Том 23, № 1.2 (2017)
- Год: 2017
- Статей: 35
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/issue/view/244
Весь выпуск
«ГАЛАНТНЫЙ ДИАЛОГ» КАК АВТОРСКАЯ СТРАТЕГИЯ В КОМЕДИЯХ ЕКАТЕРИНЫ II
Аннотация
В статье рассматривается комедия как один из ведущих жанров классицистической просвещенно-абсолютистской системы Екатерины II. Особая подача императрицей воспитательного назначения литературы была очень важна для установления, с одной стороны, интимно-дружеского, с другой – театрального способа «диалога» со зрителем. Основой комедийного действия являлось в пьесах государыни непонимание ее подданными правил светского поведения, которое приводило в финале комедии к утверждению смысла какой-либо пословицы, обучающей дворянских молодых людей науке взаимоуважения на признании личностного и аристократического достоинства. Снятие конфликтности и поиск компромисса – вот чему содействовал «галантный диалог» в светском обществе. Поэтому императрица выбирает для себя авторскую маску слуги / служанки для того, чтобы показать театральный эффект галантного поведения: учтивость и разумность в поведении дворянина будет прочитана окружением более, чем внешний вид или хвастовство молодого героя. Таким образом, система персонажей выстраивается автором не только по социальному признаку, но и по нравственно-этическому.
МЕДИАПОЭТИКА ЗАМЕТКИ В ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯХ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению процесса создания медиасюжета в информационных интернет-СМИ, который, опираясь на функциональный базис новостной заметки, формировался путем постепенного изменения технико-функциональных и аксиологических данных исходного текста.
ЦЕННОСТЬ КАК ПАМЯТЬ И ПАМЯТЬ КАК ЦЕННОСТЬ: СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Аннотация
В статье исследуется содержание автонаррации, обусловливающееся спецификой автобиографической памяти, характеризующейся избирательностью и подвижностью. Автобиографическое произведение и в письменном, и в устном своем бытовании обращено к аксиосфере, где только ценное может быть актуализировано как память и впоследствии, вербализуясь, воплощено в форме прецедентных текстов, формирующих ценностный императив.
ГЕРМЕТИЧНАЯ РАЦИОНАЛИСТИЧНОСТЬ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ (Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ», Б.Л. ПАСТЕРНАК «ДОКТОР ЖИВАГО»)
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению проблемы рационалистического подхода в понимании смысла жизни. Автор сопоставляет мировоззренческие позиции главных рационалистов-мыслителей в романах «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака. Образ жизни, подчиненный «логике ума», определяется как «герметичный».
ОПЫТЫ «СКРЕЩИВАНИЯ» ЛИТЕРАТУРЫ И КИНО. «ИПРИТ» В. ШКЛОВСКОГО И ВС. ИВАНОВА КАК СИМБИОТИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ
Аннотация
В статье исследуются вопросы взаимоотношений литературы и кино, которым уделялось много внимания в 20-е годы XX в. Особый интерес в контексте этой проблематики представляет попытка Виктора Шкловского на практике применить возможности кино для модернизации литературного творчества. В 1925 году в соавторстве с Вс. Ивановым Виктор Шкловский выпускает авантюрный роман «Иприт», который не имел большого успеха в момент своего появления, но все чаще привлекает современных исследователей как попытка обогатить литературу за счет «притока свежей крови» – использования открытий кинематографа.
ТЕАТРАЛЬНАЯ КРИТИКА В СОВРЕМЕННЫХ СМИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности современной театральной критики. Изменение медиасистемы привело к трансформации ее составляющих, в том числе и театральной критики, которая основана на ценностных представлениях. В то же время театральная критика активно участвует в формировании новой системы ценностей, причем очевиден процесс дифференциации – выделение аксиологических подсистем.
КАТЕГОРИЯ МОДАЛЬНОСТИ: АВТОР И ГЕРОЙ В СБОРНИКЕ РАССКАЗОВ В. НАБОКОВА «СОГЛЯДАТАЙ»
Аннотация
В статье категория модальности применяется для анализа рассказов В. Набокова из сборника «Соглядатай». Связываются понятия неклассического нарратива (М. Дымарский) и смены повествовательной модальности (Ж. Женетт) в рассказах Набокова. При помощи типов модальности, выделенных М. Эпштейном, – действительное / недействительное, возможно / невозможное, случайное / необходимое – противопоставляются возможности, данные герою автором, и выбор героя. Предпочтение героем отрицательного полюса модальности приводит к сближению позиций автора и героя и наоборот.
«КНИГА ПУТЕШЕСТВИЙ ПО ИМПЕРИИ» АНДРЕЯ БИТОВА В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ КООРДИНАТ
Аннотация
В статье рассматривается книга А. Битова как повествование, в котором отражена авторская рефлексия по поводу увиденных пространств бывшей советской Империи, социальных связей, творческого опыта друзей, судеб современной цивилизации. Контакты с творческими людьми воспринимаются автором как философски значимые и этические уроки. Постоянная фиксация внимания на таких уроках обеспечивает всему произведению его концептуальную целостность.
В. ХЛЕБНИКОВ В ТВОРЧЕСТВЕ А.Л. ХВОСТЕНКО: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА
Аннотация
В статье представлены первые результаты сопоставления поэтик В. Хлебникова и А.Л. Хвостенко. Рассмотрены случаи непосредственного упоминания имени В. Хлебникова в поэтических текстах А.Л. Хвостенко, а также на примере нескольких стихотворений проанализированы случаи структурного параллелизма между поэтиками авторов. В заключение рассматриваются причины обращения А.Л. Хвостенко к поэтике В. Хлебникова.
ИГРА КАК ЦЕННОСТНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ МИРА (ИГРОВЫЕ СТРАТЕГИИ И. БАБЕЛЯ)
Аннотация
В статье рассматривается игровая природа повседневных поведенческих практик И. Бабеля. Выявляются конституирующие черты мироощущения писателя, непосредственно связанные с игрой и весельем («веселый обман», маска, гротеск, мистификация). Выделенные структуры указывают на чрезвычайную близость авторского мироощущения народно-праздничному настроению ярмарки, что дает основание полагать: природа бабелевского дара была «созвучна» глубинным, «игровым» процессам, актуализировавшимся в революции и Гражданской войне. В статье создается платформа для понимания игровой сущности главного свершения писателя – цикла «Конармия».
АКСИОЛОГИЯ ПРОСТРАНСТВА В НОВЕЙШЕЙ РУССКОЙ ДРАМЕ
Аннотация
В статье рассматриваются городские проекты «Жить и умереть в Тольятти» и «Адин», а также пьесы У. Гицаревой «Хач» и Н. Рудковского «Великое переселение уродов». Эти произведения являются репрезентативными примерами решения проблем социальной, национальной, аксиологической идентичности человека в своем / чужом пространстве в новейшей драматургии XX–XXI вв.
АТТРАКТОР И АТТРАКТИВНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТЫ ПОЭТИКИ МАЛОЙ ДРАМАТУРГИИ А.П. ЧЕХОВА
Аннотация
В статье подвергаются анализу малые драматургические формы А.П. Чехова как драматического, так и юмористического пафоса. Предполагается, что в малой драматургии начинают работать принципы чеховского миромоделирования, характерные для драматургического наследия автора в целом.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В РУССКОЙ «НОВОЙ ДРАМЕ» РУБЕЖА ХХ–XXI ВЕКОВ
Аннотация
Исследование посвящено проблеме нравственного выбора в русской «новой драме» рубежа ХХ–XXI веков. Сегодня русская «новая драма» воспринимается как аксиологический эксперимент, поскольку, впитав основные постулаты «театра жестокости» Антонена Арто, она шокирует и травмирует читателя / зрителя. Неадекватные, маргинальные герои «новой драмы» – страдающие, агрессивные, находящиеся «на грани» – словно постоянно тестируются на человеческую состоятельность. Таким образом, проблема репрезентации нравственных ценностей становится ключевой в современной драматургии. Тексты представителей «новой драмы» являются перформативными, не отражающими существующую, а моделирующими новую реальность, в которой героям предстоит сделать выбор между жестокостью и милосердием, ненавистью и любовью, ложью и истиной, порабощением и свободой.
ПОЭТИКА РОМАНА Б.А. САДОВСКОГО «ОХОТА»: К ВОПРОСУ О ФОЛЬКЛОРНОЙ СТИЛИЗАЦИИ
Аннотация
Статья посвящена исследованию художественных особенностей романа Б.А. Садовского «Охота», обусловленных фольклорной стилизацией и обращением автора к мифопоэтическим сюжетам. В поле зрения исследователя – композиция романа, его повествовательная структура, сюжетная линия одного из персонажей и анализ вставных новелл. Фольклорная стихия помогает писателю погрузить читателя в эпоху, дать возможность проникнуть в мироощущение человека XIX века, живущего в ожидании переломных личных и исторических событий (войны). Народный взгляд на историю позволяет Б.А. Садовскому показать, как быт перерастает в бытие.
ПОЧЕМУ ИСКУССТВО СЕГОДНЯ НЕ ВОСПИТЫВАЕТ (ИЛИ О ЗАКОНАХ РЕЦЕПЦИИ, КОТОРЫЕ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ)
Аннотация
МИФОЛОГЕМА «СОЛНЦЕ» В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО «ДЕТИ СОЛНЦА»
Аннотация
В основе статьи – рассмотрение функционирования мифологемы «Солнце» в пьесе М. Горького «Дети солнца». Устанавливается, что культурно-символический образ солнца играет значительную роль в драматургии Максима Горького. Писатель активно использует мифологему «Солнце», подчеркивает, заставляет нас обратить на нее внимание. Образ солнца организует хронотопическую систему, взаимодействует со звериным мотивом, выстраивает вертикальное распределение персоналий, ярче «прорисовывает» систему образов, помогает понять и проанализировать пьесу Максима Горького
совершенно на новом уровне.
Р.М. АКУЛЬШИН-ДРАМАТУРГ (ИСТОРИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ОПЫТА МОЛОДОГО ПИСАТЕЛЯ-«ДЕРЕВЕНЩИКА»)
Аннотация
В статье рассмотрена реакция критиков и власти на спектакль «Окно в деревню», поставленный Вс. Мейерхольдом по литературной основе Р.М. Акульшина на сцене ГосТИМа к юбилею Октябрьской революции в 1927 г. Показано, как единственный театральный опыт писателя-«деревенщика» мог сказаться на его дальнейшей творческой деятельности, в частности отказе от драматургических сочинений.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА МИРОМОДЕЛИРОВАНИЯ В РOST-TRUTH ДИСКУРСЕ
Аннотация
Статья посвящена приемам риторического искусства «подбора слов», используемых при вариативном миромоделированиии, в частности, рассматривается контекстуальное наполнение негативными коннотациями значения лексемы «толерантность» в современном медиадискурсе.
«А МОЖЕТ БЫТЬ И ТО: ПОЭТА ОБЫКНОВЕННЫЙ ЖДАЛ УДЕЛ?»: ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОБРАЗА ПИСАТЕЛЯ-КЛАССИКА В ТЕКСТАХ РОССИЙСКИХ АВТОРОВ
Аннотация
В статье исследуются произведения в жанре альтернативной истории. В основе сюжета этих текстов лежит «развилка судьбы» писателей-классиков, которые избегают смерти, в результате чего исторические события развиваются по новой траектории. Исследователи доказывают, что фигура писателя в отечественной культуре всегда неразрывно связана с властным дискурсом, что свидетельствует об актуальности стереотипа литературоцентричности.
ПОЭЗИЯ «ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОГО ОПЫТА» КАК НОВЫЙ ТИП ПОЙЕСИСА В РАБОТАХ Д. ПРИГОВА
Аннотация
Статья посвящена опыту рассмотрения поэзии Д. Пригова как пойесиса, который определяется не «метафизическим опытом» трансцендентного субъекта, а «гносеологическим опытом», результатом репрезентации неких эпистемологических процедур и манипулирования опытом «Другого-я». Устанавливается изоморфизм теорий Д. Пригова и Ф. Пессоа, позволяющий рассматривать субъект высказывания как метасубъект, осуществляющий гносеологическую игру с опытом «Другого-я».
КИНОПРОЧТЕНИЯ ПОВЕСТИ А. КОЗАЧИНСКОГО «ЗЕЛЕНЫЙ ФУРГОН»
Аннотация
Повесть А. Козачинского «Зеленый фургон» была экранизирована советскими кинематографистами дважды – в 1959-м и в 1983-м гг. Статья посвящена расхождениям фильмов с текстом и определению того, какую экранизацию считать наиболее близкой к авторской интенции «Зеленого фургона».
ЦЕННОСТНЫЙ КОД РИТОРИЧЕСКОГО СЮЖЕТА ПОВЕСТИ А.Н. РАДИЩЕВА «ЖИТИЕ ФЕДОРА ВАСИЛЬЕВИЧА УШАКОВА»
Аннотация
Статья посвящена филологическому анализу ценностного кода «Жития Ф.В. Ушакова» А.Н. Радищева. Произведение состоит из двух сюжетов: риторического и биографического. Объектом статьи являются языковые особенности риторического сюжета, связанного с размышлениями А.Н. Радищева о ценностных ориентирах человека: взаимоотношениях личности и власти, роли личности в обществе, товариществе, дружбе, любви, идее Просвещения. Выявленные ценности декодируются на лексико-семантическом, грамматическом и стилистическом уровнях. Непрямая соотнесенность авторского слова и бытия предполагает использование приемов риторического повествования.
«ДРУГОЙ СИМВОЛИЗМ» В ДРАМАТУРГИИ Л. АНДРЕЕВА: «ЦАРЬ ГОЛОД»
Аннотация
В статье на примере пьесы Л. Андреева «Царь Голод» исследуется комплексная символизация текста на таких художественных уровнях, как конфликт и сюжетостроение, персонажестроение, пространственно-временная организация, речевая организация, паратекст (а именно – цветопись, светопись, звукопись в ремарках) и заголовочный комплекс, направленные на выражение авторской экспрессии и авторского сознания.
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В СМИ: ВЫНУЖДЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ?
Аннотация
Сформулировав цель работы как изучение особенностей современного медиапотребления, автор акцентирует внимание на таком феномене, как клиповое мышление, обосновывает его влияние на неизбежность интенсификации процесса визуализации контента в современных средствах массовой коммуникации и последовательно подводит к выводу, что визуализация журналистского контента в средствах массовой информации – наиболее эффективный путь взаимодействия с современным потребителем медиапродукта.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОД В ЭКРАНИЗАЦИИ ПЬЕСЫ А.П. ЧЕХОВА «ИВАНОВ»
Аннотация
В статье рассматривается фильм В. Дубровицкого «Иванов» (2011 г.), снятый по одноименной пьесе А.П. Чехова. При «переводе» пьесы на язык кино используется театральный код, при этом театральное начало представлено в двух вариантах: театр как пространство и театр как поведенческая стратегия. Авторы фильма очень внимательно изучили предыдущие удачные чеховские экранизации, и в нем присутствуют отсылки к фильмам И. Хейфица, Н. Михалкова, С. Овчарова.
ДОМ КАК ЦЕННОСТЬ В РУССКОЙ ДРАМЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
Аннотация
В статье через наблюдение за трансформацией драматического пространства рассматривается решение проблемы отношений человека и мира советскими авторами первой половины ХХ века. Доказывается, что основная линия развития советской драмы определяется горьковской традицией, для которой характерно исследование закономерностей общественной жизни и социального поведения человека. Сюжетная эволюция образа дома, как и эволюция драматического характера, указывает на новую ценностную систему, утверждаемую советской драмой первой половины ХХ века. Дом утрачивает индивидуальные особенности и «открывается» миру.
ПЬЕСА И ФИЛЬМ: НАХОДКИ И УТРАТЫ (ОБ ЭКРАНИЗАЦИЯХ ПЬЕСЫ А.П. ЧЕХОВА «ЧАЙКА»)
Аннотация
В статье рассматриваются две экранизации «Чайки»: фильм Ю. Карасика («Мосфильм», 1970) и «семейная» картина М. Тереховой («М-Фильм», 2005). Доказывается, что в своем подходе к экранизации Ю. Карасик осуществил перестановку сцен внутри действий пьесы, сократил или полностью исключил отдельные диалоги и монологи действующих лиц.
М. Терехова сохраняет весь текст чеховской «Чайки» полностью, что позволило ей создать объемный двухчасовой фильм. Однако если говорить об успехе этих работ, то можно отметить, что режиссеру Ю. Карасику удалось перенести на экран чеховскую пьесу с минимальными потерями, в то время как слепое следование за чеховским текстом не помогло М. Тереховой создать удачную киноэкранизацию.
«ТЕАТРАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ (ОСМЫСЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ РЕЦЕПЦИИ)
Аннотация
В статье рассматриваются разные формы «театрального диалога» на материале письменных работ старшеклассников и бесед после просмотра одного спектакля. Формирование зрителя и зрительских компетенций представляется как процесс.
ТЕАТРАЛЬНАЯ АКСИОЛОГИЯ НИКОЛАЯ ЕВРЕИНОВА
Аннотация
В статье рассматриваются ценностные аспекты категории театральности Н. Евреинова. Прослеживается эволюция понятия о театральности в его теоретических построениях и режиссерской практике, а также смена аксиологической доминанты театральности с «эстетизма» на «преэстетизм». Отмечаются высокие прогностические способности Евреинова, обеспечившие значимость его театральной теории в различных сферах современной жизни, включая театральные практики за пределами театра.
«ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС» КАК СМЫСЛ, ЦЕННОСТЬ И КОД (НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА С.Н. ДУРЫЛИНА)
Аннотация
В статье в рамках ценностно-содержательного подхода рассматривается ментально-специфическая категория – «евхаристический комплекс» русской словесности. В работе показывается, как «поэтика благодарения» воскрешает смыслы и ценности, придающие слову и тексту онтологический статус. На материале творчества С.Н. Дурылина делается вывод о том, что через художественную кодификацию и воплощение «евхаристического комплекса» рождается особая онтологическая картина мира писателя.
ЖУРНАЛЬНАЯ БОРЬБА 1870-Х ГОДОВ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНОГО КОЛЛАПСА РУССКОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация
В статье исследуется журнальная полемика 1870-х гг., посвященная состоянию современной литературы и журналистики,реструктуризации системы духовных и эстетических ценностей в пореформенной России, повышению идейной борьбы между изданиями, обострению конкуренции между ними, расширению круга обсуждаемых вопросов: от путей развития России до этических норм журналистского труда.