Том 14, № 3-1 (2015): Специальный выпуск

  • Год: 2015
  • Статей: 25
  • URL: https://journals.ssau.ru/vestnik/issue/view/131
  • Описание: посвящённый 85-летию Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова

Весь выпуск

Научная школа прочности ЦИАМ и её связь с Самарским аэрокосмическим кластером (к 85-летию со дня основания института)

Ножницкий Ю.А., Белоусов А.И., Кочеров Е.П.

Аннотация

Раскрывается роль Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) как головного научно-исследовательского института в системе обеспечения требуемых динамических и прочностных параметров создаваемых в стране авиационных двигателей. Приведены принципы и традиции научной школы прочности ЦИАМ  в решении практических проблем, выявлении причин дефектов и разработке конкретных рекомендаций на основе фундаментальных и инженерных подходов. Особенностью научной школы прочности ЦИАМ  является то, что она объединяет инженерно-технических и научных сотрудников института и работающих в тесном контакте с ними сотрудников предприятий отрасли, вузов, академических и отраслевых институтов, научно-исследовательских учреждений Министерств обороны и гражданской авиации. Показана роль в формировании и развитии научной школы прочности ЦИАМ выдающихся учёных И.Ш. Неймана, С.В. Серенсена, Р.С. Кинасошвили, И.А. Биргера. Отмечен круг вопросов по изучению динамики авиационных двигателей при сочетании теоретических, расчётных и экспериментальных исследований по созданию, расширению с использованием уникальной отраслевой экспериментальной базы для прочностных испытаний двигателей и их узлов и систем. Уделено внимание конверсионным программам по наземному применению газотурбинных двигателей, включая разработку российских и международных нормативных документов. Отмечены тесные связи прочнистов ЦИАМ с авиадвигателестроителями Самары и научных школ ЦИАМ и Самарского аэрокосмического кластера, а также роль академика Н.Д. Кузнецова в их развитии и укреплении.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(3-1):9-23
pages 9-23 views

Применение инвариантной теории пластического течения для моделирования процессов испытаний образцов при сложном упругопластическом деформировании

Темис Ю.М., Алхимов Д.А., Мартынова А.Д.

Аннотация

 

Соотношения инвариантной теории пластического течения применены к моделированию процессов испытаний тонкостенных трубчатых стальных образцов при сложном упругопластическом деформировании. Для модели c трансляционным и изотропным упрочнением, являющейся комбинацией моделей Кадашевича-Новожилова и Арутюняна-Вакуленко, разработан программный комплекс расчёта простых и сложных траекторий деформирования тонкостенных трубчатых образцов и проведения анализа полученных результатов. Погрешности, возникающие в ходе численного моделирования процесса деформирования за пределами упругой области, компенсирует алгоритм коррекции, позволяющий возвращаться на гиперповерхность нагружения на каждом шаге расчёта. Проведён ряд вычислительных экспериментов, в ходе которых рассмотрены процессы испытаний трубчатых образцов из стали 40Х16Н9Г2С. Подбор параметров модели осуществлялся по данным жёсткого циклического нагружения. Представлены результаты моделирования процессов циклического закручивания образцов, пропорционального нагружения, деформирования по сложным двухзвенным и многозвенным траекториям, а также процессa деформирования по криволинейной траектории в виде концентрических окружностей. На примере деформирования по двухзвенным траекториям с различными углами излома продемонстрировано соблюдение принципов запаздывания векторных и скалярных свойств. Результаты моделирования сопоставлены с результатами экспериментов.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(3-1):24-36
pages 24-36 views

Требования к порядку и процедурам оценки расчётных значений характеристик конструкционной прочности металлических материалов основных и особо ответственных деталей при сертификации авиационных газотурбинных двигателей

Ножницкий Ю.А., Качанов Е.Б., Голубовский Е.Р., Куевда В.К.

Аннотация

Рассмотрены требования нормативных технических документов, предъявляемые при сертификации авиационных двигателей к порядку и процедурам оценки используемых при подтверждении прочности и ресурса основных и особо ответственных деталей, характеристик конструкционной (реализуемой в конструкции) прочности металлических сплавов. Описано содержание работ, выполняемых для подтверждения указанных требований разработчиком авиационного двигателя, разработчиком материала/полуфабриката и производителем двигателя. Рассмотрены задачи, решаемые на этапах общей и специальной квалификации материалов. Представлена номенклатура основных определяемых при квалификации сплавов, в том числе монокристаллических, механических характеристик. Указаны стандарты, в соответствии с которыми должны проводиться испытания. Приведены соотношения, необходимые для определения значений используемых при оценке прочности и долговечности деталей характеристик. Рассмотрены требования к статистической обработке результатов исследований конструкционной прочности сплавов и требования к установлению гарантированных при поставке материалов/полуфабрикатов значений механических свойств. Отмечена необходимость данных о возможном содержании в заготовках основных (критических по последствиям разрушения) деталей дефектов различных размеров. В библиографический список включены основные нормативные технические документы, выполнение требований которых необходимо при проведении специальной квалификации сплавов, применяемых для изготовления основных и ответственных деталей авиационных двигателей.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(3-1):37-48
pages 37-48 views

Применение концепции аддитивности циклической долговечности для определения ресурса дисков авиадвигателей из гранулируемых сплавов

Туманов Н.В., Лаврентьева М.А., Воробьёва Н.А., Калашникова А.И.

Аннотация

Предложен подход к определению ресурса дисков авиационных газотурбинных двигателей (АГТД) из гранулируемых сплавов на основе концепции аддитивности циклической долговечности с учётом долговечности до образования трещин малоцикловой усталости (МЦУ) и долговечности при развитии этих трещин (живучести дисков). Проведены комплексные исследования, включающие анализ металлургических дефектов в очагах развития трещин МЦУ в дисках АГТД, микрофрактографическое реконструирование кинетики трещин, математическое моделирование напряжённо-деформированного состояния (НДС) дисков. На основании анализа результатов этих исследований установлена связь между размером, типом и местоположением дефектов, наработкой до появления трещин МЦУ от этих дефектов, периодом роста указанных трещин, характеристиками НДС и температурой диска в области зарождения трещин. Проведён сравнительный анализ дефектов в гранулируемом никелевом сплаве, изготовленном по разным технологиям (при различном максимальном размере гранул). Показано, что максимальный размер дефектов и их количество в единице объёма сплава значительно снижаются при уменьшении размера гранул. В то же время количество дефектов в критических зонах дисков АГТД даже при минимальном размере гранул остаётся достаточно большим и для оценки ресурса живучести дисков следует применять детерминированный подход, рассчитывая период устойчивого роста трещины МЦУ в критической зоне диска от начального размера, равного максимальному размеру дефекта.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(3-1):49-59
pages 49-59 views

Разработка модификации конструкции диска стартёра для обеспечения локализации фрагментов ротора при разрушении

Каримбаев К.Д., Сапронов Д.В.

Аннотация

В соответствии с сертификационными требованиями необходимо обеспечить локализацию в корпусе фрагментов разрушившегося ротора стартёра ГТД. Корпус стартёра должен выдерживать фрагмент с максимальной кинетической энергией. Доказано, что фрагментом с максимальной кинетической энергией в осесимметричных роторах является 1/3 часть. Для роторов с центральными отверстиями возможно обеспечить разрушение с образованием такого фрагмента при соответствующей подрезке. Для дисков без центральных отверстий, выполненных за одно целое с валом, обеспечить образование такого фрагмента при испытании не удаётся. Есть предположение, что такой вид разрушения невозможен. Возникает задача об определении наиболее энергоёмкого фрагмента при возможном разрушении и выборе способа проведения сертификационных испытаний. Для дисков без центральных отверстий в работе предложен метод, позволяющий облегчить решение задачи локализации фрагментов. Данный метод основан на введении «слабого звена» в подободной части диска ротора – локального утонения в подободной части. Для определения наиболее энергоёмкого фрагмента ротора выделены три наиболее опасных случая: разрушение по «слабому звену», разрушение по произвольному радиусу и разрушение в случае нерас-соединения стартёра с двигателем. При использовании предложенной конструкции ротора стартёра облегчается также проведение сертификационных испытаний. 

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(3-1):60-64
pages 60-64 views

Статистическое оценивание несущей способности дисков из титановых сплавов

Кутырёв В.В.

Аннотация

Рассмотрены результаты разгонных испытаний модельных и натурных дисков из титановых сплавов. Для дисков, разрушившихся по меридиональной схеме и по цилиндрической схеме, в выборках модельных и натурных конструкций с отверстиями в полотне и без них, были определены параметры статистического распределения относительной прочности дисков. Показано, что в выборках модельных и натурных дисков с отверстиями в полотне и без них при разрушении по меридиональному сечению средние значения относительной прочности дисков равны, что свидетельствует о незначимом влиянии на относительную прочность дисков типа рассмотренных конструкций и наличия отверстий. В выборках дисков с отверстиями в полотне и без них, разрушившихся по цилиндрической схеме, средние величины относительной прочности дисков также равны, что свидетельствует о незначимом влиянии на относительную прочность дисков отверстий. В выборках дисков, разрушившихся по меридиональной схеме и по цилиндрической схеме, средние значения относительной прочности дисков не равны, что свидетельствует о значимом влиянии на относительную прочность дисков схемы разрушения. Результаты могут быть использованы для прогнозирования запасов по разрушающей частоте вращения дисков.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(3-1):65-70
pages 65-70 views

Новые возможности применения разгонных стендов для обеспечения прочностной надёжности газотурбинных двигателей

Ножницкий Ю.А., Федина Ю.А., Шадрин Д.В., Серветник А.Н., Балуев Б.А., Каначкин А.В., Лепешкин А.Р., Томашев А.А., Чернышев С.А.

Аннотация

Сформулированы основные задачи использования разгонных стендов при проведении сертификационных, инженерных и технологических испытаний деталей и узлов газотурбинных двигателей. Рассмотрены конструктивные особенности разгонных стендов. Представлены основные характеристики разгонных стендов, используемых в ЦИАМ. Рассмотрены методические особенности проведения различных видов испытаний на разгонных стендах и основные требования к стендам для проведения различных испытаний. Приведены примеры использования стендов для проведения разгонных испытаний для подтверждения несущей способности или упрочнения материала роторов; эквивалентно-циклических испытаний для подтверждения ресурса роторов; исследований вибрационных свойств вращающихся деталей, в том числе для оптимизации конструкционного демпфирования колебаний и определения сопротивления многоцикловой усталости вращающихся лопаток; подтверждения удержания в корпусах фрагментов разрушившихся роторов; определения стойкости роторов к соударению с птицами и другими попадающими в газовоздушный тракт двигателя посторонними предметами. Показана необходимость сочетания испытаний на разгонных стендах с расчётами и физическими исследованиями. Рассмотрены основные направления модернизации разгонных стендов. Показана, в частности, необходимость создания стендов для различных испытаний вентиляторов двигателей с большой степенью двухконтурности; совершенствования стендов и методик испытаний для исследований сопротивления вращающихся лопаток многоцикловой усталости; создания оборудования для испытаний в условиях термоциклирования деталей роторов, особенно деталей, изготовленных из композиционных и керамических материалов; для исследования колебаний при контакте ротора  и статора.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(3-1):71-87
pages 71-87 views

Проектно-экспериментальные работы по созданию установки для стендовых испытаний невращающихся лопаток на птицестойкость

Шорр Б.Ф., Мацаренко В.С., Серебряков Н.Н.

Аннотация

Рассмотрены требования к обеспечению эффективности и безопасности стендовых испытаний на птицестойкость вентиляторов путём стрельбы птицами по невращающимся рабочим лопаткам, в том числе требования по обеспечению скорости удара птицы по испытываемой лопатке, установке лопаток под требуемым углом атаки к птице, прочности деталей установки и её ремонтопригодности. Изложены конструктивные особенности разработанной в ЦИАМ установки, включающей в себя две основные детали: модельный сектор диска для установки блока лопаток и жёсткую станину, относительно которой сектор диска может быть повёрнут на заданный угол и закреплён в этом положении. Модельный сектор диска представляет собой массивную деталь, имитирующую часть обода диска с профилированными пазами для установки хвостовиков блока исследуемых лопаток. Станина выполняется в виде набора опорных плит с расположенными по периферии отверстиями для их сборки и возможного дополнительного подкрепления с использованием прокатного профиля. Анализ прочности элементов установки в условиях действия больших кратковременных ударных нагрузок выполнен по результатам конечно-элементных 3D-расчётов. На установке были успешно проведены стендовые испытания по забросу крупной птицы на блок из трёх лопаток вентилятора.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(3-1):88-98
pages 88-98 views

Экспериментальное определение термоциклической долговечности изготовленных из перспективного жаропрочного никелевого сплава рабочих лопаток турбин с различными покрытиями

Бычков Н.Г., Ножницкий Ю.А., Хамидуллин А.Ш., Першин А.В., Авруцкий В.В.

Аннотация

Излагается оригинальная методика ЦИАМ экспериментального определения термоциклической долговечности деталей горячего тракта газотурбинных двигателей, в том числе деталей с жаростойкими и керамическими теплозащитными покрытиями, в условиях поверхностного неравномерного разогрева токами высокой частоты при непрерывном охлаждении внутренней полости деталей с заданным расходом воздуха. На основании проведённых испытаний модельных образцов с покрытиями при контроле температуры поверхности с помощью тепловизора показана возможность применения высокочастотного разогрева деталей с покрытиями (в том числе с керамическими теплозащитными покрытиями) для моделирования поверхностного разогрева натурных деталей газотурбинных двигателей. Используемая методика позволяет имитировать температурное состояние детали в эксплуатации. Температурные перепады, наблюдаемые как по поверхности, так и толщине детали, создают в материале термические напряжения, аналогичные возникающим при работе в двигателе. При необходимости к детали могут прилагаться синхронизированные с изменением температуры механические нагрузки для имитации, например, центробежной силы. В статье представлены результаты экспериментальных исследований термоциклической долговечности рабочих лопаток первой ступени турбины из перспективного монокристаллического сплава ВЖМ-5 без покрытия и с различными защитными покрытиями, проведённые по режиму Тmin↔Tmax = 350↔1050˚C. 

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(3-1):99-105
pages 99-105 views

Влияние кристаллографической ориентации и фактора Шмида на механизм роста трещины малоцикловой усталости в образце из монокристаллического никелевого жаропрочного сплава в процессе испытания

Розанов М.А.

Аннотация

Описан метод прямого наблюдения за процессом развития трещины малоцикловой усталости в условиях нагружения изгибом непосредственно в камере растрового электронного микроскопа. Установлено, что в образце из никелевого жаропрочного сплава с монокристаллической структурой в вершине трещины определяющим фактором её развития является наличие полос скольжения перед вершиной трещины. В зоне вершины трещины разрушение носило хрупкий характер. В случае остановки трещины перед препятствием образуется зона пластической деформации на некотором расстоянии  от вершины трещины с образованием ответвлений от магистральной трещины. Методом рентгеноструктурного анализа определялась кристаллографическая ориентация образца и производился расчёт величины фактора Шмида для плоскостей скольжения, по которым происходило разрушение и образование побочных трещин. Преимущественное направление распространения трещины определялось системами скольжения с максимальной для данных условий величиной фактора Шмида. Показано, что данный метод наблюдения за структурой материала и ходом трещины в условиях испытания в условиях малоцикловой усталости позволяет получать уникальную информацию о характере разрушения и  влиянии структуры материала на его параметры. Результаты могут быть использованы для определения выбора наиболее благоприятной кристаллографической ориентации монокристаллической структуры материала лопаток газотурбинных двигателей относительно их геометрии.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(3-1):106-113
pages 106-113 views

Экспериментальное исследование образцов-имитаторов биметаллического моноколеса высокотемпературной турбины с охлаждаемыми лопатками для перспективных газотурбинных двигателей

Магеррамова Л.А., Стадников А.Н.

Аннотация

Традиционный подход к конструированию рабочих колёс турбин, основанный на применении замковых соединений лопаток с диском, не позволяет совершенствовать конструкции в направлении увеличения долговечности, уменьшения массы колеса и в целом увеличения эффективности. Эта проблема может быть решена использованием разнородных материалов в интегральной конструкции колеса в виде биметаллического блиска. Для исследования прочностной надёжности рабочего колеса высокотемпературной турбины, образованного соединением полых лопаток с дисковой частью с помощью методов гранульной металлургии, разработаны и изготовлены образцы-имитаторы, включающие диффузионное соединение охлаждаемой лопатки турбины высокого давления из монокристаллического сплава с элементом дисковой части из жаропрочного никелевого гранулируемого сплава. Разработана капсульная оснастка для изготовления образцов-имитаторов, обеспечивающая герметичность зоны соединения элементов моноколеса и сохранение каналов охлаждения в лопатках в процессе горячего изостатического прессования. Проведены исследования макро- и микроструктуры зон соединения элементов конструкции. Проведены предварительные испытания образцов-имитаторов на многоцикловую усталость, в результате которых установлено, что трещины усталости зарождались в материале лопатки, а зона диффузионного соединения двух сплавов в условиях испытаний оказалась прочнее материала лопатки.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(3-1):114-121
pages 114-121 views

О перспективах применения наноструктурных гетерофазных полифункциональных композиционных материалов в авиадвигателестроении

Низовцев В.Е., Климов Д.А., Бортников А.Д., Низовцева О.В.

Аннотация

Дан краткий обзор свойств и областей применения разработанных и исследованных наноструктурированных сверхтвёрдых композиционных материалов и покрытий на их основе. Проведённые исследовательские работы позволяют сделать вывод о перспективности применения наноструктурированных композиционных материалов на основе карбидов, карбонитридов и диборидов переходных и тугоплавких металлов для авиакосмических объектов. Приоритетным направлением повышения технико-экономических показателей газотурбинных двигателей является применение новых композиционных конструкционных материалов, которые по своим основным физико-механическим свойствам превосходят традиционные в несколько раз. Многочисленные исследования в этой области свидетельствуют о том, что наибольшего прогресса при разработке новых перспективных конструкционных композиционных материалов следует ожидать на пути создания материалов на основе полимерных, металлических, интерметаллических и керамических матриц. В настоящее время прослеживается чёткая тенденция по созданию агрегатов и узлов газотурбинных двигателей и энергетических установок многократного запуска с большим ресурсом работы и повышенной долговечностью. Исследования по применению композиционных материалов нового поколения проводятся практически во всех развитых странах, в первую очередь, в США и Японии. 

