Том 23, № 1.2 (2017)

Весь выпуск

«ГАЛАНТНЫЙ ДИАЛОГ» КАК АВТОРСКАЯ СТРАТЕГИЯ В КОМЕДИЯХ ЕКАТЕРИНЫ II

Акимова Т.И.

Аннотация

В статье рассматривается комедия как один из ведущих жанров классицистической просвещенно-абсолютистской системы Екатерины II. Особая подача императрицей воспитательного назначения литературы была очень важна для установления, с одной стороны, интимно-дружеского, с другой – театрального способа «диалога» со зрителем. Основой комедийного действия являлось в пьесах государыни непонимание ее подданными правил светского поведения, которое приводило в финале комедии к утверждению смысла какой-либо пословицы, обучающей дворянских молодых людей науке взаимоуважения на признании личностного и аристократического достоинства. Снятие конфликтности и поиск компромисса – вот чему содействовал «галантный диалог» в светском обществе. Поэтому императрица выбирает для себя авторскую маску слуги / служанки для того, чтобы показать театральный эффект галантного поведения: учтивость и разумность в поведении дворянина будет прочитана окружением более, чем внешний вид или хвастовство молодого героя. Таким образом, система персонажей выстраивается автором не только по социальному признаку, но и по нравственно-этическому.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):9-13
pages 9-13 views

МЕДИАПОЭТИКА ЗАМЕТКИ В ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯХ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аржанов А.П.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению процесса создания медиасюжета в информационных интернет-СМИ, который, опираясь на функциональный базис новостной заметки, формировался путем постепенного изменения технико-функциональных и аксиологических данных исходного текста.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):14-18
pages 14-18 views

ЦЕННОСТЬ КАК ПАМЯТЬ И ПАМЯТЬ КАК ЦЕННОСТЬ: СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Бирюкова Е.Е.

Аннотация

В статье исследуется содержание автонаррации, обусловливающееся спецификой автобиографической памяти, характеризующейся избирательностью и подвижностью. Автобиографическое произведение и в письменном, и в устном своем бытовании обращено к аксиосфере, где только ценное может быть актуализировано как память и впоследствии, вербализуясь, воплощено в форме прецедентных текстов, формирующих ценностный императив.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):19-22
pages 19-22 views

ГЕРМЕТИЧНАЯ РАЦИОНАЛИСТИЧНОСТЬ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ (Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ», Б.Л. ПАСТЕРНАК «ДОКТОР ЖИВАГО»)

Бондарчук Е.М.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению проблемы рационалистического подхода в понимании смысла жизни. Автор сопоставляет мировоззренческие позиции главных рационалистов-мыслителей в романах «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака. Образ жизни, подчиненный «логике ума», определяется как «герметичный».

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):23-27
pages 23-27 views

ОПЫТЫ «СКРЕЩИВАНИЯ» ЛИТЕРАТУРЫ И КИНО. «ИПРИТ» В. ШКЛОВСКОГО И ВС. ИВАНОВА КАК СИМБИОТИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ

Васиярова О.А.

Аннотация

В статье исследуются вопросы взаимоотношений литературы и кино, которым уделялось много внимания в 20-е годы XX в. Особый интерес в контексте этой проблематики представляет попытка Виктора Шкловского на практике применить возможности кино для модернизации литературного творчества. В 1925 году в соавторстве с Вс. Ивановым Виктор Шкловский выпускает авантюрный роман «Иприт», который не имел большого успеха в момент своего появления, но все чаще привлекает современных исследователей как попытка обогатить литературу за счет «притока свежей крови» – использования открытий кинематографа.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):28-31
pages 28-31 views

ТЕАТРАЛЬНАЯ КРИТИКА В СОВРЕМЕННЫХ СМИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ

Выровцева Е.В.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности современной театральной критики. Изменение медиасистемы привело к трансформации ее составляющих, в том числе и театральной критики, которая основана на ценностных представлениях. В то же время театральная критика активно участвует в формировании новой системы ценностей, причем очевиден процесс дифференциации – выделение аксиологических подсистем.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):32-36
pages 32-36 views

КАТЕГОРИЯ МОДАЛЬНОСТИ: АВТОР И ГЕРОЙ В СБОРНИКЕ РАССКАЗОВ В. НАБОКОВА «СОГЛЯДАТАЙ»

Гарбузинская Ю.Р.

Аннотация

В статье категория модальности применяется для анализа рассказов В. Набокова из сборника «Соглядатай». Связываются понятия неклассического нарратива (М. Дымарский) и смены повествовательной модальности (Ж. Женетт) в рассказах Набокова. При помощи типов модальности, выделенных М. Эпштейном, – действительное / недействительное, возможно / невозможное, случайное / необходимое – противопоставляются возможности, данные герою автором, и выбор героя. Предпочтение героем отрицательного полюса модальности приводит к сближению позиций автора и героя и наоборот.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):37-41
pages 37-41 views

«КНИГА ПУТЕШЕСТВИЙ ПО ИМПЕРИИ» АНДРЕЯ БИТОВА В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ КООРДИНАТ

Голубков С.А.

Аннотация

В статье рассматривается книга А. Битова как повествование, в котором отражена авторская рефлексия по поводу увиденных пространств бывшей советской Империи, социальных связей, творческого опыта друзей, судеб современной цивилизации. Контакты с творческими людьми воспринимаются автором как философски значимые и этические уроки. Постоянная фиксация внимания на таких уроках обеспечивает всему произведению его концептуальную целостность.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):42-46
pages 42-46 views

В. ХЛЕБНИКОВ В ТВОРЧЕСТВЕ А.Л. ХВОСТЕНКО: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА

Дробинин Г.Д.

Аннотация

В статье представлены первые результаты сопоставления поэтик В. Хлебникова и А.Л. Хвостенко. Рассмотрены случаи непосредственного упоминания имени В. Хлебникова в поэтических текстах А.Л. Хвостенко, а также на примере нескольких стихотворений проанализированы случаи структурного параллелизма между поэтиками авторов. В заключение рассматриваются причины обращения А.Л. Хвостенко к поэтике В. Хлебникова.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):47-52
pages 47-52 views

ИГРА КАК ЦЕННОСТНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ МИРА (ИГРОВЫЕ СТРАТЕГИИ И. БАБЕЛЯ)

Жарников Г.С.

Аннотация

В статье рассматривается игровая природа повседневных поведенческих практик И. Бабеля. Выявляются конституирующие черты мироощущения писателя, непосредственно связанные с игрой и весельем («веселый обман», маска, гротеск, мистификация). Выделенные структуры указывают на чрезвычайную близость авторского мироощущения народно-праздничному настроению ярмарки, что дает основание полагать: природа бабелевского дара была «созвучна» глубинным, «игровым» процессам, актуализировавшимся в революции и Гражданской войне. В статье создается платформа для понимания игровой сущности главного свершения писателя – цикла «Конармия».

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):53-57
pages 53-57 views

АКСИОЛОГИЯ ПРОСТРАНСТВА В НОВЕЙШЕЙ РУССКОЙ ДРАМЕ

Журчева О.В.

Аннотация

В статье рассматриваются городские проекты «Жить и умереть в Тольятти» и «Адин», а также пьесы У. Гицаревой «Хач» и Н. Рудковского «Великое переселение уродов». Эти произведения являются репрезентативными примерами решения проблем социальной, национальной, аксиологической идентичности человека в своем / чужом пространстве в новейшей драматургии XX–XXI вв.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):58-62
pages 58-62 views

АТТРАКТОР И АТТРАКТИВНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТЫ ПОЭТИКИ МАЛОЙ ДРАМАТУРГИИ А.П. ЧЕХОВА

Иванова В.Н.

Аннотация

В статье подвергаются анализу малые драматургические формы А.П. Чехова как драматического, так и юмористического пафоса. Предполагается, что в малой драматургии начинают работать принципы чеховского миромоделирования, характерные для драматургического наследия автора в целом.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):63-67
pages 63-67 views

«СТОЯНИЕ ЗОИ» И «НЮРНБЕРГ. СКАМЬЯ ПОДСУДИМЫХ». РАБОТА ДРАМАТУРГА НАД ПЬЕСОЙ: ОТ ПУБЛИКАЦИИ В ЖУРНАЛЕ «СОВРЕМЕННАЯ ДРАМАТУРГИЯ» ДО ПРЕМЬЕРЫ В ТЕАТРЕ И КИНО

Игнашов А.В.

Аннотация

Статья посвящена работе драматурга в контексте интерпретации текста пьесы от публикации в журнале до премьеры в театре и кино.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):68-71
pages 68-71 views

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В РУССКОЙ «НОВОЙ ДРАМЕ» РУБЕЖА ХХ–XXI ВЕКОВ

Кислова Л.С., Драчева С.О.

Аннотация

Исследование посвящено проблеме нравственного выбора в русской «новой драме» рубежа ХХ–XXI веков. Сегодня русская «новая драма» воспринимается как аксиологический эксперимент, поскольку, впитав основные постулаты «театра жестокости» Антонена Арто, она шокирует и травмирует читателя / зрителя. Неадекватные, маргинальные герои «новой драмы» – страдающие, агрессивные, находящиеся «на грани» – словно постоянно тестируются на человеческую состоятельность. Таким образом, проблема репрезентации нравственных ценностей становится ключевой в современной драматургии. Тексты представителей «новой драмы» являются перформативными, не отражающими существующую, а моделирующими новую реальность, в которой героям предстоит сделать выбор между жестокостью и милосердием, ненавистью и любовью, ложью и истиной, порабощением и свободой.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):72-76
pages 72-76 views

ПОЭТИКА РОМАНА Б.А. САДОВСКОГО «ОХОТА»: К ВОПРОСУ О ФОЛЬКЛОРНОЙ СТИЛИЗАЦИИ

Кислова Н.Н.

Аннотация

Статья посвящена исследованию художественных особенностей романа Б.А. Садовского «Охота», обусловленных фольклорной стилизацией и обращением автора к мифопоэтическим сюжетам. В поле зрения исследователя – композиция романа, его повествовательная структура, сюжетная линия одного из персонажей и анализ вставных новелл. Фольклорная стихия помогает писателю погрузить читателя в эпоху, дать возможность проникнуть в мироощущение человека XIX века, живущего в ожидании переломных личных и исторических событий (войны). Народный взгляд на историю позволяет Б.А. Садовскому показать, как быт перерастает в бытие.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):77-80
pages 77-80 views

ПОЧЕМУ ИСКУССТВО СЕГОДНЯ НЕ ВОСПИТЫВАЕТ (ИЛИ О ЗАКОНАХ РЕЦЕПЦИИ, КОТОРЫЕ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ)

Коган И.И.

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о том, в какой степени искусство способно воспитывать. На материале работ, в которых старшеклассники анализируют незнакомые поэтические тексты А. Блока, С. Есенина и Вл. Маяковского, в статье поднимается проблема адекватности произведений школьной программы по литературе возрастной психологии восприятия художественного текста.
Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):81-85
pages 81-85 views

МИФОЛОГЕМА «СОЛНЦЕ» В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО «ДЕТИ СОЛНЦА»

Козлова Ю.А.

Аннотация

В основе статьи – рассмотрение функционирования мифологемы «Солнце» в пьесе М. Горького «Дети солнца». Устанавливается, что культурно-символический образ солнца играет значительную роль в драматургии Максима Горького. Писатель активно использует мифологему «Солнце», подчеркивает, заставляет нас обратить на нее внимание. Образ солнца организует хронотопическую систему, взаимодействует со звериным мотивом, выстраивает вертикальное распределение персоналий, ярче «прорисовывает» систему образов, помогает понять и проанализировать пьесу Максима Горького
совершенно на новом уровне.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):86-90
pages 86-90 views

Р.М. АКУЛЬШИН-ДРАМАТУРГ (ИСТОРИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ОПЫТА МОЛОДОГО ПИСАТЕЛЯ-«ДЕРЕВЕНЩИКА»)

Косицин А.А.

Аннотация

В статье рассмотрена реакция критиков и власти на спектакль «Окно в деревню», поставленный Вс. Мейерхольдом по литературной основе Р.М. Акульшина на сцене ГосТИМа к юбилею Октябрьской революции в 1927 г. Показано, как единственный театральный опыт писателя-«деревенщика» мог сказаться на его дальнейшей творческой деятельности, в частности отказе от драматургических сочинений.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):91-95
pages 91-95 views

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА МИРОМОДЕЛИРОВАНИЯ В РOST-TRUTH ДИСКУРСЕ

Лабутина В.В.

Аннотация

Статья посвящена приемам риторического искусства «подбора слов», используемых при вариативном миромоделированиии, в частности, рассматривается контекстуальное наполнение негативными коннотациями значения лексемы «толерантность» в современном медиадискурсе.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):96-100
pages 96-100 views

«А МОЖЕТ БЫТЬ И ТО: ПОЭТА ОБЫКНОВЕННЫЙ ЖДАЛ УДЕЛ?»: ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОБРАЗА ПИСАТЕЛЯ-КЛАССИКА В ТЕКСТАХ РОССИЙСКИХ АВТОРОВ

Масленкова Н.А., Сергеева Е.Н.

Аннотация

В статье исследуются произведения в жанре альтернативной истории. В основе сюжета этих текстов лежит «развилка судьбы» писателей-классиков, которые избегают смерти, в результате чего исторические события развиваются по новой траектории. Исследователи доказывают, что фигура писателя в отечественной культуре всегда неразрывно связана с властным дискурсом, что свидетельствует об актуальности стереотипа литературоцентричности.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):101-105
pages 101-105 views

«МЕСС-МЕНД» МАРИЭТТЫ ШАГИНЯН КАК «КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ» РОМАН

Наприенко А.В.

Аннотация

В статье на примере цикла романов Мариэтты Шагинян «Месс-Менд» рассматривается проблема взаимоотношения кино и литературы в 20-е гг. XX века.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):106-110
pages 106-110 views

ПОЭЗИЯ «ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОГО ОПЫТА» КАК НОВЫЙ ТИП ПОЙЕСИСА В РАБОТАХ Д. ПРИГОВА

Нечаева Е.А.

Аннотация

Статья посвящена опыту рассмотрения поэзии Д. Пригова как пойесиса, который определяется не «метафизическим опытом» трансцендентного субъекта, а «гносеологическим опытом», результатом репрезентации неких эпистемологических процедур и манипулирования опытом «Другого-я». Устанавливается изоморфизм теорий Д. Пригова и Ф. Пессоа, позволяющий рассматривать субъект высказывания как метасубъект, осуществляющий гносеологическую игру с опытом «Другого-я».

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):111-115
pages 111-115 views

ТРАГЕДИЯ ВЕН. ЕРОФЕЕВА «ФАННИ КАПЛАН» КАК ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

Перепёлкин М.А., Кобзарь У.А.

Аннотация

В статье проделан анализ сюжетно-смысловой структуры незавершенной трагедии Венедикта Ерофеева «Фанни Каплан». Трагедия трактуется как принесение в жертву мира, поглощенного хаосом.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):116-120
pages 116-120 views

КИНОПРОЧТЕНИЯ ПОВЕСТИ А. КОЗАЧИНСКОГО «ЗЕЛЕНЫЙ ФУРГОН»

Поздняков К.С.

Аннотация

Повесть А. Козачинского «Зеленый фургон» была экранизирована советскими кинематографистами дважды – в 1959-м и в 1983-м гг. Статья посвящена расхождениям фильмов с текстом и определению того, какую экранизацию считать наиболее близкой к авторской интенции «Зеленого фургона».

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):121-125
pages 121-125 views

ЦЕННОСТНЫЙ КОД РИТОРИЧЕСКОГО СЮЖЕТА ПОВЕСТИ А.Н. РАДИЩЕВА «ЖИТИЕ ФЕДОРА ВАСИЛЬЕВИЧА УШАКОВА»

Растягаев А.В., Сложеникина Ю.В.

Аннотация

Статья посвящена филологическому анализу ценностного кода «Жития Ф.В. Ушакова» А.Н. Радищева. Произведение состоит из двух сюжетов: риторического и биографического. Объектом статьи являются языковые особенности риторического сюжета, связанного с размышлениями А.Н. Радищева о ценностных ориентирах человека: взаимоотношениях личности и власти, роли личности в обществе, товариществе, дружбе, любви, идее Просвещения. Выявленные ценности декодируются на лексико-семантическом, грамматическом и стилистическом уровнях. Непрямая соотнесенность авторского слова и бытия предполагает использование приемов риторического повествования.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):126-129
pages 126-129 views

«ДРУГОЙ СИМВОЛИЗМ» В ДРАМАТУРГИИ Л. АНДРЕЕВА: «ЦАРЬ ГОЛОД»

Савельева В.В.

Аннотация

В статье на примере пьесы Л. Андреева «Царь Голод» исследуется комплексная символизация текста на таких художественных уровнях, как конфликт и сюжетостроение, персонажестроение, пространственно-временная организация, речевая организация, паратекст (а именно – цветопись, светопись, звукопись в ремарках) и заголовочный комплекс, направленные на выражение авторской экспрессии и авторского сознания.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):130-134
pages 130-134 views

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В СМИ: ВЫНУЖДЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ?

Симакова С.И.

Аннотация

Сформулировав цель работы как изучение особенностей современного медиапотребления, автор акцентирует внимание на таком феномене, как клиповое мышление, обосновывает его влияние на неизбежность интенсификации процесса визуализации контента в современных средствах массовой коммуникации и последовательно подводит к выводу, что визуализация журналистского контента в средствах массовой информации – наиболее эффективный путь взаимодействия с современным потребителем медиапродукта.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):135-139
pages 135-139 views

СЛОВО И ТЕКСТ В СПЕКТАКЛЕ И В ЕГО ЛИТЕРАТУРНОМ ПЕРВОИСТОЧНИКЕ

Торунова Г.М.

Аннотация

В статье рассматривается проблема совпадения и противостояния текста драматургического и текста сценического как одна из наиболее важных и актуальных при восприятии и анализе спектакля.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):140-144
pages 140-144 views

ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОД В ЭКРАНИЗАЦИИ ПЬЕСЫ А.П. ЧЕХОВА «ИВАНОВ»

Тузова Е.Н.

Аннотация

В статье рассматривается фильм В. Дубровицкого «Иванов» (2011 г.), снятый по одноименной пьесе А.П. Чехова. При «переводе» пьесы на язык кино используется театральный код, при этом театральное начало представлено в двух вариантах: театр как пространство и театр как поведенческая стратегия. Авторы фильма очень внимательно изучили предыдущие удачные чеховские экранизации, и в нем присутствуют отсылки к фильмам И. Хейфица, Н. Михалкова, С. Овчарова.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):145-149
pages 145-149 views

ДОМ КАК ЦЕННОСТЬ В РУССКОЙ ДРАМЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

Тютелова Л.Г.

Аннотация

В статье через наблюдение за трансформацией драматического пространства рассматривается решение проблемы отношений человека и мира советскими авторами первой половины ХХ века. Доказывается, что основная линия развития советской драмы определяется горьковской традицией, для которой характерно исследование закономерностей общественной жизни и социального поведения человека. Сюжетная эволюция образа дома, как и эволюция драматического характера, указывает на новую ценностную систему, утверждаемую советской драмой первой половины ХХ века. Дом утрачивает индивидуальные особенности и «открывается» миру.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):150-154
pages 150-154 views

ПЬЕСА И ФИЛЬМ: НАХОДКИ И УТРАТЫ (ОБ ЭКРАНИЗАЦИЯХ ПЬЕСЫ А.П. ЧЕХОВА «ЧАЙКА»)

Фокеев А.Л.

Аннотация

В статье рассматриваются две экранизации «Чайки»: фильм Ю. Карасика («Мосфильм», 1970) и «семейная» картина М. Тереховой («М-Фильм», 2005). Доказывается, что в своем подходе к экранизации Ю. Карасик осуществил перестановку сцен внутри действий пьесы, сократил или полностью исключил отдельные диалоги и монологи действующих лиц.
М. Терехова сохраняет весь текст чеховской «Чайки» полностью, что позволило ей создать объемный двухчасовой фильм. Однако если говорить об успехе этих работ, то можно отметить, что режиссеру Ю. Карасику удалось перенести на экран чеховскую пьесу с минимальными потерями, в то время как слепое следование за чеховским текстом не помогло М. Тереховой создать удачную киноэкранизацию.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):155-159
pages 155-159 views

«ТЕАТРАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ (ОСМЫСЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ РЕЦЕПЦИИ)

Швалова С.А.

Аннотация

В статье рассматриваются разные формы «театрального диалога» на материале письменных работ старшеклассников и бесед после просмотра одного спектакля. Формирование зрителя и зрительских компетенций представляется как процесс.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):160-164
pages 160-164 views

ТЕАТРАЛЬНАЯ АКСИОЛОГИЯ НИКОЛАЯ ЕВРЕИНОВА

Шевченко Е.С.

Аннотация

В статье рассматриваются ценностные аспекты категории театральности Н. Евреинова. Прослеживается эволюция понятия о театральности в его теоретических построениях и режиссерской практике, а также смена аксиологической доминанты театральности с «эстетизма» на «преэстетизм». Отмечаются высокие прогностические способности Евреинова, обеспечившие значимость его театральной теории в различных сферах современной жизни, включая театральные практики за пределами театра.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):165-169
pages 165-169 views

«ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС» КАК СМЫСЛ, ЦЕННОСТЬ И КОД (НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА С.Н. ДУРЫЛИНА)

Щепалина Е.А.

Аннотация

В статье в рамках ценностно-содержательного подхода рассматривается ментально-специфическая категория – «евхаристический комплекс» русской словесности. В работе показывается, как «поэтика благодарения» воскрешает смыслы и ценности, придающие слову и тексту онтологический статус. На материале творчества С.Н. Дурылина делается вывод о том, что через художественную кодификацию и воплощение «евхаристического комплекса» рождается особая онтологическая картина мира писателя.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):170-174
pages 170-174 views

ЖУРНАЛЬНАЯ БОРЬБА 1870-Х ГОДОВ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНОГО КОЛЛАПСА РУССКОГО ОБЩЕСТВА

Щербакова Г.И.

Аннотация

В статье исследуется журнальная полемика 1870-х гг., посвященная состоянию современной литературы и журналистики,реструктуризации системы духовных и эстетических ценностей в пореформенной России, повышению идейной борьбы между изданиями, обострению конкуренции между ними, расширению круга обсуждаемых вопросов: от путей развития России до этических норм журналистского труда.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017;23(1.2):175-179
pages 175-179 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах