Vol 16, No 1 (2010)
- Year: 2010
- Articles: 36
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/issue/view/197
Проблема начала мышления в работах М. Хайдеггера и М.К. Мамардашвили
Abstract
В статье осуществляется сравнительный анализ концепций начала мышления М. Хайдеггера и М.К. Мамардашвили, рассматриваются проблема бытия как основания мышления, истины и истинности научного познания, проблема источников мыслительной активности в работах данных авторов.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):5-10
5-10
Ветхий завет и учение Платона о бессмертии души
Abstract
В статье рассматривается малоизученный вопрос о возможном влиянии на учение Платона о бессмертии души ветхозаветной религиозной традиции. Автор приходит к выводу о принципиальном отличии содержания этих учений, исключающего всякое влияние в этом вопросе.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):11-17
11-17
Кибер-развлечение, «свободный труд» и экономика дарения
Abstract
В статье рассматривается проблема «свободного труда» потребителей в сфере развлечений и популярной культуры в контексте культурной парадигмы Web 2.0. Рассмотрены основные подходы к анализу этого феномена в современных дискуссиях: понимания его как проявление культуры дарения и в контексте идеи нематериального труда и когнитивного капитализма. Показана парадоксальность данного феномена, который свидетельствует о массовом распространении и расцвете креативных практик и одновременно их тотальной коммодификации.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):18-25
18-25
Причины и особенности кризисных явлений в российской экономике
Abstract
В статье исследуются особо важные причины, обусловившие возникновение глобального финансово-экономического кризиса. Рассматриваются специфические особенности кризисных процессов в российской экономике, определяется роль государственных структур в преодолении кризиса на основании модернизации производства.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):26-31
26-31
ДЕТСКАЯ БЕДНОСТЬ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЕТСТВА КАК ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Abstract
В данной статье утверждается необходимость постановки проблемы детской бедности. В работе обозначены возможные методологические основания исследования данной проблемы в рамках теории детства, указаны различные подходы к выявлению социального статуса детства, а также определена их проекция на исследование проблемы детской бедности.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):32-37
32-37
Молодежь как фактор устойчивого развития
Abstract
В статье представлен анализ положения молодежи в социуме. Характер и содержание деятельности молодежи в обществе как субъекта социального развития напрямую зависят от объективных условий социальной среды, предлагающих ей определенные модели социализации.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):38-44
38-44
Политическое «слово» и «дело»: к вопросу об определении политической реальности
Abstract
Несмотря на то что политическая реальность является объектом изучения политологии, этот феномен до сих пор не имеет четкого научного определения. Более того, практически отсутствуют даже попытки понять и определить природу явления. Анализируя широкий массив социально-философского знания, накопленного к настоящему моменту, автор статьи осуществляет попытку сформулировать современное определение политической реальности.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):45-49
45-49
СОСТОЯНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Abstract
В статье рассматриваются некоторые аспекты состояния патриотического воспитания в учреждениях среднего профессионального образования г. Москвы. Автор предлагает взглянуть на эту проблему глазами учащихся и преподавателей, подтверждая расхождение во мнениях данными мониторинговых исследований.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):50-56
50-56
МОДА НА ПРОФЕССИЮ КАК ФАКТОР ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УЧАЩИХСЯ
Abstract
Цель статьи - проанализировать образовательные стратегии школьников, выявить факторы, влияющие на выбор образовательных стратегий, рассмотреть феномен «мода на профессию» в качестве одного из доминирующих факторов выбора образовательной стратегии. Опираясь на результаты социологического исследования, автор показывает, что жизненные планы большинства сегодняшних выпускников школ связаны с получением высшего образования. Однако у многих школьников, как правило, еще не сформирована готовность к профессиональному самоопределению. Индивидуальные предпочтения школьников в профессиональной сфере во многом складываются под влиянием социального феномена «мода на профессию».
Цель статьи - проанализировать образовательные стратегии школьников, выявить факторы, влияющие на выбор образовательных стратегий, рассмотреть феномен «мода на профессию» в качестве одного из доминирующих факторов выбора образовательной стратегии. Опираясь на результаты социологического исследования, автор показывает, что жизненные планы большинства сегодняшних выпускников школ связаны с получением высшего образования. Однако у многих школьников, как правило, еще не сформирована готовность к профессиональному самоопределению. Индивидуальные предпочтения школьников в профессиональной сфере во многом складываются под влиянием социального феномена «мода на профессию». |
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):57-63
57-63
МИГРАЦИЯ И РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
Abstract
В данной статье рассматривается процесс миграции на территории России, роль категории «этничность» в социальном взаимодействии мигрантов и коренного населения. Также дается характеристика миграционной политики России через восприятие процесса миграции российскими чиновниками.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):64-69
64-69
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ И КОНФЛИКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Abstract
Статья посвящена механизму формирования общественного мнения в условиях конфликтного взаимодействия. Автор акцентирует внимание на роли потребностей, интересов и ценностных ориентаций в формировании общественного мнения.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):70-75
70-75
Формы адаптации культуры в условиях глобализации
Abstract
В статье рассматриваются процессы глобализации в культуре. Предметом рассуждения становится вопрос, почему наряду с признанием глобализации объективным фактом современной реальности, а процесса формирования мирового экономического сотрудничества - закономерным и исторически обусловленным, целесообразность и успешность подобных процессов в культурной сфере представляются весьма спорнымий. Исследуются различные формы адаптации культур к условиям глобализации, эффективность и недостатки теории и практики мультикультурализма.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):76-82
76-82
ЦЕРКОВНО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО СРЕДНЕВОЛЖЬЯ И УФИМСКОГО ПРИУРАЛЬЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI - НАЧАЛА XVIII СТОЛЕТИЙ
Abstract
В статье кратко рассматриваются церковно-административные округа региона с верификацией ранее имевшихся о них сведений, делается разноплановая стратификация этих единиц и их руководства, приводится пример устройства десятин и определяются церковно-судебные районы края с их главами.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):83-89
83-89
Союз Безбожников в Пензенской губернии: организация и деятельность в 1920-е гг.
Abstract
Статья посвящена одной из важных проблем во взаимоотношениях Русской православной церкви и советского государства: организации и деятельности Союза Безбожников в 1920-е гг. на территории Пензенской губернии. Тема раскрывается с помощью архивных и опубликованных источников.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):90-94
90-94
НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ О НАДПИСИ НА ПАМЯТНОЙ ДОСКЕ В АРХАНГЕЛЬСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ - ИСТОЧНИКИ ПО ИДЕОЛОГИИ РУССКОГО «ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА»
Abstract
В статье изучена история надписи в честь Екатерины II. Надпись была составлена и установлена по приказу императрицы осенью 1774 г. Источники по данной теме - памятники официальной идеологии хранятся ныне в Российском государственном архиве древних актов. Результаты исследования расширяют научные представления об отношениях государства и церкви в эпоху «просвещенного абсолютизма» и путях влияния Екатерины II на тогдашнее русское общество.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):95-99
95-99
Германо-австрийские отношения и проблема мира (март - апрель 1917 г.)
Abstract
Февральская революция в России вызвала острые разногласия в руководящей элите кайзеровской Германии. Кайзер, канцлер и военные заняли собственные позиции по вопросам военных целей, сроков окончания войны и отношения к главному военному партнеру - Австро-Венгрии. В статье подчеркивается, что Германии удалось склонить Габсбургскую империю к своему варианту продолжения войны (Крейцнахская программа), а меморандум Чернина, который поддерживал император Карл, был дезавуирован.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):100-104
100-104
«ГАЗЕТНЫЕ ВОЙНЫ» В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА: ЭПИЗОДЫ, НАПРАВЛЕНИЯ, СУЩНОСТЬ
Abstract
В статье поднимается один из вопросов практики взаимоотношений газет в конце XIX - начале XX в. Проблема «газетных войн» является важной для истории дореволюционной российской журналистики и издательского дела.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):105-109
105-109
«РАБОЧИЙ ВОПРОС» в годы Первой мировой войны (На материалах Центрально-Промышленного района)
Abstract
Опираясь на новые архивные материалы, автор рассматривает процессы радикализации рабочего движения в революционной России в 1917 г. и приходит к выводу, что они были следствием не только объективных экономических предпосылок, но и субъективных факторов из области социальной психологии.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):110-114
110-114
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР КАК СТЕРЖЕНЬ МОДЕРНИЗАЦИИ КУЛЬТУР РОССИИ И АНГЛИИ
Abstract
Изучение культур России и Англии XVI в. позволяет говорить о первостепенной важности религиозного фактора в их модернизации, так как последняя проходит в свете развития религиозных идей: идеи о создании Православного царства в России и Реформации в Англии. Будучи обусловленными комплексом причин политического, экономико-социального и культурного характера, данные идеи во многом определили основные векторы развития рассматриваемых культур. Представленные религиозные идеи можно рассматривать как стержневые в модернизации культур, так как они выполняют схожие функции: интеграционную, идентификационную и этическую, а также играют важную роль в течение всего XVI столетия.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):115-119
115-119
АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ В НАЧАЛЕ 1990-х ГОДОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)
Abstract
Данная статья посвящена одной из самых злободневных проблем современности - анализу государственной политики по снижению социальных издержек в переходную эпоху. На основе архивных материалов, нормативных документов и делопроизводственной документации региональных властей оцениваются содержание и степень эффективности социальной политики государства в условиях социокультурной трансформации начала 1990-х гг. по материалам Среднего Поволжья
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):120-124
120-124
125-133
О двух действующих парадигмах изучения сложносочиненных адверсативных конструкций
Abstract
В статье утверждается мысль о совмещении структурно-семантической и антропоцентрической парадигм изучения языкового материала в целях более адекватного и многостороннего выявления сущности категории адверсативности. Формулируются пути достижения такого совмещения.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):134-139
134-139
О СЕМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ФОРМ ЗАЛОГА В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Abstract
Статья посвящена глагольной категории залога. Здесь рассматриваются некоторые семантические особенности активных и пассивных конструкций. В ходе работы были проанализированы и семантическое значение, и грамматические формы обоих залогов. Цель данной статьи - раскрыть малоизвестные семантические аспекты категории залога.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):140-144
140-144
СЕМАНТИЧЕСКИЙ ТИП ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ
Abstract
В функции создания комической пуанты в немецком Wortwitz зафиксирована языковая игра семантического типа. Она реализуется как обыгрывание на фоне друг друга в том числе и семантических различий одинаково или подобно звучащих опорных лексем; инициирует реципиента анекдота к их бисоциации, доставляя при этом удовольствие семиотической природы.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):145-150
145-150
Изменение глубинного слоя заимствования как отражение концептуализации действительности народом-реципиентом
Abstract
В статье освещена проблема изменения концептуального слоя заимствования под влиянием картины мира системы-реципиента. Анализ русского и японского англицизмов, прототипом которых является слово 'business', показал, как элементы чужого языкового сознания, принесенные в язык вместе с единицей, приспосабливаются к особенностям концептуализации действительности народом.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):151-156
151-156
Специфика хронотопа в романах М.А. Осоргина «Сивцев Вражек» и М.А. Булгакова «Белая гвардия»: опыт сопоставительного изучения
Abstract
В статье рассматриваются пространственно-временные особенности двух романов: «Сивцев Вражек» М.А. Осоргина и «Белая гвардия» М.А. Булгакова. Основанные на одних исторических событиях, Октябрьской революции 1917 года и последовавшей за ней гражданской войне, оба романа оказываются схожими и по своему внутреннему строению. Автор статьи уделяет основное внимание их хронотопической общности на двух уровнях: на пространственно-временных параметрах мира, изображенного в произведении, и на организации повествователя.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):157-163
157-163
«Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева в контексте динамики форм повествования в романах и повестях писателя
Abstract
Специфика повествовательных форм связывает «Стихотворения в прозе» с более ранними произведениями писателя и обнаруживает тенденцию к изменению в методах повествовательной организации его произведений: эпический, романно-прозаический принцип изображения сменяется лирическим, что соответствует проблематике самого цикла.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):164-168
164-168
«Жар-птица» как образец русского модернистского журнала в Берлине 20-х гг. ХХ века
Abstract
В статье анализируется литературно-художественный журнал «Жар-птица», выходивший с 1921 по 1926 гг. в Берлине - Париже и стремившийся продолжить дело художественного объединения «Мир искусства» (существовавшего в России на рубеже XIX-XX вв.) в условиях эмиграции. Журнал пропагандировал русское искусство модерн на Западе, доказывая жизнеспособность художественных принципов русского модернизма, и тем самым способствовал возобновлению деятельности объединения «Мир искусства» в 20-е годы в Париже
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):169-178
169-178
Проблема «синтаксиса вокабул реальности» Г. Броха в свете понятий синтагматики и парадигматики художественного текста Ю.М.Лотмана
Abstract
В статье проводится сопоставительный анализ понятий «отбор вокабул реальности» и «синтаксис» художественного произведения австрийского писателя и теоретика романа ХХ века Германа Броха с понятиями «синтагматики» и «парадигматики» литературного текста Ю.Лотмана.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):179-185
179-185
АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Abstract
В статье раскрывается сущность понятия аутопсихологической компетентности, рассмотрены аутопсихологические способности личности, специфика аутопсихологической деятельности, представлены аутопсихологические умения преподавателя высшей школы.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):186-191
186-191
192-196
Психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки студентов - будущих юристов
Abstract
В статье рассматривается проблема качества профессиональной подготовки студентов. Выделяется в качестве условия продуктивной деятельности будущих юристов комплексный личностный ресурс (компетентность, профессиональная готовность, правовая культура, профессиональное самосознание) и предлагаются средства его формирования.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):197-201
197-201
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАФОГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОПЕДЕВТИКИ
Abstract
Рассмотрена возможность совершентвования графической и геометрической подготовки в техническом университете с помощью пропедевтического изучения автоматизированного производства изделий. Предложена модель развития проектно-технологического мышления, предусматривающая накопление и эффективное использование типовых образов. Разработанная методология применяется в многоуровневой сквозной графогеометрической подготовке на факультете «Двигатели летательных аппаратов» СГАУ
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):202-206
202-206
Современные информационные коммуникационные технологии как фактор повышения качества образования в вузе
Abstract
Качество образования подразумевает обеспечение необходимого уровня подготовки специалистов, способных к эффективной профессиональной деятельности. Одним из факторов его повышения можно назвать использование в учебном процессе вуза информационных коммуникационных технологий. Овладеть ими можно в рамках курса повышения квалификации вузовских преподавателей.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):207-211
207-211
Характеристика процесса социально-педагогического проектирования учебной деятельности бакалавра экономики
Abstract
В статье уточнены понятие «социально-педагогическое проектирование учебной деятельности бакалавра экономики», необходимость и педагогические условия исследуемого процесса, компонентный состав и содержание социально-проектной компетентности.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):212-215
212-215
Pedagogics
Сташенков Д.А., Кочкина А.Ф. Борис Александрович Латынин. Самарский период жизни. - СМаратов: Новый ветер, 2008. - 200 с.
Abstract
Сташенков Д.А., Кочкина А.Ф. Борис Александрович Латынин. Самарский период жизни. - СМаратов: Новый ветер, 2008. - 200 с.
Сташенков Д.А., Кочкина А.Ф. Борис Александрович Латынин. Самарский период жизни. - СМаратов: Новый ветер, 2008. - 200 с. |
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):216-218
216-218