Pedagogical talent of the professor T.I. Rudneva

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Имя Татьяны Ивановны Рудневой широко известно в педагогических кругах, к нему обращаются как к авторитету, на него ссылаются. Поэтому ее юбилей – не только личное дело. Есть повод посмотреть на современные проблемы образования с точки зрения вклада в него педагога, учителя, наставника.

Full Text

Имя Татьяны Ивановны Рудневой широко известно в педагогических кругах, к нему обращаются как к авторитету, на него ссылаются. Поэтому ее юбилей – не только личное дело. Есть повод посмотреть на современные проблемы образования с точки зрения вклада в него педагога, учителя, наставника.

Родившись 6 августа 1944 года в семье малограмотных родителей, она взяла главное – тягу к знаниям и человеческую порядочность, верность слову и преданность выбранному делу. Окончив школу в Куйбышеве в 1961 году, Т.И. Руднева поступила  в Куйбышевский государственный педагогический институт на историко-филологический факультет, по окончании которого была направлена в Молгачевскую восьмилетнюю школу Красноярского района Куйбышевской области учителем русского языка и литературы. Впоследствии ее педагогические и филологические способности проявились на должности организатора по внеклассной работе в школе № 27 Красноглинского района.

Интерес к научной работе, возникший еще в студенческие годы, вызвал потребность приобщать к ней своих учеников – участников научного кружка, а позже стать педагогом-исследователем в Куйбышевском государственном университете по окончании аспирантуры Ленинградского университета.

 

Научная школа и школа жизни

В 1970 году Т.И. Руднева была приглашена в только что созданный университет в Куйбышеве. Прощание со школой было нелегким: десять лет учебы в школе № 27, свои учителя, сложившийся профессиональный коллектив, любимые ученики и первая государственная награда – медаль «За доблестный труд». С желания приобщиться к большой науке, прикоснуться к истории развития высшего образования начинается ее университетская судьба, которая подарила встречу с настоящими учеными: доктором исторических наук, профессором Ленаром Васильевичем Храмковым, пригласившим ее, завуча школы, перейти в созданный в Куйбышеве университет; доктором психологических наук по педагогике, профессором, членом-корреспондентом Российской академии образования Ниной Васильевной Кузьминой, ставшей научным руководителем по кандидатской диссертации («Исследование деятельности деканов факультетов» – 1977 год); доктором педагогических наук, профессором Борисом Тимофеевичем Лихачевым, научным консультантом по докторской диссертации («Формирование основ педагогического профессионализма у студентов университета» – 1996 год).

Более полувековой путь пройден в Куйбышевском (Самарском) университете: от лаборанта кафедры до начальника учебной части и преподавателя секции педагогики и психологии. Постепенно придет осознание важности развития в университете педагогического образования: появлялись новые типы образовательных учреждений (лицеи, колледжи), для которых потребовались учителя нового типа – исследователи с университетской подготовкой к решению перестроечных задач в образовательном пространстве региона. Университет взял на себя эту ответственность, обозначив одну из значимых его миссий в «Концепции развития Самарского государственного университета как центра науки, образования и культуры Самарского региона». Параллельно с классическими образовательными программами студенты получали квалификацию «учитель», а аспиранты – «преподаватель высшей школы».

После зашиты трех докторских диссертаций на кафедре педагогики и психологии университета (Н.М. Магомедов, Т.И. Руднева, М.Д. Горячев) была открыта аспирантура по педагогическим наукам. Неизменным заместителем главного редактора в разделе «Педагогика» журнала «Вестник Самарского государственного университета» (сегодня – «Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология») более 25 лет является профессор Т.И. Руднева. Молодые исследователи печатают в этом разделе результаты своих научных трудов. Педагогика становится значимой наукой и для педагогической практики: выходят первые монографии, сборники научных статей по актуальным вопросам российского образования.

Большая часть научной жизни профессора Т.И. Рудневой посвящена созданному в Самарском государственном университете в 1997 году диссертационному совету, председателем которого она была более двадцати лет. Совет стал кузницей научных кадров, специалистов в области профессионального образования. В совете было защищено 125 диссертаций (115 кандидатских и 10 докторских). Под научным руководством профессора Т.И. Рудневой защищено 57 кандидатских и 7 докторских диссертаций. Ответственность за результаты научного поиска, их внедрение в педагогическую практику – ее характерная черта.

Основатель научной школы теории и методики профессионального образования

Профессором Т.И. Рудневой создана уникальная научная школа исследователей актуальных проблем профессионального образования «Педагогические инновации в развитии системы обеспечения качества подготовки специалистов», представители которой известны своими научными трудами и внедрением результатов научного поиска в различных научно-образовательных учреждениях Самары, Саратова, Москвы, Санкт-Петербурга.

В 2003 году она создает кафедру теории и методики профессионального образования как научный центр изучения специфики и особенностей деятельности в различных профессиональных сферах, задающих требования к личности успешного специалиста. Многочисленные публикации преподавателей кафедры (научные статьи, учебные пособия, монографии) содержат теоретические положения, расширяющие базис педагогической науки, а также методические рекомендации по выбору средств решения инновационных задач современного образования. В них акцентируется внимание на значимых региональных аспектах. В разработке моделей успешной профессиональной деятельности специалистов различных направлений принимают участие исследователи – ученики и коллеги профессора Т.И. Рудневой, работающие в Самарском университете и защитившие ся в диссертационном совете. На кафедре проводятся методологические семинары, посещаемые молодыми исследователями из вузов Самары, Тольятти, Сызрани.

Оценивая значимость внедрения результатов педагогических исследований в образование, более десяти лет профессор Т.И. Руднева проводит Всероссийскую научно-методическую конференцию с международным участием (Казахстан, Белоруссия, Канада, Израиль), а доклады участников публикуются в сборниках научных материалов.

Как общественный деятель, заслуженный деятель науки РФ, профессор, Т.И. Руднева является инициатором и организатором инновационных проектов во благо Самары: «Возрождение», «Русская школа», «Педагог XXI века», «Дополнительное образование». Ответом за запросы времени и региона стало открытие факультета дошкольной педагогики и психологии при Самарском филиале Московского городского педагогического университета, готовившего воспитателей детских садов и методистов дошкольного воспитания.

Научная жизнь профессора Т.И. Рудневой представляется публикациями более 300 статей, многочисленными монографиями, учебными пособиями. Ценными в научном отношении являются эти труды и исследования ее учеников, в которых результатами опытно-экспериментальной работы вносится значительный вклад в развитие педагогической науки: доказана обусловленность профессионально значимой характеристики выпускника вуза спецификой и особенностями будущей деятельности в профессиональной среде; разработан алгоритм определения структуры этой характеристики и отбора показателей для измерения уровня их развития; спроектирована модель успешной профессиональной деятельности.

Научные достижения профессора Т.И. Рудневой получили официальное признание: заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор; почетный работник высшего профессионального образования РФ; основатель научной школы; действительный член Международной педагогической академии; обладатель высокой награды – медали К.Д. Ушинского за заслуги в области педагогических наук и медали «За верность традициям отечественного образования».

А еще Татьяна Ивановна просто замечательный человек, награжденный многими талантами: почитает поэзию, пишет стихи, но главный ее талант – педагогический, она умеет строить добрые отношения с людьми, способна заметить одаренность и помочь ей развиться.

С юбилеем, глубокоуважаемая Татьяна Ивановна, коллега, Педагог, Учитель, Наставник!

×

About the authors

I. D. Lelchitsky

Tula State University

Email: murzinova.tatjana@yandex.ru

academician of the Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogical Sciences, professor, Director of the Institute of Pedagogical Education

Russian Federation, 92, Lenin Avenue, Tula, 300012, Russian Federation

V. P. Bezdukhov

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: murzinova.tatjana@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2777-2310

corresponding member of the Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogical Sciences, professor

Russian Federation, 65/67, M. Gorky Street, Samara, 443099, Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Lelchitsky I.D., Bezdukhov V.P.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies