Abstract

The training of a specialist at a university is predetermined by the quality of the educational process, which is caused by the development trends of the entire education system in accordance with globalization and integration into the world educational space. Professional success largely depends on the success of training, which forms the readiness of students to achieve professional success. Success is represented by an integrative assessment of the totality of student characteristics (result) and external psychological and pedagogical characteristics (learning process), which affect the process and result of the formation of professionally significant competencies. Significant external conditions are the quality of the educational process and the professionalism of the teacher; internal conditions – personal characteristics of students. A group of students – future information security specialists – was taken as a sample for a study conducted at Samara National Research University. Employers are showing a demand for specialists focused on achieving professional success in the face of increasing information threats, illegal actions, and computer crime. The study confirmed the need for students to develop not only professional competencies, but also a set of properties for the successful solution of professional problems. The structure of readiness of an information security specialist for successful professional activity was determined by the researchers taking into account the specifics (multidisciplinarity) and features (a set of meaningful characteristics for achieving success) of professional activity. Readiness criteria are as follows: professional and social orientation, ethical consciousness, acmeological orientation. The results of a comprehensive study conducted at the Samara National Research University confirm the dependence of the quality of the educational process on the readiness of teachers to organize the conditions for successful student learning.

Full Text

Введение

В период модернизации системы образования вузы решают задачу повышения качества подготовки студентов, готовых к профессиональному самообразованию и саморазвитию. Требуются специальные условия, обеспечивающие успешное обучение студентов. Обращение к научным источникам показало, что на проблему успешности существуют разные точки зрения, в том числе на суть самого понятия «успешность». Так, утверждается, что успешность – это фактор развития личностных, эмоциональных, когнитивных особенностей обучаемых (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.); это показатель академической успешности (Е.А. Бойко, Д.Л. Костин, Н.И. Мешков, Н.В. Соболь, В.Ф. Фокин и др.); это фактор влияния педагогических условий и профессионализма преподавателей (Г.А. Виноградова, Б.А. Еремеев, В.М. Минияров и др.). В ходе экспериментальной работы исследователями определены виды успешности обучения по сферам научных определений: личностные особенности студентов, их когнитивные особенности; мотивация к обучению; эмоциональное отношение студентов к результатам обучения; академическая успеваемость и способности студентов к само-обучению; отношение студентов к образовательной среде (Караханян 2017).

Итак, успешность обучения представляется интегративной оценкой совокупности характеристик студентов (результат) и внешних психолого-педагогических характеристик (процесс обучения), которые влияют на процесс и результат формирования профессионально значимых компетенций [Караханян 2016; Дмитриев 2017].

 

Результаты исследования

Исследование показало, что около 40 % студентов связывают успешность обучения с будущим карьерным ростом; более половины от этой выборки (27 %) при выборе профессии в качестве мотива называют возможности карьерного роста в силу престижности профессии. Раскрывая содержание понятия «карьера», студенты (выборка 120 человек – психологи, экономисты, юристы) называют успех, продвижение, рост. Только 3 % указывают на расширение полномочий и ответственность, которые предполагают результаты профессионального роста. Внутренний план профессионального роста в виде компетенций способствует признанию профессиональным сообществом, авторитету среди коллег, что не всегда сопровождается карь-ерным ростом. Карьерный рост не тождественен профессионализму, так как обусловлен внешними обстоятельствами [Болгова 2019].

Карьерный рост может быть затруднен объективными причинами: «перепроизводством» специалистов по ряду профессий, которые еще недавно были востребованы на рынке труда. Меняется критерий оценки качества подготовки студентов к профессиональной деятельности: творческая готовность к продуктивному решению основных классов профессиональных задач, обеспечива-ющих высокие результаты в создаваемом продукте, конкурентоспособном на внутреннем и внешнем рынках [Бороненко, Федотова 2020].

Значимыми внешними условиями являются качество образовательного процесса и профессионализм преподавателя; внутренними условиями – личностные особенности студентов. Однако получены результаты, выявляющие готовность студентов – будущих специалистов к успешному выполнению профессиональных функций. Актуальность проблемы успешного обучения студентов коррелирует с успешностью в профессиональной деятельности. Для доказательства этой зависимости в качестве выборки для исследования, проведенного в Самарском университете, взяты студенты – будущие специалисты информационной безопасности. Работодатели проявляют спрос на специалистов, ориентированных на достижение профессионального успеха в условиях возраста-ющих информационных угроз, противоправных действий, компьютерной преступности, что препятствует экономическому развитию страны. В ходе пилотажного исследования [Помельникова 2018] подтвердилась необходимость развития у студентов не только профессиональных компетенций, но и совокупности свойств для успешного решения профессиональных задач. Структура готовности специалиста информационной безопасности к успешной профессиональной деятельности исследователями [Руднева 2017] определилась с учетом специфики (многопредметность) и особенности (совокупность содержательных характеристик для достижения успеха) профессиональной деятельности. Адекватно функциям специалиста были выделены компоненты готовности: ориентационный, целеполагающий, операциональный, коммуникативный, оценочный). За критерии готовности принимались: этическое сознание (осознание профессиональных норм в сфере информационной безопасности); профессиональная и социальная направленность; акмеологическая направленность (ориентация на творческую самореализацию).

Формирующий эксперимент заключался в разработке и апробации дидактической системы, интегрирующей элементы: методологический, содержательный, процессуальный, результативный. По результатам формирующего эксперимента индекс (0,72) соответствует показателю «стремление к саморазвитию как основе для достижения “акме” в будущей профессиональной деятельности» (в структуре оценочного компонента, критерием развития которого является акмеологическая направленность). Преподаватель, включая студентов в освоение учебной дисциплины «Основы профессионального успеха в сфере информационной безопасности», обеспечивает формирование готовности к информационно-аналитической, проектной, технологической, интерактивной, рефлексивной функции с опорой на совокупность принципов: индивидуализации, субъектности, самоактуализации, доверия и поддержки, творчества и успеха. Таким образом, преподаватель вуза отвечает за организацию условий успешного обучения студентов, средства которого создают возможности для положительной динамики показателей в структуре готовности к успешной профессиональной деятельности [Резниченко, Помельникова 2019].

 

Готовность преподавателя вуза к успешной педагогической деятельности

Миссия высшей школы как социального института меняет содержание и средства подготовки студентов к профессиональной деятельности в условиях широкой доступности и открытости информационной среды. Преподаватель должен обеспечивать условия для формирования креативного мышления обучающихся с помощью инновационных образовательных технологий. Новый тип университета (когнитивный) задает новые функции педагогической деятельности, выполнение которых обеспечивает успешность будущей профессиональной деятельности выпускников [Калмыкова 2019]. На протяжении десяти лет на кафедре теории и методики профессионального образования проводится комплексное исследование профессионально-педагогической деятельности в инновационных условиях. Преподаватели в системе повышения квалификации и аспиранты в ходе подготовки к решению педагогических задач изучают специфику и особенности педагогической деятельности по алгоритму: профессиональные функции – виды деятельности – готовность к деятельности – критерии успешности. Успешность преподавателя представляется совокупностью личностных свойств, способствующих созданию условий формирования готовности студентов к успешной профессиональной самореализации (см. таблицу).

Обусловленность качества образовательного процесса готовностью преподавателя к успешной педагогической деятельности доказана результатами проведенных исследований. Выявлено, что в университете преимущественно используется традиционная система воспроизводства и распространения знаний. Более 58 % преподавателей сталкиваются с трудностями, задаваемыми новыми тенденциями – это массовизация, интернационализация, цифровизация и др. Анализ мнений преподавателей относительно качества обучения выявил необходимость организации повышения их квалификации во внутривузовской системе дополнительного образования [Соловова 2010]. Была определена целесообразность отбора содержания повышения квалификации адекватно видам научной деятельности преподавателя (ведущая деятельность в новом типе университета), которое осваивается интерактивными методами и цифровыми средствами обучения [Санько 2019]. Индивидуальная траектория обучения преподавателей позволяет адаптировать процесс повышения квалификации к индивидуальным особенностям обучающихся разных категорий профессорско-преподавательского состава.

 

Выводы

Качество подготовки студентов к профессиональной деятельности обусловлено соответствием требованиям современного рынка труда. Успешный специалист обладает ответственностью, субъектностью, мобильностью, творческой активностью. Для достижения профессионального успеха и карьерного роста необходимы знания о специфике и особенностях профессиональной деятельности, навыки самоанализа, самооценки, саморазвития. Внешними условиями успешного обучения является качество образовательного процесса и профессионализм преподавателя.

Преподаватель, организуя условия успешного обучения студентов, выполняет ряд инновационных функций, которые задаются новым типом университета, что предполагает наличие специальной готовности к разработке дидактических систем, формирующих у студентов способности к продуктивному решению профессиональных задач [Кузьмина 2002]. Структура готовности преподавателя вуза к выполнению инновационных функций обусловлена спецификой деятельности и ее особенностью (инновационные средства адаптации студентов к новым образовательным условиям и новые средства оценки результатов обучения). Успешность педагогической деятельности преподавателя должна определяться с ориентиром на совокупность видов готовности к решению современных профессиональных задач: мотивационная, методическая, технологическая, экспертная, инновационная готовность.

×

About the authors

T. I. Rudneva

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: rudneva.07@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5777-4950

Doctor of Pedagogical Sciences, professor, head of the Department of Theory and Methods of Professional Education

Russian Federation, 34. Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

References

  1. Bolgova 2019 – Bolgova V.V. [et al.] (2019) Formation of information technology competence of future teachers in the electronic information and educational environment of the university: monograph. Samara: Izd-vo Samar. gos. ekon. un-ta, 166 p. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39454349. (In Russ.)
  2. Boronenko, Fedotova 2020 – Boronenko T.A., Fedotova V.S. (2020) Prerequisites for the digital transformation of the Russian education system. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia = Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, vol. 26, no. 2, pp. 70–78. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2020-26-2-70-78. (In Russ.)
  3. Dmitriev 2017 – Dmitriev D.S. (2017) The readiness of a university teacher to use e-learning tools in professional activities. Samara: Insoma-Press, 212 p. (In Russ.)
  4. Kalmykova 2019 – Kalmykova D.A. (2019) Genesis of theoretical knowledge management ideas. Problems of modern pedagogical education, no. 63, part 1, pp. 135–139. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-teoreticheskih-idey-upravleniya-znaniyami/viewer. (In Russ.)
  5. Karakhanyan 2016 – Karakhanyan K.G. (2016) The influence of motivation and will on the process of successful student learning. Obrazovanie i vospitanie, no. 5 (10), pp. 154–156. Available at: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1370; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27537933 (accessed 22.02.2021). (In Russ.)
  6. Kuzmina (Golovko-Garshina) 2002 – Kuzmina (Golovko-Garshina) N.V. (2002) Subject of acmeology. 2nd edition, revised and enlarged. Saint Petersburg: Politekhnika, 189 p. (In Russ.)
  7. Pomelnikova 2018 – Pomelnikova E.A. (2018) Acmeological modelling of labor activity as a factor of professional formation. Izvestia of the Volgograd State Pedagogical University, no. 2 (125), pp. 46–49. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32542143. (In Russ.)
  8. Reznichenko, Pomelnikova 2019 – Reznichenko M.G., Pomelnikova E.A. (2019) Professional successfulness of information security specialists. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia = Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, vol 25, no. 3, pp. 82–88. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-3-82-88. (In Russ.)
  9. Rudneva 2017 – Rudneva T.I. (2017) Individual reflection of the academician – a factor of the successful solution of innovative educational tasks. Kazan State Power Engineering University Bulletin, no. 2 (34), pp. 76–82. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30579397. (In Russ.)
  10. Sanko 2019 – Sanko A.M. (2019) Functions of university teachers in modern conditions. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia = Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, vol. 25, no. 1, pp. 57–62. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-1-57-62. (In Russ.)
  11. Solovova 2010 – Solovova N.V. (2010) Methodological competence of a university teacher: monograph. Moscow: Izd-vo APK i PPRO, 324 p. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Rudneva T.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies