Full Text
Введение
Прогноз долгосрочного социально-экономи-ческого развития Российской Федерации на период до 2030 года задает вектор изменения содержания программ педагогической подготовки и технологий обучения в целях обеспечения реализации нового профессионального стандарта педагога и стандартов школьного образования, что предполагает усиление связи всех элементов подготовки (предметных, психолого-педагогических, информационно-технических) с практическими профессиональными задачами педагога. Насыщение учебных планов разветвленной системой практик, стажировок позволяет осуществлять адресную подготовку учителей разных предметов для разных категорий школ за счет школьно-университетского партнерства [Прогноз долгосрочного… 2013].
Ход исследования
Одной из ключевых задач, которая возникает перед педагогическим колледжем в настоящий момент, является создание образовательного пространства для развития студента как самостоятельного, инициативного и ответственного субъекта учебной деятельности, способного ставить образовательные цели, выбирать способы решения педагогических задач, прогнозировать результаты, осуществлять рефлексию собственной деятельности. Полагали, что реализации этой задачи будет способствовать экспериментальная модель подготовки студента педагогического колледжа на базе образовательного учреждения. Модель подготовки включает: образовательную программу, формы взаимодействия «колледж – школа», ресурсы, результаты подготовки.
Так, для студентов первого курса организуются тренинговые занятия по психологии с целью расширения возможностей коммуникативного взаимодействия. Постоянно действующий семинар «Критическое мышление» позволяет создать условия для высказывания собственных выводов, оценочных суждений на основе интерпретации педагогических ситуаций и проблем. Межпредметные семинары на базе образовательной организации с привлечением педагогов колледжа, учителей школы, студентов интегрируют учебные дисциплины («Теоретические основы организации обучения в начальных классах» – «Педагогика» и «Психология») с целью переноса теоретических положений в практическую деятельность [Проект Приказа… 2017].
На втором курсе организуются практические занятия на базе образовательных организаций для погружения студентов в реальную педагогическую практику. Содержание образовательного процесса направляется на развитие способностей студентов к активной исследовательской позиции собственной деятельности [Ильина 2014; Адольф, Степанова 2005]. Таким образом, профессиональные компетенции осваиваются в педагогических ситуациях современной школы. Занятия проводятся в трех организационных формах: погружение, мастерская, клуб.
Погружение идет в формате интенсивных семинаров. Создается ситуация, в которой студенты продуцируют идеи, выполняют проекты (в основе лежит идея «погружения в культуру» С.Ю. Курганова). Погружение – это специальная организация концентрации внимания и ориентации группы студентов и их руководителей на решение проблемы интеграцией индивидуальной и коллективной форм работы [Школа диалога культур 1991; Шкуркина 2015]. Погружение предполагает взаимодействие студента, учителя школы, преподавателя междисциплинарного курса и руководителя практики для выполнения различных видов деятельности: проблематизация, решение педагогических задач, рефлексия. Для этого требуется изучение текстов методологического характера, адекватно актуальных теме для начального образования («учебная задача», «проектная задача», «развивающие задания по русскому языку» и др.).
Мастерская требует особой позиции педагога (мастера), который стимулирует развитие специальных свойств студента. В мастерской проектируются задания к уроку разного типа (задачи на переливание с помощью «мерок» – бутылочек, стаканов, пробирок, колбочек; на перекладывание – палочек, фигур, полосок и других предметов; на нахождение периметра – геометрических фигур, учебников, парт, стульев; на пересечение – полосок, палочек и т. д.). Предлагаются способы решения задачи с использованием модели (чертежа, схемы, рисунка, таблицы). Модели обсуждаются, корректируются в случае обнаружения ошибок. Основная цель работы мастерской – нахождение разных способов решения задач.
Клуб как технология развития личности ребенка требует предметного содержания, вызывающего интерес обучающихся [Гришаева, Струкова].
В клубе студенты проектируют олимпиадные задания в предметных областях. Педагог школы (ведущий клуба) раскрывает особенности предметного материала.
Увеличивается время присутствия в школе студентов выпускного курса: четыре дня обучения на базе образовательной организации (базы практики) и два дня – на базе колледжа. Данное условие позволяет студенту осваивать методики преподавания предметных областей (русский язык, математика, окружающий мир) в реальной школьной практике, чему способствует технология Lesson study, которая дает студенту возможность проектировать и перепроектировать урок с учетом разных уровней обученности школьников. Осваиваются способы оценивания индивидуальных достижений учебной самостоятельности младших школьников [Дадли 2013; Dudley 2011; Department for Children… 2008].
Таким образом, взаимодействие «колледж – школа» осуществляется в двух аспектах: организационном (переговорные площадки) и содержательном (погружение). Школа становится лидером, позиционируя себя в педагогическом сообществе как инновационное учреждение. Для учителей открываются возможности профессионального роста. Учитель выполняет две функции – это курирование студентов и демонстрация им междисциплинарных курсов. Опыт работы со студентами дает статус стажерской площадки для учителей города и края.
По результатам взаимодействия вносятся коррективы в содержание рабочих программ с целью усиления практической подготовки студентов. Рефлексия итогов разных форм организации подготовки студентов к профессиональной деятельности выявила, что по-разному понимаются критерии оценивания профессиональных компетенций студентов учителями школы и педагогами колледжа, что потребовало проведения рефлексивно-аналитических семинаров, корректировки рабочей программы и материалов контрольных оценочных средств.
Были приняты стратегические решения: увеличение количества заданий для студентов с большей долей самостоятельности; определение числа школьных учителей для руководства практикой с учетом эффективности их деятельности; осуществление обратной связи с помощью интернет-ресурсов. В итоге вносились изменения в управленческие механизмы реализации модели подготовки студентов к практической деятельности,
а школа и колледж получали статус региональной инновационной площадки. Образовательная организация (школа) становится базой проведения демоэкзамена (учителя привлекаются в качестве экспертов, что повышает их собственный профессиональный уровень).
Необходима разработка системы бонусов педагогам и студентам, например, за возможность студенческого обмена по освоению профессионального модуля в другом педагогическом колледже; автоматический зачет по учебным курсам по результатам работы в школе; сертификат о повышении квалификации; запись в дипломе о прохождении студентом дополнительного курса «Технологии формирования проектного мышления», «Технологии развивающего обучения»).
Заключение
Студенты педагогического колледжа в ходе опытно-экспериментальной работы обогащаются психолого-педагогическими знаниями, совершенствуют профессиональные умения, овладевают терминологическим аппаратом проектной деятельности и ее методикой. Так, в экспериментальной группе наблюдаются более значимые изменения, чем в контрольной группе. Количество студентов, успешно выполняющих задания в соответствии с разработанным листом оценивания, увеличилось с 50 до 74 % в экспериментальной группе, в контрольной – с 36 до 38 %.