круга архивных источников рассматривается работа специальной комиссии под руководством Д.Т. Шепилова, которая была создана по решению Президиума ЦК КПСС в конце 1955 года. Комиссия организовывала конкурс по созданию нового государственного гимна и отбирала текстовые произведения среди большого количества участников, представивших более полусотни работ. Для исследования данной темы применялся текстологический анализ, что позволило не только выявить смысловые значения содержания произведения, заложенные автором, но и увидеть различия в стилистике произведений конкурса. Также использовался сравнительный метод исследования как при сопоставлении содержательной части текстов произведений, так и при сравнении с тестом официального гимна СССР образца 1943/44 гг. Применялся и проблемно-хронологический подход при рассмотрении этапов работы специальной конкурсной комиссии. Конкурс по созданию нового гимна проходил в несколько этапов. Отобранные на первом этапе тексты поэтов-песенников ко второму этапу дорабатывались для лучшего соответствия новым целям и задачам, стоящим перед страной. Тексты победителей второго этапа также являлись неокончательными и в будущем могли быть подвергнуты корректировке содержания. Это позволяет сделать вывод, что четкие параметры по содержательной части текстов, видимо, отсутствовали или корректировались в течение работы всей комиссии. Участие в данном конкурсе строилось не на альтруистских началах поэтов и музыкантов, а предполагало хорошее финансовое поощрение участникам и победителям конкурса. Тексты победителей по своей структуре и содержанию отличались как между собой, так и от официального гимна СССР образца 1943/44 гг.
Перераспределение полномочий и финансов между органами местного самоуправления Самары в ходе реформы внутригородского деления в 2015–2020 гг.
Аннотация
В 2015 году в Самаре была реализована реформа местного самоуправления в форме создания внутригородских районов. Формально каждый внутригородской район становился самостоятельным муниципальным образованием, со своим представительным органом, Советом депутатов, избираемым им главой администрации, собственным бюджетом. Это потребовало перераспределения полномочий между городским уровнем власти и внутригородскими районами. При старте реформы декларировалось, что главной ее целью является «приближение власти к народу». Поэтому ожидалось, что многие важные полномочия будут переданы на уровень районов, а с ними и финансовые ресурсы. Только в этом случае вновь созданные на уровне городских районов Самары муниципалитеты смогли бы стать полноценными органами власти. И население районов смогло бы получать большинство муниципальных услуг непосредственно там, где они живут. Также и депутаты многочисленных районных советов смогли бы исполнять свои полномочия более качественно. Однако на практике выяснилось, что городские чиновники не желают делиться властью и финансовыми ресурсами. А многие полномочия не могут работать на уровне района из-за того, что их реализация требует постоянного согласования с мэром города. В 2019–2020 гг. комитетом по местному самоуправлению Самарской губернской думы под руководством автора был проведен анализ результатов реформы, давший большой фактический материал. Одним из направлений анализа стало перераспределение полномочий, показавшее, что большая часть ранее переданных на районный уровень полномочий затем вместе с финансами были забраны обратно, самоуправление районов оказалось фикцией. Результаты анализа полномочий представлены в настоящей публикации. Неработоспособность модели местного самоуправления с внутригородским делением, очевидно, не проистекает из ее природы, а напрямую связана с ситуацией отсутствия реальных полномочий и финансовых ресурсов.
Языкознание
Особенности межотраслевого заимствования как способа пополнения англоязычной терминологии сферы образования
Аннотация
Данная статья посвящена изучению специфики межотраслевого заимствования терминологических единиц как способа пополнения англоязычной терминологии сферы образования. Особое внимание уделяется терминам, полученным в результате межотраслевого заимствования, в структуре значения которых содержится культурный компонент, поскольку данное исследование проведено в рамках концепции культурного компонента значения, разработанной В.А. Иконниковой. Несмотря на то что наиболее продуктивным способом терми-нообразования англоязычных единиц является синтаксический, большой интерес с точки зрения лингвокуль-турологического исследования представляют термины, полученные в результате семантического терминообра-зования, в том числе межотраслевым заимствованием. Данная особенность объясняется необходимостью привле-чения историко-этимологических и культурных данных для их анализа. В предлагаемой работе специфика межотраслевого заимствования рассматривается на материале терминологических единиц с культурным компонентом значения, входящих в терминосистемы образования Великобритании и США. В результате анализа словарных дефиниций, а также историко-этимологического анализа терминологических единиц с культурным компонентом значения, которые входят в терминосистемы образования Великобритании и США и получены в результате межотраслевого заимствования, автор приходит к выводу, что данные единицы заимствованы из терминологий права, в частности миграционного права, религии, государственного управления, бизнес-сферы, географии, психологии и других. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов лингвострановедения, лингвокультурологии, межкультурной коммуникации, а также при составлении специальных словарей терминов образования.
Языковые образы в травелоге А.С. Пушкина «Путешествие в Арзрум»
Аннотация
Рассматривается дискурсивно-когнитивная природа «языкового образа», интегрирующего в себе (а) предметно-чувственное представление – когнитивный субстрат феномена, (б) образное слово, выступающее его вербальным экспонентом, и (в) дискурсивно-ассоциативную архитектонику коммуникативно-событийных смыслов концепта, проецирующего соответствующий языковой образ. Особая роль в создании языкового образа отводится нарративному дискурсу – той речемыслительной среде, в которой формируется порождающий образ контекст с эффектом присутствия повествователя. Красной нитью проводится мысль о том, что именно нарративный дискурс обеспечивает языковым образам способность передавать субъективное видение переживаемых фрагментов коммуникативного события. Дискурсивное расширение механизмов наполнения символических концептов автохтонными образами раскрывает в путевых очерках богатую и многоликую палитру восточной картины мира. С опорой на выделенные компоненты языкового образа осуществляется извлечение содержащихся в предметных значениях слов этнокультурных смыслов, которые в травелоге А.С. Пушкина «Путешествие в Арзрум» служат созданию живописного экзотического колорита.
Об использовании манипулятивных приемов в англоязычном литературном дискурсе
Аннотация
Манипуляция по своей сути является побудительной, направленной на оказание скрытого воздействия и побуждение реципиента к необходимым для манипулятора действиям. Такой контроль – это прежде всего контроль сознания, т. е. убеждений реципиентов и косвенный контроль их действий, при этом манипулирование их убеждениями. В статье исследуется прагматика манипулятивных приемов в англоязычном литературном дискурсе. Манипуляция осуществляется в коммуникации имплицитно. Чтение между строк и выявление импликаций в тексте стало основным направлением литературного анализа. Анализ языкового материала осуществляется с помощью дискурсивного подхода и прагмалингвистического метода. Актуальность данного исследования определяется необходимостью охвата всех форм межличностного манипулирования в художественном диалоге: обмана, давления, эксплуатации эмоциональной уязвимости или отрицательных черт характера. Анализ показал, что эксплуатация эмоциональной уязвимости гораздо чаще встречается в художественном диалоге, чем другие формы манипуляции. Исследование было сосредоточено на манипулятивных приемах, тесно связанных со скрытой иронией. В рассказе или романе скрытая ирония служит опорой для использования манипулирования, а именно для создания ситуации, благоприятной для осуществления замысла манипулятора.
Дидактический функционал дискурсивных маркеров при обучении чтению на английском языке
Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению потенциала такого механизма связности текста, как дискурсивные маркеры, которые могут быть использованы при обучении чтению на английском языке. Авторы поднимают проблему необходимости поиска эффективных методов при обучении чтению на иностранном языке для повышения читательской грамотности учащихся. Цель статьи заключается в выявлении и описании лингводидактического приема, который способствует развитию навыков чтения на английском языке при помощи дискурсивных единиц. Авторы, применяя метод типологизации и метод контекстного анализа, исследуют дискурсивные маркеры в англоязычных научных текстах и, как результат, разрабатывают расширенную функциональную классификацию данных единиц. Англоязычные научные тексты выбраны в качестве материала первой части исследования по причине высокой структурированности текстов данного жанра, в которых механизмы когезии и когерентности проявляются наиболее ярко. Далее авторами были использованы визуальные схемы Б. Грэйба, иллюстрирующие функции дискурсивных маркеров. Данные схемы были дополнены авторами, использующими метод моделирования, и применены для разработки видов упражнений, которые способствуют развитию навыков чтения на английском языке посредством дискурсивных единиц. Результаты данного исследования имеют определенную научную новизну, так как до настоящего момента дискурсивные маркеры при обучении иностранному языку использовались как результат обучения (освоенные лексические единицы), тогда как авторы данной статьи предлагают взглянуть на них как на инструмент обучения, а именно инструмент развития определенных речевых навыков. Полученные результаты могут найти свое практическое применение при обучении чтению на английском языке в средней и старшей школе.
Объект лингвистической прагматики и аспекты современных прагматических исследований
Аннотация
В статье рассматриваются лингвистические прагматические факторы речевого воздействия в текстах разных жанров. Прагматика тесно связана с семиотикой, знаковой теорией, теорией речевых актов. На первое место в современных лингвистических прагматических исследованиях выдвигается субъект речи, то есть говорящий со своими коммуникативными установками и намерениями. Автор ставит целью определить методику адекватного прагматического анализа устного и письменного текста разных стилей и отмечает тот факт, что прагматически релевантная информация может быть передана различными средствами, как языковыми, так и внеязыковыми, такими как структура текста формата online. В изучении языковых средств воздействия на получателя информации применен функционально-системный подход к исследованию языковых явлений. Традиционное деление семиотики на семантику, синтактику и прагматику применимо и к современным лингвистическим исследованиям. В статье рассматриваются регулярно используемые синтаксические транспозиции частей предложения, а также анализируется семантическая структура лексических единиц разной стилистической отнесенности. В практических лингвистических исследованиях неоднократно подчеркивается особая роль контекста, синтаксического и лексического, в реализации значения слова и, соответственно, его интерпретации адресатом.
Роль прагматического потенциала фразеологических единиц в реализации когнитивных моделей ситуаций
Аннотация
Настоящая статья посвящена исследованию роли прагматического потенциала фразеологических единиц в реализации когнитивных моделей ситуаций. Актуальность настоящей работы состоит в отсутствии на текущий момент сведений о том, какие составляющие когнитивных моделей ситуаций могут с наибольшей эффективностью применяться авторами статей для реализации их прагматических интенций посредством прагматического потенциала фразеологических единиц. Цель исследования заключается в определении составляющих когнитивных моделей ситуаций, которые актуализируются и выдвигаются на первый план посредством прагматики фразеологизмов в текстах англоязычного медиадискурса, причин актуализации фразеологизмами именно этих составляющих когнитивных моделей ситуаций, а также установления того, какими прагматическими целями авторов это обусловлено. Для ее достижения автором поставлены следующие задачи: выборка фразеологических единиц из англоязычных СМИ; составление схем когнитивных моделей ситуаций; определение того, какая составляющая когнитивной модели актуализируется с помощью фразеологической единицы. Материалом для анализа послужили статьи из британской газеты The Times от 22 мая 2021 года. Автором статьи используются различные методы: описательный, контекстуальный анализ, сравнительно-сопоставительный, методы наблюдения, контент-анализа и дискурс-анализа. В исследовании применена лингвистическая концепция Т.А. ван Дейка, включающая анализ когнитивной модели ситуации и выделение отдельных ее составляющих: в статьях были выделены участники, их действия, обстоятельства и другие составляющие. Анализ позволил выявить составляющую «действие» когнитивных моделей, в большинстве примеров выдвигаемую на первый план посредством прагматики ФЕ, а также определить причину данного явления.
Пунктуационные средства выражения эмоциональности в художественном тексте на английском языке и их переводе на русский
Аннотация
Данная статья исследует особую роль, которую играет пунктуация для выражения эмотивности в современной биографической прозе. Подчеркивая важность пунктуационных средств, статья затрагивает актуальную в настоящий момент проблему анализа эмотивных приемов в тексте художественного произведения. В данной работе авторы кратко освещают ряд подходов к определению понятий «эмоциональность» и «эмотивность», далее рассматривают современные классификации пунктуационных средств выражения эмоций в художественном тексте. Главная задача исследования заключается в выявлении наиболее значимых средств передачи эмоционального состояния героев романа-биографии на пунктуационном уровне и сопоставлении их с переводом произведения на русский язык. В ходе исследования предпринята попытка с помощью сравнительно-сопоставительного и описательного методов сравнить применение пунктуационных средств английской и русской версий романов, выявить общие черты и различия в отношении передачи эмотивности. В качестве предварительных результатов исследования авторы статьи отмечают ряд случаев, когда писатель-биограф для создания эмотивного наполнения выходит за пределы конвенциональной пунктуации. Общим выводом может служить наличие синергии между пунктуационным оформлением романа, лексическими и семантическими средствами, частично выполняющими его функции в переводе, и итоговой эмотивной составляющей, равно ярко выраженной в английском и русском языках.
Инновации в современном лексикографическом дискурсе (на материале приложений к английским оnline-словарям)
Аннотация
В работе рассматриваются модные слова или buzzwords, зарегистрированные в лексикографических online-источниках The Global Language monitor за 2020 год и Macmillan Online Dictionary за 2016–2020 годы. Сфера модных слов мало изучена, так как лексические единицы этого поля быстро появляются, набирают популярность и быстро исчезают. Модные слова отражают адаптацию языка к современным тенденциям в развитии общества и языка, так как они возникают в современном мире для обозначения новых реалий. Они способствуют более точному описанию новых процессов в развитии мира и социокультурных реалий в англоязычном обществе. В исследовании используются метод дискурс-анализа, описательный метод и метод компонентного анализа. На базе сплошной выборки фактического материла слова были систематизированы и разделены на следующие группы с учетом их частеречной принадлежности в английском языке: имена существительные и номинативные словосочетания, имена собственные, глаголы, фразовые языковые единицы и прилагательные. Самая объемная группа примеров относится к области имен существительных и номинативных словосочетаний, так как представители англоязычного общества часто называют новые реалии. Изучение лексических единиц из указанных источников способствует выявлению тенденций развития современного англоязычного социума, поскольку традиционно служит для обозначения обновленных реалий в жизнедеятельности человека. Ввиду того что сфера модных слов постоянно обновляется, появляются новые лексические единицы, их исследование можно продолжать для определения дальнейших областей развития в языке и обществе.
Языковая репрезентация психотипов в художественном дискурсе У. Голдинга
Аннотация
Статья посвящена изучению специфичных лексических репрезентантов психотипов в рамках художественного произведения. Актуальность данной статьи заключается в том, что лингвисты проявляют интерес к исследованиям в области функциональной лингвистики и психолингвистики, в которых язык рассматривается в рамках инструментальной функции. Цель работы состоит в выделении специфических языковых единиц, отражающих психотипы героев. Материалом для исследования послужили лексические единицы из романа-притчи «Повелитель мух», значения которых передают характерные черты характеров Ральфа и Джека. В исследовании использовалось контекстологическое описание и структурно-семантический анализ. В работе дается характеристика их поведению, речи, представлению себя в обществе с позиций психологии и психолингвистики. Ральф в произведении представлен гипертимом, а Джек – эпилептоидом. Диаметральность поведения мальчиков свидетельствует о том, что гипертим и эпилептоид не способны найти общего языка при распределении социальных ролей в рамках произведения. Также особенности психотипов главных героев оказывают влияние на управление группой. Ральф управляет группой следующими способами: опираясь на гуманизм, взаимопонимание; шутит с целью разряжения обстановки, старается обнадежить ребят на их возможное спасение, пробуждает в ребятах человеческое. Джек прибегает к следующим средствам управления: авторитарность, ментальное запугивание, физическая расправа. Авторитарность героя проявляется в использовании им императивных конструкций при коммуникации с ребятами. Ментальное запугивание достигается путем использования лексем, отражающих физические воздействия, оскорбления. Ментальное запугивание происходит также посредством невербалики (пронзительный взгляд, взгляд сверху вниз и т. п.). Автор статьи приходит к следующим выводам: психотипы в художественном дискурсе У. Голдинга передаются посредством лексем, отражающих невербальные способы коммуницирования; гипертимный тип характера отражается посредством использования языковых единиц с положительной или нейтральной коннотацией, а эпилептоидный – через языковые единицы с отрицательной и нейтральной коннотацией.
Педагогика
Становление субъектной позиции обучающегося в вузе
Аннотация
Модернизация образования и приобретение им ценностно-целевого основания государственной политики России предполагает, что основой педагогической деятельности в вузе становится создание условий для саморазвития молодого человека, понимания им роли и личного участия в развитии экономики государства. В настоящее время существует проблема включенности и вовлеченности учащегося в обучение, что напрямую влияет на становление его активной позиции в жизнедеятельности и перспективе развития. Одним из решений может стать формирование его субъектной позиции в процессе обучения и воспитания. В статье дается определение субъектности как интегративного свойства личности, системообразующего компоненты (мотивационный, познавательный и деятельностный), которые отражают направленность личности на понимание личного образовательного результата. На основе предложенной структуры рассмотрены этапы становления субъектной позиции учащегося. Каждый этап способствует формированию определенного вида универсальных учебных действий, благодаря чему идет поэтапное приращение субъектности. Как итог возникает понимание собственного обучающего результата, что способствует формированию заданных компетенций в рамках внешних образовательных целей.
Готовность преподавателя вуза к взаимодействию с обучающимися разных нозологий
Аннотация
Готовность преподавателя вуза к взаимодействию с обучающимися разных нозологий имеет модульную основу, представленную личностным, гностическим и процессуальным компонентами. В статье анализируется наличный уровень знаний преподавателей Самарского государственного института культуры и Самарского университета о специфических возможностях обучающихся с различными нозологиями. Эти знания касаются вопросов психического развития обучающихся; способностей к приему, переработке, хранению и использованию информации; трудностей словесного опосредования хранения и использования информации; технических возможностей организации процесса обучения; готовности к совместному обучению. Подготовка преподавателей вуза к взаимодействию с обучающимися различных нозологий выстраивается на основе системно-целостного подхода, его основных принципов: системности, целостности, структурности, управляемости, преобразования.
Формирование цифровой компетентности учителей информатики
Аннотация
Современная социокультурная ситуация требует от учителя понимания общей стратегии цифровой трансформации образования, знания регламентирующей ее нормативно-правовой базы, специфики условий осуществления педагогического процесса в цифровой среде, готовности интегрировать в педагогическую деятельность цифровые технологии. Использование потенциала цифровой образовательной среды требует решения проблемы формирования цифровой компетентности учителя информатики. В статье дается обоснование необходимости формирования цифровой компетентности учителей информатики с опорой на идеи компетентностного и деятельностного подходов. При определении структуры цифровой компетентности использованы принципы системного подхода. Представлены сценарии взаимодействия учителя с обучающимися в цифровой образовательной среде. Сделан вывод о необходимости дополнительной подготовки учителя к созданию качественного цифрового образовательного контента, управлению познавательной активностью школьников при обучении с использованием цифровых учебных сред, создания комфортного и безопасного образовательного пространства, продуктивной коммуникации. Логика формирования цифровых компетенций представлена от применения цифровых технологий в повседневной деятельности до их творческого воплощения в педагогической деятельности.
Моделирование контрольно-оценочной и рефлексивной деятельности преподавателя
Аннотация
Проблема повышения качества образовательных услуг занимает ведущее место в обеспечении востребованности на рынке труда и конкурентоспособности выпускников образовательных организаций. Интегрирование понятий «качество процесса образования» и «качество результата образования» дают понятие «качество образовательной услуги». На качество образовательных услуг оказывают влияние качество преподавания и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Результатом образования являются изменения в компетентности студента, сформированность у него профессионально важных качеств личности, оценка которых является значимой составляющей образовательного процесса. В статье проведен анализ работ по организации контрольно-оценочной деятельности в образовательных организациях различного уровня: авторы предлагают собственную модель организации контрольно-оценочной деятельности, соответствующей поставленной цели и состоящей из различных компонентов. Целью контрольно-оценочной деятельности являются мониторинг, контроль, диагностика, анализ, оценка качества освоения знаний, умений и практического опыта по дисциплине или модулю, сформированности компетенций и профессионально важных личностных качеств обучающегося. В ходе исследования выявлено влияние контроля на мотивационную составляющую процесса обучения. Рефлексивная деятельность обучающегося способствует переходу от контроля к самоконтролю, от оценки к самооценке, от анализа к самоанализу. Процесс контроля должен быть систематическим, запланированным и осуществляться в направлении «цель – результат».
Критерии и уровни подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту
Аннотация
В статье рассматривается проблема результативности подготовки будущих офицеров. Современные военно-политические, социально-экономические отношения, научный и технический прогресс обусловливают повышение качества подготовки специалистов во всех сферах профессиональной деятельности, в том числе и военной. Важным аспектом является подготовка будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту, а также уточнение ее критериев и уровней. Анализ подготовки к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту, позволил определить ее уровни и критерии: когнитивный, мотивационный, деятельностный. На эмпирическом материале доказывается необходимость прохождения войсковой стажировки будущих офицеров.
Дистанционное обучение младших школьников музыкальному искусству
Аннотация
В статье рассматривается проблема самоактуализации личности младшего школьника в условиях дистанционного обучения музыкальному искусству. Цель работы – количественное измерение качественных показателей уровня самоактуализации при дистанционной форме обучения музыкальному искусству. Задача исследования состоит в расчетах коэффициента корреляционных показателей, которые ведутся с временной амплитудой, где используются тесты САТ Шострома, А. Панченко, М. Розенберга, тест-опросник А.В. Зверькова, Е.В. Эйдмана. Новизна работы состоит в соединении музыкального искусства с точки зрения психологии научения при дистанционном формате, где знания передаются иными методами обучения.
Рецензии
«Посеешь ветер – пожнешь бурю». Рецензия на книгу: Harrison L. Language and Metaphors of the Russian Revolution: Sow the Wind, Reap the Storm. Lanham: Lexington Books, 2020. 270 p.
Аннотация
Рецензируется монография американского исследователя Лонни Харрисона о «языке» и метафорах российской революции. В целом книга представляет собой скорее развернутое эссе по истории русской литературы XVIII-ХХ в., собственно метафорам и «языку» в ней уделено не так много внимания, как хотелось бы. Тем не менее автору удалось цельное исследование, раскрывающее для зарубежного читателя различные малоизвестные сюжеты из жизни и творчества русских писателей дореволюционной и советской эпох.