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(3-1):122-127
pages 122-127 views

Разработка и экспериментальные исследования неметаллических деталей и узлов горячей части перспективного газотурбинного двигателя

Каримбаев Т.Д., Мезенцев М.А., Ежов А.Ю.

Аннотация

Проведены технологические и экспериментальные исследования в обеспечение создания соплового аппарата высокотемпературной турбины из дисперсно-упрочнённого алмазным порошком карбида кремния, а также жаровой трубы высокотемпературной камеры сгорания из армированного углеродными волокнами керамического композиционного материала на основе керамообразующего полимера. В результате проведённых исследований демонстрируются:

- технологическая возможность создания составной конструкции соплового аппарата из сверхтвёрдого дисперсно-упрочнённого алмазным порошком карбида кремния с обеспечением его совместимости с ответными металлическими узлами турбины;

- результаты испытаний изготовленной неохлаждаемой жаровой трубы из армированного углеродными волокнами керамического композиционного материала на основе керамообразующего полимера.

Результаты работы будут использованы при проектировании, изготовлении и испытаниях неметаллических деталей камеры сгорания и турбины вспомогательных силовых установок, малоразмерных и вертолётных газотурбинных двигателей.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(3-1):128-138
pages 128-138 views

Анализ возможности применения топологической оптимизации при проектировании неохлаждаемых рабочих лопаток турбин

Васильев Б.Е., Магеррамова Л.А.

Аннотация

Для наиболее полного использования возможностей интенсивно развивающихся аддитивных технологий необходимо применять новые подходы к проектированию деталей, один из которых основан на принципах топологической оптимизации. На примере типовой неохлаждаемой лопатки турбины низкого давления газотурбинного двигателя проведена топологическая оптимизация конструкции лопатки в обеспечение удовлетворения требований отстройки от резонансных частот колебаний и получения минимальной массы. В результате оптимизации получена конструкция отстроенной лопатки уменьшенной более чем на 30% массы по сравнению с прототипом при сохранении профиля лопатки. Результаты поверочного расчёта показали достаточность значений запасов прочности итоговой конструкции лопатки. Дополнительно приведено описание технологических ограничений различных классов аддитивных технологий и указан возможный способ изготовления получившейся конструкции лопатки. Анализ результатов, полученных в работе, показал возможность применения топологической оптимизации при проектировании неохлаждаемых лопаток турбин с учётом их изготовления методами аддитивных технологий с целью уменьшения массы и контроля собственных частот колебаний. Объединение методов аддитивных технологий и топологической оптимизации позволит использовать весь потенциал обеих технологий.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(3-1):139-147
pages 139-147 views

Ранняя диагностика вибрационного состояния многоступенчатых осевых компрессоров авиационных двигателей на предпомпажных режимах при стендовых испытаниях

Хориков А.А., Данилкин С.Ю., Мазикина Т.И.

Аннотация

Помпаж является опасным аэроупругим явлением, при возникновении которого в газовом тракте компрессора возникает ударная волна, повреждающая отдельные элементы компрессора, а также стендовые системы измерения параметров рабочего процесса. Поэтому ранняя диагностика предпомпажных состояний многоступенчатых осевых компрессоров современных авиационных двигателей, характеризующихся чрезвычайно высокой аэродинамической нагруженностью и малыми радиальными зазорами между ротором и статором, является актуальной задачей. В данной работе на основе анализа динамических процессов при дросселировании многоступенчатых компрессоров авиационных двигателей в стендовых условиях были выявлены диагностические признаки  предпомпажного состояния компрессоров в сигналах с тензометров, установленных на лопатках, и в сигналах с датчиков пульсаций статического давления, установленных в корпусах компрессоров. Исследование выполнено с использованием современных методов обработки и анализа сигналов динамических процессов на основе быстрого преобразования Фурье и вейвлет-анализа с применением 3D представления результатов исследования. Результаты проведённого исследования указывают на возможность ранней диагностики помпажа, а также показывают, что при потере газодинамической устойчивости реализуется несколько форм осевых колебаний и соответствующих им акустических частот в зависимости от размеров присоединённых масс. Разработанные методы и средства предлагается применить при создании автоматизированных систем предупреждения помпажа для стендовых испытаний компрессоров при определении запасов газодинамической устойчивости.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(3-1):148-159
pages 148-159 views

Динамическое поведение углепластиковой лопатки вентилятора турбореактивного двухконтурного двигателя с большой степенью двухконтурности при нестационарных аэродинамических нагрузках

Буюкли Т.В., Федорченко Ю.П., Шорстов В.А.

Аннотация

Исследовано динамическое поведение колеблющихся лопаток перспективного широкохордного вентилятора турбореактивного двухконтурного двигателя (ТРДД) с большой степенью двухконтурности под воздействием нестационарных аэродинамических нагрузок. Нестационарные аэродинамические силы возникают при обтекании рабочего колеса вентилятора, находящегося в воздухозаборнике при сильном боковом ветре. Данные нагрузки влияют на динамическое поведение лопаток вентилятора и могут привести к увеличению амплитуд колебаний лопаток и их напряжённости. Исследование динамического поведения колеблющихся лопаток проводится на базе трёхмерных газодинамических и конечно-элементных моделей высокого уровня. В газодинамической модели рассматривается нестационарное вязкое трёхмерное течение воздуха. В прочностной модели учитывается геометрическая нелинейность и анизотропия свойств композиционного материала. Для получения нестационарных аэродинамических нагрузок используется разработанный в ЦИАМ программный комплекс Cobra, основанный на методе С.К.Годунова. Для решения механической задачи применяется пакет конечно-элементного анализа ANSYS. В работе рассматриваются как вынужденные колебания лопатки при заданных постоянных циклических аэродинамических нагрузках, так и колебания с учётом взаимного влияния конструкции и потока (совместная задача) титановой и углепластиковой лопаток. Проведено сравнение полученных результатов. Показаны различия между результатами решения задачи о вынужденных колебаниях и совместной задачи для каждой из исследуемых лопаток, а также различия между результатами, полученными для лопаток одинаковой конфигурации, но сделанных из разных материалов.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(3-1):160-170
pages 160-170 views

Экспериментально-расчётные исследования эффективности различных способов демпфирования колебаний деталей газотурбинных двигателей

Шорр Б.Ф., Серебряков Н.Н., Стадников А.Н., Шадрин Д.В., Руденок Е.С., Каначкин А.В., Бортников А.Д.

Аннотация

Представлены результаты проведённых в ЦИАМ исследований по экспериментальной и расчётной оценке эффективности демпфирования колебаний деталей газотурбинных двигателей с использованием различных способов организации демпфирования. Для ступени турбины с демпфирующими вставками разной массы проведены вибрационные испытания на динамическом стенде. По результатам тензометрирования лопаток определена демпфирующая вставка оптимальной массы и жёсткости. Показана возможность эффективного демпфирования колебаний компрессорных лопаток с использованием тонких демпфирующих покрытий. Представлен метод организации демпфирования лопатки вентилятора. На примере пластины-имитатора лопатки вентилятора была проанализирована и экспериментально подтверждена эффективность метода. Рассмотрена возможность активного демпфирования колебаний деталей газотурбинных двигателей с использованием пьезоэлементов, и на примере снижения резонансных напряжений в тонкой титановой пластине экспериментально подтверждена потенциальная эффективность метода.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(3-1):171-182
pages 171-182 views

Экспериментальное и теоретическое исследование бифуркаций вибраций в авиационных трансмиссиях

Дорофеев В.Л., Голованов В.В., Гукасян С.Г., Дорофеев Д.В., Сторчак В.Г., Афанасьев И.А.

Аннотация

В трансмиссионной системе авиационного двигателя в качестве передачи крутящего момента от двигателя к агрегатам применяются зубчатые передачи. В процессе нагружения их зубьев возникают различные силы. Зубчатые колёса, входящие в состав трансмиссионной системы авиационного двигателя, состоят из таких элементов, на которые действует как жёсткая, так и мягкая восстанавливающие силы. Скачкообразное изменение жёсткости при изменении числа пар зубьев, находящихся в зацеплении, является причиной параметрических колебаний зубчатых колёс. Из этого следует, что трансмиссия является не только нелинейной, но и параметрической колебательной системой.  Максимальная амплитуда  при прохождении резонанса не реализуется, когда быстро изменяется частота вращения. И на стационарном режиме, при одинаковых значениях частоты вращения, можно регистрировать два различных значения колебаний. Эта двойственность называется бифуркацией. В авиационных трансмиссиях нередко наблюдаются бифуркации вибраций. В статье теоретически доказано существование бифуркаций вибраций в авиационных трансмиссиях и описано экспериментальное исследование, подтверждающее теоретические выводы о наличии бифуркаций колебательных процессов в зубчатых передачах. Определены бифуркационные параметры. 

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(3-1):183-192
pages 183-192 views

Моделирование нелинейных колебаний цилиндрических зубчатых передач авиационных приводов

Калинин Д.В., Темис Ю.М.

Аннотация

Представлены результаты моделирования нелинейных параметрических колебаний в авиационных зубчатых передачах при проходе системы через резонанс с сопровождающимся размыканием зубьев.  Для цилиндрических передач исследуется двухмассовая динамическая модель с упругодемпфирующей связью, параметры которой получены из результатов расчёта конечно-элементной модели в течение всей фазы зацепления. Исследуются параметрические колебания системы с кинематическим возбуждением за счёт переменной жёсткости зацепления и нелинейными эффектами, определяемыми моделированием условия потери контакта зубьев. Показано, что максимальный уровень динамических напряжений в зацеплении при проходе через резонанс не превышает определённого значения, обусловленного присутствием разрывных колебаний в системе. Подробное моделирование функции жёсткости зацепления с помощью метода конечных элементов позволяет оценивать влияние геометрических параметров профилей зубьев на динамическое возбуждение передачи. На основе разработанной модели произведена оценка влияния коэффициента перекрытия передачи на динамические нагрузки в зацеплении и продемонстрировано снижение динамических нагрузок в передачах с коэффициентом перекрытия больше двух. Показана качественная сходимость результатов моделирования динамической нагруженности зацепления с результатами эксперимента. 

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(3-1):193-202
pages 193-202 views

Расчётное исследование эффективности работы демпфера сухого трения конического зубчатого колеса тарельчатого типа при резонансных колебаниях по различным формам

Кожаринов Е.В., Темис Ю.М.

Аннотация

Рассмотрены различные конструкции демпфера сухого трения, применяемые с целью снижения амплитуды резонансных колебаний конических зубчатых колёс, и существующие подходы к моделированию структурно-изменяемых систем с сухим трением. Разработана параметрическая конечно-элементная модель контактного взаимодействия «тарельчатый демпфер – колесо» в объёмной постановке. Определены собственные частоты системы при различных параметрах контакта. Построено семейство амплитудно-частотных характеристик системы «демпфер – колесо» по перемещению точки приложения силы при различных величинах поджатия тарельчатого демпфера. Рассчитана работа вынуждающей силы за период колебаний. Путём определения среднего за период количества контактных элементов, работающих в режиме относительного проскальзывания, исследованы основные режимы работы демпфера сухого трения – с длительными и мгновенными относительными остановками. Исследовано влияние величины поджатия демпфера на относительную амплитуду резонансных колебаний конического колеса по различным формам. На основе результатов расчётов сделан вывод о том, что применение демпфера сухого трения является эффективным способом снижения амплитуды резонансных колебаний конического колеса.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(3-1):203-212
pages 203-212 views

Методы и средства диагностики авиационных приводов при их эксплуатации по техническому состоянию

Голованов В.В., Василенко В.Г., Земсков А.А., Панов С.С., Емельянова А.А.

Аннотация

На примере наземно-бортовой системы диагностики вертолётов рассмотрены основные методики определения технического состояния авиационных приводов по совокупности сигналов, получаемых в эксплуатации. Для реализации этих алгоритмов необходимо наличие кинематической схемы роторной машины с информацией о количестве зубьев зубчатых колёс, количестве шлиц в шлицевых соединениях, конструктивных параметрах подшипников, а также наличие синхросигналов, которые регистрируются параллельно с сигналами вибраций. Представленная методика оценки вибрационных параметров многовальных механизмов учитывает флуктуацию характерных частот в реальных условиях эксплуатации редуктора. На основе моделей вибраций зубчатых передач и редукторов сформированы требования к аппаратным средствам. Рабочий частотный диапазон датчиков вибраций должен охватывать характерные частоты всех зубчатых передач, шлицевых соединений и подшипников качения. Динамический диапазон определяется, исходя из вибрационной активности редуктора и агрегатов в месте установки датчиков. Представлены и обоснованы требования к аппаратуре накопления и предварительной обработки данных. Представлена методика балансировки винтов вертолётов классической и соосной схем расположения несущих винтов, основанная на анализе влияния изменений значений регулировочных параметров лопастей (масса балансировочного груза, значение тяги автомата перекоса, угол отклонения триммера) на значения амплитуд гармонических составляющих вибраций. Сформулированы основные задачи центра сопровождения эксплуатации по техническому состоянию приводов вертолётов и особенности его взаимодействия с эксплуатирующей организацией.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(3-1):213-221
pages 213-221 views

Трибодиагностика деталей редукторной установки летательных аппаратов

Шабалинская Л.А., Голованов В.В., Бубнова Е.С., Милинис Л.В., Проданов Е.С.

Аннотация

Рассмотрена трибодиагностика технического состояния деталей редукторной установки летательного аппарата (на примере коробки самолётных агрегатов (КСА)). Использованы методы испытания параметров продуктов изнашивания: ASTM D 6595 – 00 для атомно-эмиссионного спектрального анализа, ASTM D 6786 – 02 для морфологического и дисперсионного анализа частиц износа, ASTM D 7690 – 11 для феррографического анализа на аналитическом и прямопоказывающем феррографах. Путём статистического анализа 120 проб масла, отобранных в процессе стендовых испытаний из десяти редукторов пяти коробок самолётных агрегатов КСА-33М, определены экспериментальные и расчётные значения повышенных и предельно допустимых значений концентраций элементов и частиц продуктов изнашивания в смазочном масле. Для определения предельно допустимых, повышенных и нормальных значений диагностических параметров изнашивания и проведения их нормирования был выполнен статистический анализ проб. В результате были определены расчётные значения повышенных и предельно допустимых концентраций элементов износа и частиц изнашивания в смазочном масле коробки приводов самолётных агрегатов КСА-33М. На основании проведённого исследования, а также данных, полученных ранее, разработан метод трибодиагностики деталей коробки самолётных агрегатов КСА-33М, который позволяет проводить оценку её технического состояния без разборки и снятия с летательного аппарата, а при наличии каких-либо отклонений от нормы прогнозировать наработку её до аварийного состояния.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(3-1):222-227
pages 222-227 views

Пути повышения надёжности и ресурса подшипниковых опор роторов современных газотурбинных двигателей и редукторов

Петров Н.И., Лаврентьев Ю.Л.

Аннотация

В рамках работ по обеспечению надёжности газотурбинных двигателей и агрегатов трансмиссий вертолётов требуется решить проблему, связанную с обеспечением надёжности и ресурса подшипниковых опор этих изделий. Опыт эксплуатации существующих изделий авиационного двигателе- и редукторостроения и опыт создания новых типов конструкций показывают, что определение и установление ресурса основных и наиболее нагруженных деталей, к которым относятся и подшипниковые опоры, является одной из первоочередных задач. В статье анализируются причины пониженных по сравнению с подшипниками зарубежных фирм ресурса и надёжности отечественных авиационных подшипников. Определён круг основных задач по обеспечению надёжности подшипниковых опор в изделиях авиационной техники и даны предложения по их решению. Изложены экспериментальные методы подтверждения ресурсов подшипников на стендах и в составе изделия.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(3-1):228-237
pages 228-237 views

Метод исследования упругогидродинамического контакта в подшипниках скольжения со сжимаемой или несжимаемой смазкой

Темис М.Ю.

Аннотация

Представлен алгоритм решения задачи упругогидродинамического контакта для определения характеристик радиальных и осевых подшипников со смазкой маслом или газом. Алгоритм основан на совместном решении задачи течения смазки в зазоре, образованном поверхностями скольжения подшипника, и задачи определения изменения формы зазора за счёт изменения положения и деформаций поверхностей скольжения, вызванных давлением смазки в зазоре. Для определения параметров подшипника используются модификации уравнения Рейнольдса, описывающего течение несжимаемой (жидкой) или сжимаемой (газовой) смазки в радиальном или осевом зазоре. Для решения уравнения Рейнольдса применён метод конечных элементов (МКЭ). Условие замкнутости прямоугольной области для радиального подшипника обеспечивается применением множителей Лагранжа. Шаговый процесс с самокоррекцией погрешности на каждом шаге применён для решения нелинейного уравнения Рейнольдса для сжимаемой смазки. В подшипниках с несжимаемой смазкой форма зазора для смазки определяется при расчёте равновесного положения колодок в подшипниках с учётом деформаций поверхностей скольжения и деталей подшипника под действием давления смазки. В газовых подшипниках форма зазора для смазки определяется деформациями упругих лепестков, которые определяются при решении задачи деформирования и контактного взаимодействия лепестков между собой и корпусом подшипника под действием давления смазки. Представленный метод расчёта упругогидродинамического контакта в подшипниках скольжения позволяет учесть конструктивные особенности реальных изделий при исследовании характеристик опор роторов.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(3-1):238-249
pages 238-249 views

Исследование гидродинамических процессов в системе смазки газотурбинного двигателя

Гулиенко А.И., Щуровский Ю.М.

Аннотация

Объектом исследований является система смазки с электроприводными откачивающими и нагнетающим шестерёнными насосами. Проведён анализ особенностей рабочего процесса в агрегатах систем смазки и сделана оценка возможности применения гомогенной модели для описания течения мелкодисперсной масловоздушной смеси. Изложен принцип построения математической модели систем смазки на базе динамических уравнений типовых процессов в узлах – течения двухфазной смеси, смешения потоков жидкости и воздуха, заполнения межзубовых объёмов шестерённой пары в зоне всасывания. Выполнена верификация разработанной математической модели путём сравнения расчётных и экспериментальных процессов. 

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2015;14(3-1):250-261
pages 250-261 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах