Том 14, № 1 (2015)

Весь выпуск

АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Построение роботизированной системы ориентации солнечной батареи для малого космического аппарата

Безняков А.М., Власов В.А., Маленин Е.Н.

Аннотация

Изложены возможности роботизации системы ориентации солнечных батарей летательного аппарата на основе микропроцессора. Роботизация позволяет повысить автономность системы ориентации солнечных батарей и расширяет функциональность её устройства управления. Рассмотрен вариант роботизации электропривода ориентации солнечных батарей на базе микроконтроллера PIC16F873А для малого космического аппарата. Подобная реализация устройства управления позволяет осуществлять ориентацию солнечных батарей на Солнце, контролировать температуру и освещённость солнечных батарей, выполнять непрерывное регулирование мощности солнечных батарей в оптимальной рабочей точке вольтамперной характеристики, управлять процессом заряда и разряда аккумуляторной батареи, управлять стабилизацией напряжения на шинах нагрузки, сообщать бортовой цифровой вычислительной машине об аварийных режимах и нештатных ситуациях. Кроме того, в представленном устройстве управления реализован автономный режим работы – «следящий привод». Представлены результаты структурного и математического моделирования подобной системы и её реализация в виде физической модели. Разработанная модель системы ориентации солнечных батарей позволяет в лабораторных условиях проанализировать работоспособность системы в различных режимах, сопряжение отдельных элементов и узлов, а также реализовать работу системы под управлением персонального компьютера или при автономной работе от программы микроконтроллера.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(1):9-17
pages 9-17 views

Исследование динамики малого космического аппарата с учётом воздействия упругих колебаний конструкции присоединённых панелей солнечных батарей и аэродинамического момента

Еленев В.Д., Титов Б.А., Давыдов Е.И., Давыдов И.Е., Кочян А.Г., Юдинцев В.В.

Аннотация

В статье представлен анализ динамики малого космического аппарата (МКА) с присоединёнными панелями солнечных батарей, обладающими в силу своей конструкции определённой степенью упругости. Сформирована математическая модель возмущённого движения космического аппарата на активном участке траектории, учитывающая упругость корпуса и наличие жидкого наполнения. При составлении модели, учитывая рассеяние энергии, получена конечномерная система уравнений возмущённого движения упругого МКА. Рассмотрены вопросы упругих колебаний конструкции, возникших после динамических операций, связанных с переориентацией МКА или с перестройкой отдельных его элементов, которые приводят к длительным переходным процессам в каналах управления. Проведены исследования на моделирующем комплексе по оценке влияния упругих колебаний конструкции МКА на точностные и динамические характеристики системы управления, такие как длительность переходного процесса и максимальная амплитуда колебаний измеренного значения угловой скорости МКА. Получены зависимости угловой скорости МКА от времени. Анализ полученных результатов показывает, что упругие колебания конструкции МКА существенно влияют на динамику аппарата в режимах закрутки. Отмечено, что наиболее критичными являются колебания в канале тангажа, где при номинальном положении панелей солнечных батарей наблюдаются колебания «из плоскости панели» и крутильные колебания относительно оси симметрии раскрытых створок панелей.  Рассмотрено движение аппарата в процессе его отделения от аппарата-носителя с учётом воздействия малого аэродинамического момента.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(1):25-35
pages 25-35 views

Оптимизация затрат на обоснование ресурса модифицированной конструкции транспортного самолёта

Клепцов В.И.

Аннотация

Предложен подход к обоснованию ресурса модифицированной конструкции транспортного самолёта на основе данных ресурсных испытаний базового самолёта, комплекса расчётно-экспериментальных работ, лётных испытаний и данных эксплуатации самолёта-модификации, не требующий постройки и испытаний полноразмерного модифицированного планера. Приведён пример реализации применительно к модификации самолёта, разработанного ТАНТК им. Г. М. Бериева, Бе-200ЧС.  Подобраны компоненты вычислительного кластера, обеспечивающего расчёт и постпроцессинг моделей необходимой размерности. Отмечены преимущества твёрдотельных конечно-элементных сборок при сопровождении серийного строительства. Показано перспективное применение твёрдотельной сборки для диагностики повреждений по критерию изменения форм собственных колебаний конструкции с трещинами в эксплуатации. Разработаны алгоритмы и программное обеспечение для идентификации частот и форм колебаний самолёта в полёте под воздействием атмосферной турбулентности на основе анализа отклика конструкции на широкополосное возмущение с использованием современного цифрового измерительного комплекса. Показаны способы учёта накопленной повреждаемости в эксплуатации не только по наработке (налёту, количеству посадок), но и по эквивалентному изгибающему моменту в контрольных сечениях планера. Внедрение предлагаемых технических решений позволит получить экономический эффект на всех стадиях жизненного цикла изделия – от проектирования до эксплуатации.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(1):36-45
pages 36-45 views

Электризация поверхности низкоорбитального малого космического аппарата «АИСТ»

Сёмкин Н.Д., Брагин В.В., Пияков А.В., Телегин А.М., Рязанов Д.М., Матвиец М.Г.

Аннотация

В статье представлены результаты космического эксперимента по изучению процесса электризации низкоорбитальных космических аппаратов. Изучение процессов электризации проводилось на малых космических аппаратах «АИСТ-Л» (лётный) и «АИСТ-Т» (технологический) с использованием научной аппаратуры «МЕТЕОР». В состав аппаратуры входят многокомпонентные датчики, измеряющие температуру, освещённость, электризацию. В результате эксперимента определена существенная корреляция между процессом дифференциальной зарядки аппарата и внешними факторами космического пространства. Проведена оценка влияния неуправляемого и управляемого режимов полёта на электризацию низкоорбитальных спутников Земли. Управление режимом компенсации микроускорения осуществляется тремя ортогонально расположенными электромагнитами. Полученные данные позволяют оценить плотность потока электронов, падающего на поверхность датчика, и подтверждают основанную на методе интегральных уравнений предложенную в статье математическую модель электризации космического аппарата. В модели учтён эффект экранирования плазмой перераспределения зарядов на поверхности космического аппарата.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(1):46-57
pages 46-57 views

Устройства для контроля радиационной обстановки на космическом аппарате

Сёмкин Н.Д., Плохотниченко П.Г., Ильин А.Б., Калаев М.П., Рязанов Д.М., Помельников Р.А.

Аннотация

Приведены результаты экспериментов, которые проводились в 90-е, 2000-е годы как в нашей стране, так и за рубежом по изучению воздействия радиации на электронное оборудование космических аппаратов. Дана общая характеристика факторов космического пространства, приведены характеристики ионизирующих излучений. Предложена концепция построения устройства контроля воздействия ионизирующих излучений космического пространства на отдельные элементы бортовой аппаратуры космических аппаратов. Рассмотрены отказы, вызываемые в интегральных микросхемах ионизирующим излучением космического пространства, приведена их классификация. Рассмотрены радиационные мониторы, применяемые в экспериментах, такие как Radiation Environment Monitor, Standard Radiation Environment Monitor, Cosmic-Ray Effects and Dosimetry, Призма-3, СТЭП-Ф, МДП-дозиметры (RadFET). Рассмотрены характеристики радиационных мониторов, общие принципы измерения характеристик ионизирующих излучений. Рассмотрен комплекс аппаратуры «ДЧ-ДМС» для проведения эксперимента по изучению воздействия факторов космической среды на образцы оптических элементов, покрытий и электронных компонентов. Рассмотрен модуль «ЭРИ ИП», предназначенный для проведения эксперимента по исследованию воздействия ионизирующего излучения космического пространства на электрорадиоизделия иностранного производства (commercial off-the-shelf – COTS). В данном эксперименте испытываются микросхемы Atmega168PA, STM32F303, AM29F010b, AM24C32.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(1):58-72
pages 58-72 views

Управление ракетами на основе расчёта областей достижимости

Толпегин О.А.

Аннотация

Рассмотрено применение областей достижимости для решения задач управления ракетами. Даётся анализ методов расчёта областей достижимости и два примера расчёта областей достижимости ракеты. Приводится ряд задач, для решения которых использовались области достижимости. Рассмотрена конфликтная задача «сближения-уклонения» двух ракет без учёта и с учётом ошибок измерений параметров движения. Задача рассматривается как дифференциальная игра двух игроков с противоположными интересами. Управления выбираются в дискретные моменты времени на основе анализа взаимного положения областей достижимости, построенных для ряда будущих гипотетических моментов времени встречи. При учёте ошибок измерений области достижимости строятся не из текущих позиций, а из информационных областей, которые содержат точные значения параметров движения. Рассмотрена задача о наведении двух ракет на маневрирующую цель в виде коалиционной дифференциальной игры. Коалиционный характер игры проявляется в построении объединённой области достижимости преследователей. В задаче о синтезе нормальной перегрузки ракеты при действии возмущений используется минимаксная область достижимости, построенная с учётом действия возмущений. В заключительной части статьи рассмотрена задача минимаксной фильтрации параметров движения ракеты, в которой информационные области, в том числе и область достижимости ракеты, аппроксимируются параллелепипедами в рассматриваемом фазовом пространстве.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(1):73-82
pages 73-82 views

Концепция многоуровневой адаптации комплексных навигационных систем малых космических аппаратов

Фоминов И.В.

Аннотация

Рассматривается концепция построения адаптивного бортового информационно-измерительного комплекса малого космического аппарата. Разработанная концепция многоуровневой адаптации комплексных навигационных систем малых космических аппаратов позволяет обеспечить требуемые показатели точности и живучести в условиях воздействующих факторов и возникновения нештатных ситуаций. Отличительной особенностью предложенной концепции является отсутствие ярко выраженного информационно-измерительного ядра, присущего существующим комплексным навигационным системам различных подвижных объектов. Формирование базовой информации навигационной системы, относительно которой предполагается коррекция других систем, осуществляется в соответствии со сложившейся ситуацией, определяемой уровнем возмущающих воздействий, возникающих отказов, а также режимами функционирования малого космического аппарата. Концепция предполагает три уровня адаптации: параметрический, информационный и структурный. На параметрическом уровне осуществляется автоматическая настройка параметров датчиков измерительных систем, обеспечивающих оптимальный с точки зрения точности режим функционирования. Информационный уровень адаптации обеспечивает требуемую точность определения параметров ориентации и навигации посредством реализации адаптивного метода комплексной обработки навигационной информации. Структурный уровень обеспечивает самоорганизацию системы, заключающуюся в создании управления режимами работы измерительной аппаратуры и управления информационными ресурсами, сохраняющими целостность навигационной информации в условиях возникновения нештатной ситуации. При разработке концепции многоуровневой адаптации адаптивного бортового информационно-измерительного комплекса малого космического аппарата использовались методы системного анализа.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(1):83-91
pages 83-91 views

Метод покомпонентной параметрической оптимизации адаптивного инерциального датчика компенсационного типа, функционирующего в режиме автоколебаний

Фоминов И.В.

Аннотация

Рассматривается актуальная задача параметрической оптимизации адаптивного инерциального датчика, способного к вариации параметров с целью снижения погрешностей, которые обусловлены влиянием нестационарных высокочастотных возмущающих воздействий. Разработан метод покомпонентной параметрической оптимизации, который позволяет варьировать параметры нелинейного звена инерциального датчика компенсационного типа, функционирующего в режиме автоколебаний. Апробация метода проведена на примере маятникового акселерометра. Проведённые численные исследования подтвердили возможность фильтрации внешних вибраций и внутренних шумов инерциального датчика с сохранением чувствительности в требуемом диапазоне измерения за счёт синтеза адаптивного контура на основе нелинейного звена типа «петля гистерезиса». Сущность метода основывается на параметрическом синтезе адаптивного контура с нелинейным звеном. Проведённые численные исследования показали, что погрешность маятникового акселерометра может быть снижена в среднем на порядок благодаря адаптивной настройке параметров нелинейного звена в зависимости от амплитуды внешних вибраций. Рассмотренный метод покомпонентной параметрической оптимизации может быть применён к большинству компенсационных инерциальных измерителей параметров движения космических аппаратов, функционирующих в условиях нестационарных внешних и внутренних возмущений. Контур адаптации в адаптивных инерциальных датчиках может быть реализован посредством применения современных микроконтроллеров.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(1):92-100
pages 92-100 views

Аналитическая оценка точности автономной навигации космического аппарата по результатам адаптивных измерений высоты полёта

Голяков А.Д., Фоминов И.В.

Аннотация

В статье представлены результаты аналитических исследований точности автономной навигации космического аппарата (КА), орбитальный полёт которого происходит в условиях воздействия возмущающих факторов космического пространства. В качестве измеряемого параметра рассмотрена высота полёта. Средством выбран адаптивный высотомер, способный выполнять реконфигурацию своей структуры при возникновении возмущающего фактора. Аналитическим путём получены ковариационные матрицы погрешностей определения параметров движения центра масс КА. В основе аналитической оценки точности адаптивного высотомера лежит теория аналитического оценивания навигационных систем, использующих астро-радиотехнические измерители. Выражения для расчёта оценок элементов ковариационной матрицы погрешностей навигации КА по измерениям высоты, полученные в процессе известных исследований при условии отсутствия возмущающих факторов, являются частным случаем результатов, приведённых в настоящей статье. С помощью полученных аналитических оценок, которые являются функциями дисперсий установленных на борту КА измерителей высоты, могут быть решены задачи, возникающие на этапе обоснования облика системы навигации, например, задача определения требований к погрешностям бортовых высотомеров.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(1):18-24
pages 18-24 views

МАШИНОСТРОЕНИЕ И ЭНЕРГЕТИКА

Автоматизированное проектирование авиационных газотурбинных двигателей и выбор материалов их основных деталей

Ахмедзянов Д., Кишалов А.Е., Маркина К.В.

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема автоматизированного проектирования авиационных газотурбинных двигателей. Описывается разработанная на базе системы имитационного термогазодинамического моделирования авиационных двигателей DVIGw экспертная система для подбора материалов, покрытий и других видов подготовки поверхности основных деталей и сборочных единиц проточной части авиационных газотурбинных двигателей на стадии проектирования. При анализе система выполняет термогазодинамический расчёт двигателя и его основных узлов, разрабатывает наиболее вероятную конструкцию основных деталей, оценивает тепловое состояние элементов проточной части, выполняет приближённый прочностной расчёт основных деталей и сборочных единиц, анализирует применимость материалов из разработанной базы данных, генерирует список наиболее применимых материалов, предлагает возможные варианты покрытий и режимов термообработки. В статье приводится топологическая модель ТРДДФсм для военного высокоманёвренного самолёта в разработанной экспертной системе. Приводятся некоторые результаты моделирования и выбора материала для основных узлов двигателя. Показано, что экспертная система может анализировать как металлические, так и композиционные материалы. Для композиционных материалов выполняется конструирование однонаправленного ортотропного композиционного материала из базы данных композиционных материалов и прогнозирование его свойств при действующих температурах потока. Главное преимущество от применения данной методики – сокращение времени и трудозатрат при проектировании новых авиационных двигателей и их отдельных узлов.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(1):101-111
pages 101-111 views

Вихревая очистка газа наддува топливных баков

Бирюк В.В., Шиманов А.А., Оноприенко Д.А., Смородин А.В., Шепелев А.И.

Аннотация

В статье рассматривается одна из проблем системы наддува топливных баков РН с использованием газового аккумулятора давления. В качестве газового аккумулятора давления используется гелий, смешанный с газогенераторными газами, что позволяет увеличить удельный объём газа наддува и уменьшить массу системы. Газогенераторный газ содержит в себе углеродные частицы, которые способствуют быстрому засорению фильтрующего элемента, что приводит к нештатной ситуации и падению давления наддува. Для эффективной и безотказной работы системы наддува баков РН с газовым аккумулятором давления было предложено использование вихревого аппарата сажеочистки. Были рассмотрены различные типы вихревых аппаратов сажеочистки. Выбран наиболее подходящий тип вихревого аппарата сажеочистки для системы наддува топливных баков РН – противоточный циклон. Был спроектирован необходимый вихревой аппарат сажеочистки и построена трёхмерная модель его проточной части. Была получена конечно-элементная сетка и проведены настройки граничных условий. Проведено численное моделирование процесса сажеочистки в противоточном циклоне с помощью ANSYS Fluent. Построены поля распределения частиц сажи и их характер движения в противоточном циклоне

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(1):112-120
pages 112-120 views

Исследование характеристик газового демпфера для топливной магистрали ракеты-носителя

Гимадиев А.Г., Одиноков Д.А., Стадник Д.М., Грешняков П.И.

Аннотация

При разработке и эксплуатации жидкостной ракеты-носителя (РН) важным является обеспечение её устойчивости по отношению к продольным колебаниям корпуса (продольной устойчивости) при всех возможных возмущающих воздействиях. Известно, что одним из эффективных способов обеспечения продольной устойчивости РН является применение газовых демпферов, устанавливаемых в топливоподводящей магистрали. Корректный выбор характеристик демпфера позволяет исключить совпадение собственных частот колебаний давления жидкости в топливной магистрали и корпуса РН и тем самым обеспечить продольную устойчивость. Для исследования характеристик газового демпфера применяются методы математического и численного моделирования с использованием программных пакетов MatLab/Simulink и AMESim. В работе представлена математическая модель газового демпфера, исследованы его переходные и частотные характеристики. Рассчитана входная акустическая проводимость газового демпфера как его обобщённая динамическая характеристика. Построены зависимости изменения объёма от давления жидкости на входе в демпфер при гармонических колебаниях. Разработанная модель может быть использована при анализе частотных характеристик топливоподающей магистрали в рамках решения задачи обеспечения продольной устойчивости РН.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(1):121-131
pages 121-131 views

Возможность использования импульсной двунаправленной турбины в термоакустическом двигателе

Довгялло А.И., Шиманов А.А.

Аннотация

Рассмотрен один из типов двигателя с внешним подводом тепла – термоакустический двигатель. Рассмотрены способы преобразования энергии волны уплотнения осциллирующего потока газа в электрическую. Предлагается использовать двунаправленную импульсную турбину в качестве преобразователя энергии осциллирующего потока газа в электрическую. Особенность данной турбины заключается в том, что волна уплотнения осциллирующего потока газа, прошедшая через неё, отражается и снова проходит через турбину в обратном направлении, при этом направление вращения турбины не должно изменяться. Проанализированы различные типы двунаправленных импульсных турбин для термоакустического двигателя. Самой простой и менее эффективной является турбина Уэльса. Радиальная импульсная турбина имеет более сложную конструкцию и более высокий, чем у турбины Уэльса, КПД. Был выбран наиболее подходящий тип импульсной турбины – осевая импульсная турбина, имеющая более простую по сравнению с радиальной конструкцию и аналогичный КПД. Рассмотрены особенности метода расчёта импульсной турбины, включающие изменение давления и скорости газа от времени, при генерации волн уплотнения осциллирующего потока газа в термоакустической системе. 

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(1):132-138
pages 132-138 views

Экспериментальное исследование условий свободно-конвективного распространения пламени

Евдокимов О.А., Гурьянов А.И.

Аннотация

Приведены результаты исследований выгорания диффузионных струй, истекающих в неподвижную атмосферу в ламинарном, переходном и турбулентном режимах с направлением начального импульса в диапазоне углов α от 0 до 360° относительно вертикали. Получены данные по влиянию угла α на значения относительной криволинейной длины пламени, её проекций на оси Ox, Oy, координаты положения точки стабилизации пламени в диапазоне чисел Рейнольдса от Re = 500 до Re = 15000. Результаты экспериментов представлены в виде графических зависимостей в относительном виде и обобщены в форме критериальных уравнений, учитывающих влияние свободной конвекции в рамках теории струйно-факельного горения на положение фронта пламени, геометрию и объём зоны горения. Приведены результаты фотосъёмки процесса горения струй. Предложены рекомендации по повышению полноты сгорания топлива и выбору оптимальных начальных, геометрических и теплофизических параметров струи (число Re, число Fr, относительная длина струи, начальный диаметр струи, положение точки стабилизации пламени, угол к вертикали), обоснованы теплофизические особенности формирования диффузионных реагирующих газовых струй, истекающих в неподвижную атмосферу с учётом влияния свободной конвекции.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(1):139-146
pages 139-146 views

Применение динамического моделирования для оценки влияния упрочняющей обработки на сопротивление усталости

Костичев В.Э.

Аннотация

Разработан метод динамического исследования напряжённо-деформированного состояния в деталях с концентраторами напряжений двигателя внутреннего сгорания. Данный метод позволяет учитывать повышение сопротивления усталости за счёт упрочняющей обработки, выбирать оптимальный способ поверхностного упрочнения и его режимы, разрабатывать конструкторские и технологические мероприятия, направленные на повышение характеристик сопротивления усталости деталей. Выполнена апробация разработанного метода на примере обкатки роликом цилиндрических образцов, подтверждённая экспериментальными данными. На основе металлографического анализа и рекламационных данных, выполненных на ОАО «Автодизель» (ЯМЗ), произведено исследование и определение зон разрушения коленчатого вала как наиболее нагруженной детали двигателя внутреннего сгорания в процессе эксплуатации. Средствами программного комплекса ANSYS/LS-DYNA созданы конечно-элементные модели коленчатого вала двигателя ЯМЗ-238, позволяющие оценить влияние упрочняющей обработки на сопротивление усталости под действием рабочих нагрузок и граничных условий, соответствующих реальным режимам работы двигателя ЯМЗ-238, и на область зарождения усталостных микротрещин, являющихся причиной разрушения. На основе результатов, полученных при решении производственной задачи с применением разработанной методики и подтверждённых рекламационными исследованиями, предложены конструкторские и технологические мероприятия по обеспечению требуемого уровня сопротивления усталости коленчатого вала за счёт оптимизации режимов упрочняющей обработки.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(1):147-153
pages 147-153 views

Численное исследование теплоотдачи от закрученного потока к боковой поверхности камеры энергоразделения вихревой трубы

Пиралишвили Ш.А., Соколова А.А.

Аннотация

Представлены результаты исследования теплоотдачи от интенсивно закрученного потока газа к боковой поверхности камеры энергоразделения вихревой трубы, уточнено  распределение коэффициента теплоотдачи по длине камеры энергоразделения с учётом влияния затухания окружного компонента скорости и наличия эффекта подогрева периферийного потенциального вихря. Численные расчёты, результаты которых представлены в данной работе, показали наличие в камере энергоразделения прецессирующего приосевого вихревого жгута и периодически расположенных по периферии вдоль всей оси крупномасштабных вихревых структур – тороидальных вихрей. Приведена зависимость коэффициента теплоотдачи от значения степени расширения газа в вихревой трубе, а также изменение температурной эффективности с ростом диаметра камеры энергоразделения. Показано, что неадиабатность оказывает большее влияние на термодинамическую эффективность вихревых труб малого масштаба из-за роста относительной  доли энергии, отводимой от боковой поверхности, в форме тепла.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(1):162-167
pages 162-167 views

Общие свойства продуктов сгорания углеводородов и цикл Брайтона

Михеенков Е.Л.

Аннотация

Источником тепловой энергии в циклах тепловых машин является энергия, выделяемая в процессах горения веществ, а рабочим телом в процессах расширения являются продукты сгорания. Общим свойством всех горючих веществ является факт  их состава – все они являются углеводородами, т.е. их молекулы состоят из атомов углерода и водорода. В статье  рассмотрены только продукты процесса стехиометрического горения – окисления составляющих горючего в среде атмосферного воздуха. Продукты сгорания представляют собой смесь окислов составляющих элементов и основного элемента воздуха – азота. Именно продукты сгорания определяют процессы расширения в наиболее распространённом цикле работы энергетических установок – цикле Брайтона. Необходим расчёт свойств продуктов сгорания в достаточно широком диапазоне температур. Один из способов расчёта свойств основных составляющих продуктов стехиометрического сгорания углеводородов рассмотрен в статье.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(1):154-161
pages 154-161 views

ЭЛЕКТРОНИКА, ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СВЯЗЬ

Моделирование процесса зарядки микрочастиц в камере электростатического инжектора

Сёмкин Н.Д., Видманов А.С.

Аннотация

Проведён анализ механизмов зарядки микрочастиц в области зарядной иглы электростатического инжектора. Основное внимание уделено рассмотрению процесса зарядки проводящей частицы за счёт эмиссии электронов с её поверхности под действием сильного электростатического поля. Описана математическая модель контактной и бесконтактной зарядки частицы. Приведены результаты решения системы уравнений, описывающих динамику зарядки и движения микрочастицы в области зарядной иглы инжектора. Рассчитаны значения отношения заряда микрочастицы к её массе на выходе электростатического инжектора при различных диаметрах зарядной иглы и размерах микрочастиц. Проведён сравнительный анализ результатов расчёта значений отношения заряда микрочастицы к её массе в зависимости от механизмов зарядки и параметров микрочастицы и зарядной иглы. Приведены результаты расчёта максимально возможных значений отношения заряда, полученного частицей в инжекторе, к её массе в зависимости от механизма зарядки. Представлена зависимость значения отношения заряда микрочастицы к её массе от расстояния до иглы в момент начала автоэлектронной эмиссии с поверхности частицы. Рассчитаны значения отношения заряда микрочастицы к её массе на выходе электростатического инжектора при реальных начальных значениях скоростей движения и зарядах частицы в зарядной камере.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(1):168-176
pages 168-176 views

Рельсовый электромагнитный ускоритель с внешним магнитным полем

Сухачёв К.И.

Аннотация

Определены основные проблемы применения рельсовых электромагнитных ускорителей для ускорения твёрдых тел миллиметрового диапазона. Предложено применение модернизированной системы подмагничивания рельсотрона, описан её принцип действия. Проведено математическое моделирование работы рельсотрона без системы подмагничивания и с ней для ускоряемых тел различной массы. Проведён анализ влияния системы подмагничивания на основные параметры рельсовых электромагнитных ускорителей. Получены графики ускоряющих сил, действующих на объект со стороны основного контура и контуров подмагничивания, и графики скорости якоря и индукции магнитного поля в области ускоряемого объекта. Указаны границы применимости описанной модели. Предложено несколько вариантов конструкции системы подмагничивания рельсотрона, в том числе и многоступенчатая. Исследовано влияние некоторых начальных условий на процесс ускорения объекта в канале рельсового электромагнитного ускорителя. Показана эффективность введения внешнего магнитного поля в канал ускорителя, позволяющая увеличить конечную скорость якоря более чем в два раза при сохранении ресурса рельсовых электродов. 

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(1):177-189
pages 177-189 views

УПРАВЛЕНИЕ, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ИНФОРМАТИКА

Теоретическое исследование фокусировки вихревых гауссовых пучков вдоль оси кристалла

Хонина С.Н., Волотовский С.Г., Устинов А., Краснов А.П.

Аннотация

В работе аналитически и численно исследуется острая фокусировка однородно-поляризованных лазерных гауссовых пучков с вихревой фазой вдоль оси анизотропного кристалла. Для анализа использованы две модели – геометрооптическая, реализованная в программном продукте ZEMAX, и волновая, основанная на разложении по плоским волнам. В рамках волновой модели в непараксиальном случае получено аналитическое выражение для комплексной амплитуды при фокусировке вихревого гауссова пучка в анизотропной среде. Показано, что в режиме слабой фокусировки обыкновенный и необыкновенный пучки смешиваются и формируемый пучок имеет смешанный «спиральный» тип поляризации. При острой фокусировке лазерного излучения вдоль оси кристалла формируется два фокуса, соответствующих обыкновенному и необыкновенному пучкам. При наличии в падающем пучке с круговой поляризацией вихревой фазы первого порядка в этих фокусах имеют место векторные цилиндрические распределения – с азимутальной поляризацией для обыкновенного пучка и с радиальной поляризацией для необыкновенного. Аналитические выкладки проиллюстрированы результатами численного моделирования. Детально показано как покомпонентное распределение интенсивности формируемых лазерных полей, так и их поляризационное состояние. Выполненные исследования полезны для разработки устройств, выполняющих поляризационные преобразования.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(1):190-206
pages 190-206 views

ЭКОНОМИКА И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Государственная научно-техническая политика в Советском Союзе в предвоенный период

Банникова Н.Ф.

Аннотация

В статье рассматривается вопрос, связанный с особенностью государственной научно-технической политики советского государства в предвоенный период. Главной целью научно-технической политики становится укрепление обороноспособности страны. Обращено внимание на основные направления деятельности советского правительства: привлечение к решению важнейших научно-технических задач дореволюционных специалистов и учёных, сохранение и развитие научно-технического потенциала, подготовка новых кадров учёных и инженерно-технических работников, связь науки с производством, обеспечение учёных и инженерно-технических работников специальной научно-технической литературой, открытие новых научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и вузов в соответствии с развитием новых отраслей в народном хозяйстве – авиационной, химической, электротехнической, машиностроительной. Выделена роль научно-технических обществ и изобретательства в ускорении научно-технического прогресса. Показаны основные противоречия осуществления технической задачи в условиях формирования тоталитарной системы, когда творческая инициатива учёных и специалистов направлялась сверху. Усиление роли Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) в технической модернизации страны.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(1):207-224
pages 207-224 views

Соотношение науки и мировоззрения в свете фундаментальной онтологии М. Хайдеггера

Дёмин И.В.

Аннотация

В статье проясняется соотношение науки, философии и мировоззрения в свете фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. Мировоззрение, согласно Хайдеггеру, представляет собой способ самопонимания и самоистолкования человека в эпоху современной (новоевропейской) науки. И мировоззрению, и частным наукам присущ позитивный характер. Это означает, что мировоззрение, подобно частным наукам, имеет дело с сущим, а не с бытием. Вопрос о мировоззрении (о соотношении философии и мировоззрения) является решающим для институционального самосознания феноменологической философии как таковой. Показано, что специфика и оригинальность хайдеггеровского философского проекта («фундаментальной онтологии») во многом связана с последовательным и принципиальным различением философии и мировоззрения. Проясняется связь феномена мировоззрения с гуманизмом и антропоцентризмом. Согласно Хайдеггеру, гуманизм и антропоцентризм присущи всякому мировоззрению, мировоззрению как таковому, а не только определённому типу мировоззрения. Выявлено значение проводимого Хайдеггером растождествления понятий «сущее» (Seiende) и «предмет» (Gegenstand) для фундаментальной онтологии в целом и трактовки мировоззрения и науки, в частности. Установлено, что под «наукой» в большинстве случаев Хайдеггер понимает не совокупность позитивных наук (наук о сущем) и не особый тип познания, но измерение бытия сущего и способ данности сущего, утвердившийся и ставший господствующим в европейской культуре нового времени. 

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(1):225-234
pages 225-234 views

Вопрос о сущности техники в рамках семиотического подхода

Нестеров А.Ю.

Аннотация

В статье в рамках семиотического подхода рассматривается вопрос о сущности техники. Под техникой понимается проективный способ работы сознания со знаками, представляющий собой обращение рецепции и приводящий к формированию новых «значений» при реализации семантических, синтаксических и прагматических правил на каждой из ступеней познания, будь то чувственное восприятие, рассудок или разум. Техническое сознание рассматривается на трёх ступенях: как «традиция», где техника определяется в качестве неосознаваемой правилосообразной деятельности, удовлетворяющей требованию выживания человека в естественной природной среде; как «вторая природа», где техника есть процесс создания нового, возможный за счёт контроля над материей, и замещающий естественную среду искусственной; как «третья природа», где техника есть способ управления рефлексией. Техническое сознание, описываемое как проективный семиозис, показывает эволюцию индивида от традиции к неочеловечеству. Человек, рождаясь, осваивает транслируемую культурной памятью сумму навыков, обеспечивающих выживание в естественной среде его рождения; фантазия, вымысел, метафизическое представление, порождённые удивлением, эстетическим переживанием или практической проблемой, вызывают процессы самосознания,  позволяют косвенным образом увидеть рефлексивный характер практической деятельности; способность воплощать в материальных субстратах фикциональные объекты порождает вторую природу, замещающую естественные объекты восприятия и представления; способность материального изменения правил рефлексии открывает путь к осознанной и контролируемой автоэволюции человека, создавая «третью природу», в которой человек превращается в неочеловека, способного изменять качество своего человеческого существования как рефлексивного существа. 

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(1):235-246
pages 235-246 views

Анализ технологических параметров производства (методологический аспект)

Соснина Т.Н.

Аннотация

Технологические параметры производства анализируются с использованием базовой триады понятий: условный, первичный и вторичный предметы труда. Аргументируется вывод об уникальной особенности предмета труда фиксировать плюсы и минусы производственных усилий человека и средств его деятельности. Предлагается рассматривать предмет труда в виде недифференцируемой совокупности природного (субстрат) и социального (реализованный в субстрате абстрактный и конкретный труд), функционирующей в определённом технологическом пространстве-времени (вещь – процесс становления вещи). В любой ситуации первичному предмету труда (добывающие технологии) предшествует условный предмет труда (научно-исследовательские технологии), готовому или конечному продукту – вторичный  предмет труда (перерабатывающие технологии). Точки технологических запретов выявляют параметры оптимального технологического режима системы «человек – средства труда – предмет труда» с учётом экономической, социальной и экологической составляющих. Технологические параметры конкретизируются примерами технологических цепочек (традиционных и инновационных) отдельного предприятия, кластерного и сетевого производственных образований. Постулаты теории предмета труда отражают методологически значимый статус технологий любого типа производств – материального, духовного, виртуального, социального.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(1):247-257
pages 247-257 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах