Том 23, № 3 (2017)
- Год: 2017
- Статей: 14
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/issue/view/266
Весь выпуск
СТРОГОСТЬ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ И «МАЛАЯ» НАУКА
Аннотация
В статье обосновывается тезис Хайдеггера о неточности как специфике стро- гости гуманитарного знания. Обоснование опирается на особый (текучий) ха- рактер данности предметов гуманитарных наук, который придает неточность понятиям этих наук. Строгость гуманитарного знания определяет не точность его терминологии, а ее адекватность.
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ САЛТЫКОВ: 68 ЛЕТ У ПОДНОЖИЯ РОССИЙСКОГО ОЛИМПА
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы биографии светлейшего князя Н.И. Салтыкова (1736–1816), ключевые вехи его 68-летнего служения российскому императорскому дому. Он был современником семи правителей Российской империи, а при пяти из них служил. Он не знал падений, и его карьера сложилась самым удачным образом. Многие современники давали негативные характеристики князю, однако он был удостоен многих почестей и наград, пользуясь большим доверием членов императорской семьи. Автор, привлекая архив-ный материал, анализируя различные источники (письма, записки, дневники его современников), пытается определить, насколько справедливы были к князю современники.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.Д. СВЕРБЕЕВА НА ПОСТУ САМАРСКОГО ГУБЕРНАТОРА
Аннотация
В статье исследуется губернаторская деятельность Александра Дмитриевича Свербеева. Представлен анализ решений губернатора и их практической реализации. Реконструированы новые факты его служебной биографии. Дана характеристика деловых качеств Свербеева и их влияния на механизм управления. Выявлены количественные параметры функционирования губернаторской власти (количество распоряжений, объем переписки и др.). Рассмотрена роль самарского губернатора в борьбе с продовольственным кризисом и голодом 1891 г. Проанализированы причины перевода А.Д. Свербеева с должности самарского губернатора; дана оценка итогов его правления.
ЛИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ САМАРСКОГО ГУБЕРНАТОРА А.Д. СВЕРБЕЕВА
Аннотация
В статье анализируется комплекс личных документов А.Д. Свербеева, на основе которых дается развернутая характеристика его личности, представлены новые биографические данные. Дневники и мемуары самарского губернатора содержат богатейший материал как по истории Российской империи, так и по истории административного и социально-экономического развития Самарской губернии конца XIX в.
1917 ГОД В ВОСПРИЯТИИ РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
Аннотация
В статье проводится сопоставление оценки революционных событий в дневниках и публицистических очерках видных российских писателей и мыслителей – Н.А. Бердяева, А.А. Блока, С.Н. Булгакова, И.А. Бунина, З.Н. Гиппиус, А.М. Горького, Ю.В. Готье, М.М. Пришвина, В.В. Розанова, С.Л. Франка и других, – написанных в 1917–1918 гг. Выявлен ряд стержневых тем: осознание необратимости совершившихся перемен, разочарование в прежних представлениях о народе и интеллигенции, кризис гуманистического мировоззрения. Доказывается, что в ситуации ценностного кризиса представители российской интеллигенции искали ответы на насущные вопросы современности в классической русской литературе и исторических трудах, выполнявших роль мировоззренческих ориентиров.
ВНЕДРЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Аннотация
В представленной статье уточнены сущностные характеристики профессиональных компетенций бакалавров туризма в контексте предметно-профессиональной специализации, включающие социально-личностные и общекультурные, общенаучные и инструментальные компетенции. Обоснована методика решения проблемы формирования профессиональных компетенций у бакалавров туризма в спортивном вузе на основе построения целостного педагогического процесса с позиций педагогических инноваций за счет внедрения виртуальных моделей и клиентоориентированных технологий при организации и проведении выездных (интерактивных) практических занятий, учебных и производственных практик, позволяющих сформировать профессиональные компетенции на разных этапах и уровнях профессионально-практической подготовки.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ
Аннотация
В статье рассматривается проблема взаимодействия с родителями учащихся в рамках социально-педагогического сопровождения образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования. Представлен анализ различных точек зрения на эту проблему. Определены задачи, направления и этапы работы учреждения среднего профессионального образования с родителями учащихся. Обосновано использование информационно-коммуникационных технологий как средства взаимодействия с родителями учащихся.
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АСТРОНОМИИ
Аннотация
В статье рассмотрена проблема изучения астрономии в современной российской школе. Приведены аргументы в пользу необходимости возвращения астрономии в содержание общего образования, поскольку она серьезно влияет на формирование научного мировоззрения старшеклассников. Предложены дидактические и педагогические средства, способствующие мотивации изучения астрономии.
РЕДИ-МЕЙД И ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ ГРАНИЦ МЕЖДУ ИСКУССТВОМ И НЕИСКУССТВОМ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
Аннотация
В статье раскрывается феномен «реди-мейд» не как узкое явление, характерное исключительно для техники создания пластических объектов (реже рассматривается реди-мейд как техника создания художественного текста), а как общий принцип создания текста, обладающий большим эвристическим потенциалом
«ШИНЕЛЬ»: АВАНГАРДНАЯ КИНОВЕРСИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ТЕКСТА
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о взаимоотношениях литературы и кино в 20-е годы. Существующее мнение о пренебрежительном отношении киноавангарда к русской классике требует уточнения и корректировки. Одно из подтверждений активного взаимодействия двух искусств – работа в кино Ю.Н. Тынянова и в первую очередь его участие в экранизации гоголевской «Шинели». Особенность тыняновского подхода состояла в монтаже многочисленных сюжетов классической русской прозы. «Киноповесть в манере Гоголя» представляла собой новаторскую импровизацию по мотивам целого ряда произведений Гоголя, Толстого, Пушкина и Достоевского. Литературный текст «преодолевался» путем «уплотнения», концентрации разных по своему генезису мотивов и образов. В статье представлены наблюдения и выводы о том, каким образом поэзия и кино «слились» в киносценарии Юрия Тынянова и какую роль в художественной целостности фильма играет интертекстуальная «перекличка».
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ПЕСЕННОЙ ЛИРИКИ «ПСИХОДЕЛИЧЕСКОГО РОКА»
Аннотация
В статье проводится сравнительный анализ англоязычного песенного дискурса психоделического рока «первой волны» и современных исполнителей этого направления. Предложенная лингвокультурологическая интепретация позволяет увидеть не только черты сходства и различия лирики этих временных пластов, но и увидеть, как эволюционировала музыка этого направления в рамках изменяющейся общественной ситуации.
КОМПАРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ДИСКУРСА (НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СТАТЬИ НА РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ)
Аннотация
Выделение языка науки в самостоятельный функциональный стиль, учитывающий жанровую принадлежность научного текста (внутристилевую дифференциацию языка), форму передачи информации (устную или письменную), первичность или вторичность характера информации и некоторые другие факторы, стало актуальным вопросом современной лингвистики и такого ее направления, как компаративный анализ функционирования научного дискурса в разных языках.
КАТЕГОРИЯ ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ЗАПАДНОМ ПЕРЕВОДОВЕДЕНИИ
Аннотация
Статья посвящена категории эквивалентности и ее восприятию в отечественном и западном переводоведении. Приводятся разнообразные точки зрения по проблеме эквивалентности, делается вывод о необходимости осознания всесторонней природы перевода. Это приведет к новым результатам и позволит рассматривать перевод не только с точки зрения соответствия языковой норме, но и с позиции целесообразности в рамках меняющихся потребностей современного общества.
МЕСТО СОВРЕМЕННОГО RADIOFEATURE В СИСТЕМЕ РАДИОЖАНРОВ ФРГ
Аннотация
В статье рассматривается роль современных документально-художественных радиопередач Feature в системе радиожанров ФРГ. В качестве метода описания служит функционально-предметный подход к определению и дифференцированию медиажанров. Статья отвечает на вопросы о задачах публицистического воздействия, характерных для Feature, предметной направленности жанра и особенностях взаимодействия доступных ему формообразующих, композиционных и акустических элементов. Особое внимание уделяется категориям документальности и художественности, являющимся центральными для определения жанрового статуса Radiofeature.