Функциональная карта аксиологических доминант в пределах англоязычного дискурсивно-коммуникативного пространства

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблеме полифункциональности ценностных доминант в дискурсивном пространстве англоязычной коммуникации. Актуальность исследования детерминирована тем, что оно направлено на разработку и уточнение концептуальных положений дискурсивно-коммуникативной лингвоаксиологии как научного направления, переживающего этап развития и оформления собственной теоретической платформы. Англоязычная коммуникация выступает зоной активной трансляции аксиологических установок, которые представляют собой ядерные элементы как индивидуально-личностных аксиосфер говорящих, так и общесоциальной ценностной системы англоязычного лингвокультурного сообщества. Однако анализ функциональной системы аксиологических установок до сих пор носил спорадический и фрагментарный характер. В статье предпринята попытка целостного научного осмысления полифункциональной нагруженности аксиологических доминант в границах дискурсивного поля англоязычной межличностной коммуникации. Цель исследования заключается в аналитической разработке системно-функциональной аксиологической карты, т. е. комплекса взаимосвязанных функций, реализуемых ценностными доминантами в англоязычных дискурсивно-коммуникативных практиках. В качестве методологического аппарата исследования были задействованы релевантные методы сопоставительного контент-анализа и сравнительно-аналитической систематизации. Результатом исследования стало формирование пятикомпонентной системно-функциональной аксиологической карты, реализуемой в процессе англоязычной коммуникации, анализ функциональной нагрузки ценностных доминант в терминах уровней аксиологической системы, а также выявление специфики каждого из компонентов в пределах разработанной парадигмы. По итогам исследования авторами сформулирован аргументированный вывод, что ценностные доминанты закладывают глубинный фундамент, системно огранизующий всю зону межличностной коммуникации в силу симультанной реализации полифункционального потенциала. Идентифицированные компоненты системно-функциональной аксиологической карты, а именно социально-регулятивная, мотивационная, культурно-интегративная, структурообразующая и прагма-аксиологическая функции, в процессе комплексной коммуникативной актуализации определяют аспекты речевого поведения всех участников вербального взаимодействия.

Полный текст

Введение

Антропоцентрическая научная парадигма современной лингвистики предопределяет ее повышенное внимание к специфике вербальной репрезентации ценностных ориентиров, формирующих основу человеческого бытия. Аксиологические установки детерминируют все аспекты деятельности человека и манифестируются как на уровне поступков, так и в речевой деятельности. Особо актуальным в этом аспекте представляется изучение актуализации ценностных доминант в процессе межличностного коммуникативного взаимодействия, исследование различных параметров которого представляется перспективным научным трендом. В период динамичной трансформации иерархии аксиологических доминант необходимы новые системные ракурсы изучения роли ценностей в различных вариантах социально-коммуникативных интеракций.

На наш взгляд, полифункциональная направленность ценностных установок наглядно манифестирована в англоязычном коммуникативном пространстве в пределах неформальных дискурсивных практик межличностного вербального взаимодействия, что доказывает целесообразность их анализа в русле положений лингвоаксиологии как актуального научного направления. Будучи зоной, насыщенной разноплановыми и разнообъектными оценочными высказываниями, понимаемыми как ценностно ориентированные суждения [Чекулай 2021, с. 169], межличностная коммуникация выступает сферой активной трансляции аксиологических установок, которые являются ядерными элементами как индивидуально-личностных аксиосфер говорящих, так и общесоциальной ценностной системы англоязычного лингвокультурного сообщества. В то же время ценностные доминанты фомируют глубинную основу, организующую всю зону межличностной коммуникации в силу симультанной реализации расширенной функциональной парадигмы.

На современном этапе фиксируется пристальное внимание исследователей к ценностно-оценочным аспектам дискурсивно-коммуникативных практик (см., например, [Зубкова 2021; Матвеева 2018; Осташева 2020; Сидорова 2016; Старостина 2020; Benamara 2020; Pikuleva 2019]), однако анализ элементов функциональной парадигмы аксиологических установок носит спорадический и фрагментарный характер. Многие ученые, проводящие исследования в русле лингвоаксиологического подхода, отмечают имманентную сложность и амбивалентность данной предметной области [Foad 2020; Kotlyarova 2015; Казыдуб 2020; Чекулай 2021]. Обозначенный фактор можно, по нашему мнению, объяснить тем, что заявленный вектор научного интереса изначально затруднен релятивным характером ценностей аксиологических установок [Чекулай 2013, с. 54], т. е. их потенциалом варьирования степени включенности в ценностную картину мира в зависимости от специфики субъектно-объектных отношений, что предопределяет сущностную неоднозначность обозначенной проблематики. В ходе нашего исследования впервые была предпринята попытка целостного научного осмысления полифункциональной нагруженности аксиологических доминант в границах дискурсивного пространства англоязычной коммуникации.

Цель настоящего аналитико-теоретического исследования заключается в разработке системно-функциональной аксиологической карты, т. е. комплекса функций, реализуемых ценностными доминантами в англоязычной межличностной коммуникации, с позиций дискурсивной лингвоаксиологии как актуального научного направления. В качестве методологического аппарата исследования задействованы релевантные методы сопоставительного контент-анализа и сравнительно-аналитической систематизации. Для достижения поставленной цели представляется правомерным последовательное решение следующих исследовательских задач: а) картографирование функциональных аксиологических блоков, реализуемых в процессе англоязычной межличностной коммуникации; б) систематизация функциональной нагрузки ценностных доминант в терминах уровней аксиологической системы; в) выявление и аргументация специфики каждого компонента в пределах разработанной системно-функциональной карты.

 

Основная часть

Ценностные доминанты в терминах дискурсивно-коммуникативного лингвоаксиологического подхода рассматриваются как когнитивно-прагматические культурно обусловленные единицы, организующие поликомпонентное пространство вербального взаимодействия [Старостина 2021, с. 26]. Соответственно, функциональная парадигма ценностных доминант формируется как комплексное системное сочетание блоков общесоциальных аксиологических функций, лингвокультурологических аксиологических функций и собственно коммуникативных аксиологических функций.

Как в пределах аксиологии, так и в лингвоаксиологии, в том числе в свете ее дискурсивно-коммуникативного направления, особое внимание уделяется значимости ценностных ориентиров, лежащих в основе социального бытия в целом. В пространстве англоязычного социума ценности реализуют прежде всего регламентирующую функцию, конструируя общественное пространство и помогая его членам совершать социально приемлемый выбор как при решении жизненных дилемм, так и в ходе их обсуждения в формате межличностной коммуникации. Вместе с тем, поскольку ценности лежат в основе осмысления мироздания, они одновременно обладают мощной мотивационной направленностью и побудительным основанием речевой активности, о чем, в частности, говорит профессор В.И. Карасик [Карасик 2019, с. 22–23], т. е. именно ценности являются подлинными мотивами вербального поведения субъекта [Литвинцев 2019, с. 33]. Индивидуальные ценности выстраивают нежесткую иерархию, в соответствии с которой личность может осознать социальную реальность. Человек рассматривает свой опыт сквозь призму актуальных для него аксиологических установок, формируя собственную ценностно-оценочную шкалу и определяя цели на будущее сообразно индивидуальной системе ценностей, которая демонстрирует тенденцию к рекуррентной трансляции в процессе межличностного коммуникативного взаимодействия. В результате социально закрепленные аксиологические доминанты становятся частью структуры коммуникативной личности: они предопределяют отношение субъекта к объектам и явлениям действительности и эффективно выполняют регулятивную и мотивационную функции относительно принципов речевого поведения в различных жизненных ситуациях на общесоциальном уровне.

С позиций культурологической нагруженности англоязычного коммуникативного пространства возможно говорить о том, что лингвоаксиосфера формируется исключительно в ходе совокупной оценочной деятельности индивидов в определенной социальной среде и в ограниченный исторический период: ценности всегда культурно обусловлены. Соответственно, англоязычная культура, представляя собой исторически сложившуюся общественную формацию, характеризуется уникальной системой аксиологических доминант, которые обязательно выполняют, помимо прочих, интегрирующую функцию по отношению к определенному лингвокультурному сообществу людей. В обозначенном аспекте правомерно говорить о том, что межличностная коммуникация в ее национально-специфичном англоязычном варианте является возможной благодаря актуализации интегративной функции ценностных ориентиров, способствующих реализации принципов взаимопонимания и речевого сотрудничества при диалогической интеракции.

Вместе с тем дискурсивно-коммуникативные лингвоаксиологические исследования позволяют дополнить сформулированную с позиций аксиологии и лингвокультурологии функциональную парадигму ценностей по результатам анализа вариантов их вербальной манифестации. В пределах дискурсивного подхода к систематизации языкового выражения компонентов ценностно-оценочной системы возможным источником для их изучения становятся множественные дискурсивно-коммуникативные практики. В процессе интерактивных речевых партий каждый его участник эксплицитно или имплицитно аппелирует не только к собственной аксиосфере, но и к индивидуальной аксиосфере партнера по общению. В результате ценности выступают движущей силой речевой коммуникации, детерминируя ее формирование и развитие. Коммуникативные действия коммуниканта в пределах каждого диалогического модуля напрямую зависят как от индивидуальных ценностных доминант, так и от потенциальной специфики аксиологической иерархии адресата. В процессе англоязычной коммуникации ценности выступают ключевыми аргументами отбора определенных языковых средств, т. е. употребление говорящим той или иной языковой единицы обусловлено актуализацией определенных ценностных представлений о фрагменте действительности (см. подробнее: результаты эмпирического исследования социальной и индивидуальной лингвоаксиосферы в стилизованном дискурсивно-коммуникативной пространстве англоязычной драмы [Старостина 2021], а также итоги анализа эмоционально-оценочного соотношения [Чекулай 2019]).

Отметим, что аксиологические ориентиры оказываются встроенными в мотивационный мир личности, составляя ее глубинную основу, в связи с чем коммуникант может в полной мере не осознавать, какими именно ценностями он руководствуется при выражении мысли в том или ином диалоге, т. е. процесс ценностной детерминации речи зачастую бессознателен. Тем не менее успешная интеракция выстраивается исключительно при условии общего аксиологического фундамента участников речевой интерации, в формировании которого априори задействованы элементы аксиосферы всех ее участников. Аксиологический коммуникативный базис формирует интеллектуальный фон и эмоциональную тональность диалогического дискурса, формируясь путем интегративного функционирования аксиологических доминант говорящего, адресата, а также лингвоаксиологического дискурсивного фона всей коммуникативной ситуации. В итоге в дополнение к регулятивной, мотивационной и культурно-интегративной функциям в англоязычной межличностной коммуникации ценности реализуют структурообразующую функцию за счет аксиологической координации речевых действий партнеров по общению. Актуализация ценностной системы коммуникантов обеспечивает когерентность и динамичность диалогического модуля. Безусловно, для исследований лингвоаксиологических параметров иноязычных дискурсивно-коммуникативных практик этот аспект влечет за собой дополнительные затруднения, поскольку для выявления истинных аксиологических мотивов коммуникативных действий языковой личности необходим тщательный учет как языковых характеристик коммуникативной ситуации, так и дискурсивно-прагматической специфики диалога. В связи с обозначенным фактором нам представляется необходимым выделить еще одну функцию аксиологических доминант в процессе англоязычной коммуникации, а именно прагма-аксиологическую, т. е. функцию ценностно-оценочного воздействия. Ценности коммуниканта, определяющие структуру и содержание его диалогических партий, оказывают рациональное и эмоциональное влияние на партнеров по общению, что зачастую выступает в качестве коммуникативной цели вербальной интеракции и может способствовать трансформационным модификациям индивидуальных лингвоаксиосфер по итогам межличностного речевого взаимодействия.

 

Заключение

Таким образом, реализация блоков общесоциальных, лингвокультурных и собственно коммуникативных функций ценностных доминант формирует системный комплекс, поскольку симультанно регулирует и мотивирует речевое взаимодействие коммуникантов, организует композицию диалогического модуля и определяет отбор говорящими релевантных языковых средств. Акцентуализируя те или иные ценностные установки в процессе общения, коммуникант непременно апеллирует к индивидуальной лингвоаксиосфере, но также учитывает известные ему или предполагаемые ценностные ориентиры партнера и общепринятые социально-культурные ценностные ожидания. Принципиальную значимость имеет тот факт, что пять выявленных компонентов системно-функциональной аксиологической карты, а именно социально-регулятивная, мотивационная, культурно-интегративная, структурообразующая и прагма-аксиологическая функции, реализуются симультанно в процессе их комплексной актуализации в англоязычных дискурсивно-коммуникативных практиках. Представленный в статье анализ направлен на детализацию концептуальных положений дискурсивно-коммуникативной лингвоаксиологии как научного направления, переживающего этап активного поливекторного развития и оформления собственной теоретической платформы, что детерминирует теоретическую значимость исследования. В качестве исследовательской перспективы было бы, на наш взгляд, целесообразно предложить дальшейшее уточнение динамического набора функций ценностной системы на материале множественных вариантов коммуникативного взаимодействия.

×

Об авторах

Ю. С. Старостина

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: juliatim@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1578-7590

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английской филологии

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

И. В. Чекулай

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Email: chekulai@bsu.edu.ru
ORCID iD: 0000-0001-8599-1699

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации

Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85.

О. Н. Прохорова

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Email: prokhorova@bsu.edu.ru
ORCID iD: 0000-0001-9441-819X

доктор филологических наук, профессор, директор института межкультурной коммуникации и международных отношений

Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85.

Список литературы

  1. Benamara, Asher, Yannick 2016 – Benamara F., Asher Nicholas, Yannick M.Y. Evaluation in Discourse: a Corpus-Based Study // Dialogue and Discourse. 2016. Vol. 7 (1). P. 1–49. DOI: http://doi.org/10.5087/dad.2016.101.
  2. Foad, Hanel, Maio 2020 – Foad C., Hanel P., Maio G.R. Perception of values over time and why they matter // Journal of Personality. 2020. November. P. 1–17. DOI: http://doi.org/10.111/jopy.12608.
  3. Kotlyarova 2015 – Kotlyarova V. Explication of the methodological difficulties of modern axiology // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, no 3. P. 477–482. DOI: http://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n3s1p477.
  4. Pikuleva 2019 – Pikuleva Yu. Linguoaxiological view on the types of speech acts (on the basis of oral colloquial speech) // Studia rossica posnaniensia. Vol. 44. P. 319–325. DOI: http://doi.org/10.14746/strp.2019.44.1.30.
  5. Зубкова, Желтухина 2021 – Зубкова Я.В., Желтухина М.Р. Структура коммуникативной реальности // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10, № 1(34). С. 352–354. DOI: http://doi.org/10.26140/bgz3-2021-1001-0083.
  6. Казыдуб 2020 – Казыдуб Н.Н. Аксиологическая перспективизация как инструмент дискурсивного конструирования // Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева. 2020. № 4 (54). C. 143–152. DOI: http://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-54-4-250.
  7. Карасик 2019 – Карасик В.И. Ценности как культурно значимые ориентиры поведения // Гуманитарные технологии в современном мире: сб. материалов VII Международной науч.-практ. конф. Калининград: Западный филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2019. С. 22–25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38551762.
  8. Литвинцев 2019 – Литвинцев О.С. Проблемы аксиологического анализа в когнитивной лингвистике // От дифференциации наук – к трансдисциплинарности: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием, посвящ. 250-летию Александра фон Гумбольдта. Абакан: Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, 2019. С. 33–41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41024938.
  9. Матвеева 2018 – Матвеева Т.В. Практика выявления ценностной информации разговорного диалога // Научный диалог. 2018. № 12. С. 133–151. DOI: http://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-12-133-151.
  10. Осташова 2020 – Осташова О.И. Конфигурация коммуникативных адресантно-адресатных отношений в оценочных высказываниях: гендерный аспект // Вестник ДонНУ. Сер. Д: Филология и психология. 2020. № 1. С. 98–104. URL: https://donnu.ru/public/journals/files/Vestnik_DonNU_D_2020_N1.pdf; https://elibrary.ru/item.asp?id=42737344.
  11. Сидорова 2016 – Сидорова Н.А. Сущностная структура коммуникативных ценностей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2016. № 3. С. 69–77. DOI: http://doi.org/10.18384/2310-712X-2016-3-69-77.
  12. Старостина 2021 – Старостина Ю.С. Репрезентация британской и американской лингвоаксиосферы в драматургическом дискурсе XX века // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2021. № 5. С. 24–35. DOI: http://doi.org/10.18384/2310-712X-2021-5-24-35.
  13. Старостина, Харьковская 2020 – Старостина Ю.С., Харьковская А.А. Лингвоаксиологические аспекты англоязычной стилизованной коммуникации: система позитивно-оценочных средств // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета. 2020. № 4 (52). С. 66–80. DOI: http://doi.org/10.47388/2072-3490/lunn2020-52-4-66-80.
  14. Чекулай, Прохорова 2021 – Чекулай И.В., Прохорова О.Н. Аспекты соотношения дихотомии «язык» и «речь», «ценность» и «оценка» // Исследования языка и современное гуманитарное знание. 2021. Т. 3, № 2. С. 167-173. DOI: http://doi.org/10.33910/2686-830X-2021-3-2-167-173.
  15. Чекулай, Прохорова, Куприева 2019 – Чекулай И.В., Прохорова О.Н., Куприева О.Н. Дифференциация категорий эмоции и оценки (на материале словосочетаний английского языка, передающих эмоциональные реакции) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 38, № 1. С. 80–87. DOI: http://doi.org/10.18413/2075-4574-2019-38-1-80-87.
  16. Чекулай, Прохорова 2013 – Чекулай И.В., Прохорова О.Н. Стабильность как категориальная область аксиологической стороны лингвистической семантики // Язык: мультидисциплинарность научного знания: научный альманах Алтайской государственной педагогической академии. Барнаул: Алтайская государственная педагогическая академия, 2013. С. 52–58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29279303.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Старостина Ю.С., Чекулай И.В., Прохорова О.Н., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах