Том 13, № 4 (2014)

Весь выпуск

АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Концептуальная модель формирования лётных навыков в процессе тренажёрной подготовки

Годунов А.И., Куатов Б.Ж., Юрков Н.К., Куртаев С.Ж.

Аннотация

В разрезе предложенной парадигмы тренажёрной подготовки представлены механизмы формирования перцептивных образов, которые позволяют определить механизм формирования лётных навыков в ходе тренажёрной подготовки лётного состава. Показано, что отличительной особенностью базовой и начальной подготовки является то, что помимо совершенствования стандартных знаний происходит формирование и совершенствование перцептивных интеллектуальных образов, которые в совокупности со знаниями образуют навыки. Процесс формирования навыков заключается в тренировках оператора по выполнению целенаправленных мыслительных действий с апперцептивными и перцептивными сенсорными и моторными образами, а процесс формирования знаний – в занятиях по становлению и накоплению самих этих образов. Формирования навыков для различных типовых ситуации подобны друг другу, однако для каждой ситуации характерны свои схемы мыслительных процессов, определяемые сочетанием и последовательностью смены образов. У каждого будущего лётчика элементы сенсорной, моторной и интеллектуальной систем имеют свои специфические настройки, поэтому в ходе тренировок элементы этих систем подстраиваются друг под друга в соответствии с конкретным видом лётной деятельности. Такая подстройка может осуществляться также по типовым ситуациям, которые отличаются приоритетами в использовании элементов систем оператора. Сформулированы возможные конфликтные ситуации формирования и реализации навыков. Дана концептуальная модель множества навыков по применению летательного аппарата и его систем в типовой ситуации.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2014;13(4):7-15
pages 7-15 views

Метод контроля точности изделий космического комплекса на этапе разработки конструкторской документации

Еленев В.Д., Шупляк Ю.П.

Аннотация

Рассматриваются вопросы контроля над заданной точностью изделий космического комплекса на этапе разработки конструкторской документации. Точность изделия на этапе разработки конструкторской документации рассматривается как системная характеристика, охватывающая совокупность единичных требований по точности изделия, заданных на этапе разработки технического задания. В основу метода положено понятие о типовом проектном параметре точности, при помощи которого фиксируется всё множество единичных требований по точности изделия, определяемых техническим заданием. Все требования по точности изделия, реализуемые на этапе разработки конструкторской документации, приводятся к заданному в техническом задании исходному множеству типовых проектных параметров точности с целью подтверждения (или не подтверждения) их соответствия друг другу.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2014;13(4):16-29
pages 16-29 views

Выбор проектных характеристик космического аппарата – сборщика мусора с электроракетным двигателем малой тяги

Ишков С.А., Филиппов Г.А.

Аннотация

В статье рассматривается проблема засорения околоземного космического пространства. Исследуется способ очистки от крупногабаритных фрагментов космического мусора с помощью космического аппарата – сборщика мусора с электроракетным двигателем малой тяги. Построена массовая модель космического аппарата одноразового и многоразового применения. Рассматривается баллистическая схема, предусматривающая перелёт космического аппарата с орбиты ожидания на орбиту расположения космического мусора, его спуск на поверхность Земли и возвращение многоразового космического аппарата на орбиту ожидания. Для предложенного критерия оценки эффективности транспортной операции и введённого допущения о постоянстве ускорения от тяги получены аналитические соотношения для расчёта проектных параметров космического аппарата. Результаты расчёта проектных параметров представлены в обобщённом виде.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2014;13(4):30-38
pages 30-38 views

Оценка уровня навыков курсантов лётных специальностей

Куатов Б.Ж., Куртаев С.Ж.

Аннотация

Проведён анализ работ по проверке адекватности как имитационного моделирования, так и самих тренажёров. В работах ограничиваются определением факта адекватности или неадекватности проверяемых систем, что не может быть использовано для выявления приобретаемых на них навыков в соответствии с введённой обобщённой классификацией. Сама адекватность является сопутствующим признаком неадекватности применения тренажёров. Однако поскольку существующая принятая база по оценке адекватности тренажёров не позволяет её представить в виде индикатора сопутствующего признака неадекватности применения тренажёров, то первостепенной задачей является определение её количественной формы, которая позволила бы устранить несоответствие оценок обученности. В статье предлагается система оценки уровня навыков тренажа курсантов лётных специальностей. Рассмотрены некоторые положения применительно к оценке вероятностных уровней подготовленности курсантов. В работе предлагается применение оценки уровня обученности курсантов лётных специальностей по пятибалльной системе с использованием плюсов и минусов (12-балльная система) для повышения точности определения лётных навыков.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2014;13(4):39-44
pages 39-44 views

Идентификация коэффициента преобразования маятникового компенсационного акселерометра в условиях орбитального полёта космического аппарата

Фоминов И.В.

Аннотация

Рассматривается задача оценки метрологических характеристик маятникового акселерометра, изменяющихся под действием возмущающих факторов в полёте космического аппарата. Разработан метод, позволяющий оценить значение коэффициента преобразования маятникового компенсационного акселерометра системы управления манёвром космического аппарата на основе применения графоаналитических и косвенных методов диагностики систем первого и второго порядка. Предложенный метод позволяет проводить автоматическую идентификацию коэффициента преобразования в условиях отсутствия внешних сил негравитационного происхождения. Сущность метода основывается на сигнальном воздействии на датчик силы акселерометра, вызывающем закономерное отклонение чувствительного элемента, и анализе переходной характеристики выходного сигнала акселерометра. Проведённые численные исследования показали, что точность оценки коэффициента преобразования в соответствии с предложенным методом зависит от трёх факторов: выходного измерительного шума, коэффициента затухания чувствительного элемента маятникового акселерометра, а также возникновения моментов внешних сил, действующих на ось чувствительности акселерометра в процессе идентификации. Результаты моделирования позволили сделать вывод о возможности применения данного метода в решении задачи самоконтроля характеристик маятникового акселерометра. Показано, что повышение точности оценки коэффициента преобразования возможно благодаря использованию статистических методов сглаживания и фильтрации. Предварительный анализ показал, что предложенный метод может быть реализован при создании алгоритмического обеспечения системы самоконтроля интеллектуальных акселерометров.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2014;13(4):45-51
pages 45-51 views

МАШИНОСТРОЕНИЕ И ЭНЕРГЕТИКА

К определению податливости «беличьего колеса» в опорах роторов авиационных газотурбинных двигателей

Дегтярев С.А., Леонтьев М.К., Попов В.В.

Аннотация

Приводится методика определения  матрицы податливости упругой втулки типа «беличье колесо» с прямыми стержнями. «Беличье колесо» широко применяется в упруго-демпферных опорах авиационных газотурбинных двигателей. Определение матрицы податливости необходимо для построения точных моделей авиационных газотурбинных двигателей при решении задач роторной динамики. Методика построена на основе методов сопротивления материалов, позволяющих аналитическим путем получать компоненты матрицы. Результаты, полученные с помощью разработанной методики, сравниваются с результатами расчёта в конечно-элементном комплексе, а также с данными, полученными в других работах.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2014;13(4):52-60
pages 52-60 views

Регенеративный водовоздушный теплообменник с повышенной эффективностью теплообмена

Достовалова С.С., Серебряков Р.А., Батухтин С.Г., Батухтин А.Г.

Аннотация

В статье рассмотрена энергоэффективная схема использования энергии Солнца в системах централизованного теплоснабжения, позволяющая уменьшить капитальные затраты и эксплуатационные расходы и увеличить степень замещения традиционных источников теплоты. Универсальность систем с использованием данной схемы обусловливает широкую сферу их применения: от дома коттеджного типа до отопления промышленных помещений и тепличных комплексов. Сущность предлагаемой схемы заключается в том, что солнечный коллектор по нагреваемой среде подключают к воздуховоду, соединённому с отапливаемым помещением, и антифризом, циркулирующим в контуре: бак – аккумулятор – солнечный коллектор. Предложен способ интенсификации теплообмена за счёт использования интенсификаторов луночного типа. Определена эффективность интенсификации посредством расчёта суточного тепловосприятия плоского воздушного коллектора с интенсификацией лунками и без, а также экономический эффект от внедрения предложенного способа. Согласно расчётам предложенная схема отопления и интенсификация теплообмена на поверхности входящего в неё коллектора может дать ощутимый экономический эффект при внедрении.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2014;13(4):61-66
pages 61-66 views

Задача контроля и прогнозирования технического состояния газотурбинного двигателя

Зотин Н.А.

Аннотация

В статье представлена в вербальной и математической формулировке задача контроля и прогнозирования технического состояния газотурбинного двигателя. Математическая формулировка задачи дана в виде трёхкомпонентной системы. Система включает в себя: исходные данные для решения задачи; набор условий и ограничений, которые должны быть выполнены в процессе решения задачи; требуемый результат, который необходимо достичь при решении задачи. Исходные данные для решения задачи включают в себя: множества зарегистрированных в различные моменты времени значений параметров силовой установки и параметров внешней среды, а также наборы экспертных заключений о техническом состоянии газотурбинных двигателей. Ограничениями, которые накладываются при решении задачи, являются фиксированный перечень регистрируемых параметров силовой установки, а также отсутствие возможности целенаправленно расширять базу эмпирических данных. Требуемым результатом, который необходимо достичь при решении задачи, являются модель определения контрольных, диагностических, прогностических параметров; функция вычисления признаков технического состояния; функция экстраполяции значений признаков технического состояния; множество критериев контроля, диагностики и прогнозирования. Каждый из перечисленных компонентов задачи раскрыт в статье с использованием семантики множеств и мультимножеств.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2014;13(4):67-73
pages 67-73 views

О постэксплуатационном состоянии и продлении ресурса компрессорных лопаток газотурбинной энергетической установки ГТЭ-45-3

Тарасенко Ю.П., Бердник О.Б., Царёва И.Н.

Аннотация

Рабочие лопатки компрессоров газотурбинных двигателей являются наиболее ответственными деталями среди всех узлов газотурбинных энергетических установок. Они изготавливаются из хромистых нержавеющих сталей. Основными видами повреждений компрессорных лопаток  при длительной эксплуатации являются эрозионный   и  коррозионный  износ  рабочей  поверхности, а также усталостное разрушение. Целью данной работы являлась разработка методов восстановления работоспособности материала компрессорных лопаток энергетической установки ГТЭ-45-3 с целью продления их срока службы. Для изучения постэксплуатационного состояния компрессорных лопаток и работоспособности материала были исследованы рабочие лопатки компрессора газотурбинного двигателя энергетической установки ГТЭ-45-3 после отработки назначенного ресурса с наработкой 50 000 часов, изготовленные из коррозионно-стойких сталей ЭИ961 (13Х11Н2В2МФ) и 12Х13. Для оценки работоспособности материала лопаток использовали нестандартный подход и оригинальные методики. В статье приведены результаты исследований микроструктуры и физико-механических свойств коррозионно-стойких сталей. Разработан технологический процесс восстановления работоспособности материалов с целью продления ресурса лопаток компрессора, включающий последовательность операций: механическая обработка для удаления механических и коррозионных дефектов, аргоно-дуговая наплавка для восстановления геометрических размеров лопаток, термический отпуск для снятия остаточных напряжений.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2014;13(4):74-81
pages 74-81 views

Структурная и акустическая анизотропии материала лопаток турбокомпрессора

Тарасенко Ю.П., Кривина Л.А., Мотова Е.А., Никитина Н.Е.

Аннотация

Объектами исследований являются рабочие лопатки из нержавеющей жаропрочной стали ЭИ961 (13Х12Н2В2МФ) шестой и восьмой ступеней ротора турбокомпрессора двигателя ДЖ59Л в постэксплуатационном состоянии и они же – после термического отпуска. Предметами исследования являются параметр собственной акустической анизотропии и коэффициент структурной анизотропии карбидной фазы материала турбокомпрессорных лопаток в состоянии после эксплуатации и последующего термического отпуска. Цель работы: показать перспективность ультразвукового эхо-импульсного метода – как  неразрушающего метода контроля структуры материала непосредственно на изделии – как на стадии выходного контроля при изготовлении и ремонте лопаток, так и в состоянии после эксплуатации. Анализ структуры материала лопаток проведён методами оптической металлографии с использованием программного обеспечения «GoodGrains.» и ультразвукового эхо-импульсного метода неразрушающего контроля. Методом оптической металлографии установлено, что в материале перовой части лопаток в постэксплуатационном состоянии присутствует карбидная фаза игольчатой формы с высокой степенью анизотропии, являющаяся признаком деградации микроструктуры. Отмечено положительное влияние термического отпуска на однородность распределения карбидной фазы в материале рабочих лопаток ротора ТКВД. Выявлена корреляционная связь между параметром акустической анизотропии и коэффициентом металлографической анизотропии включений карбидной фазы материала лопаток. Эхо-импульсный неразрушающий метод контроля структуры дает перспективные возможности его применения  на любой стадии выходного контроля непосредственно на изделии.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2014;13(4):82-89
pages 82-89 views

Теплозащитное покрытие диоксида циркония на интерметаллидном подслое, полученное методом высокоэнергетического плазменного напыления, для турбинных лопаток газотурбинных двигателей

Тарасенко Ю.П., Царёва И.Н., Бердник О.Б., Фель Я.А., Федорченко Д.Г.

Аннотация

В статье обсуждается задача защиты от высокотемпературной газовой коррозии и высокого градиента температур рабочей поверхности турбинных лопаток, изготавливаемых из жаропрочных никелевых сплавов. Улучшение эксплуатационных свойств теплозащитного покрытия достигается за счёт повышения  энергетических характеристик процесса плазменного напыления (температура плазменного потока, среднемассовая скорость истечения плазменной струи) на модернизированном оборудовании с использованием плазмотрона ПНК-50. Особое значение в работе уделено изучению высокотемпературной стабильности сплава ЖС6Ф, так как в процессе высокоэнергетического плазменного напыления происходит сопутствующий  нагрев подложки. В работе изучены закономерности формирования фазового состава и микроструктуры теплозащитного покрытия диоксида циркония, сформированного на интерметаллидном подслое системы «Ni-Co-Cr-Al-Y», напылённого из порошковой смеси ПНК20Х20Ю13 с разной дисперсностью частиц. Приведены результаты исследований структуры, физико-механических свойств и эффективности теплозащиты покрытия диоксида циркония, сформированного методом высокоэнергетического плазменного напыления и предназначенного для обеспечения теплозащиты турбинных лопаток газотурбинных двигателей. Согласно результатам исследования разработанные покрытия предназначены для защиты от высокого градиента температур при пусковых нагрузках, газовой коррозии и эрозионного износа турбинных лопаток ГТД различного назначения. 

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2014;13(4):90-98
pages 90-98 views

Математическое моделирование излучения двигательной установки АЛ-31Ф в инфракрасном диапазоне

Филиппов Г.С.

Аннотация

Статья посвящена моделированию излучения силовой установки (СУ) летательного аппарата (ЛА) на примере исследования силовой установки АЛ-31Ф из серии высокотемпературных турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажными камерами. Изложены результаты исследования, посвящённого определению пространственного распределения лучистой энергии от сложных излучателей. Предлагается комплексный метод расчёта инфракрасного (ИК) излучения, основанный на математическом моделировании пространственного распределения лучистой энергии от сложного излучателя. Разработан алгоритм с использованием вероятностного метода Монте-Карло, что приближает смоделированный процесс испускания и отражения луча к реальному физическому, и применением нового метода расчёта индикатрисы в поглощающей среде от сложных излучателей. Выполнен расчёт распределения температур внутри сопла и моделирование геометрии СУ. На основе проведённых вычислений получено пространственное распределение инфракрасного излучения. Предложено устройство по снижению интенсивности излучения в широком диапазоне углов, проведён анализ его эффективности. Предложенное устройство позволило снизить расчётный уровень ИК-излучения более чем на 90% в диапазоне телесного угла задней полусферы. Приведён результат расчётов прямого (без учёта переотражения излучения внутри сопла) и также полного (с учётом переотражения) потока лучистой энергии для отдельных излучающих элементов на примере центрального эллипсоидного тела. Приведены результаты сравнения этих расчётов.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2014;13(4):99-106
pages 99-106 views

Устранение газодинамических резонансных режимов вибронагружения трубопроводной арматуры газораспределительных станций

Шабанов К.Ю., Крючков А.Н., Ермилов М.А., Баляба М.В.

Аннотация

В статье приведено исследование режимов резонансного взаимодействия высокоскоростного потока газа, выходящего из дозирующих сечений регуляторов давления, с его элементами. Показано, что такое взаимодействие приводит к существенному увеличению шума клапана за счёт возникновения тональной составляющей спектра колебательной энергии, проявляющейся на частотных характеристиках пульсаций давления в трубопроводе, вибрации выходного фланца регулятора, а также внешнего шума клапана. Приведены результаты исследования условий возникновения резонансного взаимодействия потока газа с элементами конструкции регулятора, в том числе со стойками – пилонами центрального обтекателя. Показано, что с увеличением выходной скорости потока выше определённого значения (около 40 м/с) возникают дискретные составляющие спектра пульсаций давления. Представлены результаты экспериментального анализа элементов регулятора давления, показывающие практическое совпадение частот дискретных составляющих спектра пульсаций потока и собственных колебаний элементов конструкции. Модальный анализ собственных колебаний элементов регулятора проводится методом простукивания. Предложены мероприятия по устранению резонансного взаимодействия выходного потока со стойками – пилонами, заключающиеся в установке специальных рассекающих поток конструкций в виде перфорированных цилиндрических втулок. 

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2014;13(4):107-118
pages 107-118 views

УПРАВЛЕНИЕ, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ИНФОРМАТИКА

Перестройка цифровых алгоритмов управления при переменном шаге дискретности

Белоногов В.Д.

Аннотация

При реализации объёмного набора задач цифрового управления, фильтрации и контроля на процессорах с ограниченными вычислительными ресурсами в процессе работы может возникнуть необходимость изменения периода дискретности Т0 задачи управления. Это может быть вызвано, например, необходимостью решения в определённые моменты более важных задач, занимающих ресурсы вычислителя. В этом случае задачи управления будут решаться с увеличенным периодом дискретности T0 N, что при постоянных параметрах цифрового регулятора приведёт к ухудшению динамики системы, а при существенном изменении периода – даже к потере устойчивости замкнутой цифровой системы. Для восстановления динамических свойств контура необходима перестройка (оперативный пересчёт) параметров регулятора в функции от параметра N, определяющего кратность изменения периода квантования. Данная перестройка алгоритмов должна осуществляться автоматически в процессе функционирования цифровой системы и, вследствие этого, алгоритмы перестройки должны иметь достаточно простой вид. В статье рассматриваются вопросы перестройки цифровых алгоритмов управления (ЦАУ) при значительном изменении периода дискретности задачи управления. Приводятся критерии близости характеристик цифрового регулятора при изменённом и исходном шаге дискретности. На основании данных критериев для простейших законов управления получены явные формулы пересчёта констант цифрового регулятора, а для общего случая сформирована методика перестройки констант управления.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2014;13(4):119-128
pages 119-128 views

Адаптивное биоуправление в восстановлении движений у больных травматической болезнью спинного мозга при осложнённом переломе позвоночника

Богданова Л.П.

Аннотация

Целью работы была разработка метода адаптивного биоуправления с использованием зрительной и слуховой обратной связи для восстановления нарушенных или утраченных движений у больных травматической болезнью спинного мозга при осложнённом переломе позвоночника на основе данных об изменениях электрофизиологических свойств мышц и спинальных мотонейронов, вовлечённых в патологический процесс. Под наблюдением и обследованием находились 64 больных в первый месяц после травмы, из них 40 мужчин и 24 женщины.  Возраст больных был от 19 до 40 лет. В зависимости от применения методик лечения все пострадавшие были распределены на две репрезентативные по полу, возрасту и степени повреждения и тяжести состояния группы. К 40 пациентам основной группы был применён разработанный новый комплекс восстановительного лечения. Группу сравнения составили 24 пациента, лечение которых проводили общепринятым методом. Для сравнения были изучены показатели электрофизиологических характеристик мышц у 120 здоровых людей. Для восстановления движений был разработан метод адаптивного биоуправления за счёт усиления зрительного и слухового контроля за сокращением мышц, вовлечённых в патологический процесс. Метод адаптивного биоуправления основан на регистрации, усилении и преобразовании биоэлектрической активности мышц, вовлечённых в патологический процесс, в световой и звуковой сигналы, которые больной наблюдает на экране электромиографа. После проведённого лечения с применением метода адаптивного биоуправления и лечебной гимнастики 85,5% больных получили возможность активного мышечного сокращения. В группе сравнения у больных положительную динамику восстановительного процесса не наблюдали.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2014;13(4):129-137
pages 129-137 views

Стимуляционная электромиография в определении механизма лечебного действия адаптивного биоуправления у больных травматической болезнью спинного мозга

Богданова Л.П.

Аннотация

Целью работы было изучение механизма лечебного действия метода адаптивного биоуправления с использованием зрительной и слуховой обратной связи для восстановления нарушенных движений у больных травматической болезнью при осложнённом переломе позвоночника на основе данных об изменениях электрофизиологических свойств мышц и спинальных мотонейронов, вовлечённых в патологический процесс. Было обследовано 64 больных в первый месяц после травмы. Возраст больных был от 19 до 40 лет, средний возраст составил 28,3 года. Мужчин было 40 и  женщин – 24. Всем больным проведено полное ортопедотравматологическое, неврологическое, лабораторное, рентгенологическое, электрокардиографическое обследование. По показаниям выполняли электроэнцефалографию. Дополнительно была проведена глобальная и стимуляционная элекромиография. После занятия адаптивным биоуправлением у больных отмечали повышение суммарной возбудимости спинальных мотонейронов в 2,2 раза. Возросла степень вовлечения альфа-БМН в 2,5 раза и альфа-ММН в 1,6 раза. Увеличилась чувствительность первичных мышечных окончаний на 64,5%. Практически не изменилась степень затухания спинального рефлекса при его повторном вызывании.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2014;13(4):138-143
pages 138-143 views

ЭКОНОМИКА И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Кредитно-банковская система в 1920-е годы в Самарском регионе

Банникова Н.Ф., Самуилова М.О.

Аннотация

В статье отражены изменения в системе банковского кредитования в 1920-е годы на примере деятельности Самарского городского коммунального банка. Выделены основные задачи развития экономики и прежде всего денежного обращения в условиях нового экономического курса советского правительства. Обращено внимание на состояние экономической системы региона, изменение функций коммунального банка в сфере промышленности, сельского хозяйства, оптовой торговли и транспорта. Показаны взаимоотношения Центрального банка коммунального хозяйства и жилищного строительства с региональными банками, а также роль Самарского городского коммунального банка в развитии жилищного строительства и коммунального хозяйства в регионе. Особое внимание уделялось решению задачи содействия строительства жилья для рабочих. Выделено право коммунальных банков выпускать облигационные займы, определены изменения условий работы региональных банков в конце 1920-х годов. Отражены процессы реорганизации финансово-кредитной системы, связанные с усилением централизации хозяйствования и становлением плановой экономики. Обращено внимание на особенности деятельности Самарского городского коммунального банка после проведения административно-территориальной реформы. Содержатся статистические данные о результатах деятельности Самарского городского коммунального банка в исследуемый период.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2014;13(4):144-154
pages 144-154 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах