Критерии и уровни подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается проблема результативности подготовки будущих офицеров. Современные военно-политические, социально-экономические отношения, научный и технический прогресс обусловливают повышение качества подготовки специалистов во всех сферах профессиональной деятельности, в том числе и военной. Важным аспектом является подготовка будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту, а также уточнение ее критериев и уровней. Анализ подготовки к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту, позволил определить ее уровни и критерии: когнитивный, мотивационный, деятельностный. На эмпирическом материале доказывается необходимость прохождения войсковой стажировки будущих офицеров.

 

Полный текст

Введение

Современные военно-политические, социально-экономические факторы обусловили создание профессиональной армии, наиболее боеспособной, мобильной  и  эффективной при меньшей ее численности и менее финансово затратной. В армии России продолжает существовать смешанная система комплектования. Но, как показывает практика изменения численности войск, все больший приоритет отдается военнослужащим, проходящим службу по контракту. Тенденция изменения количества военнослужащих на должностях сержантов и солдат за период 2010–2020 гг. свидетельствует об увеличении численности военнослужащих контрактной службы в два с половиной раза при общем снижении численности военнослужащих по призыву более чем в половину (см. рис.).

Подготовка будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту, предполагает создание необходимых условий в военных вузах с целью повышения ее результативности к предстоящей деятельности [Харисова 2015].

Цель исследования заключается в научном обосновании уровней и критериев подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту. Ставились задачи: провести теоретический анализ, раскрыть уровни и критерии подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту. В качестве методов исследования применялось анкетирование и проводилось сравнение результатов исследования.

Исследование осуществлялось в три этапа: на первом этапе уточнялась суть ключевых понятий («критерии», «показатели», «уровни подготовки»); на втором этапе проведено анкетирование курсантов с целью изучения уровня их подготовки к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту.

 

Результаты исследования

Процесс измерения результативности подготовки будущих офицеров является важной задачей. Анализ того, что подлежит измерению, требует установления уровней, критериев, показателей [Сатторов, Ярлакбаев 2013, с. 399]. Понятие «критерий» имеет несколько интерпретаций: ученые рассматривают его как признак, средство, количественную меру, качество и др. В связи с этим возникает необходимость его уточнения. Под критерием понимается «существенный, отличительный признак, по которому производится оценка, определение или классификация чего-либо» (Олешков, Уваров 2006, с. 132). И.А. Маврина рассматривает сущность критерия «как средства, с помощью  которого измеряется уровень того или иного явления. С помощью критерия определяется преимущество какого-то выбора по сравнению с другими, проверяется соответствие результата выдвинутой цели или оценивается степень ее реализации» [Шумсутдинова 2008, с. 13]. В.П. Беспалько определяет критерий как «объективную количественную меру некоторого явления или количественное выделение его сторон» [Шумилова 2015, с. 196].

В педагогике критерии должны отвечать определенным требованиям, которые позволяют осуществлять сравнительный анализ результатов исследования. О.Б. Жихарской сформулированы обобщенные требования, предъявляемые к критериям: они должны отражать основные закономерности, качества и признаки изучаемого объекта; с их помощью устанавливаются связи между компонентами измерения чего-либо; они раскрываются через качественные и количественные показатели, дополняющие друг друга [Шумилова 2015, с. 200].

Таким образом, критерии подготовки будущих офицеров представляют собой наиболее общий признак, по которому происходит измерение ее результативности, сравнение полученных результатов на основе качественных и количественных показателей.

Выбор критериев подготовки будущих офицеров базировался на оценке профессиональных компетенций [Пахаренко, Зольникова 2012, с. 310]: когнитивный, включающий знания о будущей профессиональной деятельности; деятельностный, характеризующийся умениями решать педагогические задачи; мотивационный, отражающий наличие стремления и потребности к получению ориентирующих знаний и практических навыков.

С позиции ряда ученых, сформированность критерия должна раскрываться через показатели, под которыми понимается «мера проявления критерия, его количественная или качественная характеристика, по которой судят о различных состояниях объекта» [Конюхова 2015, с. 47]. Итак, показатель – это степень сформированности критерия [Булохов, Лисогор, Орлова, Старокожев 2019, с. 139]. Показатели подготовки будущих офицеров по каждому критерию представляют собой отдельные проявления, связанные со знаниями, умениями и мотивацией курсантов к работе с «контрактниками».

Измерение результативности подготовки проводилось в соответствии с тремя уровнями. Понятие «уровень» трактуется как «ступень, достигнутая в развитии чего-либо, качественное состояние, степень этого развития» (Словарь русского языка 1999). Под уровнем подготовки будущих офицеров понимаем степень подготовленности курсантов применять полученные знания и умения в будущей профессиональной деятельности, а также побуждение к их применению. За основу определения результативности подготовки будущих офицеров взяты три оценочных уровня: высокий, средний, низкий [Родионов 2020, с. 56–57]. Для этого использовалась анкета на самооценку: курсантам предлагалось оценить по 10-балльной шкале уровень своей подготовки по формуле:

 

где:

x – среднее арифметическое;

xn – конкретное значение;

n – количество значений.

Проведено анкетирование курсантов 3-го, 4-го, 5-го года обучения трех военных вузов (выборку составили 265 человек): вуз 1 – 168 курсантов; вуз 2 – 59 курсантов; вуз 3 – 38 курсантов (см. таб-лицу).

Средняя величина уровня подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту, составляет 5,9 балла (средний уровень подготовки).

Сравнительный анализ результатов самооценок и беседа с опрошенными курсантами позволили прийти к выводу, что курсанты, проходившие войсковую стажировку в подразделениях для военнослужащих контрактной службы, оценивают уровень своей подготовки выше тех, кто стажировался в подразделениях, комплектованных военнослужащими по призыву.

Проведение войсковой стажировки курсантов с военнослужащими контрактной службы является одним из условий результативности подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту.

 

Заключение

Обоснование критериев, уровней подготовки будущих офицеров позволило провести качественный анализ результатов проведенного анкетирования. Исследование показало, что подготовка будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту, является актуальной педагогической задачей, так как лишь 20 % курсантов имеют высокий уровень подготовки. Доказано, что войсковая стажировка военнослужащих, проходящих службу по контракту, является базовым условием, способствующим результативности профессиональной подготовки.

×

Об авторах

В. И. Шевков

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: master_chief89@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3045-5685

адъюнкт очной формы обучения

Россия, 198206, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1.

Список литературы

  1. Булохов, Лисогор, Орлова, Старокожев 2019 – Булохов А.М., Лисогор И.А., Орлова Е.Л., Старокожев П.В. Компоненты, критерии, показатели и уровни сформированности ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности у будущих специалистов высшей военной школы // Молодой ученый. 2019. № 37 (275). С. 138–141. URL: https://moluch.ru/archive/275/62357/; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39788411. EDN: https://www.elibrary.ru/ahswfn.
  2. Пахаренко, Зольникова 2016 – Пахаренко Н.В., Зольникова И.Н. Модель определения уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 310. URL: www.science-education.ru/106–7502; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23220645. EDN: https://www.elibrary.ru/todorh.
  3. Сатторов, Ярлакбаев 2013 – Сатторов Ш.Н., Ярлакбаев У.М. Методы, критерии и показатели оценки профессиональной подготовки; сущность, задачи и требования к контролю // Молодой ученый. 2013. № 9 (56). С. 398–400. URL: https://moluch.ru/archive/56/7644; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20246907. EDN: https://www.elibrary.ru/rbbqlx.
  4. Харисова 2015 – Харисова И.Г. Оценка качества подготовки педагогов в системе непрерывного педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 6. С. 77–85. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25588757. EDN: https://www.elibrary.ru/vnyxxp.
  5. Шумилова 2015 – Шумилова И.Ф. Критерии, показатели и уровни сформированности общекультурной компетентности будущих учителей гуманитарных специальностей // Педагогические науки: теория, история, инновационные технологии. 2015. № 10. С. 195–202.
  6. Шумсутдинова 2008 – Шумсутдинова В.Р. Содержание и структура мировоззренческой культуры личности студента ССУЗ педагогического профиля // Казанский педагогический журнал. 2008. № 1 (55). С. 10–16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-struktura-mirovozzrencheskoy-kultury-lichnosti-studenta-ssuz-pedagogicheskogo-profilya/viewer; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12225247. EDN: https://www.elibrary.ru/khnqwb.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шевков В.И., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах