Том 26, № 4 (2020)
Армянская диаспора России: современные подходы к изучению
Аннотация
Целью обзора является характеристика общетеоретических подходов к изучению диаспор в современной науке и историографический анализ изучения армянской диаспоры России. Исследование базируется на массиве историографических источников: монографий, коллективных трудов, научных статей, диссертаций, посвященных феномену диаспор в современном мире. Подчеркивается актуальность изучения диаспор в условиях глобализации, массовых миграций, формирования новых этнических общин и полемики вокруг политики мультикультурализма. В настоящее время изучение диаспор осуществляется в русле истории и философии, социологии и политологии, этнологии и культурологии, демографии и экономики, что обусловливает разнообразие методологических подходов к феномену диаспоры. В качестве определяющих признаков диаспоры представители разных гуманитарных наук выделяют устойчивую этническую (ностальгическую) идентичность и коллективную память, наличие самоорганизации и развитой сети внутригрупповых коммуникаций, особый стиль жизненного поведения и стратегий выживания в принимающем социуме. Эти теоретические подходы находят применение в изучении армянской диаспоры России, которая, являясь частью мировой армянской диаспоры, обладает уникальными социокультурными характеристиками. Армянская диаспора России широко изучается как в масштабе страны, так и на региональном уровне, однако большинство исследований охватывает лишь южные регионы и столицу Российской Федерации. Актуальной научной задачей является создание комплексной истории армянской диаспоры Среднего Поволжья. В заключительной части обзора очерчены возможные перспективы дальнейшего изучения армянской диаспоры России и отдельных регионов, которое может осуществляться на основе применения междисциплинарного подхода.
Становление и развитие образовательной системы Оренбургского края в XVIII–XIX вв.
Аннотация
В статье автор представил анализ становления и развития образовательной системы Оренбургского края с момента учреждения Оренбургской губернии и вплоть до вступления Российской империи в период революционных потрясений начала XX века. Выделил основные этапы этого процесса: появление первых образовательных учреждений в условиях формирования Оренбургского края как нового административного пространства Российской империи (1730-е – 1770-е гг.); развитие образовательной системы Оренбургского края в условиях стабилизации фронтирной зоны и систематизации государственной образовательной политики (конец XVIII – середина XIX в.); развитие образовательной системы в условиях пореформенной модернизации (вторая половина XIX – начало XX в.). Вскрыл ключевые причины изменения образовательной системы, связанные со специфическими нуждами региона и изменениями в государственной политике в сфере образования. Сделал вывод, что в исследуемый период образовательная система Оренбургского края одновременно решала две ключевые задачи – обеспечение региона образованными кадрами и формирование лояльного слоя «инородческой» (национальной) интеллигенции. Исследование основано как на архивных (из фондов Государственного архива Оренбургской области), так и на опубликованных исторических источниках.
Образ Самарского Поволжья второй половины XIX – начала XX в. (по материалам путеводителей и путевых заметок)
Аннотация
В статье рассматривается проблема образа Самары и Самарского края второй половины XIX – начала XX в., «лица» Самары той эпохи, бренды города и губернии. Автор показывает аспекты сторон образа Самарского Поволжья, которые отражались и транслировались российской читающей публике на страницах путеводителей и очерков тех времен, но еще не были освещены историками и краеведами. Раскрытие этих вопросов позволит судить, какие образы прошлого Самарского Поволжья существовали в российском общественном сознании пореформенного периода, какие новые бренды региона появились к началу XX века. В ходе проведенного исследования автор выявила, что, во-первых, образы прошлого края связаны преимущественно с волжской вольницей и именами знаменитых казацких атаманов; во-вторых, значительная часть «брендов» Самарского Поволжья появилась уже во второй половине XIX – начале XX в.: кумысолечение, крупные хлебные пристани и т. д. В связи с этим автор высказывает предположение, что Самарское Поволжье в пореформенную эпоху только обретало свое место на «ментальной карте» российского общества.
Динамика вовлеченности арабских стран в решение палестинского вопроса (1967–2002 гг.)
Аннотация
Статья посвящена изучению подхода арабских стран в разрешении палестино-израильского вопроса. Целью исследования является установление причин и следствий изменения вовлеченности арабских государств в мирный процесс с 1967 по 2002 год. Для достижения цели автор ставит перед собой задачу, используя метод исторического анализа, рассмотреть такие ключевые события, как заключение мирных соглашений между Израилем и Египтом, проведение конференции в Мадриде, процесс Осло, заключение мирных соглашений между Израилем и Иорданией, а также выдвижение Арабской мирной инициативы. Автор выделяет различные этапы в эволюции позиции арабских стран по палестинской проблеме – от абсолютного непризнания Израиля до нормализации отношений с ним. В результате проведенного анализа установлено, что уровень вовлеченности стран арабского лагеря в палестино-израильское урегулирование снижается, в общемировом контексте причинами этих изменений можно считать распад СССР, который предопределил необходимость арабским странам искать новый источник поддержки в лице США. Среди других причин такие, как: приоритезация арабскими государствами экономического фактора и вопросов безопасности, недостаток ресурсов для отстаивания своей позиции по Палестине, разрушение единой арабской международной позиции и падение популярности концепции панарабизма как такового. Делается общий вывод, что палестино-израильский конфликт перестает быть камнем преткновения для разрешения более крупного арабо-израильского конфликта, а, напротив, становится в нем разменной монетой. Таким образом, можно предположить, что даже при возобновлении мирного процесса участие арабских стран в нем будет достаточно формальным. Вероятно, это приведет к тому, что конфликт продолжит развиваться стихийно, с отдельными все более незначительными вспышками палестинского сопротивления, пока постепенно не завершится окончательной и бесповоротной израильской оккупацией спорных земель, и все это на фоне постепенного сближения государства Израиль с соседними странами Ближневосточного региона.
Коммуникативный компонент профессиональной компетентности музыканта-исполнителя
Аннотация
На современном этапе музыкально-исполнительская деятельность требует переосмысления ключевых понятий и выявления ее нового содержания. В статье автор анализирует современное профессиональное обучение музыканта-исполнителя в вузе. Особое внимание отводит значению интерпретации в современной музыкально-исполнительской деятельности. Многолетняя практика концертного исполнительства создает значительное количество исполнительских интерпретаций. Музыкант-исполнитель обязан не просто знакомиться и пытаться интерпретировать текст композитора, но и стараться осознать это ценностное содержание. Автор предложила понимание интерпретации как переосмысления содержания произведения, основывающегося на личностных творческих убеждениях исполнителя, подразумевающего наличие осмысления иного опыта. Данная тема дополняется также рассмотрением акта совместной деятельности участников исполнения, в ходе которого вырабатывается общий взгляд на идеи и образы музыкального произведения, в результате чего происходят преобразования сознания аудитории. Это требует наличия коммуникативной компетентности. Таким образом, музыкант-исполнитель сочетает в себе и коммуникативные, и интерпретационные способности. Автор рассматривает также структуру профессиональной компетентности музыканта-исполнителя с учетом специфики профессиональной деятельности и на основе компетентностного подхода. Анализирует существующие подходы к определению сути понятия «компетентность». Структура профессиональной компетентности интегрирует музыкально-исполнительскую, интерпретационную, коммуникативную, педагогическую, организационно-управленческую компетентности. Коммуникативная компетентность рассматривается автором как профессионально значимое личностное свойство будущего музыканта-исполнителя в ходе профессиональной подготовки в вузе.
Проектирование воспитательного пространства вуза
Аннотация
Актуальность проблемы воспитания молодежи в современных условиях обусловлена изменениями в социальной среде. Педагогический процесс в вузе в настоящее время ориентирован на развитие личности, что предполагает индивидуальный подход к каждому студенту с учетом его потребностей, стремлений, желаний, способностей. В статье автор описывает основные параметры традиционной системы воспитания, которая в существующих условиях модернизации образования требует изменений. Модернизация системы образования ведет к изменениям в воспитательной деятельности педагогов. Доминантой воспитания, позволяющего студентам реализоваться на всех ступенях их личностного развития, является формирование личной успешности воспитанников в социуме. Меняется роль педагога, осуществляющего воспитательный процесс: стимулирование самостоятельности и творчества, ориентация на инициативу и ответственность. Педагогические технологии проектирования воспитательного пространства, в основе которого лежит воспитательное событие, способствуют решению воспитательных задач. Актуальным является применение современных педагогических технологий при проектировании воспитательного пространства вуза
Подготовка аспирантов – будущих преподавателей к педагогической деятельности
Аннотация
В статье автор анализирует направленность современного педагогического образования на развитие педагога-профессионала, способного к актуализации личностно-творческого потенциала. Применяет методы: анализ и синтез тематической научной информации, результатов исследований специалистов в рассматриваемой области; обобщение и систематизацию фактов и положений; педагогическое наблюдение. Обосновывает основные условия профессионального становления аспиранта – будущего педагога: развитие профессионального самосознания, формирование фрустрационной толерантности, коммуникативной компетентности, развитие личностно-профессиональных компетенций. Представляет опыт внедрения практико-ориентированной системы обучения, обеспечивающей формирование педагогической направленности, развитие профессионального педагогического мышления, социально-перцептивных и коммуникативных умений аспирантов – будущих преподавателей. Доказывает необходимость ценностно-смысловой направленности профессиональной подготовки в психолого-педагогическом образовании, инициирующей процессы смыслопоиска и смыслостроительства в педагогической деятельности. Описывает формы и методы обучения, способствующие развитию личностно-профессиональных компетенций: педагогическую мастерскую, арт-терапевтическую мастерскую, коммуникативный тренинг; конфликт-метод, анализ педагогических ситуаций, анализ художественно-педагогических произведений, освоение техник активного слушания, позитивного переформулирования, техник снижения эмоционального напряжения. Осознание аспирантом – будущим преподавателем своих потенциальных возможностей, перспектив личностного и профессионального роста побуждает его к постоянному экспериментированию в ходе профессиональной деятельности, осуществлению поиска, творчества и возможности выбора. Чем раньше начнется направленное личностное и профессиональное развитие педагога, тем в большей степени можно прогнозировать его психологическое благополучие и личностный рост
Готовность преподавателя к взаимодействию с одаренными обучающимися
Аннотация
В статье авторами рассматривается проблема готовности преподавателя к взаимодействию с одаренными обучающимися в процессе их непрерывного развития. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые перспективные цели. В этих условиях поддержка и развитие одаренных обучающихся становятся одной из приоритетных задач системы образования. Актуальность статьи обусловлена тем, что переход общего и профессионального образования к новой образовательной парадигме, вызванный преобразованиями российского общества, сопровождается усилением внимания к одаренным обучающимся и, как следствие, подготовкой преподавателя всех уровней системы образования к взаимодействию с обучающимися, интеллектуальный и творческий потенциал которых рассматривается в качестве основного капитала государства. В статье авторы представляют результаты контент-анализа научных работ в области развития одаренных обучающихся, а также нормативных и правовых актов Российской Федерации в сфере образования. Вводят понятие «педагогический менеджмент» (комплекс подходов, принципов, методов, организационных форм и технологических и методических приемов обучения, направленных на повышение качества и результативности непрерывного развития одаренных обучающихся, который состоит из этапов: выявления, диагностики, обучения, развития, сопровождения и поддержки). В результате исследования авторы, основываясь на принципе идентификации видов деятельности преподавателя на основных эпапах педагогического менеджмента, предложили компонентную структуру готовности преподавателя к взаимодействию с одаренными обучающимися, интегрирующую мотивационно-ценностный, когнитивно-методический, нормативно-организационный, рефлексивно-оценочный и коммуникативно-тьюторский компоненты
Организация сотрудничества театра со школами (исторический аспект)
Аннотация
В статье автор рассмотрел исторический организационно-методический опыт сотрудничества Ленинградского ТЮЗа со школами города в конце 1950-х годов. Период характеризуется окончанием руководства театром А.А. Брянцевым и перестройкой школы в 1958 году. Цель исследования: выявление организационно-педагогических условий сотрудничества школы и театра в обозначенный период. Решались задачи раскрытия педагогического опыта ТЮЗа, роли и значимости театральных педагогов и школьных учителей в организации сотрудничества. Комплекс историко-педагогических методов (историко-генетический метод, хронологический, ретроспективный), а также сравнительно-сопоставительный, биографический методы позволили рассмотреть историческую практику сотрудничества школы и театра в ее развитии, последовательности и закономерности. Благодаря принципу историзма и методам исследования возможен анализ исторической эпохи и событий с точки зрения их особенностей и возможностей для участников педагогической деятельности. В результате исследования автор выявил, что акцент совместной деятельности школы и театра сделан на усвоении школьниками морально-этической составляющей спектакля. Рассмотрел опыт и профессиональные обязанности педагогов Ленинградского ТЮЗа, описал качества, на формирование которых направлялась воспитательная работа школы, а также роль театра в решении данной задачи
Использование симулятивных игр в обучении письму для исследовательских целей
Аннотация
В статье автор рассматривает проблему преподавания курса академического письма для исследовательских целей на примере обучения студентов по двойной русско-американской программе бакалавриата, осуществляемой Байкальской международной бизнес-школой и Мерилендским университетом. Так как обучение по американской программе проводится дистанционно, курсы по письму обязательны. Являясь финальной дисциплиной при обучении письму, академическое письмо для исследовательских целей представляет наибольшую трудность как для студентов, так и для преподавателя, что заставляет искать новые методики обучения для улучшения качества преподавания, а также повышения мотивации студентов. В статье описывается опыт проведения экспериментального мини-исследования, состоящего во внедрении симулятивных игр в процесс обучения письму для того, чтобы разнообразить практические задания и сделать устные занятия более интерактивными и увлекательными. С помощью методов наблюдения, анкетирования и интервью среди студентов сравнивается ситуация до и после использования симулятивных упражнений. В результате мини-исследования автор приходит к выводу, что симулятивные игры, помимо других преимуществ, могут быть успешно использованы при обучении письму и значительно повышают мотивацию и вовлеченность студентов в учебный процесс, что создает позитивную атмосферу во время занятий. Кроме того, работа в паре или группе при выполнении заданий данного типа снимает трудность, тем самым помогая лучше воспринимать учебный материал, а практическая направленность симулятивного обучения позволяет в игровой форме развивать необходимые навыки и компетенции. Для эксперимента автором разработаны симулятивные задания, которые приводятся в приложениях.
Реализация программы валеологической службы «Центр здорового развития ребенка» в школе
Аннотация
Статья посвящена актуальной педагогической проблеме – созданию в образовательных учреждениях новых валеологических направлений и служб в организации и содержании образования. Создание и становление валеологической службы в образовательных учреждениях значительно расширяет возможности непрерывного образования валеопедагогики. Современная система образования нуждается в квалифицированных специалистах, подготовленных к работе в валеологической службе, которая может подразделяться на медицинскую, психологическую, образовательную и социальную. Содержание деятельности валеологической службы может включать профилактическую, коррекционную, диагностическую, учебно-воспитательную, координационную, опытно-экспериментальную, научно-методическую, информационно-просветительскую работу. Современное образовательное учреждение обязано помочь каждому ребенку в сохранении и формировании здоровья – это приоритетная и актуальная проблема педагогики. Решить ее поможет предлагаемая программа валеологической службы «Центр здорового развития ребенка», экспериментально созданная и внедренная в работу школ г. Улан-Удэ преподавателями и студентами Педагогического института Бурятского государственного университета. Значительное внимание в материалах статьи уделяется механизмам формирования, сохранения, укрепления здоровья участников образовательного процесса. Такой аспект будет интересен педагогам высшей и общеобразовательной школ, студентам, специалистам в области валеологического образования
Стилистические приемы как способ формирования дискурсивных свойств малоформатных рекламных текстов (на материале англоязычных экономико-политических медиаресурсов)
Аннотация
Статья посвящена стилистическим особенностям малоформатных рекламных текстов в англоязычных экономико-политических СМИ и интернет-источниках. Данная проблематика актуальна, так как позволяет раскрывать потенциал комбинирования смыслов и малых форм их вербализации в языковом сознании человека, что требует осмысления ввиду тенденции к сокращению объемов произведений речи в устном и письменном общении. Авторы ставят цель проанализировать функционально-стилистические аспекты рекламы с точки зрения формирования дискурсивных свойств малоформатных рекламных текстов в изданиях экономической и политической направленности. Используются методы функционального, описательного, дискурсивного и контекстологического анализа. Рассматривается соотношение понятий текста и дискурса в контексте лингвистического статуса рекламы, типология рекламных текстов, экстралингвистические факторы рекламной коммуникации (контекстная ситуация, психографический портрет потенциальных потребителей, ситуация в мировой экономике и политике), которые определяют выбор средств для реализации функций рекламного дискурса. Анализируются средства выразительности, формирующие особую рекламную стилистику и специфические прагматические приращения, нацеленные на эффективное воздействие на реципиента. Представлены результаты эмпирического анализа употребления различных средств выразительности. Выявлено статистическое преобладание метафор, эпитетов и гиперболы в изучаемом дискурсе. Авторы приходят к выводу, что дискурсивные свойства изучаемых текстов актуализируются в прагмасемантических приращениях, которые не выводятся только из прямых значений используемых речевых единиц, но синергийно формируются в функциональном пространстве рекламного дискурса в процессе порождения и восприятия текста, со всеми предпосылками, сложившимися в ходе жизни и деятельности коммуницирующих сторон
Параметрический статус субъекта высказывания
Аннотация
В статье автор предложил возможное решение проблемы полисубъектности нарративного дискурса, связанной с гибридной природой художественной коммуникации, в которой моделируется не только мир повествования, но и коммуникативная ситуация общения. В качестве одного из параметров дискурсивного процесса, анализ которого позволяет наблюдать интенсивное взаимодействие целого ряда систем, принимающих участие в моделировании воображаемого мира художественного произведения, автор рассматривает субъект высказывания. В структуре дискурса субъект высказывания образует позицию, заполняя которую грамматический субъект реализует отношение между грамматической и коммуникативной системой, представляющее «область наблюдателя», которая, согласно представляемой в статье точке зрения, определяет коммуникативную ситуацию нарративного дискурса. Автор статьи заключает, что введение категории наблюдателя дает возможность выявить и описать языковые механизмы реализации коммуникативной ситуации «вненаходимости», в которой автор находится на границе фикциональности.
Авторская сочетаемость слов в романах И.А. Гончарова: сопоставительная стилометрия
Аннотация
Статья посвящена особенностям оригинальной лексической сочетаемости в классической прозе XIX в. и отражает предварительные итоги корпусного междисциплинарного исследования коллектива Уральского федерального университета. Проект предполагает построение индивидуальных синтагматических профилей известных русских писателей. На примере творчества И.А. Гончарова, которое рассмотрено в сопоставлении с произведениями других авторов, систематизировано особое контекстное окружение слов жизнь и жить. Исходный материал получен вследствие сравнительного статистического анализа биграмм – лексических пар, употребленных в одном фразовом контексте. Такие лексемы, как жизнь и жить, входят в число наиболее частотных слов русского языка, в то же время у каждого автора они употребляются в своем, оригинальном контекстном окружении. Относительно больше, чем у других, фактов индивидуально-авторской лексической сочетаемости этих слов выявлено в романах И.А. Гончарова («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв», «Фрегат “Паллада”»), при этом в статье приведен полный список слов, которые в произведениях писателя проявляют особую «синтагматическую активность», т. е. сочетаются с относительно большим количеством оригинальных контекстных партнеров, чем в текстах других авторов. Проведен контекстологический анализ, показано, как семантические связи слов в контекстах отражают концептуальные особенности идиостиля Гончарова. Даны комментарии к оригинальному употреблению слов «жизнь» и «жить» другими авторами – А.П. Чеховым,
Л.Н. Толстым, И.С. Тургеневым и Ф.М. Достоевским. Сделаны выводы о перспективах проведения сравнительного статистического анализа лексической синтагматики в современной филологии
Семантические особенности существительных с суффиксом -ость в современном русском литературном языке
Аннотация
Существительные с суффиксом -ость в современном русском языке описываются как самый продуктивный тип для образования имен отвлеченного признака. Цель данной работы состоит в выявлении подтипов и классов значений, составляющих семантическую парадигму данного словообразовательного типа. Для поставленной цели нами были проанализированы толкования всех существительных с данным суффиксом, включающихся в словарь Н.Ю. Шведовой, а также данные из электронного корпуса «Русские газеты конца ХХ века», созданного ЛОКЛЛ филологического факультета МГУ. В результате были выявлены основные семантические подтипы, свойственные существительным данного типа, а также конкретные классы предметно-вещественных значений, характерных для лексических дериватов с данным суффиксом. Корпусные данные позволили установить самые частые слова, использованные в газетных текстах, для анализа и количественное соотношение слов разных типов деривации по толкованиям Словаря. Оказалось, что, будучи регулярным и продуктивным типом, существительные с суффиксом -ость характеризуются высокой степенью семантического разнообразия. Для них характерны три регулярных подтипа значений – транспозиционное, параметрическое и предметно-вещественное, и внутри последного подтипа значений могут еще выделяться 19 конкретных классов. Как показывает Корпус, большую долю самых частотных слов в газетных текстах составляют лексические дериваты. Полученные результаты могут быть полезны для дальнейшего изучения данного словообразовательного типа и общего процесса отадъективной номинализации
Фреймирование киберпреступлений в медиатекстах на русском и английском языках
Аннотация
Освещая инциденты кибератак, СМИ информируют общественность о возможных угрозах и формируют конвенциональные представления об организаторах и мотивах киберпреступлений. Исследование фреймирования киберпреступлений в медиатекстах на русском и английском языках позволяет выявить, как с помощью языковых средств формируются стереотипные знания о новом феномене в разных лингвокультурных сообществах. В медиатекстах на русском и английском языках кибератаках презентуются через фреймы «война», «игра», «эпидемия» и «преступления». Фреймы предстают как динамические когнитивные образования, содержание и структура которых изменяется в зависимости от контекста
Прецедентные агионимы как средства вербализации концепта ВЕРА/НЕВЕРИЕ в новейшем немецкоязычном романе
Аннотация
В статье на материале новейших немецкоязычных романов анализируется употребление прецедентных имен собственных библейского происхождения с позиций когнитивной лингвистики. Прецедентные агионимы рассматриваются как маркеры религиозного сознания, средства вербализации религиозности и лингвокультурного концепта ВЕРА/НЕВЕРИЕ. Прецедентные агионимы встречаются в художественном дискурсе в денотативном употреблении, в сравнительных конструкциях и в составе библейских фразеологизмов и выступают как средства образной и ценностной составляющих концепта ВЕРА за счет актуализации сильных импликациональных признаков. При денотативном употреблении прецедентные агионимы проявляют не только номинативно-идентифицирующую функцию, но и характеризующую, поскольку за каждым таким именем стоит либо прецедентная ситуация, событие либо текст. Фразеологизмы с агионимами служат эталонными представлениями при оценке актуальных событий, явлений или состояний, а также используются в шутливо-ироничной манере, демонстрируя скептицизм, отрицательную оценку происходящего, актуализируя концепт НЕВЕРИЕ. Агионимы в речи современных персонажей способствуют эмоционализации их высказывания. Прецедентные агионимы в текстах новейшего немецкоязычного романа, с одной стороны, подтверждают сохранение христианского слоя культуры в немецком языке. С другой стороны, специфика их употребления говорит о трансформации лингвокультурного концепта ВЕРА и его новом наполнении феноменами из обыденной жизни, а также формировании новой «лоскутной» религиозной идентичности.
К вопросу о финно-угорском субстрате в гидронимии Тамбовской области
Аннотация
В статье рассматриваются гидронимические топоформанты на территории Тамбовской области, относящиеся к финно-угорскому субстрату. Выделяются их наиболее распространенные серии. Для некоторых топонимов предлагаются новые этимологии. Определяется, что аппелятивы, представленные в качестве топооснов, позволяют определить смысловое содержание гидронимов. Семантическая мотивированность топооснов гидронимов с финно-угорскими этимологиями на территории Тамбовской области обусловлена названиями географических объектов, названиями растительного и животного мира, отражением размера, формы, характера и направления течения объекта. Ожидаемо отмечается включение мордовских топоформантов в основы русского и иного субстратного происхождения, включение мордовских топонимов в топонимическое словосочетание согласно русским словообразовательным моделям
Аксиологический потенциал метафор в современном англоязычном драматургическом дискурсе
Аннотация
Статья посвящена аксиологической маркированности речевых метафор в англоязычной стилизованной коммуникации в рамках драматургического дискурса. Современный драматургический дискурс является статусно новым дискурсивным пространством, сочетающим в себе характеристики художественного дискурса и разговорной речи, благодаря чему традиционные языковые маркеры художественного стиля наполняются новыми актуальными смыслами. Встраиваясь в контекст стилизованной коммуникативной ситуации, метафора существенно расширяет функциональную парадигму, центром которой становится аксиологическая функция в сочетании с экспрессивной и эмотивной актуализацией. Цель настоящей статьи заключается в систематизации и интерпретации лингвистических характеристик речевых метафор, представленных в англоязычном драматургическом дискурсе, для адекватного определения их оценочного потенциала и роли в языковой репрезентации аксиосферы англоязычной лингвокультуры. Аксиологичность метафоры как ее ведущая характеристика в англоязычной драме ранее не становилась предметом отдельного лингвистического исследования. В качестве эмпирической базы была использована выборка из 200 метафор и метафорических комплексов, зафиксированных в англоязычных драматургических произведениях современного периода; ключевым методом при работе с фактическим материалом выступил метод комплексной лингвоаксиологической интерпретации. В ходе исследования автором были определены границы структурного варьирования аксиологических метафор в англоязычном драматургическом дискурсе и выделены их ведущие модели: односоставные метафорические номинации, полисоставные метафорические номинации и метафорические комплексы. Также были определены виды тематических переносов речевых метафор с учетом реализации их оценочной функции в высказывании. Посредством систематизации объектов оценки в метафорических оценочных высказываниях были выявлены именно те компоненты лингвокультурной аксиосферы, которые концептуализируются в англоязычном драматургическом пространстве с помощью различных структурных и тематических типов метафор, а именно «семья», «интеллект», «истина». Каждая из выделенных аксиологических доминант выступает в качестве ценностного социального ориентира англоязычной лингвокультуры и лингвистически маркируется определенным набором метафор, реализующих интердискурсивный оценочный потенциал
Рецензии
Каждый из нас по-своему Сазонов. Рецензия на книгу: Зверев В.В. Опыт политической биографии Г.П. Сазонова. Москва: Институт российской истории РАН: Центр гуманитарных инициатив, 2019. 440 с.
Аннотация
Отмечен существенный вклад автора книги в развитие такого жанра исторической литературы, как политическая биография. Дана высокая оценка качества русского языка, которым написана монография. Приводятся критические замечания по поводу ряда оценочных суждений, которыми автор пытается запечатлеть личность главного героя книги
Рецензия на сборник: Река времени. 2020 / сост. и отв. ред. М.И. Роднов. Уфа, 2020. 150 с.
Аннотация
В рецензии анализируется содержание сборника статей «Река времени», история издания которого насчитывает более двух десятилетий. Кроме статей в состав рецензируемого издания включены документальные публикации. Тем самым инициатор, неизменный составитель и редактор сборника доктор исторических наук М.И. Роднов продолжил многолетнюю традицию, основу которой составляет тщательный подбор авторского коллектива, который на страницах сборника раскрывает неизвестные страницы региональной истории. Новые данные приведены о дате основания Уфы, династии Ибрагимовых и семье Одинцовых. Значительный интерес представляют документальные публикации материалов второй ревизии по Уфе и окрестностям, восстании
Е.И. Пугачева, а также публикации списков лидеров уфимского бизнес-сообщества и студентов-уфимцев Казанского императорского университета. Несомненно, что данный сборник получит заслуженное признание, как в самой Башкирии, так и далеко за пределами республики