Abstract

The article substantiates the necessity to create an educational space for student development to solve «problem nodes». The aim is to substantiate an experimental training model of students in the Pedagogical College. The organization of the educational process partly transfers to school base. This model of student training includes four components: the educational program, the results of student training, resources, and the «college – school» interaction. The emphasis is placed on preparing students for professional activities through the development of professional competencies and solving professional problems. The article reveals three forms of organizing classes: immersion, workshop, and club. The student's training in this model is checked by a demo exam, in the playback of the model situation of the project task. Analysis of the results of the pilot study demonstrated that the implementation of the experimental model of student training provides productive interaction with employers. Introduction of experimental models of training contributed to enrich the psycho-pedagogical knowledge, improve professional skills, acquire terminology of project activities and methodology to students of pedagogical college. However, the model also helped to identify issues in need of improvement: the adjustment of the content of work programs in order to strengthen the practical training of students, the formation of a unified system of control assessment tools for assessing students' professional competencies for school teachers and college teachers, and also emphasized the need to organize and conduct reflexive analytical seminars.

Full Text

Введение

Прогноз долгосрочного социально-экономи-ческого развития Российской Федерации на период до 2030 года задает вектор изменения содержания программ педагогической подготовки и технологий обучения в целях обеспечения реализации нового профессионального стандарта педагога и стандартов школьного образования, что предполагает усиление связи всех элементов подготовки (предметных, психолого-педагогических, информационно-технических) с практическими профессиональными задачами педагога. Насыщение учебных планов разветвленной системой практик, стажировок позволяет осуществлять адресную подготовку учителей разных предметов для разных категорий школ за счет школьно-университетского партнерства [Прогноз долгосрочного… 2013].

 

Ход исследования

Одной из ключевых задач, которая возникает перед педагогическим колледжем в настоящий момент, является создание образовательного пространства для развития студента как самостоятельного, инициативного и ответственного субъекта учебной деятельности, способного ставить образовательные цели, выбирать способы решения педагогических задач, прогнозировать результаты, осуществлять рефлексию собственной деятельности. Полагали, что реализации этой задачи будет способствовать экспериментальная модель подготовки студента педагогического колледжа на базе образовательного учреждения. Модель подготовки включает: образовательную программу, формы взаимодействия «колледж – школа», ресурсы, результаты подготовки.

Так, для студентов первого курса организуются тренинговые занятия по психологии с целью расширения возможностей коммуникативного взаимодействия. Постоянно действующий семинар «Критическое мышление» позволяет создать условия для высказывания собственных выводов, оценочных суждений на основе интерпретации педагогических ситуаций и проблем. Межпредметные семинары на базе образовательной организации с привлечением педагогов колледжа, учителей школы, студентов интегрируют учебные дисциплины («Теоретические основы организации обучения в начальных классах» – «Педагогика» и «Психология») с целью переноса теоретических положений в практическую деятельность [Проект Приказа… 2017].

На втором курсе организуются практические занятия на базе образовательных организаций для погружения студентов в реальную педагогическую практику. Содержание образовательного процесса направляется на развитие способностей студентов к активной исследовательской позиции собственной деятельности [Ильина 2014; Адольф, Степанова 2005]. Таким образом, профессиональные компетенции осваиваются в педагогических ситуациях современной школы. Занятия проводятся в трех организационных формах: погружение, мастерская, клуб.

Погружение идет в формате интенсивных семинаров. Создается ситуация, в которой студенты продуцируют идеи, выполняют проекты (в основе лежит идея «погружения в культуру» С.Ю. Курганова). Погружение – это специальная организация концентрации внимания и ориентации группы студентов и их руководителей на решение проблемы интеграцией индивидуальной и коллективной форм работы [Школа диалога культур 1991; Шкуркина 2015]. Погружение предполагает взаимодействие студента, учителя школы, преподавателя междисциплинарного курса и руководителя практики для выполнения различных видов деятельности: проблематизация, решение педагогических задач, рефлексия. Для этого требуется изучение текстов методологического характера, адекватно актуальных теме для начального образования («учебная задача», «проектная задача», «развивающие задания по русскому языку» и др.).

Мастерская требует особой позиции педагога (мастера), который стимулирует развитие специальных свойств студента. В мастерской проектируются задания к уроку разного типа (задачи на переливание с помощью «мерок» – бутылочек, стаканов, пробирок, колбочек; на перекладывание – палочек, фигур, полосок и других предметов; на нахождение периметра – геометрических фигур, учебников, парт, стульев; на пересечение – полосок, палочек и т. д.). Предлагаются способы решения задачи с использованием модели (чертежа, схемы, рисунка, таблицы). Модели обсуждаются, корректируются в случае обнаружения ошибок. Основная цель работы мастерской – нахождение разных способов решения задач.

Клуб как технология развития личности ребенка требует предметного содержания, вызывающего интерес обучающихся [Гришаева, Струкова].
В клубе студенты проектируют олимпиадные задания в предметных областях. Педагог школы (ведущий клуба) раскрывает особенности предметного материала.

Увеличивается время присутствия в школе студентов выпускного курса: четыре дня обучения на базе образовательной организации (базы практики) и два дня – на базе колледжа. Данное условие позволяет студенту осваивать методики преподавания предметных областей (русский язык, математика, окружающий мир) в реальной школьной практике, чему способствует технология Lesson study, которая дает студенту возможность проектировать и перепроектировать урок с учетом разных уровней обученности школьников. Осваиваются способы оценивания индивидуальных достижений учебной самостоятельности младших школьников [Дадли 2013; Dudley 2011; Department for Children… 2008].

Таким образом, взаимодействие «колледж – школа» осуществляется в двух аспектах: организационном (переговорные площадки) и содержательном (погружение). Школа становится лидером, позиционируя себя в педагогическом сообществе как инновационное учреждение. Для учителей открываются возможности профессионального роста. Учитель выполняет две функции – это курирование студентов и демонстрация им междисциплинарных курсов. Опыт работы со студентами дает статус стажерской площадки для учителей города и края.

По результатам взаимодействия вносятся коррективы в содержание рабочих программ с целью усиления практической подготовки студентов. Рефлексия итогов разных форм организации подготовки студентов к профессиональной деятельности выявила, что по-разному понимаются критерии оценивания профессиональных компетенций студентов учителями школы и педагогами колледжа, что потребовало проведения рефлексивно-аналитических семинаров, корректировки рабочей программы и материалов контрольных оценочных средств.

Были приняты стратегические решения: увеличение количества заданий для студентов с большей долей самостоятельности; определение числа школьных учителей для руководства практикой с учетом  эффективности их деятельности; осуществление обратной связи с помощью интернет-ресурсов. В итоге вносились изменения в управленческие механизмы реализации модели подготовки студентов к практической деятельности,
а школа и колледж получали статус региональной инновационной площадки. Образовательная организация (школа) становится базой проведения демоэкзамена (учителя привлекаются в качестве экспертов, что повышает их собственный профессиональный уровень).

Необходима разработка системы бонусов педагогам и студентам, например, за возможность студенческого обмена по освоению профессионального модуля в другом педагогическом колледже; автоматический зачет по учебным курсам по результатам работы в школе; сертификат о повышении квалификации; запись в дипломе о прохождении студентом дополнительного курса «Технологии формирования проектного мышления», «Технологии развивающего обучения»).

 

Заключение

Студенты педагогического колледжа в ходе опытно-экспериментальной работы обогащаются психолого-педагогическими знаниями, совершенствуют профессиональные умения, овладевают терминологическим аппаратом проектной деятельности и ее методикой. Так, в экспериментальной группе наблюдаются более значимые изменения, чем в контрольной группе. Количество студентов, успешно выполняющих задания в соответствии с разработанным листом оценивания, увеличилось с 50 до 74 % в экспериментальной группе, в контрольной – с 36 до 38 %.

×

About the authors

V. A. Popova

KGBPOU Krasnoyarsk pedagogical College № 1

Author for correspondence.
Email: popova@kpk1.ru
ORCID iD: 0000-0002-7599-6936

teacher, Krasnoyarsk Pedagogical College № 1 n.a. M. Gorky

Russian Federation, 106, Uritskogo street, Krasnoyarsk, 660017, Russian Federation.

References

  1. Department for Children… 2008 – Department for Children, Schools and Families (2008). Improving practice and progress through lesson study: a handbook for headteachers, leading teachers and subject leaders. London: DCFS.
  2. Dudley 2011 – Dudley P. (2011) How Lesson Study orchestrates key features of teacher knowledge and teacher learning to create profound changes in professional practice. Presented at the World Association of Lesson Studies Annual Conference, Tokyo.
  3. Forecast of long-term… – «Forecast of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2030» (developed by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190. (In Russ.)
  4. Draft order... 2017 – Draft order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation «On approval of Federal State Educational Standard of Secondary Professional Education in the specialty 44.02.02 Teaching in primary school» (2017) (prepared by the Ministry of Education and Science 12.10.2017). Available at: http://alsivuz.ru/UserFiles/44.02.02-prepodavanie-v-nachalnyh-klassah.pdf. (In Russ.)
  5. Adolf, Stepanova 2005 – Adolf V.A., Stepanova I.Yu. (2005) Updating the process of training teachers on the basis of modeling professional activity: monograph. Krasnoyarsk: KGPU, 213 p. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19975365; http://libed.ru/knigi-nauka/742039-1-va-adolf-stepanova-obnovlenie-processa-podgotovki-pedagogov-osnove-modelirovaniya-professionalnoy-deyatelnost.php. (In Russ.)
  6. Grishayeva, Strukova – Grishayeva N.P., Strukova L.M. Pedagogical technology «Club hour» as a means of developing self-regulation of preschool children's behavior in the educational complex. Available at: https://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskaja-tehnologija-klubnyi-chas-kak-sredstvo-razvitija-samoreguljaci-povedenija-doshkolnikov.html (accessed 10.11.2020) (In Russ.)
  7. Dadli 2013 – Dadli P. (2013) Lesson Study: theory and practice of application. Astana: Izdatel'sko-poligraficheskaia firma «Art Print XXI», 44 p. Available at: http://figym.kz/uploads/LS_tpp.pdf. (In Russ.)
  8. Ilina 2014 – Ilina N.F. (2014) Formation of innovative competence of a teacher: issues of theory and practice: monograph. Krasnoyarsk, 224 p. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23254166. (In Russ.)
  9. School of the dialogue of cultures 1991 – School of the dialogue of cultures (1991) // Complier S.Yu. Kurganov. Krasnoyarsk, 52 p. (In Russ.)
  10. Shkurkina 2015 – Shkurkina E.S. (2015) The technique works with Chinese students in a class on decorative-applied art. In: Russia and China: history and prospects of cooperation: materials of the V International research and practical conference. Blagoveshchensk, pp. 379–381. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23390103. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Popova V.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies