Педагогический талант профессора Т.И. Рудневой
- Авторы: Лельчицкий И.Д.1, Бездухов В.П.2
-
Учреждения:
- Тульский государственный университет
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 30, № 3 (2024)
- Страницы: 8-10
- Раздел: Персоналии
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/27883
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2024-30-3-8-10
- ID: 27883
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Имя Татьяны Ивановны Рудневой широко известно в педагогических кругах, к нему обращаются как к авторитету, на него ссылаются. Поэтому ее юбилей – не только личное дело. Есть повод посмотреть на современные проблемы образования с точки зрения вклада в него педагога, учителя, наставника.
Полный текст
Имя Татьяны Ивановны Рудневой широко известно в педагогических кругах, к нему обращаются как к авторитету, на него ссылаются. Поэтому ее юбилей – не только личное дело. Есть повод посмотреть на современные проблемы образования с точки зрения вклада в него педагога, учителя, наставника.
Родившись 6 августа 1944 года в семье малограмотных родителей, она взяла главное – тягу к знаниям и человеческую порядочность, верность слову и преданность выбранному делу. Окончив школу в Куйбышеве в 1961 году, Т.И. Руднева поступила в Куйбышевский государственный педагогический институт на историко-филологический факультет, по окончании которого была направлена в Молгачевскую восьмилетнюю школу Красноярского района Куйбышевской области учителем русского языка и литературы. Впоследствии ее педагогические и филологические способности проявились на должности организатора по внеклассной работе в школе № 27 Красноглинского района.
Интерес к научной работе, возникший еще в студенческие годы, вызвал потребность приобщать к ней своих учеников – участников научного кружка, а позже стать педагогом-исследователем в Куйбышевском государственном университете по окончании аспирантуры Ленинградского университета.
Научная школа и школа жизни
В 1970 году Т.И. Руднева была приглашена в только что созданный университет в Куйбышеве. Прощание со школой было нелегким: десять лет учебы в школе № 27, свои учителя, сложившийся профессиональный коллектив, любимые ученики и первая государственная награда – медаль «За доблестный труд». С желания приобщиться к большой науке, прикоснуться к истории развития высшего образования начинается ее университетская судьба, которая подарила встречу с настоящими учеными: доктором исторических наук, профессором Ленаром Васильевичем Храмковым, пригласившим ее, завуча школы, перейти в созданный в Куйбышеве университет; доктором психологических наук по педагогике, профессором, членом-корреспондентом Российской академии образования Ниной Васильевной Кузьминой, ставшей научным руководителем по кандидатской диссертации («Исследование деятельности деканов факультетов» – 1977 год); доктором педагогических наук, профессором Борисом Тимофеевичем Лихачевым, научным консультантом по докторской диссертации («Формирование основ педагогического профессионализма у студентов университета» – 1996 год).
Более полувековой путь пройден в Куйбышевском (Самарском) университете: от лаборанта кафедры до начальника учебной части и преподавателя секции педагогики и психологии. Постепенно придет осознание важности развития в университете педагогического образования: появлялись новые типы образовательных учреждений (лицеи, колледжи), для которых потребовались учителя нового типа – исследователи с университетской подготовкой к решению перестроечных задач в образовательном пространстве региона. Университет взял на себя эту ответственность, обозначив одну из значимых его миссий в «Концепции развития Самарского государственного университета как центра науки, образования и культуры Самарского региона». Параллельно с классическими образовательными программами студенты получали квалификацию «учитель», а аспиранты – «преподаватель высшей школы».
После зашиты трех докторских диссертаций на кафедре педагогики и психологии университета (Н.М. Магомедов, Т.И. Руднева, М.Д. Горячев) была открыта аспирантура по педагогическим наукам. Неизменным заместителем главного редактора в разделе «Педагогика» журнала «Вестник Самарского государственного университета» (сегодня – «Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология») более 25 лет является профессор Т.И. Руднева. Молодые исследователи печатают в этом разделе результаты своих научных трудов. Педагогика становится значимой наукой и для педагогической практики: выходят первые монографии, сборники научных статей по актуальным вопросам российского образования.
Большая часть научной жизни профессора Т.И. Рудневой посвящена созданному в Самарском государственном университете в 1997 году диссертационному совету, председателем которого она была более двадцати лет. Совет стал кузницей научных кадров, специалистов в области профессионального образования. В совете было защищено 125 диссертаций (115 кандидатских и 10 докторских). Под научным руководством профессора Т.И. Рудневой защищено 57 кандидатских и 7 докторских диссертаций. Ответственность за результаты научного поиска, их внедрение в педагогическую практику – ее характерная черта.
Основатель научной школы теории и методики профессионального образования
Профессором Т.И. Рудневой создана уникальная научная школа исследователей актуальных проблем профессионального образования «Педагогические инновации в развитии системы обеспечения качества подготовки специалистов», представители которой известны своими научными трудами и внедрением результатов научного поиска в различных научно-образовательных учреждениях Самары, Саратова, Москвы, Санкт-Петербурга.
В 2003 году она создает кафедру теории и методики профессионального образования как научный центр изучения специфики и особенностей деятельности в различных профессиональных сферах, задающих требования к личности успешного специалиста. Многочисленные публикации преподавателей кафедры (научные статьи, учебные пособия, монографии) содержат теоретические положения, расширяющие базис педагогической науки, а также методические рекомендации по выбору средств решения инновационных задач современного образования. В них акцентируется внимание на значимых региональных аспектах. В разработке моделей успешной профессиональной деятельности специалистов различных направлений принимают участие исследователи – ученики и коллеги профессора Т.И. Рудневой, работающие в Самарском университете и защитившие ся в диссертационном совете. На кафедре проводятся методологические семинары, посещаемые молодыми исследователями из вузов Самары, Тольятти, Сызрани.
Оценивая значимость внедрения результатов педагогических исследований в образование, более десяти лет профессор Т.И. Руднева проводит Всероссийскую научно-методическую конференцию с международным участием (Казахстан, Белоруссия, Канада, Израиль), а доклады участников публикуются в сборниках научных материалов.
Как общественный деятель, заслуженный деятель науки РФ, профессор, Т.И. Руднева является инициатором и организатором инновационных проектов во благо Самары: «Возрождение», «Русская школа», «Педагог XXI века», «Дополнительное образование». Ответом за запросы времени и региона стало открытие факультета дошкольной педагогики и психологии при Самарском филиале Московского городского педагогического университета, готовившего воспитателей детских садов и методистов дошкольного воспитания.
Научная жизнь профессора Т.И. Рудневой представляется публикациями более 300 статей, многочисленными монографиями, учебными пособиями. Ценными в научном отношении являются эти труды и исследования ее учеников, в которых результатами опытно-экспериментальной работы вносится значительный вклад в развитие педагогической науки: доказана обусловленность профессионально значимой характеристики выпускника вуза спецификой и особенностями будущей деятельности в профессиональной среде; разработан алгоритм определения структуры этой характеристики и отбора показателей для измерения уровня их развития; спроектирована модель успешной профессиональной деятельности.
Научные достижения профессора Т.И. Рудневой получили официальное признание: заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор; почетный работник высшего профессионального образования РФ; основатель научной школы; действительный член Международной педагогической академии; обладатель высокой награды – медали К.Д. Ушинского за заслуги в области педагогических наук и медали «За верность традициям отечественного образования».
А еще Татьяна Ивановна просто замечательный человек, награжденный многими талантами: почитает поэзию, пишет стихи, но главный ее талант – педагогический, она умеет строить добрые отношения с людьми, способна заметить одаренность и помочь ей развиться.
С юбилеем, глубокоуважаемая Татьяна Ивановна, коллега, Педагог, Учитель, Наставник!
Об авторах
И. Д. Лельчицкий
Тульский государственный университет
Email: murzinova.tatjana@yandex.ru
академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, директор института педагогического образования
Россия, 300012, Российская Федерация, г. Тула, пр. Ленина, д. 92.В. П. Бездухов
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: murzinova.tatjana@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2777-2310
член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор
Россия, 443099, Российская Федерация, г Самара, ул. М. Горького, 65/67