Том 14, № 2 (2015)

Весь выпуск

АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Вычислительный алгоритм формирования программного движения в программном повороте малого космического аппарата

Салмин В.В., Филатов А.В., Ткаченко И.С., Тюгашев А.А., Сопченко Е.В.

Аннотация

В статье описывается математическая модель и программная реализация вычислительного алгоритма формирования программного движения при программном повороте опытно-технологического малого космического аппарата. Вычислительный алгоритм предназначен для расчёта программных параметров траектории программного поворота малого космического аппарата; определения моментов времени, в которые происходит смена законов движения объекта в процессе поворота, а также программных параметров движения в этих точках для определения интервалов, характеризующихся постоянством законов движения объекта, положения осей вращения объекта на этих интервалах. Приводятся сведения о приборном составе, базовых режимах функционирования, принципах организации системы управления движением. Опытно-технологический малый космический аппарат «АИСТ-2Д» имеет массу до 500 кг, функционирует на околокруговой орбите высотой 600 километров. Система управления движением включает в свой состав датчики и исполнительные механизмы, собственный вычислитель. Программное обеспечение организовано как встроенное в техническую систему и реализует полную поддержку логики управления системой управления движением как в нормальных, так и в аномальных ситуациях. Программное обеспечение проходит многостадийный процесс отладки, обеспечивающий достижение требуемых показателей качества и надёжности.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(2):9-19
pages 9-19 views

МАШИНОСТРОЕНИЕ И ЭНЕРГЕТИКА

Исследование ниппельного соединения трубопровода летательного аппарата под воздействием динамического нагружения

Агафонов В.М., Пыхалов А.А.

Аннотация

В статье приведены результаты исследований динамического поведения сборного однопролётного трубопровода с соединением по наружному конусу под воздействием кинематического возбуждения. Рассматривалось пять моделей трубопровода с различными условиями сопряжений в соединении по наружному конусу. Результаты получены с применением метода конечных элементов и решением контактной задачи механики твёрдого деформируемого тела. На первом этапе выполнено построение амплитудно-частотных характеристик для рассматриваемыхмоделей трубопровода. В результате показана зависимость амплитудно-частотных характеристик колебаний однопролётного трубопровода от условий сопряжений в сборном соединении трубопровода. В ходе исследования определено, что резонансная частота трубопровода изменяется при введении допускаемых зазоров в соединение по наружному конусу. Такое изменение может приводить к смещению резонансной частоты трубопровода в диапазон рабочих частот конструкции, что может привести к разрушению трубопровода. Отражено влияние внешнего динамического нагружения на распределение контактного давления в сборном соединении по наружному конусу при прохождении резонансной частоты. Данное распределение определяет герметичность соединения.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(2):20-28
pages 20-28 views

Характеристика показателей энергетической эффективности и подведение промежуточных итогов по сокращению потребления энергетических ресурсов СГАУ

Анищенкова Е.И., Бирюк В.В., Анисимов М.Ю.

Аннотация

Рассмотрены основные направления повышения эффективности использования энергоресурсов в государственных учреждениях. Определена область применения показателя энергетической эффективности в зависимости от поставленной цели анализа и дальнейшего использования. Отражена специфика деятельности СГАУ, в связи с чем отражена целесообразность ведения расчёта удельных затрат не только на студентов, но и на преподавательский состав, научных сотрудников и работников. Определена необходимость расчёта удельных показателей потребления тепловой энергии исходя из площади и объёма отапливаемых помещений. Разработка и реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности систем снабжения энергетическими ресурсами – важнейший механизм достижения целей по созданию экономических и организационных условий эффективного использования энергоресурсов. Рассчитаны удельные показатели потребления тепловой энергии в динамике до и после проведения энергосберегающих мероприятий. Проведённое энергетическое обследование показало ряд проблем, где скрыт потенциал энергосбережения СГАУ, отражены проведённые энергосберегающие мероприятия. Подведены промежуточные итоги по сокращению потребления энергоресурсов и повышению энергетической эффективности СГАУ, в долгосрочной перспективе это ведёт к ощутимой экономии энергетических ресурсов и сокращению затрат на их оплату.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(2):29-34
pages 29-34 views

Расчёт на прочность элементов ДВС с помощью ANSYS с учётом тепловых процессов в камере сгорания

Бирюк В.В., Горшкалёв А.А., Каюков С.С., Сайгаков Е.А.

Аннотация

Представлена методика моделирования рабочих процессов двигателя внутреннего сгорания с использованием CAD/CAE – технологий. Рассмотрены вопросы моделирования газодинамических и тепловых процессов в четырёхтактных двигателях внутреннего сгорания с использованием программы ANSYS Fluent и ANSYS Steady-State Thermal, позволяющей получать поля распределений основных термодинамических параметров. Особое внимание уделяется созданию методики прочностного исследования, а также особенностям её настройки для решения задач, связанных с проектированием двигателей внутреннего сгорания.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(2):35-43
pages 35-43 views

Экспериментальное исследование теплоотдачи в камере энергоразделения вихревой трубы

Веретенников С.В., Баринов С.Н.

Аннотация

Одним из способов повышения КПД ГТУ является увеличение эффективности системы охлаждения лопаток с помощью закрученных потоков. Количество исследований по теплообмену в ограниченных закрученных потоках, в частности, в неадиабатных вихревых трубах недостаточно. В работе представлены результаты  экспериментальных исследований теплообмена закрученных потоков в камере энергоразделения неадиабатных вихревых труб. Выполнены экспериментальные исследования нестационарного теплообмена в противоточной вихревой трубе при изменении режима течения. Приведены распределения температуры по поверхности камеры энергоразделения и патрубка охлаждённого потока в различные моменты времени, а также зависимости абсолютных эффектов подогрева и охлаждения от времени.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(2):44-51
pages 44-51 views

Моделирование профиля рентгеновской линии образца при диффузионном насыщении металла

Волков В.В., Покоев А.В.

Аннотация

В статье рассмотрены методы неразрушающего контроля диффузионно-насыщенных слоёв поликристаллических сплавов и, в частности, при цементации стали. Существуют сравнительно простые и надёжные рентгеновские методы изучения диффузионных процессов, важными достоинствами которых является их безопасность, доступность и отсутствие необходимости разрушать образец. Дифракционная картина рассеяния характеристического рентгеновского излучения на кристаллической решётке поликристаллического сплава несёт в себе информацию о структуре и концентрационном распределении диффундирующего вещества (диффузант - углерод) в решётке растворителя (сплав на основе железа) после изотермического отжига. Применение численных методов позволяет моделировать профиль рентгеновской линии (ПРЛ) по изменениям параметра решётки сплава, обусловленными, например, диффузионным проникновением углерода в сталь. Этот подход использован для выбора оптимальных условий насыщения поверхности металлического сплава для случая диффузии из постоянного источника. С некоторыми допущениями применение расчётного алгоритма показывает хорошее приближение для цементации поликристаллической стали, что позволяет устанавливать степень диффузионного насыщения в зависимости от технологических параметров этого процесса и контролировать его. Вариации в ПРЛ существенно зависят как от градиента концентрации диффузанта, так и от глубины проникновения рентгеновских лучей. Разработан и апробирован алгоритм моделирования, позволяющий прогнозировать параметры диффузионной зоны при цементации. Показано, что глубина анализа рентгеновскими лучами при определённых условиях съёмки позволяет получать информацию о размерах диффузионной зоны в слоях, значительно превышающих величину слоя половинного поглощения. Приведено сравнение экспериментальных данных, полученных при цементации образца, с результатами моделирования  дифракционного профиля.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(2):52-58
pages 52-58 views

Исследование механизма заедания золотниковых пар авиационных гидроприводов

Гареев А.М., Попельнюк И.А.

Аннотация

Статья посвящена изучению процесса заедания золотниковых пар авиационных гидроприводов под действием частичек загрязнения, содержащихся в рабочих жидкостях гидравлических систем воздушных судов. Рассмотрен механизм воздействия этих частичек на гидропривод. Детально проанализирован процесс развития заедания. По результатам анализа разработаны две методики, позволяющие оценить состояние золотниковой пары, а также спрогнозировать появление отказа. Первая из них основана на непосредственном замере величины зазора в золотниковой паре гидропривода в процессе ремонта. Для её реализации необходимо аналитическим путём определить величину минимально допустимого зазора, обеспечивающего устойчивую работу агрегата во всём диапазоне давлений в гидравлической системе. Вторая методика является менее трудоёмкой (но и менее точной) по сравнению с первой и основывается на измерении значения макропараметра гидропривода, изменение которого связано с изменением величины зазора в золотниковой паре в процессе эксплуатации. Предварительно необходимо определить зависимость выбранного макропараметра от величины зазора в золотниковой паре. Реализация описанных методик позволит существенно повысить экономический эффект от использования воздушных судов путём сокращения расходов и времени их простоя во время ремонта.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(2):59-69
pages 59-69 views

Определение границ зажигания аэровзвеси частиц алюминия в высокоскоростном потоке воздуха

Егоров А.Г., Тизилов А.С.

Аннотация

Представлены результаты определения границы зажигания турбулентного потока алюминиево-воздушной смеси, а также влияние таких параметров, как скорость потока, турбулентность, размер частиц алюминия на границы зажигания. Установлено, что с ростом начальной турбулентности очаг воспламенения под действием пульсации раздваивается, языки пламени выносятся в основной поток и там гаснут, тем самым увеличивая время зажигания основного потока смеси; с увеличением начальной турбулентности потока границы зажигания алюминиево-воздушной смеси расширяются, а также увеличивается скорость потока алюминиево-воздушной смеси; граница зажигания порошка алюминиево-магниевого сплава соответствует границе зажигания для камер сгорания авиационных газотурбинных двигателей; наличие в зоне воспламенения частиц порошка алюминия мелкой фракции в значительной мере способствует расширению границы зажигания потока алюминиево-воздушной смеси. Также получено, что максимум скорости распространения пламени и тепловыделения для алюминиево-воздушной смеси наблюдается при составе смеси близком к стехиометрическому, как и для газовоздушных смесей. Однако отличительной особенностью алюминиево-воздушной смеси является наличие второго максимума скорости распространения пламени и тепловыделения при составах смеси . Полученные границы зажигания алюминиево-воздушной смеси лежат внутри области стабилизации пламени.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(2):70-77
pages 70-77 views

Экспериментальные исследования внутреннего теплообмена в вихревом нагревательном устройстве

Жорник М.Н., Пиралишвили Ш.А., Могилева К.А.

Аннотация

В статье представлены результаты экспериментального исследования внутреннего теплообмена в вихревом нагревательном устройстве, предназначенном для работы в составе антиобледенительной системы наземного газотурбинного двигателя. Изложена суть экспериментальной методики, построенной на теории регулярного теплового режима. Методика реализована в экспериментальной установке, позволяющей оперативно проводить исследования внутреннего теплообмена в осесимметричных каналах. Экспериментальная модель представляет собой противоточную вихревую трубу с теплоизолированной камерой энергоразделения. Результаты экспериментальных исследований использованы для расчёта теплового состояния лопатки входного направляющего аппарата энергетического двигателя ГТД-110, оборудованной вихревым нагревательным устройством, при работе в условиях обледенения.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(2):78-87
pages 78-87 views

Расчёт перемещений в вязкоупругой квадратной пластине с круглым вырезом

Иванов Е.Ю.

Аннотация

На основе разработанного ранее принципа соответствия расчёт деформированного состояния конструкций из анизотропных вязкоупругих материалов в условиях воздействия температур сведён к расчёту деформированного состояния конструкций из упругих материалов. На основе данного принципа создан метод расчёта деформированного состояния неоднородных анизотропных конструкций произвольной формы в случае их статического нагружения при воздействии температур.  Рассчитываются перемещения в стальной пластине квадратной формы с круглым вырезом, возникающие под действием внешней переменной нагрузки и переменного температурного поля. Выбранная в качестве модели задача линейной несвязной термовязкоупругости позволяет получить точное аналитическое решение, удобное для анализа состояния изделия при различных режимах эксплуатации.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(2):88-92
pages 88-92 views

Анализ возможности улучшения характеристик быстродействия ЭГФ для системы Common Rail

Каюков С.С., Галлямов Р.Э., Белоусов А.В.

Аннотация

Анализируется возможность увеличения быстродействия электрогидрофорсунки за счёт перехода работы при постоянном высоком давлении. Представлена структура расчётной модели ЭГФ в пакете LMS Imagine.Lab AMESim. Рассмотрено изменение расхода форсунки при изменённых параметрах пружины и электромагнита. Сравнение данных выполнено относительно величины фазовой дозы при одинаковом сигнале управления. Намечены предпосылки продолжения исследований в направлении анализа влияния остальных факторов и оптимизации их значений с целью получения максимального быстродействия

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(2):93-96
pages 93-96 views

Влияние способа задания входных граничных условий на результаты моделирования потока за уголковым стабилизатором пламени

Коломзаров О.В., Анисимов В.М., Зубрилин И.А.

Аннотация

Рассматривается влияние способа задания характеристик турбулентности на входной границе на результаты расчёта параметров потока за уголковым стабилизатором пламени при использовании метода крупных вихрей и подсеточной модели турбулентности – Смагоринского-Лилли. Исследование проводится для пропановоздушной смеси с температурой 300 К в канале квадратного сечения с расположенным в нём плохообтекаемым телом, в основании которого лежит равносторонний треугольник с длиной ребра 25 мм. Среднемассовая скорость потока на входе – 10 м/с. Рассматривались несколько способов задания граничных условий на входной границе. Два варианта без турбулентности на входе (равномерное распределение скорости по входному сечению и трубный профиль скорости) и два варианта с искусственно смоделированной турбулентностью (вихревой метод и спектральный синтезатор турбулентности). В результате исследования были получены значения интенсивности потока в области до стабилизатора, распределение скорости, кинетической энергии в поперечных и продольных сечениях за стабилизатором. Также приведены графики спектра энергетической плотности пульсаций скорости.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(2):97-105
pages 97-105 views

Расчётно-экспериментальный анализ прочности изделий из тканевого эпоксидного углепластика

Комаров В.А., Кишов Е.А., Чарквиани Р.В., Павлов А.А.

