Функциональная карта аксиологических доминант в пределах англоязычного дискурсивно-коммуникативного пространства
- Авторы: Старостина Ю.С.1, Чекулай И.В.2, Прохорова О.Н.2
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Белгородский государственный национальный исследовательский университет
- Выпуск: Том 27, № 4 (2021)
- Страницы: 184-189
- Раздел: Языкознание
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/9939
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2021-27-4-184-189
- ID: 9939
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена проблеме полифункциональности ценностных доминант в дискурсивном пространстве англоязычной коммуникации. Актуальность исследования детерминирована тем, что оно направлено на разработку и уточнение концептуальных положений дискурсивно-коммуникативной лингвоаксиологии как научного направления, переживающего этап развития и оформления собственной теоретической платформы. Англоязычная коммуникация выступает зоной активной трансляции аксиологических установок, которые представляют собой ядерные элементы как индивидуально-личностных аксиосфер говорящих, так и общесоциальной ценностной системы англоязычного лингвокультурного сообщества. Однако анализ функциональной системы аксиологических установок до сих пор носил спорадический и фрагментарный характер. В статье предпринята попытка целостного научного осмысления полифункциональной нагруженности аксиологических доминант в границах дискурсивного поля англоязычной межличностной коммуникации. Цель исследования заключается в аналитической разработке системно-функциональной аксиологической карты, т. е. комплекса взаимосвязанных функций, реализуемых ценностными доминантами в англоязычных дискурсивно-коммуникативных практиках. В качестве методологического аппарата исследования были задействованы релевантные методы сопоставительного контент-анализа и сравнительно-аналитической систематизации. Результатом исследования стало формирование пятикомпонентной системно-функциональной аксиологической карты, реализуемой в процессе англоязычной коммуникации, анализ функциональной нагрузки ценностных доминант в терминах уровней аксиологической системы, а также выявление специфики каждого из компонентов в пределах разработанной парадигмы. По итогам исследования авторами сформулирован аргументированный вывод, что ценностные доминанты закладывают глубинный фундамент, системно огранизующий всю зону межличностной коммуникации в силу симультанной реализации полифункционального потенциала. Идентифицированные компоненты системно-функциональной аксиологической карты, а именно социально-регулятивная, мотивационная, культурно-интегративная, структурообразующая и прагма-аксиологическая функции, в процессе комплексной коммуникативной актуализации определяют аспекты речевого поведения всех участников вербального взаимодействия.
Полный текст
Введение
Антропоцентрическая научная парадигма современной лингвистики предопределяет ее повышенное внимание к специфике вербальной репрезентации ценностных ориентиров, формирующих основу человеческого бытия. Аксиологические установки детерминируют все аспекты деятельности человека и манифестируются как на уровне поступков, так и в речевой деятельности. Особо актуальным в этом аспекте представляется изучение актуализации ценностных доминант в процессе межличностного коммуникативного взаимодействия, исследование различных параметров которого представляется перспективным научным трендом. В период динамичной трансформации иерархии аксиологических доминант необходимы новые системные ракурсы изучения роли ценностей в различных вариантах социально-коммуникативных интеракций.
На наш взгляд, полифункциональная направленность ценностных установок наглядно манифестирована в англоязычном коммуникативном пространстве в пределах неформальных дискурсивных практик межличностного вербального взаимодействия, что доказывает целесообразность их анализа в русле положений лингвоаксиологии как актуального научного направления. Будучи зоной, насыщенной разноплановыми и разнообъектными оценочными высказываниями, понимаемыми как ценностно ориентированные суждения [Чекулай 2021, с. 169], межличностная коммуникация выступает сферой активной трансляции аксиологических установок, которые являются ядерными элементами как индивидуально-личностных аксиосфер говорящих, так и общесоциальной ценностной системы англоязычного лингвокультурного сообщества. В то же время ценностные доминанты фомируют глубинную основу, организующую всю зону межличностной коммуникации в силу симультанной реализации расширенной функциональной парадигмы.
На современном этапе фиксируется пристальное внимание исследователей к ценностно-оценочным аспектам дискурсивно-коммуникативных практик (см., например, [Зубкова 2021; Матвеева 2018; Осташева 2020; Сидорова 2016; Старостина 2020; Benamara 2020; Pikuleva 2019]), однако анализ элементов функциональной парадигмы аксиологических установок носит спорадический и фрагментарный характер. Многие ученые, проводящие исследования в русле лингвоаксиологического подхода, отмечают имманентную сложность и амбивалентность данной предметной области [Foad 2020; Kotlyarova 2015; Казыдуб 2020; Чекулай 2021]. Обозначенный фактор можно, по нашему мнению, объяснить тем, что заявленный вектор научного интереса изначально затруднен релятивным характером ценностей аксиологических установок [Чекулай 2013, с. 54], т. е. их потенциалом варьирования степени включенности в ценностную картину мира в зависимости от специфики субъектно-объектных отношений, что предопределяет сущностную неоднозначность обозначенной проблематики. В ходе нашего исследования впервые была предпринята попытка целостного научного осмысления полифункциональной нагруженности аксиологических доминант в границах дискурсивного пространства англоязычной коммуникации.
Цель настоящего аналитико-теоретического исследования заключается в разработке системно-функциональной аксиологической карты, т. е. комплекса функций, реализуемых ценностными доминантами в англоязычной межличностной коммуникации, с позиций дискурсивной лингвоаксиологии как актуального научного направления. В качестве методологического аппарата исследования задействованы релевантные методы сопоставительного контент-анализа и сравнительно-аналитической систематизации. Для достижения поставленной цели представляется правомерным последовательное решение следующих исследовательских задач: а) картографирование функциональных аксиологических блоков, реализуемых в процессе англоязычной межличностной коммуникации; б) систематизация функциональной нагрузки ценностных доминант в терминах уровней аксиологической системы; в) выявление и аргументация специфики каждого компонента в пределах разработанной системно-функциональной карты.
Основная часть
Ценностные доминанты в терминах дискурсивно-коммуникативного лингвоаксиологического подхода рассматриваются как когнитивно-прагматические культурно обусловленные единицы, организующие поликомпонентное пространство вербального взаимодействия [Старостина 2021, с. 26]. Соответственно, функциональная парадигма ценностных доминант формируется как комплексное системное сочетание блоков общесоциальных аксиологических функций, лингвокультурологических аксиологических функций и собственно коммуникативных аксиологических функций.
Как в пределах аксиологии, так и в лингвоаксиологии, в том числе в свете ее дискурсивно-коммуникативного направления, особое внимание уделяется значимости ценностных ориентиров, лежащих в основе социального бытия в целом. В пространстве англоязычного социума ценности реализуют прежде всего регламентирующую функцию, конструируя общественное пространство и помогая его членам совершать социально приемлемый выбор как при решении жизненных дилемм, так и в ходе их обсуждения в формате межличностной коммуникации. Вместе с тем, поскольку ценности лежат в основе осмысления мироздания, они одновременно обладают мощной мотивационной направленностью и побудительным основанием речевой активности, о чем, в частности, говорит профессор В.И. Карасик [Карасик 2019, с. 22–23], т. е. именно ценности являются подлинными мотивами вербального поведения субъекта [Литвинцев 2019, с. 33]. Индивидуальные ценности выстраивают нежесткую иерархию, в соответствии с которой личность может осознать социальную реальность. Человек рассматривает свой опыт сквозь призму актуальных для него аксиологических установок, формируя собственную ценностно-оценочную шкалу и определяя цели на будущее сообразно индивидуальной системе ценностей, которая демонстрирует тенденцию к рекуррентной трансляции в процессе межличностного коммуникативного взаимодействия. В результате социально закрепленные аксиологические доминанты становятся частью структуры коммуникативной личности: они предопределяют отношение субъекта к объектам и явлениям действительности и эффективно выполняют регулятивную и мотивационную функции относительно принципов речевого поведения в различных жизненных ситуациях на общесоциальном уровне.
С позиций культурологической нагруженности англоязычного коммуникативного пространства возможно говорить о том, что лингвоаксиосфера формируется исключительно в ходе совокупной оценочной деятельности индивидов в определенной социальной среде и в ограниченный исторический период: ценности всегда культурно обусловлены. Соответственно, англоязычная культура, представляя собой исторически сложившуюся общественную формацию, характеризуется уникальной системой аксиологических доминант, которые обязательно выполняют, помимо прочих, интегрирующую функцию по отношению к определенному лингвокультурному сообществу людей. В обозначенном аспекте правомерно говорить о том, что межличностная коммуникация в ее национально-специфичном англоязычном варианте является возможной благодаря актуализации интегративной функции ценностных ориентиров, способствующих реализации принципов взаимопонимания и речевого сотрудничества при диалогической интеракции.
Вместе с тем дискурсивно-коммуникативные лингвоаксиологические исследования позволяют дополнить сформулированную с позиций аксиологии и лингвокультурологии функциональную парадигму ценностей по результатам анализа вариантов их вербальной манифестации. В пределах дискурсивного подхода к систематизации языкового выражения компонентов ценностно-оценочной системы возможным источником для их изучения становятся множественные дискурсивно-коммуникативные практики. В процессе интерактивных речевых партий каждый его участник эксплицитно или имплицитно аппелирует не только к собственной аксиосфере, но и к индивидуальной аксиосфере партнера по общению. В результате ценности выступают движущей силой речевой коммуникации, детерминируя ее формирование и развитие. Коммуникативные действия коммуниканта в пределах каждого диалогического модуля напрямую зависят как от индивидуальных ценностных доминант, так и от потенциальной специфики аксиологической иерархии адресата. В процессе англоязычной коммуникации ценности выступают ключевыми аргументами отбора определенных языковых средств, т. е. употребление говорящим той или иной языковой единицы обусловлено актуализацией определенных ценностных представлений о фрагменте действительности (см. подробнее: результаты эмпирического исследования социальной и индивидуальной лингвоаксиосферы в стилизованном дискурсивно-коммуникативной пространстве англоязычной драмы [Старостина 2021], а также итоги анализа эмоционально-оценочного соотношения [Чекулай 2019]).
Отметим, что аксиологические ориентиры оказываются встроенными в мотивационный мир личности, составляя ее глубинную основу, в связи с чем коммуникант может в полной мере не осознавать, какими именно ценностями он руководствуется при выражении мысли в том или ином диалоге, т. е. процесс ценностной детерминации речи зачастую бессознателен. Тем не менее успешная интеракция выстраивается исключительно при условии общего аксиологического фундамента участников речевой интерации, в формировании которого априори задействованы элементы аксиосферы всех ее участников. Аксиологический коммуникативный базис формирует интеллектуальный фон и эмоциональную тональность диалогического дискурса, формируясь путем интегративного функционирования аксиологических доминант говорящего, адресата, а также лингвоаксиологического дискурсивного фона всей коммуникативной ситуации. В итоге в дополнение к регулятивной, мотивационной и культурно-интегративной функциям в англоязычной межличностной коммуникации ценности реализуют структурообразующую функцию за счет аксиологической координации речевых действий партнеров по общению. Актуализация ценностной системы коммуникантов обеспечивает когерентность и динамичность диалогического модуля. Безусловно, для исследований лингвоаксиологических параметров иноязычных дискурсивно-коммуникативных практик этот аспект влечет за собой дополнительные затруднения, поскольку для выявления истинных аксиологических мотивов коммуникативных действий языковой личности необходим тщательный учет как языковых характеристик коммуникативной ситуации, так и дискурсивно-прагматической специфики диалога. В связи с обозначенным фактором нам представляется необходимым выделить еще одну функцию аксиологических доминант в процессе англоязычной коммуникации, а именно прагма-аксиологическую, т. е. функцию ценностно-оценочного воздействия. Ценности коммуниканта, определяющие структуру и содержание его диалогических партий, оказывают рациональное и эмоциональное влияние на партнеров по общению, что зачастую выступает в качестве коммуникативной цели вербальной интеракции и может способствовать трансформационным модификациям индивидуальных лингвоаксиосфер по итогам межличностного речевого взаимодействия.
Заключение
Таким образом, реализация блоков общесоциальных, лингвокультурных и собственно коммуникативных функций ценностных доминант формирует системный комплекс, поскольку симультанно регулирует и мотивирует речевое взаимодействие коммуникантов, организует композицию диалогического модуля и определяет отбор говорящими релевантных языковых средств. Акцентуализируя те или иные ценностные установки в процессе общения, коммуникант непременно апеллирует к индивидуальной лингвоаксиосфере, но также учитывает известные ему или предполагаемые ценностные ориентиры партнера и общепринятые социально-культурные ценностные ожидания. Принципиальную значимость имеет тот факт, что пять выявленных компонентов системно-функциональной аксиологической карты, а именно социально-регулятивная, мотивационная, культурно-интегративная, структурообразующая и прагма-аксиологическая функции, реализуются симультанно в процессе их комплексной актуализации в англоязычных дискурсивно-коммуникативных практиках. Представленный в статье анализ направлен на детализацию концептуальных положений дискурсивно-коммуникативной лингвоаксиологии как научного направления, переживающего этап активного поливекторного развития и оформления собственной теоретической платформы, что детерминирует теоретическую значимость исследования. В качестве исследовательской перспективы было бы, на наш взгляд, целесообразно предложить дальшейшее уточнение динамического набора функций ценностной системы на материале множественных вариантов коммуникативного взаимодействия.
Об авторах
Ю. С. Старостина
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: juliatim@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1578-7590
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английской филологии
Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.И. В. Чекулай
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Email: chekulai@bsu.edu.ru
ORCID iD: 0000-0001-8599-1699
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации
Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85.О. Н. Прохорова
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Email: prokhorova@bsu.edu.ru
ORCID iD: 0000-0001-9441-819X
доктор филологических наук, профессор, директор института межкультурной коммуникации и международных отношений
Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85.Список литературы
- Benamara, Asher, Yannick 2016 – Benamara F., Asher Nicholas, Yannick M.Y. Evaluation in Discourse: a Corpus-Based Study // Dialogue and Discourse. 2016. Vol. 7 (1). P. 1–49. DOI: http://doi.org/10.5087/dad.2016.101.
- Foad, Hanel, Maio 2020 – Foad C., Hanel P., Maio G.R. Perception of values over time and why they matter // Journal of Personality. 2020. November. P. 1–17. DOI: http://doi.org/10.111/jopy.12608.
- Kotlyarova 2015 – Kotlyarova V. Explication of the methodological difficulties of modern axiology // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, no 3. P. 477–482. DOI: http://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n3s1p477.
- Pikuleva 2019 – Pikuleva Yu. Linguoaxiological view on the types of speech acts (on the basis of oral colloquial speech) // Studia rossica posnaniensia. Vol. 44. P. 319–325. DOI: http://doi.org/10.14746/strp.2019.44.1.30.
- Зубкова, Желтухина 2021 – Зубкова Я.В., Желтухина М.Р. Структура коммуникативной реальности // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10, № 1(34). С. 352–354. DOI: http://doi.org/10.26140/bgz3-2021-1001-0083.
- Казыдуб 2020 – Казыдуб Н.Н. Аксиологическая перспективизация как инструмент дискурсивного конструирования // Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева. 2020. № 4 (54). C. 143–152. DOI: http://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-54-4-250.
- Карасик 2019 – Карасик В.И. Ценности как культурно значимые ориентиры поведения // Гуманитарные технологии в современном мире: сб. материалов VII Международной науч.-практ. конф. Калининград: Западный филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2019. С. 22–25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38551762.
- Литвинцев 2019 – Литвинцев О.С. Проблемы аксиологического анализа в когнитивной лингвистике // От дифференциации наук – к трансдисциплинарности: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием, посвящ. 250-летию Александра фон Гумбольдта. Абакан: Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, 2019. С. 33–41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41024938.
- Матвеева 2018 – Матвеева Т.В. Практика выявления ценностной информации разговорного диалога // Научный диалог. 2018. № 12. С. 133–151. DOI: http://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-12-133-151.
- Осташова 2020 – Осташова О.И. Конфигурация коммуникативных адресантно-адресатных отношений в оценочных высказываниях: гендерный аспект // Вестник ДонНУ. Сер. Д: Филология и психология. 2020. № 1. С. 98–104. URL: https://donnu.ru/public/journals/files/Vestnik_DonNU_D_2020_N1.pdf; https://elibrary.ru/item.asp?id=42737344.
- Сидорова 2016 – Сидорова Н.А. Сущностная структура коммуникативных ценностей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2016. № 3. С. 69–77. DOI: http://doi.org/10.18384/2310-712X-2016-3-69-77.
- Старостина 2021 – Старостина Ю.С. Репрезентация британской и американской лингвоаксиосферы в драматургическом дискурсе XX века // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2021. № 5. С. 24–35. DOI: http://doi.org/10.18384/2310-712X-2021-5-24-35.
- Старостина, Харьковская 2020 – Старостина Ю.С., Харьковская А.А. Лингвоаксиологические аспекты англоязычной стилизованной коммуникации: система позитивно-оценочных средств // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета. 2020. № 4 (52). С. 66–80. DOI: http://doi.org/10.47388/2072-3490/lunn2020-52-4-66-80.
- Чекулай, Прохорова 2021 – Чекулай И.В., Прохорова О.Н. Аспекты соотношения дихотомии «язык» и «речь», «ценность» и «оценка» // Исследования языка и современное гуманитарное знание. 2021. Т. 3, № 2. С. 167-173. DOI: http://doi.org/10.33910/2686-830X-2021-3-2-167-173.
- Чекулай, Прохорова, Куприева 2019 – Чекулай И.В., Прохорова О.Н., Куприева О.Н. Дифференциация категорий эмоции и оценки (на материале словосочетаний английского языка, передающих эмоциональные реакции) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 38, № 1. С. 80–87. DOI: http://doi.org/10.18413/2075-4574-2019-38-1-80-87.
- Чекулай, Прохорова 2013 – Чекулай И.В., Прохорова О.Н. Стабильность как категориальная область аксиологической стороны лингвистической семантики // Язык: мультидисциплинарность научного знания: научный альманах Алтайской государственной педагогической академии. Барнаул: Алтайская государственная педагогическая академия, 2013. С. 52–58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29279303.