Abstract

In the article, the author investigates the insufficiently studied topic of transformation of the organization of economic activity of the economic councils of individual territories at the suggestion of N.S. Khrushchev at the Presidium of the Central Committee of the CPSU in 1957 using comparative historical, quantitative methods, analysis and synthesis. As a result, on the basis of the adopted Law «On the further improvement of the management of industry and construction», a territorial management system was created, suggesting that the management of industry and construction should be implemented on a territorial basis on the basis of economic administrative regions. Initially, 70 economic administrative regions were formed, including Chuvash, Mari and Mordovia, in each of which a Council of National Economy was created. The economic councils were state bodies for the management of enterprises, construction projects and organizations of the Union-republican industry located on the territory of the economic administrative region. The article defines the first results of the activity of the Union of National Economy of the Mari, Mordovian and Chuvash ASSR in 1957; the personnel situation, which has become one of the main problems in the development of economic councils, is presented; disclosed the main planned performance indicators of the SNKh, which, on the whole, received a satisfactory assessment. However, despite the positive growth of the main economic indicators, serious difficulties and miscalculations were observed in the work of the economic councils, which were indicated, among other things, by the Council of Ministers of the RSFSR. On the basis of documents from the State Archives of the Russian Federation, regional archives and research literature, the author of the article highlighted the main successes and failures in the activities of the SNKh of the republics of the Middle Volga region. The author concluded that for the national regions, the period of activity of the economic councils was a breakthrough in the national economic complex. The Mari, Mordovian and Chuvash economic councils have done significant work to develop the industry in the peripheral regions of the country, significantly enlarging the existing ones and building new powerful and promising enterprises.

 

Full Text

Введение

Перестройка управления промышленностью и строительством, проведенная в соответствии с решением февральского Пленума ЦК КПСС 1957 г. и VII сессии Верховного Совета СССР (1957), открыла новые перспективы для дальнейшего развития производительных сил государства. Промышленные предприятия и стройки размещались по всей территории страны. С каждым годом строительство расширялось, количество заводов и фабрик увеличивалось. «Все труднее становилось руководить из одного центра многочисленными учреждениями, нередко расположенными за тысячи километров. Требовалась более гибкая система руководства хозяйством, так как управление по вертикали, через отраслевые министерства и ведомства, существовавшие в то время, не могли уже обеспечить оперативности и четкости руководства. Именно этим в первую очередь и объяснялась перестройка системы управления промышленностью и строительством» (Минеев 2012, с. 46).

 

Реорганизации системы управления народнымхозяйством СССР во второй половине 1950-х гг.

Вопрос о создании территориальных структур управления активно обсуждался после XX съезда КПСС. Лидер страны Н.С. Хрущев в 1957 г. внес на рассмотрение Президиума ЦК КПСС предложение о преобразовании управленческой структуры народного хозяйства СССР. Переходом на территориальную систему управления Н.С. Хрущев стремился достичь решения нескольких задач: придать импульс индустриальному и научно-техническому развитию страны; значительно сократить численность управленческого персонала, ослабить влияние и в конечном счете роль административно-бюрократического аппарата; усилить кадровый потенциал регионов за счет опытных руководителей и специалистов, направляемых на места [Степанов 2004, с. 281].

30 марта 1957 г. для обсуждения были опубликованы его тезисы доклада о реорганизации системы управления, а 7 мая 1957 г. сессия Верховного Совета СССР, одобрив доклад Н.С. Хрущева, приняла Закон «О дальнейшем совершенствовании управления промышленностью и строительством» (Решения партии… 1968. Т. 4. С. 343). На основании принятого Закона Верховный Совет СССР установил, что управление промышленностью и строительством должно было реализовываться по территориальному принципу на основе экономических административных районов. В рамках названного закона первоначально было образовано 70 экономических административных районов, в их числе Чувашский, Марийский и Мордовский, в каждом из которых создавался Совет народного хозяйства (совнархоз, СНХ) [Минеев, Сануков 2015, с. 84].

Появление совнархозов стало важным этапом в реструктуризации хозяйственного управления страны. Интерес к названным органам управления наблюдается и по сегодняшний день [Минеев, Минеева 2006; Минеев, Бойко, Иванов 2012; Минеев 2013; Горлов 2018; Биряева, Сушкова 2019; Рокина 2019] (Калимуллин 2017). В своей деятельности совнархозы подчинялись Совету Министров СССР через Советы Министров союзных республик, наделенные правом отменять или приостанавливать постановления совнархозов [Петров 1958, с. 69–75]. В каждом экономическом районе образовывался Совет народного хозяйства, подчиненный во всей своей деятельности непосредственно Совету Министров союзной республики.

Большинство общесоюзных и все союзно-республиканские промышленные министерства упразднялись, подведомственные им предприятия передавались в подчинение совнархозов экономических административных районов. «На совнархозы возлагалось оперативное руководство предприятиями и организациями, находившимся в ведении сохраненных общесоюзных промышленных министерств: авиационной, оборонной, радиотехнической, судостроительной, химической промышленности и электростанций. В связи с этим изменялись функции указанных министерств, ограничиваясь планированием соответствующих отраслей промышленности и обеспечиванием высокого уровня в развитии производства. При этом министерства вели свою работу через совнархозы экономических административных районов» (Минеев 2012, с. 49).

Советы народного хозяйства являлись государственными органами по управлению предприятиями, стройками и организациями союзно-республиканской промышленности, находившимися на территории экономического административного района (ГИА ЧР. Ф. Р.-1806. Оп. 2. Д. 1. Л. 2). Совнархозы руководили порученными им отраслями хозяйства через принадлежавшие СНХ хозяйственные объединения и должны были управлять непосредственно подчиненными им предприятиями и стройками. Таким образом, в ведение СНХ перешла значительная часть предприятий народного хозяйства всего Советского Союза.

Изменения в хозяйственной деятельности требовали преобразований в кадровой политике, а именно, реализации управленческих решений высокопрофессиональными специалистами непосредственно в регионах. Не случайно 94 из 105 председателей СНХ СССР (к июлю 1957 г.) являлись представителями, работавшими в штате центральных министерств и ведомств, лишь 11 человек были выдвинуты местными партийными организациями. Должности председателей совнархозов занимали: «9 заместителей председателей советов министров союзных республик, 22 бывших министра союзных республик, 41 заместитель министра, 22 начальника главных управлений и управлений союзных и союзно-республиканских министерств. По штатному расписанию требовалось заместителей председателей СНХ – 397 человек, к июлю же 1957 г. было утверждено всего 360. Из них 23 – бывшие министры республиканских министерств, 77 – заместители министров, 26 – руководители союзных и республиканских ведомств и организаций, 109 – начальники главных управлений и управлений министерств» [Коваленко 2008, с. 41] (Минеев 2012, с. 50).

В июле 1957 г. из 910 начальников функциональных отделов работали 879 человек. Штат 105 совнархозов вместе с комбинатами и трестами, входившими в их состав на правах управлений, включал 56 853 человека, в управленческом аппарате были заняты 40 000 человек [Коваленко 2008, с. 41]. Для реализации поставленных перед совнархозами задач в первую очередь были необходимы профессиональные, высококвалифицированные инженерно-технические специалисты. Не случайно одной из главных проблем, с которыми столкнулись только что созданные СНХ, стала проблема кадров.

 

Организация и деятельность совнархозов в республиках Среднего Поволжья

Надо сказать, что на протяжении всех лет существования и деятельности совнархозов в автономиях Среднего Поволжья, медленно переходивших из разряда сельскохозяйственных в индустриальные республики, остро стояли вопросы обеспечения отраслей народного хозяйства, прежде всего промышленности, транспорта и строительства дипломированными инженерно-техническими кадрами, специалистами производства.

Изначально структура СНХ не отличалась стабильностью, постепенно претерпевая изменения в области увеличения штата. Численный состав аппарата Мордовского СНХ составил 185 чел., Марийского – 220, Чувашского – 302 человека. При этом их комплектация шла достаточно долго и медленно. Так, например, на 17 июня 1957 г. центральный аппарат Марийского совнархоза был укомплектован лишь на 71 % [Минеев Сануков 2020, с. 139].

Несмотря на сложности в кадровом обеспечении, перед СНХ стояли крупные задачи, связанные с выполнением хозяйственной деятельности, с которыми они должны были справляться. Поэтому важным является раскрытие основных результатов работы и неудач СНХ в первый год их существования. В Государственном архиве Российской Федерации есть документы, позволяющие более детально разобраться в данном вопросе.

Перед промышленностью республик Среднего Поволжья были поставлены весьма непростые для реализации задачи. Исходя из цифровых показателей, в 1957 г. предприятия и организации Марийского СНХ выполнили план по валовой продукции на 106,7 % (ГАРФ. А 259. Оп. 42. Д. 262. Л. 1), Мордовского СНХ – на 105,5 % (ГАРФ. А 259. Оп. 42. Д. 319. Л. 1), Чувашского СНХ – на 104,6 % (ГАРФ. А 259. Оп. 42. Д. 325. Л. 1). Утвержденный план по производительности труда Марийский СНХ реализовал на 107,4 %, Чувашский СНХ – на 103,6 %, Мордовский СНХ – на 102,2 %, снизив себестоимость продукции сверх плана на 4 млн рублей и освоив выпуск ряда новых изделий – люминесцентных ламп, светильников и строительных материалов (ГАРФ. А 259. Оп. 42. Д. 262. Л. 1; Д. 325. Л. 1-2; Д. 319. Л. 1).

Однако, несмотря на положительный рост основных экономических показателей, в работе совнархозов наблюдались серьезные сложности и просчеты, которые были обозначены в том числе и Советом Министров РСФСР. Так, в Марийском СНХ: 9 предприятий не выполнили планы производства и недодали продукции на 9,1 млн рублей; неудовлетворительно осуществлялась механизация тяжелых и трудоемких работ в лесозаготовительных предприятиях; 8 предприятий не выполнили план по производительности труда, а на ряде предприятий средняя заработная плата опережала рост производительности труда (ГАРФ. А 259. Оп. 42. Д. 262. Л. 1, 3). В результате превышения норм расходов сырья, нарушения технологии производства и неудовлетворительной организации труда 19 предприятий Марийского СНХ не выполнили задания по снижению себестоимости. Потери, связанные с непроизводительными расходами, составили 26 млн рублей. План строительно-монтажных работ был выполнен на 98 %, при этом совнархозом не были приняты меры к сосредоточению средств на пусковых стройках, вследствие чего объем незавершенного строительства увеличился за 1957 г. на 14,6 млн рублей. Также в результате неспособности реализации частью предприятий плана накоплений и вследствие других нарушений сметно-финансовой дисциплины предприятия Марийского СНХ завершили 1957 г. с недостатком собственных оборотных средств в сумме 7 828 тыс. рублей и допустили образование просроченной задолженности по ссудам Госбанка в сумме 1,9 млн рублей (ГАРФ. А 259. Оп. 42. Д. 262. Л. 2).

При подведении итогов по результатам деятельности первого года существования Мордовского СНХ также выделялись существенные недостатки: из 69 предприятий 16 не выполнили план и недодали валовой продукции на 7,4 млн рублей. Некоторые предприятия не смогли реализовать задания по номенклатуре изделий и их ассортименту. Например, завод «Электровыпрямитель» не разработал и не освоил серийного выпуска германиевых выпрямителей на 200А. Электроламповый завод не сумел обеспечить план по кооперированным поставкам и недодал коробок для упаковки ламп в количестве 190 тыс. штук. Механический завод недопоставил 2917 штук электромоторов, не было выполнено задание по выпуску железобетонных изделий на 7,9 тыс. т., кирпича-обжига – на 5,125 тыс. штук и люминесцентных ламп – на 538 тыс. штук. Наряду с этим предприятия мясной промышленности из 15 видов изделий выполнили план только по 9 (ГАРФ. А 259. Оп. 42. Д. 319. Л. 1). Саранский кабельный завод не справился с освоением и организацией производства шахтных и силовых кабелей.

Особенно неудовлетворительно шла работа строительных организаций. План строительно-монтажных работ в целом был выполнен на 95,3 %, в итоге не были решены задачи по строительству таких важных для Мордовии объектов, как Саранская ТЭЦ № 2 (план выполнен на 72,3 %), завод чувствительных элементов и нормалей (29,9 %) и инструментальный завод (90,5 %) (ГАРФ. А 259. Оп. 42. Д. 319. Л. 2). Вместе с тем на предприятиях выявился перерасход фонда заработной платы (в перерасчете на объем выполненных работ) на 3,8 млн рублей. Стоимость строительства превысила плановую смету на 10,4 млн рублей, что составило 15 %. В результате неудовлетворительной работы строительно-подрядные организации при плане прибылей в 2,2 млн рублей завершили 1957 г. с убытком в 9,5 млн рублей (ГАРФ. А 259. Оп. 42. Д. 319. Л. 2). Кроме того, были допущены непроизводственные потери и перерасходы в сумме 15,4 млн рублей при общем невыполнении плана по прибылям на 17,5 млн рублей и обязательств перед бюджетом по взносам отчислений от прибылей на 3,5 млн рублей. На 1 января 1958 г. Мордовский СНХ имел недостаток собственных оборотных средств в размере 17,9 млн рублей (ГАРФ. А 259. Оп. 42. Д. 319. Л. 3).

Что касается Чувашского СНХ, то в 1957 г. из 80 предприятий 24 не выполнили производственное задание и недодали валовой продукции на 20,2 млн рублей. Заводы лесной и деревообрабатывающей промышленности недодали каркасно-щитовых домов и комплектов деталей, мебели на 16,4 млн рублей, предприятия промышленности строительных материалов – железобетонных изделий, предприятия пищевой промышленности – животного мяса. По отдельным видам продукции не был выполнен план кооперированных поставок: предприятиями лесной и деревообрабатывающей промышленности недопоставлено 8 тыс. вагонов лесопродукции. Чебоксарским электроаппаратным заводом недопоставлены кнопки управления, реле и угольные регуляторы (ГАРФ. А 259. Оп. 42. Д. 325. Л. 1–2).

При выполнении государственного плана капитальных работ по отдельным объектам в среднем на 97 % наблюдалось существенное недовыполнение плана: по Чебоксарскому электроаппаратному заводу план был реализован лишь на 70,5 %, по заводу электроисполнительных механизмов – на 51,1 %, по заводу электроизмерительных приборов – на 53,2 %. При этом отмечено допущенное удорожание себестоимости строительно-монтажных работ на 4,5 млн рублей. В итоге на 1 января 1958 г. недостаток оборотных средств по Чувашскому СНХ составил 13,9 млн рублей, а дебиторская задолженность – 18,8 млн рублей (ГАРФ. А 259. Оп. 42. Д. 325. Л. 2).

 

Заключение

Анализ архивных документов позволяет сделать следующие выводы. Говоря о деятельности СНХ в первый год их существования, следует констатировать ряд его просчетов как субъективного, так и объективного характера. Присутствовали причины, не позволявшие в полной мере реализовывать все намеченные планы. Во-первых, в это время еще отсутствовала четкая согласованность действий между центральными и региональными органами управления, процесс перехода на новую систему управления промышленностью находился на стадии становления. Длительная переписка, отложившаяся в архивах, – явное тому подтверждение. Бесконечные согласования отдельных вопросов, волокита, боязнь принятия ответственных решений, естественно, отрицательно сказывались на работе предприятий. Во-вторых, прибывшим на места руководителям СНХ необходимо было время, чтобы разобраться в региональной модели управления промышленностью, национальной специфике региона, что, безусловно, влияло на скорость и эффективность решения тех или иных вопросов. В-третьих, Марийская, Мордовская и Чувашская автономии относились к числу аграрных республик, индустриальное развитие здесь шло крайне медленными темпами, поэтому ожидать самых высоких экономических показателей от них было невозможно. В-четвертых, в этих республиках наблюдалась явная нехватка инженерно-технических кадров, что тормозило развитие индустрии в целом. На местах отсутствовала научно-образовательная база, позволявшая вести подготовку так необходимых автономиям специалистов, на их территории не было и проектных институтов. Все это препятствовало конкретному выполнению плановых заданий.

В то же время перестройка управления промышленностью и строительством во второй половине 1950-х гг. повысила роль союзных и автономных республик, местных органов власти в хозяйственном руководстве страны. Она улучшила общегосударственное планирование, сформировала условия для более рационального использования природных и экономических ресурсов во всех регионах Советского государства, что впоследствии повлекло за собой ускоренные темпы роста общественного производства.

Однако анализ деятельности совнархозов в первый год их существования показал, что далеко не все было продумано в этом новом управленческом звене: конструктивной работе СНХ мешали многоступенчатость, параллелизм, бумажная волокита в решении отдельных вопросов, явная перегрузка административной составляющей при недостатке профессиональных кадров (Минеев 2012, с. 75).

Для регионов же Среднего Поволжья период деятельности совнархозов стал настоящим прорывом в народно-хозяйственном комплексе. Марийский, Мордовский и Чувашский совнархозы проделали значительную работу по развитию индустрии в национальных регионах страны, построив мощные и перспективные предприятия и значительно укрупнив действующие. При управлении промышленностью через совнархозы начали более рационально использоваться местные ресурсы, а также расширились права республик в хозяйственном строительстве, в борьбе за подъем своей индустриальной мощи. Были снижены ведомственные барьеры, руководство промышленностью стало конкретным и оперативным.

×

About the authors

A. I. Mineev

Center of the Leader Soft – Implementation Center

Author for correspondence.
Email: minalig@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0001-5791-6210

Candidate of Historical Sciences, head of the 1C Research and Training

Russian Federation, 17/1, Moskovsky Prospekt, Cheboksary, 428015, Russian Federation.

References

  1. Biryaeva Sushkova 2019 – Biryaeva A.V., Sushkova Yu.N. (2019) Mordovian Sovnarkhoz: development of light industry in 1957–1962. Vestnik NII gumanitarnykh nauk pri Pravitel'stve Respubliki Mordoviia, no. 2 (50), рр. 134–140. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=38574801. (In Russ.)
  2. Gorlov 2018 – Gorlov V.N. (2018) Reorganizing the forms of industry and construction management in 1957 as an attempt to improve the economic mechanism of the Soviet society. Bulletin of the Moscow Region State University. Series: History and Political Sciences, no. 3, pp. 147–152. DOI: http://doi.org/10.18384/2310-676X-2018-3-147-152. (In Russ.)
  3. Kovalenko 2008 – Kovalenko S.G. (2008) Reshaping the Soviet economic administration in the mid-1950s – 1970s. Voprosy istorii = Questions of History, no. 6, pp. 37–47. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=11149512; http://www.library.fa.ru/files/Kovalenko.pdf. (In Russ.)
  4. Mineev 2013 – Mineev A.I. (2013) Chuvash Economic Council and technical training. Vestnik Chuvashskogo universiteta = Bulletin of the Chuvash University, no. 1, pp. 22–26. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=18893458. (In Russ.)
  5. Mineev, Boiko, Ivanov 2012 – Mineev A.I., Boiko I.I., Ivanov V.P. (2012) From the history of the Chuvash National Economic Council the late 50s – early 60s XX century. Vestnik Chuvashskogo universiteta = Bulletin of the Chuvash University, no. 1, pp. 44–47. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=17909008. (In Russ.)
  6. Mineev, Mineeva 2006 – Mineev A.I., Mineeva E.K. (2006) Technical re-equipment of the building materials industry in Chuvashia in 1957–1989. Uchenye zapiski, vol. 10. Cheboksary: MGTIP, pp. 52–58. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25800582. (In Russ.)
  7. Mineev, Sanukov 2015 – Mineev A.I., Sanukov K.N. (2015) Experience of formation and development of national economy councils in USSR in 1950–1960-s (based on the examples of the Chuvash and Mari autonomies). Vestnik Chuvashskogo universiteta = Bulletin of the Chuvash University, no. 2, pp. 84–88. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23755602. (In Russ.)
  8. Mineev, Sanukov 2020 – Mineeva A.I., Sanukov K.N. (2020) Personnel policy on the formation of the Councils of National Economy of the USSR in the late 1950s – early 1960s: based on the materials of the autonomies of the Middle Volga Region. Vestnik of the Mari State University. Chapter «History. Law», vol. 6, no. 2, pp. 135–142. DOI: http://doi.org/10.30914/2411-3522-2020-6-2-135-142. (In Russ.)
  9. Petrov 1958 – Petrov N.Yu. (1958) National Economy Councils (historical and legal essay). Moscow: Gosiurizdat, 169 p. (In Russ.)
  10. Rokina 2019 – Rokina G.V. (2019) Glimses of Sovnarkhoz (Council of National Economy) development in the Mari economic administrative district (1957–1963). Mariiskii arkhivnyi ezhegodnik, no. 1 (19), pp. 106–111. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=42470857. (In Russ.)
  11. Stepanov 2004 – Stepanov V.R. (2004) Scientific and technological revolution: state policy and the region (based on the materials of the industrial development of the republics of the Volga-Vyatka economic region in the 50–80s). Kazan:Izd-vo Kazan. un-ta, 366 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19752276. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Mineev A.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies