Vol 16, No 1 (2010)

Articles
Проблема начала мышления в работах М. Хайдеггера и М.К. Мамардашвили
.
Abstract
В статье осуществляется сравнительный анализ концепций начала мышления М. Хайдеггера и М.К. Мамардашвили, рассматриваются проблема бытия как основания мышления, истины и истинности научного познания, проблема источников мыслительной активности в работах данных авторов.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):5-10
views
Ветхий завет и учение Платона о бессмертии души
.
Abstract
В статье рассматривается малоизученный вопрос о возможном влиянии на учение Платона о бессмертии души ветхозаветной религиозной традиции. Автор приходит к выводу о принципиальном отличии содержания этих учений, исключающего всякое влияние в этом вопросе.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):11-17
views
Кибер-развлечение, «свободный труд» и экономика дарения
.
Abstract
В статье рассматривается проблема «свободного труда» потребителей в сфере развлечений и популярной культуры в контексте культурной парадигмы Web 2.0. Рассмотрены основные подходы к анализу этого феномена в современных дискуссиях: понимания его как проявление культуры дарения и в контексте идеи нематериального труда и когнитивного капитализма. Показана парадоксальность данного феномена, который свидетельствует о массовом распространении и расцвете креативных практик и одновременно их тотальной коммодификации.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):18-25
views
Причины и особенности кризисных явлений в российской экономике
.
Abstract
В статье исследуются особо важные причины, обусловившие возникновение глобального финансово-экономического кризиса. Рассматриваются специфические особенности кризисных процессов в российской экономике, определяется роль государственных структур в преодолении кризиса на основании модернизации производства.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):26-31
views
ДЕТСКАЯ БЕДНОСТЬ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЕТСТВА КАК ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
.
Abstract
В данной статье утверждается необходимость постановки проблемы детской бедности. В работе обозначены возможные методологические основания исследования данной проблемы в рамках теории детства, указаны различные подходы к выявлению социального статуса детства, а также определена их проекция на исследование проблемы детской бедности.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):32-37
views
Молодежь как фактор устойчивого развития
.
Abstract
В статье представлен анализ положения молодежи в социуме. Характер и содержание деятельности молодежи в обществе как субъекта социального развития напрямую зависят от объективных условий социальной среды, предлагающих ей определенные модели социализации.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):38-44
views
Политическое «слово» и «дело»: к вопросу об определении политической реальности
.
Abstract
Несмотря на то что политическая реальность является объектом изучения политологии, этот феномен до сих пор не имеет четкого научного определения. Более того, практически отсутствуют даже попытки понять и определить природу явления. Анализируя широкий массив социально-философского знания, накопленного к настоящему моменту, автор статьи осуществляет попытку сформулировать современное определение политической реальности.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):45-49
views
СОСТОЯНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
.
Abstract
В статье рассматриваются некоторые аспекты состояния патриотического воспитания в учреждениях среднего профессионального образования г. Москвы. Автор предлагает взглянуть на эту проблему глазами учащихся и преподавателей, подтверждая расхождение во мнениях данными мониторинговых исследований.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):50-56
views
МОДА НА ПРОФЕССИЮ КАК ФАКТОР ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УЧАЩИХСЯ
.
Abstract
Цель статьи - проанализировать образовательные стратегии школьников, выявить факторы, влияющие на выбор образовательных стратегий, рассмотреть феномен «мода на профессию» в качестве одного из доминирующих факторов выбора образовательной стратегии. Опираясь на результаты социологического исследования, автор показывает, что жизненные планы большинства сегодняшних выпускников школ связаны с получением высшего образования. Однако у многих школьников, как правило, еще не сформирована готовность к профессиональному самоопределению. Индивидуальные предпочтения школьников в профессиональной сфере во многом складываются под влиянием социального феномена «мода на профессию».
Цель статьи - проанализировать образовательные стратегии школьников, выявить факторы, влияющие на выбор образовательных стратегий, рассмотреть феномен «мода на профессию» в качестве одного из доминирующих факторов выбора образовательной стратегии. Опираясь на результаты социологического исследования, автор показывает, что жизненные планы большинства сегодняшних выпускников школ связаны с получением высшего образования. Однако у многих школьников, как правило, еще не сформирована готовность к профессиональному самоопределению. Индивидуальные предпочтения школьников в профессиональной сфере во многом складываются под влиянием социального феномена «мода на профессию».
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):57-63
views
МИГРАЦИЯ И РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
.
Abstract
В данной статье рассматривается процесс миграции на территории России, роль категории «этничность» в социальном взаимодействии мигрантов и коренного населения. Также дается характеристика миграционной политики России через восприятие процесса миграции российскими чиновниками.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):64-69
views
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ И КОНФЛИКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
.
Abstract
Статья посвящена механизму формирования общественного мнения в условиях конфликтного взаимодействия. Автор акцентирует внимание на роли потребностей, интересов и ценностных ориентаций в формировании общественного мнения.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):70-75
views
Формы адаптации культуры в условиях глобализации
., .
Abstract
В статье рассматриваются процессы глобализации в культуре. Предметом рассуждения становится вопрос, почему наряду с признанием глобализации объективным фактом современной реальности, а процесса формирования мирового экономического сотрудничества - закономерным и исторически обусловленным, целесообразность и успешность подобных процессов в культурной сфере представляются весьма спорнымий. Исследуются различные формы адаптации культур к условиям глобализации, эффективность и недостатки теории и практики мультикультурализма.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):76-82
views
ЦЕРКОВНО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО СРЕДНЕВОЛЖЬЯ И УФИМСКОГО ПРИУРАЛЬЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI - НАЧАЛА XVIII СТОЛЕТИЙ
.
Abstract
В статье кратко рассматриваются церковно-административные округа региона с верификацией ранее имевшихся о них сведений, делается разноплановая стратификация этих единиц и их руководства, приводится пример устройства десятин и определяются церковно-судебные районы края с их главами.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):83-89
views
Союз Безбожников в Пензенской губернии: организация и деятельность в 1920-е гг.
.
Abstract
Статья посвящена одной из важных проблем во взаимоотношениях Русской православной церкви и советского государства: организации и деятельности Союза Безбожников в 1920-е гг. на территории Пензенской губернии. Тема раскрывается с помощью архивных и опубликованных источников.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):90-94
views
НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ О НАДПИСИ НА ПАМЯТНОЙ ДОСКЕ В АРХАНГЕЛЬСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ - ИСТОЧНИКИ ПО ИДЕОЛОГИИ РУССКОГО «ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА»
.
Abstract
В статье изучена история надписи в честь Екатерины II. Надпись была составлена и установлена по приказу императрицы осенью 1774 г. Источники по данной теме - памятники официальной идеологии хранятся ныне в Российском государственном архиве древних актов. Результаты исследования расширяют научные представления об отношениях государства и церкви в эпоху «просвещенного абсолютизма» и путях влияния Екатерины II на тогдашнее русское общество.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):95-99
views
Германо-австрийские отношения и проблема мира (март - апрель 1917 г.)
.
Abstract
Февральская революция в России вызвала острые разногласия в руководящей элите кайзеровской Германии. Кайзер, канцлер и военные заняли собственные позиции по вопросам военных целей, сроков окончания войны и отношения к главному военному партнеру - Австро-Венгрии. В статье подчеркивается, что Германии удалось склонить Габсбургскую империю к своему варианту продолжения войны (Крейцнахская программа), а меморандум Чернина, который поддерживал император Карл, был дезавуирован.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):100-104
views
«ГАЗЕТНЫЕ ВОЙНЫ» В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА: ЭПИЗОДЫ, НАПРАВЛЕНИЯ, СУЩНОСТЬ
.
Abstract
В статье поднимается один из вопросов практики взаимоотношений газет в конце XIX - начале XX в. Проблема «газетных войн» является важной для истории дореволюционной российской журналистики и издательского дела.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):105-109
views
«РАБОЧИЙ ВОПРОС» в годы Первой мировой войны (На материалах Центрально-Промышленного района)
.
Abstract
Опираясь на новые архивные материалы, автор рассматривает процессы радикализации рабочего движения в революционной России в 1917 г. и приходит к выводу, что они были следствием не только объективных экономических предпосылок, но и субъективных факторов из области социальной психологии.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):110-114
views
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР КАК СТЕРЖЕНЬ МОДЕРНИЗАЦИИ КУЛЬТУР РОССИИ И АНГЛИИ
.
Abstract
Изучение культур России и Англии XVI в. позволяет говорить о первостепенной важности религиозного фактора в их модернизации, так как последняя проходит в свете развития религиозных идей: идеи о создании Православного царства в России и Реформации в Англии. Будучи обусловленными комплексом причин политического, экономико-социального и культурного характера, данные идеи во многом определили основные векторы развития рассматриваемых культур. Представленные религиозные идеи можно рассматривать как стержневые в модернизации культур, так как они выполняют схожие функции: интеграционную, идентификационную и этическую, а также играют важную роль в течение всего XVI столетия.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):115-119
views
АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ В НАЧАЛЕ 1990-х ГОДОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)
.
Abstract
Данная статья посвящена одной из самых злободневных проблем современности - анализу государственной политики по снижению социальных издержек в переходную эпоху. На основе архивных материалов, нормативных документов и делопроизводственной документации региональных властей оцениваются содержание и степень эффективности социальной политики государства в условиях социокультурной трансформации начала 1990-х гг. по материалам Среднего Поволжья
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):120-124
views
1
1 1.
Abstract

1

Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):125-133
views
О двух действующих парадигмах изучения сложносочиненных адверсативных конструкций
.
Abstract
В статье утверждается мысль о совмещении структурно-семантической и антропоцентрической парадигм изучения языкового материала в целях более адекватного и многостороннего выявления сущности категории адверсативности. Формулируются пути достижения такого совмещения.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):134-139
views
О СЕМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ФОРМ ЗАЛОГА В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
.
Abstract
Статья посвящена глагольной категории залога. Здесь рассматриваются некоторые семантические особенности активных и пассивных конструкций. В ходе работы были проанализированы и семантическое значение, и грамматические формы обоих залогов. Цель данной статьи - раскрыть малоизвестные семантические аспекты категории залога.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):140-144
views
СЕМАНТИЧЕСКИЙ ТИП ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ
.
Abstract
В функции создания комической пуанты в немецком Wortwitz зафиксирована языковая игра семантического типа. Она реализуется как обыгрывание на фоне друг друга в том числе и семантических различий одинаково или подобно звучащих опорных лексем; инициирует реципиента анекдота к их бисоциации, доставляя при этом удовольствие семиотической природы.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):145-150
views
Изменение глубинного слоя заимствования как отражение концептуализации действительности народом-реципиентом
.
Abstract
В статье освещена проблема изменения концептуального слоя заимствования под влиянием картины мира системы-реципиента. Анализ русского и японского англицизмов, прототипом которых является слово 'business', показал, как элементы чужого языкового сознания, принесенные в язык вместе с единицей, приспосабливаются к особенностям концептуализации действительности народом.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):151-156
views
Специфика хронотопа в романах М.А. Осоргина «Сивцев Вражек» и М.А. Булгакова «Белая гвардия»: опыт сопоставительного изучения
.
Abstract
В статье рассматриваются пространственно-временные особенности двух романов: «Сивцев Вражек» М.А. Осоргина и «Белая гвардия» М.А. Булгакова. Основанные на одних исторических событиях, Октябрьской революции 1917 года и последовавшей за ней гражданской войне, оба романа оказываются схожими и по своему внутреннему строению. Автор статьи уделяет основное внимание их хронотопической общности на двух уровнях: на пространственно-временных параметрах мира, изображенного в произведении, и на организации повествователя.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):157-163
views
«Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева в контексте динамики форм повествования в романах и повестях писателя
.
Abstract
Специфика повествовательных форм связывает «Стихотворения в прозе» с более ранними произведениями писателя и обнаруживает тенденцию к изменению в методах повествовательной организации его произведений: эпический, романно-прозаический принцип изображения сменяется лирическим, что соответствует проблематике самого цикла.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):164-168
views
«Жар-птица» как образец русского модернистского журнала в Берлине 20-х гг. ХХ века
.
Abstract
В статье анализируется литературно-художественный журнал «Жар-птица», выходивший с 1921 по 1926 гг. в Берлине - Париже и стремившийся продолжить дело художественного объединения «Мир искусства» (существовавшего в России на рубеже XIX-XX вв.) в условиях эмиграции. Журнал пропагандировал русское искусство модерн на Западе, доказывая жизнеспособность художественных принципов русского модернизма, и тем самым способствовал возобновлению деятельности объединения «Мир искусства» в 20-е годы в Париже
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):169-178
views
Проблема «синтаксиса вокабул реальности» Г. Броха в свете понятий синтагматики и парадигматики художественного текста Ю.М.Лотмана
.
Abstract
В статье проводится сопоставительный анализ понятий «отбор вокабул реальности» и «синтаксис» художественного произведения австрийского писателя и теоретика романа ХХ века Германа Броха с  понятиями «синтагматики» и «парадигматики»  литературного текста Ю.Лотмана.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):179-185
views
АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
.
Abstract
В статье раскрывается сущность понятия аутопсихологической компетентности, рассмотрены аутопсихологические способности личности, специфика аутопсихологической деятельности, представлены аутопсихологические умения преподавателя высшей школы.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):186-191
views
Факторы УспешноЙ профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
.
Abstract
В статье анализируется понятие «профессиональная адаптация»; рассматриваются факторы, влияющие на успешность профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):192-196
views
Психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки студентов - будущих юристов
.
Abstract
В статье рассматривается проблема качества профессиональной подготовки студентов. Выделяется в качестве условия продуктивной деятельности будущих юристов комплексный личностный ресурс (компетентность, профессиональная готовность, правовая культура, профессиональное самосознание) и предлагаются средства его формирования.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):197-201
views
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАФОГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОПЕДЕВТИКИ
., .
Abstract
Рассмотрена возможность совершентвования графической и геометрической подготовки в техническом университете с помощью пропедевтического изучения автоматизированного производства изделий. Предложена модель развития проектно-технологического мышления, предусматривающая накопление и эффективное использование типовых образов. Разработанная методология применяется в многоуровневой сквозной графогеометрической подготовке на факультете «Двигатели летательных аппаратов» СГАУ
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):202-206
views
Современные информационные коммуникационные технологии как фактор повышения качества образования в вузе
.
Abstract
Качество образования подразумевает обеспечение необходимого уровня подготовки специалистов, способных к эффективной профессиональной деятельности. Одним из факторов его повышения можно назвать использование в учебном процессе вуза информационных коммуникационных технологий. Овладеть ими можно в рамках курса повышения квалификации вузовских преподавателей.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):207-211
views
Характеристика процесса социально-педагогического проектирования учебной деятельности бакалавра экономики
.
Abstract
В статье уточнены понятие «социально-педагогическое проектирование учебной деятельности бакалавра экономики», необходимость и педагогические условия исследуемого процесса, компонентный состав и содержание социально-проектной компетентности.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):212-215
views
Педагогика
Сташенков Д.А., Кочкина А.Ф. Борис Александрович Латынин. Самарский период жизни. - СМаратов: Новый ветер, 2008. - 200 с.
.
Abstract
Сташенков Д.А., Кочкина А.Ф. Борис Александрович Латынин. Самарский период жизни. - СМаратов: Новый ветер, 2008. - 200 с.
Сташенков Д.А., Кочкина А.Ф. Борис Александрович Латынин. Самарский период жизни. - СМаратов: Новый ветер, 2008. - 200 с.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2010;16(1):216-218
views

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies