Том 21, № 4 (2015)
- Год: 2015
- Статей: 15
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/issue/view/166
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ГНЕЗДА С ЭТИМОЛОГИЧЕСКИМ КОРНЕМ *sьrd- В ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация
В статье рассматриваются результаты диахронического анализа словообразовательного гнезда с этимологическим корнем *sьrd-, наиболее продуктивные словообразовательные способы и средства, устанавливаются отношения словообразовательной синонимии и омонимии, а также определяются направления изменения словообразовательных отношений.
Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2015;21(4):9-15
9-15
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКСИКИ ПРИРОДЫ В САМАРСКИХ ГОВОРАХ
Аннотация
В статье представлены результаты комплексного изучения лексики природы в русских народных говорах Самарской области. Материалом для наблюдений послужили лексические материалы диалектологических экспедиций. В самарских говорах наименования объектов растительного мира составляют несколько микрогрупп с развитой дифференциацией диалектных наименований. Сравнительный анализ лексических микрогрупп позволил констатировать, что на территории Самарской области преобладающими оказались собственно-лексические диалектные наименования. Многочисленными также являются лексико-словообразовательные диалектные модификации общерусских слов. В целом ряде случаев лексика флоры представлена однословными и составными наименованиями, с преобладанием однословных номинативных единиц. Среди диалектных лексем выделяется ряд наименований объектов растительного мира, не отмеченных ранее в региональных словарях. В целом, как на любой территории, характер репрезентации диалектной лексики флоры в самарских говорах напрямую связан с природно-климатическими условиями.
Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2015;21(4):16-22
16-22
МЕТОНИМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АСПЕКТЕ ЕЕ ИНТЕНСИВНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ)
Аннотация
В статье рассматривается система глаголов с метонимиче-ски производным значением интенсивности трудовой деятельности. Материалом для исследования послужила выборка глаголов из «Современного толкового словаря русского языка» Т.Ф. Ефремовой и «Большого словаря русской разговорной экспрессивной речи» В.В. Химика; особенности семантики глаголов исследовались на материале иллюстраций словарей, данных Национального корпуса русского языка, интернет-общения. Выявляются механизмы формирования семы интенсивности в структуре лексического значения глаголов и анализируются особенности их семантики.
Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2015;21(4):23-29
23-29
МЕЖДОМЕТИЯ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ДИСКУРСЕ: НА МАТЕРИАЛЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ Dellar H., Walkley A. «OUTCOMES», UK: Heinle, Cengage Learning EMEA, 2010
Аннотация
В статье рассматриваются междометия в образовательном дискурсе. Проводится анализ упражнений англоязычного учебного пособия «OUTCOMES intermediate», ориентированных на развитие основных видов речевой деятельности в условиях учебной коммуникации.
Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2015;21(4):30-37
30-37
РЕГИСТРЫ, ЖАНРЫ И ДИСЦИПЛИНЫ В СОСТАВЕ ПРЕДМЕТНОГО ДИСКУРСА
Аннотация
Статья посвящена проблеме исследования предметного дискурса как социальной и профессиональной практики в русле когнитивно-корпусной парадигмы. В центре внимания находятся регистры и жанры дисциплинарного дискурса, различие между которыми прослеживается в соответствии с коммуникативными намерениями, структурой научного знания и составом языковых средств. Отражение в лингвистических особенностях предметного дискурса социальных изменений и потребностей общества обусловило расширение концепции «языка для специальных целей» (LSP) в направлении междисциплинарного подхода.
Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2015;21(4):38-45
38-45
ЛЕКСИКОГРАФИЯ И ПЕРЕВОД: МНОГОЗНАЧНЫЕ И РАЗНОПЕРЕВОДНЫЕ ТЕРМИНЫ
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме перевода англоязычных полисемантических терминов. Автор показывает, что зачастую терминологические словари регистрируют все значения слова: и терминологические, и нетерминологические. Авторы словарей также нередко порождают «ложную полисемию» тем, что включают в одну словарную статью термины-омонимы из других отраслей знания и, следовательно, из других терминологических систем. В целях оптимизации процесса перевода авторам-составителям терминологических словарей было бы целесообразно определять рамки семантических полей и не выходить за их пределы, включая в профессиональные терминологические словари только специальные термины данной области знания.
Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2015;21(4):46-51
46-51
ONLINE-КУРСЫ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА: ПОПЫТКА ДИСКУРСИВНОГО АНАЛИЗА
Аннотация
Настоящая статья представляет собой попытку дискурсивного анализа относительно нового языкового феномена – online-курсов немецкого языка. Исследованию подверглись особенности online-курсов в целом и отдельных возникших в этой сфере типов текста: сообщения-приветствия, сообщения-напоминания, сообщения-отклика (Feedback) и др.
Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2015;21(4):52-57
52-57
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕВОДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА БАЗЕ УЧЕБНОГО КУРСА ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВОДА С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕЗАУРУСНОЙ МЕТОДИКИ
Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности тезаурусной методики формирования профессиональной компетентности у студентов-лингвистов – будущих переводчиков в сфере специальной технической коммуникации в области автомобилестроения. Подготовка студентов в области технического перевода осуществляется на базе учебно-методического комплекса, который включает специальное учебное пособие и обучающий французско-русский автомобильный тезаурус.
Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2015;21(4):58-65
58-65
Наименования лица по его отношению к противоположному полу среди лексико-семантической группы существительных со значением лица
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению наименований лица по его отношению к противоположному полу как самостоятельной лексико-семантической группы, рассмотрены известные классификации семантических групп существительных. Выявляются состав и многоуровневая структура лексико-семантической группы, организуемая дифференциальными семами.
Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2015;21(4):66-72
66-72
ПОЭМА-ДИАЛОГ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «БОРОДИНО» КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И РЕЧЕВОЙ ЖАНР
Аннотация
В статье рассматриваются жанровая природа и речевая организация поэмы М.Ю. Лермонтова «Бородино». Предлагается трактовка данного произведения как поэмы-диалога и обосновывается ее жанровая и речевая специфика.
Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2015;21(4):73-78
73-78
КОМПЛЕКСНАЯ СЕМАНТИКА ТЕМПОРАЛЬНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Аннотация
В статье рассматривается семантический потенциал существительных, именующих отрезки времени. С выделением векторов метонимических сдвигов связана проблема трактовки комплексного («диффузного») значения темпоральных существительных, возникшего в результате переноса. Комплексная семантика темпоральных существительных выступает как результат синкретического восприятия времени во внеязыковой реальности.
Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2015;21(4):79-84
79-84
ТЕМАТИКА СТАТЕЙ ЖАНРА «FEATURES» В БРИТАНСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ ПРЕССЕ
Аннотация
Тексты жанра «features» представляют собой достаточно большой и разнообразный вид медиаматериалов, характеризующийся определенной тематической привязанностью. В ходе работы освещаются тематические предпочтения авторов изданий британской и американской прессы, что позволяет дать более полное представление о специфике текстов данного жанра, а также рассмотреть материал в социокультурном плане.
Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2015;21(4):85-91
85-91
МОТИВ БЕГСТВА В ЮЖНЫХ ПОЭМАХ А.С. ПУШКИНА (ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГЕРОЯ С «ЗАМКНУТЫМ ПРОСТРАНСТВОМ»)
Аннотация
В статье рассматривается реализация мотива бегства в южных поэмах А.С. Пушкина, выявляется устойчивая и вариативная структура бегства, доказывается, что своеобразие каждой из поэм заключается не только в различии содержания структурных элементов бегства, но и в их комбинациях, которые, с одной стороны, составляют особую, неповторимую композицию каждой поэмы, с другой – выводят повествование на уровень метасюжетного обобщения. Бегство оценивается как результат столкновения героя с «замкнутым пространством», ограничивающим его физическую, социальную, нравственную и духовную свободу.
Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2015;21(4):92-98
92-98
Жанровые эксперименты Чехова в рамках рассказа
Аннотация
В статье исследуется жанровая составляющая рассказов А.П. Чехова, доказывается, что писатель намеренно использует гибкий, синкретичный, лаконичный жанр, способный при старой форме включать новое содержание. Этим «новым» станет анекдот, наращивающий популярность в конце XIX – начале XX века. Выявляются некоторые отличительные черты анекдота как жанра на историческом фоне и на базе ранних рассказов Чехова.
Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2015;21(4):99-104
99-104
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ: К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ, ГРАНИЦАХ И СУЩНОСТИ ЯВЛЕНИЯ
Аннотация
В статье исследуются некоторые краеугольные вопросы истории и теории русского литературного экспрессионизма. Отмечается взаимодействие западного и русского экспрессионизма в литературе и культуре первых десятилетий ХХ века. Среди особенностей русского экспрессионизма выделяются сочетание противоположностей, размытость границ явления, обращенность к крайним состояниям и использование традиционных художественных приемов в новом, нетрадиционном смысле.
Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2015;21(4):105-110
105-110