Том 22, № 4 (2016)

Весь выпуск

УЧАСТИЕ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И АДМИНИСТРАЦИИ В ОБЩЕРОССИЙСКОМ ДВИЖЕНИИ ПО ОТКРЫТИЮ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ (1859–1862 ГГ.): ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

Артамонова Л.М.

Аннотация

На основании архивных материалов и опубликованных источников в статье представлен анализ причин возникновения и развития деятельности воскресных школ как одной из форм российского народного образования в середине ХIХ в. Их открытие стало результатом взаимодействия массового общественного движения с администрацией и местным самоуправлением. Это можно считать свидетельством протекания в России процессов, которые вели к формированию гражданского общества. Самарская воскресная школа в самой молодой губернии России способствовала развитию грамотности и культуры ее жителей. Закрытие воскресных школ в 1862 г. показало наличие расхождений между властью и общественностью по вопросам будущего развития страны.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(4):9-17
pages 9-17 views

РЕФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУР МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В 1917 ГОДУ

Кабытова Н.Н.

Аннотация

В статье рассматривается первый этап реорганизации местного самоуправления в условиях революционных преобразований 1917 г. Первичная демократизация городских дум, губернских и уездных земств осуществлялась под контролем общественных исполнительных комитетов с привлечением советов рабочих, военных, крестьянских депутатов.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(4):18-27
pages 18-27 views

ЖЕНЩИНА СОЦИАЛЬНАЯ И ЖЕНЩИНА БИОЛОГИЧЕСКАЯ В ТИСКАХ РАННЕЙ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ 1920-Х ГГ.

Кобозева З.М., Скачкова У.О.

Аннотация

Статья посвящена анализу женской повседневности 1920-х гг. в провинциальной Самаре. Рассматривается тот срез повседневной жизни, который касается антропологии женского быта, практик родовспоможения, абортов, гендерных ролей в новых политических условиях советской эпохи. Показывается, как через медикализацию как часть государственной политики происходила трансформация женской повседневности, как формировался идеологический дискурс, подчинявший биологическое социальному.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(4):28-33
pages 28-33 views

ЭТНОЭТИКЕТ БАШКИР В ЭПОСЕ «КОНГУР-БУГА»

Баязитова Р.Р.

Аннотация

В башкирском фольклоре имеются уникальные произведения, содержащие ценные сведения об этнических стереотипах поведения. Проблема изучения эпического наследия башкир с целью выявления этикетной информации остается актуальной в силу малоизученности и важна для воссоздания целостной картины этноэтикета. Цель статьи – анализ эпического сказания «Конгур-буга» для выявления особенностей этноэтикета башкир, представленных в устной традиции. Для достижения этой цели были решены следующие задачи: проанализированы этикетные ситуации, представленные в эпосе «Конгур-буга»; выявлена семиотическая нагрузка отдельных атрибутов этикета. Комплексный подход, предполагающий анализ исторических, философских, этнографических работ и фольклорных текстов, позволил разносторонне изучить отдельные этикетные ситуации. Таким образом, эпос «Конгур-буга» содержит ценные знания народа о мире, отдельные сведения о материальной, духовной и поведенческой культуре, об этнической истории башкир. В эпосе нашли отражение культ предков, космологические и космогонические представления, семейный этикет, обычай гостеприимства, почитание животных и природы в целом.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(4):34-40
pages 34-40 views

ОБРАЗ ПРОТИВНИКА В ПРИДНЕСТРОВСКОМ КОНФЛИКТЕ 1989–1992 ГГ.: ВЗГЛЯД ИЗ МОЛДОВЫ

Мединец М.Я.

Аннотация

Статья посвящена проблеме образов и стереотипов, характерных для изображения населения и политическо-административных и силовых структур непризнанного Приднестровья в современной молдавской литературе. Поставлен вопрос, какие особенности современные авторы Республики Молдова считают наиболее характерными для населения Приднестровья, а также как эти стереотипы отражают представления о природе конфликта. В качестве источников автор использовал публицистику, мемуары участников событий, учебную и художественную литературу. С точки зрения автора, распространенные в Молдове клише для описания «вражеских сил» служат подтверждением представления об искусственности Приднестровcкой Молдавской Республики, в отличие от имеющей «исторические права» на эту территорию Молдовы.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(4):41-46
pages 41-46 views

РОЛЬ ПРАКТИКИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ (УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА)

Куриленко Л.В.

Аннотация

В статье исследуется проблема подготовки специалистов для социальной сферы, в частности для системы социальной поддержки населения на уровне бакалавриата. Представлена модель подготовки специалиста системы социальной поддержки населения, и анализируется роль практики в формировании готовности специалиста к его участию в решении трудных жизненных ситуаций населения. Социальная сфера представляет собой сложное образование, включающее в себя системы, имеющие своей целью оказания услуг населению в различных направлениях. К ним можно отнести системы правосудия, здравоохранения, образования, социальной поддержки населения и др. В частности, последняя представляет особый интерес, поскольку на различных этапах жизнедеятельности возникают проблемы, требующие профессионального вмешательства со стороны государственных органов, в связи с чем требования к подготовке специалистов для системы социальной поддержки населения год от года повышаются. Свидетельством этого является постоянное совершенствование федеральных государственных образовательных стандартов, разработка профессиональных стандартов, призванных улучшить качество подготовки специалистов для этой системы социальной сферы. Последний федеральный государственный образовательный стандарт отличается от прежних тем, в нем имеется четкое разграничение компетенций, направленных на целостную подготовку специалистов социальной поддержки населения: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Анализ предлагаемых компетенций позволяет представить модель подготовки будущего специалиста системы социальной поддержки населения, которая включает в себя мировоззренческую, интеллектуальную, правовую, психолого-педагогическую, нравственно этическую и эстетическую подготовку, направленную на формирование готовности к участию в решении трудных жизненных ситуаций населения. Учитывая всесторонность подготовки данных специалистов, возникает вопрос: какой блок подготовки может являться той «лакмусовой бумагой», способной проявить уровень сформированности этих видов готовности? Предполагаем, что в роли таковой может выступить практика, которая, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, подразделяется на ознакомительную, учебную, производственную, преддипломную.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(4):47-52
pages 47-52 views

ТЕНДЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Поднебесова М.И.

Аннотация

В статье анализируется современное состояние машиностроения и тенденции его развития. Рассматриваются тенденции профессиональной подготовки в вузе будущих бакалавров машиностроения на основе анализа проведенных ранее исследований. Автором отмечаются проблемы профессиональной подготовки бакалавров машиностроения с учетом тенденций развития машиностроения и предлагаются пути их решения.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(4):53-60
pages 53-60 views

СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПЕРСОНАЛА ВУЗА

Санько А.М.

Аннотация

В данной статье рассматривается изменение содержания профессиональной деятельности специалистов учебно-вспомогательного персонала вуза в условиях модернизации высшего образования. Описываются содержание и сущность социально-технологической мобильности специалистов учебно-вспомогательного персонала и трудности, возникающие при перестройке с одного вида деятельности (коммуникации) на другой (работу с программными продуктами и сервисами).

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(4):61-66
pages 61-66 views

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Храмцова А.Б.

Аннотация

Проблема языковой подготовки студентов рассматривается в рамках коммуникативного образования, ориентированного на повышение уровня языковой компетентности студентов – будущих профессионалов. Утверждается, что в деятельности преподавателя иностранного языка начинает доминировать методическая функция: организация условий для формирования готовности к решению профессиональных задач средствами иностранного языка. Особое внимание уделяется методологической базе, представляемой совокупностью подходов: компетентностного, коммуникативного, контекстного, лингвострановедческого.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(4):67-71
pages 67-71 views

«ЮБИЛЕЙНЫЕ» ЯЗЫКОВЫЕ КЛИШЕ О ПУШКИНЕ, ИЛИ ПОЭТ НА СЛУЖБЕ У ГОСУДАРСТВА

Карпенко Г.Ю., Карпенко Л.Б.

Аннотация

В статье на материале «юбилейных» публикаций об А.С. Пушкине рассматривается процесс формирования официального мифа о нем: показывается, как жизнь и творчество Пушкина превращались в «идеологическое оружие» советской эпохи, становились высшей ценностью, ради которой надлежало жить и жертвовать собой. В работе выявляется безусловная зависимость высказываний о Пушкине от доминантных идеологем времени: они не только порождали соответствующие языковые клише и оценки, но и «выстраивали» репрессивно ориентированную культурную политику.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(4):72-79
pages 72-79 views

ОБ ОДНОЙ «ОШИБКЕ» НОБЕЛЕВСКОГО КОМИТЕТА (ВЕНЕДИКТ ЕРОФЕЕВ ОБ ИОСИФЕ БРОДСКОМ)

Перепелкин М.А.

Аннотация

В статье анализируется заметка Вен. Ерофеева об И. Бродском, написанная в связи с присуждением последнему Нобелевской премии. Проделанный анализ выводит к пониманию общего и разного в эстетических позициях двух выдающихся художников второй половины ХХ века.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(4):80-83
pages 80-83 views

ТРАДИЦИЯ Н.С. ЛЕСКОВА В ТВОРЧЕСТВЕ Ю.М. НАГИБИНА

Пахтусова В.Н.

Аннотация

В статье рассматривается связь творчества Н.С. Лескова с творчеством Ю.М. Нагибина. Основная цель – установление степени преемственности, разработка литературной параллели «Лесков–Нагибин». Обосновывается тезис о безусловной значимости художественного опыта Лескова для творчества Нагибина. Благодаря жанровому анализу произведений выявляются сходства между произведениями писателей, а также актуализируются различия. Показывается, что в рамках одного произведения Нагибина прослеживаются жанровые традиции, отсылающие сразу к нескольким произведениям Лескова.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(4):84-91
pages 84-91 views

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРС-АНАЛИЗА НА ПРИМЕРЕ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОГО ДИСКУРСА «BEWERBUNG»

Голубкова И.В.

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные методы дискурс-анализа в лингвистике. На примере аналитического описания культурно-специфического немецкоязычного дискурса по теме подачи заявлений и участия в конкурсном отборе (Bewerbung) представляется процесс разработки частной лингвистически ориентированной методики анализа конкретного дискурса. Она находится в непосредственной зависимости от социокультурных, временных, материальных и коммуникативных особенностей анализируемого дискурса.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(4):92-99
pages 92-99 views

ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ НАЗВАНИЙ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АМЕРИКАНСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Кузнецова Л.В.

Аннотация

В статье анализируется вариативность дискурсивных практик на материале названий произведений американского изобразительного искусства. В современной отечественной лингвистике дискурс рассматривается как единство текста и контекста, социокультурных и лингвистических компонентов. Обратившись к понятию «дискурс», можно сделать вывод, что названия произведений изобразительного искусства в полной мере отражают все свойства и признаки дискурсивного пространства. Названия картин объединены в рамках данного исследования тематикой мира детства. Поскольку тема детства многогранна, в статье представлен анализ подгруппы «наименования животных» – общего концепта названий картин «флора и фауна»; поскольку животные являются неотъемлемой частью духовного мира детства – они способствуют познанию мира детьми и развивают в них чувство заботы и ответственности. Американские художники активно используют номинацию концепта в текстах названий своих произведений для расширения потенциала искусствоведческого дискурса, отражающего мир детства.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(4):100-104
pages 100-104 views

ПРОБЛЕМА УРОВНЕЙ ЯЗЫКОВОЙ ИЕРАРХИИ

Доладова О.В.

Аннотация

В статье отмечено, что вопрос об уровнях языка пока далек от окончательного решения, рассмотрены его спорные аспекты, показано наличие переходных случаев и размытость межуровневых границ. Предложена авторская модель иерархии языковых уровней; выдвинуто предположение о том, что система уровней языка должна описываться не двумерноплоскостной, а многомерной моделью языкового пространства. Исследование проведено главным образом на материале английского языка.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(4):105-112
pages 105-112 views

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРИТИК КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЭКСПЕРТНОГО ДИСКУРСИВНОГО СООБЩЕСТВА

Шевченко Н.Л.

Аннотация

В статье выявляется ряд характеристик, присущих дискурсивному экспертному сообществу. На материале журнала BBC Music Magazine рассматривается проблема представления музыкальной сферы с точки зрения музыкального критика как дискурсивной личности.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016;22(4):113-118
pages 113-118 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах