Том 30, № 3 (2024)
Педагогический талант профессора Т.И. Рудневой
Аннотация
Имя Татьяны Ивановны Рудневой широко известно в педагогических кругах, к нему обращаются как к авторитету, на него ссылаются. Поэтому ее юбилей – не только личное дело. Есть повод посмотреть на современные проблемы образования с точки зрения вклада в него педагога, учителя, наставника.
Дискуссии
Коллективизация как страница истории и ее место в национальной идеологии современной России
Аннотация
В статье обосновывается необходимость того, чтобы национальная идеология современной Российской Федерации базировалась на адекватных представлениях об основных событиях советского периода истории страны. Российская историография с неизбежностью сформирует систему таких представлений в ближайшем будущем. Центральным из таковых событий авторы с уверенностью называют коллективизацию крестьянской деревни, показывая, почему советская версия коллективизации приблизительно в той же мере далека от исторической правды, что и идеологическая трактовка 90-х гг., пришедшая на смену «марксизму-ленинизму». Историческое краеведение и семейные хроники содержат одно из главных тому доказательств, подтверждая состоятельность крестьяноведения как инструментария историко-социологических исследований.
История
История города Ставрополя-Тольятти: историографический аспект
Аннотация
Город Тольятти, ведущий свою историю с 1737 года и в настоящее время являющийся первым по количеству населения среди российских так называемых моногородов, накопил значительное количество собственной литературы. Вместе с тем историография Ставрополя-Тольятти широко начала развиваться лишь со второй половины ХХ века, до сих пор продолжает расти, при этом носит эклектичный характер. Автором статьи при использовании метода исторической периодизации, сравнительно-исторического и аналитического методов проанализирована литература по истории города, проведена ее систематизация, выделено шесть историографических групп по теме, названы авторы, внесшие наибольший вклад в изучение истории города Ставрополь-Тольятти.
Позиция Персии по проблеме «русского транзита» в XVI–XVII вв.: сюжет о ширванских городах
Аннотация
В статье предпринята попытка рассмотреть позицию Персидского государства Сефевидов по вопросу об использовании территории Московского царства для развития европейско-азиатских связей в период XVI–XVII веков с использованием метода диахронического анализа и исторической периодизации. Указанная проблема исследуется в качестве отдельного аспекта научной тематики, связанной с местом тогдашней России в процессе экспансии европейцев в страны Востока. Объектом анализа является практическая деятельность персидских администраций, имевшая как прямое, так и косвенное отношение к условной теме «русского транзита». На сегодняшний день опыт комплексного и концептуального изучения данной проблематики отсутствует не только в отечественной, но и в зарубежной исторической науке. Конкретный предмет исследования связан с неоднократными обещаниями официального Ирана передать русским царям контроль над крупнейшими центрами исторической области Ширван. Источниковую базу данной работы составил массив дипломатических документов по истории русско-персидских межгосударственных отношений XVI–XVII веков. В этих материалах, в частности, получила отражение реакция Москвы на предложения Сефевидов о территориальных уступках. Также были использованы научные труды русскоязычных и иностранных специалистов, в том числе крупнейших представителей классической и современной исторической иранистики. Проведенный анализ позволил вписать дипломатический вопрос о судьбе ширванских городов в контекст общей проблемы «русского транзита». Высказана гипотеза, что персидское правительство осознанно инициировало данную дискуссию с учетом экономического потенциала Волжско-Каспийского торгового пути. Сделан вывод, что в случае достижения соответствующих договоренностей между двумя государствами Русское царство в перспективе могло произвести определенный переворот в межконтинентальной торговле, в особенности на рынке шелка.
Освидетельствование душевнобольных в Самарской губернии в 1860-х гг.
Аннотация
В статье рассмотрена динамика восприятия душевнобольных российским обществом и государственной властью с помощью сравнительно-исторического метода и анализа источников. Хронологические рамки работы охватывают период от первых попыток оказания помощи умалишенным с помощью духовного врачевания в монастырях до масштабных реформ 1860-х гг. и переворота в организации общественной медицины. Наибольший интерес у автора вызывают изменения, обусловленные становлением психиатрии как отдельной отрасли медицинской науки, включая появление психиатров-экспертов и внедрение процедуры психиатрического испытания к середине XIX в. Для детального изучения подобных новшеств в психиатрической практике выбрана процедура освидетельствования душевнобольных, осуществляемая в Самарской губернии в 1860-е гг. Источниковой базой для проведения исследования служат архивные материалы из фондов Центрального государственного архива Самарской области, а также введенные в научный оборот и опубликованные письменные источники. К их числу относятся первые русские учебники и пособия по психиатрии. В современной историографии постоянно растет интерес к изучению феномена «безумия». Однако по истории зарождения психиатрии в Самарской губернии в середине XIX в. масштабного системного исследования практически не проводилось. Полученные в ходе исследования выводы дают представление об изменении восприятия умалишенных обществом и властью. Происходит передача главной роли в испытаниях душевнобольных и, соответственно, права делать заключение об их состоянии от представителей административной власти врачам-психиатрам. Формируется и закрепляется отношение к безумию не как к социальной опасности, а как к болезни, требующей специализированной медицинской помощи. Таким образом, происходит трансформация безумия из социального явления в медицинское.
Борьба легалистов за уравнение прав евреев с остальными подданными Российской империи в конце XIX – начале XX века
Аннотация
В Российской империи длительное время существовала проблема «еврейского вопроса». Господствовала теория о «плохости» иудейского народа, его коварстве, злонамеренности и прочих негативных качествах. С 1880 года антисемитизм постепенно усиливался. Сначала он подпитывался бюрократией, затем к ней присоединилась местная буржуазия, а потом ее клевреты, маргинальные слои городов. Соответственно, после либеральной политики Александра II началось наступление на права евреев. Принималось обновленное антисемитское законодательство, актуализировалось старое. Сотни мелочных ограничений связывали евреев и мешали их развитию. Евреи начинали обостренно чувствовать свою национальную идентичность, эмигрировали, вступали в социалистические партии, коррумпировали чиновников и пр. Либеральная общественность была недовольна такой государственной политикой. В публичной печати, в совещаниях государственных органов, в переписке консервативные либералы энергично доказывали абсурдность антисемитизма, несправедливость претензий к евреям, требовали освобождения иудеев. Предметом исследования является деятельность либеральных юристов (легалистов) Российской империи по эмансипации евреев. В качестве основного метода выбран проблемно-хронологический подход. Выделяя «еврейскую проблему», автор прослеживает хронологию колебаний государственной политики по еврейскому вопросу и выделяет формы борьбы легалистов за права евреев. Такая реконструкция в отношении легалистского движения проводится впервые и вносит вклад в историческое знание. Предварительно можно сформулировать ряд выводов. Через прессу либералы сформировали негативный образ антисемитской политики. Заседая в совещаниях и комиссиях, они препятствовали расширению негативного законодательства. В Сенате легалисты защищали права евреев.
Торгово-промышленные центры Самарской губернии во второй половине XIX – начале XX века
Аннотация
В статье анализируется процесс формирования торгово-промышленных центров Самарской губернии в пореформенную эпоху. Несмотря на наличие научных трудов, в которых освещаются становление и развитие торгово-промышленного предпринимательства в Самарской губернии, представленная в статье тема до сих пор относится к числу неизученных. В научной литературе все еще недостаточно четко определены основные факторы, повлиявшие на это процесс. К числу таких факторов автор причисляет природно-климатические условия, темпы становления и развития земледельческого производства и других отраслей сельского хозяйства, модернизацию транспортной и финансовой инфраструктуры. Источниковую базу статьи составили делопроизводственная документация, справочные и статистические материалы, источники личного характера, художественная литература. К числу наиболее значимых источников относятся такие документальные публикации, содержащие большой объем исторической информации, как «Списки населенных мест» за 1859 г., 1889 г., 1900 г., 1910 г. В них содержатся ценные сведения о географическом расположении объектов торговли и промышленности. На основе этих и других материалов, сравнительного-исторического, аналитического, методов периодизации и систематизации, сформулированы выводы об этапах становления и развития торгово-промышленных центров, их географическом размещении, а также о том, что модернизация транспортной и финансовой инфраструктуры придала мощный импульс развитию торгово-промышленной деятельности как губернской столицы и уездных центров, так и целого ряда населенных пунктов, которые в конце XIX – начале XX века являлись торгово-промышленными центрами.
На перекрестке мнений: Куйбышев в годы Великой Отечественной войны (1941–1943 гг.)
Аннотация
Статья посвящена городу Куйбышеву (ныне – Самара) военной эпохи (1941–1943 гг.), особенностям его жизнедеятельности и развития. Решение масштабных задач, возникших в связи с беспрецедентной эвакуацией в город правительственных учреждений, дипломатического корпуса, наркоматов, предприятий, населения, резко изменило его жизнь. Являясь городом областного подчинения, он в то же время замыкал на себе определенные управленческие функции, характерные для столицы СССР г. Москвы. Это обстоятельство дало повод исследователям неофициально назвать г. Куйбышев «запасной столицей». Задача исследования – проанализировать разнообразные аспекты жизни г. Куйбышева в военное время: показать неоднозначность восприятия историками его статуса в 1941–1943 гг.; уточнить данные по конкретным общесоюзным наркоматам, находившимся в эвакуации в г. Куйбышеве, и их количественному составу; поставить вопрос об окончательной дате приемки «спецобъектов» № 1 («Бункер Сталина») и № 2 (для Генерального штаба Красной Армии) Строительства 1 Метростроя; уточнить вопросы районирования города в военное время; привести новые данные по Безымянке предвоенного времени, применяя сравнительно-исторический, аналитический и ретроспективный методы. В статье вводится в научный оборот новый документальный материал центральных архивов РФ. Доказывается, что Куйбышев не являлся ни «запасной», ни «военной столицей». Он пережил пик своего «столичного статуса» в течение двух-трех месяцев, замыкая на себе решение многих вопросов общесоюзного масштаба и выполняя столичные функции. Делается вывод, что признанием его заслуг в рассматриваемый период стало отнесение г. Куйбышева 21 августа 1943 г. к категории городов республиканского подчинения.
Педагогика
Научное знание в педагогике о средствах обучения
Аннотация
Представлен научный обзор проблем, которые являются актуальными для исследователей в области образования в последнее десятилетие. Вопросы содержания образования и его влияния на окружающую действительность рассматривались исследователями разных сфер научного знания: социологии, культурологии, истории, философии, политологии, психологии. В научных публикациях отмечается, что изменения в образовании и их влияние на личность происходят за счет различного инструментария учебно-воспитательного процесса, которые можно выделить в обобщенную дефиницию «средства обучения». Анализ научной литературы и нормативных документов в сфере образовательных услуг в РФ позволил определить направления исследований, которые имеют приоритет для педагогической практики. Значимым для авторов является использование комплекса упражнений, образовательных курсов, проектных методов, ситуативных задач, игровых технологий для формирования профессиональных компетенций специалистов. Большинство исследователей отмечают необходимость обоснования применения цифровых технологий для решения инновационных педагогических задач. В научных публикациях, вошедших в обзор, предпринимаются попытки разработки критериев оценки эффективности используемых в образовательной практике средств обучения, их ранжирование и классификация по разным основаниям, а также приводится дидактический потенциал цифровых образовательных ресурсов.
Методическое сопровождение научно-исследовательской деятельности магистров направления «психолого-педагогическое образование»
Аннотация
В статье представлен опыт организации научно-исследовательской деятельности магистров направления «психолого-педагогическое образование» в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П. Королева. Поэтапно обучающиеся включаются в деятельность по получению научного знания из текстов различного вида в научную работу; осмысливают предмет научной работы, предмет научной деятельности и уровни педагогического исследования. Обращается внимание на условия получения достоверного научного знания в ходе научного поиска: методологическую компетентность и методологическуюграмотность магистра. В качестве методического обеспечения процесса освоения методологии научной деятельности в области педагогической науки представляется содержание учебных дисциплин в виде комплекса средств, заданий по практической методологии.
Модель формирования тьюторской компетентности будущих педагогов-психологов
Аннотация
В статье рассматривается проблема индивидуализации обучения и обосновывается важность формирования тьюторской компетентности специалиста. При проектировании модели формирования тьюторской компетентности будущих педагогов-психологов определены методологические основания: проблемно ориентированный, системный и компетентностный подходы. В исследовании применялись методы систематизации, обобщения, синтеза и моделирования. Выделены блоки модели (концептуально-целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный), и даны их характеристики.
Педагогическое сопровождение подготовки курсантов вузов МЧС России к деятельности в экстремальных ситуациях
Аннотация
Статья посвящена исследованию педагогического сопровождения подготовки курсантов вузов МЧС России к деятельности в экстремальных ситуациях с помощью индуктивных и дедуктивных методов, рассматриваются основные концепции подготовки курсантов к работе в экстремальных условиях, а также задачи, стоящие перед педагогическим коллективом. Определен понятийный аппарат педагогического сопровождения подготовки курсантов к деятельности в экстремальных ситуациях. На основе проведенного анализа научных трудов по данной теме выделен ряд аспектов и прицепов, представляющих собой основу эффективного обучения курсантов решению профессиональных задач. Особое внимание уделяется формированию необходимых навыков, стрессоустойчивости, принятию решений в условиях опасности и развитию значимых качеств.
Формирование у школьников предметных умений по математике в процессе цифровой дидактической игры
Аннотация
Работа посвящена исследованию проблемы геймификации обучения математике в основной школе с помощью методов изучения педагогического опыта, сопоставления и обобщения результатов наблюдений, анализа научных статей, содержания и структуры дидактических игр по математике. Актуальность проблемы обусловлена цифровой трансформацией образования, происходящей в настоящее время. Цифровизация образования в контексте обучения математике в основной школе влечет за собой необходимость разработки новых средств обучения. Такие средства обучения должны способствовать развитию у школьников математических умений, соответствуя при этом запросам учащихся цифрового поколения к форме подачи информации. В качестве эффективного средства обучения математике в школе предложено применять цифровые дидактические игры. Указан потенциал таких игр в формировании у школьников математических и логических умений, познавательной мотивации. В математическом содержании игры предусмотрена смена видов учебной деятельности, это позволит расширить спектр формируемых умений. Для развития умений выполнять различные графические построения инструментальными средствами современных графических калькуляторов предложено на отдельных этапах игры включить задания, для выполнения которых можно использовать цифровые инструменты (онлайн-калькуляторы, электронные программы, мобильные приложения и пр.). Сделан вывод о целесообразности применения цифровых дидактических игр в процессе обучения школьников математике.
Цифровая трансформация Центра опережающей профессиональной подготовки Кузбасса: подходы и решения
Аннотация
Система российского образования переживает этап развития, связанный с особенностями постиндустриального общества, основными характеристиками которого являются информатизация и цифровизация экономики. Эффективность бизнес-процессов и валидность деятельности предприятий и организаций напрямую связаны с их цифровой трансформацией. Образовательные организации не могут быть в стороне от этих глобальных трендов. Наиболее не разработанным остается вопрос создания цифровых сервисов взаимодействия учреждений образования с рынком труда. Цель исследования – разработка и реализация Стратегии цифровой трансформации Центра опережающей профессиональной подготовки Кузбасса. Ведущими методами являются общенаучные методы, методы системности и анализа научно-методической литературы и нормативно-правовой документации, а также эмпирические методы (при сборе, накоплении и фиксации данных), рациональный метод (при интерпретации данных). В статье описываются принципы и механизмы взаимодействия цифровой платформы с внешней средой, дается авторский анализ внутренних условий трансформации цифровых сервисов; обосновывается необходимость создания и использования цифрового двойника кадровой службы предприятия на цифровой платформе; представляются подходы к реализации направлений Стратегии развития цифровых ресурсов Центра опережающей профессиональной подготовки Кузбасса, разработке цифровой платформы улучшенной версии, ориентированной на более эффективное взаимодействие агентов рынка труда в регионе, решению приоритетных задач социально-экономического развития региона. Эти подходы могут быть применимы в работе служб содействия трудоустройству и центров карьеры образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования.
Языкознание
Грамматическая системность моделей просьбы в современном русском языке
Аннотация
В статье представлен анализ грамматической системности моделей выражения просьбы в современном русском языке. Актуальность определяется необходимостью выявления системности употребления синтаксических моделей разных типов при выражении просьбы в русской речевой практике. Цель работы – исследовать синтаксические модели выражения просьбы в современном русском языке в аспекте концепции коммуникативно-прагматических комплексов. Исследование проводится на материале, представляющем различные контексты употребления просьбы: выборки из современных русских пьес известных драматургов – А. Вампилова, Н. Лакутина, Е. Шабалиной и А. Яблонской, а также выборки из Национального корпуса русского языка. Методы исследования: системный, сопоставительный, функциональный, контекстуальный, структурно-грамматический. Особое внимание обращено на явление грамматической системности синтаксических моделей. Показано своеобразие выражения просьбы моделями предложений по цели высказывания – побудительных, вопросительных и повествовательных. Авторы приходят к выводу о своеобразии языковой концептуализации просьбы в трех коммуникативных ситуациях – бытовой просьбы, официальной просьбы, просьбы при общении в незнакомой среде, различающихся по коммуникативной роли и ситуациям употребления. Установлены закономерности употребления трех типов предложений по цели высказывании в зависимости от коммуникативных ситуаций. Показано, что модель побудительных предложений служит базовой и наиболее распространенной грамматической формой выражения просьбы и обычно используется в коммуникативной ситуации бытовой просьбы. В силу своих особых коммуникативных характеристик данная модель может применяться и в ситуации общения с незнакомыми людьми, а с использованием грамматических расширений – и в отдельных ситуациях официального общения. Второй по частотности тип – вопросительные предложения, которые обычно употребляются при обращении к незнакомым людям, как правило, в сопровождении средств выражения вежливости. Модели повествовательных предложений встречаются намного реже, чем предложения двух других типов, чаще всего они употребляются в ситуации официального общения.
«Противоборство шрифтов: готика vs антиква» в языковой политике Третьего рейха
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению сценария в новейшей истории немецкого литературного языка, связанного с оформлением нормативной графики (графемики), в частности «спора шрифтов: антиква vs готика» первой половины XX века. На значительном отрезке исторического развития немецкий письменно-литературный язык отмечен «когнитивным диссонансом», вызванным в языковом сознании его носителей столкновением «конфликтующих» вариантов знаков латинской графики. Параллельное использование графических вариантов письменности (диглифия), особенно на этапе новейшей истории немецкого языка, отмечено влиянием многообразных внеязыковых факторов (идеологии, культурных, конфессиональных расхождений, национальной, государственной политики и др.). Актуальным является критическое рассмотрение радикальной и противоречивой языковой политики в тоталитарном Третьем рейхе в 1933–1945 гг. Декларируя фрактуру как «народную письменность», символ идентичности и воплощение основных доктрин (сплочение нации и немецкоязычных этносов, антисемитизм, «борьбу за культуру», идею превосходства), национал-социалисты в 1941 году на этапе переориентации политики на «евроцентризм» предлагали его замену прежде отвергаемой антиквой как «нормативной немецкой письменностью». В статье дан стадиальный анализ сценариев языковой политики национал-социализма в «споре о графике», попыток использовать футуру как «компромиссный шрифт». Анализируются как лексические маркеры связанные с этой практикой идеологемы (Sprachregelung, Kulturkampf, Schrifttum, Judenlettern, deutsche Volksschrift/Normalschrift и др.). Результатом исследования стало построение модели «стратегии шрифтов» как особого лингвосемиотического феномена языковой политики Третьего рейха. В выводах отмечено своеобразное отражение «спора шрифтов» в разных типах текстов 1933–1945 гг. и в милитарном дискурсе Третьего рейха.
Аллюзия как средство реализации интертекстуальности в англоязычной сетевой кинорецензии
Аннотация
В статье рассматриваются способы актуализации аллюзии в качестве интертекстуального элемента сетевой кинорецензии с помощью сравнительно-аналитического метода. Интертекстуальные вкрапления в текстах кинорецензии призваны продемонстрировать степень профессиональной компетентности рецензента и его интерпретационных качеств. Аллюзия, являясь стилистическим приемом реализации интертекстуальности, заключает в себе определенный претекст. Данный претекст выполняет функцию прецедентного феномена, связанного с некоторым коллективным инвариантным компонентом языкового сознания. Целью данной статьи является рассмотрение в кинорецензии способов функционирования аллюзии в качестве интертекстуальной референции. Материалом данного исследования послужил корпус из 30 кинорецензий 2021–2023 гг., взятых с сайта-агрегатора рецензий Rotten Tomatoes. Выявлено, что прямая или косвенная отсылка на конкретный кинематографический феномен не только повышает общую эрудированность и осведомленность читателя, но и служит средством оказания перлокутивного эффекта при прочтении данной кинорецензии. Аллюзия, являясь средством реализации авторских прагматических интенций, выполняет сравнительно-уподобительную функцию посредством построения межтекстуальных референций. Референтами в кинорецензиях выступают названия фильмов, режиссеров, актеров и иных прецедентных единиц мира кинематографа.
Функционально-прагматические параметры высказываний с эксплицитным модусом незнания в научном диалоге
Аннотация
Статья посвящена выявлению аспектов функционирования перволичных высказываний с эксплицитным модусом незнания / игноративных сообщений в такой разновидности общения, как устная научная дискуссия. Актуальность такого анализа обусловлена необходимостью изучения различных параметров дискурса, в том числе эпистемических и прагматических, в их тесной связи. Основной метод исследования – контекстуальный анализ. Источниками материала послужили стенограммы современных англо- и русскоязычных научных дискуссий разных областей знания. В работе выявляются иллокутивные свойства игноративных высказываний, устанавливаются их прагматические функции, определяется место в традиционной классификации речевых актов. Учет иллокутивной направленности ссылок на незнание позволяет выявить репрезентативные, интеррогативные, аксиологические разновидности игноративов, их подвиды, определяемые в связи со степенью экспрессивности, вектором оценки, характером репрезентативной и интеррогативной роли речевых актов с модусом незнания: экспрессивные и условно экспрессивные, позитивно- и негативно-оценочные, предупреждающие и хезитативные и др. Помимо этого, выявляются факторы, детерминирующие иллокутивную природу игноративов: поверхностная структура сообщения, общий контекст высказывания, положение игноратива в составе диалогического единства, условия успешности речевого акта, оформленного в виде ссылки на незнание. В заключение формулируется вывод, что ссылки на незнание являются вполне органичным явлением в структуре научного диалога, поскольку выполняют в нем ряд важных функций. Предложенная схема анализа может быть использована для изучения высказываний с другими эксплицированными модусами (знания, мнения и др.) в различных типах дискурса.
Язык СВО в историко-культурном контексте
Аннотация
В настоящей статье рассматривается язык специальной военной операции, в том числе жаргон, с функционально-семантической точки зрения. Язык СВО выходит за рамки языка профессиональной группы военных и в оновной своей массе благодаря СМИ и социальным сетям становится понятен большинству говорящих на русском языке. Военный жаргон насчитывает примерно триста лет, определен различными военными кампаниями, в которых принимали участие Россия и СССР. В современном языке военных функционируют жаргонизмы начала ХХ в., сложившиеся в период Первой мировой войны, активное развитие языка военных ХХ в. связано с событиями Великой Отечественной войны, войны в Афганистане и д?. р. В настоящее время отмечается активизация военного словотворчества: наряду с устоявшимися жаргонными единицами, которые обозначают реалии жизни военных, одежду, вооружение, военные действия, ордена и др., появились новые номинации, вызванные достижениями в области науки и техники, отношением к военно-политической ситуации. Лексемы и фраземы военной сферы выполняют номинативную, характеризующую, эмоционально-оценочную и игровую функции. Тематические группы слов формируют семантическое поле военных действий на основе денотативного значения жаргонных слов и возможной коннотации. Язык СВО отражает исторически сложившийся и развивающийся военный социолект русского национального языка, в основной своей массе представленный русской лексикой и фразеологизмами, детерминологизированной лексикой и аббревиатурами, также бытовыми сленговыми словами. Незначительное количество иностранных терминов, обозначающих оружие и др., изменяют фонетическую и грамматическую форму. В целом язык СВО отражает национально-культурную особенность современной военно-политической коммуникации.
Гендерные стереотипы в немецком языке: синхронно-диахронный аспект
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению особенностей объективации в немецком языке различных хронологических периодов универсальной оппозиции «мужчина – женщина» на материале лексикографических источников. Немецкий язык представляет интерес в плане изучения данной оппозиции в силу ее расширенного характера (расширение отмечено в рамках компонента «женщина»): Mann – Frau / Weib. На основе анализа толкования в словарях немецкого языка понятий «мужчина» и «женщина», в том числе с позиций отражения в них процессов гендерной стереотипизации в различные периоды развития языка, выявлены особенности развития представлений о данных понятиях в рамках определенной лингвокультуры. Определены ведущие характеристики мужчины и женщины, закрепленные в семантике ключевых лексем-репрезентантов Mann, Frau, Weib, а также образованных от них адъективов, показана их культурно-историческая обусловленность. Установлено, что в период XVIII–XIX вв. понятия «мужчина» и «женщина» последовательно отражают процессы гендерной стереотипизации, при этом гендерные стереотипы применительно к женщине носят разнонаправленный характер. Начиная с источников XX в. и особенно в источниках XXI в. стереотипы представлены в меньшей степени, выявлена нейтрализация социальной противопоставленности внутри рассматриваемой оппозиции. Отмечено, что оппозиция «мужчина – женщина» в немецком языке изначально имела двойственный характер – социально и природно ориентированный. Сделан вывод, что в настоящее время в лексикографических источниках ведущими признаками объективации оппозиции «мужчина – женщина» выступают природно ориентированные признаки. Обозначена проблема степени адекватности отражения различных понятий в толковых словарях немецкого языка.
Виды игрового поведения при выражении категории отношения в английском и итальянском языках
Аннотация
В статье представлен сопоставительный анализ семантических и прагматических характеристик видов игровых отношений в языковых картинах мира неблизкородственных языков, предполагающий выявление сходств и различий игрового выражения категории отношения в английском и итальянском языках. Целью исследования является детальное осмысление категории отношения в поведенческом аспекте на основе лексем, выражающих понятие игра в неблизкородственных языках. Актуальность и теоретическая новизна лингвистического анализа игровых отношений в поведенческом аспекте обусловлена отсутствием сопоставительных исследований по данной проблематике на материале итальянского и английского языков. В качестве лингвистического инструментария исследования нами вводится понятие «наблюдатель» как интерпретатор: субъект восприятия и интерпретации (НаблюдательП) и субъект восприятия (НаблюдательА). Результатом исследования видов игровых отношений являются данные анализа лексических единиц как маркеров игрового поведения в семиотическом и аксиологическом аспектах. Анализ дефиниций лексем сопоставляемых языков, зафиксированных в словарях, показал, что в зависимости от вида игровых отношений определенные различия обнаруживаются в аксиологическом аспекте и впоследствии проявляюся в контекстах высказываний. В итальянском языке при расшифровке семиотики игрового поведения отрицательная оценка встречается значительно реже, чем положительная. В английском языке игровые отношения отражают интенции переноса реальных поведенческих действий в игру, в итальянском языке – приукрашивание поведенческих действий в игре. Сопоставительный анализ языкового материала позволяет наглядно выявить и продемонстрировать сходства и различия в понимании и выражении игрового поведения на материале неблизкородственных языков.
Функции и специфика метафорических комплексов в романе Д. Кельмана Tyll
Аннотация
Статья посвящена анализу языковой репрезентации и функциональных особенностей метафорических комплексов смерть и движение в немецкоязычном романном дискурсе. Материалом исследования послужил роман современного немецкого писателя Даниэля Кельмана Tyll (2017 г.), героем которого является помещенный в ландшафт Тридцатилетней войны известный персонаж немецких позднесредневековых легенд, бродяга и артист Тилль Уленшпигель. Актуальность обусловлена отсутствием системных исследований романной метафоры и ее главенствующей роли в процессе смыслопорождения в художественной прозе нового рубежа веков. В исследовании используется интегральный подход к рассматриваемой проблеме. Исходной теоретической посылкой является признание весомости когнитивного потенциала метафоры, реализуемого в процессе художественного познания. В результате обнаружено, что метафорический комплекс смерть воплощается Д. Кельманом в тексте в последовательности образных рядов, создающих метафорическую связь между приходом предвестника смерти Тилля Уленшпигеля и наступлением Войны. Автор предлагает рассматривать процесс формирования метафорического комплекса движение в серии текстовых фрагментов, созданных с участием глаголов с семантикой движения, системы пространственных предлогов и наречий со значением повторяемости действия. При характеристике ритмической специфики исследуемого романного текста отмечается, что основным используемым Д. Кельманом методом является оправдание ритмического ожидания. Ритм текста согласуется с концептуальным танцем главного героя посредством субъективно ранжированных градационных рядов с восходящим приращением семантической и эмоционально-экспрессивной значимости, определяющих авторскую модальность. Исследуемые метафорические комплексы смерть и движение обладают в романе Д. Кельмана прогностической и композиционной функциями. Полученные результаты уточняют характеристики метафоричности романа Tyll, обозначая в дальнейшем необходимость исследования метафорических комплексов, входящих в состав центральной романной метафоры как важной категории новейшей немецкой литературы.
Роль дисфемизмов в англоязычном кинопространстве
Аннотация
Актуальность проведенного исследования обусловлена постоянно меняющимися социальными нормами в современном обществе, которые находят отражение в кинематографе. Особенно наглядно в кинематографе предоставляется возможность рассмотреть и проанализировать уникальные языковые явления и особенности. Целью статьи стало изучение явления дисфемизации в англоязычном кинопространстве на материале художественных кинокартин на английском языке: «Зеленой книги» (Green Book), снятой американским режиссером Питером Фаррелли, экранизации автобиографии «12 лет рабства» (12 Years a Slave) от режиссера Стива Маккуина, знаменитой кинокартины «Прислуга» (The Help) режиссера Тейта Тейлора и биографической драмы «Скрытые фигуры» (Hidden figures) Теодора Мелфи. В выбранных для исследования кинокартинах основная сюжетная линия построена на дискриминации лиц определенных расовых принадлежностей и лиц женского пола, характерной для политики Соединенных Штатов Америки в печально известный период рабовладельчества (XVII–XIX вв.) и исторической эпохи сегрегации (XIX–XX вв.). В ходе исследования использовались теоретические методы анализа и синтеза и эмпирические методы наблюдения и описания. В результате проведенного исследования была определена классификация дисфемистических лексических единиц с точки зрения речевых задач, интенций автора (дисфемизмы, имеющие акцент на отличный цвет кожи; дисфемизмы-сравнения с животными, растениями и неодушевленными предметами; дисфемизмы-обозначения социального статуса; дисфемизмы, выражающие дискриминацию по половому признаку), а также описана их роль и причина употребления в выбранных кинокартинах – демонстрация предвзятого, жестокого отношения к реципиентам и отражение социокультурной среды, которая охватывала общество США в исследуемый период времени.
Конструкции с повтором референта в предложениях с относительным местоимением который в переводе текста Мавро Орбини Il regno degli slavi
Аннотация
В статье рассматриваются языковые особенности перевода историографического сочинения, выполненного Саввой Рагузинским с итальянского языка в первой четверти XVIII века по заказу Петра I. Речь идет о книге Мавро Орбини Il regno degli slavi. В статье дан анализ употребления конструкции с местоимением который и повтором референта, что позволяет выявить степень влияния языка-оригинала на переводной текст, различные преобразования внутри конструкции или же постепенный отход от нее. Савва Рагузинский во время работы над переводом прибегает к использованию конструкции 40 раз, не всегда при этом опираясь на текст-оригинал и зачастую используя синонимы, что может свидетельствовать о ее последовательном разрушении. Подвергаются анализу два неполных (обрываются на 184-й странице опубликованного текста) рукописных перевода, датирующиеся 1714 годом и хранящиеся в настоящий момент в библиотеке РНБ в Санкт-Петербурге, опубликованный в 1722 текст «Книга историография початия имене, славы и разширения народа славянского…», а также оригинальный текст на итальянском языке. Актуальность темы исследования обусловлена значимым влиянием переводов с иностранных языков на становление языка нового типа. Именно в Петровскую эпоху появляются тексты, язык которых современные исследователи называют «простым», противопоставляя «высокому славенскому диалекту». В нем практически отсутствуют церковнославянские и устаревшие формы, слова и обороты. До сих пор общепринятого взгляда на языковую ситуацию первой четверти XVIII века не выработано, а многие печатные и рукописные памятники того времени не стали объектом исследования.
Интонация как ключ к восприятию публичного дискурса на английском языке
Аннотация
В исследовании рассматриваются дискурсивные функции интонации, выявляются проблемы и противоречия в их трактовках. Особое внимание уделяется таким вопросам, как многофункциональность ядерных тонов, постепенное понижение высоты голоса в высказываниях и перцептивная идентификация устных абзацев. Предпринята попытка рассмотрения данных вопросов в контексте публичных выступлений на английском языке в формате TED talks. Целью слухового анализа интонации устного публичного дискурса выступает проверка надежности интонационных сигналов для непосредственной обработки звучащей речи, а также возможности использования интонации как стратегии восприятия публичной речи. При проведении исследования применялись методы: описательный, слуховой и сравнительный, подкрепленные обработкой определенного объема количественных данных. Полученные результаты свидетельствуют о том, что интонационные сигналы проявляются наиболее эффективно на уровне интонационных групп и высказываний, однако не являются самодостаточными при идентификации абзацев. Выявлено, что ведущей функцией ядерных тонов в публичном дискурсе выступает информационное структурирование высказываний. Постепенное понижение высоты голоса, охватывающее в среднем три-четыре интонационные группы, оценивается аудиторами как один из основных факторов создания целостности и связности высказывания или его части. Множественные понижения в рамках одного высказывания встречаются редко и ассоциируются с определенными типами синтаксических отношений в распространенном предложении. Исследование вносит определенный вклад в лингвистическое описание интонации дискурса, а его результаты могут быть полезными в практике обучения английскому языку как иностранному и для совершенствования автоматического синтеза речи.
Рецензии
Рецензия: Западное Приуралье в свете образования Татарской и Башкирской республик 1917–1922 гг.: надежды и реалии: сборник документов и материалов / сост. Р.Ф. Масагутов, М.Х. Ибрагимов. Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2023. 256 с.
Аннотация
В публикации представлен анализ работы «Западное Приуралье в свете образования Татарской и Башкирской республик 1917–1922 гг.: надежды и реалии: сборник документов и материалов». Рецензент подчеркнул, что размещенные в сборнике документы и материалы, отражают цели, поставленные его составителями. Исторические материалы, входящие в сборник, довольно полно характеризуют процессы делимитации границ Татарской и Башкирской республик в 1917–1922 гг., а также показывают этапы борьбы политических групп этого времени. Авторы провели комплексную работу по поиску архивных материалов, их упорядочению и систематизации. Рецензируемая работа является существенным вкладом в развитие татарской историографии, позволяет расширить проблематику исследований по истории татарской государственности. Этот сборник будет интересен не только историкам, политологам, краеведам, но и юристам, занимающимся исследованиям путей развития татарской государственности.
О новом подходе в изучении лексической метонимии. Рецензия на монографию: Илюхина Н.А. Лексическая метонимия в лингвокогнитивном осмыслении. Самара: ООО «САМАРАМА», 2023. 172 с. ISBN 978-5-6050869-9-4
Аннотация
Настоящая рецензия посвящена монографии Н.А. Илюхиной «Лексическая метонимия в лингвокогнитивном осмыслении», в которой рассматриваются проблемы использования метонимической номинации объектов, процессов и лиц в различных денотативных и дискурсивных сферах. Актуальность затрагиваемых в работе Н.А. Илюхиной вопросов обусловлена важной ролью, которую играет ассоциативное мышление в процессе познания действительности, и сложностью реальных и ментальных связей между денотатами, которые становятся объектами метонимической номинации. В рецензии описываются вопросы, которые оказались в фокусе внимания автора, в частности типологизация лексической метонимии, субстантивная и глагольная метонимия, метонимический перенос определений, метонимия в разных денотативных и дискурсивных сферах. Проблема исследования заключается в сложности языковой репрезентации когнитивных механизмов метонимического переноса, в постижении мысленной связи между частью и целым, благодаря которой их названия могут заменять друг друга в языке и речи. В ходе исследования Н.А. Илюхиной был использован актуальный метод лингвокогнитивного анализа. В результате проведенного фундаментального исследования автор приходит к целому ряду важнейших выводов. Наиболее значимыми и интересными нам представляются выводы о единых когнитивных основаниях магистральных переносов в системе языка и речи; о связи вектора переноса со структурным типом многокомпонентного концепта, который содержит знание о соответствующем денотате, называемом или определяемом словом; о важнейшей роли когнитивного метонимического механизма в речевой деятельности и его широкой представленности в картине функционирования любых единиц; о «вездесущности», универсальности, многофункциональности и экспансии языковой метонимии, обусловленных ее когнитивным основаниями; о возможности использования метонимии в качестве основы для других тропов. Монография представляет значительный интерес для исследователей, занимающихся проблемами метонимии, когнитивной лингвистики, семасиологии, семантики дискурса.