Экспериментальная модель профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обоснована необходимость создания образовательного пространства для развития студента педагогического колледжа как самостоятельного, инициативного и ответственного субъекта учебной деятельности, способного ставить образовательные цели, выбирать способы решения педагогических задач, прогнозировать результаты, осуществлять рефлексию собственной деятельности. Цель исследования заключается в обосновании необходимости применения экспериментальной модели обучения студентов педагогического колледжа. Особенность данной модели состоит в том, что частичная реализации образовательного (учебного) процесса студента переносится на базу практики – школу. Предлагаемая модель подготовки студента включает: образовательную программу, ресурсы, средства взаимодействия «колледж – школа», результаты подготовки студента. Акцент переносится на подготовку студента к профессиональной деятельности через освоение профессиональных компетенций и решение профессиональных задач. Данная модель подготовки реализуется в рамках трех форм организации занятия (погружение, мастерская, клуб), при условии проигрывания в модельной ситуации проектной задачи. Результаты подготовки оцениваются через демонстрационный экзамен – воспроизведение смоделированной проектной задачи. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования показал продуктивность взаимодействия колледжа с работодателями. Внедрение опытно-экспериментальной модели подготовки способствовало обогащению психолого-педагогическими знаниями, совершенствованию профессиональных умений, овладению терминологическим аппаратом проектной деятельности и ее методикой студентами педагогического колледжа. Однако также модель помогла выявить моменты, нуждающиеся в доработке, а именно – корректировку содержания рабочих программ с целью усиления практической подготовки студентов, формирование единой системы контрольных оценочных средств оценивания профессиональных компетенций студентов для учителей школы и педагогов колледжа, а также определила необходимость организации и проведения рефлексивно-аналитических семинаров.

 

Полный текст

Введение

Прогноз долгосрочного социально-экономи-ческого развития Российской Федерации на период до 2030 года задает вектор изменения содержания программ педагогической подготовки и технологий обучения в целях обеспечения реализации нового профессионального стандарта педагога и стандартов школьного образования, что предполагает усиление связи всех элементов подготовки (предметных, психолого-педагогических, информационно-технических) с практическими профессиональными задачами педагога. Насыщение учебных планов разветвленной системой практик, стажировок позволяет осуществлять адресную подготовку учителей разных предметов для разных категорий школ за счет школьно-университетского партнерства [Прогноз долгосрочного… 2013].

 

Ход исследования

Одной из ключевых задач, которая возникает перед педагогическим колледжем в настоящий момент, является создание образовательного пространства для развития студента как самостоятельного, инициативного и ответственного субъекта учебной деятельности, способного ставить образовательные цели, выбирать способы решения педагогических задач, прогнозировать результаты, осуществлять рефлексию собственной деятельности. Полагали, что реализации этой задачи будет способствовать экспериментальная модель подготовки студента педагогического колледжа на базе образовательного учреждения. Модель подготовки включает: образовательную программу, формы взаимодействия «колледж – школа», ресурсы, результаты подготовки.

Так, для студентов первого курса организуются тренинговые занятия по психологии с целью расширения возможностей коммуникативного взаимодействия. Постоянно действующий семинар «Критическое мышление» позволяет создать условия для высказывания собственных выводов, оценочных суждений на основе интерпретации педагогических ситуаций и проблем. Межпредметные семинары на базе образовательной организации с привлечением педагогов колледжа, учителей школы, студентов интегрируют учебные дисциплины («Теоретические основы организации обучения в начальных классах» – «Педагогика» и «Психология») с целью переноса теоретических положений в практическую деятельность [Проект Приказа… 2017].

На втором курсе организуются практические занятия на базе образовательных организаций для погружения студентов в реальную педагогическую практику. Содержание образовательного процесса направляется на развитие способностей студентов к активной исследовательской позиции собственной деятельности [Ильина 2014; Адольф, Степанова 2005]. Таким образом, профессиональные компетенции осваиваются в педагогических ситуациях современной школы. Занятия проводятся в трех организационных формах: погружение, мастерская, клуб.

Погружение идет в формате интенсивных семинаров. Создается ситуация, в которой студенты продуцируют идеи, выполняют проекты (в основе лежит идея «погружения в культуру» С.Ю. Курганова). Погружение – это специальная организация концентрации внимания и ориентации группы студентов и их руководителей на решение проблемы интеграцией индивидуальной и коллективной форм работы [Школа диалога культур 1991; Шкуркина 2015]. Погружение предполагает взаимодействие студента, учителя школы, преподавателя междисциплинарного курса и руководителя практики для выполнения различных видов деятельности: проблематизация, решение педагогических задач, рефлексия. Для этого требуется изучение текстов методологического характера, адекватно актуальных теме для начального образования («учебная задача», «проектная задача», «развивающие задания по русскому языку» и др.).

Мастерская требует особой позиции педагога (мастера), который стимулирует развитие специальных свойств студента. В мастерской проектируются задания к уроку разного типа (задачи на переливание с помощью «мерок» – бутылочек, стаканов, пробирок, колбочек; на перекладывание – палочек, фигур, полосок и других предметов; на нахождение периметра – геометрических фигур, учебников, парт, стульев; на пересечение – полосок, палочек и т. д.). Предлагаются способы решения задачи с использованием модели (чертежа, схемы, рисунка, таблицы). Модели обсуждаются, корректируются в случае обнаружения ошибок. Основная цель работы мастерской – нахождение разных способов решения задач.

Клуб как технология развития личности ребенка требует предметного содержания, вызывающего интерес обучающихся [Гришаева, Струкова].
В клубе студенты проектируют олимпиадные задания в предметных областях. Педагог школы (ведущий клуба) раскрывает особенности предметного материала.

Увеличивается время присутствия в школе студентов выпускного курса: четыре дня обучения на базе образовательной организации (базы практики) и два дня – на базе колледжа. Данное условие позволяет студенту осваивать методики преподавания предметных областей (русский язык, математика, окружающий мир) в реальной школьной практике, чему способствует технология Lesson study, которая дает студенту возможность проектировать и перепроектировать урок с учетом разных уровней обученности школьников. Осваиваются способы оценивания индивидуальных достижений учебной самостоятельности младших школьников [Дадли 2013; Dudley 2011; Department for Children… 2008].

Таким образом, взаимодействие «колледж – школа» осуществляется в двух аспектах: организационном (переговорные площадки) и содержательном (погружение). Школа становится лидером, позиционируя себя в педагогическом сообществе как инновационное учреждение. Для учителей открываются возможности профессионального роста. Учитель выполняет две функции – это курирование студентов и демонстрация им междисциплинарных курсов. Опыт работы со студентами дает статус стажерской площадки для учителей города и края.

По результатам взаимодействия вносятся коррективы в содержание рабочих программ с целью усиления практической подготовки студентов. Рефлексия итогов разных форм организации подготовки студентов к профессиональной деятельности выявила, что по-разному понимаются критерии оценивания профессиональных компетенций студентов учителями школы и педагогами колледжа, что потребовало проведения рефлексивно-аналитических семинаров, корректировки рабочей программы и материалов контрольных оценочных средств.

Были приняты стратегические решения: увеличение количества заданий для студентов с большей долей самостоятельности; определение числа школьных учителей для руководства практикой с учетом  эффективности их деятельности; осуществление обратной связи с помощью интернет-ресурсов. В итоге вносились изменения в управленческие механизмы реализации модели подготовки студентов к практической деятельности,
а школа и колледж получали статус региональной инновационной площадки. Образовательная организация (школа) становится базой проведения демоэкзамена (учителя привлекаются в качестве экспертов, что повышает их собственный профессиональный уровень).

Необходима разработка системы бонусов педагогам и студентам, например, за возможность студенческого обмена по освоению профессионального модуля в другом педагогическом колледже; автоматический зачет по учебным курсам по результатам работы в школе; сертификат о повышении квалификации; запись в дипломе о прохождении студентом дополнительного курса «Технологии формирования проектного мышления», «Технологии развивающего обучения»).

 

Заключение

Студенты педагогического колледжа в ходе опытно-экспериментальной работы обогащаются психолого-педагогическими знаниями, совершенствуют профессиональные умения, овладевают терминологическим аппаратом проектной деятельности и ее методикой. Так, в экспериментальной группе наблюдаются более значимые изменения, чем в контрольной группе. Количество студентов, успешно выполняющих задания в соответствии с разработанным листом оценивания, увеличилось с 50 до 74 % в экспериментальной группе, в контрольной – с 36 до 38 %.

×

Об авторах

В. А. Попова

КГБПОУ Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького

Автор, ответственный за переписку.
Email: popova@kpk1.ru
ORCID iD: 0000-0002-7599-6936

преподаватель, Красноярский педагогический колледж № 1 имени М. Горького

Россия, 660017, Российская Федерация, г. Красноярск, ул. Урицкого, 106.

Список литературы

  1. Department for Children… 2008 – Department for Children, Schools and Families. Improving practice and progress through lesson study: a handbook for headteachers, leading teachers and subject leaders. London: DCFS, 2008.
  2. Dudley 2011 – Dudley P. How Lesson Study orchestrates key features of teacher knowledge and teacher learning to create profound changes in professional practice // Presented at the World Association of Lesson Studies Annual Conference. Tokyo, 2011.
  3. Прогноз долгосрочного... 2013 – «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190.
  4. Проект Приказа… 2017 – Проект Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах» (подготовлен Минобрнауки России 12.10.2017). URL: http://alsivuz.ru/UserFiles/44.02.02-prepodavanie-v-nachalnyh-klassah.pdf.
  5. Адольф, Степанова 2005 – Адольф В.А., Степанова И.Ю. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности: монография. Красноярск: КГПУ, 2005. 213 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19975365; http://libed.ru/knigi-nauka/742039-1-va-adolf-stepanova-obnovlenie-processa-podgotovki-pedagogov-osnove-modelirovaniya-professionalnoy-deyatelnost.php.
  6. Гришаева, Струкова – Гришаева Н.П., Струкова Л.М. Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskaja-tehnologija-klubnyi-chas-kak-sredstvo-razvitija-samoreguljaci-povedenija-doshkolnikov.html (дата обращения: 10.11.2020).
  7. Дадли 2013 – Дадли П. Lesson Study: теория и практика применения. Астана: Изд.-полиграф. фирма Арт Print XXI, 44 с. URL: http://figym.kz/uploads/LS_tpp.pdf (дата обращения: 10.11.2020).
  8. Ильина 2014 – Ильина Н.Ф. Становление инновационной компетентности педагога: вопросы теории и практики: монография. Красноярск, 2014. 224 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23254166.
  9. Школа диалога культур 1991 – Школа диалога культур / сост. С.Ю. Курганов. Красноярск, 1991. 52 с.
  10. Шкуркина 2015 – Шкуркина Е.С. Методика работы с китайскими студентами на занятиях по декоративно-прикладному творчеству // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2015. С. 379–381. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23390103.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Попова В.А., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах