Том 2, № 1 (2022)
- Год: 2022
- Статей: 11
- URL: https://journals.ssau.ru/semiotic/issue/view/540
1 января 2022 года исполнилось бы 95 лет Будимиру Гвидоновичу Тукумцеву. Это человек-легенда отечественной социологии, внесший неоценимый вклад в становление социологии труда в нашей стране. Цель данной статьи – познакомить читателя с человеческими качествами и основными этапами жизненного пути, а также научными интересами известного ученого. Делаются выводы о причинах широкого признания в научной среде и успехах в преподавательской и научной деятельности.
В статье на примере области информационных технологий проводится анализ практик повышения эффективности технического знания. Обосновывается, что отличительной чертой современного этапа развития техники является то, что само знание становится техническим объектом и к нему применяются требования эффективности, высокопроизводительности, безопасности. В качестве методологической основы исследования используется авторская концепция эпистемических практик, в рамках которой выявляются методы и приемы работы с техническими объектами, результатом применения которых является повышение эффективности технического знания, реализованного в этих объектах. Доказано, что в области информационных технологий эпистемическими практиками являются формы представления знаний в информационных системах, подбор способов визуализации данных, совершенствование многофакторных математических моделей и определение конфигурации нагрузки аппаратного обеспечения. Сделан вывод о том, что производство эпистемических практик является условием конкурентоспособности IT-компаний, работающих в области наукоемких технологий.
Современная теория познания исходит из того, что всякое подлинное знание есть фактическое знание (Tatsachenwissen). При этом отдельные факты соответствуют отдельным высказываниям о том, как нам являются вещи. Если эти высказывания истинны, тогда наличествуют и соответствующие факты – и наоборот. Однако философия техники настаивает на том, что мы, люди, чтобы формулировать истинные высказывания, занимаемся отнюдь не одним только созерцанием мира. Мы ведь как-то обращаемся с вещами в мире, когда нечто делаем или строим. И для этого нужно некоторое знание, которое может быть изучено и развито. Звучат предложения говорить в этом случае о «вещественном знании» (Dingwissen). Однако это выражение всё же вводит в заблуждение. У нас есть хорошие основания говорить о «деятельностном знании» (Werkwissen), то есть о знании того, как вещи взаимодействуют во взаимосвязи часового механизма или сталелитейного завода (Uhrwerk oder Stahlwerk). Здесь важно не то, как вещи являются человеку, но то, что вещи могут, когда они оказываются соотнесены друг с другом тем или иным образом.
Актуальность проблемы пользы определяется наличием многообразия трактовок определения понятия пользы. Цель исследования – разрешение смысловой неопределенности понятия пользы в рационалистических и эмпирических учениях Нового времени. Методология включает в себя историческую реконструкцию понятия пользы в рационализме и эмпиризме и сравнительно-сопоставительный анализ данных подходов. Результатом исследования является выявление определений понятия пользы в эмпиризме и рационализме Нового времени. В первом направлении под ним понимается комбинация опытных данных, включающая способы подготовки, принятия и реализации решений, сообразуемых с предвосхищением ожидаемых последствий и достижением практически значимых результатов. Во втором – принцип мышления, согласующий работу рассудка с чувствами и предоставляющий право на свободный выбор приемлемого решения для конкретной ситуации. Выводы исследования предполагают снятие взаимоисключающих подходов к определению понятия пользы посредством взаимного дополнения исходных оснований рационализма и эмпиризма (способности к рассуждению и опытных данных), реализуемого в утилитаризме, прагматизме и философии техники.
Научно-фантастическая литература особым способом моделирует действительность и позволяет прогнозировать развитие не только технологий, в частности, искусственного интеллекта, но и способов коммуникации человека с этими технологиями, которые представлены в произведениях как антропоморфные образы. В данной статье анализируются способы организации взаимодействия человека с искусственным интеллектом в научной фантастике на материале произведений таких авторов, как Ф. Дик, А. Азимов, Д. Адамс, А. Кларк и У. Гибсон. Обнаруживается, что авторы концептуализируют искусственный интеллект тремя способами: через уподобление человеку, создание образов суперкомпьютеров и создание образа сверхразума. Авторские модели коммуникации с искусственным интеллектом нацелены на раскрытие внутреннего мира человека, поиск ответов на фундаментальные вопросы бытия. Взаимодействие с «другим», нечеловеческим сознанием сталкивает с технологическими ограничениями и разрушением субъектно-объектной сферы коммуникации. Анализ авторских моделей взаимодействия с искусственным интеллектом показал, что основными проблемами в такой коммуникации являются невозможность выстраивания диалогичных отношений и понимания другого как главного критерия коммуникативной эффективности. Искусственный интеллект, становясь субъектом коммуникации, продолжает восприниматься героями произведений как объект, что в конечном итоге приводит к разрушению диалогической коммуникации. Истинная коммуникация возможна только тогда, когда человек понимает технологическую ограниченность искусственного интеллекта и готов к самостоятельному наполнению ее смыслом в контексте решения функциональных задач.
В статье рассматривается проблема взаимоотношения человека и времени на примере романа А. Иличевского «Чертёж Ньютона». Целью настоящей работы является анализ литературного текста, его структурно-композиционных элементов, художественных образов с точки зрения прочтения заданного писателем культурного кода героя. Культурные знаки, символы и коды синтезированы в тексте через художественные образы. Писатель создаёт в романе многомерное пространство через погружение читателя в сферу культуры, музыки, живописи, театра, фотографии, отсылки к другим литературным текстам. Единый культурный код произведения создаётся с помощью литературного приёма фокализации на образе отца главного героя. В центре романа герой – Константин – в ситуации поиска близкого человека. Сын на протяжении романа обращается к целому ряду личных воспоминаний об отце, к его эстетическим предпочтениям, творчеству. Эти воспоминания раскрывают глубину внутреннего мира главного героя, его интеллектуальные и культурные ценности. Архитектоника текста создаётся и через паратекстуальные связи, которые расширяют границы романа как отдельного текста до текста культуры в семиотическом смысле. Художественное пространство романа насыщено символами прошлого времени и культуры, включает и интертекстуальные элементы для создания единого образа города, представленного системой или суммой символов в романе. Главный мотив романа – поиски отца через осознание его ценностей, его жизни.
В статье анализируются теоретические представления современных исследователей относительно понятия «профессиональные компетенции». Проблема формирования и развития профессиональных компетенций работников актуальна в нынешних реалиях, так как конкуренция среди производственных организаций возрастает с каждым днем, и работодатели заинтересованы в высококвалифицированных рабочих кадрах, готовых посредством реализации теоретических знаний и практических навыков достигать эффективных производственных результатов и способствовать процветанию компаний в целом. Цель статьи – проанализировать процесс формирования профессиональных компетенций наемных работников. Отдельное внимание уделяется анализу наиболее важных компетенций и навыков работников, необходимых для полноценного функционирования трудовых отношений в производственном процессе. В данной работе рассмотрен и проанализирован компетентностный подход в реализации практико-ориентированного обучения в вузе для подготовки потенциальных работников, способных конкурировать и адаптироваться к появлению новейших современных технологий. Внедрение компетентностного подхода в систему высшего образования является новым шагом в подготовке высококвалифицированных кадров, не только обладающих совокупностью теоретических знаний, но и готовых реализовывать свои практические умения для решения различных производственных задач. Работник, получивший качественное высшее образование, теоретический набор знаний и практических умений, будет применять свои способности в трудовой деятельности, демонстрируя высокую результативность. В работе представлены практические рекомендации для работодателей и образовательных учреждений по формированию профессиональных компетенций работников.
Жилищное строительство – одна из самых приоритетных и инвестиционно выгодных отраслей хозяйства страны. Она прочно вошла в рыночную экономику, но не обеспечила в полной мере комфортную среду проживания в новых жилищных комплексах жителям мегаполиса. Политика наращивания объема жилищного фонда без улучшения его качественного состояния и уровня благоустройства окружающей среды становится фактором снижения конкурентоспособности муниципальных образований, регионов и страны. Государство активно включается в жилищную политику, разрабатывая стратегию комплексного освоения территории районов массовой застройки пригородных зон. Но ее реализация сопровождается серьезными сбоями и конфликтами жителей комплексов с представителями городских властей и бизнеса, что провоцирует создание инициативных групп граждан по отстаиванию своего права на качественную среду. Процесс самоорганизации жителей и формирование группы активистов, действия которых вылились в коллективные инициативы, исследован на материалах экспресс-интервьюирования восприятия качества городского пространства жителями ЖК «Балтийская жемчужина» Санкт-Петербурга. Несоответствие уровня благоустройства и сферы услуг, предоставляемых девелоперами, ожиданиям жителей, а также неэффективное участие представителей бизнеса и администрации города в разрешении возникающих конфликтных ситуаций спровоцировало создание низовой организации активистов комплекса. Результатом ее деятельности стала коллективная петиция В.В. Путину. Инструментом, позволившим осуществить данную инициативу, стал современный уровень развития цифровых технологий и социальные сети жителей микрорайона.
24 января 2022 года исполнилось 100 лет со дня рождения известного философа, социолога, культуролога, политэконома, доктора философских наук и кандидата экономических наук, профессора Захара Ильича Файнбурга (24.01.1922 – 10.09.1990). Годы его жизни хронологически почти совпали со временем советского социализма, а научное творчество со студенческой скамьи до самой смерти было посвящено одной теме – социально-экономическим механизмам общественного развития при переходе обществ индивидуалистского типа к коллективистскому обществу, охватывающим всю совокупность процессов развития общества от изменения характера труда на производстве до преодоления религиозоподобного общественного сознания. Приводимые в статье результаты научного поиска З.И. Файнбурга системны, ибо содержат в своем единстве различные аспекты структуры и функционирования современного общества, и актуальны, ибо дают в руки современного исследователя эвристически ценные методологию и инструменты социального познания. Рассматриваются специфика системного подхода З.И. Файнбурга к анализу характера труда и становления его нового исторического типа; к культуре и ценностным ориентациям личности, а также концепция развития личности в постэкономическом обществе; перспективы становления коллективистского общества как новой социальной реальности. Серьезное внимание уделено проблемам семиотического характера, связанным с использованием методов «мысленного эксперимента» в социально-философской научной фантастике и с построением понятий нового социального знания.
Статья является продолжением исследования, связанного с применением системной модели аргументации к объектам предметной области. Анализируются аллегорические изображения ценностей в работах мастеров различных школ живописи, гравюрах и скульптурных изображениях. Рассматриваются пословицы и поговорки как пресуппозиции, которые являются суждениями (аргументами различных уровней) с особым статусом. Принципы и убеждения, афоризмы и максимы рассматриваются как пресуппозиции в системной модели аргументации. Отдельно рассматриваются суждения деонтической логики, которые могут быть как аргументами, так и тезисом и пресуппозицией, анализируются деонтические системы и логики Малли, Локхорста, фон Вригта, Караваева. Исследуются причинно-следственные связи аллегорий и фактов, статус аналитических и синтетических суждений как пресуппозиции.
В рецензии анализируется монография М.А. Перепёлкина, ее структура и содержание. Новое исследование, посвященное жизни и творчеству Е.Н. Чирикова, рассматривается в контексте современных историко-литературных работ об этом выдающемся русском писателе. Описывается проблематика исследования и уникальность проведенной автором работы в изучении самарских страниц жизни и творчества писателя.