Functional set of axiological dominants within English discourse-communicative space
- Authors: Starostina Y.S.1, Chekulai I.V.2, Prokhorova O.N.2
-
Affiliations:
- Samara National Research University
- Belgorod State National Research University
- Issue: Vol 27, No 4 (2021)
- Pages: 184-189
- Section: Linguistics
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/9939
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2021-27-4-184-189
- ID: 9939
Cite item
Full Text
Abstract
The article is devoted to the problem of multifunctionality of value dominants in the discourse space of English communication. The relevance of the study is determined by the fact that it is aimed at clarifying the conceptual guidelines of discourse-communicative linguoaxiology as a direction that is experiencing a stage of development of its own theoretical platform. English communication acts as a zone of manifestation of axiological attitudes, which serve as nuclear elements of both personal axiospheres of speakers and the social value system of English-speaking linguocultural communities. Nevertheless, the analysis of the functional system of axiological vectors has so far been sporadic and fragmentary. The article makes an attempt at the analysis of multifunctional loading of axiological dominants within the boundaries of the discourse field of English-based interpersonal communication. The purpose of the study is to develop a functional axiological set, i.e. a complex of interrelated functions fulfilled by value dominants in English discourse-communicative practices. The relevant methods of comparative content analysis and comparative analytical systematization have been employed as the methodological apparatus of the research. The results of the study consist in the formation of a five-component system-functional axiological set, implemented in the process of English communication, the analysis of functional potential of value dominants in terms of axiological levels, as well as the identification of the specificity of each component within the developed paradigm. Based on the results of the study, the authors formulate a reasoned conclusion that value dominants lay deep foundation that systematically defines the entire area of interpersonal communication due to the simultaneous realization of multifunctional potential. The components of functional axiological set, namely the social-regulatory, motivational, cultural-integrative, structure-forming and pragma-axiological functions, in the process of communicative actualization determine the speech behavior of those who participate in verbal interaction.
Full Text
Введение
Антропоцентрическая научная парадигма современной лингвистики предопределяет ее повышенное внимание к специфике вербальной репрезентации ценностных ориентиров, формирующих основу человеческого бытия. Аксиологические установки детерминируют все аспекты деятельности человека и манифестируются как на уровне поступков, так и в речевой деятельности. Особо актуальным в этом аспекте представляется изучение актуализации ценностных доминант в процессе межличностного коммуникативного взаимодействия, исследование различных параметров которого представляется перспективным научным трендом. В период динамичной трансформации иерархии аксиологических доминант необходимы новые системные ракурсы изучения роли ценностей в различных вариантах социально-коммуникативных интеракций.
На наш взгляд, полифункциональная направленность ценностных установок наглядно манифестирована в англоязычном коммуникативном пространстве в пределах неформальных дискурсивных практик межличностного вербального взаимодействия, что доказывает целесообразность их анализа в русле положений лингвоаксиологии как актуального научного направления. Будучи зоной, насыщенной разноплановыми и разнообъектными оценочными высказываниями, понимаемыми как ценностно ориентированные суждения [Чекулай 2021, с. 169], межличностная коммуникация выступает сферой активной трансляции аксиологических установок, которые являются ядерными элементами как индивидуально-личностных аксиосфер говорящих, так и общесоциальной ценностной системы англоязычного лингвокультурного сообщества. В то же время ценностные доминанты фомируют глубинную основу, организующую всю зону межличностной коммуникации в силу симультанной реализации расширенной функциональной парадигмы.
На современном этапе фиксируется пристальное внимание исследователей к ценностно-оценочным аспектам дискурсивно-коммуникативных практик (см., например, [Зубкова 2021; Матвеева 2018; Осташева 2020; Сидорова 2016; Старостина 2020; Benamara 2020; Pikuleva 2019]), однако анализ элементов функциональной парадигмы аксиологических установок носит спорадический и фрагментарный характер. Многие ученые, проводящие исследования в русле лингвоаксиологического подхода, отмечают имманентную сложность и амбивалентность данной предметной области [Foad 2020; Kotlyarova 2015; Казыдуб 2020; Чекулай 2021]. Обозначенный фактор можно, по нашему мнению, объяснить тем, что заявленный вектор научного интереса изначально затруднен релятивным характером ценностей аксиологических установок [Чекулай 2013, с. 54], т. е. их потенциалом варьирования степени включенности в ценностную картину мира в зависимости от специфики субъектно-объектных отношений, что предопределяет сущностную неоднозначность обозначенной проблематики. В ходе нашего исследования впервые была предпринята попытка целостного научного осмысления полифункциональной нагруженности аксиологических доминант в границах дискурсивного пространства англоязычной коммуникации.
Цель настоящего аналитико-теоретического исследования заключается в разработке системно-функциональной аксиологической карты, т. е. комплекса функций, реализуемых ценностными доминантами в англоязычной межличностной коммуникации, с позиций дискурсивной лингвоаксиологии как актуального научного направления. В качестве методологического аппарата исследования задействованы релевантные методы сопоставительного контент-анализа и сравнительно-аналитической систематизации. Для достижения поставленной цели представляется правомерным последовательное решение следующих исследовательских задач: а) картографирование функциональных аксиологических блоков, реализуемых в процессе англоязычной межличностной коммуникации; б) систематизация функциональной нагрузки ценностных доминант в терминах уровней аксиологической системы; в) выявление и аргументация специфики каждого компонента в пределах разработанной системно-функциональной карты.
Основная часть
Ценностные доминанты в терминах дискурсивно-коммуникативного лингвоаксиологического подхода рассматриваются как когнитивно-прагматические культурно обусловленные единицы, организующие поликомпонентное пространство вербального взаимодействия [Старостина 2021, с. 26]. Соответственно, функциональная парадигма ценностных доминант формируется как комплексное системное сочетание блоков общесоциальных аксиологических функций, лингвокультурологических аксиологических функций и собственно коммуникативных аксиологических функций.
Как в пределах аксиологии, так и в лингвоаксиологии, в том числе в свете ее дискурсивно-коммуникативного направления, особое внимание уделяется значимости ценностных ориентиров, лежащих в основе социального бытия в целом. В пространстве англоязычного социума ценности реализуют прежде всего регламентирующую функцию, конструируя общественное пространство и помогая его членам совершать социально приемлемый выбор как при решении жизненных дилемм, так и в ходе их обсуждения в формате межличностной коммуникации. Вместе с тем, поскольку ценности лежат в основе осмысления мироздания, они одновременно обладают мощной мотивационной направленностью и побудительным основанием речевой активности, о чем, в частности, говорит профессор В.И. Карасик [Карасик 2019, с. 22–23], т. е. именно ценности являются подлинными мотивами вербального поведения субъекта [Литвинцев 2019, с. 33]. Индивидуальные ценности выстраивают нежесткую иерархию, в соответствии с которой личность может осознать социальную реальность. Человек рассматривает свой опыт сквозь призму актуальных для него аксиологических установок, формируя собственную ценностно-оценочную шкалу и определяя цели на будущее сообразно индивидуальной системе ценностей, которая демонстрирует тенденцию к рекуррентной трансляции в процессе межличностного коммуникативного взаимодействия. В результате социально закрепленные аксиологические доминанты становятся частью структуры коммуникативной личности: они предопределяют отношение субъекта к объектам и явлениям действительности и эффективно выполняют регулятивную и мотивационную функции относительно принципов речевого поведения в различных жизненных ситуациях на общесоциальном уровне.
С позиций культурологической нагруженности англоязычного коммуникативного пространства возможно говорить о том, что лингвоаксиосфера формируется исключительно в ходе совокупной оценочной деятельности индивидов в определенной социальной среде и в ограниченный исторический период: ценности всегда культурно обусловлены. Соответственно, англоязычная культура, представляя собой исторически сложившуюся общественную формацию, характеризуется уникальной системой аксиологических доминант, которые обязательно выполняют, помимо прочих, интегрирующую функцию по отношению к определенному лингвокультурному сообществу людей. В обозначенном аспекте правомерно говорить о том, что межличностная коммуникация в ее национально-специфичном англоязычном варианте является возможной благодаря актуализации интегративной функции ценностных ориентиров, способствующих реализации принципов взаимопонимания и речевого сотрудничества при диалогической интеракции.
Вместе с тем дискурсивно-коммуникативные лингвоаксиологические исследования позволяют дополнить сформулированную с позиций аксиологии и лингвокультурологии функциональную парадигму ценностей по результатам анализа вариантов их вербальной манифестации. В пределах дискурсивного подхода к систематизации языкового выражения компонентов ценностно-оценочной системы возможным источником для их изучения становятся множественные дискурсивно-коммуникативные практики. В процессе интерактивных речевых партий каждый его участник эксплицитно или имплицитно аппелирует не только к собственной аксиосфере, но и к индивидуальной аксиосфере партнера по общению. В результате ценности выступают движущей силой речевой коммуникации, детерминируя ее формирование и развитие. Коммуникативные действия коммуниканта в пределах каждого диалогического модуля напрямую зависят как от индивидуальных ценностных доминант, так и от потенциальной специфики аксиологической иерархии адресата. В процессе англоязычной коммуникации ценности выступают ключевыми аргументами отбора определенных языковых средств, т. е. употребление говорящим той или иной языковой единицы обусловлено актуализацией определенных ценностных представлений о фрагменте действительности (см. подробнее: результаты эмпирического исследования социальной и индивидуальной лингвоаксиосферы в стилизованном дискурсивно-коммуникативной пространстве англоязычной драмы [Старостина 2021], а также итоги анализа эмоционально-оценочного соотношения [Чекулай 2019]).
Отметим, что аксиологические ориентиры оказываются встроенными в мотивационный мир личности, составляя ее глубинную основу, в связи с чем коммуникант может в полной мере не осознавать, какими именно ценностями он руководствуется при выражении мысли в том или ином диалоге, т. е. процесс ценностной детерминации речи зачастую бессознателен. Тем не менее успешная интеракция выстраивается исключительно при условии общего аксиологического фундамента участников речевой интерации, в формировании которого априори задействованы элементы аксиосферы всех ее участников. Аксиологический коммуникативный базис формирует интеллектуальный фон и эмоциональную тональность диалогического дискурса, формируясь путем интегративного функционирования аксиологических доминант говорящего, адресата, а также лингвоаксиологического дискурсивного фона всей коммуникативной ситуации. В итоге в дополнение к регулятивной, мотивационной и культурно-интегративной функциям в англоязычной межличностной коммуникации ценности реализуют структурообразующую функцию за счет аксиологической координации речевых действий партнеров по общению. Актуализация ценностной системы коммуникантов обеспечивает когерентность и динамичность диалогического модуля. Безусловно, для исследований лингвоаксиологических параметров иноязычных дискурсивно-коммуникативных практик этот аспект влечет за собой дополнительные затруднения, поскольку для выявления истинных аксиологических мотивов коммуникативных действий языковой личности необходим тщательный учет как языковых характеристик коммуникативной ситуации, так и дискурсивно-прагматической специфики диалога. В связи с обозначенным фактором нам представляется необходимым выделить еще одну функцию аксиологических доминант в процессе англоязычной коммуникации, а именно прагма-аксиологическую, т. е. функцию ценностно-оценочного воздействия. Ценности коммуниканта, определяющие структуру и содержание его диалогических партий, оказывают рациональное и эмоциональное влияние на партнеров по общению, что зачастую выступает в качестве коммуникативной цели вербальной интеракции и может способствовать трансформационным модификациям индивидуальных лингвоаксиосфер по итогам межличностного речевого взаимодействия.
Заключение
Таким образом, реализация блоков общесоциальных, лингвокультурных и собственно коммуникативных функций ценностных доминант формирует системный комплекс, поскольку симультанно регулирует и мотивирует речевое взаимодействие коммуникантов, организует композицию диалогического модуля и определяет отбор говорящими релевантных языковых средств. Акцентуализируя те или иные ценностные установки в процессе общения, коммуникант непременно апеллирует к индивидуальной лингвоаксиосфере, но также учитывает известные ему или предполагаемые ценностные ориентиры партнера и общепринятые социально-культурные ценностные ожидания. Принципиальную значимость имеет тот факт, что пять выявленных компонентов системно-функциональной аксиологической карты, а именно социально-регулятивная, мотивационная, культурно-интегративная, структурообразующая и прагма-аксиологическая функции, реализуются симультанно в процессе их комплексной актуализации в англоязычных дискурсивно-коммуникативных практиках. Представленный в статье анализ направлен на детализацию концептуальных положений дискурсивно-коммуникативной лингвоаксиологии как научного направления, переживающего этап активного поливекторного развития и оформления собственной теоретической платформы, что детерминирует теоретическую значимость исследования. В качестве исследовательской перспективы было бы, на наш взгляд, целесообразно предложить дальшейшее уточнение динамического набора функций ценностной системы на материале множественных вариантов коммуникативного взаимодействия.
About the authors
Yu. S. Starostina
Samara National Research University
Author for correspondence.
Email: juliatim@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1578-7590
Candidate of Philological Sciences, associate professor, associate professor of the Department of English Philology
Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.I. V. Chekulai
Belgorod State National Research University
Email: chekulai@bsu.edu.ru
ORCID iD: 0000-0001-8599-1699
Doctor of Philological Sciences, professor, professor of the Department of English Philology and Intercultural Communication
Russian Federation, 85, Pobedy Street, Belgorod, 308015, Russian Federation.O. N. Prokhorova
Belgorod State National Research University
Email: prokhorova@bsu.edu.ru
ORCID iD: 0000-0001-9441-819X
Doctor of Philological Sciences, professor, head of the Institute of Intercultural Communication and International Relations
Russian Federation, 85, Pobedy Street, Belgorod, 308015, Russian Federation.References
- Benamara, Asher, Yannick 2016 – Benamara F., Asher N., Yannick M.Y. (2016) Evaluation in Discourse: a Corpus-Based Study. Dialogue and Discourse, vol. 7 (1), p. 1–49. DOI: http://doi.org/10.5087/dad.2016.101.
- Foad, Hanel, Maio 2020 – Foad C., Hanel P., Maio G.R. (2020) Perception of values over time and why they matter. Journal of Personality, November, pp. 1–17. DOI: http://doi.org/10.111/jopy.12608.
- Kotlyarova 2015 – Kotlyarova V. (2015) Explication of the Methodological Difficulties of Modern Axiology. Mediterranean Journal of Social Sciences, vol. 6, no 3, pp. 477–482. DOI: http://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n3s1p477.
- Pikuleva 2019 – Pikuleva Yu. (2019) Linguoaxiological view on the types of speech acts (on the basis of oral colloquial speech). Studia rossica posnaniensia, vol. 44, pp. 319–325. DOI: http://doi.org/10.14746/strp.2019.44.1.30.
- Zubkova, Zheltukhina 2021 – Zubkova Ya.V., Zheltukhina M.R. (2021) The structure of the communicative reality. Baltic Humanitarian Journal, vol. 10, no 1 (34), pp. 352–354. DOI: http://doi.org/10.26140/bgz3-2021-1001-0083. (In Russ.)
- Kazydub 2020 – Kazydub N.N. (2020) Axiological perspectivization as a tool of discourse construction. Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University, no 4(54), pp. 143–152. DOI: http://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-54-4-250. (In Russ.)
- Karasik 2019 – Karasik V.I. (2019) Values as culturally significant landmarks of behavior. In: Humanitarian technologies in the modern world. Collection of materials of the VII International research and practical conference. Kaliningrad: Zapadnyi filial Rossiiskoi akademii narodnogo khoziaistva i gosudarstvennoi sluzhby pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii, pp. 22–25. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=38551762. (In Russ.)
- Litvintsev 2019 – Litvintsev O.S. (2019) On issues of axiological analysis in cognitive linguistics. In: From the differentiation of sciences to transdisciplinarity: materials of scientific conference with international participation, dedicated to the 250th anniversary of Alexander von Humboldt. Abakan: Khakasskii gosudarstvennyi universitet imeni N.F. Katanova, pp. 33–41. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=41024938. (In Russ.)
- Matveyeva 2018 – Matveyeva T.V. (2018) Practice of Identifying the Value Information from Spoken Dialogue. Nauchnyi dialog, vol. 12, pp. 133–151. DOI: http://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-12-133-151. (In Russ.)
- Ostashova 2020 – Ostashova O.I. (2020) Configuration of addressee-addresser communicative relations in evaluative utterances: gender aspect. Bulletin of Donetsk National University. Series D: Philology and Psychology, no. 1, pp. 98–104. Available at: https://donnu.ru/public/journals/files/Vestnik_DonNU_D_2020_N1.pdf.; https://elibrary.ru/item.asp?id=42737344. (In Russ.)
- Sidorova 2016 – Sidorova N.A. (2016) The essential characteristics of communicative values. Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Linguistics, no 3. pp. 69–77. DOI: http://doi.org/10.18384/2310-712X-2016-3-69-77. (In Russ.)
- Starostina 2021 – Starostina J.S. (2021) Representation of British and American linguo-axiosphere in drama discourse of the 20th century. Bulletin of the Moscow State Region University. Series: Linguistics, no. 5, рр. 24–35. DOI: http://doi.org/10.18384/2310-712X-2021-5-24-35. (In Russ.)
- Starostina, Kharkovskaya 2020 – Starostina J.S., Kharkovskaya A.A. (2020) Axiological aspects of stylized English communication: developing a system of positive evaluation language. Nizhny Novgorod Linguistics University Bulletin, no. 52, pp. 66–80. DOI: http://doi.org/10.47388/2072-3490/lunn2020-52-4-66-80. (In Russ.)
- Chekulai, Prokhorova 2021 – Chekulai I.V., Prokhorova O.N. (2021) Aspects of correlation of dichotomy “language” and “speech”, “value” and “evaluation”. Language Studies and Modern Humanities, vol. 3, no. 2, pp. 167–173. DOI: http://doi.org/10.33910/2686-830X-2021-3-2-167-173. (In Russ.)
- Chekulai, Prokhorova, Kuprieva 2019 – Chekulai I.V., Prokhorova O.N., Kuprieva I.A. (2019) The differentiation of the categories “emotion” and “evaluation” (on the material of the English word-combinations describing the emotional reactions). Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities series, vol. 38, no. 1, pp. 80–87. DOI: http://doi.org/10.18413/2075-4574-2019-38-1-80-87. (In Russ.)
- Chekulai, Prokhorova 2013 – Chekulai I.V., Prokhorova O.N. (2013) Stability as a categorical area of the axiological side of linguistic semantics. In: Iazyk: mul'tidistsiplinarnost' nauchnogo znaniia: nauchnyi al'manakh Altaiskoi gosudarstvennoi pedagogicheskoi akademii. Barnaul: Altaiskaia gosudarstvennaia pedagogicheskaia akademiia, pp. 52–58. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29279303. (In Russ.)