Criteria and levels of effectiveness training future officers to work with military personnel serving under contract
- Authors: Shevkov V.I.1
-
Affiliations:
- Saint Petersburg military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation
- Issue: Vol 28, No 2 (2022)
- Pages: 100-103
- Section: Pedagogics
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/10524
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2022-28-2-100-103
- ID: 10524
Cite item
Full Text
Abstract
The article discusses the components of the effectiveness of training future officers. Modern military-political, socio-economic relations, scientific and technological progress determine the improvement of the quality of training of specialists in all spheres of professional activity, including the military one. An important aspect is the preparation of future officers to work with military personnel serving under contract, as well as the clarification of its criteria and levels. The analysis of the preparation for work with military personnel serving under the contract allowed us to determine its levels from the standpoint of three criteria: cognitive, motivational, activity. The results of studying the levels of training of cadets of military institutes to work with military personnel serving under a contract are presented.
Full Text
Введение
Современные военно-политические, социально-экономические факторы обусловили создание профессиональной армии, наиболее боеспособной, мобильной и эффективной при меньшей ее численности и менее финансово затратной. В армии России продолжает существовать смешанная система комплектования. Но, как показывает практика изменения численности войск, все больший приоритет отдается военнослужащим, проходящим службу по контракту. Тенденция изменения количества военнослужащих на должностях сержантов и солдат за период 2010–2020 гг. свидетельствует об увеличении численности военнослужащих контрактной службы в два с половиной раза при общем снижении численности военнослужащих по призыву более чем в половину (см. рис.).
Подготовка будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту, предполагает создание необходимых условий в военных вузах с целью повышения ее результативности к предстоящей деятельности [Харисова 2015].
Цель исследования заключается в научном обосновании уровней и критериев подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту. Ставились задачи: провести теоретический анализ, раскрыть уровни и критерии подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту. В качестве методов исследования применялось анкетирование и проводилось сравнение результатов исследования.
Исследование осуществлялось в три этапа: на первом этапе уточнялась суть ключевых понятий («критерии», «показатели», «уровни подготовки»); на втором этапе проведено анкетирование курсантов с целью изучения уровня их подготовки к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту.
Результаты исследования
Процесс измерения результативности подготовки будущих офицеров является важной задачей. Анализ того, что подлежит измерению, требует установления уровней, критериев, показателей [Сатторов, Ярлакбаев 2013, с. 399]. Понятие «критерий» имеет несколько интерпретаций: ученые рассматривают его как признак, средство, количественную меру, качество и др. В связи с этим возникает необходимость его уточнения. Под критерием понимается «существенный, отличительный признак, по которому производится оценка, определение или классификация чего-либо» (Олешков, Уваров 2006, с. 132). И.А. Маврина рассматривает сущность критерия «как средства, с помощью которого измеряется уровень того или иного явления. С помощью критерия определяется преимущество какого-то выбора по сравнению с другими, проверяется соответствие результата выдвинутой цели или оценивается степень ее реализации» [Шумсутдинова 2008, с. 13]. В.П. Беспалько определяет критерий как «объективную количественную меру некоторого явления или количественное выделение его сторон» [Шумилова 2015, с. 196].
В педагогике критерии должны отвечать определенным требованиям, которые позволяют осуществлять сравнительный анализ результатов исследования. О.Б. Жихарской сформулированы обобщенные требования, предъявляемые к критериям: они должны отражать основные закономерности, качества и признаки изучаемого объекта; с их помощью устанавливаются связи между компонентами измерения чего-либо; они раскрываются через качественные и количественные показатели, дополняющие друг друга [Шумилова 2015, с. 200].
Таким образом, критерии подготовки будущих офицеров представляют собой наиболее общий признак, по которому происходит измерение ее результативности, сравнение полученных результатов на основе качественных и количественных показателей.
Выбор критериев подготовки будущих офицеров базировался на оценке профессиональных компетенций [Пахаренко, Зольникова 2012, с. 310]: когнитивный, включающий знания о будущей профессиональной деятельности; деятельностный, характеризующийся умениями решать педагогические задачи; мотивационный, отражающий наличие стремления и потребности к получению ориентирующих знаний и практических навыков.
С позиции ряда ученых, сформированность критерия должна раскрываться через показатели, под которыми понимается «мера проявления критерия, его количественная или качественная характеристика, по которой судят о различных состояниях объекта» [Конюхова 2015, с. 47]. Итак, показатель – это степень сформированности критерия [Булохов, Лисогор, Орлова, Старокожев 2019, с. 139]. Показатели подготовки будущих офицеров по каждому критерию представляют собой отдельные проявления, связанные со знаниями, умениями и мотивацией курсантов к работе с «контрактниками».
Измерение результативности подготовки проводилось в соответствии с тремя уровнями. Понятие «уровень» трактуется как «ступень, достигнутая в развитии чего-либо, качественное состояние, степень этого развития» (Словарь русского языка 1999). Под уровнем подготовки будущих офицеров понимаем степень подготовленности курсантов применять полученные знания и умения в будущей профессиональной деятельности, а также побуждение к их применению. За основу определения результативности подготовки будущих офицеров взяты три оценочных уровня: высокий, средний, низкий [Родионов 2020, с. 56–57]. Для этого использовалась анкета на самооценку: курсантам предлагалось оценить по 10-балльной шкале уровень своей подготовки по формуле:
где:
x – среднее арифметическое;
xn – конкретное значение;
n – количество значений.
Проведено анкетирование курсантов 3-го, 4-го, 5-го года обучения трех военных вузов (выборку составили 265 человек): вуз 1 – 168 курсантов; вуз 2 – 59 курсантов; вуз 3 – 38 курсантов (см. таб-лицу).
Средняя величина уровня подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту, составляет 5,9 балла (средний уровень подготовки).
Сравнительный анализ результатов самооценок и беседа с опрошенными курсантами позволили прийти к выводу, что курсанты, проходившие войсковую стажировку в подразделениях для военнослужащих контрактной службы, оценивают уровень своей подготовки выше тех, кто стажировался в подразделениях, комплектованных военнослужащими по призыву.
Проведение войсковой стажировки курсантов с военнослужащими контрактной службы является одним из условий результативности подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту.
Заключение
Обоснование критериев, уровней подготовки будущих офицеров позволило провести качественный анализ результатов проведенного анкетирования. Исследование показало, что подготовка будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту, является актуальной педагогической задачей, так как лишь 20 % курсантов имеют высокий уровень подготовки. Доказано, что войсковая стажировка военнослужащих, проходящих службу по контракту, является базовым условием, способствующим результативности профессиональной подготовки.
About the authors
V. I. Shevkov
Saint Petersburg military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation
Author for correspondence.
Email: master_chief89@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3045-5685
adjunct
Russian Federation, 1, Pilot Pilyutov Street, Saint Petersburg, 198206, Russian Federation.References
- Bulokhov, Lisogor, Orlova, Starokozhev 2019 – Bulokhov A.M., Lisogor I.A., Orlova E.A., Starokozhev P.V. (2019) Components, criteria, indicators and levels of formation of value competencies of physical culture and sports activity among future specialists of the higher military school. Molodoi uchenyi, no. 37 (275), pp. 138–141. Available at: https://moluch.ru/archive/275/62357/; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39788411. EDN: https://www.elibrary.ru/ahswfn. (In Russ.)
- Pakharenko, Zolnikova – Pakharenko N.V., Zolnikova I.N. (2012) The model of measuriny the level of culturel and professional competences development. Modern Problems of Science and Education, no. 6, p. 310. URL: https://s.science-education.ru/pdf/2012/6/210.pdf; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23220645. EDN: https://www.elibrary.ru/todorh. (In Russ.)
- Sattorov, Yarlakbaev 2013 – Sattorov Sh.N., Yarlakbaev U.M. (2013) Methods, criteria and indicators of professional training assessment; essence, tasks and requirements for control. Molodoi uchenyi, no. 9 (56), pp. 398–400. Available at: https://moluch.ru/archive/56/7644/; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20246907. EDN: https://www.elibrary.ru/rbbqlx. (In Russ.)
- Kharisova 2015 – Kharisova I.G. (2015) Quality assessment of teachers' training in the system of continuing pedagogical education. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, no. 6, pp. 77–85. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25588757. EDN: https://www.elibrary.ru/vnyxxp. (In Russ.)
- Shumilova 2015 – Shumilova I.F. (2015) Criteria, indicators and levels of formation of general cultural competence of future teachers of humanities. Pedagogicheskie nauki: teoriya, istoriya, innovatsionnye tekhnologii, no. 10, pp. 195–202. (In Russ.)
- Shumsutdinova 2008 – Shumsutdinova V.R. (2008) Сontent and structure of worldview culture of a student of professional college of pedagogical profile. Kazan Pedagogical Journal, no. 1 (55), pp. 10–16. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-struktura-mirovozzrencheskoy-kultury-lichnosti-studenta-ssuz-pedagogicheskogo-profilya/viewer; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12225247. EDN: https://www.elibrary.ru/khnqwb. (In Russ.)