Том 24, № 1 (2018)
- Год: 2018
- Статей: 26
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/issue/view/294
Весь выпуск
ТАНКОСТРОЕНИЕ И «ВРЕДИТЕЛИ»: ПОПЫТКИ СОЗДАТЬ В СССР СЕРИЙНОЕ ТАНКОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО В КОНЦЕ 1920-Х ГГ.
Аннотация
В статье представлен анализ процесса становления отечественной танковой промышленности на фоне борьбы с «вредительством» в конце 1920-х гг. Советская промышленность пыталась организовать выпуск танков на военных заводах Ленинграда, Сталинграда, Мотовилихи и Харькова. Но все попытки наладить собственное танковое производство оказались несостоятельными, что в конечном итоге привело к необходимости закупки бронетанковых образцов в западных странах. С конца 1929 г. СССР начал активно закупать образцы иностранной бронетанковой техники для организации собственного серийного производства. Поиск причин срыва программы перевооружения Красной Армии привел к появлению уголовного дела, где главным фигурантом оказалась «группа бывших генералов и полковников царской армии» во главе с В.С. Михайловым, помощником начальника Главного военно-промышленного управления ВСНХ СССР. Всего по делу проходило более 90 человек, большинство из которых имело инженерную специальность. В 1929 г. В.С. Михайлов и еще четыре человека были приговорены к высшей мере наказания, остальные – к различным срокам заключения. На фоне развития уголовного дела и последующих событий в статье прослеживается карьерная судьба двух руководителей военной промышленности Советского Союза. До завершения следствия военно-промышленное управление возглавлял А.Ф. Толоконцев, но потом он потерял это пост, хотя и не был осужден. Активным участником уголовного процесса над «инженерами-вредителями» со стороны следствия был представитель Рабоче-крестьянской инспекции И.П. Павлуновский. Именно он впоследствии взял в свои руки руководство всем советским военпромом.
ЧУВАШИ В ПРОЦЕССАХ ЗАСЕЛЕНИЯ И АГРАРНОГО ОСВОЕНИЯ САМАРСКОГО ЗАВОЛЖЬЯ С КОНЦА XVII СТОЛЕТИЯ ДО НАЧАЛА 1760-х ГГ.
Аннотация
Статья посвящена участию чувашей в освоении новоприсоединенных земель на Юго-Востоке Европейской России в конце XVII – XVIII веках. Вычислена доля чувашских переселенцев среди всех прибывших на эти земли в отдельные периоды времени. Она была особенно заметна и оставалась самой большой среди всех этносов на самом начальном этапе заселения Заволжья. Определены районы их выхода. Самыми заметными по количеству переселенцев из них стали уезды по правому берегу Средней Волги и в Закамье. Подавляющее большинство чувашских крестьян-переселенцев принадлежало к категории государственных крестьян и было важной составной частью потока вольной народной колонизации российских окраин. Среди переселенцев из государственных крестьян преобладали те, кто пришли на новые земли добровольно. В числе крепостных, переселенных сюда своими владельцами, чувашей не было. Участие чувашей в заселении Самарского края в конце XVII – XVIII вв. имело важнейшее значение для достаточно скорого и успешного его освоения на начальном этапе. Их участие во многом определило этнический и сословный состав жителей, размещение и инфраструктуру поселений, создало предпосылки для развития переселенческого движения в последующее время. Благодаря земледельческому оседлому заселению чувашами и представителями других народов России в ходе освоения лесостепного и степного Заволжья оно уже в XIX в. превратилось в один из ведущих аграрных регионов страны, активно включенных во внутренний и внешний рынок.
«ПРОПОВЕДЬ ТОЛСТОГО»: ОБРАЗ Л.Н. ТОЛСТОГО В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННИКОВ (К ПРОБЛЕМЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ)
Аннотация
В статье рассматривается образ Льва Толстого, сложившийся в исторической памяти русского народа. Анализу подвергается не сама личность великого русского писателя, а память о нем, живущая в сознании людей искусства и нашедшая отражение в произведениях живописи, связанных с личностью Л.Н. Толстого и с его произведениями. Анализируется полисемантизм различных интерпретаций, достраивание образа со стороны автора и зрителя. Показывается, как образы Толстого и его произведений отражали коллективную идентичность общества, изменяющуюся в различные исторические эпохи, и влияли на нее. Три художника эпохи русского реализма второй половины XIX века создают портреты великого писателя, ставшие фактически его иконографией: И.Е. Репин, Н.Н. Ге и И.Н. Крамской. Л.Н. Толстой предстает на портретах не только в качестве выдающегося современника художников, но и как квинтэссенция эстетической системы реализма: «прекрасное – есть жизнь». Следовательно, образ Л.Н. Толстого закладывается в культурную память еще и в качестве составной части диcкурса человека эпохи реализма. Художники, создававшие образ Л.Н. Толстого, оказывались, таким образом, творцами культурного героя, визуального символа отечественной культуры. Но все три образа писателя, запечатленные в работах художников, оказываются «в плену» «демонов» их создателей: понимания роли и предназначения искусства и влияния на них самих учения Л.Н. Толстого. В результате народный герой наделяется субъективными чертами художественной рефлексии авторов. И с этими субъективными чертами он отправляется в дальнейшее «путешествие» по культурной памяти, синтезируя стереотипное и индивидуальное, тем самым отдаляя символ от реальности.
ГУБЕРНАТОРЫ И ДВОРЯНСТВО В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА: СОТРУДНИЧЕСТВО И КОНФЛИКТЫ
Аннотация
В статье рассматриваются противоречия между партикуляризмом дворянства на местах и централизаторскими стремлениями коронной администрации. Выявляются способы взаимодействия губернатора с представителями дворянской корпорации, выясняются причины конфронтации и негативных оценок личности губернаторов. Отмечается, что, несмотря на продворянскую ориентацию и деятельность, губернатор зачастую оценивался дворянством негативно, как представитель бюрократии, чиновник, чуждый интересам губернии и корпорации. Показано, что наличие разобщенности между властью и обществом на местном уровне, дистанцирование губернатора от местных проблем и конфликты с представителями дворянской корпорации способствовали нарастанию отчужденности и обостряли политическую ситуацию в губерниях. В связи с этим дворянство выступило противником правительственного проекта губернской реформы.
Для характеристики взаимоотношений власти и общества используется структурно- функциональный анализ. В статье отмечается, что события первой российской революции стали серьезной проверкой на прочность губернаторского корпуса, показали недостаточный уровень компетентности, организаторских способностей и авторитета губернаторов для решения политических конфликтов. Оппозиционный характер I и II государственных дум частично был связан с тем, что местные власти не сумели реализовать правительственные интересы во время избирательных кампаний. Одновременно выявляется мотивация действий представителей дворянской корпорации, полагающих, что они имеют приоритет в оценке особенностей жизни российской провинции. Сравнительно-сопоставительный метод позволил выявить общее и особенное в оценках представителей губернаторского корпуса. Корпус исторических источников представлен воспоминаниями губернаторов, анализ которых позволил объяснить управленческие решения автора в сложных исторических условиях. В статье ставятся и решаются научно значимые задачи, в которых рассматривается специфика взаимоотношений между представителями коронной власти – губернаторами – и органов дворянского сословного самоуправления – предводителями дворянства – в начале ХХ века.
ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО КРИЗИСА 1917 ГОДА В ПОВОЛЖЬЕ
Аннотация
Революционный взрыв сопровождается локализацией организационных мероприятий в общем направлении движения. Значит, его целесообразно рассматривать путем сравнительно-сопоставительного анализа между центром и провинцией, с одной стороны, а с другой – между отдельными губерниями в определенном регионе. Поволжье являлось своеобразным примером российской провинциальной ментальности, где все коллизии между народом и властью нашли свое выражение. В статье показаны специфические черты проявления системного кризиса, вызванного попытками модернизации России по западному образцу, и доказывается предопределенность советского выбора. Для характеристики институционных коллизий используется функционально-структурный анализ. Одновременно выявляется мотивация действий компактных социальных групп, политических партий, общественных организаций. Сравнительно-сопоставительный метод позволяет выявить общее и особенное в развитии революции. Корпус исторических источников представлен документами фондов губернских комиссаров Временного правительства, городских структур общественного управления и некоторыми материалами периодической печати. В статье ставятся и решаются научно значимые задачи, в которых рассматриваются способы и методы влияния общественно-политических сил на формы государственного строительства в условиях революции.
О ДОСТИЖЕНИЯХ И ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ КРЕСТЬЯНСКОГО ПОВСТАНЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Аннотация
В статье анализируются достижения и проблемы в области изучения отечественными исследователями истории крестьянского повстанческого движения в России в годы Гражданской войны. Акцентируется внимание на наиболее значимых ее аспектах.
Рассматриваются результаты научных проектов по истории крестьянского движения в России в годы Гражданской войны, осуществленных под руководством А.В. Посадского. Указывается, что в изданиях проекта дан комплексный и сравнительно-исторический анализ всех наиболее известных фактов крестьянского повстанчества в России в годы Гражданской войны против политики советской власти.
Автор статьи анализирует труды еще одного крупного проекта по рассматриваемой проблеме: «Российское крестьянство в эпоху революций и Гражданской войны: регионально-национальный аспект». Этот проект реализован при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований под руководством В.А. Юрченкова и В.В. Кондрашина.
Особое внимание уделяется отражению в публикациях российских историков таких терминов и понятий крестьянского движения в годы Гражданской войны, как «Великая крестьянская война», «крестьянский фронт», «крестьянская революция». Автор критически относится к использованию при анализе повстанческого движения крестьян в данный период таких определений, как «партизанское движение», «партизанская борьба» и т. д., и предлагает свою классификацию форм крестьянских выступлений.
Рассматриваются также современные публикации российских исследователей о лидерах крестьянского повстанческого движения в России в годы Гражданской войны, влиянии на повстанцев партии эсеров, белого движения, а также природно-демографического и этнического факторов.
«ДЕЛО ПОВИЛАЙТИСА» И КРИЗИС СОВЕТСКО-ЛИТОВСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МАЕ-ИЮНЕ 1940 Г.
Аннотация
В данной статье с опорой на дипломатические и архивно-следственные документы из архивов Литвы, Латвии и России описывается разразившийся в мае-июне 1940 г. кризис советско-литовских отношений, завершившийся сменой власти в Литве и последующим включением этой республики
в состав СССР. Особое внимание в статье уделяется обвинениям от советской стороны в отношении литовских спецслужб и лично директора Департамента государственной безопасности МВД Литвы А. Повилайтиса, а также реакции на них литовских официальных лиц.
Рассматривая широкий круг источников, автор показывает, что вопреки распространенному в историографии мнению выдвигавшиеся Москвой в адрес литовских спецслужб обвинения в похищениях и вербовке военнослужащих из расположенных в Литве советских военных частей не носили абсурдного характера. Литовские спецслужбы действительно несли ответственность за вербовку и последующее убийство красноармейца Г. Бутаева. Впрочем, по мнению автора, истинной причиной кризиса советско-литовских отношений мая-июня 1940 г. было вовсе не это.
Весной 1940 г. возможность перехода Литвы в германскую сферу влияния рассматривалась Кремлем как реальная угроза безопасности Советского Союза. Пока Германия была занята боевыми действиями на Западе, эта угроза оставалась эвентуальной, однако сокрушительные победы германских войск на Западе в мае 1940 г. кардинально изменили ситуацию. Эта ситуация усугублялась тем, что в феврале 1940 г. директор ДГБ А. Повилайтис посетил Берлин, где встречался с высокопоставленными сотрудниками РСХА и по поручению президента А. Сметоны зондировал вопрос о возможном установлении германского протектората над Литвой. Благодаря деятельности советской разведки информация об этом визите стала вскоре известной Кремлю.
В сложившейся ситуации фигура Повилайтиса приобретала огромное политическое значение. Поскольку зондаж возможности установления германского протектората осуществлялся именно через него, для Москвы принципиально важным было увидеть Повилайтиса за решеткой. Этот арест был бы одновременно и наглядным свидетельством лояльности литовских властей, и концом сотрудничества спецслужб Германии и Литвы. Однако прямых обвинений Повилайтису в контактах с немцами Кремль предъявить не мог – это означало рассекречивание ценнейшего агента советской разведки. Именно поэтому в качестве обоснования необходимости ареста Повилайтиса использовалась малозначительная история с вербовкой литовскими спецслужбами Г. Бутаева.
ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ХОЗЯЙСТВА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Аннотация
В статье представляются результаты пилотажного исследования профессиографического профиля специалистов в области энергоснабжения железных дорог; показывается значимость социально-личностных качеств для профессиональной деятельности (сенсорно-перцептивных, психомоторных, мыслительных); конкретизируются факторы, влияющие на профессиональное здоровье специалиста и динамику его работоспособности; актуализируется проблема формирования психофизической надежности специалистов хозяйства электроснабжения на железнодорожном транспорте, связанная с высоким уровнем производственного травматизма и нарушений технологии производства на транспорте, резким ростом профессионально обусловленных заболеваний у работников транспортной отрасли вследствие комплексного воздействия неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса. С помощью экспертных оценок ранжируются по уровню значимости профессионально важных качества в трех группах руководители высшего звена; руководители среднего звена; технические работники. Доказывается необходимость общей, статической, силовой выносливости основных мышечных групп, ловкости (координационных способностей), хорошей сенсомоторной реакции, высокого уровня функциональной устойчивости организма к негативным воздействиям производственной среды.
АУТЕНТИЧНЫЕ УМК ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ
Аннотация
Цель статьи – доказать, что аутентичные УМК способствуют формированию коммуникативной компетенции студентов-филологов, что является необходимым условием для интеграции России в глобальное культурно-образовательное пространство. На основе анализа теоретических и методических работ доказывается эффективность использования аутентичных УМК при обучении иностранному языку, поскольку они мотивируют студентов на изучение современного языка, предлагают аутентичные тексты на актуальную в современном обществе тематику, а разнообразные коммуникативные задания (дискуссии, проекты, диалоги) способствуют осмыслению роли языковой личности в процессе межкультурной коммуникации. В статье подробно описывается процесс формирования коммуникативной компетенции в контексте ее составляющих (лингвистической, социолингвистической, социокультурной, стратегической и дискурсивной компетенций) на основе УМК Global, выявляются достоинства и недостатки построения процесса обучения иностранному языку с использованием данного курса; даются методические рекомендации. Среди достоинств данного УМК выделяются: выбор актуальных в современном мире тем для изучения и обсуждения; построение разделов на основе противоположностей, способствующее развитию критического мышления; включение разнообразных коммуникативных упражнений и заданий на развитие всех речевых видов деятельности; логичное вплетение грамматического материала в контекст разделов; опора на социокультурный подход, обеспечивающий обучение иноязычному общению в контексте диалога культур. Однако отмечаются и недостатки данного УМК: недостаточно глубокая отработка грамматического материала и необходимость добавления грамматических упражнений на обратный перевод; отсутствие информации о России и, соответственно, дополнение курса материалами о родной стране, что является необходимым условием для успешной межкультурной коммуникации.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ВОПРОСЫ ПОСТРОЕНИЯ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ: ТОЧКИ СОПРЯЖЕНИЯ
Аннотация
Данная статья посвящена вопросам внедрения профессиональных стандартов, требованиям к компетенциям современных лидеров, а также изучению мотивов, стимулов и препятствий, встречающихся на пути успешного построения карьеры. Материалы интервью и результаты анкетирования позволили оценить влияние профессионального образования на успешность построения карьеры и предложить рекомендации, на которые необходимо в дальнейшем ориентироваться в современном мире. Основные мотивы построения карьеры у мужчин и женщин в большинстве своем совпадают. Однако мужчины строят свою карьеру для самореализации и оправдания ожиданий окружающих. Женщины, успешно реализовавшие себя в карьере, до сих пор остаются исключением из правил, хотя они очень рациональны при целенаправленном карьерном росте. Результаты исследования показали, что финансовое благополучие зачастую не является первопричиной карьерного роста, а лишь дополнением к формальному признанию достижений работника. Страны ЕС накопили положительный опыт взаимосвязи бизнеса и сферы образования на базе внедрения национальных систем профессиональных квалификаций, что позволило европейским университетам не только значительно развить свой кадровый потенциал, но и оперативно реагировать на постоянно изменяющиеся требования бизнес-сообщества в новых условиях цифровой экономики. Изучение опыта ведущих европейских университетов и дальнейшее сетевое взаимодействие позволит использовать накопленный потенциал по продвижению национальных систем профквалификаций, трансформировать его с учетом национальных особенностей и приоритетов, выполнить поставленные задачи в кратчайшие сроки, повысить устойчивую готовность бизнеса, социального окружения и университетов к системному взаимодействию.
МОДЕЛЬ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ АГРОИНЖЕНЕРОВ
Аннотация
В статье представлены концептуальные и теоретические подходы к проектированию адаптивной системы профессиональной подготовки агроинженеров – разновидности педагогических систем, источником развития которой являются противоречия между требуемым и существуствующим состоянием профессиональной подготовки к агроинженерной деятельности. В современных условиях агроинженер становится субъектом разрешения сложных процессов модернизации аграрного производства в ходе деятельностного приспособления (адаптации) среды и себя к условиям его функционирования. Содержание и средства профессиональной подготовки должны направляться на приобретение комплекса компетенций, умений устанавливать эмоционально значимые связи и навыков адаптивного поведения, что определяет целевой аспект проектируемой адаптивной системы. Выделение информационно-технологического аспекта, обусловленного информатизацией современного общества, отражает адаптивные механизмы приспособления агроинженера к информационной и технической среде будущей профессиональной деятельности. В ситуации стремительных изменений основным новообразованием адаптированной личности является способность к самоизменению, развитию которой способствует система знаний, имеющая в основе интегративный подход к ее конструированию. В рамках адаптивной системы профессиональной подготовки содержательный аспект предусматривает отбор учебного материала, направленного на формирование компетентности специалиста через интеграцию и междисциплинарный синтез. Аксиологический аспект адаптивной системы профессиональной подготовки, связанный с процессом приведения в соответствие объективной и субъективной систем ценностей агроинженера, обеспечивает успешное осуществление профессиональной деятельности в соответствии с ее спецификой. В ходе исследования установлено, что реализация целевого, содержательного, информационно-технологического и аксиологического аспектов адаптивной системы профессиональной подготовки способствует проявлению кумулятивного эффекта в виде адаптационного потенциала, необходимого для интеграции студентов в профессиональную деятельность.
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ
Аннотация
Представлен анализ исследований, посвященных изучению сущности понятия «учебно-познавательная деятельность» студентов. Отмечается специфика ее организации в специально созданной среде — в Интернете, а также схожесть понятия с термином «учебная деятельность», но не синонимичность. Предлагается рассматривать учебно-познавательную деятельность не только как процесс осознанной, целеполагающей, самоуправляемой деятельности студента по решению учебно-познавательных задач, но и как активность субъекта в определенных условиях.
В статье также анализируются понятия «рефлексия» и «самооценка» как компоненты учебно-познавательной деятельности студентов вуза, а также определяется уровень их сформированности у обучающихся в результате работы с медийными ресурсами в рамках учебного курса «Психология и педагогика».
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ СРЕДИ ЖЕНЩИН В СССР В 1920–1930-Е ГГ.
Аннотация
В статье рассматриваются гендерные аспекты кампании по ликвидации неграмотности в СССР в 1920–1930-е гг. с точки зрения их значимости в общем ходе революционных преобразований в стране. Целью работы является анализ экономических, социальных и политических факторов в ходе кампании по обучению грамоте женщин. Конкретные задачи заключаются в анализе содержания и социальной направленности политики ликвидации неграмотности, выявлении механизмов ее реализации и объективной оценке фактических результатов. Работа построена на эмпирическом материале документов архивных фондов, работ руководителей государства и общественных деятелей, возглавлявших процесс ликвидации неграмотности; законодательных источников, сборников документов и материалов, статистических сборников, материалов периодической печати. При анализе источников были использованы методы историко-педагогического исследования: теоретический междисциплинарный анализ и синтез, метод сравнительного историографического анализа, сравнительно-исторический, историко-типологический, историко-генетический методы, а также общенаучные методы системного и структурно-функционального анализа. В результате исследования была выявлена специфика обучения грамоте женской части населения, заключавшаяся в большем удельном весе индивидуальной формы обучения, преодолении социальных и психологических барьеров при обучении, наличии специальных мер социальной поддержки учащихся женщин, организационной помощи в решении социально-бытовых проблем. Показана роль женского движения как важного фактора в процессе обучения грамоте женского населения страны. Новизна и значимость исследования определяются введением в научный оборот фактического материала и изучением проблемы с объективных позиций, свободных от идеологических установок, характерных для предшествующих подходов.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОЗДНЕГО Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО И РОМАН «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» В ОЦЕНКЕ Н.О. ЛОССКОГО (К ВОПРОСУ О КОНЕЧНОЙ ЦЕЛИ БЫТИЯ)
Аннотация
Для понимания концепции и образного ряда романа «Братья Карамазовы» особенно важны выводы, которые делает на основе своей этической системы Н.О. Лосский: существо такого демонического порядка в принципе не может существовать, так как даже оно сотворено Создателем, вследствие чего его ненависть к Богу и всему сотворенному должна стать и ненавистью к себе самому как части сотворенного. У сотворенных всех существ конечным идеалом является абсолютная полнота жизни. Борьба против Создателя и зло, вносимое в мир вследствие этого, есть всего лишь следствие гордыни. Вступающий на этот путь оказывается в ловушке противоречий, что ведет к разочарованиям и трагедиям. Неизбежно возвращение на путь добра даже самого главного носителя зла, приходит к заключению философ. В христианской этике такой комплекс идей определен как апокатастасис. Отсюда следует вывод о невозможности конечного воцарения абсолютного зла.
Решение проблемы человека не только в реальном, но и в метафизическом плане определяется через образную систему романа. Выводы писателя конструктивны. На этом пути герои Достоевского достигают определенных, хотя и различных результатов. Возможность победы на этом пути подтверждает пример Святых и Угодников, на которых ссылается Н.О. Лосский.
«АУТОПОЙЕСИС» И ПОЗНАНИЕ: К ПРОБЛЕМЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ «НОВОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ»
Аннотация
ЭФФЕКТ ЛИМИНАЛЬНОСТИ И СТИХ: НАКОПЛЕНИЕ ЭНЕРГИИ В СВЕРХДЛИННОЙ, ОБЫЧНОЙ И СВЕРХКРАТКОЙ СТРОКЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭЗИИ В. ЛЕХЦИЕРА И В. МАНГОЛЬДА)
Аннотация
Автор статьи предлагает для обозначения зоны явного перехода от одной плоскости к другой в восприятии художественного произведения использовать термин «зона лиминальности», а «эффектом лиминальности» обозначать результат как следствие рецепции этой зоны перехода. Лиминальность эффективно изучать в аспекте сверхдлинной и сверхкраткой строк. На площадке как сверхдлинной, так и сверхкраткой строки повтор позволяет накопить и перераспределить творческую энергию, создавая зоны и эффект лиминальности, умножающие количество интерпретаций текста и контекстов. В сверхдлинной строке В. Лехциера присутствует лексический и одновременно синтаксический повтор. Явственность и – реже – полярность флангов позволяет средней строке пролегать внутри сверхдлинной. Интересно, что при чтении Виталием Лехциером его стихотворений он стремится озвучить самые длинные строчки (38–42 слога) на одном дыхании как единое целое, подчеркивая натяжение сверхдлинной строки. Это доказывает, что зона лиминальности лежит здесь именно на стыке словесного и внесловесного, а плоскость текста остается цельной. Венделин Мангольд обычно работает на площадке небольшого текста. Его излюбленный прием – создание эффекта лиминальности путем сочетания возвышенного и приземленного.
АКТУАЛИЗИРОВАННАЯ ИСТОРИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Б.К. ЗАЙЦЕВА «ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ»
Аннотация
В статье анализируется духовная проза Б.К. Зайцева. Ее особенности рассматриваются в контексте традиций житийной литературы, которые в ХХ веке были серьезно переосмыслены. Старшие писатели-эмигранты относились к житиям не как к литературным памятникам, а как к основе формирования сознания молодых эмигрантов, которым, как они полагали, предстоит вернуть страну к своим истокам. Повесть Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» входит в его известную житийную трилогию о Сергии Радонежском, Алексее Божьем человеке и преподобном Авраамии (1925–1934). Писатель показывает Свято-Троицкую Лавру как пример и начало процесса духовного и государственного возрождения Руси, что отвечало надеждам русских эмигрантов на победу над Советами. Следуя тексту Епифания Премудрого и сохраняя эмоциональную ровность, Зайцев придает свою интерпретацию узловым эпизодам из жизни Сергия. Мы видим образ преподобного Сергия Радонежского в разных ситуациях: ребенок, отрок, юноша, монах, настоятель, что позволяет представить и «лицо», и «лик» святого. Подвижничество Сергия показано в контексте известных подвижников как православной, так и католической церкви. Житийный и философский центр в повествовании – духовный подвиг как акт личной жизни, жизни монастырской общины, страны. При этом описание высокой миссии Сергия сочетается с историей быта и монашеского общежития Лавры. Писатель показывает, с какими трудностями общинного существования сталкивалась русская монастырская жизнь. В статье акцентируется внимание на антитезе как одном из композиционных приемов повествования.
БМВ ЕДУТ, А АРД СМОТРЯТ: ЭМАНСИПАЦИЯ В ИНиЦИАЛЬНЫХ СОКРАЩЕНИЯХ
Аннотация
Еще несколько лет назад сокращения в немецком языке типа ARD в значении Arbeitsgemeinschaft der offentlich-rechtlichen Rundfunkanstalten der Bundesrepublik Deutschland, или BafoG как эквивалент Bundesausbildungsforderungsgesetz были почти неизвестны. Предмет данной статьи – исследование новых моделей и вариантов сокращения слов как продуктивной категории немецкого словообразования, характерной для профессионального и общеразговорного использования в речи в XX–XXI вв. Материалом для исследования послужил корпус новейших кратких терминов, акронимы и инициализмы. Анализировались также особенности проявления при их образовании законов языковой экономии и их непрозрачная морфологическая структура внутригрупповой принадлежности, творческое использование языковых средств при создании новых немецких сокращений. Иногда сокращения в современном немецком языке могут быть/становиться семантически «независимыми» от их более «длинного оригинала». В статье описаны также прототипы немецких слов-сокращений, исследуются их частотность в разнотипных аутентичных текстах и семантические различия между укороченными и «длинными» терминами и их узуальными вариантами. На основе анкетирования рецепции/толкования сокращений носителями языка показывается, как инициализация видоизменяет смысл подобных лексем при использовании их в разных типах текстов, в контекстах и с различной модальностью.
КАТЕГОРИЯ АДРЕСОВАННОСТИ В ПОЛЕМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ СМИ)
Аннотация
Статья посвящена изучению характера адресованности и внутренней диалогичности полемических текстов журнальных статей СМИ ФРГ. Полемический дискурс, рассматриваемый в статье в рамках когнитивно-дискурсивного подхода, представляет собой многоплановый процесс коммуникации, включающий текст в неразрывной связи с ситуативным контекстом: вместе с социальными и психологическими факторами в совокупности с коммуникативно-прагматическими и когнитивными целеустановками автора, взаимодействующего с адресатом. Направленность или адресованность является одним из конститутивных свойств полемического текста. В статье обосновывается положение, что существует определенная зависимость между адресной направленностью текста и выбором лексических и синтаксических средств при создании сообщения с целью лучшего воздействия на реципиента. В ходе исследования выявляются существенные особенности языковых сигналов адресованности, реализующих глобальные полемические стратегии кооперации/конфронтации. В статье анализируются основные лингвистические средства выражения адресованности полемической стратегии (персонализация, цитирование, косвенные обращения, риторические вопросы, прецедентные имена); исследуются приемы для установления диалогических отношений с читательской аудиторией (фатическая тактика, тактика фокусирования темы, приглашения к совместному размышлению, обобщения). Средства адресации, имплицитно или эксплицитно указывающие на адресата, составляют категорию адресации – коммуникативную категорию, выполняющую задачу организации коммуникации.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СПОРТИВНЫХ СОБЫТИЙ В ДИСКУРСЕ: НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ
Аннотация
СРЕДСТВА ИНТРОДУКЦИИ ОБРАЗА КЛЮЧЕВОГО ПЕРСОНАЖА В СКАЗКЕ РОАЛЬДА ДАЛЯ «МАТИЛЬДА»
Аннотация
Как показало исследование, в интродукции одного из персонажей Р. Даль сообщает достаточно полно сведения о своей героине. Они находят реализацию во всех основных выделенных аспектах образа литературно-художественного персонажа. Читатель получает описание внешности Матильды, информацию о ее возрасте, а главное, узнает о ее экстраординарных умственных способностях и любви к чтению книг. Автор создает образ одинокой, заброшенной родителями маленькой девочки, которая, несмотря на непонимание со стороны взрослых, является яркой личностью, обладает незаурядными умственными данными и старается упорно добиваться своей цели. Наряду с этими характеристиками в интродукции Р. Даль отмечает воспитанность и независимость Матильды, самостоятельность в суждениях, которые проявляются в нежелании поддаваться навязываемой ей манере поведения. Главенствующими средствами при создании интродукции образа Матильды можно считать противопоставление, с помощью которого эксплицируется авторское отношение к персонажу, а также эпитеты, которые встречаются при описании всех отличительных черт девочки. Анализ эмпирического материала показал, что все выделенные характеристики образа персонажа, представленные автором в первой главе, в дальнейшем получают развитие в произведении.
По мнению авторов, средства интродукции персонажа являются важной составной частью создания цельного художественного образа и дают читателю возможность составить первое впечатление о персонаже и об авторском отношении к нему.
Приставки с семантикой круга в русском языке
Аннотация
В данной статье рассматриваются средства репрезентации концепта «круг» в русской языковой картине мира и ставится вопрос о включении в их состав приставок с соответствующей семантикой. Большинство ученых считает средствами вербализации концепта только лексические и фразеологические единицы, однако некоторые концепты (как представляется, это пространственные, геометрические концепты) могут воплощаться также словообразовательными формантами. В исследовании анализируются производные приставки вокруг-, около-, образованные от слов с корнями -круг- и -кол- (от предлогов вокруг и около, образованных от аналогичных наречий), первообразные приставки о- / об-, при-, а также иноязычная приставка пери-, которая зачастую выделяется только этимологически (ср. в словах период, периферия, перикард и т. п.). Связь с концептом «круг» наиболее очевидно прослеживается у производных приставок вокруг- и около-, причем обнаруживается следующая зависимость: чем менее определенна эта связь у соответствующего префикса (в частности, у приставки около-), тем шире его семантика и больше круг лексем, к которым он способен присоединяться. Из первообразных приставок наиболее многообразно передает круговую семантику приставка о- / об-. Приставки с семантикой круга реализуют одну из образ-схем концепта «круг», а именно «соотношение центра и периферии», что выражается в смыслах «вокруг чего-либо», «рядом с чем-либо», «связанный с чем-либо». Во многих случаях круговая семантика данных префиксов поддерживается корневым элементом и контекстом, однако и в сочетании с другими корнями названные приставки способны выражать смыслы концепта «круг», а значит, должны включаться в состав средств его репрезентации.
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАУЧНОГО СТИЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация
Статья посвящена проблемам преподавания лингвистических дисциплин студентам, обучающимся по техническим специальностям и направлениям подготовки. В ней даны рекомендации, как с помощью активных и интерактивных методов обучения сделать для студентов более эффективным, а также актуальным и интересным процесс освоения научного стиля русского языка. По мнению автора статьи, изучение обозначенного раздела дисциплины «Русский язык и культура речи» должно опираться на такие принципы, как практическая ориентированность обучения, поощрение равноправного взаимодействия между всеми участниками учебного процесса, повышение эмоциональной вовлеченности студентов.
В работе рассмотрены возможности применения следующих методов активного и интерактивного обучения: решение проблемных задач, взаимообучение, дискуссия, состязание, ролевая игра, тренинг; приведены конкретные примеры их использования. Эти методы представлены в соответствии с этапами освоения учебного материала. Так, обоснована целесообразность обращения к методам проблемного обучения при первичном ознакомлении с материалом. На втором этапе – этапе осмысления – важно внести элементы игры. На этапе закрепления полученных знаний эффективны приемы взаимообучения, организация соревнования при выполнении стандартных упражнений, игры. В статье отражены сценарии игр «Бюро переводов» и «Лингвистический крокодил», способствующих пополнению словарного запаса студентов общенаучной и терминологической лексикой и выведению этого лексического пласта из пассивного словаря. На этапе овладения материалом для применения навыков полноценного критического анализа научного текста рекомендуется организация ролевых игр, дискуссий, тренингов (представлены темы, идеи и сценарии).