Аннотация

Рассмотрена задача адекватного моделирования тонкостенных конструкций из слоистых полимерных композиционных материалов, армированных тканями. Исследовано соответствие расчётных и экспериментальных значений разрушающих нагрузок для образцов регулярных и нерегулярных зон конструкций. В качестве образцов использованы полосы стандартных размеров и проушины трёх типоразмеров с квазиизотропной укладкой слоёв материала. Выполнены испытания на статическую прочность образцов. Построены конечно-элементные модели образцов в системе NASTRAN. Проведена оценка точности прогноза несущей способности образцов, выполненной на основе критериев прочности композитов (максимальных напряжений, максимальных деформаций, Цая-Ву, Цая-Хилла и др.). Даны рекомендации по выбору критериев прочности при проектировочных расчётах изделий из слоистых армированных пластиков. Рассмотрена корректность упрощённого моделирования контактного взаимодействия оси и поверхности отверстия проушин путём передачи нагружающего усилия из центра отверстия на периферийные узлы при помощи стержневых конечных элементов.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(2):106-112
pages 106-112 views

Численный метод определения параметров кривой ползучести на основе закона Содерберга

Макаров Р.Ю.

Аннотация

В статье рассматривается разработка численного метода для определения параметров модели ползучести. Предложена  линейно-параметрическая дискретная модель, описывающая в форме разностного уравнения связь между последовательными значениями деформации ползучести. Получены формулы, описывающие связь между коэффициентами линейно-параметрической дискретной модели и параметрами модели ползучести. Описана итерационная процедура  среднеквадратического оценивания коэффициентов линейно-параметрической дискретной модели. Показана методика оценки погрешности вычисления параметров модели ползучести, проведены численно-аналитические исследования достоверности и корректности описанной методики. Выполнена экспериментальная проверка полученных результатов с хорошей согласованностью теоретических и экспериментальных данных. Разработанный численный метод определения параметров кривой ползучести может быть применён в пределах стадии неустановившейся и установившейся ползучести.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(2):113-118
pages 113-118 views

Определение теплового состояния и доводка системы охлаждения стенок жаровой трубы с помощью методов трёхмерного моделирования

Матвеев С.Г., Анисимов В.М., Зубрилин И.А., Коломзаров О.В., Миронов Н.С.

Аннотация

Приведены результаты расчёта теплового состояния стенок жаровой трубы (ЖТ) на примере кольцевой камеры сгорания (КС) газотурбинного двигателя (ГТД). Использовался пакет трёхмерного моделирования Ansys Fluent. Была создана сопряжённая конечно-элементная модель. Особенностью сетки является конформный (узел в узел) интерфейс «газ-металл». Количество элементов по толщине стенки принималось минимум 5. Общее количество элементов - 8,6 миллионов. В качестве материала стенки ЖТ был использован жаропрочный сплав ХН50ВМТЮБ-ВИ. Теплозащитное покрытие (ТЗП) нанесено на стенки жаровой трубы со стороны «горячей» зоны. Толщина керамического покрытия была принята равной 0,4 мм. ТЗП состоит из интерметаллидного связующего слоя, который содержит в себе элементы материала стенки ЖТ и керамики, и из керамического защитного слоя с низким коэффициентом теплопроводности. Для учёта ТЗП задавалась оболочечная поверхность на стенках ЖТ. Задавалась плотность керамического покрытия, равная 6 т/м3, и зависимость изобарной теплоёмкости ТЗП от температуры в диапазоне 473 до 1473 К. Распространение теплового потока в ТЗП учитывалось только в направлении, перпендикулярном поверхности стенки. Проанализировано влияние ТЗП на температурное состояние стенок ЖТ. Приведены мероприятия по доводке системы охлаждения стенок ЖТ. Проанализированы изменения температуры стенок ЖТ по её длине

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(2):119-128
pages 119-128 views

Статистическая физика и циклы работы тепловых машин

Михеенков Е.Л.

Аннотация

Рабочим телом в процессах расширения циклов тепловых машин  являются продукты сгорания горючих. Общим свойством всех горючих веществ является факт  их состава – все они являются углеводородами, т.е. их молекулы состоят из атомов углерода и водорода. В статье рассмотрены только свойства продуктов стехиометрического сгорания горючего в среде атмосферного воздуха. Продукты сгорания представляют собой смесь окислов составляющих элементов CO2, H2O и основного элемента воздуха – азота N2. Именно продукты сгорания определяют процессы расширения в наиболее распространённом цикле работы энергетических установок – цикле Брайтона. В статье проверяется привлечение методов статистической физики для описания свойств продуктов сгорания.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(2):129-136
pages 129-136 views

Метод ASMTurbС автономного статистического моделирования диффузионного турбулентного горения и некоторые результаты его тестирования

Нужнов Ю.В.

Аннотация

Формулируется принцип построения математических моделей для процессов диффузионного турбулентного горения и предлагается метод автономного статистического моделирования гидродинамических характеристик таких процессов (метод ASMTurbС). Отличительной особенностью метода является учёт эффектов перемежаемости динамических и скалярных полей турбулентного течения в сочетании с известным методом «восстановленной концентрации горючего». Принципиальным отличием метода ASMTurbС является возможность строить математические модели для расчёта статистических характеристик (одноточечных обычных и центральных моментов) динамических и скалярных полей течения только турбулентной жидкости турбулентного течения. Построенные по методу ASMTurbC модели позволяют находить условные статистические характеристики неоднородного поля концентрации восстановленной концентрации горючего как пассивной примеси и, как следствие, концентрации основных химических реагентов горючего и окислителя. Тестирование метода осуществляется на примере построения математической модели турбулентного факела горения затопленной осесимметричной струи горючего (пропана). Результаты тестирования представляются в виде расчётов условных и полных статистических характеристик динамических и скалярных полей факела. Показано, что выполненные расчёты достаточно хорошо соответствуют известным экспериментальным данным и не требуют значительных затрат времени. 

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(2):137-150
pages 137-150 views

Численное исследование характеристик вихревой трубы с дополнительным потоком в стационарной и нестационарной постановках

Пиралишвили Ш.А., Соколова О.А.

Аннотация

Представлены результаты  численного моделирования термодинамики закрученного потока при течении в камере энергоразделения вихревых устройств в стационарной и нестационарной постановках. Результаты расчётов подтвердили наличие прецессионного движения приосевого вихревого жгута, пульсаций скорости, давления и температуры. Их обработка с позиции термодинамики позволила в P,v-диаграмме построить реализуемый крупномасштабными вихревыми структурами обратный цикл, осуществляющий основной энергоперенос от периферийных слоёв к приосевым. Выявлено подмешивание подогретых масс газа к охлаждённому потоку у торцевой поверхности  диафрагмы за счёт формирующегося уголкового вихря. Предложено сопловой ввод сделать наклонным в виде скоса, выполненного по лемнискате Бернулли, что привело к улучшению характеристик энергоразделения на 1,5-2,0 %. Численное моделирование течения в вихревом энергоразделителе и исследование нестационарных явлений, имеющих место в ВТДП, показали, что источником крупномасштабных периодических колебаний в вихревой трубе является прецессия вихревого ядра.  Различные области потока: зона рециркуляции, вихревое ядро, свободная струя на выходе из щелевого диффузора – являются едиными компонентами одной колебательной системы.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(2):151-158
pages 151-158 views

Экспериментальное исследование возможности интенсификации теплообмена в устройстве безмашинного энергоразделения потоков

Попович С.С., Виноградов Ю.А., Стронгин М.М.

Аннотация

Представлен анализ механизма интенсификации теплообмена в устройстве безмашинного энергоразделения потоков (трубе Леонтьева). Основными параметрами, определяющими эффективность устройства, являются коэффициент восстановления температуры и теплоотдача в сверхзвуковом канале. Среди методов интенсификации теплообмена в устройстве энергоразделения рассматривается изменение формы и рельефа обтекаемой поверхности, использование рабочих тел с низким числом Прандтля, организация в сверхзвуковом канале скачков уплотнения малой интенсивности и локальных отрывных зон. Приводятся результаты экспериментального исследования влияния отрывного сверхзвукового течения на коэффициент восстановления температуры и адиабатную температуру стенки. Диапазон исследованных чисел Маха набегающего потока – от 2.0 до 3.5. Критерий Рейнольдса по длине динамического пограничного слоя составлял не менее 6·106. Представлены распределения адиабатной температуры стенки и коэффициентов восстановления температуры вдоль пластины для разных чисел Маха. На основе полученных результатов сделан вывод о положительном влиянии локальных отрывных зон в сверхзвуковом канале на эффективность устройства безмашинного энергоразделения потоков. Исследования выполнены на экспериментальной базе научно-исследовательского института механики.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(2):159-169
pages 159-169 views

Распыливание топлива и смесеобразование в модельной камере сгорания при наличии прецессии воздушного потока

Свириденков А.А., Третьяков В.В.

Аннотация

Проведены численные расчёты течения за завихрителем, установленным в жаровой трубе камеры сгорания, на режимах, когда это течение является неустойчивым. Полученные в расчётах поля скорости использованы для моделирования нестационарного характера течения. Сравнение результатов расчётов, проведённых по этой модели, с результатами расчётов по коммерческому пакету fluent показало их хорошее согласование. Получено, что рассматриваемое течение является существенно нестационарным с признаками прецессии. В осреднённом поле течения выполнены численные расчёты распределений капельно-жидкого топлива в области, моделирующей конфигурацию жаровой трубы камеры сгорания. Получено, что значительная часть топлива попадает на стенки модельной камеры. Экспериментально исследованы процессы распыливания топлива в нестационарной прецессирующей струе, вытекающей из модельной камеры. Показано, что в результате взаимодействия топливной струи с прецессирующим воздушным потоком образуется достаточно однородная топливовоздушная смесь со средним диаметром капель приблизительно 50 мкм и меньше. Получены данные о зависимости распределения концентраций и размеров капель от режимов течения воздуха и топлива. Показано, что основание струи топлива в закрученном потоке воздуха за завихрителем под влиянием прецессии вихря совершает вращательно-колебательное движение. Этот процесс визуально наблюдается только при импульсном освещении потока.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(2):170-178
pages 170-178 views

Экспериментальное исследование горения углеводородных горючих в воздухе

Сергеев С.М., Петрухин Н.В., Масюков М.В.

Аннотация

Описана установка постоянного объёма перепускного типа, предназначенная для измерения видимых и нормальных скоростей распространения пламени в газовых и капельно-газовых смесях и периода задержки воспламенения указанных смесей в миллисекундном диапазоне. В отличие от известных, описываемая установка доработана для работы с жидкими углеводородами. Она дополнительно оснащена устройством для ввода жидких реагентов и наночастиц, а также оптико-волоконным датчиком для определения момента вспышки. Расширен температурный диапазон проведения исследований - до 850 К. Представлена методика работы на экспериментальной установке. Получены значения видимых скоростей горения различных углеводородных топлив в  зависимости от температуры при давлении ≈ 50 кПа. По экспериментальным данным определены эффективные энергии активаций и предэкспотенциальные множители  температурных зависимостей видимой скорости горения углеводородных горючих в воздухе. Полученные результаты согласуются с современными представлениями о механизме горения углеводородных горючих в воздухе.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(2):179-183
pages 179-183 views

Опыт выявления причин повышенной вибрации газотурбинных двигателей при их стендовых испытаниях

Сундуков А.Е., Сундуков Е.В., Плотников С.М.

Аннотация

На основе многолетнего опыта оценки вибрационного состояния ГТД показаны примеры выявления причин повышенной вибрации двигателей при их стендовых испытаниях с диагностикой таких дефектов как проскальзывание наружной обоймы подшипника опоры, несоблюдение геометрических параметров гидродинамического демпфера с упругими кольцами и условий подачи в него смазки, неудовлетворительная укладка двигателя на подмоторную раму, задевание отдельных элементов роторов, их подклинивание, вращающийся срыв. На примере этих дефектов показана практика использования современных методов обработки и анализа вибрационных процессов, позволяющая оптимизировать объём последующих работ со снятым с испытания двигателем. На базе полученного опыта предложена типовая методика диагностики причин повышенной вибрации ГТД с использованием наиболее эффективных методов обработки сигналов. В случае выявления стендовой виброизмерительной аппаратурой повышенной вибрации предлагается параллельно «штатным» вибродатчикам устанавливать дополнительные с регистрацией вибрации в диапазоне частот до 30 кГц. Далее проводится последовательная обработка данных с получением автоспектров в скорости и ускорении, расчёта взаимного спектра, спектра максимумов, спектра огибающей, каскадной демодуляции на базе максимумов, многократного повторения процедуры каскадной демодуляции. Эффективность предложенной методики подтверждена многолетней практикой её использования и может применяться как в условиях испытательного стенда, так и в эксплуатации при оценке технического состояния двигателей.  

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(2):184-192
pages 184-192 views

К вопросу вибродиагностики изнашивания шестерён редуктора турбовинтового двигателя

Сундуков А.Е., Сундуков Е.В., Плотников С.М.

Аннотация

В статье рассмотрены особенности структуры спектра вибрации дифференциального редуктора ТВД при изнашивании зубьев центральной шестерни и предложена методика вибродиагностики данного дефекта. Установлено, что износ приводит к появлению в спектре максимумов широкополосной вибрации ряда кратных гармоник, включающих в себя, в том числе, зубцовые. Частота первой гармоники этого ряда определяется произведением частоты вращения центральной наружной шестерни на число изношенных зубьев. Показано, что повышенная интенсивность одной из составляющих этого ряда явилась причиной усталостной поломки рабочей лопатки одной из ступеней компрессора. Сравнительный анализ автоспектров, спектра максимумов, спектра огибающей и данных каскадной демодуляции показал, что в данном случае наиболее информативным является автоспектр. На базе статистики отремонтированных редукторов и редуктора с износом, превышающим норму в два раза, для двух наиболее информативных составляющих спектра получены пороговые значения, позволяющие выявлять редукторы с недопустимой величиной износа зубьев. Анализ статистики вибрации редукторов отремонтированных изделий выявил наличие составляющей, характеризующей относительное биение центральной наружной шестерни и сателлитов. Установлено, что её интенсивность от двигателя к двигателю отличается более чем на порядок. Влияние этого биения рассматривается как одна из основных причин повышенного износа. Исследование влияния данного фактора на развитие дефекта определяется как направление дальнейших исследований.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(2):193-201
pages 193-201 views

Опыт доводки пусковых характеристик камеры сгорания ВСУ

Чечулин А.Ю.

Аннотация

Описан рабочий процесс камеры сгорания испарительного типа, применяющейся на большинстве типов современных вспомогательных силовых установок (ВСУ), имеющей при установившейся режимной работе высокоэффективный рабочий процесс с высокой полнотой сгорания, низким уровнем выбросов СО и NOx и малое давление впрыска топлива. Однако пусковые характеристики камеры сгорания испарительного типа требуют совершенствования. Рассматриваются пути совершенствования пусковых характеристик вспомогательного газотурбинного двигателя (ГТД) с камерой сгорания испарительного типа путём оптимизации количества, месторасположения пусковых форсунок центробежного типа, корректировки закона топливоподачи. При этом приводятся сравнительные расчëтно-экспериментальные данные по изменению полноты сгорания топлива, парциальности работы турбины, полей температуры газа перед турбиной. Моделирование процесса запуска осуществляется по разработанной нелинейной динамической модели запуска, в которой полнота сгорания топлива представлена в виде произведения двух составляющих: известного критерия форсирования Kv и составляющей, аппроксимированной в зависимости от теплового состояния испарительной трубки камеры. Проверка запуска двигателя с мероприятиями по доработке камеры сгорания на высотно-климатическом стенде ЦИАМ показала необходимость корректировки характеристики топливоподачи для высотных условий Н ≥ 4000 м. Показана возможность снижения максимальной локальной температуры газа перед турбиной на 50-60°С, расширения диапазона надёжного запуска двигателя по подаче топлива в 1,5-2 раза за счëт проводимых мероприятий.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(2):202-210
pages 202-210 views

ЭЛЕКТРОНИКА, ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СВЯЗЬ

Функциональная схема многоканального гидролого-оптико-химического измерительного комплекса и новые измерительные каналы гидрофизических параметров

Смирнов Г.В., Оленин А.Л.

Аннотация

Представлены результаты анализа развития и построения информационно-измерительных систем океанографических параметров в 60-70 и 80-90-х годах. Большое влияние на проектирование измерительной аппаратуры оказали информационно-измерительные системы на основе стандарта САМАС, созданные под руководством академика Нестерихина Ю.Е. Однако прямое их использование в океанологических измерениях оказалось невозможным. Это было связано с необходимостью проведения измерения параметров среды in situ на значительном расстоянии от устройств управления. Была разработана базовая структурная схема измерительного комплекса, и к концу 80-х годов были созданы, сертифицированы и внедрены в практику океанологических исследований зондирующие, буксируемые, автономные измерительные комплексы. Ими обеспечивались экспериментальные исследования в океане в диапазоне пространственно-временных масштабов в пределах от секунд до десятков суток по времени и от сантиметров до сотен, тысяч километров по расстоянию. В настоящее время разрабатываются измерительные каналы на основе высокоскоростных приёмников информации (телевизионные камеры, акустические устройства). Разработана структурная схема многоканального гидролого-оптико-химического измерительного комплекса, позволяющая ассимилировать в своём составе измерительные каналы океанографических параметров с различной скоростью поступления информации. На основе этой схемы спроектирована и изготовлена технологическая платформа для разработки, испытаний и аттестации новых измерительных каналов параметров морской среды. Представлены результаты натурных испытаний технологической платформы, проведённых на Чёрном море вблизи Геленджика.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(2):211-222
pages 211-222 views

УПРАВЛЕНИЕ, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ИНФОРМАТИКА

Моделирование динамических процессов в микромеханических датчиках инерциальной информации и их компонентах с помощью специализированного программного обеспечения

Барулина М.А., Панкратов В.М.

Аннотация

Разработаны программные модули-компоненты, позволяющие создавать собственное специализированное программное обеспечение для исследования динамики микромеханических датчиков инерциальной информации с учётом теории Тимошенко и при наличии гироскопического эффекта. Показана принципиальная возможность использования разработанного программного обеспечения для моделирования датчиков на примере суперминиатюрного микромеханического гироскопа и акселерометра и гироскопа с кардановым подвесом чувствительного элемента. Использование специализированного программного обеспечения обеспечивает возможность реализации необходимой функциональности, а также полный контроль над реализацией алгоритмов, ходом вычисления, отображения результатов на любом шаге исследования. Разработкой и использованием специализированного программного обеспечения можно добиться существенного (на порядки) уменьшения требований к вычислительным ресурсам и времени расчёта по сравнению с универсальными комплексами конечно-элементного моделирования. 

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(2):223-233
pages 223-233 views

ЭКОНОМИКА И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Анализ многоаспектности и состояния системы дистанционного обучения в России

Белоусов А.И., Громова Т.В.

Аннотация

Представлены результаты анализа многоаспектности и состояния образования  с использованием технологий дистанционного обучения (ДО) для выявления положительных сторон и недостатков, проблем, а также возможных путей их решения с целью расширения доступности высшего образования и повышения эффективности образовательного процесса. Дистанционное обучение как педагогическая проблема и одновременно как новая форма получения образования вызвало, ввиду своих особенностей, появление преподавателя новой формации. Это педагог, постоянно сопровождающий обучающегося в системе ДО, владеющий технологиями ДО и арсеналом техник и методик, в первую очередь, компьютерной грамотностью. Для решения проблемы необходимо определить сущность ряда ключевых понятий ДО, выявить многоаспектность проблемы его организации, проанализировать зарубежный и отечественный опыт подготовки преподавателей для ДО и наметить пути сохранения и приумножения накопленного отечественной системой образования кадрового, научно-педагогического и материального потенциала, эффективно применить существующие и перспективные средства новых информационных технологий. 

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(2):234-247
pages 234-247 views

Функциональные компоненты модели педагогической деятельности преподавателя в системе дистанционного обучения

Белоусов А.И., Громова Т.В.

Аннотация

Представлена функционально-ролевая модель преподавателя, работающего в системе дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Преподаватель рассматривается как личность, владеющая многоаспектными качествами, так как ему необходимо организовывать, осуществлять, мотивировать и контролировать интенсивную и целенаправленную самостоятельную учебно-познавательную, научно-исследовательскую и профессионально-практическую деятельность студентов «на расстоянии», т.е. в условиях практически полного отсутствия непосредственного общения и личного контакта. С точки зрения ролевой концепции преподаватель ДОТ выступает носителем множества ролей-функций: от оператора дидактических средств до автора курса. Определена и раскрыта сущность основных функциональных компонентов его педагогической деятельности в системе ДОТ. Это – функции проектирования процесса обучения, сопровождения и развития обучающихся, управленческая, контрольно-диагностическая, информационно-содержательная, мотивационная, организационно-деятельностная, консультационная, коммуникативная, рефлексивная.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(2):248-260
pages 248-260 views

О системе показателей для оценки производственно-коммерческой деятельности предприятия

Морозов В.В., Демиденко Е.В.

Аннотация

В статье приводятся показатели, характеризующие результативность производственно-коммерческой деятельности предприятия в условиях рыночных отношений. Среди важнейших из них: коэффициент экономического, социального, организационно-технического потенциала предприятия; экономическая результативность аппарата управления предприятием; коэффициент доли затрат на управление; соотношение численности аппарата управления к численности персонала предприятия; соотношение линейного и функционального персонала аппарата управления; коэффициент экономической эффективности управленческой деятельности; уровень организованности производства; результативность управления производством и реализацией продукции; уровень рентабельности продукции; уровень оплаты труда персонала; рентабельность (доходность) собственного капитала;уровень рентабельности производства и реализации продукции; коэффициент рентабельности активов, коэффициент реальной стоимости собственного капитала; коэффициент эффективного использования текущих активов; коэффициент эффективного использования оборотного капитала; коэффициент использования всех активов; стоимость одной акции; доход на одну акцию; дивиденд на акцию; цена – доход одной акции; коэффициент прибыльности общих активов; коэффициент валовой прибыли; коэффициент прибыльности, рентабельности продаж; комплексный обобщённый коэффициент эффективности управленческой деятельности руководства предприятия. Расчёт и анализ приведённых в статье показателей для конкретного предприятия поможет обоснованно решить поставленные задачи инжиниринга и реинжиниринга.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(2):261-265
pages 261-265 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах